Научная статья на тему 'Традиции российского востоковедения в деятельности кафедры этномузыкознания НГК им. М. И. Глинки'

Традиции российского востоковедения в деятельности кафедры этномузыкознания НГК им. М. И. Глинки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
207
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОМУЗЫКОЗНАНИЕ / РОССИЙСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСТОКОВЕДЕНИЕ / RUSSIAN MUSICAL ORIENTALISM / СИНОЛОГИЯ / SINOLOGY / АРАБИСТИКА / ИНДОЛОГИЯ / INDOLOGY / ЯПОНОВЕДЕНИЕ / JAPANESE STUDIES / ETHNOMUSICOLOGY / ARABIC STUDIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дубровская Марина Юзефовна

Статья содержит попытку первичного постижения продуктивной инновационной двадцатипятилетней работы востоковедов кафедры этномузыкознания НГК имени М. И. Глинки в научном и педагогическом плане, рассматриваемой в контексте магистральных направлений деятельности вуза и российского востоковедения, в том числе, музыкального. Осуществляется анализ достижений этномузыкологов кафедры в теоретическом осмыслении традиционной профессиональной музыки Востока (школа С. П. Галицкой, Ю. Н. Плахов); в сферах синологии (школа В. В. Мазепуса), арабистики (А. Ю. Плахова), индологии (Г. Б. Сыченко и ее ученики), японистики (школа М. Ю. Дубровской). Предлагается вывод о значимости использования маститыми педагогами и молодыми учеными востоковедами кафедры этномузыкознания НГК имени М.И. Глинки прогрессивных подходов фольклористов-этнологов, активной полевой работы и поддержки научных фондов РФ, Европы и Азии. Это позволило востоковедам-этнологам Новосибирской консерватории достичь престижных позиций в музыкальном востоковедении как Российской Федерации, так и стран постсоветского пространства, а также внести достойный вклад в фонд фундаментальных исследований китайской, арабской, южноазиатской и японской музыки, принадлежащих этнологам Зарубежного Востока, США и Западной Европы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditions of Russian Oriental studies in the activities of the Department of ethnomusicology Novosibirsk state Conservatory named after М. I. Glinka

The paper contains an attempt to comprehend the twenty-five years of productive and innovative work of Orientalists of the Ethnomusicology Department at the Novosibirsk Conservatoire from scientific and pedagogical points of view. It is considered in the context of main directions of the university activities and Russian Oriental Studies, including ones in the sphere of music. The achievements of the ethnomusicologists in following areas are analyzed: the theoretical understanding of professional traditional Eastern music (School of S. P. Galickaya, Yu. N. Plakhov), Sinology (School of V. V. Mazepus), Arabic Studies (A. Y. Plakhova), Indology (G. B. Sichenko and his students), Japanese Studies (school of M. Yu. Dubrovskaya). The conclusion is on the significance of the Conservatoire Ethnomusicological department’s venerable teachers and young scientists using progressive approaches of folklorists, active fieldwork and support of the scientific foundations of the Russian Federation, Europe and Asia. This allowed the Orientalists-ethnologists of the Novosibirsk Conservatoire achieve prestigious positions in the musical Oriental science in the Russian Federation and countries of the former Soviet Union, as well as to make a worthy contribution to the Foundation for Basic Research of Chinese, Arab, South Asian and Japanese music owned by ethnologists in foreign East, the USA and Western Europe.

Текст научной работы на тему «Традиции российского востоковедения в деятельности кафедры этномузыкознания НГК им. М. И. Глинки»

ЭТНОМУЗЫКОЗНАНИЕ В XXI ВЕКЕ

УДК 781.7

М. Ю. Дубровская

ТРАДИЦИИ РОССИЙСКОГО ВОСТОКОВЕДЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ ЭТНОМУЗЫКОЗНАНИЯ НГК им. М. И. ГЛИНКИ

родуктивность и инновационность двадцатипятилетней научной и педагогической работы востоковедов кафедры этномузыкознания НГК им. М. И. Глинки неоднократно отмечались научным сообществом1, однако в самой Новосибирской консерватории эта сфера ее деятельности еще не подвергалась целостному анализу и обобщению. Это обусловило актуальность нашего обращения к заявленной теме.

На современном этапе отечественные востоковедные исследования обретают особую значимость. Известные глобальные геополитические события последних лет требуют от гуманитарного знания РФ активной стратегии исследований культурного пространства крупнейших цивилизаций Зарубежного Востока. В этой связи чрезвычайно важно, что российское музыкальное востоковедение опирается на солидный исследовательский опыт и методологический потенциал системы научных школ и направлений общего отечественного востоковедения. Не менее ценна сложившаяся в крупных университетских городах РФ практика научного взаимодействия представителей самых разных ветвей востоковедения: языковедов, филологов, религиоведов, историков, театроведов, культурологов, искусствоведов, этномузыковедов и др. Именно такой многофункциональный и перспективный в научном плане симбиоз2, как известно, является сильной стороной зарубежных университетских центров. Хотя в систему российского университетского образования не входит

© М. Ю. Дубровская, 2016

музыкальное, в новосибирском востоковедении гуманитарную научно-образова-тельную функцию выполняет, во многом, НГУ.

Традиции российского востоковедения всегда присутствовали в деятельности кафедры этномузыкознания НГК им. М. И. Глинки. Это постоянные и плодотворные контакты с кафедрами востоковедения НГУ, теории и истории культуры НГПУ3; активное участие студентов-востоковедов в межвузовских конференциях; участие в Международных Сибирских симпозиумах «Актуальные проблемы изучения Японии и японского языка», проводимых под эгидой МКЦ «Сибирь-Хоккайдо» с 2009 по 2014 гг. и др.4

В истории вхождения Новосибирской консерватории в востоковедное научное пространство РФ отметим следующий примечательный факт: востоковедческая составляющая в деятельности профессорско-преподавательского состава НГК изначально не ограничивалась кафедральными рамками. Об этом свидетельствуют активно действующие в вузе в разные времена подразделения, осуществлявшие в числе других направлений широкую востоковедную работу: Научно-исследо-вательский институт и РИО, центры корейской и японской музыкальной культуры при НГК, Лаборатория системных методов, Архив традиционной музыки и др. Собственно, само благоприятное географическое положение вуза, одним из магистральных векторов деятельности которого стало изучение музыкальных культур коренных и переселенческих

п

этносов Сибири, а также музыкальных взаимодействий Востока и Запада, стимулирует востоковедческий ракурс проводимых здесь научных исследований.

Так, в НГК еще до основания кафедры этномузыкознания (1990), начали складываться серьезные предпосылки к исследованию и распространению богатейшего традиционного и композиторского наследия народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Сформировался исторический подход к познанию уникальных феноменов канонической и динамической систем музыкального мышления. Полевая работа и научные труды канд. иск.-я, доцента кафедры этномузыкознания (1990-1992) Ю. И. Шейкина, заложили основы развития Новосибирской консерватории как центра сибирской фольклористики, а затем и этномузыкознания в целом.

Следует высоко оценить существенный вклад представителей и других кафедр НГК (истории и теории музыки, композиции и инструментовки, музыкального образования и просвещения, общего фортепиано) в научное постижение внеевропейских музыкальных традиций народов Азии прошлого и настоящего: А. М. Айзенштадта, А. А. Асинов-ской, Г. А. Осипенко, Нгуена Лантуата (уже ушедших, к сожалению, из жизни), канд. иск.-я, доцента Н. И. Головнёвой, докт. иск.-я, профессоров М. Н. Дрож-жиной, М. Г. Карпычева, докт. иск.-я, доцента Л. Л. Пыльневой, канд. иск.-я, доцента О. В. Новиковой и др.

Вместе с тем именно на кафедре этномузыкознания НГК проводилась постоянная, весьма интенсивная и целенаправленная востоковедная работа, достойно оцененная мировым научным сообществом5. Она была направлена на выявление, фиксацию, расшифровку и научное описание традиционного музыкального достояния как коренных (неславянских) этносов Сибири в исследованиях канд. иск.-я, доцента Н. М. Кондратьевой и канд. иск.-я, доцента Г. Б. Сыченко, так и переселенческих, в том числе восточных, этносов в диссер-

тациях их учеников и учеников канд. иск.-я, и. о. профессора Н. В. Леоновой.

Таким образом, создание в 1990-м году в Новосибирской консерватории первой в вузовской системе СССР кафедры этномузыкознания было предопределено не только нацеленностью вуза на освоение евразийского музыкального пространства, но и наличием в НГК редких специалистов-востоковедов. Решающим фактором стало приглашение из ТГК им. М. Ашрафи (Республика Узбекистан) в 1990-м году авторитетных востоковедов, докт. иск.-я, профессоров С. П. Галицкой и Ю. Н. Плахова, а позднее, в 1994-м году, в связи с открытием при НГК Центра японской музыкальной культуры - японоведа, канд. иск.-я, доцента М. Ю. Дубровской.

Поскольку результаты научно-педаго-гической работы фольклорстов-этнологов кафедры этномузыкознания достойно репрезентируются в статьях настоящего издания, ограничимся интересующим нас направлением работы кафедры, а именно: исследованием традиционного наследия и композиторского творчества народов Зарубежного Востока.

Основателем и главой Новосибирской школы музыкального востоковедения лидер музыкального востоковедения РФ, докт. иск.-я, профессор кафедры истории зарубежной музыки МГК им. П. И. Чайковского, В. Н. Юнусова, заслуженно называет С. П. Галицкую, — многолетнего заведующего кафедрой этномузыкознания (1992-2014), отмечая, что именно благодаря ей теоретическое направление стало характерной чертой последнего6. В данном определении справедливо воздается должное патриарху советского/ российского музыкознания, С. П. Галицкой, первая монография которой, «Теоретические вопросы монодии», как точно сформулировала в своей статье М. Н. Дрожжина, «еще в самом начале 1980-х годов стала своего рода нормативным документом в музыкально-теорети-ческом востоковедении» [2, с. 3].

С. П. Галицкая до приезда в г. Новосибирск занималась изучением профессиональной традиционной музыки со-

ветских среднеазиатских республик и разработанные ею базисные положения фундаментальной теории монодии позволяют анализировать феномены последней по всему музыкальному миру традиционных культур. Созданная ученым методология исследования явлений традиционной монодии нашла убедительное претворение в диссертациях многочисленных ее учеников, успешно защитившихся в период преподавания С. П. Галицкой в Новосибирской консерватории7, из которых А. Г. Алябьева, М. Ю. Дубровская, О. В. Жукова, И Нам Сун и Н. И. Чабовская исследовали традиционное и композиторское наследие Индонезии, Японии и Кореи.

Следует отметить также выдающиеся научные достижения автора универсальной теории канона в традиционной музыке, - первого заведующего кафедрой эт-номузыкознания НГК (1990-1992), докт. иск.-я, профессора Ю. Н. Плахова8. Сказанное подтверждает, в частности, восто-ковед-этномузыковед Т. С. Сергеева (Москва): «... в советское время исследователи ограничивались "своим Востоком", не выходя на зарубежный (за редким исключением), однако результаты были весьма значительными, ... в историю советского этномузыкознания вошли имена таких крупных ученых, как ..., Ю. Н. Плохое, И. Р. Еолян9, С. П. Галиц-кая и другие» (курсив наш. - М. Д.) [6].

Именно научные достижения востоковедов НГК позволили В. Н. Юнусовой еще в 2007-м году назвать наш вуз одним из центров негусто представленной в вузовском музыкальном образовании РФ сферы музыкального востоковедения. Упоминая возникшие в России в последней трети XX века научные группы, занимающиеся этномузыковед-ческими и востоковедческими исследованиями, автор отдает приоритет коллективам РИИ, Московской консерватории, Российского института истории искусств, РАМН им. Гнесиных, НГК им. М. И. Глинки, ДВГАИ и Казанской консерватории [8, с. 98].

Исторически музыкальное востоковедение как направление российской гума-

нитарной науки занимается в первую очередь «изучением музыкального наследия профессиональных традиций и композиторского творчества стран классического Востока» [6]. Поясним, что к классическому Востоку ученые традиционно относят страны Дальнего Востока (принадлежащие к китайско-конфуцианской цивилизации), Ближнего и Среднего Востока (арабо-мусульман-ская цивилизация), Южной и Юго-Вос-точной Азии (индо-буддийская цивилизация). Мотивируется данная позиция тем, что именно в музыкальных культурах этих стран сложились классические традиции надэтнического уровня, которые можно сопоставить с европейским музыкальным искусством.

Примечательно, что те же «сферы притяжения» российских востоковедов-музыковедов обозначила в своем выступлении в Институте Востоковедения РАН в 2013 году и В. Н. Юнусова в показательно названном сообщении «Российское музыкальное востоковедение: перекресток научного знания Востока и Запада»: «Наиболее сформированы в РФ музыкальные синология, арабистика, индология, японистика» [7].

Анализируя результаты деятельности кафедры этномузыкознания НГК, следует констатировать весьма отрадный факт: все обозначенные магистральные сферы исследований российских музыковедов-востоковедов представлены в трудах ее педагогического коллектива.

В сфере синологии ярко проявилось разностороннее дарование выдающегося отечественного этномузыколога, канд. физ.-мат. наук, профессора В. В. Мазепу-са10. Ученый одним из первых в России разработал курс «Музыкальная культура Китая»11. Его новаторство обусловлено целостностью, системностью, объемностью, охватом огромного исторического периода (5 тысяч лет), конкретным изложением огромной информации о музыке в большом историческом и культурном контексте, вводом значительного нового для отечественного этномузыкознания материала. Основательный пласт вводимой терминологии сочетался в курсе

с базовыми знаниями по реконструкции китайского языка и системы китайского стихосложения.

Как справедливо отмечают Н. М. Кондратьева и О. В. Новикова, составители сборника программ учебных курсов В. В. Мазепуса, «... этот курс задает эталон описания традиционной музыки, тесно связанной с различными культурными феноменами и жизнью общества в целом. Важной задачей курса, обобщающего разрозненные и труднодоступные, взятые из зарубежных источников сведения, являлась подготовка специалистов в области музыкальной синологии - еще одного разрабатываемого В. В. Мазепу-сом научного направления» [3, с. 8].

Широчайшие научные интересы В. В. Мазепуса в сфере музыкальной синологии12 развивались и реализовыва-лись в контексте его педагогической деятельности в классе по специальности -в диссертациях Н. А. Кротовой, О. В. По-луэктовой и Е. В. Шульгиной, дипломных работах Л. Сапуновой и М. Петруни-ной, посвященных исследованию абсолютно нового материала для этнологии РФ. Изучение звуковысотной и ритмической организации танской банкетной музыки яньюэ, звуковысотной организации сохранившейся светской и ритуальной музыки эпохи Сун (960-1279) осуществлялось с помощью созданного В. В. Мазепусом метода универсальных грамматик, благодаря чему были восстановлены основные этапы эволюции традиционной китайской музыки от начала 1-го тысячелетия н. э. до XV века.

Музыкальную арабистику представляли на кафедре этномузыкознания труды А. Ю. Плаховой13. Сфера ее научных интересов - традиционная музыка Ближнего и Дальнего Востока, а также теоретические проблемы монодической музыки. В своей кандидатской диссертации «Мувашшахат: проблемы лада» (2000) А. Ю. Плахова рассматривает с теоретической точки зрения устно-про-фессиональный жанр арабской традиционной музыки, который в отечественной музыкальной науке практически не изучался. В докторской диссертации «Ко-

рейская традиционная музыка: проблемы фактуры» А. Ю. Плахова обращалась к традициям монодийной культуры корейцев, которая также ранее не изучалась в России, причем избирала для исследования фактуру, то есть такой аспект монодийной музыки, о котором в мировом этномузыкознании речь практически не шла14.

А. Ю. Плахова - автор более 30 научных и научно-методических работ; в 2013 году ею в соавторстве С. П. Галиц-кой опубликована монография «Монодия: проблемы теории» [1]. А. Ю. Плахова была участником ряда международных, всесоюзных и всероссийских конференций, членом Европейского семинара по этномузыкознанию (ЕвЕМ), оргкомитета и редколлегии научной конференции «Музыка и ритуал» (Новосибирск, 2002); ею был создан для студентов-музыковедов Новосибирской консерватории авторский факультативный курс «Музыкальная культура Кореи».

Регион Южной Азии - музыкальная индология — представлен на кафедре этномузыкознания исследованиями ритуальной музыки Непала, ведущимися с 2000 г. канд. иск.-я, доцентом Г. Б. Сы-ченко и ее учениками Н. А. Пархоменко и А. В. Золотухиной. Научное и образовательное значение разработок, осуществленных под руководством Г. Б. Сы-ченко, очень велико, ими введен в научный обиход российского востоковедения совершенно новый материал. Его изысканию способствовали 5 комплексных экспедиций (2000, 2003, 2007, 2009 и 2012 гг.) в рамках Соглашения о научном и культурном сотрудничестве между НГК им. М. И. Глинки и римским Университетом «Тор Вергата» (с 1999 по 2008 гг.), причем экспедиции 2007, 2009 и 2012 гг. частично и полностью финансировались РГНФ. Научные результаты и исследования материалов экспедиций были доложены на проведенных 3-х совместных конференциях15. К настоящему времени собран большой материал по музыкальным традициям различных непальских народов, опубликовано 10 статей; защищены две дипломные работы16

и подготовлена кандидатская диссертация А. В. Золотухиной17.

Г. Б. Сыченко - один из авторитетных российских этномузыковедов, наиболее известных в зарубежном - западном и восточном научных сообществах; по результатам проделанной работы ею был разработан курс «Музыкальная культура Непала», пользовавшийся большим вниманием музыковедов.

Наконец, становление в НГК школы японоведения связано с научной и педагогической деятельностью М. Ю. Дубровской — автора настоящей статьи.

Японоведение оформилось в качестве ветви отечественного музыкального востоковедения достаточно поздно - в середине 1970-х гг. Третью в СССР японовед -ческую кандидатскую диссертацию и первую в РФ докторскую18 защитила М. Ю. Дубровская (1985, Москва; 2005, Новосибирск). Если кандидатская ее диссертация содержала впервые проведенный целостный анализ музыкальной стороны классических пьес выдающихся традиционных театров Японии, то докторская представляла собой первое в отечественном и зарубежном музыкознании системное исследование проблем формирования японской композиторской школы в период последней четверти XIX в. -первой половины XX в. Результаты многолетних научных изысканий М. Ю. Дубровской, подкрепленных полевой работой в Японии, проводившейся по линии Японского Фонда (1995, 1998, 2000, 2001, 2003, 2005, 2006 гг.), позволили ей создать новый для системы российского вузовского образования лекционный курс «Музыкальная культура Японии», читавшийся в НГК с 1994 по 2012 гг.

Исследования М. Ю. Дубровской нашли продолжение в кандидатских диссертациях ее аспиранток - Е. В. Южако-вой (2002), вскрывшей специфику музыкально-художественной системы японского театра Но, О. В. Жуковой (2005) и Е. А. Снежковой (2007), исследовавших вокальное и инструментальное наследие корифеев японского ком-

позиторского творчества Дан Икума и Такэмицу Тору; в дипломной работе и исследовании С. В. Жуковской (2013), разрабатывавшей сферу музыкальной синтологии; в магистерской диссертации А. М. Максимовой (2014), исследовавшей пути становления оркестрового творчества японских композиторов. В портфеле М. Ю. Дубровской монография19 и более 50 опубликованных научных статей.

Подводя итоги сказанному, отметим, что динамичное развитие новосибирского музыкального востоковедения продуцировало его в качестве видного представителя отечественного этномузыкозна-ния. Инновационная методология помогла коллективу кафедры этномузы-кознания НГК им. М. И. Глинки достаточно оперативно перейти к системным методам исследования феноменов восточных культур. А использование прогрессивных подходов фольклористов, активная полевая работа и поддержка научных фондов позволили маститым педагогам и молодым ученым кафедры этномузыкознания достичь престижных позиций в ранее обозначенных сферах музыкального востоковедения как РФ, так и стран постсоветского пространства; внести достойный вклад в имеющий почти полуторастолетнюю историю обширный фонд фундаментальных исследований китайской, арабской, индийской и японской музыки, принадлежащих ученым Зарубежного Востока, США и Западной Европы.

Этому способствовало целенаправленное включение в систему подготовки специалистов теоретического и, по возможности, практического знакомства с традициями и современными достижениями музыкально-художественных культур народов Востока, хотя разработанные педагогами кафедры этномузыкознания НГК им. М. И. Глинки уникальные лекционные курсы не предполагаются в учебных планах третьего поколения. Соответствие требованиям времени - во внедрении в российское музыкальное образование востоковедной составляющей.

Примечания

1 Свидетельством признании достижений кафедры стало успешное проведение Международной научной конференции «Этномузыкозна-ние в XXI веке» (30.11-02.12.2015), собравшей в НГК известных ученых-этнологов из РФ и Ближнего Зарубежья.

2 Подобная традиция отличала и деятельность московского ГИИ (бывшего ВНИИИ), в котором на секторе искусства Зарубежного Востока автор настоящей статьи училась в 1980-1984 гг. в аспирантуре.

8 На данных кафедрах изучаются восточные языки, пишутся соответствующие дипломные и диссертационные работы, внешним рецензентом которых выступает и автор настоящей статьи.

4 В 2013 и 2014 гг. секции «Культурология и искусствознание» V и VI Международных симпозиумов по японоведению и методике преподавания японского языка проходили в НГК имени М. И. Глинки.

5 О степени международного признания деятельности коллектива кафедры этномузы-кознания свидетельствуют следующие факты: М. Ю. Дубровская и Г. Б. Сыченко являются членами Международного совета по традиционной музыке при ЮНЕСКО (1СТМ); на 2015-2017 гг. Г.Б. Сыченко избрана вице-президентом Международной исследовательской группы «Музыка тюркоговоря-щего мира» при 1СТМ, является постоянным членом Европейского семинара по этномузы-кологии, начала работу в составе международной междисциплинарной группы по изучению культуры кочевников Евразии (партнер - Итальянская ассоциация по этноархеологии).

6 Из поздравительного письма В. Н. Юнусовой от

22.11.2015 г. // Шрв://е.mail.ru/messages/ inbox/#/messages/inbox/ (Дата обращения -22.11.2015)

7 Это докторские диссертации Г. Г. Алексеевой, А. Г. Алябьевой, М. Н. Дрожжиной, М. Ю. Дубровской, А. С. Ларионовой, Н. И. Мельниковой, О. М. Шушковой; кандидатские диссертации А. Г. Алябьевой, Л. Д. Дашиевой, О. В. Жуковой, И Нам Сун, О. В. Мазур, А. Д.-Б. Монгуш, О. Н. Поляковой, С. Г. Тосина, Н. И. Чабовской.

8 Супруг С. П. Галицкой, профессор Ю. Н. Пла-хов, ушел из жизни в 1997 г.

9 Авторитетный российский востоковед-музыко-вед, арабист, заведующая сектором искусства Зарубежного Востока ВНИИИ, докт. иск.-я, профессор И. Р. Еолян осуществляла научное

руководство кандидатской диссертацией М. Ю. Дубровской на тему «Музыка в традиционном театре Японии (на материале Но и Кабуки)» (1985); научным консультантом была знаменитый советский японовед, докт. ист. наук, с. н. с. Института Востоковедения АН СССР, Л. Д. Гришелёва.

10 Профессор кафедры этномузыкознания В. В. Мазепус ушел из жизни в 2006 г.

11 Этот полугодовой спецкурс ежегодно читался с 1993-1994 гг. для студентов-музыковедов в первом семестре и неизменно собирал большую аудиторию. В 1990-е годы, когда он создавался, работы о музыке Китая в российской науке были очень немногочисленны и давали лишь обобщенные представления о данной музыкальной традиции.

12 Например, В. В. Мазепус предложил свой, третий в мире (после Ян Иньлю и Инь Фалу с одной стороны, и Л. Пикена с другой) вариант расшифровки ритма в так называемой народной средневековой нотации. Изложил и обосновал принципы своей ритмической реконструкции данной нотации на примере «Семнадцати песен в жанре цы» Цзян Куя. Некоторые результаты его научных изысканий отражены в ряде публикаций [3; 4].

13 А. Ю. Плахова работала на кафедре этномузыкознания НГК в 2000-2005-м гг.

14 К сожалению, в связи с отъездом А. Ю. Плахо-вой в Германию данная работа не представлена к защите.

15 "Identita/Pericolo, Documentare/Ricostruire" (Рим, 2001), «Музыка и ритуал: структура, семантика, специфика» (Новосибирск, 2002), "Shamanism and the Arts" (Рим, 2008).

16 Пархоменко Н. А. Шебру: круговые песни-танцы шерпов-йолмо Непала: Дипломная работа. Новосибирск, 2004; Золотухина А. В. Буддийский ритуал Пурдок (пурба пуджа): эт-ноконфессиональные и музыкально-стилисти-ческие особенности: Дипломная работа. Новосибирск, 2011.

17 Золотухина А. В. Музыкальная организация буддийского ритуала пурбы: традиционная теория и современная практика. Новосибирск, 2014.

18 Дубровская М. Ю. Формирование японской композиторской школы и творческая деятельность Ямады Косаку: Дисс. докт. иск.-я. Новосибирск, 2005.

19 Дубровская М. Ю. Ямада Косаку и формирование японской композиторской школы (последняя четверть XIX в. - первая половина XX в.). Новосибирск, 2004.

Литература

1. Галицкая С. П., Плахова А. Ю. Монодия: проблемы теории. - М.: Academia, 2013. - 319 с.

2.Дрожжина М. Н. Саволина Паисиевна Галицкая // Саволина Паисиевна Галицкая: исследователь и педагог. - Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки. -Новосибирск, 2015. - 15 с.

3. Кондратьева Н. М., Новикова О. В. От составителей // Мазепус В. В. Программы учебных курсов. - Новосибирск, 2009. - С. 4-12.

4. Кротова Н. А., Мазепус В. В. Формальное разграничение конфуцианской и чаньско-даос-ской эстетических сфер в традиционной музыке Китая // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток-Запад: Мат. междунар. конф. - Владивосток, 1995. - С. 246-249.

5.Мазепус В. В. Ритмическая интерпретация "коротких песен" Цзян Куя // Сибирский музыкальный альманах, 2001. - Новосибирск, 2002. - С. 65-70.

6. Сергеева Т. С. Российское музыкальное востоковедение: на пути становления // "Harmony musigi", 2015. URL: http://harmony.musigi-dunya.az/RUS/ archivereader.asp?txtid=515&s=l&iss=24 (Дата обращения - 29.11.2015).

7. Юнусова В. Н. Российское музыкальное востоковедение: перекр бсток научного знания Востока и Запада // Выступление на научно-прак-тической конференции из цикла «Григорьевские чтения» на тему «Влияние Востока на искусство и науку в мире», 2013. URL.: rmvoz.ru/forums/index.php?topic=3178.0 (Дата обращения - 29.11.2015).

8. Юнусова В. Н. Этномузыкознание и российское музыкальное востоковедение: научные и педагогические проблемы // Сибирский музыкальный альманах - 2007: ежегодник / гл. ред. Б. А. Шиндин. Вып. 8. - Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки. — 2010. - С.97-102.

References

1. Galitskaya S.P., Plakhova A.Yu. Monodiya: problemy teorii [Monody: theoretical issues]. Moscow: Academia, 2013, 319 p.

2. Drozhzhina M.N. Savolina Paisievna Galitskaya // Savolina Paisievna Galitskaya: issledovatel' i pedagog [Savolina Galitskaya: researcher and teacher]. Novosibirsk State Conservatoire named after M.I. Glinka, Novosibirsk, 2015, 15 p.

3. Kondrat'eva N.M., Novikova O.V. Ot sostavitelej [From the compilers] Mazepus V.V. Programmy uchebnykh kursov [Courses programmes]. Novosibirsk, 2009, pp. 4-12.

4. Krotova N.A., Mazepus V.V. Formal'noe razgranichenie konfutsianskoj i chan'sko-daosskoj ehsteticheskikh sfer v traditsionnoj muzyke Kitaya [Formal division of Confucius and Chan Taoist aesthetical spheres in traditional Chinese music] Kul'tura Dal'nego Vostoka Rossii i stran ATR: Vostok-Zapad: Mat. mezhdunar. konf. [Culture of the Russian Far East and countries of the Pacific Rim: East-West: Papers of the international conference]. Vladivostok, 1995, pp. 246-249.

5. Mazepus V.V. Ritmicheskaya interpretatsiya "korotkikh pesen" Tszyan Kuya [Rhythmic interpretation of Jiang Kui's 'short songs'] Sibirskij muzykal'nyj al'manakh, 2001

[Siberian musical bulletin]. Novosibirsk, 2002 pp. 65-70.

6. Sergeeva T.S. Rossijskoe muzykal'noe vostokovedenie: na puti stanovleniya [Becoming of the Russian musical orientalism]. Harmony musigi, 2015. URL: http:// harmony. musigi-dunya.az/RUS/ archivereader.asp?txtid=515&s=l&iss=24

7. Yunusova V.N. Rossijskoe muzykal'noe vostokovedenie: perekryostok nauchnogo znaniya Vostoka i Zapada [Russian musical orientalism: intersection of Eastern and Western scientific knowledge] Vystuplenie na nauchno-prakticheskoj konferentsii iz tsikla «Grigor'evskie chteniya» na temu «Vliyanie Vostoka na iskusstvo i nauku v mire» [Report on 'The Influence of East on the world art and science' at the scientific practical conference Grigoryev's Readings], 2013. URL.: rmvoz.ru/ forums/index.php?topic=3178.0

8. Yunusova V.N. Ethnomuzykoznanie i rossijskoe muzykal'noe vostokovedenie: nauchnye i pedagogicheskie problemy [Ethnomusicology and Russian musical orientalism: scientific and pedagogical issues] Sibirskij muzykal'nyj al'manakh [Siberian musical bulletin - 2007]. Novosibirsk, Novosibirsk State Conservatoire, Issue 8, Ed-in-chief B. A. Shindin, 2010, pp. 97-102.

Традиции российского востоковедения в деятельности кафедры этномузыкознания НГК им. М. И. Глинки

Статья содержит попытку первичного постижения продуктивной инновационной двадцатипятилетней работы востоковедов кафедры этномузыкознания НГК имени М. И. Глинки в научном и педагогическом плане, рассматриваемой в контексте магистральных направлений деятельности вуза и российского востоковедения, в том числе, музыкального. Осуществляется анализ достижений этномузыкологов кафедры в теоретическом осмыслении традиционной профессиональной музыки Востока (школа С. П. Га-лицкой, Ю. Н. Плахов); в сферах синологии (школа В. В. Мазепуса), арабистики (А. Ю. Плахова), индологии (Г. Б. Сыченко и ее ученики), японистики (школа М. Ю. Дубровской). Предлагается вывод о значимости использования маститыми педагогами и молодыми учеными - востоковедами кафедры этномузыкознания НГК имени М.И. Глинки - прогрессивных подходов фольклористов-этнологов, активной полевой работы и поддержки научных фондов РФ, Европы и Азии. Это позволило востоковедам-этнологам Новосибирской консерватории достичь престижных позиций в музыкальном востоковедении как Российской Федерации, так и стран постсоветского пространства, а также внести достойный вклад в фонд фундаментальных исследований китайской, арабской, южноазиатской и японской музыки, принадлежащих этнологам Зарубежного Востока, США и Западной Европы.

Ключевые слова: этномузыкознание, российское музыкальное востоковедение, синология, арабистика, индология, японоведение.

Traditions of Russian Oriental studies

in the activities of the Department of ethnomusicology Novosibirsk state Conservatory named after M. I. Glinka

The paper contains an attempt to comprehend the twenty-five years of productive and innovative work of Orientalists of the Ethnomusicology Department at the Novosibirsk Conservatoire from scientific and pedagogical points of view. It is considered in the context of main directions of the university activities and Russian Oriental Studies, including ones in the sphere of music. The achievements of the ethnomusicologists in following areas are analyzed: the theoretical understanding of professional traditional Eastern music (School of S. P. Galickaya, Yu. N. Plakhov), Sinology (School of V. V. Mazepus), Arabic Studies (A. Y. Plakhova), Indology (G. B. Sichenko and his students), Japanese Studies (school of M. Yu. Dubrovskaya). The conclusion is on the significance of the Conservatoire Ethnomusicological department's venerable teachers and young scientists using progressive approaches of folklorists, active fieldwork and support of the scientific foundations of the Russian Federation, Europe and Asia. This allowed the Orientalists-ethnologists of the Novosibirsk Conservatoire achieve prestigious positions in the musical Oriental science in the Russian Federation and countries of the former Soviet Union, as well as to make a worthy contribution to the Foundation for Basic Research of Chinese, Arab, South Asian and Japanese music owned by ethnologists in foreign East, the USA and Western Europe.

Keywords: Ethnomusicology, Russian Musical Orientalism, Sinology, Arabic studies, Indology, Japanese studies.

Дубровская Марина Юзефовна - доктор искусствоведения, профессор, заведущая кафедрой этномузыкознания НГК им. М. И. Глинки. E-mail: [email protected]

Marina Dubrovskaya - Doctor of Arts, Professor, Head of the Department of Ethnomusicology of Novosibirsk State Conservatory of M. I. Glinka.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.