УДК 78.07
Ж. А. Лавелина
КАФЕДРА ТЕОРИИ МУЗЫКИ НГК: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
афедра теории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки (далее -КТМ) представляет собой разновозрастный динамичный организм, который гармонично объединяется научным и творческим потенциалом педагогов разных поколений. На сегодняшний день в ее составе 13 человек, в большинстве своем воспитанных в НГК: здесь и первые выпускники (Я. Н. Файн), и буквально еще вчерашние аспиранты КТМ (рис. 1). Все сотрудники имеют ученые степени: четыре доктора искусствоведения (профессора С. С. Гончаренко, Г. А. Демешко, К. М. Курленя, доцент Л. Л. Пыльнева) и девять кандидатов искусствоведения (профессор А. П. Ментюков, доценты Я. Н. Файн, Т. А. Гоц, Ж. А. Лавелина, О. А. Юферова, А. С. Молчанов, Н. В. Санникова, М. Н. Бакуменко, старший преподаватель П. А. Мичков).
Подлинная история КТМ началась через три года после открытия НГК, в 1959 г. после разделения и специализации исторических и теоретических курсов. Теоретические дисциплины тогда преподавали выпускники ленинградских и московских музыкальных вузов, среди них: Л. И. Адам, В. А. Сизко, И. Г. Лах-но, С. В. Серебренникова, К. Г. Чесно-ков. В 1960-е гг. КТМ укомплектовывается специалистами, приехавшими в Сибирь не только из Москвы и Ленинграда, но и из Киева, Львова, Минска, Ташкента, Саратова и других городов, в их числе музыковеды П. Ф. Рубцов, И. А. Боровский, В. В. Задерацкий, В. М. Калужский, Е. М. Мацокина, О. А. Бочкарёва, Г. В. Айвазова, А. П. Ментюков и др., композиторы Ю. И. Шибанов, С. П. Ба-невич и др. [1].
© Ж. А. Лавелина, 2017
Векторы развития КТМ в истории НГК всегда определялись двумя факторами: общей стратегией вуза и личностью заведующего кафедрой. Очень важной вехой в жизни коллектива явилась деятельность выдающегося ученого Юзе-фа Геймановича Кона, который работал на кафедре с 1963 по 1970 гг., являясь ее заведующим в последнее пятилетие (1965-1970). Он поднял деятельность кафедры на новый качественный уровень, определил развитие ее основных научных направлений на многие годы вперед. Он же подготовил и кадры, способные реализовать эти научные направления на практике. Интеллектуальное и профессиональное влияние Ю. Г. Кона распространилось далеко за пределы вуза.
Сформировав крепкую музыкально-те-оретическую школу, Ю. Г. Кон воспитал здесь музыковедов, которые впоследствии также внесли весомый вклад отнюдь не только в развитие кафедры и Новосибирской консерватории. Среди них доктора искусствоведения, профессора НГК Л. В. Александрова, Г. А. Демешко, кандидаты искусствоведения, профессора НГК А. Г. Михайленко, Т. С. Сорокина (учившаяся у Ю. Г. Кона в аспирантуре). Эти два первых поколения учителя и учеников создали то поле научной и педагогической деятельности, которое развивается на кафедре и по сей день. Пополнение педагогического коллектива выпускниками столичных вузов происходило и в дальнейшем, однако ведущей постепенно стала тенденция его формирования за счет выпускников НГК.
Рассматривая стратегию развития НГК в целом и в частности КТМ, нужно отметить, что в первые десятилетия главными задачами было, конечно, формирование школы, развитие интеллектуального потенциала, наработка индивиду-
К
Рис. 1. Кафедра теории музыки Нижний ряд (слева направо) - кандидат искусствоведения, доцент Т. А. Гоц; доктор искусствоведения, профессор С. С. Гончаренко; кандидат искусствоведения, доцент, зав. кафедрой теории музыки Ж. А. Лавелина; доктор искусствоведения, и. о. профессора Г. А. Демешко; средний ряд - кандидаты искусствоведения, и. о. доцента М. Н. Бакуменко, Н. В. Санникова; кандидат искусствоведения, доцент А. С. Молчанов; доктор искусствоведения, профессор, ректор НГК К. М. Курленя; кандидат искусствоведения, доцент Я. Н. Файн; верхний ряд - кандидат искусствоведения, и. о. профессора А. П. Ментюков; доктор искусствоведения, доцент Л. Л. Пыльнева; кандидат искусствоведения, доцент О. А. Юферова
альных исследовательских направлений, концепций, которых придерживались как основатели кафедры, так и ее нынешние преподаватели, доценты, профессора. Существенный сдвиг произошел в 1980-е гг., и связан он был с коллективной научно-исследовательской работой кафедры над одним из важнейших направлений - изучением музыкальной культуры Сибирского региона. Начиная с этого периода, стало очевидно, что научная проблематика, к которой кафедра проявляла последовательный интерес, а также основательно заложенный фундамент и потенциал выпускников различных факультетов (композиторов, дирижеров, музыкантов-исполнителей, му-
зыковедов, работающих к этому времени в городах Сибири и Дальнего Востока), сформировали мощный культурный слой, который по своему качеству и объемам стал весьма привлекательным и актуальным предметом уже широкого системного научного исследования. Большинство педагогов всех музыковедческих кафедр в то время участвовали в осуществлении такого крупного проекта, как трехтомная монография «Музыкальная культура Сибири» [2].
На первом этапе в этой работе ведущие роли принадлежали докторам искусствоведения С. С. Гончаренко, Г. А. Демешко, кандидатам искусствоведения Т. С. Сорокиной, Я. Н. Файну,
Г. В. Айвазовой, С. В. Серебренниковой, А. П. Ментюкову, в настоящее время — уже «ученикам учеников». Так, Л. Л. Пыльнева в 2013 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Процессы становления творчества композиторов Бурятии, Тывы и Якутии», а сегодня она руководит дипломными работами, находящимися в русле данной тематики.
Профессор С. С. Гончаренко осуществляет консультирование докторской диссертации на тему «Академическая музыкальная культура Сибири во второй половине XX - начале XXI вв.», выполняемую в Красноярске И. В. Белоносо-вой, выпускницей (1981) КТМ НГК по классу старшего преподавателя С. В. Серебренниковой, а ныне являющейся доцентом кафедры звукорежиссуры КГИИ. Непосредственно связаны с сибирской тематикой и кандидатская диссертация «Симфония в творчестве Аскольда Муро-ва» (2000) Л. Л. Пыльневой и докторская диссертация «Парадигмы развития региональной отечественной культуры (на примере репрезентативных явлений музыкального искусства Новосибирска 70-х - начала 90-х годов XX столетия)» (2008) К. М. Курлени. Педагоги кафедры продолжают публиковать различные статьи, справочники, заметки, посвященные музыке сибирских авторов, знаковым событиям в концертной жизни нашего региона.
В целом же диапазон исследовательских интересов кафедры непрерывно расширяется, объединяя в себе полюса академической и ультрасовременной, собственно музыковедческой и сопредельной с другими науками проблематики. Традиционное направление представлено разработкой вопросов музыкальных форм, жанров, драматургии, музыкаль-но-языковой стилистики и композиционных методов. Его дополняют труды с более емкой исследовательской задачей. Так, направлению симметрологии принадлежат труды С. С. Гончаренко «Зеркальная симметрия в музыке» (1993) и Л. В. Александровой «Порядок и симметрия в музыкальном искусстве: логико-исторический аспект» (1995); в союзе
с лингвистикой выполнен труд Т. С. Сорокиной «Музыкальные принципы организации текста "Симфоний" Андрея Белого» (2013). Культурологический ракурс лежит в основе статей Г. А. Де-мешко: «Человек как объект художественной рефлексии музыки XX века» (2004); «Музыка в эпоху кросс-культуры» (2009); «О двух культурных рефлексиях диалога в музыке» (2014) и др.
Пристальное внимание сотрудников кафедры к отечественной и региональной тематике выстраивается на базе изучения творчества русских композиторов, что вполне закономерно для музыкального вуза, носящего имя М. И. Глинки. Среди работ этого направления - кандидатские диссертации И. Я. Нейштадт «Жанровая структура симфоний П. И. Чайковского» (1985); Т. С. Сорокиной «Принципы стилизации в оперных сочинениях И. Стравинского» (1986); К. М. Курлени «Диффузия жанров как фактор обновления стиля в симфонической музыке Р. Щедрина» (1989); монографии «Фуга в теоретическом и творческом наследии С. И. Танеева» (1992) А. Г. Михайленко; «Принцип симметрии в русской музыке» (1998) С. С. Гончаренко; статьи «Принципы сонатности Скрябина: на примере фортепианных сонат» (1978); «Ритмический эксперимент в творчестве русских композиторов и его значение для музыки XX века» (2008) Г. А. Демешко и др.
Особое внимание в научной деятельности кафедры уделяется творчеству композиторов ХХ-ХХ1 вв., что позволяет ставить и решать актуальные вопросы современного теоретического музыкознания. Среди таких работ монография Н. В. Санниковой «Карлхайнц Штокхаузен: манифестация творческого кредо композитора в опере СРЕДА из цикла СВЕТ» (2011); статьи Т. А. Гоц «Звуковысотная система и особенности формообразования в фортепианных сочинениях А. Шёнберга 1910-х годов» (2001); А. С. Молчанова «О преломлении принципов соноризма во "Флуорес-ценциях" К. Пендерецкого» (2003); О. А. Юферовой «Монограмма в творче-
стве композиторов XX века» (2005); С. С. Гончаренко «Фазовые процессы в современной музыке» (2009); «Инструментальный сверхцикл в современной музыке: к проблеме изучения» (2014); М. Н. Бакуменко «О творческом методе Стива Райха: документализм и нарра-тивность» (2010); «Вопросы теории паттерна в музыке XX века» (2011); Г. А. Демешко «Вариантность как феномен музыкальной практики XX века» (2012); «"Lamento" Б. Лисицына для скрипки, альта и виолончели (к вопросу о стиле авторского высказывания)» (2015); Ж. А. Лавелиной «Динамическое формообразование в кантате Арнольда Шёнберга "Уцелевший из Варшавы"» (2015) и др.
Расширяя объекты исследований, члены кафедры обращаются к проблематике, связанной с современной массовой музыкальной культурой. Таковы монографии К. М. Курлени «Заклинание Диониса: заметки о сибирском рок-н-ролле 80-х годов» (1988) и «Мифологемы бунта в музыкальной культуре Новосибирска 70-х — начала 90-х годов XX столетия» (2005). Возможности использования современных технологий в обучающих процессах освещаются в статьях сборника «Электронная технология и музыкальное искусство» (1990) (под редакцией А. П. Ментюкова); в статьях П. А. Мичкова: «Формирование культуры информационного поиска в музыкальном искусстве» (2014); «Определение структуры поискового запроса в условиях мультивидовой специфики музыкальной информации» (2015) и др.
Исследовательская проблематика в трудах педагогов кафедры позитивно влияет на научную работу студентов и аспирантов-музыковедов. Ее отличает актуальность тематики дипломных и диссертационных исследований, высокий профессиональный уровень их выполнения. Студенты КТМ часто становятся победителями международных, всероссийских и региональных конкурсов музыковедческих работ, выступают на межвузовских конференциях, публикуются на страницах научных изданий. За-
метными успехами во всероссийских и международных конкурсах отличаются студенты, обучающиеся в специальных классах докторов искусствоведения, профессоров С. С. Гончаренко, К. М. Курлени, доцента Л. Л. Пыльневой.
Среди них: И. В. Крапивина (класс С. С. Гончаренко) - лауреат первой степени Всероссийского конкурса музыковедческих работ (Москва, 1999); Н. В. Санникова (класс К. М. Курлени) -лауреат первой степени Всероссийского конкурса научных работ студентов в области музыкознания (Москва, 2003); И. В. Доронина (класс С. С. Гончаренко) - лауреат третьей степени Всероссийского конкурса музыковедческих работ (Москва, 2009); Д. В. Логунова (класс С. С. Гончаренко) - лауреат второй степени Всероссийского конкурса музыковедческих работ (Москва, 2011); Я. С. Сасова (класс С. С. Гончаренко) -лауреат третьей степени Международного конкурса музыковедческих работ (Москва, 2013); А. П. Машевская (класс К. М. Курлени) - лауреат второй степени XXIV Международного конкурса научно-исследовательских работ студентов в области музыкального искусства (Москва, 2014); Ю. П. Шнайдер (класс К. М. Курлени) - лауреат первой степени XXV Международного конкурса научно-иссле-довательских работ студентов в области музыкального искусства (Москва, 2015); С. С. Шилов (класс Л. Л. Пыльневой) -лауреат второй степени XXVI Международного конкурса научно-исследователь-ских работ студентов в области музыкального искусства (Москва, 2016).
Все это свидетельствует о подготовке кафедрой высококвалифицированных специалистов, число которых составляет уже более 400 человек. Среди них - ученые, преподаватели музыкальных вузов, колледжей, ДМШ, ДШИ, лекторы и редакторы радио, телевидения и филармоний, заведующие музыкальной, литературной, сценической частью в различных театрах страны. Большую роль играет кафедра и в музыкальном образовании студентов исполнительских факультетов вуза, способствуя раскрытию
творческих способностей и повышению их общепрофессионального уровня.
Говоря о роли личности заведующего в истории КТМ, нельзя, конечно, не отметить ее яркого и талантливого руководителя в течение 24 лет (1989— 2013) профессора Т. С. Сорокину. Многие члены кафедры у нее учились, многие сейчас продолжают ее научную и педагогическую деятельность. В классе по специальности она воспитала большое количество музыковедов, работающих сегодня в высших и средних учебных заведениях страны. Только в Новосибирской консерватории успешно занимаются научной и педагогической деятельностью четверо учеников класса по специальности профессора Т. С. Сорокиной: доктор искусствоведения Л. Л. Пыльнева, кан-
дидаты искусствоведения Е. В. Панкина, А. С. Молчанов, О. А. Юферова.
В целом научное руководство КТМ отличает то, что большинство педагогов предстают поистине многопрофильными специалистами. Дипломные и диссертационные работы поражают широтой охвата тем, разноплановостью исследовательского интереса (от архаики до новейшей музыки XXI в., от академических опусов и фольклора до проблем массовой музыкальной культуры и т. д.). Специальный класс профессора Т. С. Сорокиной не является исключением. Темы почти 40 дипломов, выполненных под ее руководством, весьма разнообразны, никогда не были замкнуты на узкой проблематике (таблица).
Дипломные работы, выполненные под руководством Т. С. Сорокиной
№ ФИО Год Тема дипломной работы
1 2 3 4
1. Стебунова Тамара Гавриловна 1971 Возникновение и отдельные этапы развития французской фортепианной сюиты
2. Швецова Людмила Евдокимовна 1972 Музыкальное воплощение образов народной фантазии в симфонических произведениях А. Лядова
3. Шуляк Людмила Петровна 1972 Стилевые истоки оперы Б. Бартока «Замок герцога Синяя Борода»
4. Сускова Любовь Иннокентьевна 1972 Русские элементы в творчестве И. Стравинского в конце 10-х -нач. 20-х годов
5. Наумова Татьяна Леонидовна 1973 Поздние произведения С. Рахманинова (Третья симфония, Симфонические танцы)
6. Клепфер Людмила Леонидовна 1973 Трактовка сонатной формы в творчестве Ф. Шуберта (на примере его фортепианных сонат)
7. Чижова Ирина Александровна 1974 Творчество Й. Гайдна как первый этап становления классических сонатных принципов
8. Шомеро Эмилия Хаскелевна 1975 Претворение традиций искусства скоморохов в «Байке про лису, петуха, кота да барана» И. Стравинского
9. Кутонова Татьяна Николаевна 1978 О некоторых композиционных особенностях миниатюры (на примере фортепианного цикла С. Прокофьева « Мимолетности »)
10. Михайлова Наталья Григорьевна 1978 Ю. Энгель об оперном творчестве Н. А. Римского-Корсакова
1 2 3 4
11. Очередко Вера Григорьевна 1978 Четырнадцатый квартет, ор. 131 как пример контрастно-составной формы в творчестве Л. Бетховена
12. Жилкова Ольга Евгеньевна 1978 Композиционные особенности камерно-вокальных произведений Ю. Юкечева в соотношении с поэтическим текстом
13. Агапова Ирина Михайловна 1979 Жанр фантазии в творчестве композиторов ХУ1-ХУШ веков
14. Осокина Тамара Ильинична 1979 Принципы формообразования в ноктюрнах К. Дебюсси
15. Гусарова Людмила Ивановна 1980 Тридцать три вариации на тему Диабелли Л. Бетховена как предвосхищение романтических вариационных циклов
16. Юкечева Ольга Леонидовна 1983 Мотеты Дж. Палестрины как результат эволюции жанра на протяжении XIII-XVI веков
17. Губина Людмила Васильевна 1984 Рефренные формы в творчестве Г. де Машо
18. Подколзина Надежда Васильевна 1985 Трактовка цикла в вокальных симфониях М. С. Вайнберга
19. Черных Людмила Александровна 1985 Три сцены из «Фауста» как проявление некоторых стилевых особенностей А. Локшина
20. Девятерикова Валентина Ивановна 1987 Жанр песни в творчестве композиторов Бурятии
21. Ульянина Галина Николаевна 1988 Об особенности драматургии в Первой симфонии И. Габели «Драматический диалог»
22. Шестакова Елена Владимировна 1989 Особенности драматургии и формообразования в Пятой симфонии Г. Канчели
23. Панова Елена Александровна 1990 Драматургия состояний в концерте для скрипки с оркестром Э. Денисова
24. Шемякина Алла Александровна 1991 Цепная форма в произведениях С. Слонимского
25. Синельникова Ольга Владимировна 1994 Монтаж как принцип драматургии в современной музыке (на материале инструментального творчества Р. Щедрина 80-х годов)
26. Панкина Елена Валериевна 1994 Фроттола как обобщение итальянской светской вокальной традиции в эпоху Ренессанса
27. Бочарова Ольга Александровна 1996 Лейтмотивная система в опере «Борис Годунов» М. Мусоргского
28. Пыльнева Лада Леонидовна 1996 Роль канта в драматургии Третьей и Пятой симфоний А. Мурова
29. Гусакова Александра Николаевна 1997 Особенности формообразования Симфонии № 1 Г. Н. Иванова
30. Власенкова Елена Сергеевна 1998 Претворение неоромантических тенденций в отечественной музыке 70-80-х годов XX века
31. Позднякова Ирина Дмитриевна 1998 Обобщение опыта музыкотерапии Центра медицинско-психологической помощи г. Новосибирска
1 2 3 4
32. Колодин Виталий Владимирович 1998 Феномен вмешательства в авторский текст в фортепианно-исполнительском искусстве XX в.
33. Молчанов Андрей Сергеевич 2000 Динамика восприятия повтора в музыкальном произведении
34. Максимова Владислава Владимировна 2001 Исполнительские принципы К. Ф. Э. Баха на основе трактата «Опыт об истинном способе игры на клавире»
35. Юкечев Павел Юрьевич 2001 Жанр каприччио в искусстве XVI -первой половины XVIII веков
36. Юферова Ольга Александровна 2002 Монограмма в музыкальном искусстве
37. Полякова Евгения Петровна 2005 Симфоническое творчество Виктора Шергова
38. Левашова Ксения Валерьевна 2007 Танцевальные жанры в лютневом творчестве Джона Доуленда
39. Тюрина Светлана Владимировна 2008 Жанр симфонической картины в творчестве Захара Степанова
Завершая беглый экскурс в историю одной из фундаментальных кафедр Новосибирской консерватории, хочется выразить глубокое сожаление о том, что некоторых педагогов уже нет
с нами. Вместе с тем, намного отчетливее приходит понимание и осознание важности того, что люди, стоявшие у истоков кафедры, - кандидаты искусствоведения Я. Н. Файн, А. П. Ментю-
Рис. 2. 50-летие НТК Нижний ряд (слева направо) - кандидат искусствоведения, профессор, зав. кафедрой теории музыки Т. С. Сорокина, Т. А. Гоц, С. С. Гончаренко; верхний ряд -Л. Л. Пыльнева, Г. А. Демешко, Я. Н. Файн, О. А. Юферова, Ж. А. Лавелина, К. М. Курленя, кандидат искусствоведения, профессор А. Г. Михайленко
ков, доктора искусствоведения С. С. Гончаренко, Г. А. Демешко - до сих пор работают. Их воспоминания, фотоархивы, а тем более, живое общение с ними - поистине бесценны. Но время по-прежнему неумолимо бежит вперед. И вот уже события десятилетней давности (рис. 2) превращаются постепенно в историю, ход которой остановить невозможно.
Сегодня кафедра находится на подъеме, одновременно сохраняя и развивая традиции школы теоретического музы-
Литература
1. Демешко Г. А., Сорокина Т. С. Кафедра теории музыки // Новосибирская консерватория: 50 лет: Энцикл. слов. - Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (акад.) им. М. И. Глинки, 2006. - С. 113-116.
2. Музыкальная культура Сибири: В 3 т.; В 6 кн. / гл. ред. Б. А. Шиндин. - Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 1997.
кознания и педагогики, заложенной Ю. Г. Коном и другими учеными и педагогами. Об этом свидетельствуют появление инновационных дисциплин, обновление корпуса кандидатов и докторов наук. Конечно, хочется, чтобы эта тенденция динамичного развития не прекращалась. Поэтому более молодое поколение не должно забывать, что преемственность - это великая вещь, и современность - ничто без сохранения традиций. А если все это гармонично сочетается, то, безусловно, -счастье работать в таком коллективе!
References
1.Demeshko G. A., Sorokina Т. S. Music Theory Department. Novosibirskaya konservatoriya: 50 let. Entsiklopedicheskij slovar' [Novosibirsk consevatoire - 50 years. Encyclopedic dictionary]. Novosibirsk, 2006.
2.Muzykal'naya kul'tura Sibiri [Musical culture of Siberia]. Novosibirsk, 1997.
Кафедра теории музыки НГК: традиции и современность
Статья создана по материалам выступления автора на Всероссийской научно-практичес-кой конференции «Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки в системе российского музыкального образования: история и современность» (12-14 октября 2016 г.), посвященной 60-летию Новосибирской консерватории. Кафедра теории музыки НГК - ровесница консерватории - по праву считается одной из фундаментальных структур вуза. Ее первоначальный состав укомплектовывался выпускниками, приехавшими из Москвы, Ленинграда, Киева, Львова, Минска, Ташкента и других городов. Среди ее основателей - известный музыковед, ученый Юзеф Гейманович Кон, сформировавший музыкально-теоретическую школу высокого класса. Его ученики (профессора Л. В. Александрова, Г. А. Демешко, А. Г. Ми-хайленко, Т. С. Сорокина) также внесли весомый вклад в развитие вуза. Сегодняшний состав кафедры в большинстве своем - выпускники НГК: четыре доктора и девять кандидатов искусствоведения. Деятельность всех членов направлена на сохранение и развитие традиций школы теоретического музы-
The Department of Music Theory NSC: tradition and modernity
The article was created based on a presentation by the author at the all-Russian scientific-practical conference «Novosibirsk state Conservatoire named after M. I. Glinka in Russian music education: history and modernity» (12-14 October 2016), dedicated to the 60th anniversary of the Novosibirsk Conservatoire. The Department of Music Theory of NSC - the age of the Conservatoire is considered to be one of the fundamental structures of the University. Its initial composition was completed by graduates who had come from Moscow, Leningrad, Kiev, Lvov, Minsk, Tashkent and other cities. Among its founders - a well-known musicologist, scholar Uzef Geimanovich Kon, formed music theory high school class. His disciples (professors L. V. Alexandrova, G. A. Demeshko, A. G. Mikhailenko, T. S. Sorokina) also made a significant contribution to the development of the University. The current composition of the Department the majority of graduates NSC: four doctors and nine candidates of art criticism. The activities of all members aimed at the preservation and development of traditions of schools of musicology, founded by teachers
кознания, заложенной педагогами, стоявшими у истоков кафедры теории музыки.
Ключевые слова: Новосибирская консерватория, кафедра теории музыки, Ю. Г. Кон, научная проблематика, Т. С. Сорокина.
who stood at the origins of the Department of Music Theory.
Keywords: Novosibirsk Conservatoire, Department of Music Theory, Yu. G. Kon, scientific perspective, T. S. Sorokina.
Лавелина Жанна Алийевна, кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой теории музыки Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: [email protected]
Lavelina Zhanna Alijevna, Candidate of Art Criticism, Associate Professor, Head of the Department of Music Theory at the Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: [email protected]
Получено 12.02.2017