МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ
УДК 786
Т. В. Шевченко
МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО КУРСУ ФОРТЕПИАНО
роли музыкальных конкурсов в современном мире. Музыкальные конкурсы играют весьма значительную роль в творческой жизни исполнителей. В мире существует огромное количество исполнительских конкурсов разной степени сложности и направленности, и вполне логично, что юные исполнители связывают понятие успеха с победой в каких-либо из них. Звание лауреата международного, всероссийского или даже регионального конкурса по специальности стало практически необходимым атрибутом для музыканта. Музыкальные конкурсы - состязания для молодых и перспективных, они влекут за собой определенные изменения в сознании и творческом облике еще не вполне сформировавшейся личности, многие из них имеют многолетние сложившиеся традиции, другие - основаны недавно.
Обратимся к истории. Как известно, первые музыкальные состязания возникли в рамках знаменитых Пифийских игр в Древней Греции и носили исключительно спортивный характер. В эпоху Римской империи состязания музыкантов имели продолжение. Тогда же появилось и звание лауреат. В средние века соревновались трубадуры, труверы, миннезингеры и мейстерзингеры. Эпоха Возрождения привнесла в практику соревнований виднейших мастеров в искусстве импровизации на музыкальных инструментах. С XIX в. конкурсы начали приобретать современный вид.
О соревновательной специфике музыкальных конкурсов пишется много, так же как и об их сомнительной объектив-
© Т. В. Шевченко, 2017
ности. «Музыкальные конкурсы имеют свои проблемы и противоречия. О них спорят и пытаются их разрешать и это естественно, ибо музыкальное конкурсное движение - это живой творческий процесс, в котором рождается музыка будущего» [3, с. 41]. Не секрет, что многие талантливые музыканты не всегда имеют набор определенных спортивных качеств (иначе и не назовешь) и лишь по этой причине не имеют звания лауреата конкурса. История знает немало примеров, когда выдающиеся впоследствии музыканты потерпели неудачу в конкурсных баталиях, и наоборот - посредственные музыканты, снискавшие лавры победителей и лауреатов исполнительских конкурсов, не смогли удержаться на музыкальном Олимпе после завершения соревновательного этапа.
Н. С. Бажанов справедливо пишет: «Вполне понятно, что музыкальные конкурсы по уровню мастерства участников, по компетентности жюри и сложности программы различаются и весьма значительно. Даже среди фортепианных конкурсов диапазон подготовки участников простирается от любительских конкурсов до сложнейших профессиональных соревнований в несколько туров» [1, с. 13]. Но в последние годы в России стали набирать обороты конкурсы для студентов разных специальностей по курсу фортепиано - т. е. непианисты демонстрируют свое владение роялем на конкурсном - региональном, всероссийском и даже международном уровне! В чем же специфика подобных конкурсов и какова их роль в учебном процессе молодых музыкантов, для которых фортепиано не является специальным инструментом?
О
Значение курса фортепиано в системе музыкального образования - задачи, проблемы, перспективы. Курс фортепиано в формировании музыкантов разных специальностей всегда играл весьма значительную роль. Воспитание профессиональных исполнителей на оркестровых и народных инструментах, образованных певцов неотделимо от приобщения к культуре игры на рояле; вдвойне справедливо это утверждение по отношению к композиторам, музыковедам и дирижерам. Без такого приобщения трудно обрести необходимый художественный кругозор, глубокую эрудицию, трудно знакомиться и работать с образцами мировой музыкальной классики в оригинальных опусах или в переложениях. На значимость курса игры на фортепиано как неотъемлемую часть воспитания музыкантов на всех этапах обучения указывал еще Н. А. Римский-Корсаков: «Фундамент музыкальной профилиза-ции должен закладываться с детских лет через обучение пению или игре на инструменте (особенно фортепиано), что создает наиболее благоприятные условия для развития природных музыкальных данных и общей музыкальной культуры» [7, с. 86].
Автор настоящей статьи не планирует углубляться в вопросы методики этого курса или организации учебного процесса. Целью статьи является обращение к набирающей популярность стороне образовательного процесса для непианистов, а именно - к музыкальным конкурсам по курсу фортепиано для студентов разных специальностей.
«Курс фортепиано для студентов-непианистов представляет собой многогранную дисциплину, включающую в себя как развитие навыков фортепианной игры и изучение фортепианного репертуара, так и умение аккомпанировать, играть в фортепианном или камерном ансамбле, читать с листа и транспонировать» [6, с. 26]. Естественно, пианистическая подготовка у представителей разных специальностей очень отличается, и студенты находятся в разных условиях: вокалисты
в большинстве случаев бывают слабыми или начинающими, что касается фортепианной подготовки; студенты-теорети-ки и дирижеры напротив наиболее продвинутые в этом смысле. Однако стоит уточнить - данное утверждение ориентировано на типичные случаи, а не на исключения - когда, например, среди представителей разных факультетов встречаются так называемые «бывшие» пианисты, т. е. те, кто окончил по классу фортепиано музыкальную школу или даже колледж (училище).
В. Д. Ныркова верно подмечает: «Подход к обучению на рояле непианистов имеет свои законы и специфику -с разными вариантами программ, прохождение которых направлено на расширение музыкального кругозора (ознакомление не только с фортепианной, но и камерно-ансамблевой литературой), на приобретение учащимися необходимых, сообразно их специальности, практических знаний» [Там же, с. 14]. Например, для будущих певцов особенно важно умение аккомпанировать, подыграть партию голоса как в романсах, так и в оперных клавирах, умение транспонировать вокальные партии и несложные фортепианные сопровождения; для оркестрантов (струнников и духовиков) - помимо умения аккомпанировать, важен навык играть по партитуре квартеты и оркестровые сочинения, умение играть партии духовых инструментов и их групп в тональностях, в которых они звучат; для теоретиков, композиторов и дирижеров обучение на фортепиано должно быть поставлено особо серьезно — очень важно не только приблизиться к свободному владению инструментом, но и приобрести навык чтения с листа оркестровых партитур, умение проиллюстрировать наглядно нотный материал.
Как мы видим, диапазон требований для обучающихся по курсу фортепиано довольно объемен и сложен. И одной из проблем курса по сей день остается преодоление инертного подхода к предмету со стороны студентов. Не осознавая своевременно всю важность и необходимость владения фортепиано, они не при-
дают значения и не уделяют должного внимания занятиям на рояле, воспринимая предмет как второстепенный. Однако важно помнить: «Музыкальное воспитание и образование являются неотъемлемой частью процесса, направленного на формирование и развитие человеческой личности. Педагог фортепиано обязан на уроках стремиться не только расширить кругозор ученика, но и применять принцип воспитания через предмет» [2, с. 31].
О возникновении конкурсов по курсу фортепиано - их цели и задачи. Работа кафедр общего фортепиано направлена на постоянные поиски новых средств и методов для воспитания всесторонне образованных и профессионально подготовленных музыкантов. Положительных результатов в работе со студентами самых различных специальностей по фортепиано достигают, как правило, те педагоги, которые способны увлечь учащихся, внушить им, что умение играть на рояле - на этом поистине универсальном инструменте — необходимо для освоения своей же специальности. Не исключено, что преодоление некоторой студенческой пассивности и стало одной из причин возникновения первых конкурсов по курсу фортепиано - как возможность заинтересовать, заразить конкурсным азартом, привнести в обыденность вынужденного обучения столь необходимую мотивацию. Нельзя также исключить как одну из причин возникновения подобных конкурсов и всеобщую конкурсома-нию, которая захлестнула мир с конца 90-х гг. XX в. и получила активное продолжение в XXI в. Этой конкурсной волне поддались многие структуры музыкального образования.
Что касается конкурсов по курсу фортепиано - то поначалу это были внутри-кафедральные мероприятия на лучшее чтение с листа, на лучшее самостоятельно выученное произведение и т. п., но мы можем перечислить несколько соревновательных площадок в России, где уже не первый год проходят международные и всероссийские конкурсы по курсу фортепиано для студентов разных специаль-
ностей - Казань, Екатеринбург, Челябинск, Красноярск, Петрозаводск, Саратов. Основными задачами подобные проекты ставят: сохранение и упрочение традиций отечественной фортепианной школы; повышение уровня фортепианной подготовки во всем цикле музыкального образования как важнейшего фактора, определяющего статус музыканта любой специальности; воспитание музыканта широкого профиля, профессионально владеющего фортепиано; развитие и совершенствование курса фортепиано для учащихся и студентов музыкальных учебных заведений; повышение статуса курса фортепиано; обмен опытом по вопросам фортепианной подготовки. Возникновение таких мероприятий вполне закономерно - студентам музыкальных школ, училищ и вузов для успешной работы пусть и не на своем родном инструменте тоже нужен стимул, конкуренция, чтобы было на кого равняться, нужен соревновательный азарт, в конце концов, нужен образец более высокого уровня, которому хотелось бы соответствовать - и не в лице своих педагогов или студентов-пианистов, а точно таких же ребят-непианистов.
Для современного молодого исполнителя, тем более для которого занятия по фортепиано являются общим курсом, уроки часто теряют свою остроту и привлекательность по сравнению с подготовкой к конкурсу и участием в нем. Не последнюю роль в мотивации здесь играет мобилизация всего творческого потенциала - ведь важна не только победа в состязании, огромную пользу приносит процесс подготовки. В концертной ситуации молодые музыканты-исполнители поставлены в такие условия, что практически все они должны и хотят иметь конкурсные регалии по своей специальности и при этом представлять собой яркую развивающуюся творческую личность. И, к сожалению, почти невозможно определить, где и при каких условиях получил свое звание новоиспеченный призер.
Увеличение количества конкурсов автоматически влечет за собой и рост числа их лауреатов, и, как справедливо замеча-
ет В. И. Кузин: «Как в любой другой отрасли, часто перепроизводство оборачивается обесцениванием, однако есть и положительный момент - благодаря огромному числу конкурсов общественная оценка подобных мероприятий становится более трезвой, спокойной и деловой, утрачивается некий нездоровый ажиотаж» [5, с. 254]. Г. М. Коган еще в 70-х гг. XX в. высказывал пророческую мысль: «Назревает необходимость радикальных реформ в конкурсном деле, если мы не хотим окончательно дискредитировать интересную, но чреватую серьезными опасностями идею музыкальных соревнований» [4, с. 63]. Таковы реалии сегодняшнего дня. Мы не будем подробно останавливаться на проблемном вопросе о нужности музыкальных конкурсов в целом, но попробуем проследить, чем же отличаются конкурсы пианистов от конкурсов для студентов других специальностей по фортепиано?
Специфика конкурсов по курсу фортепиано - программы, ориентиры, критерии оценок, перспективы. В современных условиях образовательного процесса часто приходится наблюдать ситуацию, когда пианисты учатся в консерватории не только для того, чтобы стать полноценными музыкантами, но и чтобы иметь всевозможные лауреатства. И плохо, когда молодой исполнитель стремится к успеху, не имея достаточной профессиональной базы. Фанатичная подготовка к конкурсам постепенно превращается в самоцель с сознательным ограничением себя обязательным конкурсным репертуаром: или перенасыщенным трансцендентными пьесами и пестрым разнообразием авторов и стилей - для крупного международного соревнования, или же стандартным набором пьес для заполонивших концертную эстраду конкурсов-пятиминуток.
Так ли обстоит дело с непианистами? Для участников конкурсов по общему фортепиано конкурс - скорее не цель, а повод совершенствовать свое мастерство, затронуть разнообразный по стилям и жанрам репертуар (пусть и не самый сложный). Репертуарные основы,
заложенные организаторами фортепианных конкурсов, безусловно, стали ориентиром и для составления программ конкурсов по общему курсу фортепиано, но претерпели изменения и стали более свободными в жанровом плане и менее перегруженными в количественном. На подобных конкурсах нет жесткого предварительного отбора, программа укладывается в рамки одного тура, а номинации разделены по факультетам. Кстати говоря, особую ценность подобные конкурсы имеют и для композиторского творчества. Например, по условиям международного конкурса «Академия фортепиано» в Казани в 2015 г., приуроченного к 70-летнему юбилею Казанской консерватории, конкурсанты должны были включить в конкурсную программу произведение татарского автора, что внесло свежую струю в конкурсные прослушивания.
В конкурсных условиях подобных мероприятий довольно часто проявляются как достоинства, так и недостатки молодых музыкантов - и последние важны для них, так как могут стать полезным уроком. Сама же идея конкурса - победить в состязании с другими участниками - в данном случае несколько меняется. Любой конкурс - это большой музыкантский рывок, доведение сочинений конкурсной программы до какого-то более или менее совершенного уровня, демонстрация потенциала. Интересная мысль на этот счет прослеживается в статье Н. С. Бажанова: «Музыкант состязается в наилучшем исполнении с группой исполнителей, к которой он принадлежит. Чаще всего происходит состязание с самим собой. Исполнитель стремится, чтобы сыгранное им произведение было наилучшим, представляло собой "личный шедевр"» [1, с. 15].
Так ли относятся к конкурсу участники-непианисты? Сам факт выхода на сцену, к роялю, в обстановке конкурса для студента-непианиста уже становится достижением, конкурсное ли это выступление или просто концертное - в данном случае для непианиста не имеет значения. Как итог, подготовка к таким кон-
курсам - музыкальная и психологическая - в значительной мере становится менее травматичной в случае неудачи или недостаточно высокого результата, или же напротив - отсутствие пограничного психологического состояния (как иной раз бывает на конкурсах пианистов) может в какой-то мере гарантировать успех выступления на конкурсе.
Критерии пианистов — предельно виртуозное исполнение, чистое, яркое, с подчеркнутой легкостью преодоления технических трудностей - вряд ли здесь имеют место быть. Для непианистов конкурсы носят менее спортивный характер и ближе к атмосфере творчества, так как ориентированы скорее на музыку, а не на технику, призваны скорее тронуть, чем поразить. И этому есть объяснение. За редким исключением, на кафедрах общего фортепиано учатся в основном студенты со школьной подготовкой по фортепиано. Поэтому о виртуозности в высоком смысле этого слова среди студентов-общ-ников говорить не приходится.
Убедительное воплощение музыкального произведения зависит от возможностей и оснащенности студента, и приоритет отдается не техническому совершенству, а скорее адекватности содержания, выразительности исполнения, школе интонирования, которая весьма отличается у студентов разных специальностей. Студенты-непианисты, в отличие от фортепианных конкурсантов, не пытаются выносить усредненный вариант интерпретации с целью понравиться и убедить своей игрой всех членов жюри, они, как правило, играют на пределе своих возможностей, не боясь попасть в зону риска. Удивительно, насколько свежими и интересными бывают трактовки давно знакомых сочинений в исполнении непианистов, несмотря на наличие некоторых технических погрешностей и несовершенств!
Проблема оценки молодых музыкантов на конкурсе чрезвычайно сложна и многопланова, особенно если это касается музыкантов, для которых рояль не является основным инструментом или специальностью. Внешняя близость предмета общего фортепиано к виртуоз-
ному изучению фортепианной игры изначально ошибочна ибо лишает предмет самостоятельного развития, наталкивая на мысль о приобщении к великому искусству пианизма всех вообще занимающихся музыкой. При обучении игре на фортепиано непианистов внимание главным образом должно быть обращено не в сторону развития виртуозности, а в сторону интонирования и художественного мастерства.
Отсюда и система оценок на конкурсах по общему фортепиано, которая имеет свои критерии и специфику. При всем многообразии номинаций и программ отнюдь не снижаются требования к качеству - жюри оценивает овладение техническими трудностями исполняемых произведений, но не ставит их во главу угла. Напротив, такие качества как: усвоение фактурных особенностей, соответствие стилистическим закономерностям, выстраивание формы сочинения, попадание в образ, если это аккомпанемент, то постижение связи между партией фортепиано и словесным текстом, при игре ансамбля — владение принципом взаимной координации - все это подлежит пристальному вниманию.
Хотелось бы отметить, что большим плюсом конкурсов является то, что число их в России хоть и значительно выросло в последние годы, но пока не переросло в угрожающую цифру. Конкурсов и не должно быть много — или же они должны проходить с периодичностью в 2-3 года, чтобы успевать накапливать настоящие творческие силы. Стоит также отметить, что практически все из них ориентированы не только на сольное исполнительство, но и включают в себя ансамблевые номинации, где участники могут продемонстрировать свое мастерство в паре с коллегами-студентами и в номинации «учитель-ученик», т. е. в дуэте с педагогом. Есть конкурсы, целиком и полностью посвященные ансамблевому музицированию, например, всероссийский открытый конкурс фортепианных ансамблей «Созвучие» в Челябинске. Не стоит забывать и о неоценимом опыте, который приобретает моло-
дой музыкант в процессе прослушиваний своих же коллег-конкурсантов, не говоря уже о том, что выступление перед авторитетными в своей области членами жюри и своими сверстниками из разных учебных заведений страны или мира и познание себя и владения собой на сцене (с чем студентам по общему курсу фортепиано также нечасто приходится сталкиваться) - замечательная школа!
Подведем итоги. Как и всякое сложное явление, музыкальные конкурсы в целом имеют свои плюсы и минусы. Но минусы эти никоим образом не перевешивают главного - музыкальные конкурсы служат прогрессу музыкального искусства. В настоящее время конкурсы для студентов разных специальностей по курсу фортепиано не только поднимают престиж предмета общего фортепиано, но и наглядно демонстрируют плод совместных усилий и успехи как отдельных музыкантов и их педагогов, так и целых исполнительских школ. Широкая география и большое количество участников на таких конкурсах, например, последний международный конкурс «Академия фортепиано» в Казани в январе 2017 г. (который, кстати, имеет уже десятилетнюю историю) показывают, что инструмент фортепиано становится универсальным, все более необходимым и интересным музыкантам всех специальностей.
Иными словами, получая лауреатов по курсу фортепиано среди скрипачей, народников, дирижеров или теоретиков, мы увеличиваем число настоящих, ярких, нашедших свое место в искусстве и способных к саморазвитию музыкантов. В данном случае, такие необходи-
мые для полноценного творческого развития вещи, как любовь и искренний, живой интерес к музыке не отступают на второй план перед конкретной целью -участием в конкурсе. При подобной расстановке акцентов главным остается занятие музыкой, а участие в соревновании мало отличается от любого другого выступления на сцене. И в этом случае конкурсы по курсу фортепиано несомненно приносят и пользу, и способствуют заинтересованности и увлеченным занятиям на рояле. Их можно охарактеризовать фразой — исполнитель участвует в конкурсе, чтобы играть, а не играет, чтобы участвовать в конкурсе. Такясе стоит отметить, что подобные мероприятия дают новую пищу для размышления и обобщения музыковедческой мысли, которая занимается теорией и историей исполнительства - конкурсы для непианистов постепенно становятся объектом изучения.
В заключение отметим, что конкурсы по курсу фортепиано несомненно, имеют перспективы развития, они востребованы и с каждым годом привлекают все большее число участников. Можно справедливо назвать главной задачей и целью таких мероприятий сохранение живого интереса к музыке как таковой, поддержку молодых музыкантов в профессиональном музыкальном образовании, повышение уровня их мастерства в фортепианной подготовке, создание стимула для их дальнейшего развития и воспитания, а также консолидацию творческой и педагогической активности преподавателей курса фортепиано для решения актуальных задач воспитания молодых музыкантов.
Литература
1. Баженов Н. С. Фортепианные конкурсы и современное исполнительское искусство // Вестн. муз. науки. - 2016. - № 3. - С. 13-25.
2. Гировский Е. Ф. К вопросу об эффективности методов обучения игре на фортепиано // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 1. - М., 1979. - С. 29-36.
3. Зильберквит М. А. Международные музыкальные конкурсы. - М.: Знание, 1985. - 48 с.
4. Коган Г. М. Оправдывают ли себя исполнительские конкурсы? // Коган Г. М. Избранные статьи. Вып. 2. - М., 1972. - С. 55-62.
5. Кузин В. И. Теория конкурсов // Сиб. муз. альм. - 2000. - Новосибирск, 2001. - С. 253-263.
6. Ныркова В. Д. Курс фортепиано для музыкантов разных специальностей. История и методические принципы // Вопросы истории, теории и методики. - М.: Музыка, 1988. - 48 с.
7. Римский-Корсаков Н. А. и музыкальное образование: Ст. и материалы. - Л., 1959. - 326 с.
References
1. Bazhanov N. S. Musical competition and contemporary performing arts. Vestnik musykalnoj nauki [Journal of musical science], 2016, (3): 13-25.
2. Girovskij E. F. On the effectiveness of teaching methods for playing the piano. Voprosy muzykalnoj pedagogiki [Questions of musical pedagogy]. Moscow, 1979, Vol. 1, pp. 29-36.
3. Zilberkvit M. A. Mezhdunarodnye muzykalnye konkursy [International music competition]. Moskow, 1985. 48 p.
4. Kogan G. M. Do the performing competitions justify. Izbrannye statii [Selected articles]. Moscow, 1972, Vol. 2, pp. 55-62.
5. Kuzin V. I. Theory of music competition. Sibirskij muzykalnyj almanakh - 2000 [Siberian Musical Almanac - 2000]. Novosibirsk, 2001, pp. 253-263.
6. Nyrkova V. D. Piano course for musicians of different specialties. History and methodological principles. Voprosy istorii, teorii i metodiki [Questions of the history, theory and methodology]. Moscow, 1988. 48 p.
7. Rimskij-Korsakov N. A. i muzykalnoe obrazovanie: statii i materialy [N. A. Rimsky-Korsakov and music education: articles and materials]. Leningrad, 1959. 326 p.
Музыкальные конкурсы дли студентов разных специальностей по курсу фортепиано
Современные исследования о музыкальных конкурсах стали появляться на рубеже XXI в. Но научно-методическая литература о конкурсах до сих пор малочисленна. Некоторая проблематика музыкальных конкурсов исследуется в трудах Н. Бажанова, М. Зильберкви-та, Г. Когана. Однако исследования эти касаются преимущественно исполнительских конкурсов по специальности. Научная мысль еще не имеет по-настоящему разработанных источников о конкурсах для студентов, для которых рояль является неосновным инструментом или специальностью. Тем не менее, в стране насчитывается уже достаточное количество подобных соревновательных площадок. Точно так же как каждому формату исполнительского искусства присуща своя идея, стиль и идеал, эти конкурсы имеют свое предназначение и цель. И если основной целью конкурсов пианистов является выявление наилучшего претендента, то конкурсы по общему курсу фортепиано скорее привлекают внимание общественности к роялю как универсальному инструменту, стимулируют внимание к нему среди студентов других специальностей, поднимают престиж предмета фортепиано. Благодаря достаточному количеству подобных мероприятий в России, серьезно зарекомендовавших себя не первый год, можно смело утверждать, что конкурсы для студентов разных специальностей по курсу фортепи-
Music competitions for students
of different specialties on the course piano
Modern research on musical competitions began to appear at the turn of the twenty-first century. But scientifically-methodical literature on contests is still small. Some problems of musical competitions is studied in the works of N. Bazhanov, M. Zilberkvit, G. Kogan. However, these studies relate primarily to international competitions in the specialty. Scientific thought has not yet really developed sources about contests for students for which piano is not the primary instrument or specialty. However, there are already a sufficient number of such competitive platforms. Just as each format for the performing arts has its own idea, style and ideal, these contests have their purpose and goal. And if the main purpose of piano competitions is to identify the best candidate, the contests of the General course piano rather draw public attention to the piano as the universal instrument, stimulate the interest among students of other specialties, raise the prestige of the subject piano. With a sufficient number of such events in Russia is seriously reputable, we can safely say that the contests for students of different specialties on the course of piano demand, bring real benefits to the younger generation of musicians and have good prospects for development.
ано востребованы, приносят реальную пользу молодому поколения музыкантов и имеют перспективы развития.
Ключевые слова: музыкальные конкурсы, международные конкурсы, общее фортепиано, курс фортепиано, исполнительское искусство, фортепианная игра.
Key words: music competitions, international competitions, General piano course, piano, performing arts, piano.
Шевченко Татьяна Владимировна, пиа- Shevchenko Tatyana Vladimirovna, pianist,
нист, доцент Новосибирской государственной associate professor at the Glinka Novosibirsk
консерватории имени M. И. Глинки State Conservatoire
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
Получено 09.10.2017 г.