Научная статья на тему 'К истории изучения интонационной культуры сагайцев'

К истории изучения интонационной культуры сагайцев Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
174
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интонационная культура хакасов-сагайцев / история изучения / диалектно-локальный подход / intonational culture of the Khakass-Sagays / history of study / dialectological-local approach

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Елиференко Лариса Павловна, Сыченко Галина Борисовна

В статье рассматривается история изучения интонационной культуры хакасов-сагайцев. Выявляется постепенное формирование проблематики, связанной с изучением данной диалектной группы хакасов, ее выделение из общего этномузыкологического рассмотрения музыкальной культуры хакасов. Более подробно анализируются вклад новосибирских ученых в собирание и изучение музыкальной культуры хакасов и ее рассмотрение с позиций диалектно-локального подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the history of studying the intonational culture of the Sagays

The article considers the history of studying the intonational culture of the Khakass-Sagays. Gradual forming of the problematics connected with studying of this Khakass dialect group and its separation from general ethnomusicological studies of the Khakass musical culture are revealed. Contribution of Novosibirsk scholars into collecting and investigation of the Khakass musical culture as well as considering it from dialectological-local approach are analyzed more detailed.

Текст научной работы на тему «К истории изучения интонационной культуры сагайцев»

УДК 781.7(=512.153)

Л. П. Елиференко, Г. Б. Сыченко

К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ САГАЙЦЕВ

агайцы - одна из этнотерритори-альных субэтнических групп хакасов, сформировавшаяся в течение XVIII—XIX вв. из разнородных племен, населявших степную, лесостепную и таёжную зоны Хакасско-Минусинской котловины в бассейнах рек Абакана, Уйбата и их притоков. В настоящее время язык сагайцев имеет статус одного из диалектов хакасского языка [8].

До недавнего времени интонационная культура сагайцев как самостоятельное явление не рассматривалась. Хотя первые собиратели народного творчества хакасов, в числе которых был композитор А. А. Кенель, фиксировали диалектную принадлежность исполнителей, от которых записывались образцы музыкального фольклора, проблема выявления его диалектной специфики на том этапе не ставилась. Традиционный музыкальный фольклор хакасов изучался в целом, как общенациональное явление. В связи с этим обзор истории изучения интонационной культуры сагайцев целесообразно рассмотреть в контексте изучения музыкальной культуры хакасов с акцентом на постепенном формировании нового, диалектно-локального подхода.

Первые сведения о музыкальной культуре предков хакасов появляются в трудах ученых различных специальностей, путешественников, чиновников, находящихся на службе в Сибири, начиная с середины XVIII в. Следует отметить, что уже на данном этапе осуществлялась фиксация интонационных образцов, фольклорных текстов и переводов. Так, в знаменитом труде И. Гмелина была опубликована первая сагайская мелодия, а также мелодии чатов, качин-цев, камасинцев, котов, бурят [30]. В течение XVIII - начала XX вв. появляются

© Л. П. Елиференко, Г. Б. Сыченко, 2015

этнографические труды, дающие представления об особенностях быта и культуры, обрядовой сферы народов, населяющих Хакасско-Минусинскую котловину в то время (А. В. Адрианов, И. Г. Гмелин, Д. И. Каратанов, М. А. Кастрен, Н. Ф. Катанов, Д. А. Кле-менц, Н. А. Костров, С. Д. Майногашев, Д. Г. Мессершмидт, П. Е. Островских, П. С. Пал л ас, В. В. Радлов, Г. И. Спасский, В. Титов, Е. К. Яковлев и другие1).

В середине XX в. более пристальное внимание хакасской культуре стали уделять филологи (лингвисты и фольклористы), композиторы и музыковеды. На базе Хакасского научно-исследовательс-кого института языка, литературы и истории, образованного в 1944 г., начали проводиться фольклорные, этнографические и музыкально-этнографические экспедиции, в которых участвовали сотрудники института и приезжие специалисты (В. И. Доможаков, А. А. Кенель, В. Е. Майногашева, А. К. Стоянов, Т. Г. Тачеева, П. А. Трояков, Д. И. Чан-ков, Л. С. Шептаев и др.). Итогом их деятельности стало создание обширного рукописного фонда, в котором, в частности, хранятся пять томов рукописи «Хакасская музыка», подготовленной А. А. Ке-нелем [35-39]. Часть этих материалов была опубликована, среди них имеются 18 примеров, атрибутированных как са-гайские. Это старинные и современные песни, плач, музыкальный фрагмент предания [29]. В эти годы вышли первые классические труды, характеризующие основные жанры народного творчества хакасов [24; 29].

На следующем этапе особое внимание было уделено проблемам эпоса: содержанию, поэтике эпических произведений, творчеству крупных мастеров-хайджи, вопросам инструментария. Значительной

С

вехой хакасской фольклористики данного периода стала подготовка и публикация в академической серии «Эпос народов СССР» тома хакасского эпоса «Ал-тын-Арыг» [1]. Филологическую часть данного издания осуществила В. Е. Май-ногашева, характеристика музыкальной стороны хакасского эпоса (в его типическом варианте) была сделана А. К. Стояновым [15].

Изучением музыкальной организации хакасского эпоса на протяжении ряда лет занимался музыковед В. Н. Шевцов, выпускник класса по специальности доцента Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки (НГК) А. А. Асиновской. Ими был впервые предпринят целостный анализ музыкальной структуры одного из памятников хакасского эпоса - сказания «Хан Кичегей» в исполнении качинского сказителя С. С. Кадышева [3]. В. Н. Шевцов во второй половине 1980-х гг. вёл экспедиционную работу в Ширинском районе Хакасии, где в то время ещё проживали носители эпической традиции кызыльцев и качинцев2. Он принял участие в подготовке тома «Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин» [26] в качестве автора вступительной статьи [27], а также опубликовал статью, посвященную таким редко описываемым феноменам как сигналы и звукоподражания хакасов [28].

В рассматриваемый период состоялись две комплексные экспедиции, в которых принимали участие доцент НГК Ю. И. Шейкин и сотрудники научных институтов Новосибирска и Хакасии. Первая из них (1984 г.) работала с исполнителями в г. Абакан (они были привезены сюда из разных районов) и Усть-Аба-канском районе, вторая (1989 г.) была предпринята к сагайцам Аскизского района. Она была нацелена в основном на фиксацию образцов шаманского интонирования сагайцев и бельтиров.

Новым этапом в изучении музыкальной культуры народов Хакасско-Мину-синской котловины можно считать период со второй половины 1990-х и до настоящего времени. Его особенностью стало осознание задачи дифференцированного

исследования традиционной музыкальной культуры хакасов. С этой целью за период с 1996 по 2006 гг. было проведено значительное количество музыкально-этнографических и комплексных филоло-го-музыкологических экспедиций, финансируемых в основном Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ, 9 из 11 экспедиций этого периода, см.: Приложение).

Экспедициями данного периода проводилось сплошное обследование территории с выявлением и фиксацией всех жанров, сохранившихся в памяти этно-форов. Проводились также повторные записи отдельных исполнителей. Собранный материал является необходимым фундаментом изучения интонационной культуры субэтнических групп хакасов. Наибольшим количеством записей представлены сагайцы и кызыльцы.

В целом участниками экспедиционной работы данного периода было подготовлено около полутора десятков публикаций, общая установка которых явственно свидетельствует о стремлении изучать интонационные культуры субэтнических групп хакасов дифференцировано - по крайней мере, на уровне таких общностей как качинцы, кызыльцы, сагайцы, хакасские шорцы. Бельтирская и койбальская общности к этому времени уже не представляли собой самостоятельных образований, почти растворившись среди других групп.

Значительная часть работ данного периода - статьи, представляющие собой отчеты об экспедициях. Они публиковались в основном в сборниках материалов проходящего в Омске ежегодного научного семинара-симпозиума «Народная культура Сибири», а Т8.КЖ6 в «Сибирском музыкальном альманахе», издававшемся в НГК [2; 6; 7; 9; 10; 13; 14; 23].

Помимо информации об экспедициях в указанных публикациях анализируется современное состояние музыкального фольклора хакасов и происходящие в нём процессы. Так, Н. М. Скворцовой и Е. И. Жимулевой рассматривались вопросы взаимодействия русской и хакасской музыкальных традиций, в част-

ности, процесс ассимиляции русских традиций хакасами и его результаты, по-разному проявившиеся в жанровой и стилевой системах интонационной культуры хакасов [13]. Те же авторы совместно с В. В Миндибековой характеризуют степень сохранности жанровых традиций с позиции их бытования, отмечая, что в наибольшей степени сохраняется лирическая традиция в её песенной и инструментальной (исполнительство на чатхане) формах [14]. При этом эпическая и шаманская жанровые сферы либо уже исчезли, либо находятся в стадии активного угасания, а нарративная и свадебно-обрядовая традиции продолжают бытовать в гораздо меньшей степени (в основном лишь в сознании самих носителей). Следует отметить, что подобная ситуация характерна не только для кызыльцев, но и для остальных групп хакасов и многих других этносов.

Подобного рода проблематика затронута в статье Г. Б. Сыченко и О. С. Пин-жиной [23]. Здесь авторы анализируют взаимодействие традиций и инноваций в современной культуре хакасов. С 1996 г. в Хакасии регулярно проходят международные симпозиумы под названием «Чатхан: история и современность», в рамках которого в 2005 г. проводился общереспубликанский «Ай-тыс» — состязание певцов, на которое собираются хайджи и тахпахчи со всех районов Хакасии. Подобные мероприятия стимулируют творчество исполнителей, поддерживают интерес не только со стороны приезжих гостей, но и самих носителей культурных традиций, что, безусловно, способствует сохранению культурных традиций. На «Айтысе» 2005 г. наиболее ярко выступали представители кызыльцев и сагайцев [там же].

В подобных мероприятиях принимают активное участие исследователи не только из России, но и из других стран (Голландии, Канады, Бельгии, Японии, США и других). В числе последних следует особо выделить голландского музыковеда Лизбет Ниссен, которая на протяжении почти 20 лет занималась сбором музыкального материала, изучением

и публикации статей, связанных с вопросами исполнительства на чатхане и особенностей хакасской музыки в контексте современной культуры [31; 32]. Стоит отметить, что первая экспедиция Л. Ниссен по Территории Республики Хакасия была осуществлена совместно с новосибирскими музыковедами в 1996 г. В те годы на территории Аскизского района еще активно бытовала традиция инструментального исполнительства на чатхане, и от исполнителей-сагайцев был записан обширный репертуар наигрышей, в том числе наигрыши, исполнявшиеся только на похоронах.

Первые студенческие работы на основе собранных материалов появились в 1998 и 2001 гг. - это работы Л. С. Аста-наевой и В. А. Воробьёвой и небольшие публикации [4; 33; 34], посвященные некоторым аспектам песенной культуры сагайцев. В итоговой работе, выполненной студенткой факультета народных инструментов Л. Астанаевой в рамках программы дополнительной специализации «музыкальная этнография», содержатся важнейшие этнографические сведения о народах Хакасско-Минусинской котловины, очерки по истории изучения традиционной (включая музыкальную) культуры хакасов, подробно рассматриваются вопросы этногенеза сагайцев. Работа включает 17 расшифрованных автором песенных образцов жанра тахпах, исполненных на один из наиболее распространенных типовых напевов, а также аналитические схемы данных напевов [33]. В курсовой работе В. Воробьёвой, выполненной в рамках курса «История отечественной музыки», были подробно проанализированы расшифрованные автором напевы игровых песен, описаны бытовавшие до недавнего времени игры, проведено сравнение с аналогичными русскими играми и сделан важный вывод о заимствованном характере некоторых игр сагайцев [34].

В 2007 г. в НГК была защищена дипломная работа О. С. Пинжиной «Типовые напевы в интонационной культуре тёйских сагайцев» (научный руководитель Г. Б. Сыченко) [40]. При выборе

темы было решено ограничиться одной из локальных групп внутри довольно большой общности сагайцев, поскольку было замечено, что населенные пункты сагайцев группируются в своего рода «кусты» вокруг более крупного села, центрального для прилегающих к нему сёл. Такие группы сёл располагаются в основном по одной из небольших рек (Тёи, Еси, Базы и др.). Идея распространения диалектно-локального подхода на более мелкий уровень находит соответствие в лингвистике, где исследуются языковые общности разного порядка (общелитературный язык, диалект, говор).

Локальная песенная традиция была довольно подробно исследована с точки зрения временной и звуковысотной организации. По материалам работы были опубликованы небольшие тезисы [11] и статья, в которой продемонстрирована методика, примененная при исследовании вариантности в типовых напевах [22]. Статья снабжена большим количеством графических схем - диаграмм мелодического движения типовых напевов (всего авторами статьи выделено пять их видов) лирических песенных жанров тахпах и сарын. Визуальные примеры наглядно иллюстрируют как интонационные инварианты, так и их возможные варианты. Следует отметить, что разработки подобного рода являются полезным инструментом для дальнейших сравнительных изысканий. В статье опубликованы также результаты типологии напевов тёйских сагайцев. Отмечено наличие единичных, игровых, детских и собственно типовых напевов. Кроме того, приведена таблица ладозвукорядов последних.

В недавно опубликованной статье Н. С. Капицыной о звуковысотности в качинских тахпахах материалом исследования служит коллекция фонограмм, записанных в экспедиции 1996 г. В статье даются общая характеристика поэтического содержания данного песенного жанра, рассматриваются особенности его бытования, анализируются звукорядные структуры, функциональность ступеней типовых напевов и типы высотных кон-

туров, реализующихся на ступенях звукорядов [5].

Помимо анализа песенного материала тёйских сагайцев в упомянутой дипломной работе рассматривалась категория типовой напев, которая представляется нам чрезвычайно важной для описания многих из лирических традиций тюркских и монгольских культур. Она широко используется в настоящее время в сибирском этномузыкознании3. Попытка ее определения предпринимается в статье [21], с привлечением материала из разных тюркских культур Южной Сибири, в том числе сагайской. Согласно авторам статьи, типовой напев — некий интонационный инвариант, на основе которого возникают многочисленные варианты, при этом каждый исполнитель может пропевать на свой вариант (или варианты) любое количество вербальных текстов, в том числе относящихся к разным жанрам с точки зрения их содержания и функции. Данный термин, применённый в середине 1980-х гг. Г. Б. Сыченко по отношению к песенным традициям алтайских культур4, оказался довольно универсальным и получил распространение далее при изучении песенных традиций тофаларов, бурят, сибирских татар, тувинцев, шорцев, хакасов. Научная ценность понятия типовой напев заключается в том, что оно определяет фундаментальный тип организации довольного большого круга песенных традиций, в которых можно говорить о наличии разных категорий типовых напевов, более ясно представляя, что типизировано, а что является проявлением индивидуального творчества.

Включение песенной традиции сагайцев в круг сравнительных исследований интонационных культур тюрков Южной Сибири было продолжено в двух статьях Г. Б. Сыченко [19; 20]. Первая из них представляет собой сжатую типологическую и сравнительно-историческую характеристику двух жанровых традиций: шаманской и песенной. Автором отмечено, что песенная традиция, выполняя функцию этнического маркера, в отличие от шаманской, до сих пор находится

в активном бытовании, она хорошо документирована и даёт возможность проведения многоплановых, в том числе сравнительно-исторических исследований [19]. Вторая статья посвящена сравнительному рассмотрению песенных традиций пяти близко родственных этносов предгорий Алтая и Кузнецкого Алатау: тубаларов, чалканцев, кумандинцев5, шорцев и сагайцев6, выполненному на основе карты описания интонационной культуры этноса, разработанной В. В. Мазепусом [20].

Музыкальная сторона шаманской традиции сагайцев также начала изучаться в последнее время. В настоящий момент опубликованы две статьи, посвя-щённые шаманскому репертуару одного из последних ритуальных специалистов сагайцев, Тади Семеновны Бурнаковой. В одной из них рассматривается жанр сарын 'песня' [18], в другой анализируется одно из имеющихся в её репертуаре православных песнопений - молитва «Отче наш» [16]. В последнем случае

речь идет о феномене «двоеверия» коренных народов Сибири.

Совсем недавно объектом научного изучения стала уникальная традиция детских песен, исполняющихся от лица зооморфных персонажей в сказках. В живом сохранившемся виде она зафиксирована у тёйских сагайцев. Данная традиция проанализирована [17], вотированные и расшифрованные материалы включены в дополнение 2, а также в состав компакт-диска тома «Хакасские народные сказки» [25].

Проведенный обзор показывает, что в настоящее время музыковедческая литература располагает уже достаточно большим объемом сведений об интонационной культуре хакасов-сагайцев. Однако пока ни одна из жанровых или локальных традиций их интонационной культуры не описана и не изучена полностью. Таким образом, можно заключить, что процесс изучения сагайской интонационной культуры находится в стадии интенсивной разработки.

Примечания

1 Подробный анализ источников по музыкальной

культуре сибирских аборигенов раннего периода см. в обстоятельной публикации Т. А. Ро-менской [12].

2 См. список экспедиций (Приложение).

3 Здесь не рассматривается применение данной категории в восточно-славянской фольклористике, которое началось гораздо раньше.

4 Наряду с понятием «напев-формула», от которого в дальнейшем в этом качестве пришлось отказаться.

6 Часто рассматриваются как северные диалекты алтайского языка.

6 Одна из субэтнических групп хакасов, включающая ряд родов шорского происхождения.

Литература

1. Алтын-Арыг. Хакасский героический эпос. -М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1988. - 592 с. (Эпос народов СССР)

2.Андреева О. И., Белоусова Л. Ю., Сычен-ко Г. Б. Итоги экспедиционной работы в районе хакасско-шорского пограничья // Народная культура Сибири: Научные поиски молодых исследователей / Отв. ред. Т. Г. Леонова. -Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. - С. 69-72.

3. Асиновская А. А., Шевцов В. Н. О музыкаль-

но-драматургических закономерностях хакас-

ского героического эпоса (на примере сказа-

ния «Хан Кичегей») // Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока: Сб. науч. трудов (межвузовский). - Вып. 3. - Новосибирск: НГК, 1986. - С. 73-110.

4. Воробьёва В. А. Игровые песни сагайцев // Современные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: Тезисы докладов Новосибирской межвузовской научной студенческой конференции «Интеллектуальный потенциал Сибири». - Новосибирск, б/и, 2001. -С. 52-53.

5.Капицына Н. С. Звуковысотная организация качинских тахпахов // Народная культура Сибири. Материалы XIX научного семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / Отв. ред. Т. Г. Леонова. -Омск: Изд-во «Амфора», 2010. - С. 70-75.

6. Капицына Н. С., Скворцова Н. М. О музыкальных традициях качинцев Орджоникидзевского района Республики Хакасия // Народная куль-

тура Сибири: научные поиски молодых исследователей / Отв. ред. Т. Г. Леонова. - Омск: Издательство ОмГПУ, 2001. - С. 73-76.

7. Калицына Н. С., Скворцова Н. М. О музыкальной традиции хакасов-кызыльцев Ши-ринского района Республики Хакасия // Народная культура Сибири. Материалы XVI научного семинара-симпозиума Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / Отв. ред. Т. Г. Леонова. - Омск: Изд-во «Амфора», 2007. - С. 87-92.

8. Карпов В. Г. Хакасский язык // Языки народов СССР. - Т. 2 «Тюркские языки». - М.: Наука, 1966. - С. 428-445.

9. Леонова Н. В., Новикова О. В., Попова Ю. С., Сыченко Г. Б. Сибирская этномузыкологичес-кая экспедиция. Итоги работы 2006 года // Сибирский музыкальный альманах-2006. -№ 7. - Новосибирск: НГК, 2009. - С. 207-217.

10. Леонова Н. В., Сыченко Г. Б. Сибирская эт-номузыкологическая экспедиция. Итоги работы 2005 года // Сибирский музыкальный аль-манах-2005. - № 6. - Новосибирск: НГК, 2009. - С. 281-289.

11. Пинжина О. С. Типовые напевы песенной традиции сагайцев // Современные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: Межвузовская научная студенческая конференция-2005 «Интеллектуальный потенциал Сибири». Тезисы докладов. - Новосибирск, 2005. - С. 22-23.

12. Роменская Т. А. Об источниках изучения музыкальной культуры народов Сибири XVIII -первой половины XIX веков // Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока: Сб. науч. трудов (межвузовский). - Вып. 3. -Новосибирск: НГК, 1986. - С. 154-182.

13. Скворцова Н. М., Жимулёва Е. И. Процессы взаимодействия русской и хакасской музыкальной традиций в Орджоникидзевском районе Республики Хакасия // Народная культура Сибири: Материалы XIV научного семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / Отв. ред. Т. Г. Леонова. -Омск: Издательство «Академия», 2005. -С. 40-43.

14. Скворцова Н. М., Жимулёва Е. И., Минди-бекова В. В. Современное бытование фольклорных традиций у хакасов-кызыльцев // Народная культура Сибири: Материалы XIV научного семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / Отв. ред. Т. Г. Леонова. - Омск: Издательство «Академия», 2005. - С. 37-40.

15. Стоянов А. К. Искусство хакасских хайджи // Алтын Арыг. Хакасский героический эпос. - М.: Глав. ред. вост. лит-ры, 1988. - С. 577-590.

16. Сыченко Г. Б. Молитва «Отче наш» в исполнении сагайской шаманки (к проблеме «двоеверия» коренных народов Сибири) // Народная культура Сибири: Материалы XVIII научного семинара-симпозиума Сибирского регионального вузовского центра по фольклору. - Омск: Изд-во «Амфора», 2009. - С. 73-78.

17. Сыченко Г. Б. Музыкальный компонент хакасских сказок // Хакасские народные сказки / сост. Е. С. Торокова, Г. Б. Сыченко. - Новосибирск: Омега-принт, 2014. - С. 24-48.

18. Сыченко Г. Б. О жанре сарын в шаманском репертуаре Т. С. Бурнаковой // Сибирский филологический журнал. - № 3. - 2012. - С. 5-13.

19. Сыченко Г. Б. Песенные и шаманские традиции народов Южной Сибири: некоторые аспекты сравнения // Народная культура Сибири: Материалы XVI научного семинара-симпозиума Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / Отв. ред. Т. Г. Леонова. -Омск: Изд-во «Амфора», 2007. - С. 78-87.

20. Сыченко Г. Б. Песенные традиции северных алтайцев, шорцев, сагайцев: опыт ареального сопоставления // Урал - Алтай: через века в будущее: материалы науч. конф. (IIIS сент. 2003 г.). - Горно-Алтайск, 2005. - С. 116-120.

21. Сыченко Г. Б., Крупич Е. Л., Пинжина О. С. «Типовые напевы» в интонационных культурах тюрков Южной Сибири: проблемы изучения // Народная культура Сибири: Материалы XV научного семинара-симпозиума Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / Отв. ред. Т. Г. Леонова. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. - С. 36-40.

22. Сыченко Г. Б., Пинжина О. С. Метод построения диаграмм движения для изучения зву-ковысотносги в типовых напевах // Традиционные музыкальные культуры на рубеже столетий: проблемы, методы, перспективы исследования: Материалы Международной научной конференции. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. - С. 123-130.

23. Сыченко Г. Б., Пинжина О. С. Традиции и инновации в интонационной культуре хакасов // Народная культура Сибири: Материалы XIV научного семинара-симпозиума Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / Отв. ред. Т. Г. Леонова. - Омск: Изд-во «Академия», 2005. - С. 34-36.

24. Унгвицкая М. А., Майногашева В. Е. Хакасское народное поэтическое творчество. - Абакан, 1972. - 311 с.

25. Хакасские народные сказки / сост. Е. С. Торокова, Г. Б. Сыченко. - Новосибирск: Омега-принт, 2014. - 770 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Т. 33)

26. Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин / Запись и подгот. текста, пер., вступит, ст.,

примеч. и коммент., прил. В. Е. Майногаше-вой. - Новосибирск: Наука. Сибирское изда-тельско-полиграфическое и книготорговое предприятие РАН, 1997. - 479 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Т. 16).

27. Шевцов В. Н. Музыка алыптых нымаха // Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. -Новосибирск: Наука, 1997. - С. 48-60.

28. Шевцов В. Н. Охотничье-скотоводческие звукоподражания и возгласы у хакасов // Музыкальная этнография Северной Азии. - Новосибирск, 1988. - С. 161-169.

29. Хакас чонынын1 коглер1 (Народное музыкальное творчество хакасов). Записал

А. А. Кенель. - Абакан: Абакан, кн. издательство, 1955. - 144 с.

30. Gmelin D.-J. Reise durch Sibirien von dem Jahre 1733 bis 1743. - Т. IV. - Gottingen, 1752.

31. Nyssen L. How to classify the recalled sut lament from musical and extra - musical points of view // Чатхан: история и современность. Материалы IV Международного симпозиума (1-4 июля 2010 г., г. Абакан). - Абакан: Хакасское книжное издательство, 2010. - С. 14-20.

32. Nyssen L. Khakas traditional conceptions of sound, music, and dance // Чатхан: история и современность. Материалы II Международного симпозиума по чатханной музыке и горловому пению. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 2005. - С. 84-91.

Рукописные источники

33. Астанаева Л. С. Отчет о работе, выполненной по теме «Песенная культура сагайцев». -Новосибирск, 1998. - Рукопись, архив Г. Б. Сыченко. - 91 с.

34. Воробьева В. А. Игровые песни сагайцев: Курсовая работа по истории отечественной музыки. - Новосибирск, 2001. - Рукопись, архив Г. Б. Сыченко. - 40 с.

35. Кенель А. А. Хакасская музыка. Введение. Естественно-географический иисторический очерк. - Т. 1. - Абакан, б.г.. - Рук. фонд Хак-НИИЯЛИ, № 166. - 65 с.

36. Кенель А. А. Хакасская музыка. - Т. 2. -Абакан, 1948. - Рук. фонд ХакНИИЯЛИ, № 167. - 193 с.

37. Кенель А. А. Хакасская музыка. 600 песен. - Т. 3. - Абакан, б.г. - Рук. фонд ХакНИИЯЛИ, № 168. - 127 с.

38. Кенель А. А. Хакасская музыка. Тексты песен. - Т. 4. - Абакан, 1946. - Рук. фонд ХакНИИЯЛИ, № 169. - 188 с.

39. Кенель А. А. Хакасская музыка. Указатель, примечания (переводы, паспорта). - Т. 5. -Абакан, б.г. - Рук. фонд ХакНИИЯЛИ, № 170. - 114 с.

40. Пинжина О. С. Типовые напевы песенной традиции тёйских сагайцев. Дипломная работа. - Новосибирск, 2007. - Рукопись, архив НГК. - 116 с.

References

1. Altyn-Aryg. Khakasskii geroicheskii epos [Altyn-Aryg. Khakass heroic epos]. Moscow: Nauka. Glavnaia redaktsiia vostochnoi literatury, 1988, 592 p. (Epos narodov SSSR).

2. Andreeva O. I., Belousova L. Iu., Sychenko G. B. Itogi ekspeditsionnoi raboty v raione khakassko-shorskogo pogranich'ia [Results of the field work around the Khakass-Shor border zone] Narodnaia kul'tura Sibiri: Nauchnye poiski molodykh issledovatelei. Otv. red. T.G. Leonova [Folk culture of Siberia: Scientific searches of young researchers. Editor-in-chief Leonova T. G.]. Omsk: Izd-vo OmGPU, 2001, pp. 69-72.

3. Asinovskaia A. A., Shevtsov V. N. O mzykal'no-dramaturgicheskikh zakonomernostiakh khakasskogo geroicheskogo eposa (na primere skazaniia «Khan Kichegei») [About musical and dramaturgic regularities of the Khakass heroic epos (on the example of the epic poem "Khan Kichegei")] Muzykal'noe tvorchestvo narodov

Sibiri i Dal'nego Vostoka: Sb. nauch. trudov (mezhvuzovskii) [Musical creativity of the people of Siberia and Far East: Collected papers (interuniversity)]. Novosibirsk: NGK, 1986, no 3, pp. 73-110.

4. Vorob'eva V. A. Igrovye pesni sagaitsev [Game songs of the Sagays] Sovremennye problemy gumanitarnykh i sotsial'no-ekonomicheskikh nauk: Tezisy dokladov Novosibirskoi mezhvuzovskoi nauchnoi studencheskoi konferentsii «Intellektual'nyi potentsial Sibiri» [Modern problems of the humanities, social and economic sciences: Abstracts of the Novosibirsk interuniversity scientific student conference "Intellectual Potential of Siberia"]. Novosibirsk, 2001, pp. 52-53.

5.Kapitsina N. S. Zvukovysotnaia organizatsiia kachinskikh takhpakhov [Pitch organization of the Kachin takhpakhs] Narodnaia kul'tura Sibiri. Materialy XIX nauchnogo seminara

ПРИЛОЖЕНИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список экспедиций в Хакасскую автономную область (ХАО) / Республику Хакасия (РХ), проведенных преподавателями, сотрудниками, учащимися НГК и сотрудниками других организаций (1984-2006 гг.)

№ п/п Год Место проведения, субэтнические группы Участники Источник финансирования проекта

1 1984 г. Абакан, Усть-Абаканский р-н ХАО (качинцы, кызыльцы, сагайцы) А. Б. Соктоев (рук. эксп.), А. Р. Бадмаев, Ю. И. Шейкин, М. Л. Дидык, С. К. Павлючик, В. Е. Майногашева, Н. Н. Межекова, П. А. Трояков, Н. В. Катаева, А. К. Стоянов Институт филологии СО АН, Музфонд СО СК РСФСР (рук. проекта А. Б. Соктоев, Ю. И. Шейкин)

2 1984 Ширинский р-н ХАО (кызыльцы) B. Н. Шевцов (рук. эксп.), C. А. Кучма, Н. Е. Тараненко НГК, фольклорная практика

3 1985 Ширинский р-н ХАО (качинцы, кызыльцы) В. Н. Шевцов (рук. эксп.), Л. Ф. Карачакова НГК, фольклорная практика

4 1987 г. Абакан (качинцы, кызыльцы) В. Н. Шевцов Музфонд СО СК РСФСР

5 1989 г. Абакан, Аскизский р-н ХАО (кызыльцы, сагайцы, бельтиры) Ю. И. Шейкин (рук. эксп.), М. Л. Дидык, В. Е. Майногашева Музфонд СО СК РСФСР

6 1996 Аскизский, Алтайский р-ны РХ (качинцы, сагайцы) Г. Б. Сыченко (рук. отряда), М. Д. Чертыкова, Л. С. Астанаева, Л. Ниссен РГНФ (рук. проекта Г.Б. Сыченко)

7 1996 Ширинский р-н РХ (качинцы, кызыльцы) Н. М. Кондратьева (рук. отряда), В. В. Мазепус РГНФ (рук. проекта Г. Б. Сыченко)

8 1998 Аскизский р-н РХ (сагайцы) Г. Б. Сыченко (рук. отряда), Л. Н. Ачитаева РГНФ (рук. проекта Г. Б. Сыченко)

9 1998 Бейский р-н РХ (сагайцы, бельтиры) Н. М. Скворцова (рук. отряда), Л. С. Астанаева РГНФ (рук. проекта Г. Б. Сыченко)

10 2001 Таштыпский р-н РХ (сагайцы, хакасские шорцы, койбалы. бельтиры) Г. Б. Сыченко (рук. отряда), С. К. Кулумаева, О. И. Андреева, Л. Ю. Белоусова ФЦП «Интеграция» (рук. проекта В. В. Мазепус)

11 2001 Орджоникидзевский р-н РХ (качинцы, кызыльцы) Н. М. Скворцова (рук. отряда), Н. М. Капицына ФЦП «Интеграция» (рук. проекта В. В . Мазепус)

12 2005 Орджоникидзевский р-н РХ (качинцы, кызыльцы) Н. М. Скворцова (рук. отряда), Е. И.Жимулева, В. В.Миндибекова РГНФ (рук. проекта Г. Б. Сыченко)

13 2005 Орджоникидзевский р-н РХ (кызыльцы) Н. М. Скворцова РГНФ (рук. проекта Г. Б. Сыченко)

14 2005 Орджоникидзевский р-н РХ (качинцы, кызыльцы) Н. М. Скворцова РГНФ (рук. проекта Г. Б. Сыченко)

15 2005 г. Абакан, Ширинский р-н РХ (качинцы, кызыльцы, сагайцы, бельтиры) Г. Б. Сыченко (рук. отряда), Е. Л. Крупич, О. С. Пинжина РГНФ (рук. проекта Г. Б. Сыченко)

16 2006 Ширинский р-н РХ (качинцы, кызыльцы) Н. М. Скворцова (рук. отряда), Н. М. Капицына РГНФ (рук. проекта Г. Б. Сыченко)

Sibirskogo regional'nogo vuzovskogo tsentra po fol'kloru. Otv. red. T. G. Leonova [Folk culture of Siberia. Materials of the XIX scientific seminar of the Siberian regional high school center for folkloristic studies. Editor-in-chief T. G. Leonova]. Omsk: Izd-vo "Amfora", 2010, pp. 70-75.

6. Kapitsina N. S., Skvortsova N. M. O muzykal'-nykh traditsiiakh kachintsev Ordzho-nikidzevskogo raiona Respubliki Khakasiia [About musical traditions of the Kachins of the Ordzhonikidzevsky district of the Republic of Khakassia] Narodnaia kul'tura Sibiri: nauchnye poiski molodykh issledovatelei. Otv. red. T. G. Leonova [Folk culture of Siberia: scientific searches of young researchers. Editor-in-chief T. G. Leonova]. Omsk: Izdatelstvo OmGPU, 2001, pp. 73-76.

7. Kapitsina N. S., Skvortsova N. M. O muzykal'-noi traditsii khakasov-kyzyl'tsev Shirinskogo raiona Respubliki Khakasiia [About musical tradition of the Khakas-Kyzyls of the Shirinsky district of the Republic of Khakassia] Narodnaia kul'tura Sibiri. Materialy XVI nauchnogo

seminara-simpoziuma Sibirskogo regional'nogo vuzovskogo tsentra po fol'kloru. Otv. red. T. G. Leonova [Folk culture of Siberia. Materials of the XVI scientific seminar symposium of the Siberian regional high school center for folkloristic studies. Editor-in-chief T. G. Leonova]. Omsk: Izd-vo "Amfora", 2007, pp. 87-92.

8. Karpov V. G. Khakasskii iazyk [Khakass language] Iazyki narodov SSSR [Languages of the peoples of the USSR], Moskva: Nauka, 1966, Vol.2 «Tiurkskie iazyki», pp. 428-445.

9. Leonova N. V., Novikova O. V., Popova Iu. S., Sychenko G. B. Sibirskaia etnomu-zykologicheskaia ekspeditsiia. Itogi raboty 2006 goda [Siberian ethnomusicological expedition. Results of work of 2006] Sibirskii muzykal'nyi al'manakh-2006 [Siberian musical almanac-2006]. Novosibirsk: NGK, 2009, no 7, pp. 207-217.

10. Leonova N. V., Sychenko G. B. Sibirskaia etnomuzykologicheskaia ekspeditsiia. Itogi raboty 2005 goda [Siberian ethnomusicological expedition. Results of work of 2005] Sibirskii

muzykal'nyi al'manakh-2005 [Siberian musical almanac-2005]. Novosibirsk: NGK, 2009, no 6, pp. 281-289.

11. Pinzhina O. S. Tipovye napevy pesennoi traditsii sagaitsev [Model tunes of song tradition of the Sagays] Sovremennye problemy gumanitarnykh i sotsial'no-ekonomicheskikh nauk: Mezhvuzovskaia nauchnaia studencheskaia konferentsiia-2005 «Intellektual'nyi potentsial Sibiri». Tezisy dokladov [Modern problems of the humanities, social and economic sciences: Interuniversity scientific student conference-2005 «Intellectual Potential of Siberia». Abstracts], Novosibirsk, 2005, pp. 22-23.

12. Romenskaia T. A. Ob istochnikakh izucheniia muzykal'noi kul'tury narodov Sibiri XVIII -pervoi poloviny XIX vekov [About sources of studying of musical culture of the people of Siberia of XVIII - the first half of the XIX centuries] Muzykal'noe tvorchestvo narodov Sibiri i Dal'nego Vostoka: Sb. nauch. trudov (mezhvuzovskii) [Musical creativity of the peoples of Siberia and Far East: Collected papers (interuniversity)]. Novosibirsk: NGK, 1986, no 3, pp. 154-182.

13. Skvortsova N. M., Zhimuleva E. I. Protsessy vzaimodeistviia russkoi i khakasskoi muzykal'noi traditsii v Ordzhonikidzevskom raione Respubliki Khakasiia [Processes of the Russian and Khakass musical traditions interaction in the Ordzhonikidzevsky district of the Republic of Khakassia] Narodnaia kul'tura Sibiri: Materialy XIV nauchnogo seminara Sibirskogo regional'nogo vuzovskogo tsentra po fol'kloru. Otv. red. T.G. Leonova [Folk culture of Siberia: Materials of the XIV scientific seminar of the Siberian regional high school centre for folkloristic studies. Editor-in-chief Leonova T. G.]. Omsk: Izdatelstvo "Akademia", 2005, pp. 40-43.

14. Skvortsova N. M., Zhimuleva E. I., Mindibekova V. V. Sovremennoe bytovanie fol'klornykh traditsii u khakasov-kyzyl'tsev [Modern being of folklore traditions of the Khakas-Kyzyls] Narodnaia kul'tura Sibiri: Materialy XIV nauchnogo seminara Sibirskogo regional'nogo vuzovskogo tsentra po fol'kloru. Otv. red. T.G. Leonova [Folk culture of Siberia: Materials of the XIV scientific seminar of the Siberian regional high school centre for folkloristic studies. Editor-in-chief Leonova T. G.]. Omsk: Izdatelstvo "Akademia", 2005, pp. 37-40.

15. Stoianov A. K. Iskusstvo khakasskikh khaidzhi [Art of Khakass khaijy] Altyn Aryg. Khakasskii geroicheskii epos [Altyn Aryg. Khakass heroic epos]. Moskva: Glav. red. vost. lit-ry, 1988, pp. 577-590.

16. Sychenko G. B. Molitva «Otche nash» v ispolnenii sagaiskoi shamanki (k probleme ♦dvoeveriia» korennykh narodov Sibiri) [Prayer of «Pater Noster» performed by the Sagay shamaness (to the problem of "double faith" of the indigenous peoples of Siberia)] Narodnaia kul'tura Sibiri: Materialy XVIII nauchnogo seminara-simpoziuma Sibirskogo regional'nogo vuzovskogo tsentra po fol'kloru Leonova [Folk culture of Siberia: Materials of the XVIII scientific seminar of the Siberian regional high school centre for folkloristic studies. Editor-in-chief Leonova T. G.]. Omsk: Izd-vo "Amfora", 2009, pp. 73-78.

17. Sychenko G. B. Muzykal'nyi component khakasskikh skazok [Musuical component of Khakass Fairy Tales] Khakasskie narodnyie skazki [Khakass Folk Tales] Comp. by E. S. Torokova, G. B. Sychenko. Novosibirsk: Omega-print, 2014, pp. 24-48.

18. Sychenko G. B. O zhanre saryn v shamanskom repertuare T. S. Burnakovoi [About saryn genre in the shaman repertoire of Burnakova T. S.]. Sibirskii filologicheskii zhurnal [Siberian philological magazine], 2012, no 3, pp. 5-13.

19. Sychenko G. B. Pesennye i shamanskie traditsii narodov Iuzhnoi Sibiri: nekotorye aspekty sravneniia [Song and shaman traditions of the peoples of Southern Siberia: some aspects of comparison] Narodnaia kul'tura Sibiri: Materialy XVI nauchnogo seminara-simpoziuma Sibirskogo regional'nogo vuzovskogo tsentra po fol'kloru. Otv. red. T. G. Leonova [Folk culture of Siberia: Materials of the XVI scientific seminar symposium of the Siberian regional high school centre for folkloristic studies. Editor-in-chief Leonova T. G.]. Omsk: Izd-vo "Amfora", 2007, pp. 78-87.

20. Sychenko G. B. Pesennye traditsii severnykh altaitsev, shortsev, sagaitsev: opyt areal'nogo sopostavleniia [Song traditions of the Northern Altaians, Shors, Sagays: an experience of an areal comparison] Ural - Altai: cherez veka v budushchee: materialy nauch. konf. (11-13 sent. 2003 g.) [Ural - Altai: through centuries to the future: materials of the scientific conference (11-13 Sept. 2003)]. Gorno-Altaisk, 2005, pp. 116-120.

21. Sychenko G. B., Krupich E. L„ Pinzhina O. S. «Tipovye napevy» v intonatsionnykh kul'turakh tiurkov Iuzhnoi Sibiri: problemy izucheniia [«Model tunes» in intonational cultures of the Turkic peoples of Southern Siberia: problems of study] Narodnaia kul'tura Sibiri: Materialy XV nauchnogo seminara-simpoziuma Sibirskogo regional'nogo vuzovskogo tsentra po fol'kloru. Otv. red. T. G.

Leonova [Folk culture of Siberia: Materials of the XV scientific seminar symposium of the Siberian regional high school centre for folkloristic studies. Editor-in-chief Leonova T. G.]. Omsk: Izd-vo OmGPU, 2006, pp. 36-40.

22. Sychenko G. B., Pinzhina O. S. Metod postroeniia diagramm dvizheniia dlia izucheniia zvukovysotnosti v tipovykh napevakh [Method of the flow diagrams for the studying of pitch in model tunes] Traditsionnye muzykal'nye kul'tury na rubezhe stoletii: problemy, metody, perspektivy issledovaniia: Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii [Traditional musical cultures at the turn of the century: problems, methods, research prospects: Materials of the International scientific conference]. Moskva: RAM im. Gnesinykh, 2008, pp. 123-130.

23. Sychenko G. B., Pinzhina O. S. Traditsii i innovatsii v intonatsionnoi kul'ture khakasov [Traditions and innovations in intonational culture of the Khakasses] Narodnaia kul'tura Sibiri: Materialy XIV nauchnogo seminara-simpoziuma Sibirskogo regional'nogo vuzovskogo tsentra po fol'kloru. Otv. red. T.G. Leonova [Folk culture of Siberia: Materials of the XIV scientific seminar symposium of the Siberian regional high school centre for folkloristic studies. Editor-in-chief Leonova T. G.]. Omsk: Izd-vo "Akademiia", 2005, pp. 34-36.

24. Ungvitskaia M. A., Mainogasheva V. E. Khakasskoe narodnoe poeticheskoe tvorchestvo [Khakass folk poetic creativity]. Abakan, 1972, 311 p.

25. Khakasskie narodnyie skazki [Khakass Folk Tales] Com. by E. S. Torokova, G. B. Sychenko. Novosibirsk: Omega-print, 2014, 770 p.

26. Khakasskii geroicheskii epos: Ai-Khuuchin [Khakass heroic epos: Ai-Khuuchin] Zapis' i podgot. teksta, per., vstupit. st., primech. i komment., pril. V. E. Mainogashevoi. Novosibirsk: Nauka. Sibirskoe izdatel'sko-

poligraficheskoe i knigotorgovoe predpriiatie RAN, 1997, 479 p. (Pamiatniki fol'klora narodov Sibiri i Dal'nego Vostoka, Vol.16).

27. Shevtsov V. N. Muzyka alyptykh nymakhov [Music of alyptykh nymakhs] Khakasskii geroicheskii epos: Ai-Khuuchin [Khakass heroic epos: Ai-Khuuchin], Novosibirsk: Nauka, 1997, pp. 48-60.

28. Shevtsov V. N. Okhotnich'e-skotovodcheskie zvukopodrazhaniia i vozglasy u khakasov [Khakass hunting and cattle breeding onomatopoeias and exclamations] Muzykal'naia etnografiia Severnoi Azii [Musical ethnography of Northern Asia]. Novosibirsk, 1988, pp. 161-169.

29. Khakas chonynyq kogleri (Narodnoe muzykal'noe tvorchestvo khakasov)/ Zapisal A. A. Kenel' [Khakas chonynyr] kogleri (Folk musical creativity of Khakasses). Recorded by A. A. Kenel]. Abakan: Abakan, kn. izdatel'stvo, 1955, 144 p.

30. Gmelin D.-J. Reise durch Sibirien von dem Jahre 1733 bis 1743 [Trip through Siberia from 1733 to 1743]. Gottingen, 1752, B.4.

31. Nyssen L. How to classify the recalled siit lament from musical and extra - musical points of view. Chatkhan: istoriia i sovremennost'. Materialy IV Mezhdunarodnogo simpoziuma (1 -4 ijul'a 2010 g., Abakan) [Chatkhan: history and the present. Materials of the IV International symposium (1-4 July, 2010, Abakan)]. Abakan: Khakasskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2010, pp. 14-20.

32. Nyssen L. Khakas traditional conceptions of sound, music, and dance. Chatkhan: istoriia i sovremennost'. Materialy II Mezhdunarodnogo simpoziuma po chatkhannoi muzyke I gorlovomu peniju [Chatkhan: history and the present. Materials of the II International symposium on chatkhan music and throat singing]. Abakan: Khakasskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2005, pp. 84-91.

Unpublished sources

33. Astanaeva L. S. Otchet o rabote, vypolnennoi po teme «Pesennaia kul'tura sagaitsev» [The report on the work on the subject «Song Culture of the Sagays»]. Novosibirsk, 1998, G. B. Sychenko's archive, 91 p.

34. Vorob'eva V. A. Igrovye pesni sagaitsev [Game songs of the Sagays] Paper on the history of Russian music. Novosibirsk, 2001, G.B. Sychenko's archive, 40 p.

35. Kenel' A.A. Khakasskaia muzyka. Vvedenie. Estestvenno-geograficheskii i iistoricheskii ocherk [Khakass music. Introduction. Natural

geographic and historical essay]. Abakan, Manuscript stock of the KhakNIIIaLI, № 166, Vol.1, 65 p.

36. Kenel' A.A. Khakasskaia muzyka [Khakass music]. Abakan, 1948, Manuscript stock of the KhakNIIIaLI, № 167, Vol.2, 193 p.

37. Kenel' A.A. Khakasskaia muzyka. 600 pesen [Khakass music. 600 songs]. Abakan, Manuscript stock of the KhakNIIIaLI, № 168, Vol.3, 127 p.

38. Kenel' A.A. Khakasskaia muzyka. Teksty pesen [Khakass music. Lyrics]. Abakan,

Manuscript stock of the KhakNIIIaLI, № 169, Vol.4, 188 p.

39. Kenel' A.A. Khakasskaia muzyka. Ukazatel', primechaniia (perevody, pasporta) [Khakass music. Index, notes (translations, passports)]. Abakan, Manuscript stock of the KhakNIIIaLI, № 170, Vol.5, 114 p.

40. Pinzhina O. S. Tipovye napevy pesennoi traditsii teiskikh sagaitsev. Diplomnaia rabota [Model tunes of the song tradition of the Tëya Sagays. Thesis]. Novosibirsk, 2007, Manuscript, Novosibirsk Conservatory archive, 116 p.

К истории изучения интонационной культуры сагайцев

В статье рассматривается история изучения интонационной культуры хакасов-сагайцев. Выявляется постепенное формирование проблематики, связанной с изучением данной диалектной группы хакасов, ее выделение из общего этномузыкологического рассмотрения музыкальной культуры хакасов. Более подробно анализируются вклад новосибирских ученых в собирание и изучение музыкальной культуры хакасов и ее рассмотрение с позиций диалектно-локального подхода.

Ключевые слова: интонационная культура хакасов-сагайцев, история изучения, диалектно-локальный подход

On the history of studying the intonational culture of the Sagays The article considers the history of studying the intonational culture of the Khakass-Sagays. Gradual forming of the problematics connected with studying of this Khakass dialect group and its separation from general ethnomusicological studies of the Khakass musical culture are revealed. Contribution of Novosibirsk scholars into collecting and investigation of the Khakass musical culture as well as considering it from dialectological-local approach are analyzed more detailed.

Keywords: intonational culture of the Khakass-Sagays, history of study, dialectological-local approach

Елиференко Лариса Павловна - студентка 5 курса теоретико-композиторского факультета (музыковедение) Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки (класс доцента Г. Б. Сыченко).

E-mail: [email protected]

Сыченко Галина Борисовна - кандидат искусствоведения, доцент кафедры этномузыкоз-нания Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки. Является специалистом в области традиционных музыкальных культур народов Сибири и Непала, автором музыкальных разделов нескольких томов академической серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока».

E-mail: [email protected]

Larisa Eliferenko - a 5-year student of the Theoretical Composers Department (Musicology) at the Novosibirsk State Conservatory named after M. Glinka (class of Associate Professor G. B. Sychenko).

E-mail: [email protected]

Galina Sychenko - PhD in Arts History, Associate Professor at the Ethnomusicological Department of the Novosibirsk State Conservatory named after M. Glinka. She is a specialist on traditional musical cultures of the peoples of Siberia and Nepal. She is an author of musicological part of several volumes of the academical series "Monuments of Folklore of Siberia and Far East".

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.