Научная статья на тему 'Обновление учебного комплекса профессии "музыковед" (о содержании и организации дисциплины "Методология музыкознания")'

Обновление учебного комплекса профессии "музыковед" (о содержании и организации дисциплины "Методология музыкознания") Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
176
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ МУЗЫКИ / МЕТОДОЛОГИЯ МУЗЫКОЗНАНИЯ / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / АНАЛИЗ МУЗЫКИ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МОДЕЛИРОВАНИЕ / MUSIC EDUCATION / HISTORY AND THEORY OF MUSIC / METHODOLOGY OF MUSICOLOGY / CURRICULUM / MUSIC ANALYSIS / MUSICAL WORK / METHODOLOGICAL APPROACH / MODELING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Еременко Галина Анатольевна

Обсуждаются вопросы обновления вузовского музыкального образования на современном этапе. Актуализация содержания учебного материала сочетается с усилением практических аспектов подготовки выпускников. Обращается внимание на важность сохранения в переходный период прочной базы профессиональных знаний. Этому способствует (помимо основных предметов) ряд введенных учебных дисциплин исторического и теоретического профиля. В статье излагаются основные принципы организации нового учебного курса «Методология музыкознания» на основе личного опыта его преподавания. Представлен проект авторской программы по разделу дисциплины. Охарактеризованы установки отбора, систематизации и изложения учебного материала. Показана важность изучения универсальных (историко-культурных и аналитических подходов) в сопоставлении с новыми междисциплинарными методами исследования музыки. Обосновано выделение в самостоятельные разделы курса музыкальноисторических и музыкально-теоретических подходов к музыкальному произведению и их взаимодействие. Дана характеристика основных принципов моделирования методологической процедуры, необходимых при изучении феномена музыкального творчества. Раскрыта связь нового курса с базовым учебным комплексом по специальности «музыковед». Даны предложения по организации деятельности студентов при освоении учебного материала дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Updating of the educational complex of the profession “Musicologist” (on the content and organization of the discipline “Methodology of musicology”)

The article discusses the issues of updating University music education at the present stage. Updating the content of educational material is combined with strengthening the practical aspects of training graduates. Attention is drawn to the importance of maintaining a solid base of professional knowledge during the transition period. This contributes (in addition to the main subjects) a number of introduced disciplines of historical and theoretical profile. The article describes the basic principles of the new training course “Methodology of musicology” on the basis of personal experience of its teaching. The project of the author’s program on the section of discipline is presented. Characterized by the installation of selection, systematization and presentation of educational material. The importance of studying universal (historical, cultural and analytical approaches) in comparison with new interdisciplinary methods of music research is shown. The allocation of musical-historical and musical-theoretical approaches to the musical work and their interaction in independent sections of the course is substantiated. The characteristic of the basic principles of modeling of the methodological procedure necessary for the study of the phenomenon of musical creativity is given. The connection of the new course with the basic educational complex in the specialty “musicologist” is revealed. The proposal for the organization of activity of students in mastering of educational material of the discipline.

Текст научной работы на тему «Обновление учебного комплекса профессии "музыковед" (о содержании и организации дисциплины "Методология музыкознания")»

УДК 78.01

Г. А. Ерёменко

ОБНОВЛЕНИЕ УЧЕБНОГО КОМПЛЕКСА

ПРОФЕССИИ «МУЗЫКОВЕД» (о содержании и организации дисциплины «Методология музыкознания»)

новом тысячелетии в области высшего музыкального образования произошел ряд изменений. В учебных программах последнего поколения появились предметы, призванные расширить представления студентов о музыкальной культуре сегодняшнего периода (Режиссерский театр, Современная музыка, Современная музыкальная жизнь, Массовая музыкальная культура). Возросло также внимание к практическим аспектам подготовки выпускников: рост объема занятий в оперных студиях, оркестровых и камерных классах на исполнительских факультетах, введение прикладного образовательного направления музыкознания - «музыкальная педагогика». В некоторых вузах страны открыты актуальные для функционирования культуры специализации - Музыкальный критик-журналист СМИ (ТВ и радиовещания), Музыковед-лектор, Специалист по музыкальному менеджементу, Музыкальный звукорежиссер [5].

Перспективность появившихся профессий, как и деятельность музыковеда в любом русле его многоаспектной культурно-творческой реализации, требует (помимо склонности интересов и природы таланта) владения прочными профессиональными знаниями. Они формируются в проверенном временем комплексе историко-теорети-ческих дисциплин и сравнительно недавно появившихся дополнительных учебных предметах. В числе последних - курс «Методология музыкознания». Он не оснащен универсальной программой и читается в разных музыкально-образовательных учреждениях либо кафедрами музыкальной критики, общегуманитарных дисциплин или с участием преподавателей музыкально-исторического и теоретического цикла на основе рабочих вариантов организации материала [3]. В зависимости от объема

© Г. А. Ерёменко, 2019

учебных часов (курс может охватывать от одного до четырех семестров [Там же]) предполагается обзорное знакомство с комплексом методов изучения художественно-эстетического творчества или развернутое освещение этапов истории искусствоведческой мысли [2]. Музыковедческие подходы и способы исследования в таких случаях нередко занимают периферийное положение в изучаемом материале.

Признавая необходимость оснащения студентов представлениями о методологии научного исследования и сознавая пользу полученных знаний для их самостоятельной научно-практической работы, вновь подчеркнем, что дисциплина не определилась в основах своего содержания. Выскажем ряд соображений в целях обсуждения этого вопроса.

В Новосибирской консерватории курс «Методология музыкознания» в течение ряда последних лет преподается в 7-8-м семестрах студентам четвертого года обучения, обладающим некоторым опытом составления специализированных письменных текстов по дисциплинам историко-те-оретического цикла и навыками научно-исследовательской работы в классе по специальности. Новая дисциплина призвана выполнять (с нашей точки зрения) следующие образовательные функции: 1) систематизировать представления об универсальных подходах, применяемых в музыкальной науке, и актуализировать их с учетом произошедших в российском (и по возможности в западном) музыкознании достижений, существенно расширивших и углубивших его научно-исследова-тельский потенциал; 2) активизировать интерес студентов к новейшим исследовательским подходам, адаптирующим некоторые методологические принципы фило-софско-эстетических, гуманитарных и областей «точного» знания, психологии музыкального творчества; 3) способство-

В

вать методологически осознанному освоению ими учебного материала профильных музыковедческих специальностей и становлению навыков самостоятельной исследовательской работы.

В системе базовой подготовки музыковедов формированию моделей, содействующих организации научно-логического мышления студентов, несомненно, способствует предметный цикл основных дисциплин. Однако процесс этот в большинстве случаев идет подспудно и факультативно в силу иных специальных задач каждого учебного курса. Рост информационного пространства делает необходимым усиление в базовых дисциплинах методологического ракурса при освещении фундаментальных музыковедческих знаний. Реализовать эту стратегию может помочь проблемный подход к материалу и фокусирование внимания на характеристике понятийно-тер-минологического аппарата в изучаемых темах с учетом новых тенденций научно-ис-следовательской разработки. Вкупе с подобными ориентирами базового музыковедческого образования формированию профессионально-логического мышления будущих специалистов призван курс «Методология музыкознания».

Содержание дисциплины (в широком его понимании) должно способствовать организации когнитивных аспектов профессиональной деятельности музыковеда-специалиста, восприниматься как теоретическая база художественно-творческого познания, дающая возможность проникнуть в главные механизмы музыкального искусства и (что весьма важно) помочь осознанию способов их функционирования в композиторском творчестве. В отношении конкретных целей этого предмета вузовского обучения стоит ориентировать студентов на понимание того, что «методологический подход есть рефлексия научного познания в области музыкального искусства» [4, с. 65].

Организуя учебный материал, не стоит забывать о двух важных (в терминологии Г. Адлера) - систематическом и сравнительно-историческом - подходах к исследованию музыкального творчества. Несмотря на их сближение в ходе развития музыковедческой науки (особенно во второй половине XX столетия), некоторое разграничение методологических фокусов видения сохраняется до настоящего времени. Поэтому

в содержании дисциплины этот момент, как нам кажется, должен быть учтен соответствующим выделением методологических подходов исторического и теоретического профиля. В отличие от оперирования в последнем количественно-измеряемыми параметрами музыкальной формы в музыкально-историческом познании преобладают ценностно-смысловые ориентиры, требующие концептуально-эволюционной призмы восприятия, привлечения художественно-эстетических и социокультурных контекстных данных. Структурно-аналитический и содержательно-интерпре-тирующий векторы разделяют базовые методологические установки (соответственно) теории и истории музыки. Безусловно, не следует абсолютизировать их обособленность. Объединяющим в организации этих разделов учебной программы должен стать общий фокус - нацеленность на осознанное выявление закономерностей функционирования музыкального произведения как способов взаимодействия реальной и «художественной действительности» (термин введен в музыкознание М. Бонфельдом).

Осознанное постижение, или «объясняющее (своему сознанию. - Г. Е.) понимание» (М. Вебер), предполагает взаимодополнение в каждом тематическом разделе программы способов описания, анализа и моделирования при изучении феномена музыкального творчества.

Способ описания в методологии музыкознания, или дескриптивный метод изучения, направлен на первичную систематизацию определяющих признаков нотогра-фического текста и звуковой ткани музыкального произведения. В теории музыки используется тип формального описания — фиксации черт звуковысотной, метроритмической, гармонической, фактурно-фонической организации. В истории музыки применяется заимствованный из искусствоведения способ описания иконографического типа, предполагающий перечисление признаков содержательного характера (тема, образ, герой, эмоциональный тонус). В обоих случаях ведущим является классификационный подход, позволяющий дать упорядоченное, хотя и автономное представление главных свойств музыкального объекта.

Процесс выявления признаков эмпирического плана в изучении музыки подчас трудноотделим от следующей ступени - ме-

тодологической процедуры анализа музыкальной композиции. Она предполагает оперирование при описании нотного текста специализированными понятиями,

т. е. вербально-терминологический подход. Сверхзадачей музыкально-теоретического анализа становится наделение выявленных звуковых компонентов смысловыми значениями для определения их функции в структуре целого: конструктивные факторы обретают содержательные характеристики, вскрывая логику взаимоотношений элементов музыкальной композиции.

В методологии исторического музыкознания соотношение позиций «звук / форма - значение / содержание» изменено: первостепенная задача образно-смыслового понимания требует подтверждения показом конструктивных способов смыслообразова-ния. Разные акценты в указанной дихотомии в сфере методологии теории и истории музыки, тем не менее, не препятствуют общему устремлению этих областей музыковедения к установлению связей в природе музыкального произведения. Таким образом, аналитическая процедура, по проницательному замечанию Ю. Холопова [6, с. 135], вбирает в себя расчленяющие и синтезирующие логические операции.

Другой важный аспект аналитического подхода связан с акцентированием дву-единства конкретного и типического при рассмотрении любого аспекта музыкального творчества. М. Бонфельд [1, с. 230] считает эти факторы методологической основой всех сфер обучения, содействующей воспитанию активного слухового восприятия и познающего мышления музыковеда-специалиста. Обнаружение черт конкретного в музыкальном тексте связано с овладением дескриптивным подходом для выявления феномена «музыкального факта». Для установления черт типического необходимо знание законов моделирования художественных явлений.

Способы моделирования в аспекте методологического рассмотрения связаны с фиксацией закономерностей музыкально-творческой работы, пониманием действия опорных механизмов, благодаря которым существует музыкальное произведение. Модель придает рельефность представлениям абстрактного характера. Системный подход к композиторскому опусу как сложной композиционной целостности для осознания многоуровневости музыкального тек-

ста и оценочное отношение к запечатленной в нем «художественной картине мира» - таковы основополагающие принципы моделирования как способа реализации целей обобщения/типизации в сфере музыкальной методологии.

В разделе Методология теоретического музыкознания достижение этих целей предполагает познание фундаментальных законов организации музыкальной речи (лад, интонация, тематизм), музыкальной формы (принципы подобия, тождества, различия), музыкальной ткани/фактуры (ос-тинатность, повторность, переменность, способы централизующего единства). В разделе Методология исторического музыкознания центральное положение занимают законы жанрового, стилевого и родового способов организации музыкального текста, изучаемые в аспекте осознания их как механизмов регуляции образного и знакового планов музыкального высказывания.

На базе изложенных методологических установок была сформирована представляемая далее тематика одного из разделов программы курса «Методология исторического музыкознания» (объем 36 ч).

Во вводной лекции «Методология как предмет изучения» студентам предлагается типовая модель организации содержания всех учебных тем дисциплины. Она включает: 1) представление понятийного аппарата темы для выявления сущностных свойств определенного методологического подхода; 2) информационного обеспечения конкретной методологической проблемы с изложением позиций ведущих исследователей; 3) обсуждение с аудиторией разных вариантов применения музыковедами методологических «ключей» для проникновения в музыку. Диалог со студентами предполагает привлечение изученной ими рекомендованной литературы и опыта работы в классе по специальности.

Проблемный подход и профессиональная рефлексия в освещении педагогом-лектором методологических проблем исторического музыкознания - обязательные приемы, направленные на формирование «объясняющего понимания» материала. Введение в проблематику курса следует ориентировать на характеристику: 1) стратегии в организации учебной дисциплины - формирование представлений о метауровне ее общенаучных основ и 2) ее тактических установок -изучение системы методологических подхо-

дов исторического музыкознания, направленных на анализ содержательно-сжыслово-го плана музыкального произведения. Раскрытие методологических способов изучения опус-музыки (теоретический аспект) и моделирование процедур вхождения в пространство ее музыкальных смыслов (практический аспект) определяют цель и структуру учебного материала в данном разделе курса. В каждой теме уделяется внимание важной для специализации музыковеда проблеме вербального «перевода» имманентного содержания музыки.

В организации изучаемого материала выделены два крупных подраздела. Первый направлен на систематизацию представлений студентов об общепринятых методологических подходах в изучении дисциплин этой области музыкальной науки. Данный блок занятий предваряет тема «Историзм -генеральный метод музыкознания». Она включает (помимо сжатого освещения историографии) характеристику сравнительно-исторического, стадиально-формационного, социологического и социально-психологи-ческого, культурологического подходов к его реализации, предполагает оценку сложности и результативности их применения. Материал других тем предполагает моделирование основных музыковедческих способов проникновения в содержательный план музыкального произведения - эмоционально-перцептивного, жанрового, стилевого, семантического подходов.

Теоретический аспект изложения в каждом случае включает классификацию функций изучаемого метода - главных способов установления с его помощью связей реального опыта восприятия с «художественной действительностью». На их основе формируется представление о системе регуляторов - «порождающей модели» композиторской деятельности, обеспечивающей возможность выработки алгоритма в исследовании смысловых интенций музыки. Для преодоления умозрительности принципам организации этих моделей полезно придавать наглядность (графическую форму) в виде разного рода рисунков-схем. Для показа результативности методологических подходов необходимо демонстрировать разные образцы их применения музыковедами-исследователями. Анализ конкретных вариантов должен быть направлен к главной цели - осознанию студентами аналитической процедуры вхождения в со-

держательное «поле» музыки определенного эмоционального строя, жанровых и стилевых качеств.

«...Художественное произведение постичь... только одним разумом (абстрактными формами мышления. — Г. Е.), - как отмечают специалисты, - невозможно, оно постигается также интуицией...» (В. Бобровский, Г. Головинский; цит. по: [6, с. 133]). В силу этого аналитические подходы в искусствознании и музыкознании не осуществимы без знаний и навыков рационально-логического характера, но они лишь «чертежи» без «художественной восприимчивости» - понимания музыки в ее неповторимом индивидуальном своеобразии. Поэтому студенты должны сознавать, что методология аналитических процедур всегда носит характер редукции - сведения / упрощения сложного многозначного объекта к более конкретной объяснимой форме его устройства. Анализ произведения обязательно предполагает интерпретирующий подход. Он возникает при «переводе» (т. е. вербальном изложении) выявленного с помощью методологических «ключей» информационного слоя / событий «художественной действительности» и многократно усложняется при необходимости вхождения в глубинные планы музыкального содержания.

Именно такого рода задачу преследует методологическая наука на современном этапе развития. Ее реализации способствуют новые методы изучения музыки, освещаемые в материале второго подраздела учебной программы курса. Темы этого блока знакомят студентов с подходами, заимствованными музыкознанием из других областей науки - методология рецептивного анализа, компаративистика, интертекстуальность. Междисциплинарная и герменевтическая / истолковывающая основа этих специализированных методов определяет их принадлежность к сфере культурологического подхода, предполагающего комплексное исследование текста музыкального произведения в связях с разного рода контекстами - социальным, психологическим, этнонациональным, гуманитар-но-ценностным, искусствоведческим.

Появление данных методов обусловлено двумя моментами: разрушением классических механизмов смыслопорождения в условиях постепенного расширения в XX в. зоны неклассических форм музыкального

мышления и стремлением общества сохранить коммуникативную функцию искусства как «транслятора» некоего знания / сообщения. Поэтому возрастает сложность выработки процедур перекодирования художественной информации в силу необходимости поиска пути к глубинам замысла творца. Интеллектуальный (помимо профессиональных знаний) потенциал музыко-веда-специалиста и его способность к рефлексии / «способности понимать свое понимание» музыкального произведения (Г. Богин) - таковы главные установки, обусловливающие результативность применения новых методологических способов исследования.

Анализ звуковой формы произведения с их помощью в обязательном порядке сопряжен с анализом музыкального (нотогра-фического / условно-знакового) текста как многоуровневой системы скрытых значений. Процедуры их обнаружения и раскодирования опираются на знание до-контекстных и контекстных норм «языка» музыкального письма, механизмов смысло-порождения в историко-стилевых моделях музыки и других искусств, а также новых алгоритмов интерпретации художественных текстов, позволяющих проникнуть в глубинные планы их структуры и содержания. Подобные соотношения аналитических и рефлексивных процедур ориентируют студентов на возможность переозначать сложившиеся в музыкознании смыслы

внешних слоев художественного текста, обновляя / актуализируя восприятие шедевров разных эпох музыкальной истории, и способствуют осознанному постижению экспериментальных образцов музыки неклассического типа.

Заключительная тема семестра должна быть связана со систематизацией норм и правил организации научно-исследова-тельской работы музыковеда-специалиста, включая важные моменты стиля изложения, структурно-графического оформления письменного текста, способов представления использованных источников информации (аннотирование, научное и оценочное реферирование и т. п.), их рубрикации и библиографического описания. Выработке навыков должно способствовать выполнение практических заданий в процессе чтения курса.

К настоящему времени дисциплина «Методология музыкознания» обеспечена авторитетными трудами М. Ш. Бонфельда1, Н. С. Гуляницкой2, Т. И. Науменко3, В. Н. Холоповой4, Т. В. Чередниченко5 и рядом других. Изучение рекомендуемых публикаций, аналитическое осмысление концептуальных и методологических установок в диссертациях и монографиях последних лет, выполнение самостоятельной работы с учетом полученных в курсе представлений принесет несомненную пользу выпускникам в любой отрасли их будущей музыковедческой деятельности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Бонфельд М. Ш. Введение в музыкознание: Учеб. пособие для вузов. М.: ГИЦ «Владос», 2001. 224 с.

2 Гуляницкая Н. С. Методы науки о музыке: Исследование. М.: Музыка, 2009. 256 с.

3 Науменко Т. И. Музыкознание: Стиль науч-

ного произведения (опыт постановки пробле-

мы). М.: РАМ им. Гнесиных, 2005. 212 с.

4 Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учеб пособие. 5-е испр. изд. СПб.: Планета музыки, 2014. 320 е.; Она же. Специальное и неспециальное музыкальное содержание. М.: Преет, 2002. 32 с.

5 Чередниченко Т. В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики: К анализу методологических парадоксов науки о музыке. М.: Музыка, 1989. 223 с.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бонфельд М. Понимание музыки и вопросы преподавания теоретических и исторических дисциплин // Бонфельд М. Избр. статьи и рецензии: К 70-летию со дня рождения / ред. С. Блинова. - Вологда, 2009. -С. 226-234.

2. Бычков Ю. Н. Методология музыкознания: программа по направлению: Музыкальное искусство; специализация: Музыковедение. - М., 1999. - URL: https: // www.twirpx.com/ (дата обращения: 18.06.2017).

3. Кулапина О. И. Методология музыкознания в образовательном пространстве // Современные проблемы науки и образования. -2012. - № 3. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6264 (дата обращения: 16.06.2018).

4. Кулапина О. И. Методология музыкознания в контексте высшего музыкального образования: понятийные установки // Музыкальное искусство и образование. - 2014. -№ 4. - С. 58-65. - URL: https://

cyberleninka.rU/article/n/metodologiya" тигуко7пап1уа-у-ко^е1^е-уу8811е8о-тигука^ойооЬгагоуатуа-ропуаиупуе-1^апоуИ (дата обращения: 16.06.2018).

5. Птушко Л. Что делать музыковедам? // Муз. акад. - 2008. - № 3. - С. 157-160.

6. Холопов Ю. К проблеме музыкального анализа // Проблемы музыкальной науки: Сб. ст. / ред. И. Прудникова. Вып. 6. - М., 1985. - С. 130-151.

REFERENCES

1. Bonfeld M. Understanding of music and the teaching of theoretical and historical disciplines. Izbrannye statii i retsenzii: K 70-letiyu so dnya rozhdeniya [Selected articles and reviews: to the 70th anniversary of the birth]. Vologda, 2009, pp. 226-234.

2. Bychkov Yu. N. Metodologiya muzykoznaniya: programma po napravleniyu: Muzykalnoe iskusstvo; spetslializatsiya: Muzykovedeniye [Methodology of musicology: program in: Musical art; specialization: Musicology]. Available at: https: // www.twirpx.com/ (Accessed 18 June 2017).

3. Kulapina 0. I. The methodology of musicology in the educational space. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2012, (3). Available at: https://science-

education.ru/ru/article/view?id=6264 (Accessed 16 June 2018).

4. Kulapina 0. I. Methodology of musicology in the context of higher music education: conceptual settings. Muzykalnoe iskusstvo i obrazovanie [Music arts and education], 2014, (4): 58-65. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-muzykoznaniya-v-kontekste-vysshego-muzykalnogoobrazovaniya-ponyatiynye-ustanovki (Accessed 16 June 2018).

5. Ptushko L. What should musicologists do? Muzykalnaya akademiya [Musicak Academy], 2008, (3): 157-160.

6. Kholopov Yu. On the problem of musical analysis. Problemy muzykalnoj nauki [Problems of music science]. Moscow, 1985, Iss. 6, pp. 130-151.

Обновление учебного комплекса профессии «музыковед» (о содержании и организации дисциплины «Методология музыкознания») Обсуждаются вопросы обновления вузовского музыкального образования на современном этапе. Актуализация содержания учебного материала сочетается с усилением практических аспектов подготовки выпускников. Обращается внимание на важность сохранения в переходный период прочной базы профессиональных знаний. Этому способствует (помимо основных предметов) ряд введенных учебных дисциплин исторического и теоретического профиля. В статье излагаются основные принципы организации нового учебного курса «Методология музыкознания» на основе личного опыта его преподавания. Представлен проект авторской программы по разделу дисциплины.

Updating of the educational complex of the profession "Musicologist" (on the content and organization of the discipline "Methodology of musicology") The article discusses the issues of updating University music education at the present stage. Updating the content of educational material is combined with strengthening the practical aspects of training graduates. Attention is drawn to the importance of maintaining a solid base of professional knowledge during the transition period. This contributes (in addition to the main subjects) a number of introduced disciplines of historical and theoretical profile. The article describes the basic principles of the new training course "Methodology of musicology" on the basis of personal experience of its teaching. The project of the author's program on the section of discipline is presented.

Охарактеризованы установки отбора, систематизации и изложения учебного материала. Показана важность изучения универсальных (историко-культурных и аналитических подходов) в сопоставлении с новыми междисциплинарными методами исследования музыки. Обосновано выделение в самостоятельные разделы курса музыкально-ис-торических и музыкально-теоретических подходов к музыкальному произведению и их взаимодействие. Дана характеристика основных принципов моделирования методологической процедуры, необходимых при изучении феномена музыкального творчества. Раскрыта связь нового курса с базовым учебным комплексом по специальности «музыковед». Даны предложения по организации деятельности студентов при освоении учебного материала дисциплины.

Ключевые слова: музыкальное образование, история и теория музыки, методология музыкознания, учебная программа, анализ музыки, музыкальное произведение, методологический подход, моделирование.

Characterized by the installation of selection, systematization and presentation of educational material. The importance of studying universal (historical, cultural and analytical approaches) in comparison with new interdisciplinary methods of music research is shown. The allocation of musical-historical and musical-theoretical approaches to the musical work and their interaction in independent sections of the course is substantiated. The characteristic of the basic principles of modeling of the methodological procedure necessary for the study of the phenomenon of musical creativity is given. The connection of the new course with the basic educational complex in the specialty "musicologist" is revealed. The proposal for the organization of activity of students in mastering of educational material of the discipline.

Keywords: music education, history and theory of music, methodology of musicology, curriculum, music analysis, musical work, methodological approach, modeling.

Еременко Галина Анатольевна, кандидат искусствоведения, профессор Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: erema49@mail.ru

Eremenko Galina Anatolievna. Candidate of Art Criticism, professor at the Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: erema49@mail.ru

Получено 06.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.