ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ HISTORY OF ART
УДК 398.8+784.4+781.7 (1-925.1)
ПРИНЦИПЫ МНОГОУРОВНЕВОГО ОПИСАНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ПЕСЕННЫХ ТРАДИЦИЙ15
Леонова Наталья Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры этно-музыкознания, Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки (Новосибирск, РФ). E-mail: [email protected]
Сыченко Галина Борисовна, кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры этномузыкоз-нания, Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки (Новосибирск, РФ). E-mail: [email protected]
Юша Жанна Монгеевна, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник сектора фольклора, Институт филологии Сибирского отделения Российской Академии наук (Новосибирск, РФ). E-mail: [email protected]
Актуальность описываемого в статье подхода к изучению песенных традиций определяется необходимостью создания новых теоретических разработок, осмысливающих закономерности устройства песенных традиций коренных и переселенческих этносов Сибири. Цель статьи заключается в изложении основных итогов начального этапа работы по научному проекту, инициированному коллективом авторов. Научная значимость решения комплекса вопросов, связанных с проблемой сравнительно-типологического изучения песенных традиций, усиливается в связи с подготовкой целого ряда песенных томов академической серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока».
Материалом исследования в данном проекте впервые избраны песенные традиции двух групп неродственных народов, принадлежащих к разным языковым семьям и разным историко-культурным слоям сибирского населения. Вырабатывается новая методология сравнительно-типологического изучения песенных традиций разных народов. Это позволит создать универсальный язык описания для подобных исследований.
Основным результатом является создание единой программы исследований, основанной на комплексном филолого-музыковедческом подходе и на синтезе научных принципов и достижений различных школ отечественной и зарубежной фольклористики, связанных с изучением восточнославянских традиций и сибирских музыкальных культур. Разрабатывается новая методика описания песенных традиций разных народов, на основе которой будут выявляться жанровая классификация и грамматическое устройство, а затем проводиться сравнение различных песенных систем, что позволит определить универсальные и специфические принципы их организации.
Ключевые слова: карта описания локальных песенных традиций, жанр, семантика, поэтика, грамматика, страта.
PRINCIPLES OF A MULTILEVEL DESCRIPTION OF LOCAL SONG TRADITIONS16
Leonova Natalia Vladimirovna, Candidate of Art History, Docent, Professor of Department of Ethnomusicology, Glinka Novosibirsk State Conservatoire (Novosibirsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
15 Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, грант 14-04-00171а.
16 Russian Foundation of Humanities, grant 14-04-00171a.
Sychenko Galina Borisovna, Candidate of Art History, Docent, Docent of Department of Ethno-musicology, Novosibirsk State Glinka Conservatoire (Novosibirsk, Russian Federation). E-mail: sytchenko@ mail.ru
Yusha Zhanna Mongeevna, Candidate of Philological Sciences, Senior Researcher of the Sector of Folklore, Institute of Philology of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (Novosibirsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The article describes a new research project aimed on the problem of comparative and typological research of the local song traditions of two groups of peoples belonged to different families of languages (Slavic and Turkic) and to different historical cultural strata of Siberia. Relevance of the problem is determined by a necessity of a new methodological approach to comprehend essential features of the song traditions of the indigenous ethnic groups and migrants.
A particular research program based on an interdisciplinary (philological and musicological) approach and on a synthetic paradigm is proposed. Scientific methods used for studying he Eastern-Slavic and Siberian musical cultures are integrated for the research purposes.
Relevance of a comparative and typological research of local song traditions is determined by a necessity of developing a new methodological approach in order to comprehend essential features of the song traditions of the indigenous ethnic groups and migrants of Siberia. Scientific importance of the objectives of the project increases because of a necessity of preparing for publication several volumes of songs in the network of the academic series "Monuments of Folklore of the Peoples of Siberia and Far-East" (Altai, Belorussian, Khakas, Tuva and others).
On the basis of previous studies of different song traditions of the Siberian peoples as well as of different research approaches used in both philology and musicology, and in different scientific schools, the collective of participants of the project created a particular program of the research based on an interdisciplinary approach and on a synthetic scientific paradigm.
Several essential problems were discussed during two seminars. First of all, the terms "song," "sung" and so on were examined: which phenomena could be defined as "song," essential features of the song, etc. Then, very important problem of which ethno-taxonomic level could be appropriate for choosing its song tradition as "local" was discussed. The conclusion about individual criteria for this purpose was made: it could be song tradition of sub-ethnic group or separate part of it, song tradition of one village and even one performer or group, if they represent such tradition. A card of description of local song tradition was elaborated. It consists of 74 positions organized in three main blocks. First two positions describe full genre system of the tradition. Each genre is described following the algorithm: I. General characteristic. II. Verbal characteristic. III. Musical-poetical characteristic or grammatics. Here the number and type of grammatics relevant for the genre are examined, and then each of them is described successively. In a case of several historical recording or audio fixation of the tradition several cards should be made. The card prepared then will serve for the comparison and typology.
Keywords: local song traditions complex multilevel description, genre, semantics, poetics, grammatics, stratum.
Новый научный проект, получивший поддержку Российского гуманитарного фонда в 2014 году17, возник в результате тесного сотрудничества этномузыкологов Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки и сектора фольклора народов Сибири Института
17 Проект 14-04-00171а, «Теоретические проблемы жанрово-стилевой классификации и типологии песенных традиций народов Сибири», руководитель проекта Г. Б. Сыченко, участники проекта Т. В. Дайне-ко, Н. В. Леонова, Е. Л. Тирон, Ж. М. Юша.
филологии СО РАН и филологов-фольклористов этого же сектора. Данное сотрудничество, охватывая различные жанровые сферы традиционного фольклора в рамках многолетней работы по подготовке томов серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока», в последние годы активно развивается вокруг разноэтни-ческих томов песенной лирики. К настоящему времени вышли следующие тома, целиком или частично посвященные песенным традициям: «Русский календарно-обрядовый фольклор Сиби-
ри и Дальнего Востока. Песни. Заговоры» (Т. 13), «Русские лирические песни Сибири и Дальнего Востока» (Т. 14), «Фольклор удэгейцев: ниманку, тэлунгу, ехэ» (Т. 18), «Фольклор долган» (Т. 19), «Русский семейно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока. Свадебная поэзия. Похоронная причеть» (Т. 22), «Фольклор ненцев» (Т. 23), «Обрядовая поэзия саха (якутов)» (Т. 24), «Фольклор юкагиров» (Т. 25), «Фольклор шорцев: в записях 1911, 1925-30, 1959-60, 1974, 1990-2007 годов» (Т. 29), «Фольклор белорусов Сибири и Дальнего Востока. Часть 1: Семейно-обрядовые песни и причитания» (Т. 31). Продолжается работа над рядом других песенных томов (алтайским, белорусским, тоджинским, тувинским, хакасским и другими).
Специалистам, изучающим песенные традиции разных народов, взаимодействующим в ходе рабочих совещаний, заседаний редколлегий, выступающим в качестве авторов и редакторов различных томов, приходится сталкиваться не только с разными принципами организации даже близко родственных традиций, но и с разными методологическими подходами, сформировавшимися в отечественных фольклористических и этомузы-кологических школах. Данная проблема не нова, она неоднократно поднималась в статьях различных ученых, в частности, в работах И. И. Земцов-ского [1]. Однако до сих пор большинство исследователей ведет свои изыскании изолированно, оставляя сравнительно-типологический аспект на отдаленную перспективу.
Кроме того, песенные традиции до сих пор чаще становятся объектом анализа этномузыкове-дов, а не филологов, и это приводит к недостаточному теоретическому осмыслению вербальной стороны песенных жанров. Подобные «биения» требуют теоретического осмысления, которое имеет и практическое значение при унификации принципов подготовки песенных томов серии. Все это предопределило актуальность исследования.
Задачей проекта стала разработка нового теоретического подхода к изучению песенных традиций коренных и переселенческих народов Сибири. На данном этапе исследования в качестве объектов изучения были отобраны некоторые славянские (белорусская и русская) и тюркские (алтайская, тувинская, тукинско-тоджинская, ха-
касская, шорская) песенные традиции. В ходе реализации проекта будут получены новые данные о закономерностях устройства и функционирования этих традиций и выработан новый подход, который в дальнейшем может быть распространен на исследование других традиций.
Новизна поставленной задачи состоит в том, что предлагается единая программа исследований для неродственных традиций. В ней учтен комплексный филолого-музыковедческий подход и проведен синтез научных принципов и достижений различных школ отечественной и зарубежной фольклористики. Исследовательская база проекта задействует широкий круг собственно филологических и этномузыковедческих методов. При анализе содержания и организации вербальных текстов учитываются методы структурно-семантического анализа, анализа стихосложения и поэтики. Особое внимание исследователей проекта обращено на локальные традиции песенной культуры.
При проведении классификации локальной песенной традиции традиционные подходы обогащаются новыми положениями теории интонационной культуры этноса [2]. Некоторые ключевые категории данной теории получат дальнейшее осмысление, в частности, категория страты, которая станет дополнительным инструментом описания состава той или иной жанровой традиции или интонационной культуры в целом.
На двух научных семинарах, проведенных участниками проекта в 2014 году, были рассмотрены основополагающие вопросы, связанные с изучением песенных традиций. Прежде всего, было необходимо из интонационной культуры каждого этноса (или локальной группы) выделить собственно песенную традицию. Рассматривалось, каким образом, по каким признакам (семантическим, структурным, терминологическим), насколько естественно она выделяется, чему противопоставлена, каково соотношение обрядовой и необрядовой песни, каковы различия между ними и т. д.
Немаловажным стал вопрос о том, какой этнотаксономический уровень целесообразно выделять в качестве единицы описания. Иными словами, какого уровня локальные традиции существуют в музыкальной культуре различных этносов, как они связаны с этнографическими
группами, языковыми диалектами, какие из них могут считаться самостоятельными, каковы критерии их выделения в качестве отдельных единиц описания (самосознание, административная обособленность, языковые, конфессиональные, хозяйственные отличия). В одних случаях это может быть этническая традиция в целом, в других случаях локальные традиции могут совпадать с выделяемыми в этнографии субэтносами (например, качинцы, сагайцы, кызыльцы, бельтиры в составе хакасов), в других случаях локальные традиции проявляются в границах административных образований (например, эрзинские, тере-хольские, овюрские, монгун-тайгинские тувинцы). Однако в большинстве случаев выделяются еще более дробные локальные единицы. Так, например, уже обнаружены существенные различия в песенных традициях тёйских и есинских сагайцев, улаган-ских и кош-агачских теленгитов. Локальная традиция может охватывать одно село или совпадать с репрезентирующим ее творчеством одного исполнителя или коллектива. Последнее в большей степени характерно для переселенцев, образующих обособленные села в анклаве местного населения [4].
Рассматривался вопрос о хронологии и наличии разновременных фиксаций одной и той же локальной традиции. Если записи вербальных текстов сибирских песен делались еще в XIX веке, то наиболее ранние фонозаписи относятся только к началу XX века. Позже эта работа велась с разной интенсивностью на протяжении всего столетия, однако целенаправленный сбор фольклорных фонозаписей был организован не ранее 80-х годов. К тому времени многие песенные традиции весьма сильно изменились, иногда до неузнаваемости. В результате было решено при наличии разновременных записей в заметном объеме составлять несколько отдельных описаний одной и той же локальной традиции. Заметим, что для некоторых традиций будет необходимо создание четырех-пяти описаний, демонстрирующих изменчивость традиции во времени, динамику и характер происходящих изменений.
Первоначальным этапом описания каждой из избранных песенных традиций является определение ее внутреннего устройства, в связи с чем возник ряд вопросов, связанных с проблемой жанра, в частности: что считать жанром, как соотносятся жанр, страта, форма, стиль, может ли
народная терминология служить ориентиром для деления на жанры и можно ли целиком полагаться на принятое внутри самой традиции жанровое членение. Участники проекта пришли к выводу, что при выделении жанров внутри каждой конкретной локальной традиции необходимо учитывать народную терминологию и, соответственно, включать все жанры, определяемые как «песня», при этом некоторые из них целесообразно выделять и при отсутствии специального термина. Это связано с тем, что в некоторых случаях носители традиции использовали русскоязычную терминологию (например, тёйские сагайцы исполняли детские песни, но не называли их паланы сарын), специальный термин может вообще отсутствовать для некоторых жанров либо быть утрачен. В каждом конкретном случае полная песенная жанровая система выявляется индивидуально.
Содержанием второго методологического семинара стало обсуждение разработанной участниками проекта карты комплексного описания песенной традиции. Данная методика была предложена В. В. Мазепусом для описания интонационной культуры этноса и последующих ареальных исследований сибирских культур [3]. Для целей настоящего проекта карта была существенно переработана и дополнена. В настоящий момент она состоит из трех крупных разделов, включающих 74 позиции описания. Первые 2 позиции - это жанровый состав традиции в целом, последующие позиции относятся к каждому из выделенных жанров («Общая характеристика жанра», «Вербально-поэтическая характеристика жанра», «Музыкально-поэтическое устройство (грамматика) жанра», см. Приложение).
Общая характеристика жанра предполагает выявление и аккумулирование сведений, с одной стороны, о связанных с ним смысловых категориях (семантика, содержание), номинациях (терминология), особенностях функционирования (формы приуроченности и исполнения). С другой стороны, фиксируется информация о типичных для жанра формах бытования и трансмиссии (способах передачи произведений данного жанра от исполнителя к исполнителю, от поколения к поколению), категориях профессионализма и авторства.
Вербально-поэтический аспект жанровой характеристики включает сюжетно-тематический
состав песенных текстов, их происхождение и распространение. Центральное место принадлежит описанию лексико-стилистических, поэтических (художественные тропы) и композиционных свойств вербальных текстов, стилевой характеристике языка песен. Выделение структурных единиц разных уровней дает возможность охарактеризовать типологические и специфические качества синтаксической организации песенных текстов. Отдельную задачу представляет характеристика песенного стихосложения, особенности которого продолжают оставаться недостаточно изученными.
Раздел «Грамматика жанра», в первую очередь, выявляет, в каких грамматических стратах реализуется данный жанр, затем каждая из них описываются по отдельности. Если один и тот же жанр может реализоваться в разных грамматиках, то целый ряд жанров может иметь единые принципы грамматического выражения. Категории жанра и страты дополняют друг друга, что позволяет избежать противоречий в описании песенной традиции. Позиции описания грамматического устройства включают характеристику
страты по однородности (гомоморфная / гете-роморфная) и типу (простая / комбинационная / моделирующая). Затем выявляется состав страты - типы встречающихся напевов; разновидности типовых напевов [5]. Основное место занимает описание грамматических признаков страты. Эти признаки группируются в 9 блоков: композиция поэтическая (от уровня организации строки до уровня песни в целом), композиция музыкальная (аналогично), ритмика (слогоритм, ритм распевов), темп (абсолютный, внутренний, плотность), ладозвукорядная организация (тип, виды звукорядов, строй, функциональность и частотность ступеней), мелодика (тип мелодического движения, виды скачков, распевы, рельефы), орнаментика (типы, частотность, позиции), фактура (тип, темброрегистровая характеристика), тембр (маркеры страты, сегментные и суперсегментные признаки).
Таким образом, описание отдельной локальной традиции представляет собой подробную и разветвленную таблицу иерархических признаков, характеризующих ее в направлении от плана содержания к плану выражения.
Литература
1. Земцовский И. И. Песня как исторический феномен // Народная песня. Проблемы изучения. - Л.: ЛГИТМИК, 1983. - С. 4-21.
2. Кондратьева Н. М., Мазепус В. В., Сыченко Г. Б. К теории интонационных культур: интонационная культура теленгитов // Вопр. музыкознания. - Новосибирск: НГК им. М. И. Глинки, 1999. - С. 212-225.
3. Кондратьева Н. М., Мазепус В. В., Скворцова Н. М. К ареальному описанию музыкальных культур Сибири // 175 лет Финскому литературному обществу и история российско-финских фольклористических связей. - М.: ИМЛИ РАН, 2006. - С. 77-95.
4. Леонова Н. В. Проблемы изучения фольклорных традиций вторичного формирования. На сибирском материале // Первый Всерос. конгресс фольклористов. - М.: Гос. республ. центр рус. фольклора, 2006. - Т. 2. -С. 450-463.
5. Сыченко Г. Б., Тирон Е. Л., Пинжина О. С. Типовые напевы в интонационных культурах тюрков Южной Сибири: проблемы изучения // Народная культура Сибири: мат-лы XV науч. семин. Сибир. регион. вузов. центра по фольклору. - Омск: ОмГПУ, 2006. - С. 36-40.
References
1. Zemtsovskii I.I. Pesnia kak istoricheskii fenomen [Song as a Historical Fenomenon]. Narodnaia pesnia. Problemy izucheniia [FolkSong. Problems of Study]. Leningrad, 1983, pp. 4-21. (In Russ.).
2. Kondrateva N.M., Mazepus V.V., Sychenko G.B. K teorii intonatsionnikh kul'tur: intonatsionnaia kul'tura telengitov [On the Theory of Intonation Cultures: the Intonation Culture of the Telengits]. Voprosy muzykoznaniia [Questions of musicology]. Novosibirsk, 1999, pp. 212-225. (In Russ.).
3. Kondrateva N.M., Mazepus V.V., Sychenko G.B. K areal'nomu opisaniiu muzykal'nykh kul'tur Sibiri [On an Areal Description of the Musical Cultures of Siberia]. 175 let Finskomu literaturnomu obshchestvu i istoriia rossiisko-finskikh fol'kloristicheskikh sviaz'ei [175 Years of the Finnish Literary Society and a History of Russian-Finnish Connections]. Moscow, 2006, pp. 77-95. (In Russ.).
4. Leonova N.V. Problemy izucheniia fol'klomykh traditsii vtorichnogo formirovaniia. Na sibirskom materiale [Problems of Study of Folk traditions of Derivative Formation. On the Siberian Materials]. Pervyi Vserossiiskii kongressfol'kloristov [FirstAll-Russian Congress of Folklorists]. Moscow, 2006, vol. 2, pp. 450-463. (In Russ.).
5. Sychenko G.B., Tiron E.L., Pinzhina O.S. Tipovye napevy v intonatsionnykh kul'turakh tiurkov Iuzhnoi Sibiri: problemy izucheniia [Model Tunes in Intonation Cultures of the Turks of Southern Siberia: Problems of Study]. Narodnaia kul'tura Sibiri: materialy XV nauchnogo seminara Sibirskogo regional'nogo vuzovskogo tsentra po fol'kloru [Folk Culture of Siberia: Materials of the XVth Scientific Seminar of the Siberian Regional High School Centre of Folklore]. Omsk, 2006, pp. 36-40. (In Russ.).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карта описания локальной песенной традиции
Жанры
1. Жанровый состав, например: a - тахпах; b - сарын: c - частушка и т. д.
2. Жанровая иерархия (центральные и периферийные жанры, жанровые доминанты).
I. Общая характеристика жанра
Ia1. Семантика жанра.
Ia1.1. Обобщенная семантика (лирика / эпос / обряд; мифоритуальная / детская / охотничья и т. п. сфера).
Ia1.2. Конкретная семантика - культурные представления, транслируемые в виде нарративов. Ia2. Содержание.
Ia2.1. Обобщенно-жанровое содержание. Ia2.2. Функционально-тематические группы. Ia3. Терминология.
Ia3.1. Имеются ли специальные термины; если да, то какие.
Ia3.2. Культурные представления, отраженные в терминологии.
Ia3.2.1. Народная этимология.
Ia3.2.2. Научная этимология.
Ia4. Приуроченность.
Ia4.1. Ситуативная.
Ia4.2. Временная.
Ia4.3. Социальная (возраст, пол, семья, род). Ia5. Форма исполнения.
Ia5.1. Количество участников (соло / ансамбль / коллектив).
Ia5.2. Тип совместного пения и / или игры (симультанное / антифонное / респонсорное).
Ia6. Передача жанра (трансмиссия).
Ia6.1. Способ передачи.
Ia6.2. Требования к профессионализму.
Ia6.3. Практика обучения.
Ia7. Авторство.
Ia7.1. Подразумевается или нет.
Ia7.2. Тип авторства (свое, чужое, персонально закрепленное и т. д.).
II. Вербально-поэтическая характеристика жанра Па1. Внутренний состав жанра.
Па1.1. Состав поэтических текстов (народные / авторские, местные / иноэтнические и т. д.). Па1.2. Конкретные тематические группы текстов.
1а2. Поэтика жанра.
1а2.1. Художественные тропы.
1а2.1.1. Состав (метафора, сравнение, эпитет, параллелизм, олицетворение, гипербола е и др.).
1а2.1.2. Историко-типологические пласты (традиционный, современный и пр.).
1а2.2. Формульность или композиция.
1а2.2.1. Устойчивые словосочетания, традиционные клише.
1а2.2.2. Типические места.
1а2.2.3. Композиционная формульность (зачины, рефрены, инициальные формулы и др.).
1а2.3. Лексико-стилистические особенности.
1а2.3.1. Стиль изложения (высокий / нейтральный / сниженный).
1а2.3.2. Лексика (архаизмы, историзмы, неологизмы, парные слова, диалектные слова и др.).
1а2.3.3. Монолог / диалог.
1а2.3.4. Лицо, число.
1а2.3.5. Время.
1а3. Сюжетная композиция.
1а3.1. Сюжет.
1а3.2. Мотивы.
1а3.3. Контаминация песенных сюжетов.
1а4. Вариативность песенных текстов.
1а5. Стихосложение.
1а5.1. Тип стихосложения.
1а5.2. Структура стиха.
1а5.3. Рифма (тип и виды).
II. Музыкально-поэтическое устройство (грамматика) жанра
II. Грамматические страты, например: А - песенная; В - мелодические речитации и т. д. 11аА1. Характеристика страты А.
11аА1.1. По однородности (гомоморфная / гетероморфная). 11аА1.2. По типу (простая / комбинационная / моделирующая). 11аА2. Состав страты.
11аА2.1. Виды напевов (типовые, индивидуализированные, единичные).
11аА2.2. Виды типовых напевов (общего применения, группового применения, песенный тип). 11аА3. Грамматические признаки страты. 11аА3.1. Композиция поэтическая.
11аА3.1.1. Выделение строки по немузыкальным признакам. 11аА3.1.2. Членение строки по немузыкальным признакам.
11аА3.1.3. Строковые единства первичного уровня, определяемые по немузыкальным признакам. 11аА3.1.4. Строковые единства второго порядка, определяемые по немузыкальным признакам. 11аА3.1.5. Строковые единства третьего порядка и т. д. 11аА3.2. Композиция музыкальная.
11аА3.2.1. Выделение строки по музыкальным признакам. 11аА3.2.2. Членение строки по музыкальным признакам.
11аА3.2.3. Строковые единства первичного уровня, определяемые по музыкальным признакам. 11аА3.2.4. Строковые единства высшего порядка, определяемые по музыкальным признакам. 11аА3.3. Ритмика.
11аА3.3.1. Слогоритмическая организация. 11аА3.3.1.1. Тип слогоритмической организации.
ШаА3.3.1.2. Слогоритмические структуры. ШаА3.3.2. Ритмика распевов. ШаЛ3.4. Темп.
ШаЛ3.4.1. Абсолютный темп. ШаЛ3.4.2. Внутренний темп. ШаЛ3.4.3. Плотность. ШаЛ3.5. Ладозвукорядная организация.
ШаЛ3.5.1. Тип ЛЗО (олиготоника, тетрахорды, пентатоника, диатоника и др.).
ШаЛ3.5.2. Виды звукорядов.
ШаЛ3.5.3. Строй, зонность ступеней.
ШаЛ3.5.4. Функциональность ступеней.
ШаЛ3.5.5. Частотность ступеней.
ШаЛ3.6. Мелодика.
ШаЛЗ.6.1. Тип мелодического движения. ШаЛЗ.6.2. Виды скачков. ШаЛ3.6.3. Мелодические рельефы. ШаЛЗ.6.4. Мелодика распевов. ШаЛ3.7. Орнаментика. ШаЛ3.7.1. Типы орнаментики. ШаЛ3.7.2. Частотность орнаментики. ШаЛ3.7.3. Позиции орнаментики. ШаЛ3.8. Фактура.
ШаЛ3.8.1. Одноголосие / многоголосие. ШаЛ3.8.2. Темброворегистровая характеристика. ШаЛ3.8.3. Тип многоголосия. ШаЛ3.9. Тембр.
ШаЛ3.9.1. Тип интонирования (вокальный / речевой / сигнальный и т. д.).
ШаЛ3.9.2. Маркеры страты.
ШаЛ3.9.3. Суперсегментные признаки.
ШаЛ3.9.4. Сегментные признаки.
ШаВ1. Характеристика страты В (аналогично страте Л).
УДК 7
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФЕСТИВАЛИ И КОНКУРСЫ БАЯНИСТОВ И АККОРДЕОНИСТОВ
Кочеков Владимир Федорович, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры музыкального образования, Челябинская государственная академия культуры и искусств (г. Челябинск, РФ). E-mail: [email protected]
Актуальность исследования обусловливается потребностью в системном подходе, требующемся для изучения культурного пространства, которое включает в себя многообразные события, явления, процессы, происходившие и происходящие в Челябинской области, в контексте русского народно-инструментального исполнительства, а также необходимостью включения Урала в изучение общей