Научная статья на тему 'Музыкально-этнографические традиции сибирских переселенцев: из истории изучения в Новосибирской консерватории'

Музыкально-этнографические традиции сибирских переселенцев: из истории изучения в Новосибирской консерватории Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
269
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОСИБИРСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ / NOVOSIBIRSK CONSERVATOIRE / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SCIENTIFIC ACTIVITY / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ / ЭТНОМУЗЫКОЗНАНИЕ / СИБИРСКИЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / SIBERIAN NEW SETTLERS / QUALIFICATION RESEARCHES / ETHNOMUSICOLOGY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Леонова Наталья Владимировна

В статье рассматриваются квалификационные работы студентов-музыковедов Новосибирской консерватории, выполненные на материале записанного в Сибири музыкального фольклора некоренных для региона народов. Основная задача показать историю становления этномузыкологического направления в научной работе студентов, что подготовило формирование одного из важнейших современных разделов в области изучения традиционной музыкальной культуры Сибири. Автор анализирует состав научных руководителей дипломных исследований, начиная с А. М. Айзенштадта и Т. А. Роменской; характеризует особенности проведения на сибирском материале основных форм и методов этномузыкологической работы, таких как полевые исследования, обработка и первичное описание отобранного материала, использование метода сравнительного изучения; выделяет период 1980-х гг., связанный с практическим освоением студентами особенностей аутентичного фольклорного пения; обращает внимание на период 1990-х гг., на протяжении которого, благодаря образованию специальной кафедры этномузыкознанин и открытию в Новосибирской консерватории совета по защите диссертаций, резко повышаются требования к уровню выполнения квалификационных работ, наиболее перспективные из которых развиваются в диссертационные исследования. К статье прилагаются хронологические списки дипломных и диссертационных работ, выполненных в Новосибирской консерватории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Musical and ethnographic traditions of the Siberian settlers: from studying history in the Novosibirsk Conservatoire

In article the qualification works of students musicologists of the Novosibirsk Conservatoire are considered. These works have been prepared on material of the musical folklore which was written down in Siberia from the people, not aboriginals of the region. The main objective -to show history of formation of the ethnomusicological direction in the scientific work of students. It has prepared formation of one of the major modem sections in studying of traditional musical culture of Siberia. The author analyzes the list of research supervisors of degree researches, starting with A. M. Ajzenshtadt and T. A. Romenskaya; characterizes features of realisation on the Siberian material of the main forms and methods of ethnomusicology, such as field researches, preparation and primary description of the selected material, use of a method of comparative studying. The author allocates the period of the 1980th years connected with practical mastering of features of authentic folklore singing by students. Else she pays attention to the period of the 1990th years when in the Novosibirsk conservatoire special department of ethnomusicology has been formed and council for protection of master's theses has been open. Thanks to it requirements to the level of qualification works was raised, studying of the most perspective subjects has continued in dissertation researches. Chronological lists of the degree and dissertation (master's theses) works performed in the Novosibirsk conservatoire are attached to article.

Текст научной работы на тему «Музыкально-этнографические традиции сибирских переселенцев: из истории изучения в Новосибирской консерватории»

УДК 784.4 (1-571)

Н. В. Леонова

МУЗЫКАЛЬНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ СИБИРСКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ: ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ В НОВОСИБИРСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ*

дин из центральных содержательных разделов информационной системы «Музыкальная культура Сибири» (ИС МКС), созданной научным коллективом Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 14-04-12011), освещает разные виды деятельности сибирского музыкального вуза, отметившего в 2016 г. свое шестидесятилетие. Настоящая статья опирается на материалы, подготовленные для ИС МКС, и посвящена становлению и развитию учебной научной работы в рамках одного исследовательского направления — изучения фольклора сибирских переселенцев в квалификационных работах выпускников теоретико-компози-торского факультета консерватории.

Работа с описями фонда исследовательских работ студентов архива НГК позволила составить списки квалификационных (дипломных и бакалаврских) работ, студентов теоретико-композитор-ского факультета (прил. 1), и диссертационных (магистерских и кандидатских) исследований (прил. 2), авторы которых обращались к изучению фольклора русских и других переселенческих национальных традиций сибирского бытования. Основное внимание уделено формированию этномузыколо-гического направления в изучении сибирского фольклорного материала, в связи с чем работы историко-теорети-ческого или методического характера, анализирующие жанры или образцы народного творчества, композиторские

опусы, основанных на народно-песенном материале, остаются за пределами статьи. Информация об отдельных образцах квалификационных работ данных групп помещена в прил. 3.

Становление методологии и методики изучения фольклора сибирских переселенцев в Новосибирской консерватории происходило под руководством нескольких руководителей, первым из которых стал А. М. Айзенштадт (1922-2009), известный сибирский фольклорист, специалист по традиционной музыке коренных народов Сибири и Дальнего Востока. В конце 1960-х гг. под его руководством подготовлены две дипломные работы о русском фольклоре Западной Сибири и Рудного Алтая (Н. К. Пархоменко, Э. М. Долгих (Гуляева)). Ему же принадлежит первая опубликованная в НГК статья, посвященная тематике и жанрам музыкального фольклора Западной Сибири, обобщившая материалы первых экспедиционных записей фольклора сибирских переселенцев [1].

В 1970-1980-е гг. направление развивалось в дипломных работах учеников Т. А. Роменской, специалиста по истории музыкальной культуры Сибири (И. С. Королева, Н. В. Леонова, Н. А. Уриевская, Т. Ю. Мартынова, М. В. Аксенова, Н. В. Карманова, С. В. Колегова). В 1981 г. защищена дипломная работа В. Л. Ламиной, первым руководителем которой была Т. А. Ро-менская, а до защиты исследование было доведено под руководством музыковеда-медиевиста Б. А. Шиндина.

В 1980-е гг. началась работа в качестве руководителя этномузыкологичес-

О

* Статья подготовлена при поддержке РГНФ (проект № 14-04-12011). © Н. В. Леонова, 2017

ких квалификационных работ автора настоящей статьи, специализирующегося в области изучения традиционной музыкальной культуры сибирских переселенцев, эта работа продолжается до настоящего времени (Н. С. Индан-Кутафина, Е. В. Тюрикова, И. В. Филиппова, Е. Э. Комарова, Н. М. Соколова, В. И. Бодрова (Мотузная),

B. Ю. Багринцева, М. М. Андреева,

C. А. Звягина, Н. А. Урсегова, Е. Д. Ку-чинская, Е. И. Жимулева (Исмагилова), А. В. Журба, П. С. Шахов, В. Л. Скакун).

В 2000-е гг. руководителями этному-зыкологических работ, подготовленных на основе переселенческого фольклора сибирского бытования, выступили Н. М. Кондратьева (Ю. В. Маркарян) и Г. Б. Сыченко (Л. Л. Соколова), специалисты в области традиционной музыки коренных народов Сибири.

Этномузыкологическое изучение традиционной музыкальной культуры включает несколько взаимосвязанных этапов, в процессе осуществления которых народно-песенный материал собирается, обрабатывается, осваивается, анализируется и систематизируется с учетом задач исследования, специальной методологии и методики. Первый этап работы в музыкальной фольклористике, как правило, предполагает обязательное проведение полевых исследований или использование экспедиционных материалов других собирателей, записи участников учебной фольклорной практики и тому подобный неопубликованный материал. Для выполнения этномузыколо-гического исследования необходимы знание изучаемой традиции на слух, наличие опыта нотирования значительного массива народно-песенных образцов.

В 1960-1970-е гг. фольклорный архив Новосибирской консерватории еще не обладал многочисленными материалами, поэтому работа Э. М. Долгих, написанная целиком на собственных экспедиционных записях в районах Рудного Алтая, была исключением. Все другие работы опирались не только на материалы, собранные экспедициями консерватории, но использовали полевые записи

фольклорной практики Новосибирского педагогического института (И. С. Королева, В. Л. Ламина, Н. В. Леонова) и опубликованные источники, тоже в тот период времени не очень многочисленные. К 1980-м гг. ситуация несколько изменилась, в ходе более-менее регулярной экспедиционной деятельности были сформированы коллекции материалов русского и украинского фольклора разных районов Алтая и Западной Сибири, определились некоторые специфические принципы проведения полевой работы на территории Сибирского региона.

К специфике проведения записи фольклора сибирских переселенцев, утвердившейся в практике собирателей НГК, следует отнести требование к объему сопутствующей информации об исполнителях и местах их проживания. В первом случае необходима не только полная картина о перемещениях информанта в пределах Сибири или других регионов страны, но и сведения о местах проживания предков исполнителя до их переселения в Сибирь. Во втором случае большое значение имеет информация о типе поселения, в котором происходило освоение фольклорной традиции исполнителем: однородное или смешанное по составу жителей село, особенности их расселения и взаимоотношений и тому подобные сведения помогают верно охарактеризовать особенности репертуара отдельных исполнителей и выявить жан-рово-стилевые пласты в локальной традиции в целом.

Следующий этап начинается с конкретизации материала исследования, его экспертизы, нотирования, анализа и первичного описания. Этот алгоритм изучения фольклорных традиций, в том числе и переселенческих, реализован в большом числе учебных квалификационных, бакалаврских и дипломных, работ, начало которым было положено дипломными исследованиями Н. К. Пархоменко на материале фольклора Западной Сибири (Томская область, 1968) и Э. М. Долгих - Рудного Алтая (1969), подготовленных под руководством А. М. Айзенштадта. Как пра-

вило, все дипломные работы по музыкальному фольклору содержат большие приложения, в которых помещается подготовленный и проанализированный автором работы музыкальный материал. От десятилетия к десятилетию повышались требования к качеству нотирова-ния и оформления образцов, подготовки паспортных сведений и комментариев.

В 1980-е гг. в связи с развивающимися тенденциями практического освоения музыкального фольклора ряд музыкове-дов-фольклористов консерватории занялись певческой практикой в составе фольклорных ансамблей аутентичного направления. Основную роль в формировании не только слуховых, но и исполнительских навыков теоретиков сыграл Ансамбль сибирской народной песни, организованный в начале 1980-х гг. при Областном доме народного творчества композитором, участником ряда учебных экспедиций Новосибирской консерватории В. В. Асановым. Следует обратить внимание на то, что музыковеды, приобщившиеся к певческому воспроизведению традиционных песен (Н. С. Индан, Е. В. Тюрикова, Т. Ю. Мартынова, В. И. Бодрова,

B. Ю. Багринцева), в последующей профессиональной работе сохранили верность практической фольклористике, стали организаторами и руководителями фольклорных коллективов, сочетая этот труд с преподавательской, научной или организационной деятельностью в различных учреждениях, ориентированных на народное творчество.

Значительная часть дипломных работ 1970-1990-х гг. подготовлена на восточнославянском (русском, белорусском, украинском) материале. Их авторы по-разному ограничивали материал изучения, концентрировали внимание на различных исследовательских аспектах. В результате были освоены принципы и методика описания отдельных жанровых сфер музыкального фольклора (Н. К. Пархоменко, В. Л. Ламина, Т. Ю. Мартынова, Е. Э. Комарова,

C. В. Колегова, С. А. Звягина, Е. Д. Ку-чинская), однородных и смешанных му-

зыкально-этнографических традиций (Э. М. Долгих, Н. С. Индан, Н. М. Соколова, В. Ю. Багринцева), этносоциальных (В. И. Бодрова) и этноконфессиональных жанрово-стилевых комплексов (Н. А. Ур-сегова), национальных региональных сводов (Е. В. Тюрикова). Позже принципы первичного описания традиций апробированы на материале или с привлечением материалов традиционной музыки чувашских (М. М. Андреева, Е. И. Жимуле-ва, В. Л. Скакун), мордовских (П. С. Шахов), немецких (Ю. В. Маркарян) и польских (Л. Л. Соколова) традиций сибирского бытования. Содержание ряда дипломных работ связано с проблемами изучения фольклора в Сибири (Н. А. Ури-евская, М. В. Аксенова).

В 1990-е гг. начинается новый качественный этап в развитии этномузыколо-гического направления исследований в Новосибирской консерватории. Среди обстоятельств, которые способствовали изменению существовавшей ситуации, следует назвать не только накопленный опыт подобных изысканий, но также еще два обстоятельства, второе из которых изменило целеполагание и уровень требований к квалификационным работам, выполняемым музыковедами всех тематических профилей. Во-первых, в 1990 г. в НГК открылась самостоятельная кафедра этномузыкознания, был сформирован коллектив научно ориентированных педагогов-руководителей, которые организовали подготовку этному-зыкологов в рамках дополнительной квалификации на основе комплексной программы (см. об этом: [2]). Во-вторых, в 1994 г. в консерватории был открыт диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций, что определило усиление научной доминанты квалификационных исследований и рост требований к их методологической и аналитической оснащенности.

Соответствующие новым требованиям методологические подходы и принципы изучения музыкального фольклора сибирских переселенцев отрабатывались и обобщались в исследовательской практике Е. В. Тюриковой [10], Н. В. Леоно-

вой [3-9], в кандидатских диссертациях ее учеников Н. А. Урсеговой (2000), Е. И. Жимулевой (2008), О. В. Крахале-вой (2009), П. С. Шахова (2015), в магистерской диссертации В. Л. Скакуна (2015). Основное внимание в них уделяется сравнению песенных вариантов, бытующих в одной или разных сибирских традициях, а также сопоставлению сибирского «островного» материала с исходным, продолжающим бытовать на материковой территории. Результативность этого этапа обеспечивается, в частности, необходимостью учета этномузыкологи-ческого опыта анализа образцов исходной традиции.

Материалы прил. 1 и 2 показывают, что основная масса диссертационных исследований (магистерских и кандидатских) выросла из квалификационных работ первоначального уровня, т. е. бакалаврских и дипломных. Как правило, изучение конкретного материала начинается на III курсе в классе по специальности и продолжается на протяжении всего периода обучения (специалитет-аспиран-тура или бакалавриат-магистратура-аспирантура) с постепенным расширением материала, углублением анализа, конкретизацией исследуемых аспектов. Подобное длительное погружение в материал способствует получению достоверных результатов.

Приложение 1

Тематика квалификационных (дипломных и бакалаврских) работ этномузыкологического направления

1968 г. Пархоменко Н. К. Русские частушки Западной Сибири. Рук. А. М. Айзенштадт

1969 г. Долгих (Гуляева) Э. М. Музыкальный фольклор районов Рудного Алтая.

Рук. А. М. Айзенштадт

1976 г. Королева И. С. 170 песен русского народа Сибири. Рук. Т. А. Роменская 1978 г. Леонова Н. В. Современные процессы в народной песенности Сибири (на примере анализа свадебных традиций Обь-Иртышского междуречья и Верхнего При-обья). Приложение: Свадебные песни Обь-Иртышского междуречья и Верхнего Приобья. Рук. Т. А. Роменская 1978 г. Уриевская Н. А. Современное состояние музыкальной фольклористики в Новосибирске. Рук. Т. А. Роменская

1981 г. Ламина В. Л. Русская вечорка и вечорочные песни Западной Сибири. Рук.

Б. А. Шиндин

1982 г. Индан Н. С. Песенные традиции семьи Кутафиных (музыкально-этнографичес-

кие очерки). Рук. Н. В. Леонова

1984 г. Тюрикова Е. В. Украинская народная песня на территории Новосибирского

Приобья. Рук. Н. В. Леонова

1985 г. Мартынова Т. Ю. Русская частушка: к проблеме жанра и форм ее бытования.

Рук. Т. А. Роменская

1986 г. Филиппова И. В. Песенные традиции казачьих поселений Челябинской облас-

ти. Рук. Н. В. Леонова

1987 г. Аксенова М. В. Музыкально-этнографическая деятельность политических ссыль-

ных в Сибири (вторая половина XIX в.). Рук. Т. А. Роменская

1987 г. Комарова Е. Э. Народная драма «Лодка» (к вопросу о жанровых и интонационных особенностях сибирской версии). Рук. Н. В. Леонова 1987 г. Соколова Н. М. Народно-песенные традиции крестьян-старожилов Притоболья. Рук. Н. В. Леонова

1988 г. Бодрова (Мотузная) В. И. Песенные традиции алтайских казаков (типовые стилистические характеристики и принципы их исполнительской версификации). Рук. Н. В. Леонова

1988 г. Карманова Н. В. Неизвестный сборник кантов. Рук. Т. А. Роменская 1988 г. Колегова С. В. Рабочие песни Сибири. Рук. Т. А. Роменская 1991 г. Багринцева В. Ю. Песни русских старожилов Северной Барабы. Рук. Н. В. Леонова

1994 г. Андреева М. М. Чувашский фольклор в Сибири: начало изучения (песни, записанные от Е. В. Львовой). Рук. Н. В. Леонова 1997 г. Звягина С. А. Белорусские купальские песни в Сибири. Рук. Н. В. Леонова

1997 г. Урсегова Н. А. Свадебная песенно-причетная традиция русских старожилов

Зауралья. Рук. Н. В. Леонова

1998 г. Кучинская Е. Д. Украинские свадебные песни села Букреево Плесо (основные

ритмические типы). Рук. Н. В. Леонова 2003 г. Жимулева (Исмагилова) Е. И. Православные песнопения в фольклорной традиции (на примере сибирского рождественского христославления). Рук. Н. В. Леонова

2005 г. Маркарян Ю. В. Немецкие переселенцы в Сибири: традиционная музыкальная культура старожилов села Неудачино. Бакалавр, работа. Рук. Н. М. Кондратьева

2008 г. Журба А. В. Мелодические особенности смоленских свадебных песен. Рук. Н. В. Леонова

2010 г. Шахов П. С. Музыкальный фольклор мордвы Юга Сибири. Рук. Н. В. Леонова

2012 г. Соколова Л. Л. Музыкальная культура сибирских поляков в городской и сель-

ской среде (на примере г. Новониколаевска-Новосибирска и с. Вершина). Бакалавр. работа. Рук. Г. Б. Сыченко

2013 г. Скакун В. Л. Чувашские песни, записанные в селе Пушкино Прокопьевского

района Кемеровской области. Бакалавр, раб. Рук. Н. В. Леонова

Приложение 2

Диссертационные исследования по сибирским переселенцам1

1996 г. Леонова Н. В. Русские календарные песни Сибири. Канд. дис. 2000 г. Урсегова Н. А. Свадебная песенно-причетная традиция русских старожилов Сибири. Канд. дис. Науч. рук. Н. В. Леонова

2007 г. Маркарян Ю. В. Немецкие переселенцы в Сибири: музыкальная культура мен-

нонитов. Магистер. дис. Науч. рук. Н. М. Кондратьева

2008 г. Жимулева (Исмагилова) Е. И. Православная и фольклорная певческие тради-

ции: проблемы взаимодействия. Канд. дис. Науч. рук. Н. В. Леонова

2009 г. Крахалева О. В. Енисейские вечёрочные песни в контексте региональной тради-

ции. Канд. дис. Науч. рук. Н. В. Леонова

2014 г. Соколова Л. Л. Музыкальная культура поляков Сибири: история и современное

состояние. Магистер. дис. Науч. рук. Г. Б. Сыченко

2015 г. Скакун В. Л. Звуковысотная организация чувашских песен сибирского бытова-

ния (звукоряды «с!» и «е»). Магистер. дис. Науч. рук. Н. В. Леонова

2015 г. Шахов П. С. Музыкально-фольклорные традиции мордвы Сибири (приуроченные жанры). Канд. дис. Науч. рук. Н. В. Леонова

Приложение 3

Дипломные работы на основе традиционного материала (историко-теоретическое, методическое, медиевистическое направления) 1969 г. Курленя В. В. Обработки народных песен А. Н. Александрова. Дипл. работа. Рук. Ю. Г. Кон

1976 г. Баклага Г. А. К проблеме изучения жанра скоморошины. Дипл. работа. Рук. Б. А. Шиндин

1976 г. Ильиных Н. А. Древнерусское певческое искусство и фольклор (к проблеме соотношения двух типов музыкальных культур). Дипл. работа. Рук. Б. А. Шиндин

1979 г. Пешняк Г. Г. Сибирская русская песня в курсе сольфеджио. Дипл. работа. Рук. Б. И. Мамонтов

1979 г. Солощенко Л. Ф. Музыкальная культура сибирских крестьян-старообрядцев

Красноярского края. Дипл. работа. Рук. Б. А. Шиндин 1987 г. Васеха Л. И. Русское народное музыкальное творчество в курсе музыкально-

теоретических дисциплин ДМШ. Дипл. работа. Рук. В. М. Никифорова 1989 г. Алексеевская Г. М. Сибирский фольклорный материал в курсе народного музыкального творчества музыкального училища. Дипл. работа. Рук. Ю. И. Шей-кин

1993 г. Фаттахова Л. Р. Певческие традиции старообрядцев Бичурского района Забайкалья. Дипл. работа. Рук. Б. А. Шиндин. 1995 г. Казанцева Т. Г. Забайкальское старообрядчество: книжные традиции и современная певческая практика. Канд. дис. Рук. Б. А. Шиндин 2002 г. Фаттахова Л. Р. Традиции духовного пения старообрядцев Кузбасса. Канд. дис. Рук. Т. Г. Казанцева

Примечание

1 Первая диссертация с использованием материалов, наработанных в годы обучения в Новосибирской консерватории, была подготовлена

и защищена Н. К. Пархоменко в 1980 г. в Московской консерватории («Русские народные песни Томской области»).

Литература

1. Айзенштадт А. М. Тематика и жанры музыкального фольклора Западной Сибири // На-учно-методические записки. Вопросы эстетики и музыкознания. Вып. 4. - Новосибирск, 1968. - С. 179-198.

2. Галицкая С. П., Леонова Н. В. Подготовка эт-номузыкологов в Новосибирской консерватории // Народная культура Сибири и Дальнего Востока: Материалы VI научно-практического

семинара Сибирского РВЦ по фольклору. -Новосибирск, 1997. - С. 167-169.

3. Леонова Н. В. Сибирские календарные напевы в контексте европейско-русских вариантов // Вопросы музыкознания. - Новосибирск,

1999. - С. 179-189.

4. Леонова Н. В. Проблемы изучения фольклора белорусов // Гуманитарные науки в Сибири. -

2000. - № 3. - С. 84-87.

5. Леонова Н. В. Славяно-сибирский фольклор в системе русских региональных традиций // Музыкальная культура как национальное и мировое явление. Новосибирск, 2002. -С. 150-158.

6. Леонова Н. В. Проблемы изучения фольклорных традиций вторичного формирования. На сибирском материале // Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Т. 2. - М., 2006. - С. 450-463.

7. Леонова Н. В. Источники и способы изучения динамики фольклорных традиций русских старожилов Сибири // Гуманитарные науки в Сибири. - 2007. - № 3. - С. 48-51.

8. Леонова Н. В. О методах изучения музыкально-фольклорных традиций сибирских переселенцев // Народная культура Сибири. - Омск, 2014. - С. 57-61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Леонова Н. В., Овчарова М. А., Шахов П. С. Исследование свадебного фольклорно-этногра-фического комплекса мордвы Сибири // Вестн. муз. науки. - 2015. - № 1. - С. 109-116.

10. Тюрикова О. В. Динамша фольклорно1 традицп (шсенний фольклор украшських переселенщв Новосиб1рського Приоб'я): Авто-реф. дис. ... канд. мистецтвознавства. - Кшв, 1994. - 18 с.

References

1. Ajzenshtadt A. M. Themes and genres of musical folklore of Western Siberia. Nauchno-metodicheskie zapiski. Voprosy jestetiki i muzykoznaniya. Vyp. 4 [Scientific-methodological note. Questions of aesthetics and musicology. Vol. 4]. Novosibirsk, 1968, pp. 179-198.

2. Galitskaya S. P., Leonova N. V. Training of etnomusikologi in the_Novosibirsk Conservatoire. Narodnaya kul'tura Sibiri i Dal'nego Vostoka [The folk culture of Siberia and the Far East]. Novosibirsk, 1997, pp. 167-169.

3. Leonova N. V. Siberian calendar tunes in the context of European-Russian variants. Voprosy muzykoznaniya [Questions of musicology]. Novosibirsk, 1999, pp. 179-189.

4. Leonova N. V. Problems of study of the Belarusian folklore. Gumanitarnye nauhi v Sibiri [The Humanities in Siberia]. 2000, (3): 84-87.

5. Leonova N. V. Slavic Siberian folklore in the system of Russian regional traditions. Muzykal'naya kul'tura kak natsional'noe i mirovoe yavlenie [Musical culture as national and global phenomenon]. Novosibirsk, 2002, pp. 150-158.

6. Leonova N. V. Problems of study of the folk traditions of secondary formation. In the Siberian material. Pervyj Vserossijskij kongress fol'kloristov. Tom 2 [The first all-Russian Congress of folklorists. Vol. 2]. Moscow, 2006, pp. 450-463.

7. Leonova N. V. Sources and methods of studying the dynamics of folklore traditions of the Russian old residents of Siberia. Gumanitarnye nauki v Sibiri [The Humanities in Siberia.] 2007, (3): 48-51.

8. Leonova N. V. Methods of analysis of folk music traditions of Siberian immigrants. Narodnaya kul'tura Sibiri [The folk culture of Siberia]. Omsk, 2014, pp. 57-61.

9. Leonova N. V., Ovcharova M. A., Shakhov P. S. Studying of wedding folklore-ethnographic complex of the Mordvinians of Siberia. Vestnik muzykal'noj nauki [Journal of Musical Science]. 2015, (1): 109-116.

10. Тюрикова О. В. Динамша фольклорн<л традицп (шсенний фольклор украшських переселенщв Новосиб1рського Приоб'я): Авто-реф. дис. ... канд. мистецтвознавства. - Кшв, 1994. - 18 с.

Музыкально-этнографические традиции сибирских переселенцев: из истории изучения в Новосибирской консерватории

В статье рассматриваются квалификационные работы студентов-музыковедов Новосибирской консерватории, выполненные на материале записанного в Сибири музыкального фольклора некоренных для региона народов. Основная задача - показать историю становления этномузыкологического направления в научной работе студентов, что подготовило

Musical and ethnographic traditions of the Siberian settlers: from studying history in the Novosibirsk Conservatoire In article the qualification works of students musicologists of the Novosibirsk Conservatoire are considered. These works have been prepared on material of the musical folklore which was written down in Siberia from the people, not aboriginals of the region. The main objective -to show history of formation of the ethnomusicological direction in the scientific

формирование одного из важнейших современных разделов в области изучения традиционной музыкальной культуры Сибири. Автор анализирует состав научных руководителей дипломных исследований, начиная с А. М. Айзенштадта и Т. А. Роменской; характеризует особенности проведения на сибирском материале основных форм и методов этномузы-кологической работы, таких как полевые исследования, обработка и первичное описание отобранного материала, использование метода сравнительного изучения; выделяет период 1980-х гг., связанный с практическим освоением студентами особенностей аутентичного фольклорного пения; обращает внимание на период 1990-х гг., на протяжении которого, благодаря образованию специальной кафедры этномузыкознания и открытию в Новосибирской консерватории совета по защите диссертаций, резко повышаются требования к уровню выполнения квалификационных работ, наиболее перспективные из которых развиваются в диссертационные исследования.

К статье прилагаются хронологические списки дипломных и диссертационных работ, выполненных в Новосибирской консерватории.

Ключевые слова: Новосибирская консерватория, научная деятельность, квалификационные работы, этномузыкознание, сибирские переселенцы.

work of students. It has prepared formation of one of the major modern sections in studying of traditional musical culture of Siberia. The author analyzes the list of research supervisors of degree researches, starting with A. M. Ajzenshtadt and T. A. Romenskaya; characterizes features of realisation on the Siberian material of the main forms and methods of ethnomusicology, such as field researches, preparation and primary description of the selected material, use of a method of comparative studying. The author allocates the period of the 1980th years connected with practical mastering of features of authentic folklore singing by students. Else she pays attention to the period of the 1990th years when in the Novosibirsk conservatoire special department of ethnomusicology has been formed and council for protection of master's theses has been open. Thanks to it requirements to the level of qualification works was raised, studying of the most perspective subjects has continued in dissertation researches.

Chronological lists of the degree and dissertation (master's theses) works performed in the Novosibirsk conservatoire are attached to article.

Keywords: Novosibirsk Conservatoire, scientific activity, qualification researches, ethnomusicology, Siberian new settlers.

Леонова Наталья Владимировна, кандидат искусствоведения, профессор кафедры этномузыкознания Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки E-mail: nleonova53@mail.ru

Leonova Natal'a Vladimirovna, Candidate of Art Criticism, Professor of the Ethnomusicology Department at the Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: nleonova53@mail.ru

Получено 09.02.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.