Научная статья на тему 'Детская музыка как феномен музыкальной культуры и её освоение в условиях педагогического вуза и колледжа'

Детская музыка как феномен музыкальной культуры и её освоение в условиях педагогического вуза и колледжа Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1461
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЫКА ДЛЯ ДЕТСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ И СЛУШАНИЯ / MUSIC FOR CHILDREN PERFORMANCE AND LISTENMENT / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА / DEVELOPMENT OF CHILD / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОПЫТ / MUSIC EXPERIENCE / ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА / PEDAGOGIC WORK / PRINCIPE OF THE STUDIES COURSES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лесовиченко А.М.

В статье указывается, что в существующей практике подготовки специалистов в области музыкального образования недостаточное внимание уделяется изучению композиторских сочинений, созданных для работы с детьми. Во многом это следствие недостаточной изученности в музыкальной науке самой детской музыки. Автор предлагает типологию этой сферы творчества, позволяющую создать условия для формирования профессионального тезауруса. Кроме того, в статье рассматриваются принципы построения учебного курса «Детская музыка».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Лесовиченко А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is the article show on unsufficient attention to the composers works for children. It is problem of the music science. The author is suggesting the typologie of this sphere of creative. Also in the article is formulated the questions of the special course Children Music for a professional music school.

Текст научной работы на тему «Детская музыка как феномен музыкальной культуры и её освоение в условиях педагогического вуза и колледжа»

ДЕТСКАЯ МУЗЫКА КАК ФЕНОМЕН МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЁ ОСВОЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА И КОЛЛЕДЖА

А. М. Лесовиченко,

Новосибирский государственный педагогический университет

100

Аннотация. В статье указывается, что в существующей практике подготовки специалистов в области музыкального образования недостаточное внимание уделяется изучению композиторских сочинений, созданных для работы с детьми. Во многом это следствие недостаточной изученности в музыкальной науке самой детской музыки. Автор предлагает типологию этой сферы творчества, позволяющую создать условия для формирования профессионального тезауруса Кроме того, в статье рассматриваются принципы построения учебного курса «Детская музыка».

Ключевые слова: педагогическая деятельность, музыка для детского исполнения и слушания, развитие личности ребёнка, музыкальный опыт, принципы построения учебного курса.

Summary. There is the article show on unsufficient attention to the composers works for children. It is problem of the music science. The author is suggesting the typologie of this sphere of creative. Also in the article is formulated the questions of the special course "Children Music" for a professional music school.

Keywords: pedagogic work, music for children performance and listenment, development of child, music experience, principe of the studies courses.

Одним из безусловных парадоксов сложившейся системы подготовки специалистов в области музыкального образования является разрыв между музыкальным материалом, изучаемым в рамках музыкально-исторических дисциплин, и тем, что реально востребованно в педагогической практике. В частности, на периферии внимания, как правило, остаётся интереснейший пласт высокопрофессионального композиторского творчества,

который можно обозначить термином «детская музыка».

Неоправданная дискриминация этой области композиторского творчества в учебных курсах приводит к недостаточности музыкально-педагогических знаний и оснащённости начинающего учителя.

Отсутствие должного внимания к указанному материалу в учебной практике закономерно, поскольку в музыкознании не в полной мере определе-

ны границы явлений, объединяемых понятием «детская музыка» [1-5]. Многочисленная специальная литература зачастую посвящена единичным творческим фактам. Обеспечивая широкую эмпирическую базу, она, однако, не даёт отчётливого концептуального осмысления проблемы. При построении учебного курса принципиальной и сложной задачей оказалась централизация многообразного материала и ориентация его на формирование у обучаемых профессионального тезауруса.

Изучение разнообразного эмпирического материала позволяет утверждать, что детская музыка - значительно более многосоставная область творчества, чем принято считать, поэтому представляется необходимым сформировать типологические основания детской музыки как феномена композиторского творчества. Отчётливо выделяются не менее семи направлений:

Музыка для детского исполнения и слушания. Наиболее «чистый» вариант детской музыки. Сочинения ориентированы на возможности восприятия детей, но в то же время фиксируют представления взрослых о том, какой должна быть детская музыка. В числе классических произведений этой группы фортепианные сборники и циклы Ф. Мендельсона («Шесть детских пьес»), Р. Шумана («Альбом для юношества»), Ж. Бизе («Игры детей»), П. Чайковского («Детский альбом»), А. Казеллы («11 детских пьес»), Б. Бартока («Детям»), С. Прокофьева («Детская музыка»), хоры и песни Ц. Кюи, З. Кодаи, А. Гречанинова, Д. Кабалевского, оперы и музыкальные игры Н. Лысенко, П. Хиндемита, Б. Бриттена и др.

Музыка для детей в исполнении взрослых. Произведения, специально рассчитанные на исполнение профессиональными артистами для детской аудитории. Например, триада (опера, балет, оперетта) Б. Тищенко по сказкам К. Чуковского, оперы Э. Хумпер-динка «Гензель и Гретель», Б. Ямпило-ва «Чудесный клад», С. Баневича «История Кая и Герды», балет К. Хачатуряна «Чиполлино», симфонические опусы С. Прокофьева («Петя и волк»), Б. Бриттена («Путеводитель по оркестру»), ансамблевая композиция С. Слонимского «Весёлые песни» для сопрано, флейты-пикколло, тубы и ударных.

Музыка для детей в совместном исполнении со взрослыми (в том числе музыка для взрослых в исполнении детей). К этой группе могут быть отнесены, прежде всего, сочинения «взрослой» музыки, в которых участвуют дети: опера «Кармен» Ж. Бизе, оратория «На страже мира» С. Прокофьева, «Военный реквием» Б. Бриттена, концерт для детского хора и камерного оркестра Е. Подгайца «Псалмы царя Давида». Кроме того, сюда можно отнести такие образцы детско-взрослого сотворчества, как «Парафразы на неизменяемую тему» А. Бородина, Ц. Кюи, Н. Римского-Корсакова, концерты для молодых исполнителей с оркестром Д. Кабалевского, Д. Шостаковича, сюита С. Прокофьева «Зимний костёр» для симфонического оркестра, детского хора и детей-чтецов.

Музыка о детях для взрослых. В смысловом отношении - важнейшая область детской музыки. Особенно репрезентативны в ней «Детские сцены» Р. Шумана, «Детская» М. Мусоргского, «Рояль в детской» А. Лурье, «Мир ребёнка» Э. Вилла-Лобоса, «Три детские

101

102

сценки» А. Мосолова. Здесь могут быть обозначены и такие сочинения, в которых образы детей усиливают драматизм рассматриваемой композитором социальной или психологической проблемы: «Колыбельная» из «Песен и плясок смерти» М. Мусоргского, симфоническая поэма Л. Яначека «Дитя бродячего музыканта», «Песни об умерших детях» Г. Малера. Кроме того, к этой группе могут быть причислены опусы, содержание которых связано с архетипом детства (взрослая игра в детство, ностальгическое чувство, вызванное образами детства, и т. п.). Например, «Сказки старой бабушки» С. Прокофьева, «Впечатления детства» Дж. Энеску, «Детская музыка № 1» В. Сильвестрова.

Музыка, созданная детьми. В эту группу входят как произведения, написанные выдающимися композиторами в детском возрасте (В. А. Моцарта, Л. Бетховена, С. Прокофьева, Б. Бриттена), так и сочинённые множеством обычных детей, обучающихся музыке.

Инструктивная музыка. Музыка, рассчитанная на обеспечение учебного процесса сочинениями для развития исполнительских навыков ученика. Такая музыка не является обязательно детской в образном отношении, но осваивается обычно в детстве. Это некоторые сочинения И. С. Баха, задуманные автором как дидактические; учебный репертуар для детей из произведений Л. Моцарта, М. Клементи, К. Черни, Ф. Бургмюллера, Ш. Бе-рио, М. Каркасси, Б. Ромберга, А. Сер-ве; систематические школы типа «Микрокосмоса» Б. Бартока.

Музыка, ставшая детской в процессе её бытования. Безграничный массив сочинений, не ориентированных на детей

своими создателями, но прочно вошедших в детский слушательский обиход, а иногда и в исполнительскую практику: «Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Лирические пьесы» Э. Грига, «К Элизе» Л. Бетховена и др.

В сущности, детская музыка сегодня представляется как достаточно самостоятельная область творчества, которая развивается по собственным законам, не всегда соответствующим «взрослым» аналогам [6]. Неслучайно не так давно возник особый тип детского композитора, да и стиль мастеров музыкального искусства, известных прежде всего «взрослыми» опусами, по нашим наблюдениям, существенно изменяется при обращении к детской теме, причём вовсе не обязательно по линии упрощения (вспомним «детского» С. Прокофьева или Б. Бартока). Весьма показательны отношения детской и взрослой музыки в смысле поиска новых идей. Здесь стоит упомянуть имена И. Стравинского, К. Дебюсси, М. Равеля.

С точки зрения творческих мотивов обращения композитора к детской теме можно говорить об определённой психологической типологии детской музыки. Стержневыми в ней будут следующие мотивы:

Художественная идея возникает как результат общения с конкретными детьми и осознания возможностей их восприятия. При этом композитор предлагает детям свои представления.

Композитор встраивает свои художественные решения в систему представлений, уже существующих в сознании детей, воспитанных в определённой социальной среде. Так, в сочинениях, адресованных детям, чьё сознание формировалось в контексте традиционной культуры, такой путь осуществлялся, в первую оче-

редь, через фольклорный материал -обработки народных песен, наигрышей и т. п. Вхождение в систему представлений детей может осуществляться как через общение с конкретными детьми, так и более абстрактно.

Музыка может создаваться в соответствии с довольно абстрактными представлениями композитора о мире ребёнка.

За исключением ситуации, когда композиторы непосредственно работают с детьми (например, в качестве педагога-музыканта), они далеко не всегда напрямую связаны с детской средой. Более того, объективно отбор произведений для детского творчества осуществляется именно взрослыми - педагогами и исполнителями. Критическая оценка, как правило, формируется тоже взрослыми. Поэтому композиторские сочинения неизбежно двусмысленны в плане ориентации на слушателя. Любое сочинение учитывает не только восприятие ребёнка, но и точку зрения взрослого участника детского творчества (что, однако, совершенно не исключает активного бытования таких сочинений в детской среде). Следовательно, профессиональная композиторская деятельность, ориентированная на детей, в сущности, не может быть включена в собственно детскую субкультуру, но составляет своего рода промежуточный «детско-взрослый» аспект музыкальной культуры. Кроме того, поскольку каждый взрослый - бывший ребёнок и хранит в своей психике ар-хетипические свойства младенца, это также позволяет профессиональному композитору создавать произведения, созвучные детскому мировосприятию. Для многих великих композиторов (Р. Шуман, М. Мусоргский, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский,

Б. Бриттен и др.) точка зрения детства становится важным камертоном творчества. Это путь поиска себя.

На основе предложенной типологии были разработаны учебный курс «Детская музыка» [7] и учебное пособие «Детская музыкальная литература» [8], ориентированные на профессиональную подготовку будущих педагогов-музыкантов. В них соединяются два подхода к изложению и выстраиванию учебного материала - системно-типологический и монографический. Это позволяет, с одной стороны, обеспечить панорамное представление о процессах в детской музыке, с другой -сконцентрировать внимание на содержании отдельных опусов.

При отборе конкретных явлений из огромного массива детской музыки приоритетными стали произведения тех авторов, которые были первыми в одной из жанровых линий детской музыки или её функциональных разновидностей. Важно было дать понятие о вкладе в детскую музыку композиторов, ставших «классиками» во взрослой музыке. Нередко эти два критерия совпадали. Преимущество отдавалось также сочинениям, которые прочно вошли в исполнительскую практику, стали частью современной музыкальной жизни.

Цель учебного курса можно сформулировать следующим образом: сформировать у студентов системные знания о детской музыке как особой области композиторского творчества, расширить профессиональный тезаурус обучающихся и создать содержательную базу для их будущей педагогической деятельности.

Задачи учебного курса:

1) показать предпосылки и пути формирования детской музыки, рас-

103

104

ширить представления студентов о закономерностях и особенностях развития музыкальной культуры;

2) дать знания о функциональных типах детской музыки;

3) ознакомить с ключевыми явлениями и творческими фигурами «золотого фонда» детской музыки, с ярко новаторскими и значительными произведениями композиторов-клас-си ков, адресованными детям, но не вошедшими в другие курсы музыкально-исторического цикла;

4) раскрыть содержательные, стилистические и драматургические особенности новаторских сочинений детской музыки, дополнить знания студентов о характерных признаках индивидуальных стилей композиторов, стилей и направлений различных эпох;

5) продемонстрировать методические возможности использования изучаемых произведений в музыкально-педагогической практике.

Систематизация музыкального материала на совмещении двух подходов - историко-монографического и типологического - обусловила некоторые структурные особенности построения курса. Материал курса распределился следующим образом:

Первый раздел - введение в предмет - даёт краткий экскурс в историю детства как социального феномена и как объекта художественного творчества, представляет типологию детской музыки в опоре на наиболее показательные типологические признаки сочинений (они не присутствуют далее в содержании основного раздела). Знакомство с каждой из типологических групп возможно фактически в любой последовательности, так как хронологический принцип не является в данном случае определяющим.

Второй раздел - основной тематический блок курса - знакомит студентов с ключевыми фигурами в истории детской музыки, как изучаемыми, так и не изучаемыми в базовых музыкально-исторических курсах. Прохождение включает в себя все основные позиции дисциплины: предельно краткое изучение биографии и облика композитора с преимущественным выделением детской темы в его творчестве, детальное знакомство с произведениями в художественно-историческом контексте их появления. Во втором разделе соблюдение принципа хронологии появления музыкальных сочинений уже становится преимущественным, что позволяет ещё раз, но уже с новым содержанием представить картину поступательного исторического развития музыкального искусства.

Таким образом, историко-моногра-фический подход становится определяющим в основном разделе курса, а типологический подход, после подробного разъяснения в вводном разделе, далее присутствует латентно.

Логика построения, цели и задачи курса определили и целый ряд методических установок. Предполагается, что задачи, стоящие перед вводным (теоретическим) разделом, определяют лидирующую роль педагога при безусловной опоре на сотрудничество студентов (преобладающая форма занятий - лекционно-практическая).

Материал второго тематического блока целенаправленно ориентирован на максимальную активизацию самостоятельной работы учащихся (преобладающая форма занятий - практическая): поиск и работа с литературой; отбор информации и конспектирование; подготовка небольших сообщений; выполнение устных и письмен-

ных аннотаций на музыкальное произведение, на детский музыкальный театральный спектакль; блиц-анализ и 1. блиц-рецензия «с листа» и по первому слуховому впечатлению; письменная работа в режиме «кластера»; художественно-педагогический анализ сочинения; концертное исполнение детской оперы; разработка бесед, занятий, музыкально-литературных компози- 3. ций, направленных на детскую аудиторию разных возрастов; составление кроссвордов, подготовка и проведе- 4 ние викторин и т. п.

Круг представленных форм работы может быть расширен. Педагогиче- 5. ские и методические ресурсы детской музыки настолько велики, что позволяют работать с музыкальным материалом и в рамках курсовых, дипломных исследований студентов, создавать интересные педагогические проекты.

Внедрение в практику учебного курса «Детская музыка» и подготовленных к нему учебных и исследовательских материалов, как правило, даёт однозначно положительный результат, главным подтверждением которого для нас является искренний интерес и неподдельное заинтересованное отношение студентов к занятиям.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Алиев, Ю. Б. Детская музыка [Текст] / Ю. Б. Алиев // Музыкальная энциклопедия. - М. : Сов. энциклопедия, 1974. -Т. 2. - С. 204-208.

Асафьев, Б. В. Русская музыка о детях и для детей [Текст] / Б. В. Асафьев // Асафьев Б. В. Избранные труды. - М. : Изд-во АН СССР, 1955. - Т. 4. - С. 97-109. Копчевский, Н. Новые тенденции в детской музыке [Текст] / Н. Копчевский // Советская музыка. - 1973. - № 6. - С. 15-22. Лесовиченко, А. М. Детская музыка как область композиторского творчества [Текст] / А. М. Лесовиченко - Саарбрюк-кен : LAP, 2012. - 296 с. Ройтерштейн, М. И. Музыка для детей [Текст] / М. И. Ройтерштейн // Российская педагогическая энциклопедия. - М. : Большая Российская энциклопедия, 1993. - Т. 1. - С. 602-604. Лесовиченко, А. М. Детская музыка: принципы типологии [Текст] / А. М. Лесовиченко // Теоретические концепции ХХ века: итоги и перспективы отечественной музыкальной науки : материалы Всероссийской научной конференции. - Новосибирск : НГК им. М. И. Глинки, 2000. -С. 374-385.

Фаль, Е. Д. Программа курса «Детская музыка» для специальности 050601 «Му- jQj зыкальное образование» [Текст] / Е. Д. Фаль // Художественная культура и образование : теория, история, методика / Новосибирский государственный педагогический университет. - Новосибирск : УОП НГОНБ, 2009. - С. 82-95. Лесовиченко, А. М., Фаль, Е. Д. Детская музыкальная литература : учеб. пособие [Текст] / А. М. Лесовиченко, Е. Д. Фаль. -Новосибирск : ИИЦ «Вестник НРСОО», 2006. - 154 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.