Научная статья на тему '"времён связующая нить". Киномузыка М. Таривердиева в концертных программах ансамбля "Insula Magica"'

"времён связующая нить". Киномузыка М. Таривердиева в концертных программах ансамбля "Insula Magica" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
285
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИКАЭЛ ТАРИВЕРДИЕВ / MIKAEL TARIVERDIEV / КИНОМУЗЫКА / FILM MUSIC / МАДРИГАЛ / MADRIGAL / БАРОККО / BAROQUE / РЕНЕССАНС / RENAISSANCE / "INSULA MAGICA" / "ПРЕДЧУВСТВИЕ ЛЮБВИ" / "PREMONITION OF LOVE"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Недоспасова Анна Павловна

Киномузыка М. Таривердиева в концертных программах ансамбля «Insula Magica» Композитор М. Таривердиев известен, прежде всего, как автор музыки к кинофильмам. Его песни и инструментальная музыка из кинолент стали классикой советской музыки 60-70 гг. XX в. Авторский стиль М. Таривердиева во многом был вдохновлен идеалами доклассического музыкального искусства -эпохами ренессанса, барокко, рококо, о чем говорил и сам композитор. Неслучайно в начале XXI в. его произведения стали основой концертных программ ансамбля ранней музыки Новосибирской государственной филармонии «Insula Magica». В статье дана характеристика стилевых особенностей музыки М. Таривердиева, в частности, вокальных произведений, созданных в так называемый мадригальный период. Автор статьи, участник проекта, описывает процесс работы над созданием концепции программ, прочно вошедших в репертуар ансамбля «Insula Magica», анализирует их содержание, стилистические и смысловые взаимосвязи с реаль ными образцами сочинений композиторов прошлого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Times a binding thread”. Film music by M. Tariverdiev in the concert programs of the ensemble “Insula Magica”

The composer M. Tariverdiev is known, first of all, as the author of music to movies. Its songs and instrumental music from movies became classics of the Soviet music of 60-70 of the 20th century. Author’s style of M. Tariverdiev was in many respects inspired by ideals of preclassical musical art eras of the Renaissance, baroque, rococo what also the composer spoke about. Not casually at the beginning of the 21st century of his work became a basis of concert programs of ensemble of early music of the Novosibirsk state philharmonic society “Insula Magica”. In article the characteristic of style features of music of M. Tariverdiev, in particular, of the vocal works created by the composer during the so-called period of madrigal is given. The author of article, the participant of the project, describes process of work on creation of the concept of the programs which strongly entered the repertoire of “Insula Magica” ensemble, analyzes their contents, stylistic and semantic interrelations with real samples of compositions of composers of the past.

Текст научной работы на тему «"времён связующая нить". Киномузыка М. Таривердиева в концертных программах ансамбля "Insula Magica"»

ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО

УДК 78.071.1

А. П. Недоспасова

«ВРЕМЕН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ». КИНОМУЗЫКА М. ТАРИВЕРДИЕВА В КОНЦЕРТНЫХ ПРОГРАММАХ АНСАМБЛЯ «INSULA MAGICA»

Ц есни и инструментальные композиции М. Таривердиева (1931-1996) стали поистине массовой музыкой в 60-80-е гг. XX столетия. Композитор при жизни приобрел легендарную известность, прежде всего, как автор музыки к кинофильмам, а в 2002 г. его имя вошло в Книгу рекордов Гиннесса в категории обладателя самого большого количества национальных премий за музыку в кино1.

Творчество М. Таривердиева пришлось на тот временной период, когда, по словам В. Г. Таривердиевой, серьезная музыка «была превращена в некую резервацию, признавались лишь те средства, способы работы со звуком и авангардные техники, которые появились в начале XX в., технологии были поставлены во главу угла» [7]. Однако Микаэл Таривердиев, будучи обладателем, в первую очередь, лирического дарования, не мог довольствоваться исключительно поисками новых технологий.

Действительно, технологические новшества были характерной чертой музыкального творчества второй половины XX в., понятия «современная музыка, авангард» стали неким культурным клише2. Таривердиев, осознавая себя чуждым этому направлению, расширял временные рамки современного музыкального потока и обращал свой взгляд на глубины исторических музыкальных пластов, к стилистике которых чувствовал себя причастным.

© А. П. Недоспасова, 2017

Вокальные сочинения М. Таривердиева из кинофильмов уже с первых опытов в этом жанре продемонстрировали особый поэтический взгляд композитора на мир. Современникам стало понятно, что они являются свидетелями рождения совершенно оригинального явления - музыки, очень скоро вошедшей в классику советского музыкального искусства. Тонкая работа композитора с текстами песен усиливала их психологический подтекст; мелодичность, близкая речевым интонациям, делала запоминающимися мотивы.

Техника многоголосия, в которой переплетались различные приемы, в том числе имитационно-полифонические, не перегружала сочинения, но по-своему акцентировала внимание на главных смысловых точках поэтических сюжетов, подчеркивала их глубокий философский подтекст. Сочетание начала понятного и глубокого, изящного и сложного, по-бардовски доступного и мелодичного делало вокальную музыку Таривердиева актуальной для современников, она была узнаваема и любима.

Благодаря увлеченной работе над киномузыкой, в творчестве Таривердиева сформировался период, позднее получивший название «мадригальный». Мадригал, светский жанр эпохи барокко, выразитель ярких эмоциональных и мелодических контрастов, как известно, был призван иллюстрировать смысл поэтического текста и передавать образный мир человеческих чувств в их индивидуальном выражении. Впервые формула мадригала появляется в кинофильме

«Ирония судьбы...», затем композитор разрабатывает ее и в других своих вокальных произведениях. Как правило, это солист, повествующий некую историю, его поддерживают два-три голоса, создающие гармонический аккомпанемент, они же усиливают оттенки смыслового и эмоционального подтекстов.

Как и мастера прошлого, Тариверди-ев обращался к высоким образцам поэзии. Среди наиболее известных - вокальный цикл «Запомни этот мир» на стихи Андрея Вознесенского, четыре баллады из кинофильма «Ученик лекаря» на стихи Вадима Коростылева, две песни из кинофильма «Предчувствие любви» на стихи Николая Добронравова, «Любовь, не покидай меня» из «Медного ангела» на стихи Пабло Неруды. К мировой классике композитор обратился в Сонетах Уильяма Шекспира, написанных для фильма «Адам женится на Еве». В завершение этого творческого периода композитор создал цикл «Пять песен на стихи Марины Цветаевой». Личный характер высказывания, поэтическая лирика «высшей пробы», облеченная в форму изящных вокальных миниатюр, обращение к стилистике барокко, изысканной легкости рококо стали авторскими чертами вокального стиля М. Таривердиева.

В киноленты проникала и тариверди-евская драматургия инструментальных тембров, появление которых дополняло образы героев. Таривердиев осознанно стремился создавать киномузыку, которая выполняла бы функцию объединения общей композиции3, скрепляла сценарий, являлась бы фактором, образующим концепцию картины и ее стилистику [3]. Так появлялись лейтмотивы эмоциональных состояний, лейтте-мы героев фильмов. В камерных составах, которые сопровождали кинокартины, нередко звучал клавесин - символ эпохи барокко. Примечательно, что Таривердиев первым из советских композиторов стал использовать этот инструмент в кинофильмах, клавесин сопутствовал ностальгически-мечтательным, романтическим и сказочным сценам.

К исполнению киномузыки М. Таривердиева обращались и продолжают обращаться в наши дни самые разные музыканты, следуя как академическому, так и эстрадному направлению. Появляются и необычные музыкальные проекты, один из которых родился в Новосибирске в первые годы XXI столетия. Здесь на одном из филармонических концертов сезона 2000/2001 г. в Доме ученых СО РАН состоялась встреча известного российского коллектива, ансамбля ранней музыки «Insula Magica» с вдовой композитора Верой Таривердиевой. В тот вечер ансамбль исполнял программу из произведений западноевропейской музыки XVI-XVIII вв.

По словам Веры Гориславовны, звучание вокального ансамбля, услышанное ею на концерте «Insula Magica», во многом соответствовало представлениям о нефорсированной и, в то же время по-своему классической манере задушевного лирического высказывания, которую так ценил композитор. Благодаря этой встрече возникла идея создания музыкальных программ «Времен связующая нить» и «Мадригалы XX века», где звучала бы музыка М. Таривердиева, вписанная в контекст оригинальных сочинений эпохи барокко. В процессе обсуждения будущего творческого проекта было решено создать новый облик музыки М. Таривердиева с помощью тембров старинных инструментов - виолы да гамба, клавесина и лютни. Об этом, судя по воспоминаниям В. Таривердиевой, Микаэл Леонович в свое время мог только мечтать.

Для подготовки концертных программ художественный руководитель ансамбля Аркадий Бурханов принял решение обратиться к известному новосибирскому композитору Юрию Ащепкову4 с просьбой сделать переложения баллад, песен и инструментальных композиций М. Таривердиева для «Insula Magica». Эта работа была блестяще выполнена. Ю. Ащепкову удалось органично вплести в заданные тембровые рамки «Балладу Анджелы» из кинофильма «Король-олень», «Балладу о сказке» из «Ученика

Ос Л ё и

/и - Т

Рис. 1. Фрагмент рукописи партитуры песни «Глаза любви» М. Таривердиева

в обработке Ю. Ащепкова

лекаря». В стилизацию мадригалов превратились песни «Музыка» («Любить»), «Баллада о вчерашнем празднике» («Ученик лекаря»), «Глаза любви» на стихи Е. Евтушенко (рис. 1). Естественности звучания создаваемых переложений внутри небольшого ансамбля способствовали качества самой музыки М. Та-ривердиева — открытый и доверительный характер высказывания, тяготение композитора к миниатюре, его предпочтения малому составу исполнителей5.

Творческие идеи совершенствовались, пополнялись все новыми музыкальными пьесами. Автор этих строк, будучи участником описываемых событий, помнит, с каким воодушевлением шли подготовка проекта, поиски средств художественной выразительности, созвучных одновременно стилистике позднего ренессанса, барокко, галантного стиля оригинальному индивидуальному языку Таривердиева. Кажущаяся простота его музыкальных текстов обернулась напряженным вживанием в сложные метроритмические и гармонические соотношения, зачастую не явные, искусно завуалированные.

Возникающие в процессе творческой работы ассоциативные связи с реальными произведениями композиторов эпохи барокко создали концепцию программы, в которой они естественно сочетались с музыкой М. Таривердиева. Так, появились пары пьес, исполняемые attaca. Среди них - Прелюдия из виолончельной Сюиты № 1 G-dur И. С. Баха (BWV 1007), которая стала прологом к трехголосному мадригалу-песне «Предчувствие любви». Пьеса «Утренняя улица» из киноленты «Ольга Сергеевна», исполненная на лютне соло, была продолжена лютневой песней меланхоличного Джона Доуленда «Сап she excuse», повествующей о любовной истории графа Эссекса и Королевы Елизаветы. «Сонет о яблоке» завершался инструментальными пьесами Энтони Хольборна, входившими в репертуар драматических представлений шекспировской поры. Невероятно эмоциональная «Любовь, не покидай

меня» соседствовала с испанской песней «Vuestros ojos tienen» из сборника Роберта Доуленда «Музыкальный банкет». Песню-монолог «По улице моей» на стихи Б. Ахмадулиной предварял монолог клавесина Прелюдией из кла-вирной Партиты № 6 ми-минор И. С. Баха (BWV 830).

Эти сопоставления в некотором смысле подчеркивали и ностальгический характер музыки Таривердиева, ее устремленность к прошлому, в представлении композитора - прекрасному и возвышенному. По словам известного режиссера и друга композитора Сергея Соловьёва, именно состояние ностальгии было одним из настроений, узнаваемых как характерный эмоциональный оттенок сочинений Микаэла Леоновича [5]. О присущем музыке Таривердиева ощущении светлой грусти очень хорошо сказал близкий друг композитора, его коллега по музыкально-театральной деятельности оперный режиссер Б. А. Покровский. Он писал, что «ощущение светлой грусти <...> очень нужно сегодня, когда есть некие конфликтные ситуации, которые попахивают духовным, сердечным криминалом, оскорбляющим человека. Музыка для этого и существует, чтобы очищать, <...> нечего скрывать, что через веселье и шумные пляски человек не очищается. Он очищается через грусть или когда человек задумчив. <„.> И в музыке Микаэла Таривердиева я всегда слышал нотки светлой грусти, которая помогала мне очищаться, успокаиваться, укрепляться» [4]. Эта светлая грусть звучит в инструментальной пьесе «Ноктюрн» из кинофильма «Адам женится на Еве», переложенной для лютни А. Бурхано-вым, в «Балладе печального менестреля», которую художественный руководитель ансамбля «Insula Magica» услышал под аккомпанемент клавесина, виолы да гамба с участием солирующей барочной скрипки.

В итоге, программа, созданная идеей Веры Таривердиевой, получилась актуальной, глубокой, разнообразной и трогательной, она полюбилась слушателям. Объединенные общими вокальными

7

ibI впервые, в Улан-Удэ

insula Magic-

й

j / "jT-i^i" : 'Jtoula 5i;a(£ica

rUWJ .-ftf^WI I -I^jp. 1ШСЙЯЯ

Ж

твшгся шшшгштшЕ ию, /ШТЪРЖЛА М ГША,тфЕШ. ШШк Яягаричрпки шшрж/г костюмы!

Рис. 2. Художественный руководитель Аркадий Бурханов и солистка ансамбля «Insula Magica» Елена Кондратова у концертной афиши в Улан-Удэ, 2004 г.

и инструментальными тембрами, скрепленные единой манерой исполнения, близкими интонационными источниками произведения Таривердиева и старинная музыка, словно детали единого механизма, позволили созданному концертному проекту жить, творчески действовать вот уже более пятнадцати лет. Десятки раз программа звучала на различных концертных площадках Новосибирска, исполнялась в Самаре и Челябинске, Чите и Томске, Екатеринбурге, Перми, городах Восточной Сибири -Красноярске, Иркутске, Улан-Удэ (рис. 2). За прошедшие годы ансамблем было сделано две студийных записи (2001 и 2016), в которых отразились разные грани погружения в мир образов М. Таривердиева (рис. 3).

В 2015 г. программа «Предчувствие любви» была представлена в Омской государственной филармонии, обновленная участием в ней известной российской органистки, заслуженной артистки Республики Татарстан Лады Лабзиной. В продолжение творческой идеи проекта в ее исполнении прозвучали органные со-

чинения М. Таривердиева — пьесы из цикла хоральных прелюдий «В подражание старым мастерам», фрагменты органного концерта «Кассандра». Кроме того, органистка сочетала их с произведениями для органа разных эпох, от музыки А. Вивальди до джазовых тем Д. Брубека (в авторской обработке Л. Лабзиной). Тем самым, вокальная и инструментальная музыка Таривердиева была дополнена его органным творчеством, интонационные «арки» и стилевой контекст программы значительно расширились.

В заключение отметим, что среди советских композиторов, обратившихся в творчестве к стилистике ранней музыки, М. Таривердиев посвятил ей, пожалуй, наиболее значительную часть своих произведений. В его творчестве показан наиболее органичный сплав необарочных и других актуальных для второй половины XX в. композиторских техник, жанров. Способ музыкального высказывания Микаэла Леоновича, отмеченный яркой индивидуальностью, гармонично сочетал приметы нового музыкального языка

Макаэп л Тариверааев

*

О 4

Ммыл ч Та()*■ р|»диг■

Мадригалы XX века IAjULA Mull."

I сгорай

У|рПИШ1 Т АИЦЯ (н\ф OjUM-fl t С|мггмы) I 50

Бддиидл а шит (к\ф Учла« лгкцм) 3:i7

Ьдлладл Лнжлм Король «до») ¿ 50

Баллада пг-мипас» ишкт^л* (к\Ф Утки лть^ш) 2:50

Мдхгакш прими 2 40

• Р«*|Н1Я11»<Г« Црамтп* Учппвс %пицж) ¿ 58

Нмиб^н Аден «лтгп ш Км) 230 1

Нргяюдм для UJMVRU Иршш. судьбы) 2 II

IU yugr нкй (к\ф Ироши судьбы) ' IS

Ilpfl-i^KiMr лп4п I 52

.«об. и 4:4(1 М.1Ш1 i-M

Лаче"^™™* IV»» ...

АРКАДИЙ БУРХА1ЮВ

^шцш. Ю AqpnM, В ГинМ Л

u awi .it 1..

HVHKVT wntr/m ^ипицшп H НоЯСГМЖртШ Гмудлргтилпии

fiK*»7. Н™«««ц*«. Гмрми tl Trx: <»J2|23t2Ji. 221 (tbu (M12)22ifcW, 228 246 •lfc@IljJ 1Я.П1

Рис. 3. Обложка аудиокассеты, записанной ансамблем ранней музыки «Insula Magica» (2001)

и стилевые координаты доклассическои эпохи. Ему удалось естественно вплести в контекст драматургии киносценариев музыкальные образы, в которых сосуществуют такие элементы барочной эстетики, как иллюзия и игра, аллегория и метафоры, сочетание остроумия и наивности, изысканности и искренней простоты.

Эти качества позволили его музыке оставаться любимой последующими поколениями отечественных кинозрителей, меломанов и профессиональных музыкантов, о чем свидетельствует и долгая успешная жизнь музыкального проекта, описанию которого посвящены страницы этой публикации.

Примечания

1 Всего М. Таривердиевым написана музыка более чем к 130 кинофильмам.

2 Подобные творческие поиски в музыкальном искусстве, как известно, явление достаточно цикличное. Еще Вольтер отмечал, что после столетий совершенства вкусы нации могут портиться в тот момент, когда «художники из боязни подражания ищут окольных путей» (цит. по: [2]).

8 В 1974 г. М. Таривердиев сформулировал свои представления о самостоятельной роли музыкальной драматургии в кинофильме - слож-

ном синтетическом произведении, в докладе для молодых композиторов Германии, позже опубликованных в виде тезисов в автобиографической книге «Я просто живу» [б; 3, с. 5].

Ащепков Юрий Евгеньевич - новосибирский композитор, член Сибирской организации Союза композиторов России (см. подробнее: [1]).

Эти свойства сочинений композитора были подмечены и сформулированы его современником, известным отечественным музыковедом А. Цукером, автором монографии о М. Тари-вердиеве [8].

Литература

1. Ащепков Юрий Евгеньевич // Сибирская композиторская организация, 1942-2002:

Справ. / Сост. С. С. Гончаренко. - Новосибирск, 2002. - С. 23-25.

2. Ландовская В. Новшества //О музыке. - М.: Классика-ХХ1, 2005. - С. 30.

3. Пинтверене Н. В. Музыкальная драматургия М. Таривердиева в отечественном кинематографе 1960-х годов: Автореф. ... дис. канд. искусствоведения. - СПб., 2012. - 18 с.

4. Покровский Б. А. У него было ощущение времени // Муз. жизнь. - 2001. - № 8. - С. 5-6.

5. Соловьев С. Мы помним... // Муз. жизнь. -2001. - № 8. - С. 6.

6. Таривердиев М. JI. Я просто живу. - URL: http://tariverdiev.ru/content/?idp=code_69 (Дата обращения: 5.11.2016).

7. Таривердиева В. Г. Биография музыки. -URL: http://tariverdiev.ru/content/ ?idp=code_69 (Дата обращения: 7.11.2016).

8. Цукер А. М. Микаэл Таривердиев: Моногр. / Вступ. ст. Р. Щедрина. - М.: Сов. композитор, 1985. - 286 с.

References

1. Ashchepkov Yurij Evgenievich. Sibirskaya kompozitorskaya organizatsiya, 1942-2002 [Siberian composer organization: 1942-2002]. Novosibirsk, 2002, pp. 23-25.

2. Landovskaya V. Innovations. O muzyke [About music]. Moscow, 2005. 30 p.

3. Pintverene N. V. Muzykal'naya dramaturgiya M. Tariverdieva v otechestvennom kinematografe 1960-kh godov: Avtoref. dis. hand, iskusstvovedeniya [Musical dramatic art of M. Tariverdiev in domestic cinema of the 1960-th years. Extended abstract of candidates thesis]. Saint Petersburg, 2012. 18 p.

4. Pokrovskij B. A. He had a feeling of time. Muzykal'naya zhizn' [Musical life]. 2001, (8): 5-6.

5. Solovyov S. We remember... Muzykal'naya zhizn' [Musical life]. 2001, (8): 6.

6. Tariverdiev M. L. Ya prosto zhivu [I just live]. Available at: http://tariverdiev.ru/content/ ?idp=code_69. (Accesed 5 November 2016).

7. Tariverdieva V. G. Biografiya muzyki [Biography of Music]. Available at: http:// tariverdiev.ru/content/?idp=code_69 (Accesed 7 November 2016).

8. Tsuker A. M. Mikajel Tariverdiev [Mikael Tariverdiev]. Moscow, 1985. 286 p.

«Времен связующая нить».

Киномузыка М. Таривердиева в концертных программах ансамбля «Insula Magica» Композитор М. Таривердиев известен, прежде всего, как автор музыки к кинофильмам. Его песни и инструментальная музыка из кинолент стали классикой советской музыки 60-70 гг. XX в. Авторский стиль М. Таривердиева во многом был вдохновлен идеалами доклассического музыкального искусства -эпохами ренессанса, барокко, рококо, о чем говорил и сам композитор. Неслучайно в начале XXI в. его произведения стали основой концертных программ ансамбля ранней музыки Новосибирской государственной филармонии «Insula Magica». В статье дана характеристика стилевых особенностей музыки М. Таривердиева, в частности, вокальных произведений, созданных в так называемый мадригальный период. Автор статьи, участник проекта, описывает процесс работы над созданием концепции программ, прочно вошедших в репертуар ансамбля «Insula Magica», анализирует их содержание, стилистические и смысловые взаимосвязи с реаль-

"Times a binding thread".

Film music by M. Tariverdiev in the concert programs of the ensemble "Insula Magica"

The composer M. Tariverdiev is known, first of all, as the author of music to movies. Its songs and instrumental music from movies became classics of the Soviet music of 60-70 of the 20th century. Author's style of M. Tariverdiev was in many respects inspired by ideals of preclassical musical art - eras of the Renaissance, baroque, rococo what also the composer spoke about. Not casually at the beginning of the 21st century of his work became a basis of concert programs of ensemble of early music of the Novosibirsk state philharmonic society "Insula Magica". In article the characteristic of style features of music of M. Tariverdiev, in particular, of the vocal works created by the composer during the so-called period of madrigal is given. The author of article, the participant of the project, describes process of work on creation of the concept of the programs which strongly entered the repertoire of "Insula Magica" ensemble, analyzes their contents, stylistic and semantic interrelations

ными образцами сочинений композиторов прошлого.

Ключевые слова: Микаэл Таривердиев, киномузыка, мадригал, барокко, ренессанс, «Insula Magica», «Предчувствие любви».

with real samples of compositions of composers of the past.

Keywords: Mikael Tariverdiev, film music, madrigal, Baroque, Renaissance, "Insula Magica", "Premonition of love".

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Недоспасова Анна Павловна, кандидат искусствоведения, и. о. доцента кафедры специального фортепиано Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: [email protected]

Nedospasova Anna Pavlovna, Candidate of Art Criticism, Associate Professor of the Special Piano Department at the Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: [email protected]

Получено 23.01.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.