УДК 78.03
Е. А. Романовская, Ю. А. Рожкова
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ГЕНЕЗИСА ФОРТЕПИАННОЙ ШКОЛЫ В НОВОСИБИРСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ
^ тановление фортепианного исполнительства в Новосибирске тесно связано с традициями Петербур-га-Ленинграда и началось еще в предреволюционные годы, благодаря гастролирующим музыкантам из города на Неве. А с открытием в 1945 году Новосибирского музыкального училища, а в 1956 - Новосибирской консерватории им. М. И. Глинки, питерские традиции фортепианного исполнительства и педагогики в нашем городе продолжают развивать выпускники Ленинградской консерватории Г. В. Яковлева, Е. М. Зингер, В. И. Слоним, 3. Ш. Та-маркина, А. С. Барон.
Таким образом, представители Петербургской фортепианной школы заложили фундаментальные основы фортепианной педагогики в Новосибирске1.
Само понятие «фортепианной школы» достаточно широко используется в музыкально-педагогической практике, исполнительстве и искусствоведении. Школой обычно называют особую форму взаимопритяжения художественных индивидуальностей, связанную с непосредственным влиянием «Учителя» - крупной творческой личности, реализовавшей себя в педагогической деятельности. Особо интересна позиция украинского музыковеда Ж. Дедусенко: рассмотрение исполнительской пианистической школы как род культурной традиции. И эта передача осуществляется силами личностей, сплоченных вокруг лидера [5].
Понимая под традицией наследуемые элементы фортепианной культуры в целом, а в частности базовых, универсальных методик и методов обучения, особенностей художественного восприятия
© Е. А. Романовская, Ю. А. Рожкова, 2014
и интерпретации нотного текста, было бы неправильным полагать, что традиции одной школы могут существовать в настоящее время в своем замкнутом, неизменном виде.
Интересно высказывание известного польского социолога Ежи Шацкого о том, что «традиция не тождественна историческому сознанию, но представляет собой особую его разновидность, связанную с преобразованием неоднозначных фактов прошлого в однозначные ценности современности... Всякий элемент традиций, унаследованный из прошлого включается в новые системные связи, и даже будучи неизменен, несет в себе не только следы своего происхождения, но и своего движения сквозь время вплоть до сегодняшнего дня» [10, с. 311]
Таким образом, традиции одной фортепианной школы конструктивным образом переплавляются во взаимодействии с традициями других школ. А жизнеспособность традиции коренится в ее дальнейшем развитии последующими поколениями в новых исторических условиях.
В рамках настоящей работы, посвященной вопросам зарождения и развития фортепианной школы в Новосибирской консерватории, уходящим глубоко в корни истории становления русской фортепианной школы в целом, мы провели исследование, результаты которого освещены в представленной схеме 1 (см. разворот стр. 102-103).
В структуре таблицы выделяются четыре направления, музыканты каждого из которых взаимодействуют между собой. Во главе каждого направления находится крупная творческая личность -Учитель, от которого следуют его Ученики, потом - «ученики Учеников»
Схема 1 (начало)
/^ПОДВИГ ВАН БЕТХОВЕН)
(1770-1827) ~------
Карл Че] (1791-1857)
Теодор Лешетицкий (1830-1915)
Анна Есипова
Ольга Калантарова (1877-1952)
Людмила Гинзбург (1916-2001)
Владимир Владимир Дроздов Пухальский (1848-1933)
Анастасия Вирсаладзе (1883-1968)
Константин Игумнов /(1873-1948) I /, Борис Берлин (1906-199:
Александр Гольденвейзер (1875-1961)
Лев Власеико |(1928-1996)
манская Людмила Борисовна (1916/17-1995>-
«л Фейнберг (1890-1962)
а Тамаркина (1920-1950)
МЭРИ ЛЕБЕНЗОВ р.1931)
► ЛАРИСА СМЕШКО (р.1958) 4
Зельма Тамаркина (1920-2006)__
Анатолий Маркович
Леонид Ройзман Лазарь Берман
^1915-1989) I ^^(1930-2005)
Дмитрий Башкиров
(р.1931) | Виктор Мержанов /
(1919-2012)/
Борис Конова.п (р. 1956)
(иЬб-1/91)
Иоганн - Готфрид Зейферз Адольф Генвельт
(1731-1772) (1814-1889)
и так далее через педагогов, работающих в разные годы на фортепианном факультете НГК к профессорско-преподавательскому составу кафедры специального фортепиано в настоящее время. Итак, ключевыми фигурами в каждом направлении являются: И. Бах, Л. Бетховен, Муцио Клементи, Игнац Моше-лес (см.: схема 1).
У истоков формирования самого крупного направления стоит Л. Бетховен, и именно он, на наш взгляд, является ключевой фигурой. А все следующие за ним выдающиеся представители фортепианного исполнительства и педагогики являются преемниками. Здесь преемственность понимается как совокупность действия традиций, осуществление накопления и хранения культурной информации прошлого, на основе которой создаются новые ценности. Под традицией понимается нормативная система.
Итак, по нашему мнению, Л. Бетховен - так называемый «прародитель русской фортепианной школы». Чем это обусловлено?
Во-первых, именно с Л. Бетховена начинает свое существование нотный текст музыкального произведения именно в том виде, который был задуман композитором. Т. е. Бетховен первым начинает фиксировать аппликатурные, артикуляционные, динамические обозначения в нотном тексте, тем самым в определенной степени ограничивая интерпретационную свободу пианиста, требуя от него точного исполнения авторских указаний. Таким образом, в своем творчестве Бетховен утверждает «абсолют авторского права, регламентирующего во всех деталях исполнительское бытование произведение» [6, с. 18]
Во-вторых, это универсальность педагогических принципов Л. Бетховена. Он умел органично сочетать художественное воспитание учеников с развитием их профессиональных пианистических качеств. Первые уроки он посвящал изучению гамм во всех тональностях. Именно на гаммах Бетховен учил правильному положению пальцев, движениям руки, что было для своего времени подлинным но-
Схема 1 (окончание)
1Роберт Шуман Гане фон Бюлов _-- (1830-1894)/
•Карл Генрих Бар г (1847-1922) ___-.-
Алекса
Елена Гнеенна
ИЩАилну==-
Ольга Гнееина \
(1881-1963)^/ ^ \
__—¿^О! Самарий Савпшнский МарияЮдш
У (1891-1968) | (1899-1970)
\ \ / I Ма1 (а Мацулевич
\ |Ен|сей Михайлович Зингер \ (1897-1984) '
\1 I /<19И-197Р____
V V Найн Перельман (1906-2002)-^
'ДИНА ШЕВЧУК скопил Синц^_Л>
/(рЛ937)\1\ (1944-2008)
Берта Марана /(1907-1998) \
Евгений Либерм; (1925-2003) \
Павел Серебряно! (1909-1977)
Виссарион Слоним
[Нльогуславский
(рЛ941)^______
■«Ольга Волчкова (1946-1984)
Лазарь Алескаидровский (Ь.1942)^__—- ^^^
1СКАЯ
ЕЛИЗАВЕТА РОМ/
Илья Зиновьевич Фридман (рЛ936?)
ИРИНА БЕРМАН (ПАШКОВ/
Станислав Добровольский [у__^
___________
- - Урвалуов (рЛ954)
ЮЛИЯ ИО'/Кк'Гтд
(р. 1'»7<>)__——"
ИННА ПЕТЕРС
Наталья Мельникова ^ 944-2013)
Марк Шавинер (р. 1944)____^
Иоганн Готлоб Фридрих Внк (1785-1873)
жк'мр.1 Таузиг (1841-|1871)_
Камнль Сен-Сане (1835-1921)
Игнан Мошелес \)
(ТЯПЯь
Федор Федорович Штейн ~ (1819-1893) Феликс Блумен^ельду4 (1863-1931)
Луи Брассен (1840-1884)|
Антон Аренский
1861-1906) /Василий Сафонов Х^Х. ^ (1852-1918)1
Алоис Шмитт
Фердинад фон Хиллер ▼ (1819-1«
(1811-1885)| Леопольд Годовский
Густав Вильгельмович Нейгауз ^^ДАВТОП^Зв) (1853-1937) / ^^^^^
--Антон А
Артур Рубинштейну т (1887-1982) ^^ИВильгельм Кемпф ______(1895-1991) /
Леонид Николаев (1878.1942)4
МарияЮдина (1899-1970) /
Анна Ьарон
(1911-1988)
^Михаил Мищенко (рЛ961)
Елена Садчикова (рЛ981)
вовведением. Пристальное внимание уделял Бетховен и вопросам аппликатуры. Аппликатура как творческий компонент исполнения призвана, по мысли Бетховена, помогать разрешать звуковые, колористические, артикуляционные задачи.
Впоследствии эти методические приемы нашли продолжение в педагогической деятельности Черни, австрийского пианиста и композитора, «любимого ученика Бетховена», который считался в Вене одним из лучших преподавателей игры на фортепиано.
В педагогике К. Черни можно выделить несколько аспектов. Во-первых, Черни стремился раскрыть индивидуальности учеников; во-вторых, сформировать их всесторонне развитыми музыкантами, обладающими самостоятельной творческой волей и безукоризненным пианистическим мастерством. В-третьих, Черни развивал в учениках умение серьезно, планомерно работать, воспитывал дисциплину мыслей и чувств. С каждым конкретным учеником он намечал свою последовательность в овладении пианис-
тическим мастерством. Остановимся более подробно на некоторых принципах его педагогической деятельности.
Исполнитель должен был, по мнению Черни, обладать не только совершенной беглостью пальцев и интерпретаторскими качествами, но и уметь транспонировать; прочесть с листа трудную пьесу, причем по возможности сохранить ее темп и характер; аккомпанировать, импровизировать, разбираться в гармонии, владеть теорией музыки, даже настраивать инструмент. Процесс изучения пьесы Черни подразделял на три периода: овладение нотным текстом; игра в предписанном автором темпе; анализ содержания произведения и исполнительских ремарок.
Несмотря на то, что Черни был автором многочисленных этюдов и упражнений, он не считал их наиболее эффективным материалом для воспитания технических навыков. Прежде всего, Черни ратовал за воспитание техники пианиста на художественных произведениях и за разумное ограничение количества изучаемых этюдов.
Педагогика Черни оказала огромное воздействие на формирование и становление отечественного пианистического искусства. Со второй половины девятнадцатого столетия именно ученики Черни и ученики его учеников во многом определяли пути развития русской фортепианной культуры. И исторически сложилось так, что чуть ли не каждый из тех, кто за последние сто лет обучался искусству фортепианной игры в нашей стране, может причислить себя к музыкальным потомкам - «внукам», «правнукам», «праправнукам» венского педагога.
Среди учеников К. Черни был Теодор Лешетицкий, польский пианист, педагог и композитор, который, с одной стороны, являлся главой Венской школы, а с другой - его называют одним из основателей русской фортепианной школы. С 1852 года Лешетицкий жил в Петербурге, а с 1862 по 1878 год преподавал в консерватории. Учениками Т. Лешетицкого были А. Н. Есипова, впоследствии профессор Петербургской консерватории, и В. И. Сафонов, профессор и директор Московской консерватории. Также в Петербургской консерватории еще при жизни А. Г. Рубинштейна начали работу в России такие мастера пианизма, как С. Ментер, Л. Брассен, Ф. Штейн. Будучи представителями различных направлений западноевропейской фортепианной педагогики, они способствовали ознакомлению русских музыкантов с ее творческими достижениями и стояли у истоков формирования фортепианной школы в России.
Теодор Куллак - ученик К. Черни, был педагогом Н. Рубинштейна, который, как известно, основал Московскую консерваторию в 1866 г. Последователем Н. Рубинштейна и Ф. Листа был А. Зило-ти, от которого одна из веточек уходит к К. Н. Игумнову и А. Б. Гольденвейзеру. И наконец, от А. Гольденвейзера к М. Лебензон, профессору кафедры специального фортепиано, которая наряду с Е. М. Зингером, В. И. Слонимом, А. С. Барон, 3. Ш. Тамаркиной стояли у истоков формирования новосибирской фортепианной исполнительской школы.
У М. С. Лебензон учились Н. Мельникова и Л. В. Смешко (ныне и. о. профессора кафедры специального фортепиано), в свою очередь, у Л. Смешко — О. Шитин, Е. Нестеренко (ныне и. о. доцента), А. Клементьев (старший преподаватель).
Следующая веточка от К. Черни идет к Ф. Листу, от Ф. Листа к К. Таузигу, от К. Таузига к Карлу Генриху Барту, а от К. Г. Барта к Г. Г. Нейгаузу - выдающемуся музыканту, профессору Московской консерватории, создателю собственной пианистической школы. С другой стороны к Г. Нейгаузу идет веточка от К. Сен-Санса через Л. Годовского.
Г. Нейгауз продолжил и развил романтическую традицию европейского «большого пианизма» в XX веке, соединив ее с достижениями русской исполнительской школы. Он оказал значительное влияние как артистичная личность и педагог на формирование нескольких поколений музыкантов. Из его класса вышли пианисты самых разных исполнительских манер и стилей.
В основе педагогических принципов «школы Нейгауза» лежит его метод художественного постижения музыкально-нотного текста. Суть этого метода заключается в тесном взаимодействии музыки с общекультурными, философскими факторами, параллелями с другими искусствами, науками и жизненными явлениями. В работе над звуком, аппликатурой, техникой, двигательным аппаратом музыканта главным является раскрытие и выстраивание художественного образа произведения и исполнения. В предисловии «Об искусстве фортепианной игры» дается следующее положение: «Прежде чем начать учиться на каком бы то ни было инструменте, обучающийся... -должен уже духовно владеть какой-то музыкой: так сказать, хранить ее в своем уме, носить в своей душе и слышать своим слухом» [11, с. 11]
Среди учеников Г. Нейгауза -А. С. Барон, которая, в свою очередь, была ученицей О. Калантаровой, а последняя - А. Есиповой. К этой же ветви относится В. Слоним, и его ученики: М. Шавинер и М. Богуславский (в насто-
ящий момент профессор Иерусалимской консерватории). А. С. Барон была педагогом С. Добровольского.
Следующая ветвь, идущая от Г. Г. Нейгауза через Е. Я. Либермана, автора книги «Работа над фортепианной техникой», приводит нас к Д. Л. Шевчук, одному из ведущих профессоров кафедры специального фортепиано Новосибирской консерватории. В ее творческом облике наглядно сочетаются традиции двух школ: Петербургской и Московской. Петербургская школа: от Т. Лешетицкого к В. Пухальскому, далее к Л. В. Николаеву, С. И. Савшинскому и Е. Зингеру (как упоминалось ранее, он является одним из основателей Новосибирской фортепианной школы). Московская школа: от Г. Нейгауза к О. С. Ивановой, от А. Арен-ского к сестрам Е. Ф. и О. Ф. Гнесиным.
Продолжателями класса Д. Л. Шевчук являются ее ученики, работающие в настоящее время на кафедре: доцент И. И. Берман (Пашкова), и. о. профессора Е. А. Романовская, старший преподаватель И. В. Петере, Ю. А. Рожкова.
Интересно проследить еще несколько ветвей, которые нас приводят к профессору и заведующей кафедрой фортепианного факультета Т. И. Игноян.
Она окончила фортепианный факультет Ташкентской консерватории по классу Анатолия Марковича Геккельма-на, который был учеником двух выдающихся музыкантов Г. Г. Нейгауза и П. А. Серебрякова. П. А. Серебряков, в свою очередь, обучался у Л. В. Николаева (выпускника Московской консерватории по классу В. И. Сафонова, а в последующем ведущего профессора Петербургской консерватории).
Другая ветвь к Т. И. Игноян начинается от А. Н. Есиповой, далее к ее ученице А. Вирсаладзе, потом к Д. А. Башки-рову, у которого Тамара Игнатьевна обучалась в аспирантуре Московской консерватории. Д. А. Башкиров был ассистентом А. Б. Гольденвейзера, а с 1957 года начал собственную педагогическую деятельность.
В контексте передаваемых традиций фортепианного исполнительства, и на их
основе создание собственных пианистических школ, нам представляется необходимым кратко остановиться на педагогических взглядах двух ведущих профессоров кафедры специального фортепиано Новосибирской консерватории: Мэри Симховны Лебензон и Дины Леонидовны Шевчук.
Мэри Симховна Лебензон является авторитетным методистом, она посредством мастер-классов, докладов на методических чтениях, семинаров, статей и методических пособий передает собственный педагогический опыт преподавателям учебных заведений в России и за рубежом.
Так, в статье «О фортепианной педагогике. Методические заметки» [14, с. 103-108] Мэри Симховна определяет три главных профессиональных качества, которые она стремится сформировать у своих учеников: интеллигентность, образованность и владение инструментом.
Далее Мэри Симховна подробным образом анализирует процесс работы над музыкальным произведением, которая должна начинаться, прежде всего, с поиска образно-стилевого решения сочинения: знания эпохи, в котором формировалось и развивалось творчество композитора, ее социокультурной характеристики и художественных направлений.
Особое значение М. С. Лебензон придает вопросам формирования исполнительской концепции музыкального произведения. Исполнительская концепция включает в себя:
- детальную расшифровку текста (определение тональности, темпа, фактуры, фразировки, штрихов, аппликатуры и пр.);
- определение драматургии построения произведения: характеристики тем, образующиеся между ними конфликты, коллизии, кульминация и подведение итогов и т. д.
- внутреннее «слышание» или «про-певание» произведения во всех его деталях, тонкостях.
Изучение фактуры; убедительность звукового воплощения композиторского
замысла произведения; фразировка; штриховая рельефность и выпуклость; темп; вопросы педализации, связанные не только с техникой применения, но и прежде всего со стилистическим, художественным, колористическим контекстом произведения; решение технических трудностей, успех которого зависит от ясных художественных представлений изучаемого сочинения — все это важные составляющие педагогической работы М. С. Лебензон.
Говоря о фортепианной педагогике М. С. Лебензон, нужно отметить, что Мэри Симховна, прежде всего - «Личность, Явление в области фортепианного образования и исполнительства... В музыкальном даровании каждого ученика она определяет главное, и на этой основе выстраивает весь процесс его развития. И путь, по которому она ведет ученика, известен только ей... Нацеливая на оптимальный художественный результат, она находит и предлагает средства его достижения, учитывая возможности конкретного ученика. Для каждого ученика М. С. находит только ему предназначенные слова и только ему необходимые слова. Это могут быть самые простые слова, но в них содержится смысл, который подчас раскрывается лишь со временем и осознается с опытом [3, с. 108].
К сожалению, в настоящее время не имеется опубликованных статей или трудов, в которых бы отражались педагогические принципы Дины Леонидовны Шевчук. Однако изданы воспоминания учеников, на основе которых можно сформировать представления о методах педагогической деятельности Д. Л. Шевчук.
Для Д. Л. Шевчук нет стандартов в педагогике, она всегда находит особый подход к ученику, пытается понять, раскрыть и развить его индивидуальность. Дина Леонидовна никогда не «давит» на учеников, дает возможность самостоятельного поиска образно-художественного содержания исполняемого произведения.
Одно из ярчайших качеств педагогического мастерства Д. Л. Шевчук, которое отмечают ее ученики - это умение говорить о музыке. «Меткие сравнения, точные метафоры, интересные ассоциации! Раскрывая свое понимание произведения, она разжигает творческую фантазию ученика, вдохновляет на новые поиски» [3, с. 114]
Другим из важных способов творческого воздействия на ученика для Дины Леонидовны является метод показа за инструментом. «Обсуждая с учеником те или иные фрагменты произведения, она подтверждает свои мысли живым звучанием музыки» [3, с. 116].
Еще одна особенность педагогики Д. Л. - «это борьба за естественность в исполнении». Это, прежде всего, касается свободы ученика за инструментом. «Она обращала внимание на то, чтобы были свободными руки, не подняты плечи, чтобы, весь вид пианиста за роялем излучал свободу и непринужденность, будто все, что он делает - это легко и просто» [3, с. 122].
Закончить размышления о педагогике Д. Л. Шевчук хочется следующим замечанием, что Дина Леонидовна требует от учеников «только одного - честного и добросовестного отношения к нашему общему, любимому делу» [3, с. 117].
В завершении нашей работы можно с уверенностью сказать, что Новосибирская фортепианная школа - уникальное явление. Она сочетает в себе лучшие достижения национальных пианистических школ. В ней ясно прослеживается преемственность культур, связь времен через «живые традиции», которые сохраняются и развиваются педагогами кафедры.
Ведущие профессора фортепианного факультета Новосибирской консерватории являются высокоавторитетными личностями. Они идут в своей педагогической работе индивидуальным путем, проповедуя эстетические, исполнительские, профессиональные принципы, тем самым создавая собственные пианистические школы.
Примечание
'Подробнее об этом см. статью Рожковой Ю. А. «Традиции ленинградской фортепианной школы в Новосибирске» в сборнике «Музы-
кальные деятели Ленинграда в Новосибирске в годы Великой Отечественной войны» (Новосибирск, 2012 г.)
Литература
1. Айзенштадт С. А. Учитель музыки. Жизнь и творчество Карла Черни. - М.: Композитор, 2010. - 215 с.
2. Бородин А. Б. Формирование понятия «фортепианная школа» у музыкантов-исполнителей в процессе профессионального вузовского образования. Автореф. дис. ... канд. иск. - Екатеринбург, 2007.
3.Головнева Н. И. Воспоминания выпускников фортепианного факультета Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки. « Новосибирск, 2011. - 198 с.
4. Головнева Н. И. Фортепианный факультет Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки. 1956-2009. « Новосибирск, 2010. - 414 с.
б.Дедусенко Ж. Исполнительская пианистическая школа как род культурной традиции. Автореф. дис. ... канд. иск. - Киев, 2002.
6. Казанская пианистическая школа и ее истоки / Авт.-сост. профессор Казанской консерватории Спиридонова В. М. - Казань, 1996.
7. Кафедра специального фортепиано // Новосибирская консерватория - 50 лет. Энциклопедический словарь. - Новосибирск, 2006.
8. Кирчанова Е. Г. Педагогические воззрения выдающихся представителей Западноевропейского музыкального искусства XIX века в профессиональной подготовке учителя музыки. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2003. - http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/pedagogicheskie-vozzrenija-vydajuwihsja-predstavitelej-
2араёпоеугоре]Бкоёо.Ь1т1# 1097552 (дата последнего обращения 11. 07. 2014 г.)
9. Корноухов М. Д. Нотный текст как интерпретационно-смысловая структура музыкального произведения: монография / Отв. ред.: доктор пед. наук, профессор Э. Б. Абдуллин. - Великий Новгород: Кириллица, 2011. - 116 с.
10. Мельникова Н. Фортепианное исполнительское искусство как культуротворческий феномен. - Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2002. - 232 с.
11. Музыкальные деятели Ленинграда в Новосибирске в годы Великой Отечественной войны. К 110-летию со дня рождения Ивана Ивановича Соллертинского: сб. материалов Всероссийской науч.-практ. конф. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2012. - С. 114-125.
12. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 4-е изд. - М.,: Музыка, 1982. - 300 с.
13. Новосибирская консерватория - 50 лет. Материалы. Документы. - Новосибирск, 2006.
14. Сибирский музыкальный альманах - 2007 / Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М. И. Глинки. - Новосибирск, 2010. -С. 103-108.
15. Терентьева Н. Карл Черни и его этюды. -Л., 1978.
16. Шацкий Е. Утопия и традиция. Сб. Перевод с польского К. В. Душенко, М. И. Ленынина / Общ. ред. и послесл. В. А. Чаликовой. - М.: Прогресс, 1990. - 456 с.
References
1. Aizenshtadt S.A. UchiteP muzyki. Zhizn' i tvorchestvo Karla Cherni [Teacher of music. The life and work of Carl Czerny], M., Kompozitor, 2010, 215 p.
2. Borodin A.B. Formirovanie poniatiia "fortepiannaia shkola" u muzykantov-ispolnitelei v protsesse professional'nogo vuzovskogo obrazovaniia [Formation of the concept of "piano school" among musicians-performers in the process of professional higher education], Avtoref. Dis. ... kand. isk., Ekaterinburg, 2007.
3.Golovneva N.I. Vospominaniia vypusknikov fortepiannogo fakul'teta Novosibirskoi
gosudarstvennoi konservatorii (akademii) im. M.I. Glinki [Memories of graduates of the piano faculty of the Novosibirsk state Conservatoire (Academy) named after M.I. Glinka], Novosibirsk, 2011, 198 p.
4.Golovneva N.I. Fortepiannyi fakul'tet Novosibirskoi gosudarstvennoi konservatorii (akademii) im. M.I. Glinki. 1956-2009 [Piano faculty of the Novosibirsk state Conservatoire (Academy) named after M.I. Glinka. 1956"2009], Novosibirsk, 2010, 414 p.
5. Dedusenko Zh. Ispolnitel'skaia pianisticheskaia shkola kak rod kul'turnoi traditsii [Performing
piano school as a sort of cultural traditions], Avtoref. dis. kand. isk., Kiev, 2002.
6. Kazanskaia pianisticheskaia shkola i ee istoki [Kazanskaya piano school and its sources], Avtor-sostavitel' professor Kazanskoi konservatorii Spiridonova V.M., Kazan', 1996.
7. Kafedra spetsial'nogo fortepiano. Novosibirskaia konservatoriia. 50 let. Entsiklopedicheskii slovar' [Department of special piano. Novosibirsk Conservatoire. 50 years. Encyclopedic dictionary], Novosibirsk, 2006.
8. Kirchanova E.G. Pedagogicheskie vozzreniia vydaiushchikhsia predstavitelei Zapadnoevropeiskogo muzykal'nogo iskusstva XIX veka v professional'noi podgotovke uchitelia muzyki [The pedagogical opinions of prominent representatives of Western European music art of the XIX century in the professional training of music teachers], Avtoref. dis. kand. ped. nauk, Ekaterinburg, 2003, http:// www.dslib.net/prof-obrazovanie/ pedagogicheskie-vozzrenij a-vydajuwihsj a-predstavitelej -zapadnoevropeiskogo.html# 1097552 (data poslednego obrashcheniia 11.07.2014)
9. Kornoukhov M.D. Notnyi tekst kak interpretatsionno-smyslovaia struktura muzykal'nogo proizvedeniia [Noted text as an interpretive and semantic structure of musical compositions], monografiia, M.D. Kornoukhov; otv. red. doktor ped. nauk, professor E.B. Abdullin. Velikii Novgorod: Kirillitsa, 2011, 116 p.
10. Mel'nikova N. Fortepiannoe ispolnitel'skoe iskusstvo kak kul'turotvorcheskii fenomen [Piano performing art as a cultural phenomenon], Novosibirsk: Novosib. gos. konservatoriia im. M.I. Glinki, 2002, 232 p.
11. Muzykal'nye deiateli Leningrada v Novosibirske v gody Velikoi Otechestvennoi voiny. K 110-letiiu so dnia rozhdeniia Ivana Ivanovicha Sollertinskogo [Musical figures of Leningrad in Novosibirsk during the great Patriotic war. To the 110 anniversary of I.I. Sollertinsky's birthday], sb. materialov Vserossiiskoi nauch.-prakt. konf., Novosibirsk: Novosib. gos. konservatoriia im. M.I. Glinki, 2012, pp. 114-125.
12. Neigauz G.G. Ob iskusstve fortepiannoi igry: Zapiski pedagoga. 4-e izd [On the art of piano playing: Teacher's notes. 4th ed], M.: Muzyka, 1982, 300 p.
13. Novosibirskaia konservatoriia. 50 let. Materialy. Dokumenty [The Novosibirsk Conservatoire. 50 years. Materials. Documents], Novosibirsk, 2006.
14. Sibirskii muzykal'nyi al'manakh - 2007 [Siberian musical almanac - 2007], Novosib. gos. konservatoriia (akademiia) im. M.I. Glinki, Novosibirsk, 2010, pp. 103-108.
15. Terent'eva H. Karl Cherni i ego etiudy [Carl Czerny and his sketches], L., 1978.
16. Shatskii E. Utopiia i traditsiia. Sbornik [Utopia and tradition. A collection], Perevod s pol'skogo: K.V. Dushenko, M.I. Len'shina. Obshch. red. i poslesl. V.A. Chalikovoi, M.: Progress, 1990, 456 p.
Некоторые вопросы генезиса фортепианной школы в Новосибирской консерватории Статья посвящена вопросам генезиса фортепианной школы в Новосибирской консерватории. Авторы рассматривают пианистическую школу как род культурных традиций, которые зарождаются и продолжают развиваться через лидера школы и его учеников на протяжении многих лет. На базе передаваемых традиций формируются другие пианистические школы. Результаты изысканий авторы попытались представить в виде таблицы, где прослеживаются истоки возникновения русской фортепианной школы в целом, и в частности новосибирской. В завершении статьи авторы анализируют педагогические принципы ведущих профессоров Новосибирской консерватории М. С. Лебензон и Д. Л. Шевчук, которые не только продолжают развивать лучшие достижения других пианистических школ, но и воплощают в жизнь собственную педаго-
Some issues of piano school genesis at the
Novosibirsk State Conservatoire The article is devoted to some issues of genesis of the piano school at the Novosibirsk Conservatoire. The authors consider piano school as a kind of cultural traditions which arise and continue to evolve through the school leader and their students for many years. On the basis of transmitted traditions other piano schools are formed. The authors have presented the survey results in the form of table, which traced the origins of the Russian piano school in whole and, in particular, Novosibirsk. At the end of the article the authors analyze the pedagogical principles of the leading professors of the Novosibirsk Conservatoire of M.S. Lebenzon and D.L. Shevchuk, who not only continue to develop the best achievements of other piano schools, but also realize their own pedagogical programme that have a clear practical success.
гическую программу, имеющую несомненный практический успех.
Ключевые слова: генезис, фортепианная школа, традиция, взаимодействие, педагогические методы и методики, Новосибирская консерватория
Keywords: Genesis, piano school, tradition, interaction, pedagogical methods and techniques, Novosibirsk Conservatoire
Романовская Елизавета Аркадьевна исполняет обязанности профессора кафедры специального фортепиано НГК. Лауреат Международных фортепианных конкурсов.
E-mail: [email protected]
Рожкова Юлия Андреевна исполняет обязанности доцента кафедр общего, специального фортепиано и кафедры музыкального образования и просвещения НГК. Лауреат Международных фортепианных конкурсов.
E-mail: [email protected]
Elizaveta Romanovskaya, Professor of the Special Piano Department at the Novosibirsk State Conservatoire (Academy) named after M.I. Glinka, winner of International piano competitions.
E-mail: [email protected]
Yuliya Rozhkova, Professor of the Departments of General and Special Piano and the Department of Musical Education at the Novosibirsk State Conservatoire (Academy) named after M.I. Glinka, laureate of International piano competitions.
E-mail: [email protected]