Научная статья на тему 'Изучение музыкальных культур коренных народов Сибири и Дальнего Востока в Новосибирской консерватории'

Изучение музыкальных культур коренных народов Сибири и Дальнего Востока в Новосибирской консерватории Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
669
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРЕННЫЕ НАРОДЫ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА / INDIGENOUS PEOPLES OF SIBERIA / ТРАДИЦИОННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / TRADITIONAL MUSICAL CULTURES / ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ / HISTORY OF STUDY / ПЕРИОДИЗАЦИЯ / PERIODIZATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сыченко Галина Борисовна

В статье рассматривается история изучения музыкальных культур коренных народов Сибири и Дальнего Востока в Новосибирской консерватории. Дается периодизация и краткая характеристика каждого из выделенных этапов. Основной фактологический материал выполняемые студентами, магистрантами, аспирантами и докторантами квалификационные работы, а также преподавателями и сотрудниками научные проекты, что обосновывается спецификой вузовской науки. Выделено четыре этапа. Начальный продолжался примерно четверть века. Музыкальная культура сибирских народов изучалась с позиций методологии классического музыкознания. Работы студентов были немногочисленны. Лишь в конце периода появляются работы фольклористической направленности. Первый этап (1983-1992) связан с работой в консерватории Ю. И. Шейкина. Основные результаты: подготовка выпускников исследователей ТМК коренных народов Сибири, создание материальной базы, установление регулярной экспедиционной деятельности, создание фонограммархива, развитие этномузыкологического подхода в изучении, установление связей с Сибирским отделением Академии наук СССР. Второй этап (1992-2009) связан с организацией кафедры этномузыкознания и деятельностью В. В. Мазепуса. В это время в НГК действует коллектив исследователей, проводится интенсивная собирательская деятельность, создаются оригинальные научные концепции и методы исследования, выполняются многочисленные научные проекты, укрепляются связи с СО РАН и другими научными центрами, развиваются разнообразные международные связи, читаются спецкурсы и факультативы, воспитывается третье поколение этномузыковедов-сибиреведов, готовятся квалифицированные научные кадры для национальных регионов. Третий этап (2009-2016) характеризуется, с одной стороны, выходом ряда крупных публикаций и многочисленных статей преподавателей кафедр этномузыкознания и образования и просвещения, ведущих углубленные исследования песенных, эпических и обрядовых традиций, с другой сокращением учебных курсов и организационных структур, связанных с исследованием музыки сибирских народов, резким сокращением числа студентов и аспирантов, занимающихся изучением музыки коренных народов и постепенным затуханием экспедиционной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of musical cultures of indigenous peoples of Siberia and the Far East at the Novosibirsk Conservatoire

The article discusses the history of the study of musical cultures of the indigenous peoples of Siberia and the Far East in Novosibirsk Conservatoire. Periodization and characteristic of each of the periods is undertaken. The author focuses on the all type of thesis prepared by students and post graduated students, as well as on the projects conducted by professors. Four periods are distinguished. The first one lasted about a quarter of a century. At this stage, the musical cultures of the Siberian peoples were studied on the basis of a general musicological methodology. Thesis of students were small in number, and only at the end of the period two thesis of folkloristic orientation have appeared. The second period (1983-1992) is connected with a Conservatoire professor Y. I. Sheykin activity. Main results: training of a group of students researchers of traditional cultures of the indigenous peoples of Siberia; creation of the material base; establishment of a regular expedition activities; creation of phonogram archive; development of a proper ethnomusicological approach; establishment of linkages with the Siberian branch of the USSR Academy of Sciences. The third period (1992-2009) associated with the organization of the Department of Etnomusicology (head S. P. Galitzkaya) and V. V. Mazepus activity. At this time, a group of researchers is acted; intensive field research is carried out; original scientific concepts and methods are created; many research projects are executed; relationship with the Russian Academy of Sciences are strengthening; new connections with other research centers in Russia and abroad are established; many new original courses are read; the third generation of ethnomusicologists is trained; qualified scientific personnel for the national regions is prepared. The fourth period (2009-2016) is characterized by the release of several major publications and numerous articles of the professors of the Departments of Ethnomusicology. On the other hand a deep crisis is revealed itself at that time: reduction of training courses and organizational structures associated with the study of the music of Siberian peoples has led to a sharp reduction in the number of students and postgraduates, and the gradual damping of the field research.

Текст научной работы на тему «Изучение музыкальных культур коренных народов Сибири и Дальнего Востока в Новосибирской консерватории»

УДК 78.072.2.3(=511.1/.2+512.1/.3+55+56)

Г. Б. Сыченко

ИЗУЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ КУЛЬТУР КОРЕННЫХ НАРОДОВ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В НОВОСИБИРСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

^ сследование музыкальных культур Сибирского региона - в особенности проживающих тут коренных народов — является одним из важнейших направлений научных исследований, ведущихся в Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки (далее НГК). Однако данное направление сформировалось далеко не сразу. Долгое время проблематика, связанная с изучением сибирских музыкальных культур, была представлена единичными работами, и лишь спустя несколько десятилетий после открытия консерватории она становится научным направлением, основанным на передовой методологии, известным не только в России, но и за ее пределами.

Специфика развития вузовской науки связана с тем, что научные темы, научные кадры и вообще вся научная деятельность тесно связаны с образовательным процессом, начинающимся с квалификационных работ студентов, некоторые из которых затем продолжаются в качестве кандидатских и докторских диссертаций. Без принятия во внимание работ, выполняемых в процессе обучения на разных ступенях образования — от студенческой скамьи до докторантуры, - невозможно составить адекватное представление о том, как возникает, формируется и развивается то или иное научное направление. Это справедливо для работ фольклористической направленности, часто основанных на новом, неизвестном материале, и в силу этого открывающих историю изучения какого-то нового явления - этнической, локальной, жанровой традиции.

© Г. Б. Сыченко, 2017

Исходя из указанных причин, целью данной статьи является краткий обзор истории развития в НГК научного направления, связанного с исследованием традиционных музыкальных культур (далее ТМК) коренных народов Сибири и Дальнего Востока, с основным фокусом на выполнявшихся в НГК квалификационных работах разного уровня - студенческих дипломных работах, магистерских, кандидатских и докторских диссертациях. Это позволяет также проследить преемственность поколений исследователей, передающих «по эстафете» традиции изучения музыки народов Сибири.

Начальный период изучения ТМК коренных народов Сибири и Дальнего Востока в НГК - назовем его музыковедческий - охватывает довольно большой отрезок с конца 50-х по начало 80-х гг. XX в. В первую очередь он связан с именем и работами Александра Мироновича Айзенштадта (1922-2009), переехавшего в Новосибирск с Дальнего Востока. Исследователь занимался, в основном, музыкальным фольклором тунгусоязыч-ных народов (см., например [3, 4]1), однако в поле его зрения попали малоизвестные в то время живущие в бассейне среднего Енисея кеты и селькупы, а также обские угры [1, 2]. Привлекали его и славянские культуры. Под руководством А. М. Айзенштадта были выполнены несколько дипломных работ, из которых только одна посвящена изучению музыки коренных сибирских этносов, именно, тюркоязычных алтайцев2 (табл. 1).

Большой вклад в изучение музыкальной культуры Сибири внесла Татьяна Аркадьевна Роменская (р. 1920), кото-

Таблица 1

Дипломные работы о музыкальной культуре коренных народов Сибири, выполненные в НГК в 1974—1985 гг.

Студент Год выпуска Работа Руководитель

Китаев Г. Л. 1974 Традиционное и современное в музыкальном фольклоре горноалтайцев Айзенштадт А. М.

Уриевская Н. А. 1978 Современное состояние музыкальной фольклористики в Новосибирске Роменская Т. А.

Бугаева О. И. 1978 Некоторые вопросы изучения музыкального фольклора тюркоязыч-ных народностей Сибири Роменская Т. А.

Борзунова А. В. 1979 Некоторые проблемы инструментария сибирских народов Роменская Т. А.

Тебайкина М. К. 1980 Некоторые проблемы сибирской музыкальной археологии Роменская Т. А., Шиндин Б. А.

Павлючик С. К. 1982 Шорский героический эпос «Мерет-Олак» Головнева Н. И.

Шевцов В. Н. 1985 Героический эпос Хакасии в его национально-музыкальной специфике (опыт анализа народного сказания «Хан Кичегей») Асиновская А. А.

рая не занималась фольклором как таковым, однако ей принадлежит важная статья, посвященная изучению ранних источников по сибирской музыке, большей частью сибирских аборигенов [17]. Кроме того, фольклорные данные постоянно привлекаются ею для решения различных исследовательских задач, в том числе по изучению самых ранних периодов истории сибирской музыки. Под руководством Т. А. Роменской в 1970-е гг. было выполнено несколько дипломных работ, среди которых работа, обобщающая накопленные к тому времени материалы по сибирской фольклористике (см. табл. 1).

Анна Александровна Асиновская (1921—2007), переехавшая в Новосибирск из Ташкента, занималась историей хакасской музыки, преимущественно композиторской. Ей принадлежат и статьи по фольклору, написанные по неопубликованным материалам первого хакасского композитора А. А. Кенеля [5]. Под ее руководством В. Н. Шевцовым была защищена первая в НГК работа по хакасскому музыкальному фольклору (см. табл. 1). Работа была выполнена на основе собранных студентом материалов, однако принципы изучения

драматургических закономерностей эпического сказания находились в русле общемузыковедческой методологии. Учитель и ученик опубликовали совместную статью [6]. В дальнейшем В. Н. Шевцов, по рекомендации Ю. И. Шейкина, продолжил работу в качестве фольклориста-музыковеда сектора фольклора народов Сибири Института филологии СО РАН, вел полевую собирательскую работу и подготовил музыковедческую часть тома хакасского эпоса серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» (далее «Памятники...»).

Проблемами якутской композиторской музыки занималась Нина Ивановна Головнева (р. 1935). В числе ее работ есть статья о претворении эпического фольклора в первых якутских операх [8]. В классе Нины Ивановны С. К. Павлючи-ком была подготовлена первая работа по шорскому фольклору (см. табл. 1). Автором было записано и полностью расшифровано сказание «Мерет-Олак», которое оформлено в виде отдельного приложения к дипломной работе и представляет большую ценность. С. К. Павлючик расшифровал и опубликовал несколько шорских песен [16], в том числе старинного стиля, также записанных им в экс-

педиции. К сожалению, он довольно быстро оставил фольклористическую деятельность. Местонахождение большинства сделанных им записей неизвестно.

Подводя итоги данного периода, можно отметить, что в 60-70-е гг. XX в. было положено начало изучению традиционной музыкальной культуры коренных народов Сибири в рамках общемузыковедческой методологии. В это время появляются первые студенческие работы о музыке коренных народов Сибири.

Следующий период можно определить как первый этап этномузыкологического исследования ТМК коренных народов Сибири и Дальнего Востока в НГК им. М. И. Глинки (1983-1992). Он связан с приходом в консерваторию Юрия Ильича Шейкина (р. 1949). Как и А. М. Айзен-штадт, Ю. И. Шейкин приехал с Дальнего Востока. Обучение в аспирантуре Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии у И. И. Земцовского, общение с исследователями музыки народов Сибири И. А. Бродским и Э. Е. Алексеевым не могло не отразиться на научных взглядах и подходе исследователя и прежде всего -внимании к исполнительству, звучанию как таковому. В частности, большое значение придавалось принципам вотирования необычных звуковых феноменов, встречающихся в ТМК сибирских народов, типологии форм интонирования. Проводимые в этот период еженедельные научные семинары, на которых обсуждались самые разные проблемы, стали хорошей школой для пришедших в его класс студентов, которые, как правило, начинали «курс молодого фольклориста» задолго до начала официальных занятий по специальности.

Ю. И. Шейкин внедрил в практику такую форму сотрудничества, как хоздоговор. В разные годы действовали хоздоговоры с Горно-Алтайским НИИ истории, языка и литературы («Сибирь», «Алтай» и «Алтай-2»), Ханты-Мансий-ским окружным Домом народного творчества («Югра»), управлением культуры Таймырского облисполкома («Таймыр»), управлением культуры Приморского

крайисполкома («Ниманку»). Независимые источники финансирования позволяли приобретать экспедиционное и стационарное оборудование, вести интенсивную экспедиционную деятельность во многих сибирских регионах, а также ездить в командировки в архивы, музеи, на конференции. Все это привлекало студентов младших курсов. Неудивительно, что в этот период значительно увеличилось число дипломных работ, причем расширились как география, так и проблематика исследований. Почти все работы выполнялись на полевых материалах, собранных их авторами (табл. 2).

Некоторые из них затем были продолжены и защищены уже в качестве кандидатских диссертаций, причем не только под руководством Ю. И. Шейкина, но и других педагогов НГК3 (см. табл. 3, 6, 9).

Ю. И. Шейкиным были установлены тесные отношения с Институтом филологии СО АН СССР, где в эти годы начал реализоваться масштабный исследова-тельско-издательский проект — серия «Памятники...», основанная А. Б. Со-ктоевым8. Во многом благодаря усилиям Ю. И. Шейкина музыковеды стали полноправными участниками этого проекта. Для реализации задачи сбора качественных записей сибирского фольклора с 1984 г. начали проводиться комплексные экспедиции в самые разные уголки Сибири. В экспедициях, как и во всех других направлениях научной деятельности, наряду с маститыми учеными участвовали и молодые исследователи, в том числе студенты. Примером такого сотрудничества является подготовленный Ю. И. Шейкиным сборник «Музыкальная этнография Северной Азии», где вместе со статьями ученых мирового уровня - таких как, например, лингвист Е. А. Хелимс-кий, — опубликованы первые статьи студентов и новоиспеченных выпускников класса Шейкина [15]. Ученому принадлежит большое количество статей, монографий, в том числе монография по докторской диссертации, впервые представившая целостный взгляд на музыкальную куль-туру Сибири с попыткой обоснования ее

Таблица 2

Дипломные работы, выполненные под руководством Ю. И. Шейкина

Студент Год выпуска Работа

Шейкина О. А. 1985 Жанрово-интонационные особенности удэйских ниман-ку

Кисурина М. Ю. 1986 Этноорганология сибирских бубнов

Кондратьева Н. М. 1988 Колыбельные алтайцев

Сорокин Д. А. 1988 Особенности музыкального фольклора эвенков Якутии

Сыченко Г. Б. 1989 Песенная поэзия тюрков Горного Алтая

Никифорова В. С. 1989 Локальные традиции в якутском олонхо

Добжанская О. Э. 1991 Музыка в шаманском обряде нганасан

Солдатова Г. Е. 1991 Обрядовое пение и лирический нарратив в музыкальном фольклоре манси

Лопсан Н. А. 1991 Песенная культура тувинцев

Игнатьева Т. И. 1991 Музыка юкагиров

Киле В. И. 1992 Песенная лирика уссурийских нанайцев

Мазур О. В. 1992 Медвежий праздник казымских хантов: этномузыко-ведческий аспект

Павлова Т. В. 1993 Музыкальная культура эвенов

Дорожкова Т. Ю. 1993 Вокально-жанровые традиции кето-селькупского культурного региона

Таблица 3

Кандидатские диссертации, выполненные под руководством Ю. И. Шейкина

Аспирант Год защиты Работа

Никифорова В. С.4 1995 Локальные традиции в музыке олонхо

Добжанская О. Э.а 1997 Шаманский обряд нганасан: опыт этномузыковедческо-го исследования

Солдатова Г. Е. 2001 Обрядовая музыка манси: контекст, функционирование, структура

исторического развития [19]. Заметный вклад был сделан Ю. И. Шейкиным в подготовку целого ряда томов серии «Памятники...» (табл. 4). Обращает на себя внимание преемственная связь с предшествующим этапом.

Итак, основным результатом данного периода можно считать создание коллектива исследователей ТМК коренных народов Сибири, большинство из которых продолжает деятельность в этом направлении и в настоящий момент. В то время была создана материальная база, установилась регулярная экспедиционная деятельности, создан фонограммархив8. Было положено начало собственно этно-музыкологическому изучению ТКМ коренных народов Сибири, развитию научной методологии, установлены тесные связи с Сибирским отделением Академии наук СССР.

Второй этап этномузыкологического

исследования ТМК коренных народов Сибири и Дальнего Востока в НГК (1992-2009) связан, в первую очередь, с именем Владимира Владимировича Ма-зепуса (1947-2006). Особенностью данного периода является преимущественное внимание к развитию методологии исследования этномузыкальных систем. Статьи на эту тему начали появляться раньше (см., например, статью ученого в упомянутом сборнике [15]), однако основная часть программных работ создавалась в рамках обозначенного периода.

В это время была открыта Лаборатория системных исследований9, в деятельности которой доминировала научная составляющая, реализовавшаяся и в выполняемых работах студентов и аспирантов. В. В. Мазепус не ограничивался сугубо сибирской проблемати-

Таблица 4

Тома серии «Памятники...», подготовленные с участием Ю. И. Шейнина

и под его руководством7

Том Год выхода Номер тома Авторы-музыковеды (вид работы)

Эвенкийские героические сказания 1990 1 Ю. И. Шейкин, А. М. Айзен-штадт (статья, нотировки, пластинка)

Бурятский героический эпос «Аламжи Мэргэн» 1991 2 Ю. И. Шейкин, Д. С. Дугаров (статья, нотировки, пластинка)

Алтайские героические сказания 1997 15 Ю. И. Шейкин, В. С. Никифорова (статья, нотировки)

Хакасский героический эпос «Ай-Хуучин» 1997 16 В. Н. Шевцов (статья, нотировки); Р. Б. Назаренко (аннотация пластинки)

Фольклор удэгейцев: ниманку, тэлунгу, ехэ 1998 18 Ю. И. Шейкин, О. А. Шейкина (статья, нотировки, компакт-диск)

Обрядовая поэзия саха (якутов) 2003 24 Ю. И. Шейкин (статья, нотировки, компакт-диск)

Фольклор юкагиров 2005 25 Т. И. Игнатьева (статья, нотировки, компакт-диск)

Обрядовая поэзия и песни эвенков 2014 32 Ю. И. Шейкин, Т. И. Игнатьева, О. Э. Добжанская (статья, нотировки, компакт-диск)

Таблица 5

Дипломные работы, выполненные под руководством В. В. Мазепуса

Студент Год выпуска Работа

Скворцова Н. Мп. 1995 О сибирских музыкальных культурах: ненцы и тофалары

Новикова О. В.12 1999 Пентатоника в народных песнях хоринских и селенгинских бурят (соруководитель С. П. Галицкая)

Таблица 6

Кандидатские диссертации, выполненные под руководством В. В. Мазепуса

Аспирант/Соискатель Год защиты Работа

Кондратьева Н. М. 1996 Скотоводческие заговоры теленгитов

Назаренко Р. Б." 1998 Музыка шорского эпоса: структурная организация, нотация, эдиция

Сыченко Г. Б. 1998 Традиционная песенная культура алтайцев

Скворцова Н. М. 2003 Ритмическая структура тофаларских народных песен

Новикова О. В. 2003 Пентатоника в песенной традиции бурят

кой10, поэтому число сибиреведческих дипломных работ, вышедших из его класса, в целом невелико (табл. 5).

Большое значение имели защищенные под его руководством кандидатские диссертации, каждая из которых открывала новое направление исследования сибирских музыкальных культур. Разраба-

тываемая ученым методология в разной степени реализована в данных работах, однако всем им присущ системный подход к изучаемым культурам (табл. 6).

Важно отметить, что в рамках этого же периода началась активная педагогическая деятельность учеников Ю. И. Шейкина и В. В. Мазепуса, в клас-

Таблица 7

Квалификационные работы, выполненные под руководством учеников Ю. И. Шейкина и В. В. Мазепуса

Студент/ магистрант Год выпуска Тип работы Работа Руководитель

Якубовская М. В. 1999 Дипл. Топшур и топшурная музыка теленгитов Кондратьева Н. М.14

Капицына Н. С. 2005 Маг. Песенная традиция обских чатов Кондратьева Н. М.

Крупич Е. JI. 2006 Дипл. Песенная традиция тувинцев-тоджинцев Сыченко Г. Б.

Пинжина О. С. 2007 Дипл. Типовые напевы песенной традиции тёй-ских сагайцев Сыченко Г. Б.

Попова Ю. С. 2008 Маг. Музыкальный компонент шаманского обряда чалканцев Сыченко Г. Б.

Котова К. В. 2009 Дипл. Эпическая традиция шорцев: звуковысот-ная организация сказания «Кан Перген» Кондратьева Н. М.

се по специальности которых были подготовлены дипломные работы на разнообразную тематику (табл. 7) и фактически подготовлено следующее поколение этномузыковедов — исследователей музыки коренных сибирских народов.

В данных работах расширялся круг изучаемых культур, велось углубленное исследование уже изучавшегося ранее материала (ср., например, работы К. В. Котовой и Р. Б. Назаренко), продолжала развиваться исследовательская методология. Некоторые из работ получили продолжение в качестве кандидатских диссертаций (см. табл. 13).

Таким образом, в этот период возникает то явление, которое можно условно назвать «новосибирской школой этному-зыкознания». Огромное значение в формировании данного явления имели новые теоретические разработки, принадлежащие В. В. Мазепусу16, хотя многие из них изложены в коллективных статьях. Этот факт отражает коллективный характер научной деятельности данного периода, что немаловажно для формирования научной школы. О направленности научных исканий свидетельствует разнообразная тематика выполняемых в то время научных проектов (табл. 81в).

Вся эта деятельность привлекла внимание как отечественных, так и зару-

бежных этномузыкологов. В 2004 г. сразу пятеро ученых НГК20 были приглашены в Финляндию для участия в международных семинарах, организованных в университете г. Тампере, а также Академии музыки имени Сибелиуса в г. Хельсинки. Известный финский ученый Яркко Ниеми в предисловии к сборнику статей по материалам семинара в Тампере21, отмечая важную роль Ю. И. Шейкина в развитии сибирского этномузыкознания, писал также о новосибирском объединении (collegium) этномузыкологов, фокусирующемся на развитии новой методологии [20, р. 10-11].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Немаловажной особенностью рассматриваемого периода является то, что, начиная с 1990 г., весь образовательный процесс осуществлялся на организованной в НГК кафедре этномузыкознания, возглавляемой сначала Ю. Н. Плаховым, а затем - С. П. Галицкой22. Ведущие музыковеды Среднеазиатского региона, переехавшие в Новосибирск, помимо всего прочего привнесли сюда новую методологию, успешно разрабатываемую при изучении устных профессиональных культур Средней Азии, в частности, теорию монодии. Последняя была апробирована и на нескольких сибирских культурах. Ее автор Саволина Паисиевна Галицкая (р. 1935) внесла заметный вклад в разви-

Таблица 8

Научные проекты по исследованию интонационных культур коренных сибирских народов, выполняемые этномузыкологами НГК

в 1995-2000-е гг.

Годы Источник финансирования Проект Руководитель

1995-1997 РГНФ17 Новые подходы в анализе этномузы-кального материала: построение сис-темно-грамматических моделей музыкальных традиций тюркоязычных народов Южной Сибири Кондратьева Н. М.

1996 РГНФ Аппаратный комплекс для цифровой обработки и перезаписи музыкальной информации Гуренко Е. Г.

1998 РГНФ Перенос фономатериалов Архива традиционной музыки НГК на компакт-диски Мазепус В. В.

1997-2001 ФЦП «Интеграция»18 Музыкальный фольклор тюркских народов Алтае-Саянского региона в контексте традиционной культуры Мазепус В. В.

2001-2003 РГНФ Ареальные связи интонационных культур Южной Сибири Мазепус В. В.

1999-2000 РФФИ19 Структурно-статистические модели ритма и микроритма тофаларских народных песен Мазепус В. В.

2001-2003 РФФИ Акустическая поддержка артикуляционного описания этномузыкальных тембров Мазепус В. В.

2004-2006 РГНФ Новые подходы к изданию и исследованию музыкального фольклора народов Сибири и Дальнего Востока Сыченко Г. Б.

2008-2010 РГНФ Звуковысотные системы традиционной музыки коренных сибирских народов в условиях изменяющейся России Кондратьева Н. М.

тие сибирского этномузыкознания. Так, ею осуществлялось руководство несколькими кандидатскими и докторскими диссертациями по музыке коренных сибирских народов (табл. 9).

Нельзя не заметить, что основную часть работ подготовили ученые из национальных республик Сибири - Якутии, Бурятии, Тувы. Таким образом, С. П. Галицкой осуществлялась важная задача подготовки кадров для данных регионов. Кроме того, в середине 1990-х гг. ею совместно с В. В. Мазепусом и другими этномузыковедами НГК была разработана концепция коллективного труда, обобщавшего всю накопленную к тому моменту информацию о музыкальных культурах коренных народов Сибири24

[14]. Более того, самой С. П. Галицкой для данной монографии был подготовлен очерк «Эвенки», в котором использовались хранящиеся в Архиве традиционной музыки рукописи А. М. Айзенштад-та и другие материалы [7].

Осуществление данного труда выявило проблему неравномерного обеспечения научных исследований полевыми материалами. На базе организованного в 1994 г. Архива традиционной музыки была поставлена и реализована задача планомерного «стирания белых пятен» на музыкальной карте Сибири. Эта деятельность постепенно привела к формированию своего рода «бренда» - Сибирской этномузыкологической экспедиции (СЭЭ), объединившего в рамках единого

Таблица 10

Экспедиционные проекты 1996—2012 гг., поддержанные РГНФ

Таблица 9

Кандидатские и докторские диссертации о музыке коренных сибирских этносов, выполненные под руководством С. П. Галицкой

Аспирант/ соискатель/докторант Год защиты Тип работы Работа

Мазур О. В. 1997 Канд. Медвежий праздник казымских хантов как жанрово-стилевая система

Павлова Т. В. 1997 Канд. Обрядовый фольклор эвенов Якутии (музы-кально-этнографический аспект)

Алексеева Г. Г. 2005 Докт. Народно-песенное творчество в системе традиционной музыкальной культуры долган

Ларионова А. С.2'' 2005 Докт. Проблемы взаимодействия музыки и слова в якутском дьиэрэтии ырыа

Дашиева Л. Д. 2007 Канд. Бурятский круговой танец ёхор: историко-этнографический, ладовый, ритмический аспекты

Кыргыс 3. К. 2007 Докт. Горловое пение как целостное явление традиционной музыкальной культуры тувинцев

Монгуш А. Д.-Б. 2009 Канд. Тувинский песенный фольклор: ладозвуко-рядный аспект

Проект Год Руководитель

Южносибирская этномузыкологическая экспедиция: хакасский и тофаларский отряды 1996 Сыченко Г. Б.

Полевые исследования интонационных культур тюркских и монгольских этносов Южной Сибири 1998 Сыченко Г. Б.

СЭЭ: музыкальные традиции в инокультурном окружении 2002 Сыченко Г. Б.

СЭЭ: традиционная культура в изменяющемся мире 2003 Сыченко Г. Б.

СЭЭ: традиции и инновации в интонационных культурах народов Верхнего и Среднего Енисея 2005 Сыченко Г. Б.

СЭЭ: процессы взаимодействия в интонационных культурах народов Сибири 2006 Сыченко Г. Б.

СЭЭ: сравнительное изучение процессов трансформации в интонационных культурах народов Сибири и Непала 2007 Сыченко Г. Б.

СЭЭ: этническая морфология современного культурного пространства 2008 Леонова Н. В.

СЭЭ: сравнительная морфология современного культурного пространства Сибири и Непала 2009 Леонова П. В.

СЭЭ: историческая морфология современного культурного пространства 2011 Леонова Н. В.

СЭЭ: системные и сравнительные исследования этнокультурных традиций народов Сибири и Непала 2012 Сыченко Г. Б.

проекта25 всю собирательскую деятельность в НГК, обеспечившую подготовку квалификационных работ как по коренным, так и переселенческим этносам, а также некоторым традициям Непала (табл. 10).

В работе экспедиций принимали участие все сибиреведы-фольклористы НГК -преподаватели, студенты, аспиранты.

В разные годы число экспедиционных отрядов варьировало от трех до восьми. Для студентов это была единственная в то время возможность побывать «в поле» и почувствовать себя настоящими фольклористами.

В этот период продолжалась работа над томами серии «Памятники...» (табл. 11). Связи между этномузыковеда-

Таблица 11

Тома серии «Памятники...», подготовленные с участием музыковедов, связанных с НГК, в 1997-2001 гг.

Том Год выхода Номер тома Авторы-музыковеды (вид работы)

Шорские героические сказания 1997 17 Р. Б. Назаренко (статья, нотировки, пластинка)

Фольклор долган 2000 19 Г. Г. Алексеева (статья, нотировки, пластинка)

Алтайские народные сказки 2002 21 Н. М. Кондратьева (статья, нотировки, компакт-диск)

Фольклор ненцев 2001 23 Н. М. Скворцова (статья, нотировки)

ми НГК и сектором фольклора ИФЛ СО РАН укреплялись, в том числе и в результате совместной экспедиционной деятельности. Так, ИФЛ был одним из участников проекта «Интеграция», сотрудники НГК участвовали в комплексных экспедициях сектора фольклора и сектора языка коренных народов Сибири и т. д.

Подводя итоги данного периода, нельзя не признать, что по всем направлениям научной деятельности по изучению интонационных культур сибирских народов здесь имелись серьезные достижения. Так, была налажена регулярная и довольно интенсивная собирательская деятельность в новых регионах Сибири, однако преимущественное значение на данном этапе имела Южная Сибирь. Были собраны представительные коллекции по хакасскому (сагайскому, качинс-кому, кызыльскому), тувинскому, тод-жинскому, тофаларскому, шорскому, ку-мандинскому, сибирско-татарскому, бурятскому фольклору, а также по фольклору практически исчезающих чулым-цев и других народов. В этот период шло интенсивное развитие разнообразной научной методологии. Достижения разных отечественных школ обогащались оригинальными разработками сибирских этно-музыковедов. Не будет преувеличением сказать, что в этот период в сибирском этномузыкознании функционировало несколько научных направлений.

На базе кафедры этномузыкознания читалась серия оригинальных спецкурсов, общая атмосфера была приближена к университетской26. Сформировавшееся в это время новое поколение этномузыко-ведов обладало достаточной эрудицией

в области лингвистики, стиховедения, этнографии и т. д. В дальнейшем это позволило некоторым из них легко и естественно влиться в коллектив сотрудниками сектора фольклора ИФЛ, связи с которым продолжали укрепляться. В рассматриваемый период были также подготовлены квалифицированные научные кадры для национальных регионов Сибири.

Вероятно, есть некоторая закономерность в том, что после периода расцвета наступает полоса кризиса27. В 2006 г. ушел из жизни В. В. Мазепу с, в 2007 г. состоялся отъезд сразу трех этномузыко-ведов, связанных с кафедрой этномузыкознания, среди них - специалист по ряду культур коренных народов Н. М. Скворцова и синолог Е. В. Шульгина. Были сокращены все читавшиеся в разные годы спецкурсы и факультативы. В 2007 г. была закрыта Лаборатория системных исследований, оставшиеся научные сотрудники переведены на кафедру этномузыкознания, в сентябре эти должности также были сокращены. В 2009 г. был закрыт Архив традиционной музыки как самостоятельное структурное подразделение консерватории и уволен весь его немногочисленный штат, хотя планомерная экспедиционная деятельность продолжалась вплоть до 2012 г. (см. табл. 10). О признаках кризиса свидетельствует количество подготовленных в период после 2009 г. работ по музыкальным культурам коренных народов (табл. 12).

Две из трех защищенных в это время кандидатских диссертаций (табл. 13) являются результатом предшествующего периода.

Таблица 12

Квалификационные работы по музыке коренных сибирских народов, выполненные в 2010-201628 гг.

Студент/ магистрант Год выпуска Тип работы Работа Руководитель

Татаринова А. Д. 2012 Маг. Якутский круговой танец окуохай: современное состояние и локальные разновидности Леонова П. В.

Елиференко Л. П. 2015 Дипл. Типовые напевы песенной традиции есинских сагайцев Сыченко Г. В.

Таблица 13

Кандидатские диссертации по музыкальным культурам коренных народов Сибири,

защищенные в 2010—2016 гг.

Аспирант Год защиты Работа Руководитель

Капицына Н. С. 2011 Песенная традиция чатов Кондратьева Н. М.

Тирон (Крупич) Е. Л. 2015 Песни тувинцев-тоджинцев: жанры ыр и кожамык Сыченко Г. Б.

Татаринова А. Д. 2016 Якутский круговой танец окуохай: строение. Локальные разновидности, историческое развитие Леонова Н. В.

Таблица 14

Тома серии «Памятники...» по коренным народам Сибири, подготовленные с участием музыковедов НГК, в 2010—2016 гг.

Том Год выхода Номер тома Авторы-музыковеды (вид работы)

Фольклор шорцев: в записях 1911, 1925-30, 1959-1960, 1974, 1990-2007 годов 2010 29 Г. Б. Сыченко (статья, ноти-ровки, компакт-диск)

Несказочная проза алтайцев 2011 31 Г. Б. Сыченко (компакт-диск)

Хакасские народные сказки 2014 33 Г.Б. Сыченко (статья, ноти-ровки, компакт-диск)

Несказочная проза хакасов 2016 34 Г. Б. Сыченко (статья, ноти-ровки, компакт-диск)

Конечно, общий фон подготовленных в данный период и выпущенных кафедрой этномузыкознания работ не столь драматичен, однако резкое снижение работ именно «фирменного» направления, связанного с изучением музыки коренных народов Сибири и Дальнего Востока, не может не вызывать тревогу.

Позитивной тенденцией данного -третьего? - периода этномузыкологичес-кого изучения музыки сибирских народов, как коренных, так и переселенческих, является востребованность и активная научная и экспедиционная деятельность нескольких выпускников

НГК29, принятых на работу в Институт филологии СО РАН, которые уже за пределами НГК продолжают заложенные здесь традиции. Симптоматично, что сюда же смещается и основная научная деятельность некоторых сотрудников НГК30. Это касается, в первую очередь, подготовки последних томов серии «Памятники...» (табл. 14), начавших регулярно выходить после большого перерыва (ср. с данными табл. 11).

Следует отметить, что в этом последнем цикле сибирских томов последовательно осуществляется комплексная текстология и публикуется основной

массив собранных в ходе собирательской деятельности двух предшествующих периодов материалов31.

Важным научным проектом последнего периода стал поддержанный РГНФ проект «Песенные традиции народов Сибири: теоретические проблемы жанрово-стилевой классификации и типологии»32, имеющий преемственный характер с выполнявшимся под руководством В. В. Мазепуса проектом аре-альных исследований 2001-2003 гг. (см. табл. 8). В рамках данного проекта, выполняемого в сотрудничестве с учеными Института филологии, продолжает раз-

виваться методология музыкальной компаративистики.

Таким образом, кризисный характер последнего периода, проявляющийся, прежде всего, в области подготовки кадров, во многом коренится в том глубоком кризисе, который испытывает в настоящий момент вся система отечественного высшего образования. Он парадоксальным образом сочетается и отчасти компенсируется некоторыми научными достижениями, базирующимися на тех мощных основах, которые были заложены на протяжении, по меньшей мере, трех предшествующих десятилетий.

Примечания

1 В силу ограниченности объема статьи приводится только избранная библиография упомянутых в статье авторов.

2 О направлении, связанном с изучением славян-

ских переселенческих культур, в том числе выполненных в НГК работах, см. статью Н. В. Леоновой в данном выпуске.

3 Что было связано с отъездом Ю. И. Шейкина в Якутск в 1993 г.

4 Данная работа была защищена в Российском институте истории искусств; все остальные работы, перечисленные в статье, выполнялись и защищались в НГК им. М. И. Глинки.

5 В 2008 г. О. Э. Добжанской в Московской консерватории им. П. И. Чайковского была защищена докторская диссертация «Шаманская музыка в синкретическом единстве обряда» (научный консультант Е. В. Назайкинский).

6 Подробнее об этом проекте, который продолжается по сей день, см. [11].

7 В табл. 4, 11 и 14 упомянуты только те авторы, которые выполняли авторскую работу. Однако важная роль при подготовке томов принадлежит редакторам, более подробно см. в [18], где предпринят обстоятельный анализ участия музыковедов в томах серии.

8 Об истории фонограммархива см. [12].

9 В Лаборатории в разные годы работали Н. М. Кондратьева, Н. М. Скворцова, О. В. Новикова, Е. В. Шульгина.

10 О востоковедческой - синологической - составляющей его деятельности см. статьи М. Ю. Дубровской в данном выпуске, а также [9].

11 Наталья Михайловна Скворцова (Вахитова) начала обучение в классе Ю. И. Шейкина. Является исследователем интонационных куль-

тур тофаларов, ненцев, чулымцев, хакасов-кызыльцев и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Ольга Владимировна Новикова (Дондупова) -доцент НГК, исследователь интонационной культуры бурят, ряда тюркоязычных и других народов Сибири.

13 Регина Борисовна Назаренко (1959-2000) -закончила консерваторию как музыковед в классе Г. В. Айвазовой, с приходом Ю. И. Шейкина начала заниматься сибирским фольклором. Она вела полевую работу среди хантов, шорцев и других этносов, занималась музыкальным инструментарием народов Южной и Западной Сибири. Работала научным сотрудником сектора фольклора Института филологии СО РАН.

14 Под руководством Н. М. Кондратьевой была также защищена магистерская диссертация по сибирским немцам, под руководством Г. Б. Сыченко - магистерская по сибирским полякам, две дипломные работы и кандидатская диссертация по непальской проблематике (см. статьи Н. В. Леоновой и М. Ю. Дубровской в данном выпуске).

15 Подробную характеристику деятельности В. В. Мазепуса см. в [10].

16 Для полноты картины в таблицу включены также проекты по материальному обеспечению научной и архивной деятельности данного периода. Следует отметить, что начавшаяся в тот период работа по оцифровке материалов Архива традиционной музыки (зав. Архивом в течение всего периода его существования с 1994 по 2009 гг. была автор данной статьи) практически не имела аналогов и выполнялась на передовом для своего времени уровне.

17 Российский гуманитарный научный фонд.

18 Федеральная целевая программа «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки».

19 Российский фонд фундаментальных исследований.

20 Н. М. Кондратьева, В. В. Мазепус, О. В. Новикова, Н. М. Скворцова, Г. Б. Сыченко.

21 Сборник вышел уже после смерти В. В. Мазе-пуса и посвящен его памяти [20].

22 Подробнее об истории кафедры и востоковедческом направлении ее деятельности см. [9], а также статью М. Ю. Дубровской в данном выпуске.

23 В 1996 г. А. С. Ларионова, выпускница класса по специальности А. А. Асиновской, защитила в НГК кандидатскую диссертацию «Жанро-во-тематическая классификация дэгэрэн ырыа», научным руководителем которой был доктор искусствоведения Э. Е. Алексеев.

24 В силу ряда причин без дальневосточной ее части.

25 Экспедиции проводились, начиная с 1996 г.; в период с 1997 по 2001 гг. они осуществлялись в рамках упомянутого выше (см. табл. 8) проекта по ФЦП «Интеграция»; с 2002 по 2012 гг. включительно - под маркой СЭЭ (кроме 2004 и 2010 гг.). Экспедиционная деятель-

ность продолжалась за рамками обозначенного периода.

2в См., например, [13].

27 Подобный кризис, правда, достаточно кратковременный, переживался также в начале 1990-х гг. (см. [12]).

28 В данной статье мы ограничиваемся 2016 юбилейным годом. В 2017 г. предстоят зашиты дипломной работы и кандидатской диссертации по интонационной культуре коренных народов.

29 В настоящее время здесь работают уже пять этномузыковедов - выпускников НГК: Г. Е. Солдатова, Е. Л. Исмагилова, Е. Л. Тирон, П. С. Шахов, Т. В. Дайнеко.

30 Параллельная тенденция наблюдается и в области изучения переселенческих этносов.

31 В подготовке следующих томов, связанных с музыкальным фольклором алтайцев, тувинцев, хакасов, тофаларов и бурят, принимают участие Н. М. Кондратьева, Г. Б. Сыченко, О. В. Новикова, Н. М. Скворцова, Е. Л. Тирон, Ю. С. Горбачева и другие музыковеды.

32 Руководитель проекта Г. Б. Сыченко, участники Н. В. Леонова, Ж. М. Юша, Е. Л. Тирон, Т. В. Дайнеко, 2014-2016 гг.

Литература

1. Айзенштадт А. М. Музыкально-фольклорные связи обских угров // Сов. музыка. - 1979. -№ 9. - С. 104-108.

2. Айзенштадт А. М. У кетов и селькупов // Музыка Сибири и Дальнего Востока. - М., 1982. - С. 175-204.

3. Айзенштадт А. М. Песенная культура эвенков. - Красноярск, 1995. - 288 с.

4. Айзенштадт А. М. Некоторые особенности нанайского песенного фольклора // Александр Миронович Айзенштадт: к 90-летию со дня рождения. Исследования. Исторические материалы и воспоминания. - Новосибирск: Ново-сиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2012. - С. 20-44.

5. Асиновская А. А. Хакасы // Музыкальная культура Сибири. Т. 1. Традиционная музыкальная культура Сибири. Кн. 1. Традиционная культура коренных народов Сибири. -Новосибирск, 1997. - С. 317-345.

6. Асиновская А. А., Шевцов В. Н. О музыкально-драматургических закономерностях хакасского героического эпоса (на примере сказания «Хан-Кичегей» // Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока. -Новосибирск, 1986. - С. 73-110.

7. Галицкая С. П. Эвенки // Музыкальная культура Сибири. Т. 1. Традиционная музыкаль-

ная культура Сибири. Кн. 1. Традиционная культура коренных народов Сибири. - Новосибирск, 1997. - С. 154-184.

8. Головнева Н. И. Особенности претворения традиций национального эпоса в якутской опере (на примере «Нюргун Боотур») // Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока. - Новосибирск, 1986. - С. 228-250.

9. Дубровская М. Ю. Традиции российского востоковедения в деятельности кафедры этному-зыкознания НГК им. М. И. Глинки // Вестн. муз. науки. - 2016. - № 1. - С. 6-13.

10. Кондратьева Н. М. Этномузыкологическая деятельность В. В. Мазепуса: основные направления и научные результаты // Вопросы этномузыкознания. - 2012. - № 1. - С. 98-105.

11. Кузьмина Е. Н. Шаги сибирской серии // Филологические чтения памяти А. Б. Соктое-ва. - Улан-Удэ, 2010. - С. 25-31.

12. Леонова Н. В., Сыченко Г. Б. Архив традиционной музыки Новосибирской консерватории: история, современное состояние, проблемы и перспективы // Народная культура: Материалы VIII Всерос. науч.-практ. семинара Сиб. регион, вуз. центра по фольклору / отв. ред. Т. Г. Леонова. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. - С. 37-41.

13. Мазепус В. В. Программы учебных курсов / сост. Н. М. Кондратьева, О. В. Новикова. -Новосибирск, 2009. - 44 с.

14. Музыкальная культура Сибири. Т. 1. Традиционная музыкальная культура Сибири. Кн. 1. Традиционная культура коренных народов Сибири / науч. ред. В. В. Мазепус, С. П. Галицкая. - Новосибирск, 1997. - 407 с.

15. Музыкальная этнография Северной Азии: Сб. ст. / отв. ред. Ю. И. Шейкин. - Новосибирск, 1988. - 218 с.

16. Павлючик С. К. О народных песнях шорцев // Этнография народов Сибири. - Новосибирск: Наука, 1984. - С. 135-148.

17. Роменская Т. А. Об источниках изучения музыкальной культуры народов Сибири ХУП1 -

первой половины XIX веков // Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока. - Новосибирск, 1986. - С. 154-182.

18. Солдатова Г. Е. Этномузыковедение в серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока»: Историографический аспект // Сиб. филол. журн. - 2013. - М» 2. -С. 29-39.

19. Шейкин Ю. И. История музыкальной культуры народов Сибири. - М.: Вост. лит., 2002. - 728 с.

20. Perspectives on the song of the indigenous peoples of northern Eurasia: performance, genres, musical syntax, sound / Ed. by Jarkko Niemi. - Tampere: Tampere University Press, 2009. - 266 p.

References

1. Ajzenshtadt A. M. Music-Folklore Connections of the Ob Ugrians. Sovetskaya muzyka [Soviet music]. 1979, (9): 104-108.

2. Ajzenshtadt A. M. Among the Kets and Selkups. Muzyka Sibiri i Dal'nego Vostoka [Music of Siberia and the Far East]. Moscow, 1982, pp. 175-204.

3. Ajzenshtadt A. M. Pesennaya kul'tura evenkov [Song Culture of the Evenks]. Krasnoyarsk, 1995. 288 p.

4. Ajzenshtadt A. M. Some Features of the Nanai Song Foklore. Aleksandr Mironovich Ajzenshtadt: k 90-letiyu so dnya rozhdeniya. Issledovaniya. Istoricheskie materialy i vospominaniya [Alexander Mironovich Aisenstadt: the 90th anniversary of the birth. Research. Historical materials and memories], Novosibirsk, 2012, pp. 20-44.

5. Asinovskaya A. A. Khakasy. Muzykal'naya kul'tura Sibiri. T. 1. Traditsionnaya muzykal'naya kul'tura narodov Sibiri. Kn. 1. Traditsionnaya kul'tura korennykh narodov Sibiri [Musical culture of Siberia. Vol. 1. Traditional musical culture of the peoples of Siberia. Book 1. Traditional culture of indigenous peoples of Siberia]. Novosibirsk, 1997, pp. 317-345.

6. Asinovskaya A. A., Shevtsov V. N. On Musical-dramatic Patterns of the Khakas Heroic Epos (on the Epic Poem "Khan-Kichegey"). Muzykal'noe tvorchestvo narodov Sibiri i Dal'nego Vostoka [Musical creativity of the peoples of Siberia and the Far East]. Novosibirsk, 1986, pp. 73-110.

7. Galitskaya S. P. Evenks. Muzykal'naya kul'tura Sibiri. T. 1. Traditsionnaya muzykal'naya kul'tura narodov Sibiri. Kn. 1. Traditsionnaya kul'tura korennykh narodov Sibiri [Musical culture of Siberia. Vol. 1. Traditional musical

culture of the peoples of Siberia. Book 1. Traditional culture of indigenous peoples of Siberia]. Novosibirsk, 1997, pp. 154-184.

8. Golovneva N. I. Peculiarities of Implementation of National Epic Traditions in the Yakut Opera (on the "Niurgun Bootur"). Muzykal'noe tvorchestvo narodov Sibiri i Dal'nego Vostoka [Musical creativity of the peoples of Siberia and the Far East]. Novosibirsk, 1986, pp. 228-250.

9. Dubrovskaya M. Yu. Traditions of the Russian Oriental Studies in the Activity of the Department of Ethnomusicology of the Novosibirsk State Conservatory named after M. I. Glinka. Vestnik muzykal'noj nauki [Journal of Musical Science]. 2016, (1): 6-13.

10. Kondrat'eva N. M. Ethnomusicological Activity of V. V. Mazepus: Main Directions and Scientific Results. Voprosy etnomuzykoznaniya [Issues etnomusicologia]. 2012, (1): 98-105.

11. Kuz'mina E. N. Steps of the Siberian Series. Filologicheskie chteniya pamyati A. B. Soktoeva [Philological readings in memory of A. B. Soktoev]. Ulan-Ude, 2010, pp. 25-31.

12. Leonova N. V., Sychenko G. B. Archive of Traditional Music: History, Current Status, Problems and Prospectives. Narodnaya kul'tura [Folk kulture]. Omsk, 1999, pp. 37-41.

13. Mazepus V. V. Programmy uchebnykh kursov [Programms of the Courses]. Novosibirsk, 2009. 44 p.

14. Muzykal'naya kul'tura Sibiri. T. 1. Traditsionnaya muzykal'naya kul'tura narodov Sibiri. Kn. 1. Traditsionnaya kul'tura korennykh narodov Sibiri [Musical Culture of Siberia. Vol. 1. Traditional musical culture of the peoples of Siberia. Book 1. Traditional culture of indigenous peoples of Siberia]. Novosibirsk, 1997. 407 p.

15. Muzykal'naya etnografiya Severnoy Azii [Musical Ethnography of Nothern Asia]. Novosibirsk, 1988. 218 p.

16. Pavlyuchik S. K. On Folk Songs of the Shors. Etnografiya narodov Sibiri [Ethnography of the peoples of Siberia]. Novosibirsk, 1984, pp. 135-148.

17. Romenskaya T. A. On Sources of Study Musical Cultures of the Peoples of Siberia of XVIII - first half of the XX centuries. Muzykal'noe tvorchestvo narodov Sibiri i Dal'nego Vostoka [Musical creativity of the peoples of Siberia and the Far East]. Novosibirsk, 1986, pp. 154-182.

18. Soldatova G. E. Ethnomusicology in the series "Monuments of Folklore of the Peoples of Siberia and Far East": Historiographie Aspect. Sibirskiy filologicheskiy zhurnal [Siberian philological journal]. 2013, (2): 29-39.

19. Shejkin Yu. I. Istoriya muzykal'noy kul'tury narodov Sibiri [History of Musical Culture of the Peoples of Siberia]. Moscow, 2002. 728 p.

20. Perspectives on the song of the indigenous peoples of northern Eurasia: performance, genres, musical syntax, sound. Ed. by Jarkko Niemi. Tampere: Tampere University Press, 2009. 266 p.

Изучение музыкальных культур коренных народов Сибири и Дальнего Востока в Новосибирской консерватории

В статье рассматривается история изучения музыкальных культур коренных народов Сибири и Дальнего Востока в Новосибирской консерватории. Дается периодизация и краткая характеристика каждого из выделенных этапов. Основной фактологический материал - выполняемые студентами, магистрантами, аспирантами и докторантами квалификационные работы, а также преподавателями и сотрудниками научные проекты, что обосновывается спецификой вузовской науки.

Выделено четыре этапа. Начальный продолжался примерно четверть века. Музыкальная культура сибирских народов изучалась с позиций методологии классического музыкознания. Работы студентов были немногочисленны. Лишь в конце периода появляются работы фольклористической направленности.

Первый этап (1983-1992) связан с работой в консерватории Ю. И. Шейкина. Основные результаты: подготовка выпускников - исследователей ТМК коренных народов Сибири, создание материальной базы, установление регулярной экспедиционной деятельности, создание фонограммархива, развитие этномузыкологического подхода в изучении, установление связей с Сибирским отделением Академии наук СССР.

Второй этап (1992-2009) связан с организацией кафедры этномузыкознания и деятельностью В. В. Мазепуса. В это время в НГК действует коллектив исследователей, проводится интенсивная собирательская деятельность, создаются оригинальные научные концепции и методы исследования, выполняются многочисленные научные проекты, укрепляются связи с СО РАН и другими научными

The study of musical cultures of indigenous peoples of Siberia and the Far East at the Novosibirsk Conservatoire

The article discusses the history of the study of musical cultures of the indigenous peoples of Siberia and the Far East in Novosibirsk Conservatoire. Periodization and characteristic of each of the periods is undertaken. The author focuses on the all type of thesis prepared by students and post graduated students, as well as on the projects conducted by professors.

Four periods are distinguished. The first one lasted about a quarter of a century. At this stage, the musical cultures of the Siberian peoples were studied on the basis of a general musicological methodology. Thesis of students were small in number, and only at the end of the period two thesis of folkloristic orientation have appeared.

The second period (1983-1992) is connected with a Conservatoire professor Y. I. Sheykin activity. Main results: training of a group of students - researchers of traditional cultures of the indigenous peoples of Siberia; creation of the material base; establishment of a regular expedition activities; creation of phonogram archive; development of a proper ethnomusicological approach; establishment of linkages with the Siberian branch of the USSR Academy of Sciences.

The third period (1992-2009) associated with the organization of the Department of Etnomusicology (head S. P. Galitzkaya) and V. V. Mazepus activity. At this time, a group of researchers is acted; intensive field research is carried out; original scientific concepts and methods are created; many research projects are executed; relationship with the Russian Academy of Sciences are strengthening; new connections with other research centers in

центрами, развиваются разнообразные международные связи, читаются спецкурсы и факультативы, воспитывается третье поколение этномузыковедов-сибиреведов, готовятся квалифицированные научные кадры для национальных регионов.

Третий этап (2009-2016) характеризуется, с одной стороны, выходом ряда крупных публикаций и многочисленных статей преподавателей кафедр этномузыкознания и образования и просвещения, ведущих углубленные исследования песенных, эпических и обрядовых традиций, с другой - сокращением учебных курсов и организационных структур, связанных с исследованием музыки сибирских народов, резким сокращением числа студентов и аспирантов, занимающихся изучением музыки коренных народов и постепенным затуханием экспедиционной деятельности.

Ключевые слова: коренные народы Сибири и Дальнего Востока, традиционная музыкальная культура, история изучения, периодизация.

Russia and abroad are established; many new original courses are read; the third generation of ethnomusicologists is trained; qualified scientific personnel for the national regions is prepared.

The fourth period (2009-2016) is characterized by the release of several major publications and numerous articles of the professors of the Departments of Ethnomusicology. On the other hand a deep crisis is revealed itself at that time: reduction of training courses and organizational structures associated with the study of the music of Siberian peoples has led to a sharp reduction in the number of students and postgraduates, and the gradual damping of the field research.

Keywords: the indigenous peoples of Siberia, traditional musical cultures, history of study, periodization.

Сыченко Галина Борисовна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры этномузыкознания Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки E-mail: [email protected]

Sychenko Galina Borisovna, Candidate of Art Criticism, Associate Professor of the Department of Ethnomusicology at the Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: [email protected]

Получено 20.02.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.