УДК 781.68
Н. С. Бажанов
КУРС «ИСТОРИЯ ФОРТЕПИАННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА» В НОВОСИБИРСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ
^^ урс «История фортепианного исполнительского искусства» имеет свою российскую историю становления и развития. Для настоящей статьи из множества вариантов описания учебного курса «Истории фортепианного искусства» избран так называемый информационный подход, когда «выявляются и анализируются наиболее характерные... информационные аспекты, которые существенным образом определяют... состояние и развитие» [8].
Один из первых учебников по истории пианизма был написан Ростиславом Владимировичем Геника (1874-1939) в 1896 г. [2]. Он имел длинное название «История фортепиано в связи с историей фортепианной виртуозности и литературы, с изображениями старинных инструментов. Часть 1. Эпоха до Бетховена». Первая часть этого учебника охватывала период до Бетховена, а сведений о выходе продолжения не найдено.
Содержание этого учебника во многом определило традиционную ныне структуру курса: «1. Происхождение фортепиано;
2. Первые композиторы и виртуозы;
3. Французские клавесинисты; 4. Скар-латти; 5. Себастиан Бах; 6. Гендель; 7. Сыновья Баха; 8. Изобретение фортепианного молотка; 9. Клавесинисты становятся пианистами. Эпоха Гайдна, Моцарта и Клементи». В девятой главе приводится описание жизни и музыки Я. Дуссека, Д. Штейбельта, И. Н. Гум-меля и Д. Фильда.
Дальнейшее развитие данной дисциплины в России связано с именем Григория Михайловича Когана (1901-1979). Он окончил Киевскую консерваторию в 1920 г. по классу В. В. Пухальского. С 1936 г. по 1943 г. Г. М. Коган препода-
© Н. С. Бажанов, 2017
ет в Московской консерватории, где читает авторский курс истории и теории пианизма. В 1940 г. он один из первых получает степень доктора искусствоведения по совокупности достижений без защиты диссертации. Среди учеников Г. М. Когана: А. А. Николаев, А. Д. Алексеев, С. Т. Рихтер, Е. М. Зингер и другие, известные в России музыканты.
•к "к "к
Курс «Истории и теории пианизма» Евсей Михайлович Зингер (1911-1977) начал читать еще в Саратовской консерватории, будучи ассистентом Г. М. Когана в 1937 г. [3, с. 15], когда Г. М. Коган приезжал в Саратов приглашенным профессором для проведения установочных лекций и консультаций. В Новосибирской консерватории Е. М. Зингер приступает к ведению курса истории пианизма после приема на работу 26.08.1957 г.
Лекции Е. М. Зингера автор этой статьи слушал в 1970/71 учебном году. Курс был насыщен показами за инструментом. Е. М. Зингер не пользовался никакими другими иллюстрациями кроме нот и исполнения фрагментов произведений за роялем. Занятия проходили в 419-м классе консерватории, где стоял старый и непригодный для специальных фортепианных занятий рояль «Красный Октябрь». Е. М. Зингер неоднократно сетовал на плохое качество инструмента. Он показывал историю фортепианной литературы в собственном исполнении. Читал свои подготовленные рукописные лекции. Информационное наполнение лекций Е. М. Зингер собирал по крупицам из различных источников. Что-то он переводил сам из иностранных источников, прекрасно владея французским и немецким языками. Достаточно очевидно, что это была эпоха дефицита ин-
формации, и собирание «во едино из разного» составляло основу труда лектора1.
В качестве информационных первоисточников использовался нотный текст произведений. Е. М. Зингер акцентировал внимание студентов на «исполнительском» устройстве музыкальных произведений. С такой точки зрения анализировалась фактура, динамика, агогика, ритм и другие выразительные средства. Исполнитель присутствовал на лекциях в лице учителя, подтверждающего свои суждения «показом» на фортепиано.
Е. М. Зингер приносил уникальные нотные издания из личной библиотеки, которую собирал всю жизнь. На лекциях он показывал редчайшие для того времени нотные издания «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха в редакциях К. Черни и Ф. Бузони, а ТЕКЖ6 Поэму А. Скрябина, ор. 32 № 1, текст авторского исполнения по записи на «Вельте-Минь-он» с расшифровкой П. Лобанова [10]. Это был один из немногих в то время исполнительских текстов, который Е. М. Зингер использовал в теоретической части своего курса. Он рассказывал о редакции Б. Бёкельмана, 1890 г. отдельных прелюдий и фуг из «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха, где для ясности изображения полифонической ткани голоса были раскрашены в различные цвета. Для выделения темы и ответа Б. Бёкельман2 применял красный цвет, для противосложений - зеленый, для интермедий - лиловый и т. д.
Запомнились лекции о происхождении фортепиано, французских виртуозах Ф. Калькбренере, А. Герце, Ф. Листе, Р. Шумане. Больше всего материалов у него было собрано для двух лекций: о французских пианистах-виртуозах и о А. Н. Скрябине [5, 6]. Вполне понятно, что лекции Е. М. Зингера были продолжением его научных интересов историка фортепианного искусства. Он был одним из первых музыковедов Новосибирской консерватории, защитивших кандидатскую диссертацию в 1960 г. [4]. Из «исполнительских» лекций запомнился его рассказ о Владимире Софроницком, с которым он был лично знаком.
Архив Зингера, хранящийся в музее НГК, до сих пор не описан. На 2016 г. из 10 его рукописей опубликованы две работы [6, 7]. Единственная статья не мемуарного, но аналитического характера написана Н. И. Головнёвой [3]. Небольшое количество опубликованных научных работ (20) говорит о комплексной исполнительской, педагогической и научной деятельности Е. М. Зингера. Это была эпоха пианистов-универсалов, когда исполнительская, педагогическая, научная деятельность преподавателя консерватории еще не были столь разделены и специализированы как сейчас3.
***
Наталия Ивановна Мельникова (1944-2013) вела «Историю фортепианного искусства» почти 29 лет -с 13.11.1974 до летней сессии 2003 г. Одновременно с этим предметом несколько позже она читала курс «Русское фортепианное исполнительство».
Т. А. Овсянникова в статье о Н. И. Мельниковой (сборник находится в издательстве) отмечает ее три основных качества - «сильный интеллект», «редчайшая способность к синтезу знаний», «способность к анализу и обобщению». Эти личные качества сказывались в подготовке курса истории исполнительства и в проведении самих лекций. Вариант курса в интерпретации Н. И. Мельниковой менее всего можно было назвать «чтение лекций», скорее всего это была лекция-общение, с усиленной проблемной частью и решением задач, поиском ответов в процессе соучастия аудитории студентов. Характерные особенности ее лекций - высокий эмоциональный тонус изложения материала и импровизацион-ность при неизменном соблюдении общего плана занятий.
Важным исходным информативным материалом лекций в ее курсе был нотный текст. Она добивалась понимания знаков композиторского нотного письма в контексте целого, во взаимосвязи с идеей, сюжетом, образно-эмоциональной партитурой произведения. По свидетельству Т. А. Овсянниковой, Наталья
Ивановна требовала «переводить каждый знак нотного текста в область душевной событийности». Значимость в курсе нотного текста как информационного первоисточника связана и с преподаванием ею специального фортепиано, и с научными интересами. Можно вспомнить ее статью «Уроки бартоков-ской редакции "Хорошо темперированного клавира" И. С. Баха» (Периферия в культуре: Сб. материалов Междунар. конф. Новосибирск, 1994. С. 353-361). Студентка ее класса Е. М. Мерная вспоминает, что в одной из главных лекций курса о И. С. Бахе использовался компаративный метод анализа при сравнении редакций «Хорошо темперированного клавира» К. Черни, Г. Бишофа, Ф. Бу-зони, Б. Муджеллини, Б. Бартока.
За инструментом она иллюстрировала лекции не часто. По-видимому, основным в ее лекционном методе были слово и звучание произведений в звукозаписи. В то время многие преподаватели собирали для работы свои собственные музыкальные библиотеки и архивы звукозаписи. Квартира Н. И. Мельниковой выглядела как филиал библиотеки. Она владела гигантским собранием книг о музыке и музыкантах. Столь же обширной была ее личная фонотека. В частности, у нее были редкие для того времени записи «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха на клавесине и кла-викорде.
В период, когда лекции читала Н. И. Мельникова, в консерватории были приобретены так называемые «технические средства обучения» (магнитофоны, позже кассетные, СБ-плееры). Иногда, в зависимости от инициативы лектора они применялись в учебном процессе. Чаще всего их, для иллюстрации произведений, использовали преподаватели кафедры истории музыки. В конференц-зале был даже установлен кинопроектор, однако он использовался крайне редко, из-за ограниченности музыкальной фильмотеки и необходимости владения навыками киномеханика.
Лекции Н. И. Мельниковой, как у Е. М. Зингера и других, зависели от
научных интересов преподавателя, от его профессионального облика ученого-му-зыковеда. Ведущими темами в научной деятельности Н. И. Мельниковой были музыкальная эстетика, философия, культурология и теория музыкального времени. Закономерным результатом стали успешные защиты кандидатской диссертации «Исполнительская организация музыкального времени» (Новосибирск, 1996) и докторской «Фортепианное исполнительство как культурологический феномен» (Новосибирск, 2002). Курс истории фортепианного исполнительства Н. И. Мельниковой вобрал в себя многие фрагменты научных изысканий автора.
Ее интересовала не только история фортепианного исполнительского искусства, но и методика преподавания этой дисциплины. Результатом такой научно-методической рефлексии стала работа «Методические указания по курсу истории фортепианного искусства» (Новосибирск, 1989).
Уже после работы в Новосибирской консерватории, в Магнитогорске она опубликовала две большие работы «Музыкант-виртуоз эпохи Романтизма как социокультурное явление» (Магнитогорск: МаГК, 2005. 71 с.) и «Старинное клавирное исполнительство: учебное пособие по курсу "История фортепианного исполнительства"» (Магнитогорск: МаГК, 2005. 71 е.).
Третий этап истории чтения лекций по курсу фортепианного исполнительства начинается в начале XXI в. одновременно с использованием локальных и сетевых компьютерных ресурсов. Информационное наполнение курса в электронном формате соединяет воедино: текст, изображение, музыку и видеофильм. Взаимодействие на пересечении этих видов информации содержит новые, нераскрытые и неисследованные возможности. Аналитический потенциал соединения текста и музыкального звучания, текста и видеоинформации в настоящей момент не выявлен полностью и имеет огромный
потенциал для музыкальной педагогики, истории исполнительства и науки.
В 2011 г. в Новосибирской консерватории автором статьи был создан один из первых в России электронных учебников по истории фортепианного искусства [1]. Отличие данного курса - его компьютерный формат. Кроме обычной книги, он представлен DVD-диском, который читается текстовыми редакторами Windows и Linux. Основным документом является диск с электронным курсом лекций, и к нему прикладывается книга. Формат электронных документов активно использует те преимущества, которые предоставляют компьютерные технологии.
Увеличивается количество типов текстов в обучении. Гораздо больше обращаются к изображениям, чертежам, схемам. Их наличие не связано со стоимостью и трудностями цветной полиграфии. К уже применяемым ранее словесному тексту и иллюстрациям добавляются звук, мультипликация, фильм. В теории и истории исполнительского искусства образуется новый сплав текстов — нотный, словесный, печатный, звучание, если необходимо, вспомогательные акустические графические тексты. Это в корне меняет иллюстративную и аналитическую функцию предъявляемого учебного материала. Возникают новые неизвестные и неапробированные возможности. Исходя из мультимедийных функций компьютера, в электронном курсе истории фортепианного искусства присутствует большое количество иллюстраций - звуковых и графических. Появляется новое аналитическое качество представления учебного материала, состоящего из тесного переплетения, взаимодействия словесного текста, портретов (иконографии) и картин, нотной графики и звучащей музыки.
Применение гипертекстовых вложений, связок, смысловых направлений значительно детализирует и усложняет структуру содержания учебника. Сноски и примечания использовались и ранее в книгах, однако в компьютерном учебнике выявляются и показываются нелинейные (нерядоположенные) взаимосвя-
зи совсем в иных объемах. Благодаря внутритектовым гиперссылкам, есть возможность выявить множество существенных скрытых смысловых взаимодействий. Учебный материал становится многомерным. Неизбежно, наряду с учебной аксиоматикой и постулатами, начинают присутствовать противоречивость и открытость материала. Это свойство новое и неизведанное в своих дидактических возможностях, но особенно подходящее для искусствоведения, для аналитического, неоднозначного описания произведения искусства.
В дополнение к лекциям (339 с.) ученику предоставлена информационная среда (более 10000 е.), которую можно использовать в целях обучения. Дополнительные тексты, включенные в состав курса, состоят из статей, фрагментов или глав монографий, посвященных тому или иному композитору и являются своеобразным «домашним заданием» для подготовки к семинару. Звуковые примеры включают шедевры исполнения, наиболее показательные для современной интерпретации данного автора, и небольшие фрагменты произведений, используемые для анализа в ходе детального прослушивания произведения.
Большое количество изображений следует отнести к отличительной характеристике данного электронного курса лекций. Этот раздел достаточно новый и менее всего разработанный в истории музыкального искусства. Изображения, картины, фотографии в традиционных монографиях о композиторах носят вспомогательный характер. С точки зрения изобразительного искусства иконография И. С. Баха не представляет большого интереса, поскольку касается малозначительных художников, известных благодаря тому, что они изобразили великого кантора. Так, изобразительное искусствоведение не проявляет к картинам второстепенных художников интерес, а для музыкального искусствоведения этот материал новый, иконографический раздел исторического музыкознания остается мало разработан. По этой причине традиций, аналитических схем, обще-
принятых обучающих алгоритмов в этой области еще не накоплено.
Звукозаписи в электронном компьютерном виде обладают функциональными преимуществами по сравнению с грамзаписями или записями музыкальных произведений на магнитофонной ленте. Одно из них - возможность многократного прослушивания коротких мотивов, и отдельных интонаций музыкального произведения благодаря использованию компьютерных аудиопроигрывателей, например Winamp. Компьютерные технологии позволяют анализировать, сопоставлять минимальные, и по этой причине фундаментальные, частички звучания музыкального произведения, вплоть до отдельных интонаций.
Новым информационным элементом являются ссылки на страницы Интернет. Они включают сайты наиболее авторитетных институтов по изучению композиторского наследия, интересные и развернутые материалы о композиторе-пианисте, которые удалось отыскать автору. К Интернет-ресурсам относятся общие материалы о фортепианном искусстве (сайт фортепианного общества; список персональных сайтов о композиторах; перечень записей классических пианистов). Если компьютер подключен к Интернет, то возможна дальнейшая навигация по ссылкам, указанным на исходных страницах. Это один из способов, которым приобретается качество «открытости» данного учебника. Лекции служат отправным пунктом в дальнейшем познании фортепианного искусства, когда направления движения и «веер» траекторий выбирает сам студент.
Контроль знаний в виде тестов осуществляется программой SunRav TestOffisPro 4.0. Есть два типа вопросов для контроля знаний студентов на семинарах по курсу. Первый - вопросы фактологического характера, предполагающие однозначные и точные ответы, они многочисленны (30-55 по каждой теме) и составляют основу для компьютерного тестирования. Второй тип — вопросы развернутого характера, позволяющие выявить глубокие и обобщенные знания,
творческие решения при ответах, обнаружить противоречия, тенденции, движения. Такие вопросы используются на семинарских занятиях, зачетах и экзаменах. В своей совокупности два типа вопросов глубже контролируют знания. Первый тип вопросов проверяет знания на семинаре у всей группы, а второй тип выявляет творческий уровень у нескольких студентов.
Выводы. В XXI в. некогда единое содержание дисциплины «История фортепианного исполнительского искусства» разделяется на ряд частей:
- «История фортепианного творчества» в виде части истории музыки;
- «История фортепианного искусства» в виде совокупности истории создания фортепианных произведений и шедевров их исполнения;
- «История фортепианного исполнительского искусства», когда проблематика исполнительского искусства начинает значительно преобладать над историей фортепианного композиторского творчества.
Кроме того, существует «географическое» деление фортепианного искусства на западноевропейское и региональное, например «Историю отечественного исполнительского искусства».
Если выстроить эти дисциплины в один ряд, в соответствии с движением произведения от композитора к исполнителю и далее к слушателю, вектор содержания, находясь в пределах фортепианного искусства, будет располагаться от композиторского творчества, проходя через искусство великих пианистов-интерпретаторов XX в. к современному исполнительству. Закончится этот содержательный вектор на курсе «Исполнительское искусство XXI века» с анализом последних конкурсов, фестивалей, концертов, и всех видов записей пианистов современности.
Нетрудно заметить, что за время существования курса «Истории фортепианного исполнительского искусства» его информационное состояние прошло путь от дефицита информации к ее к избыточности. На смену личным информацион-
ным первоисточникам лектора - собранию нот, архива звукозаписей, исполнений самого лектора, пришли гигантские библиотеки исполнительских записей. Назовем медиатеку Новосибирской консерватории [9] или архив «Классика он лайн» в Интернете [12] — самый большой в мире архив аудиозаписей классической музыки (450 ООО единиц хранения).
Во всех трех вариантах чтения лекций истории пианизма в Новосибирской консерватории можно обнаружить повторяющиеся информационные части. К ним относятся:
1. Основной материал лекций. Тексты вербальный, изображения, аудио-, видеоиллюстрации за инструментом.
2. Аналитика: анализ, сопоставление данных из этого материала.
3. Обобщения, выводы, заключения.
4. Оценочные отношения к информации основного материала.
5. Общение с аудиторией - вопрос -ответ, комментарии, мнения.
6. Манера изложения материала - артистизм, драматургия лекции, приемы риторики и управления вниманием аудитории. Перечисленные элементы образуют информационную систему лектора.
История чтения отдельных курсов оказывается на периферии общей истории вуза. Такую историю труднее восстановить, поскольку это не история структурных подразделений вуза с их регламентируемой документальной базой, а история знаний, мастерства и личных профессиональных качеств самого преподавателя. Исторические особенности чтения курса разными лекторами зависят от информационных возможностей обеспечения дисциплины. В общем контексте, курс истории фортепианного исполнительства в Новосибирской консерватории принадлежит истории исполнительского музыкознания России.
Примечания
1 В архиве Зингера присутствуют личные перево-
ды рассказов Э. Т. А. Гофмана, которые он использовал в лекции о Шумане.
2 Бёкельман Бернард, (Вое'ке1тапп Вегпагскиз) пианист (Утрехт, Голландия 1838-1930). Начальное образование получил у своего отца -мюзикдеректора, в 1857-1860 гг. обучался в консерватории Лейпцига в классах И. Моше-леса, Рихтера, Гауптмана. В 1866 г. переехал в Нью-Йорк, где основал и возглавил триоклуб для камерных концертов. С 1883 по 1897 г. -музыкальный директор в женской школе Фар-мингтона. Позже становится известным частным преподавателем и пианистом в Нью-Йор-
ке. Им написаны сочинения для оркестра, специальные этюды для фортепиано, сольные фортепианные пьесы, ансамбли для фортепиано в 4 и 8 рук, пьесы для скрипки и фортепиано, песни и романсы. Особую известность приобрела его редакция «Хорошо темперированного клавира» и двухголосных инвенций, в которой голоса были выделены цветом (пер. - Н. Б.) [11, с. 96].
3 Можно вспомнить время, когда исполнительские кандидатские диссертации защищались в виде сольного концерта, сопровождаемого теоретическим научным докладом.
Литература
1. Баженов Н. С. История фортепианного исполнительского искусства: Учеб. пособие для студ. фортепиан. фак. муз. вузов. - Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (акад.) им. М. И. Глинки, 2011. - 339 с. - (Учеб. б-ка).
2. Геника Р. В. История фортепиано в связи с историей фортепианной виртуозности и литературы. - М.: Муз. торговля П. Юргенсона, 1896.
3. Головнёва Н. И. О деятельности Е. М. Зингера - ученого // Евсей Михайлович Зингер: К 100-летию со дня рождения: Сб. ст. - Ново-
сибирск: Новосиб. гос. консерватория (акад.) им. М. И. Глинки, 2010. - 112 е., ил.
4. Зингер Е. М. Из истории пианизма во Франции: От зарождения до середины XIX века: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Ле-нингр. ордена Ленина гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. - Новосибирск, 1960. - 14 с.
5. Зингер Е. М. Из истории фортепианного искусства Франции: В помощь педагогу-музы-канту. - М., 1976. - 112 с.
6. Зингер Е. М. К проблеме исполнения фортепианных сочинений Скрябина // Сиб. муз. альм. -2001. - Новосибирск, 2002. - С. 103-111.
7. Зингер Е. М. О прошлом и пережитом // Новосибирская консерватория - 50 лет: Материалы и док. - Новосибирск, 2006. - С. 149-171.
8. Колин К. К. Информационный подход как фундаментальный метод научного познания // Межотраслевая информационная служба ВИМИ. - 1998. - Вып. 1 (102). - С. 3-17.
9. Отдел информационных и медиаресурсов Новосибирской консерватории. - URL: http://
www.nsglinka.ru/1357-2/ (Дата обращения: 31.01.2017).
10. Скрябин А. Соч. 32 № 1 Поэма для фортепиано: Текст авторского исполнения по записи на «Велте-Миньон»; Расшифровка П. Лобанова. - М.: Госмузиздат, 1960.
11. Baker's biographical dictionary of musicians (third edition). - New York, G. Schirmer, Boston, 1919.
12. Classic-online.ru. - URL: http://classic-online.ru (Дата обращения: 31.01.2017).
References
1. Bazhanov N. S. Istoriya fortepiannogo ispolnitel'skogo iskusstva: uchebnoe posobie dlya studentov fortepiannykh fakul'tetov muzykal'nykh vuzov [History of piano performing art: manual for students of piano faculties of musical higher education institutions]. Novosibirsk, 2011. 339 p.
2. Genika R. V. Istoriya fortepiano v svyazi s istoriej fortepiannoj virtuoznosti i literatury [Piano history in connection with history of piano virtuosity and literature]. Moscow, 1896.
3. Golovnyova N. I. About E. M. Zinger's activity - the scientist. Evsej Mikhailovich Zinger: k 100-letiyu so dnya rozhdeniya [Evsey Mikhaylovich Zinger: to the 100 anniversary since birth]. Novosibirsk, 2010. 112 p.
4. Zinger E. M. Iz istorii pianizma vo Frantsii: Ot zarozhdeniya do serediny XIX veka): Avtoreferat dis. ... kandidata iskusstvovedeniya [From pianism history in France: (From origin to the middle of the 19th century). Extended abstract of candidates thesis]. Novosibirsk, 1960. 14 p.
5. Zinger E. M. Iz istorii fortepiannogo iskusstva Frantsii: V pomoshch' pedagogu-muzykantu [From history of piano art of France: For the aid to the pedakgogu-musician]. Moscow, 1976. 112 p.
6. Zinger E. M. To a problem of execution of piano compositions of Scriabin. Sibirskij muzykal'nyj
al'manakh - 2001 [Siberian music almanac -2001]. Novosibirsk, 2002, pp. 103-111.
7. Zinger E. M. About the past and endured. Novosibirskaya konservatoriya - 50 let: Materialy i dokumenty [The Novosibirsk conservatoire - 50 years: Materials and documents]. Novosibirsk, 2006, pp. 149-171.
8. Kolin K. K. Information approach as fundamental method of scientific knowledge. Mezhotraslevaya informatsionnaya sluzhba VIMI [Interindustry information service VIMI], 1998, (1 (102)): 3-17.
9. Otdel informatsionnykh i mediaresursov Novosibirskoj konservatorii [Department of information and media resources of the Novosibirsk conservatoire]. URL:http:// www.nsglinka.ru/1357-2/ (accessed 31.01.2017).
10. Skryabin A. Soch. 32 № 1 Poema dlya fortepiano: Tekst avtorskogo ispolneniya po zapisi na «Velte-Min'on»; Rasshifrovka P. Lobanoua [Op. 32 No. 1 Poem for a piano. Text of author's execution on «Welt Minion» interpretation of data P. Lobanov's]. Moscow, 1960.
11. Baker's biographical dictionary of musicians (third edition). New York, G.Schirmer, Boston, 1919.
12. Classic-online.ru. URL:http://classic-online.ru (accessed 31.01.2017).
Курс «История фортепианного исполнительского искусства» в Новосибирской консерватории
Статья посвящена истории чтения курса «Фортепианное исполнительство» в Новосибирской консерватории за 60 лет. Три этапа истории этого курса связаны с именами лекторов: Е. М. Зингера, Н. И. Мельниковой, Н. С. Бажанова. История чтения отдельных
The course "History of piano performing art" at the Novosibirsk Conservatoire
Article is devoted to history of reading the course "piano performance" in the Novosibirsk Conservatoire in 60 years. Three stages of history of this course are connected with names of lecturers: E. M. Zinger, N. I. Mel'nikova, N. S. Bazhanov. The history of reading separate
курсов оказывается на периферии общей истории вуза. Такую историю труднее восстановить, поскольку это не история отделов вуза с их документальной базой, а история мастерства и личных профессиональных качеств самого лектора. Курс «История фортепианного исполнительства» в Новосибирской консерватории принадлежит общей истории исполнительского музыкознании России.
Ключевые слова: история фортепианного исполнительства, курс истории фортепианного исполнительского искусства, Новосибирская консерватория, Р. В. Геника, Е. М. Зингер, Н. И. Мельникова, медиакурс, электронный учебник, хрестоматия.
courses appears on the periphery of the general history of higher education institution. It is more difficult to restore such history as it is not story of departments of higher education institution with their documentary base, but history of skill and personal professional qualities of the lecturer. The course of history of piano performance in the Novosibirsk Conservatoire belongs to the general history performing musicology of Russia.
Keywords: history of piano performance, course of history of piano performing art, Novosibirsk Conservatoire, R. V. Genika, E. M. Zinger, N. I. Mel'nikova, media course, electronic Student's Book, anthology.
Бажанов Николай Сергеевич, доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой общего фортепиано Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: [email protected]
Bazhanov Nikolay Sergeevich, Doctor of Art Criticism, Full Professor, Head of the Department of the General Piano at the Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: [email protected]
Получено 09.02.2017