ВЕСТНИК МУЗЫКАЛЬНОЙ НАУКИ № 1 (7) - 2015 УДК 784.3
А. А. Мальцева, Е. В. Панкина, Н. В. Санникова, О. А. Светлова
ДНИ СТАРИННОЙ МУЗЫКИ В НОВОСИБИРСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ
С 28 по 30 октября 2014 года в Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки состоялся международный проект «Сибирский органный форум», включивший концертные программы, мастер-классы и научно-практичес-кую конференцию «Западноевропейская доклассическая музыка: вопросы истории, теории и практики».
На три дня консерватория погрузилась в мир старинной музыки. Заседания конференции были обрамлены концертами и творческими встречами со студентами. Мастер-классы Гюнтера Роста - руководителя кафедры церковной музыки и органа Университета музыки и театра Граца (Австрия) - сменялись выступлениями педагогов и студентов Новосибирской консерватории. В программе первого концерта «Из истории органных регистров» музыканты ансамбля старинной музыки «Insula Magica» под руководством заслуженного артиста России Аркадия Бурханова демонстрировали инструменты из коллекции коллектива. На втором концерте играли ученики доцента Н. В. Багинской -юные органисты Пелагея Костина, Де-низ Онал и Артём Егоров, обучающиеся в колледже консерватории (орган как специальность ведется здесь с первого класса) и студентки Ольга Колесникова и Екатерина Данилова, игравшие музыку И. С. Баха, Ф. Мендельсона, М. Реге-ра, М. Дюрюфле, П. Эбена.
30 октября с сольной программой выступил гость — Гюнтер Рост, ярко закрывший форум страстным исполнением
© А. А. Мальцева, Б. В. Панкина, Н. В. Санникова, О. А. Светлова, 2015
Прелюдии и фуги ми минор BWV 548 и Французской сюиты № 6 (в собственной транскрипции) И. С. Баха, свободной интерпретацией третьей и пятой сонат из ор. 65 Ф. Мендельсона и Симфонией № 6 (ор. 59) Л. Вьерна.
Новосибирская консерватория принимала Гюнтера Роста впервые, однако его контакты с сибирскими органистами имеют многолетнюю историю. По традиции победителей конкурса органистов в Санкт-Петербурге вместе с их педагогами приглашают для летней стажировки в Университет музыки и театра Граца, -это происходит благодаря инициативе профессора Иоганна Труммера, ранее возглавлявшего органную кафедру Грац-ского университета и организовавшего занятия летней органной академии. Большинство учеников Натальи Багинской, успешно выступивших на конкурсе, побывали в Граце и прошли обучение у профессоров Труммера и Роста. Во время стажировки Наталья Багинская и двое ее студентов - Мария Лесовиченко и Алексей Вылегжанин - выступали с сольными концертами в городском кафедральном соборе Святого Эгидия. Профессор Труммер побывал в Новосибирске в 2010 году с сольными концертами и мастер-классами. В последние годы его коллега Гюнтер Рост - один из ярчайших учеников прославленной французской органистки Мари-Клер Ален, продолжатель лучших традиций немецко-австрийского органного искусства -выступает в сибирских городах - Томске, Красноярске, теперь и Новосибирске. Идея проведения конференции, посвященной западноевропейской докласси-ческой музыке, возникла в Новосибирской консерватории довольно давно. Интерес новосибирских музыковедов к этой проблематике имеет многолетнюю исто-
рию, восходящую ко времени самого ее основания. Основные факторы ее развития связаны как с закономерным стремлением преподавателей-музыковедов к углублению познаний и заполнению лакун при разработке учебных курсов, так и с контактами со специалистами из музыкальных вузов Чехии, Германии, Италии. Следствием «открытия» мира старинной музыки стал долгий и сложный путь становления в студенческой среде различных творческих коллективов, из которых впоследствии выросли такие известные филармонические коллективы, как «Insula Magica» и «Марке л ловы голоса».
Исследовательская традиция была заложена работами первых педагогов Новосибирской консерватории, в числе которых — музыковед, органист и пианист, кандидат искусствоведения А. Н. Кот ля-ревский (1910-1998), ректор вуза в 1960-1968 годах. Благодаря ему в консерватории был открыт класс органа, а в Большом зале построен первый в Сибири концертный орган. Особенно активно А. Н. Котляревский занимался вопросами расшифровки барочных органных партитур. Ему же принадлежат работы «Магнификат Баха», «"Иуда Маккавей" Генделя» и другие, ставшие отправной точкой для развития в Новосибирске линии, связанной с изучением доклассичес-кой зарубежной музыки.
Эта линия реализовывалась в исследованиях истории и теории старинной западноевропейской музыки, осуществлявшихся педагогами консерватории и их учениками. Интенсивность и тематический диапазон исследований возросли в 2000-е годы в связи с рядом объективных (открытие и доступность новых материалов) и субъективных (личный исследовательский интерес) факторов, что проявилось, прежде всего, в тематике диссертаций. Начиная с конца 1990-х годов, в диссертационном совете Новосибирской консерватории проходили защиты работ, посвященных изучению старинной музыки, среди них - кандидатские диссертации Е. В. Панкиной «Жанрооб-разование в итальянской светской песен-
Фото 1. Мастер-класс Гюнтера Роста (Австрия) в Большом зале Новосибирской консерватории
ной культуре второй половины XVI веков» (1998, научный руководитель Т. С. Сорокина); Т. Ф. Ильиной «Орфическая тема в ранней опере» (2002, С. С. Гончаренко); С. В. Камышниковой «Невербально-синестетический аспект музыкального восприятия (на материале инструментальной музыки Барокко)» (2007, Н. П. Коляденко); Т. В. Смирновой «Английские консортные жанры конца XVI — первой четверти XVII веков» (2009, Е. В. Панкина); С. В. Сараевой «Песенные жанры миннезанга» (2010, Е. В. Панкина); А. В. Переваловой «Традиции жанра маски в английском музы-кально-драматическом театре второй половины XVII века» (2013, Е. В. Панкина); А. А. Мальцевой «Музыкально-ритори-ческие фигуры Барокко: проблемы методологии анализа (на материале лютеранских магнификатов XVII века)» (2013, Е. В. Панкина).
Фото 2. Р. А. Насонов (Москва), музыковед, специальный гость проекта
Конференции, специально посвященные соответствующей проблематике, проходили в вузе в разные годы вполне успешно, но нечасто, приблизительно раз в десятилетие: «Старинная музыка» (1969, 1979), «Европейская музыка док-лассической эпохи: к 300-летию Баха и Генделя» (1985); содержание сообщений на них было в основном связано с барочной музыкой. Конференция 2014 года, проведенная почти через 30 лет после последней по времени новосибирской конференции, сконцентрировала силы как теоретиков, так и исполнителей-практиков. В ней приняли участие 30 отечественных и зарубежных специалистов из Новосибирска, Москвы, Волгограда, Казани, Красноярска, Норильска, Перми, Бад-Кёстрица (Германия), Харькова (Украина), в виде активных и стендовых докладов, опубликованных в выпусках специализированного журнала Новосибирской консерватории «Вестник музыкальной науки».
Каждый из двух дней работы конференции завершался лекциями кандидата искусствоведения, доцента Р. А. Насонова (кафедра истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского), который увлек и заинтриговал аудиторию перипетиями музыкальной и религиозной жизни Рима в XVII веке в сообщениях на темы «Опера в контрреформационном
Риме. "Святой Алексей" Стефано Ланди» и «"Иеффай" Кирхера: диалог Карисси-ми и Монтеверди?».
Особую часть конференции составили выступления, посвященные крупным фигурам и механизмам функционирования музыкальной культуры. В сообщении «Жизнь и музыкально-теоретичес-кое наследие Джорджо Ансельми» Е. А. Самарина (аспирант НГК) рассказала об основных событиях и некоторых тайнах судьбы и деятельности выдающегося итальянского философа, астролога и теоретика музыки. Е. В. Нанкина (доцент НГК) выступила с докладом «Гутенберг в музыке: Оттавиано Петруччи и его издания», посвященным перипетиям профессионального пути знаменитого итальянского печатника XVI века. Связь между музыкальной теорией и принципами образования в Германии XVI-XVII столетий стала основой доклада «Некоторые предпосылки возникновения учения о музыкально-риторических фигурах в аспекте лютеранской системы образования» А. А. Мальцевой (преподаватель НГК). С этим сообщением оказался содержательно соотнесен стендовый доклад доктора Христине Хауштайн, сотрудницы Дома Генриха Шютца в г. Бад-Кёстрице (Германия), посвященный текстовым основам «Священных песнопений» Генриха Шютца («Die Textgrundlage der Cantiones sacrae (1625) von Heinrich Schütz») и ставший своеобразным введением в проблематику открытого коллоквиума в г. Вайсенфельсе по данной теме.
Значительная часть сообщений принадлежала к области историко-теорети-ческой проблематики, вопросов функционирования и развития видов, жанрово-стилевой специфики произведений, относящихся к различным европейским культурам.
Выступления, посвященные английской музыке прошлого, в основном были сосредоточены на предбарочных и барочных ее явлениях. Об особенностях музыкального языка композиций «малых жанров» поведали Е. В. Карман (преподаватель Новосибирского музыкального колледжа) в докладе «Словесно-музы-
кальная риторика учительных антемов Уильяма Бёрда» и Т. В. Смирнова (старший преподаватель НГК), выступившая с темой «"О voi che sospirate" Джона Копрарио: от мадригала к фантазии». Область музыкального театра Англии XVII века была затронута на материале неоперных, специфичных для английской музыкальной сцены жанрах маски и драматической пьесы с музыкой в сообщениях А. В. Переваловой (г. Новосибирск) «Трактовка "морской маски" в двух "Бурях" на либретто Томаса Ше-дуэлла: Пэлем Хамфри и Генри Пёрселл» и А. С. Климчук (студентка НГК) «Музыка Генри Пёрселла к пьесе "Боадицея, или Английская героиня"».
В «немецкой» части программы конференции О. Д. Кириченко (аспирант НГК) рассказала об организации светских кводлибетов в докладе «Политек-стовость в немецких полифонических песнях первой половины XVI века», а Я. Н. Файн (доцент НГК) обратился к некоторым загадкам творчества И. С. Баха. Путь в XVIII век был продолжен сообщением М.В. Монаховой (г. Новосибирск) «Первая масонская песня», посвященным результатам поиска и особенностям содержания исторически самой ранней масонской песни из собрания Сперонтеса «Singende Muse an der Pleisse».
Проблемы взаимодействия жанра и стиля в различных аспектах были подняты в ряде стендовых докладов: «Стилевые закономерности композиции орга-нумов в контексте основных категорий средневекового мышления» Е. В. Осиян (преподаватель Норильского колледжа искусств), «К проблеме ладовой специфики в музыке Джезуальдо» М. А. Григорьевой (доцент Волгоградской консерватории), «О взаимодействии слова и музыки в вокальных композициях раннего барокко» Г. А. Рымко (ассистент Московской консерватории), «Оратория "Иеффай" Дж. Кариссими: становление жанрового инварианта» Н. Б. Шепелен-ко (аспирант Харьковского университета искусств), «Из доклассической истории симфонии: Антонио Бриоски» Е. Г. Вар-
ламовой (аспирант Казанской консерватории), «Фуга для скрипки соло в XVIII веке и stylus phantasticus» Е. Е. Жигаловой (аспирант Харьковского университета искусств).
Тематика сообщений, выстроенных в программе конференции по хронологическому принципу, дала возможность не только охватить большой исторический период развития доклассической музыкальной культуры, но также выйти за его пределы и рассмотреть функционирование некоторых ренессансных и барочных композиционных принципов в музыке XIX-XX веков. Эти аспекты были развернуты в докладах «Об одном принципе доклассического формообразования в поздних квартетах Бетховена» С. С. Гончаренко (профессор НГК), анализировавшей принцип метроритмических преобразований стабильного звуко-высотного комплекса, «Музыкальные коды Ренессанса в творчестве Стравинского» Г. А. Ерёменко (профессор НГК), «"Мадригалы" Владимира Пономарева: особенности прочтения жанра» И. В. Бе-лоносовой (доцент Красноярской академии музыки и театра).
Осмысление логики развития отечественной музыкальной медиевистики и, в особенности, значения трудов М. А. Са-понова содержал доклад А. М. Лесови-ченко (профессор НГК и Новосибирского педагогического университета) «Западная медиевистическая проблематика в трудах советских музыковедов».
Практическое направление конференции объединило доклады, посвященные проблемам исторически ориентированного исполнительства, - выступления педагогов новосибирских вузов, музыкантов и руководителей творческих коллективов Новосибирской филармонии и хорового ансамбля «Маркелловы голоса»: руководителя ансамбля ранней музыки «Insula Magica», исполнителя на гитаре, старинных струнно-щипковых и духовых инструментах А. Г. Бурханова «Мигранты Нового Света: путешествия ренес-сансной гитары» (профессор НГК), клавесинистки этого же коллектива А. П. Недоспасовой «Итальянский
и французский стили в творчестве И. С. Баха: особенности исполнительской интерпретации» (доцент НГК), руководителя ансамбля «Маркелловы голоса» И. Б. Тюваева «Особенности стиля вокальных жанров ранней музыки» (доцент Новосибирского театрального института) и солистки ансамбля Я. А. Мамоновой «Современная практика исполнения вокальной музыки Барокко».
Можно с уверенностью заключить, что участники форума достигли поставленных целей, основными из которых
были продвижение на пути освоения исполнителями и музыковедами Новосибирска европейской доклассической музыки, расширение ее слушательской аудитории, а также представление картины исследований соответствующей направленности в Новосибирске и установление взаимодействия с коллегами из России и зарубежья. В результате стало ясно, что в Новосибирске сформировались научные и творческие силы и условия для развития межрегиональных и международных проектов подобного рода.
Литература
1. Багинская Н. Арсений Котляревский и Новосибирская консерватория (К 100-летию со дня рождения) // Орган. 2010. № 2 (6). - С. 7-8.
2. Михайленко А. Г., Панкина Е. В., Шин-дин Б. А. Музыкознание в Новосибирске // Музыкальная культура Новосибирска. - Новосибирск: НГК, 2005. - С. 638-656.
3. Шиндин Б. А. Научные направления и результаты их разработки // Новосибирская консерватория - 50 лет. Энциклопедический словарь. - Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки, 2006. - С. 195.
References
1. Baginskaja N. Arsenij Kotljarevskij i Novosibirskaja konservatorija (K 100-letiju so dnja rozhdenija) [Arseny Kotljarevsky and the Novosibirsk Conservatoire (To the 100th birth anniversary)]. Organ. 2010. No 2 (6). Pp. 7-8.
2. Mihajlenko A. G., Pankina E. V., Shindin B. A. Muzykoznanie v Novosibirske [The musical science in Novosibirsk]. Muzykal'naja kul'tura Novosibirska [Musical culture of Novosibirsk]. Novosibirsk: NGK, 2005. Pp. 638-656.
3. Shindin B. A. Nauchnye napravlenija i rezul'taty ih razrabotki [Scientific directions and results of their development]. Novosibirskaja konservatorija - 50 let. Jenciklopedicheskij slovar' [Novosibirsk Conservatoire - 50 years. The encyclopedic dictionary], Novosibirsk: Novosibirskaja gosudarstvennaja konservatorija (akademija) im. M. I. Glinki, 2006. P. 195.
Дни старинной музыки в Новосибирской консерватории Статья повествует о состоявшемся 28-30 октября в Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки международном проекте «Сибирский органный форум» и прошедшей в его рамках научно-практичес-кой конференции «Западноевропейская док-лассическая музыка: вопросы истории, теории и практики». Рассказывается о многолетнем взаимодействии австрийской (г. Грац) и Новосибирской органных школ, кратко освещается история изучения доклассической западноевропейской музыки в Новосибирской консерватории, дается обзор географии участ-
The Days of Early Music at the Novosibirsk State Conservatoire The article tells us about the international project "Siberian Organ Forum" and the scientific and practical conference "Western European pre-classical music: the history, theory and practice" which was held in its framework at M. I. Glinka Novosibirsk State Conservatoire. The long-term cooperation of the Austrian (Graz) and Novosibirsk organ schools is also considered. The history of the study of pre-classical European music at Novosibirsk Conservatoire is briefly observed. The overview of the conference participants' geography and subjects of the reports is given.
ников и тематики докладов прошедшей конференции.
Ключевые слова: Новосибирская государственная консерватория, конференция, Сибирский органный форум, доклассическая музыка, Гюнтер Рост, Роман Насонов.
Keywords: Novosibirsk State Conservatoire, conference, Siberian Organ Forum, pre-classical music, Gunther Rost, Roman Nassonov
Мальцева Анастасия Александровна, Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки, заведующий учебной частью, преподаватель кафедры истории музыки, кандидат искусствоведения.
E-mail: [email protected]
Панкина Елена Валериевна, Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки, проректор по учебной работе, доцент кафедры истории музыки, кандидат искусствоведения.
E-mail: [email protected]
Санникова Наталья Владимировна, Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки, специалист по связям с общественностью и международному сотрудничеству, доцент кафедры теории музыки, кандидат искусствоведения.
E-mail: [email protected]
Светлова Ольга Александровна, Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки, проректор по научной и творческой работе, доцент кафедры истории музыки, кандидат искусствоведения.
E-mail: [email protected]
Anastasiya Maltseva - PhD in Arts History, lecturer at the Department of History of Music, Head of Studies at the Novosibirsk State Conservatoire named after M. I. Glinka. E-mail: [email protected]
Elena Pankina - PhD in Arts History, Associate Professor at the Department of History of Music, Prorector of education at the Novosibirsk State Conservatoire named after M. I. Glinka.
E-mail: [email protected]
Natalia Sannikova - PhD in Arts History, Associate Professor at the Department of Theory of Music, expert in public relations and international cooperation at the Novosibirsk State Conservatoire named after M. I. Glinka.
E-mail: [email protected]
Olga Svetlova - PhD in Arts History, Associate Professor at the Department of History of Music, Prorector of scientific and creative work at the Novosibirsk State Conservatoire named after M. I. Glinka. E-mail: [email protected]