УДК 008 (091)
Л. Л. Мальцева, Б. А. Шиндин
ОБ ИЗУЧЕНИИ МУЗЫКИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И БАРОККО В НОВОСИБИРСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ
аучно-исследовательская деятельность Новосибирской консерватории охватывает широкий круг направлений1, при этом изучение музыки европейского Возрождения и Барокко нельзя включить в число наиболее характерных для Сибирского региона научных областей, как, например, исследование различных аспектов музыкальной культуры Сибири. Однако данное направление - предмет настоящей статьи, - образуя неотъемлемую составляющую академического знания учебных курсов, существовало с момента основания консерватории на всем протяжении ее истории - постепенно развивалось и обретало самостоятельность: «На начальном этапе, в 1950-1960-е годы, приоритетной в научном плане стала разработка вопросов истории и теории классической западноевропейской и русской музыки. Традиции исследований в данном направлении заложены маститыми музыковедами, сформировавшимися в признанных культурных центрах и продолжившими свою деятельность в Новосибирске, в том числе первыми руководителями консерватории, кандидатами искусствоведения Н. Ф. Орловым и А. Н. Котляревским» [4, с. 638].
При обращении к истории изучения музыки Возрождения и Барокко в Новосибирской консерватории видится необходимым накопление сведений о жанрах работ, общей проблематике и отдельных персоналиях, которым были посвящены исследования. Их обобщение открывает перспективы анализа количественных и качественных проявлений научного внимания к музыке Возрождения и Барокко в аспекте изменяющегося от десятилетия к десятилетию облика консерва-
© А. А. Мальцева, Б. А. Шиндин, 2017
тории, ее концертной, просветительской и исследовательской деятельности, связанной с прирастанием значительного числа талантливых музыкантов и ученых. Решение этого круга задач (едва ли соотносимых с жанром статьи) станет возможным в результате обобщения внушительного объема разного рода архивных материалов. Затронем лишь некоторые аспекты, обратившись к обзору конференций, посвященных старинной музыке, тематике дипломных работ, магистерских, кандидатских и докторских диссертаций, научных публикаций в периодических изданиях консерватории.
Интерес к музыке европейского Возрождения и Барокко в столице Сибири был обусловлен совокупностью факторов. По словам А. М. Лесовиченко, «Сибирь в плане отношения к европейскому наследию всегда имела свою специфику. С одной стороны, большинство населения - выходцы из европейской части России, поэтому интерес к Европе здесь не меньший, чем в столицах. С другой -этот регион обладает достаточно высокой культурной автономностью, вызванной территориальной близостью к неевропейским культурам, что определяет изначальное своеобразие слухового восприятия и ценностные предпочтения сибиряков и дальневосточников» [2, с. 8]. Изучению музыки Возрождения и Барокко в Новосибирской консерватории способствовали закономерное стремление преподавателей к углублению познаний в области старинной музыки, заполнению некоторых лакун при разработке исторических и теоретических учебных курсов; наличие нотных источников, аудио- и видеоматериалов; культурные контакты с европейскими странами (Чехией, Польшей, Германией, Италией) и, как следствие, повышение внимания
н
к их музыкальному наследию; постепенное становление и развитие концертной деятельности ансамблей ранней музыки («Insula Magica», «Маркелловы голоса»), расширявшей горизонты слушательского опыта, и иные факторы.
Конференции. Среди необозримого массива научно-теоретических и научно-практических конференций, которыми дорожит и гордится Новосибирская консерватория, в данной статье обратим внимание на четыре, проводимые в разные годы, но посвященные единой области знаний: «Старинная музыка» (1969, 1979), «Европейская музыка докласси-ческой эпохи (к 300-летию И. С. Баха и Г. Ф. Генделя)» (1985) и «Западноевропейская доклассическая музыка: вопросы теории, истории и практики» (2014).
Студенческая научная конференция 1969 г. проходила с 10 по 15 марта2 и сопровождалась фестивалем старинной музыки. В конференции принимали участие еще семь консерваторий, среди которых Азербайджанская, Горьковская, Ереванская, Казанская, Киевская, Львовская и Таллинская. Тематика докладов чрезвычайно широка: секции были посвящены музыкальной культуре Украины, древнерусскому певческому искусству, западноевропейскому музыкальному искусству в целом и творчеству И. С. Баха. Доклады, выполненные под руководством Ю. Г. Кона («"Мадригалы" К. Монтеверди», «Музыкально-риторические фигуры в "Страстях по Иоанну" И. С. Баха»), свидетельствуют о научном интересе в Новосибирской консерватории к итальянской и немецкой музыкальным культурам. Музыка Возрождения и Барокко рассматривалась в докладах: «Средства выразительности в музыке композиторов эпохи Возрождения», г. Горький; «Венецианская школа органистов XVI в.», г. Таллин; «Сравнительный анализ ладовой структуры тема-тизма фуг И. С. Баха и его предшественников», г. Казань; «Некоторые черты формы в быстрых частях Бранденбург-ских концертов И. С. Баха», г. Горький.
В программу конференции 1979 г. (18-20 апреля) были включены предста-
вители одиннадцати консерваторий помимо Новосибирской. В сравнении с конференцией 1969 г. был значительно расширен сектор древнерусского певческого искусства, однако половину докладов составляли сообщения о западноевропейской старинной музыке. Из прочитанных четырнадцати докладов пять принадлежали новосибирским авторам (классы преподавателей А. П. Ментюкова, Г. В. Айвазовой, Л. Е. Александровского, А. А. Асинов-ской, С. В. Серебренниковой). Доклады обращались к различным музыкальным культурам: итальянской («К вопросу о гармоническом стиле Джезуальдо», г. Новосибирск; «Некоторые особенности инструментального тематизма конца XVII - начала XVIII века на примере Сонат Корелли, соч. 5 для скрипки и клавира», г. Новосибирск), австрийской («Зальцбургская композиторская школа конца XVII - начала XVIII века», г. Свердловск), французской («Учение Рамо в свете его эстетических воззрений», г. Ереван; «Французская скрипичная школа XVIII века», г. Свердловск), английской («Клавирная музыка Перселла», г. Баку), чешской («"Медея" Й. Бенды. К вопросу формирования жанра мелодрамы», г. Новосибирск) и немецкой («Создание Ф. Э. Бахом чувствительного клавирного стиля и его эстетические предпосылки», г. Новосибирск; «Место Д. Букстехуде в немецкой органной культуре», г. Таллин). В самостоятельный блок, завершающий конференцию, сгруппированы доклады о творчестве И. С. Баха: «Староконцертная форма в произведениях Баха и Вивальди», г. Минск; «О жанровых истоках в "Страстях по Матфею" И. С. Баха», г. Алма-Ата; «К вопросу об интонационной природе баховского музыкального языка», г. Москва.
В связи с этим заметим, что 1970-1980-е гг. в целом отличает повышенный интерес к музыке И. С. Баха, а неотъемлемой составляющей тематики дипломных работ [1], докладов на конференциях, научных публикаций являются вопросы баховедения.
Анализ тем дипломных работ за период с 1963 по 2016 г. демонстрирует особенный подъем в изучении произведений Баха именно в 1970-1980-е гг. (классы В. М. Калужского, А. П. Ментюкова, Я. Н. Файна, Н. И. Мельниковой, Г. В. Айвазовой). В сферу научного осмысления произведений великого кантора входят вопросы жанра3, редакций4, образности5, ладогармонических особенностей8, формообразования7, фактуры8. Несомненно, значительную роль в разработке проблематики старинной музыки сыграло приближение к законам бахов-ского творчества.
Межвузовская студенческая конференция 1985 г. (18-20 марта), посвященная 300-летию со дня рождения Баха и Генделя, была сконцентрирована преимущественно на немецкой барочной музыкальной культуре. В качестве исключений необходимо упомянуть доклады о музыке эпохи Средневековья («Музыкальная композиция и ее проблемы в искусстве средневековья», г. Москва) и Возрождения - английского и французского («Специфика мотетной техники в творчестве Данстейбла», г. Новосибирск; «Проблемы стиля в мотетах Ж. Депре», г. Казань). Тридцать два доклада, прочитанные авторами из тринадцати консерваторий, представили многоаспектный взгляд на творчество Баха, Генделя и их предшественников. При этом в тематике работ нельзя не отметить диалогическую тенденцию, проявившуюся в сопоставлении творчества Баха -представителя барочной музыкальной культуры - и иных исторических периодов, в особенности, современности9: Бах и Яворский («И. С. Бах в научных интересах Б. Яворского, г. Одесса); Бах и Брамс («Традиции немецкого барокко в произведениях И. Брамса», г. Новосибирск; «Бах и Брамс - диалог времен», г. Свердловск); Бах и XX век («И. С. Бах в транскрипциях XX века», г. Вильнюс; «Бах и Караев», г. Баку). В докладах конференции детальному изучению подвергалось органное творчество Баха и композиторов северонемецкой органной школы, ставились вопросы фактуры, про-
странства и времени, тематизма и его развития, интерпретации музыки Барокко.
Научно-практическая конференция 2014 г. (28-30 октября) «Западноевропейская доклассическая музыка: вопросы истории, теории и практики» проходила в рамках международного проекта «Сибирский органный форум»: «На три дня консерватория погрузилась в мир старинной музыки. Заседания конференции были обрамлены концертами и творческими встречами со студентами» [3, с. 64]. В конференции приняли участие 30 российских и зарубежных специалистов из Новосибирска, Москвы, Волгограда, Казани, Красноярска, Норильска, Перми, Бад-Кёстрица (Германия) и Харькова (Украина). В качестве специального гостя был приглашен кандидат искусствоведения, доцент Московской консерватории Р. А. Насонов. Примечательно, что в этой конференции представили сообщения как музыковеды, так и музы-канты-практики10.
Дипломные работы. На протяжении длительного времени преподаватели консерватории вели научно-исследовательс-кую деятельность в сфере изучения исто-рико-теоретических вопросов музыкального Возрождения и Барокко. Наглядную картину рисует результат анализа тем дипломных работ и магистерских диссертаций [1]. Разработка данной проблематики проходила под руководством таких педагогов консерватории, как Г. В. Айвазова11, Л. В. Александрова12, С. С. Гончаренко, Г. А. Демешко, В. М. Калужский, К. М. Курленя, Н. И. Мельникова, А. П. Ментюков13, Е. В. Панкина, Т. В. Смирнова14, Т. С. Сорокина, В. К. Сторожук, Я. Н. Файн, Б. А. Шиндин15.
В классе С. С. Гончаренко за период с 1979 по 2009 г. написаны дипломные работы, касающиеся оперного творчества Г. Пёрселла16, Я. Пери - О. Ринуччини17; инструментальных жанров Г. Ф. Генделя, И. С. Баха18, кантат И. С. Баха19, вокальной лирики Т. Морли20.
Тематику дипломных работ в области доклассической музыки, выполненных под руководством Г. А. Демешко, харак-
теризует внимание к итальянской21 и английской22 ренессансной и барочной культурам, изучение особенностей гомо-фонно-полифонического письма, мотет-ной техники, жанров и драматургии.
1980-е гг. демонстрируют результаты работы класса по специальности В. К. Сторожука, где прослеживается направленность тематики в русло немецкой барочной музыкальной культуры XVII в. При этом изучаются жанры как вокальной28, так и инструментальной (органной и ансамблевой)24 музыки.
Научные изыскания в классе Т. С. Сорокиной, касающиеся светской музыки Возрождения и Барокко, были сосредоточены на проблемах жанра и формы: эволюция жанра мотета25, жанры фроттолы26 и каприччио27, танцевальные жанры28, рефренные формы29. В дипломных работах исследуются ренессансная итальянская, французская и английская музыка.
Интерес к сопоставлению аутентичных и иных исполнительских версий и проблеме интерпретации старинной музыки проявляется в дипломных работах, выполненных под руководством К. М. Курлени30.
Публикации. Говоря об издательской деятельности Новосибирской консерватории, связанной с выходом в свет трудов, посвященных западноевропейской музыке Возрождения и Барокко, нельзя не упомянуть следующие исследования: работу Т. С. Сорокиной «Бар-форма: Лекция по курсу анализа музыкальных произведений» (1983); монографию Г. Г. Фельдгуна «Чешский квартет в процессе развития европейской музыки (ХУП-Х1Х вв.)» (1993), где автор отдельно останавливается на социально-истори-ческих условиях развития и бытования жанра смычкового квартета в странах Центральной Европы (Глава 1), учебное пособие А. П. Ментюкова «Очерки истории гармонических стилей» (Часть I. «От Гукбальда до Скарлатти», 2005), суммирующее наблюдения автора в области гармонии доклассической музыки, и другие работы.
Значительную роль в расширении представлений о музыке Возрождения
и Барокко сыграли публикации новосибирских музыковедов, выпущенные Новосибирской консерваторией. Обратим внимание на первое в Новосибирской консерватории ежегодное издание «На-учно-методические записки» (1958-1970), где появлялись нечастые, но чрезвычайно содержательные и незаменимые для учебных курсов статьи И. А. Котля-ревского, В. Л. Майского, А. П. Милки31.
Заметная в 1990-х гг.32 тенденция более частого появления статей по данной проблематике на страницах сборников, изданных в консерватории, усиливается к началу 2000-х гг.33
Благодаря ежегодному изданию «Сибирский музыкальный альманах» Новосибирской консерваторией накоплен уникальный материал - переводы на русский язык источников и исследований западноевропейских авторов, касающихся музыки Возрождения и Барокко34. Например, среди них: Дин Уинтон «Оперы Генделя, 1726-1741» (Предисловие и Глава 1, перевод Н. А. Шилинцевой, 2011 (2008)), Клод Палиска «Ранние му-зыканты-гуманисты: Карло Вальгулио» (фрагменты, перевод с английского и послесловие П. С. Шахова, 2008 (2005)), Клод Палиска «Гармония и дисгармония сфер» (предисловие и перевод Е. А. Корневой, 2006 (2003)), Трактат Ф. Гаффурио «De harmonia musicorum instrumentorum opus» (1518) (Книга 4, перевод E. А. Корневой, 2009 (2005)), «Музыканты Изабеллы д'Эсте в переписке дома Гонзага» (Статья Е. В. Панкиной на основе переводов автора, 2006 (2003)), «Письмо Синьора Пьер Франческо Джамбуллари Великолепнейшему Синьору Джованни Бандини, послу Его Превосходительства Герцога Флорентийского при Его Королевском Величестве» (перевод и примечания Е. С. Криницкой, 2004 (2002)).
С учреждением в 2013 г. научного журнала Новосибирской консерватории «Вестник музыкальной науки» направление «Западноевропейская музыкальная культура» регулярно пополняется изысканиями о музыке XVI — первой половины XVIII вв. Помимо статей по мате-
риалам уже упомянутой выше конференции 2014 г., обратим внимание на интерес к шведской музыкальной культуре XVII в. в работах А. П. Недоспасовой35 и на многообразную проблематику статей учеников Е. В. Панкиной - С. В. Са-раевой, Е. В. Карман, Р. Р. Жалеевой, О. Д. Кириченко, Е. 3. Ишанкуловой (в соавторстве с научным руководителем)36.
Диссертации. Плодотворность изучения музыки Возрождения и Барокко, позволившая учебным работам перерасти в концептуальные и основательные научные изыскания, отразилась на тематике диссертационных исследований. С 1998 г. в диссертационном совете Новосибирской консерватории проходят защиты работ, посвященных изучению музыки, в том числе и данного периода. Среди них диссертации Е. В. Панкиной «Жанрообразование в итальянской светской песенной культуре второй половины XV - первой трети XVI веков» (1998, Т. С. Сорокина37); Т. Ф. Ильиной «Орфическая тема в ранней опере» (2002, С. С. Гончаренко); О. М. Шушко-вой «Раннеклассическая музыка: эстетика, стилевые особенности, музыкальная форма» (2003, С. П. Галицкая, Е. Г. Гу-ренко); С. В. Камышниковой «Невер-бально-синестетический аспект музыкального восприятия (на материале инструментальной музыки барокко)» (2007, Н. П. Коляденко), А. П. Недоспасовой «Тобольский манускрипт Густава Блид-стрёма в контексте явлений инструментального искусства Швеции и России второй половины XVII - первой половины XVIII веков» (2012, Б. А. Шиндин), Н. В. Ушаковой «Марианские антифоны в западноевропейской культуре Средневековья и Возрождения» (2013, Г. А. Демешко).
Активизация изучения доклассичес-кой музыки в начале 2000-х гг. связана с научно-педагогической деятельностью Е. В. Панкиной. Под ее руководством выполнены дипломные работы и магистерские диссертации об итальянской38, испанской39, английской40, немецкой41 ре-
нессансной и барочной культуре, в которых исследуются как светские, так и церковные жанры42. Осознанию неотделимости изучения старинной музыки от культуры, к которой принадлежит объект музыковедческого исследования, в классе Е. В. Панкиной способствуют обращение к материалам на языках оригинала, переводы иностранной исследовательской литературы, источников, текстов песен и либретто и вовлечение их в научный оборот. Под ее руководством защищены диссертации Т. В. Смирновой «Английские консорт-ные жанры конца XVI - первой четверти XVII веков» (2009), С. В. Сараевой «Песенные жанры миннезанга» (2010), А. А. Мальцевой «Музыкально-ритори-ческие фигуры Барокко: проблемы методологии анализа (на материале лютеранских магнификатов XVII века)» (2013), М. В. Монаховой «Стилистика масонских произведений Вольфганга Амадея Моцарта в контексте эволюции творчества» (2013), А. В. Переваловой «Традиции жанра маски в английском музыкально-драматическом театре второй половины XVII века (на материале произведений по пьесам Уильяма Шекспира)» (2013).
Становление в Новосибирской консерватории корпуса музыковедов, ведущих научные исследования и педагогическую работу на основе единых профессиональных принципов, по праву позволяет говорить о процессе формирования школы изучения старинной европейской музыки.
В завершение статьи заметим, что прошедшие годы характеризуются непрерывным накоплением исследовательского опыта, преемственностью традиций и одновременно чуткостью к открывающимся новым горизонтам в исследовании старинной музыки. На сегодняшний день Новосибирская консерватория обладает двумя необходимыми составляющими для дальнейшего многоаспектного научного исследования музыки Возрождения и Барокко - интеллектуальным наследием и потенциалом.
Примечания
1 Среди научных направлений Новосибирской консерватории необходимо назвать изучение истории и теории академической отечественной и зарубежной музыки; музыкальной культуры Сибири; исторических и теоретических проблем музыкальной медиевистики; традиционной и академической музыкальных культур стран Южной и Юго-Восточной Азии; исторических и теоретических проблем музыкально-исполнительского искусства; компьютеризации видов музыкальной деятельности; философии искусства, эстетики, социологии и культурологии. Подробнее см.: [5, с. 195].
2 История консерватории повествует о том, что по
итогам конференции ряду студентов (в том числе, студентам IV курса JI. Александровой,
A. Михайленко и студенту II курса Б. Шинди-ну) была объявлена благодарность.
3 В. К. Сторожук «Жанр духовной кантаты в творчестве И. С. Баха» (1976, науч. рук.
B. М. Калужский); 3. И. Гаруль «Фуга в Concerti grossi, op. 6 Г. Ф. Генделя» (1973, науч. рук. Я. Н. Файн).
4 А. В. Есакова «Сравнительный анализ редакций инвенций И. С. Бека» (1975, науч. рук. Н. И. Мельникова).
6 JI. К. Родченко «О комическом у И. С. Баха (на примере "Кофейной кантаты")» (1972, науч. рук. В. М. Калужский).
6 Т. Ю. Михеева «К вопросу о ладогармоничес-ких особенностях хоралов И. С. Баха» (1976, науч. рук. А. П. Ментюков).
7 М. Ю. Чурлу «Некоторые особенности первых частей Бранденбургских концертов И. С. Баха» (1970, науч. рук. В. М. Калужский); JI. П. Петрова «Шесть органных сюит И. С. Баха. К вопросу о формировании сонатного цикла» (1971, науч. рук. В. М. Калужский); И. Б. Батурина «О двух формах периода в творчестве И. С. Баха» (1978, науч. рук. Г. В. Айвазова); Э. В. Юргенсон «О чертах сонатности в прелюдиях "Хорошо темперированного клавира" И. С. Баха» (1984, науч. рук. Г. В. Айвазова).
8 М. О. Гайсина «Полифоническая фактура в прелюдиях "Хорошо темперированного клавира" И. С. Баха» (1981, науч. рук. Я. Н. Файн); О. М. Плотникова «Пространственно-временная организация фуг "Хорошо темперированного клавира" И. С. Баха» (1985, науч. рук. Г. В. Айвазова).
9 Сообщение «Музыка доклассической эпохи в современной культуре», г. Новосибирск.
10 Статьи по материалам конференции изданы в двух выпусках журнала «Вестник музыкальной науки» (2014, № 4; 2015, № 1). Среди них публикации новосибирских авторов: С. С. Гон-
чаренко «Об одном принципе доклассического формообразования в поздних квартетах Бетховена»; Г. А. Еременко «Музыкальные коды Ренессанса в творчестве И. Ф. Стравинского»; А. А. Мальцевой «Зарождение теории музыкальной риторики: Иоахим Бурмейстер и тенденции образования в Германии XVI столетия», А. П. Недоспасовой «Итальянский и французский стили в творчестве И. С. Баха: проблемы исполнительской реализации»; И. Б. Тюваева «Некоторые аспекты стиля вокальных жанров ранней музыки и современная исполнительская практика»; Т. В. Смирновой «"О voi che sospirate" Джона Копрарио: от мадригала к фантазии»; А. В. Переваловой «Трактовка "морской маски" в двух "Бурях" на либретто Томаса Шэдуэлла: Иэлем Хамфри и Генри Пёрселл»; Я. Н. Файна «Загадки И. С. Баха»; М. В. Монаховой «Первая масонская песня».
11 См. сноску 7.
12 С. А. Кайкова «Формирование гармонических отношений мадригалов Джезуальдо в свете ладовых процессов, акустических предпосылок и музыкальной риторики» (1993).
13 А. Д. Мошкин «О ладовой организации в опере К. Монтеверди "Коронация Поппеи"» (1987).
14 Т. С. Сорочинская «Жанр сонаты в итальянской ансамблевой музыке середины XVn века (на примере собрания Б. Марини)» (2010).
15 Е. С. Цветкова «Творчество ансамбля ранней музыки "INSULA MAGICA" в контексте явлений исторически ориентированного исполнительства» (2012).
16 О. Д. Романенко «Опера Г. Пёрселла "Дидона и Эней" (композиционные особенности)» (1979).
17 Т. Ф. Бирюля «Функции либретто в жанровой композиционной структуре оперы Я. Пери -О. Ринуччини "Эвридика"» (1997).
18 О. В. Папилина «"Grand concertos", op. 6 Г. Ф. Генделя. К вопросу о барочной цикличности» (1995); Чакенова Я. Н. «Концерты И. С. Баха для клавира solo с оркестром: формообразование и техника транскрипции» (2009).
19 Е. Г. Стребкова «О тематической организации в хоральных кантатах И. С. Баха» (2003).
20 Д. В. Бгашева «Светская вокальная лирика Томаса Морли» (2005).
21 О. С. Чернова «О характере взаимодействия полифонии и гомофонии в мадригалах Монтеверди» (1981); Ю. В. Коскина «Жанровые черты "Кончерто гроссо" в творчестве итальянских композиторов XVII-XVIII веков» (1984); Е. Растегаева «Некоторые особенности драматургии мадригалов Джезуальдо» (1984).
22 С. П. Чернова «Некоторые особенности мотет-ной техники в творчестве Джона Данстейбла» (1986).
28 H. М. Горбатенко «Немецкий вокальный концерт второй половины XVII века» (1983); И. П. Холкина «Раннее творчество Г. Шютца (к проблеме связи слова и музыки)» (1985).
24 Е. В. Аверченкова «Немецкая органная музыка
XV - начала XVII веков» (1984); Е. В. Ключникова «Принципы концертирования в Concerti grossi А. Корелли и Г. Ф. Генделя» (1988).
25 О. JI. Юкечева «Мотеты Палестрины как результат эволюции жанра на протяжении ХШ-
XVI веков» (1983).
26 Е. В. Панкина «Фроттола как обобщение итальянской светской вокальной традиции в эпоху Ренессанса» (1994).
27 П. Ю. Юкечев «Жанр каприччио в искусстве XVI - первой половине XVII веков» (2001).
28 К. В. Левашова «Танцевальные жанры в лютневом творчестве Джона Доуленда» (2007).
29 Л. В. Губина «Рефренные формы в творчестве Гийома де Машо» (1984).
30 М. А. Усова «К проблеме аутентичного исполнения. Сравнительный анализ двух исполнительских версий "Matthäus Passion" И. С. Баха» (1999); В. А. Васькин «Импровизационная деятельность в современной практике исполнения музыки Г. Ф. Генделя. На примере сравнительного анализа аутентичной исполнительской версии 12 concerto grosso и джаз-рокового проекта "Мессии"» (2001).
31 Например, Котляревский И. А. Хроматика и некоторые вопросы формообразования в музыке эпохи Возрождения (вып. 3, 1969); Майский В. Л. Особенности голосоведения в оркестровых произведениях И. С. Баха (вып. 5,1970); Милка А. П. Об одном аспекте динамического развития в Чаконе из ре-минорной партиты И. С. Баха для скрипки соло (Там же).
32 Например, Сорокина Т. С., Юкечева О. Л. Мо-тетное творчество Палестрины // Культура -религия - церковь (1992); Агапова И. М., Сорокина Т. С. Жанр фантазии в музыкальном искусстве XVI-XVII веков // Проблемы исто-рико-стилевой эволюции: гармония, форма, жанр (1994); Калиниченко H. Н. Хоровые произведения Баха и Генделя (Там же).
33 Например, Панкина Е. В. Отражение жизненных реалий итальянского города кварточенто в песенной поэзии // Сибирский музыкальный альманах (2001 (2000)); Панкина Е. В. Формирование принципов тонально-гармонической системы в светской вокальной музыке эпохи Возрождения // Там же (2002 (2001)); Пысти-на Л. Б. Каталогичность как фактор единства инструментального цикла барокко // Проблемы музыкознания: статьи молодых музыкове-
дов (2000); Ильина Т. Ф. Семантические элементы в ранней опере // Там же (вып. 2, 2002); Буркова Н. Г. Становление инструментального мышления в лютневой музыке XVI -начала XVII веков // Там же; Панкина Е. В., Ткачук А. В. Либретто «Королевы фей» Генри Пёрселла: вариации на шекспировскую пьесу // Сибирский музыкальный альманах (2008 (2005)); Жалеева Р. Р., Панкина Е. В. О ренес-сансном сверхмногоголосии: 40-голосные мотеты Алессандро Стриджо и Томаса Таллиса // Там же (2011 (2008)).
34 В статье сознательно не учитываются переводы трудов, не касающихся западноевропейского Возрождения и Барокко. Большинство опубликованных в ежегоднике «Сибирский музыкальный альманах» с 2001 по 2011 г. переводов по европейской музыке Возрождения и Барокко выполнено под руководством и редакцией Е. В. Панкиной.
36 Недоспасова А. П. Шведский полонез из Тобольска. Опыт реконструкции барочной партитуры (2014, № 1); Она же. Великое посольство 1697-1698 гг. в ракурсе культурных и музыкальных преобразований Петровской эпохи (2014, № 2).
36 Панкина Е. В., Сараева С. В. Полифония песен миннезингеров (2013, № 2); Карман Е. В., Панкина Е. В. Тексты псалмов в антемах Уильяма Бёрда (2013, № 2); Жалеева Р. Р., Панкина Е. В. Провансальские влияния в испано-пор-тугальской кантиге (2014, № 3); Кириченко О. Д., Панкина Е. В. Итальянские влияния в немецкой полифонической песне XVI века (2014, № 3); Ишанкулова Е. 3., Панкина Е. В. Жанровая атрибуция номеров в мадригальных комедиях Адриано Банкьери (2015, № 2).
37 Здесь и далее в скобках указаны инициалы и фамилии научных руководителей.
38 Е. С. Криницкая «Опыт интерпретации семантики ренессансной музыкально-театральной аллегории (на материале флорентийских свадебных торжеств 1539 г.)» (2004); О. И. Андреева «IL RITORNO D'ULISSE IN PATRIA Клаудио Монтеверди: культурно-историчес-кий, драматургический и интонационно-се-мантический аспекты)» (2006); Е. А. Корнева «Учение о гармонии небесных сфер в трудах Франкино Гаффурио» (2006); Е. 3. Ишанкулова «Жанрово-стилистический генезис мадригальных комедий Адриано Банкьери» (2010).
89 Р. Р. Жалеева «Жанровая специфика вильян-сико XV-XVI веков» (2013).
40 Т. В. Смирнова «Английская инструментальная консортная культура в контексте жанро-во-стилевых тенденций западноевропейской музыки рубежа XVI-XVII веков» (2006); А. В. Ткачук «"Королева Фей" Генри Пёрселла
в жанрово-стилистическом контексте европейской музыки XVII века» (2009); Е. В. Карман «Антемное творчество Уильяма Бёрда» (2012).
41 О. Д. Герасимчук «Стилистическая типология светских полифонических Lieder конца XV-XVI веков» (2007); А. А. Мальцева «Функционирование музыкально-риторических фигур в магнификатах Михаэля Преториуса» (2011).
42 Девять учеников Е. В. Панкиной стали лауреатами Всероссийского / Международного конкурса научных работ в области музыкального искусства (РАМ имени Гнесиных, 2003-2012), два ученика - лауреатами I премии I и III всероссийских конкурсов молодых ученых в области искусств (Министерство культуры РФ, 2014, 2016).
Литература
1. Журнал регистрации дипломных работ Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки (Рукопись).
2. Лесовиченко А., Салонов М. Будет ли в России старинная музыка «прирастать Сибирью»? Беседа двух энтузиастов // Старинная музыка. - 1998. - № 1. - С. 8-10.
3. Мальцева А. А., Панкина Е. В., Саннико-ва Н. В., Светлова О. А. Дни старинной музыки в Новосибирской консерватории // Вестн. муз. науки. - 2015. - № 1. - С. 64-69.
4. Михайленко А. Г., Панкина Е. В., Шин-дин Б. А. Музыкознание в Новосибирске // Музыкальная культура Новосибирска. - Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (акад.) им. М. И. Глинки, 2005. - С. 638-656.
5. Шиндин Б. А. Научные направления и результаты их разработки // Новосибирская консерватория - 50 лет: Энцикл. слов. - Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (акад.) им. М. И. Глинки, 2006. - С. 195-199.
Referenses
1. Zhurnal registratsii diplomnykh rabot Novosibirskoj gosudarstvennoj konservatorii imeni M. I. Glinki (Rukopis') [The log of the graduation works of the Glinka Novosibirsk State Conservatoire. Manuscript].
2 Lesovichenko A., Saponov M. Will the Russian ancient music «grow through Siberia»? The conversation of two enthusiasts. Starinnaya muzyka [Early music]. 1998, (1): 8-10.
3. Mal'tseva A. A., Pankina E. V., Sannikova N. V., Svetlova O. A. Days of early music in the Novosibirsk Conservatoire. Vestnik
muzykal'noj nauki [Journal of Musical Science]. 2015, (1): 64-69.
4. Mikhajlenko A. G., Pankina E. V., Shindin B. A. Musicology in Novosibirsk. Muzykal'naya kul'tura Novosibirska [The musical culture of Novosibirsk]. Novosibirsk, 2005, pp. 638-656.
5. Shindin B. A. Scientific directions and results of their development. Novosibirskaya konservatoriya - 50 let. Entsiklopedicheskij slovar' [The Novosibirsk Conservatoire - 50 years. Encyclopedic dictionary], Novosibirsk, 2006, pp. 195-199.
Об изучении музыки Возрождения и Барокко в Новосибирской консерватории
В статье говорится о том, что музыкальная культура Возрождения и Барокко была и остается предметом пристального научного внимания музыковедов Новосибирской консерватории. Авторы статьи анализируют тематику докладов конференций, посвященных старинной музыке («Старинная музыка» (1969, 1979), «Европейская музыка доклассической эпохи (к 300-летию И. С. Баха и Г. Ф. Генделя)» (1985) и «Западноевропейская докласси-ческая музыка: вопросы теории, истории и практики» (2014)), дипломных работ и диссертаций. Затронуты Т&КЖ6 публикации преподавателей консерватории: монографии,
The study of music of the Renaissance and Baroque in the Novosibirsk Conservatoire The article states that the musical culture of the Renaissance and Baroque was and remains the subject of intense scientific attention musicologists of the Novosibirsk Conservatoire. The authors analyze the subject matter of the reports of the conferences devoted to early music («Old music» (1969, 1979), «the European music pre-classical era (the 300th anniversary of J. S. Bach and G. F. Handel)» (1985) and «pre-classical Western music: theory, history and practice» (2014)), dissertations and theses. Affected publications of the teachers of the Conservatoire: monographs, textbooks,
учебные пособия, статьи, в особенности, в изданиях Новосибирской консерватории («Научно-методические записки», «Сибирский музыкальный альманах», «Вестник музыкальной науки»). В статье отмечены особенное внимание в 1970-1980-е гг. к наследию И. С. Баха, неугасающий интерес преподавателей и студентов консерватории к музыкальной культуре Ренессанса и Барокко, результативность разработки этой проблематики в XXI в.
Ключевые слова: Новосибирская государственная консерватория, Барокко, Возрождение, старинная музыка.
articles, in particular, in the publications of the Novosibirsk Conservatoire («Scientific notes», «Siberian musical almanac», «Journal of musical science»). The article noted the special attention in 1970-1980s to the heritage of J. S. Bach, the undying interest of teachers and students of the Conservatoire to the musical culture of the Renaissance and Baroque, the performance of the development of this perspective in the XXI century.
Keywords: Novosibirsk State Conservatoire, Baroque, Renaissance, antique music.
Шиндин Борис Александрович, доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой истории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки
E-mail: [email protected]
Мальцева Анастасия Александровна, кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки E-mail: [email protected]
Shindin Boris Alexandrovich, Doctor of Art Criticism, Full Professor, Head of the Department of History of Music at the Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: [email protected]
Mal'tseva Anastasiya Alexandrovna,
Candidate of Art Criticism, Senior Lecturer at the Department of History of Music at the Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: [email protected]
Получено 08.02.2017