УДК 781
Т. И. Науменко
современная музыка и педагогический процесс: размышления музыковеда
Рассматриваются проблемы преподавания современной музыки в учебных курсах высших музыкальных учебных заведений. Анализируется как сложившаяся традиция, связанная с недостаточным вниманием к современной музыке, так и некоторые позитивные тенденции последнего времени.
Ключевые слова: современная музыка, педагогический процесс, послевузовское образование, реформа образования.
Modern Music and Teaching Process: reflections musicologist. TATIANA I. NAUMENKO (The Gnesins Russian Academy of Music, Moscow).
The article is devoted to the problems of teaching modern music in courses of higher music education institutions. We analyze the tradition, associated with inadequate attention to contemporary music, as well as some positive developments recently.
Key words: modern music, the educational process, post-graduate education, education reform.
Тема предлагаемой статьи - преподавание современной музыки в высших музыкальных учебных заведениях - уже не раз ставилась в публикациях музыковедов. Два года назад (26 ноября 2009 г.) ей даже была посвящена специальная конференция в Союзе композиторов (организатор А.В. Григорьева, председатель комиссии музыковедения и музыкальной критики Союза композиторов)1. О проблемах, связанных с ролью и местом современной музыки в учебных программах консерваторий, говорилось и в рамках конференции «Музыкальное образование в контексте культуры», которая регулярно проводится в Российской академии музыки им. Гнесиных2. Вывод, который звучит на этих конференциях, - современной музыке в вузовских учебных программах уделяется недостаточно внимания.
Чем так важна современная музыка в педагогическом процессе музыкального вуза? Не вдаваясь в многочисленные научные определения данного феномена, подчеркну лишь одно его свойство, без которого само наше музыкальное образование не вправе называться современным, - его адекватность формату и запросам времени. Современная музыка тем и современна, что представляет собой
1 См.: Афиша Московского Дома композиторов. Московская осень-2009. Новая музыка и педагогический процесс: музыковедческая конференция. URL: http:www.house-composers. ru711_09.html (дата обращения: 15.01.2012).
2 См., например, статью Т.В. Цареградской [5].
наше актуальное настоящее, что ее границы неизменно подвижны, а материал обновляем - и по идеям, и по языку.
Кто же должен следить за этими изменениями, фиксировать их, пытаться понять причины, их обусловившие, разрабатывать аналитические методики, позволяющие конструировать исследовательские и интерпретационные решения, и т.д. - разве не профессионалы, педагоги высшей школы, ответственные за обучение новых профессионалов? Или мы готовы покорно согласиться с тем, что наша вузовская система - это по-прежнему «машина, штампующая кадры для воспроизведения несуществующей более музыки», как образно выразился наш бывший соотечественник на страницах журнала «Иностранная литература»? [1, с. 275].
В очередной раз обращаясь к этой теме, не утрачивающей своей остроты, я предлагаю рассмотреть ее в ракурсе «стиля времени» - ведь наше время тем и отличается, что меняет многие акценты, порой неузнаваемо преобразующие привычный культурный ландшафт. Сфера образования, в том числе музыкального, здесь не является исключением: на протяжении ряда лет мы наблюдаем происходящие в ней интенсивные изменения, спорим о характере и направленности реформ. Наши споры выявляют действительно слабые места: недостаточное финансирование отрасли, износ оборудования, инструментария, книжного фонда, всевозможные последствия «оптимизации» и т.д. Наиболее острой
НАУМЕНКО Татьяна Ивановна, доктор искусствоведения, заведующая кафедрой теории музыки, член Союза композиторов РФ (Российская академия музыки им. Гнесиных, Москва). E-mail: [email protected]; [email protected] © Науменко Т.И., 2012
98
гуманитарные исследования в восточной сибири и на дальнем востоке • № 2 • 2012
критике подвергаются идеи Болонской конвенции: применительно к музыкальному образованию их общественная характеристика включает всю гамму негативных оттенков.
И лишь одно остается вне этой почти единодушной критики: безусловные завоевания советского музыкального образования, нередко аттестуемого как «лучшее в мире». На этом фоне неудивительно, что многие современные дискуссии о сегодняшних проблемах приобретают ощутимый ностальгический привкус.
Между тем, как хорошо известно музыкантам-профессионалам, в советское время современная музыка отнюдь не благоденствовала ни в лекционных курсах, ни в учебных планах консерваторий. Особенно незавидным было положение музыки зарубежной (XX в.), по идеологическим причинам почти не допускавшейся к прямому контакту со студенческой молодежью. Например, профессор Московской консерватории Е.В. Назайкинский, выступая на одной из конференций в РАМ им. Гнеси-ных, вспоминал, как в годы его учебы в Гнесинском институте смелый Н.И. Пейко3 в рамках Научного студенческого общества (не учебных занятий!) показывал студентам «Болеро» Равеля [2, с. 4].
К тому моменту, о котором вспоминал Е.В. Назайкинский, прошло уже 30 лет, как было написано «Болеро». Спустя еще 30 лет, в 1980-е, мы, студенты и аспиранты того же Гнесинского института, движимые желанием услышать живое исполнение современной музыки, ездили на окраину Москвы в Ново-Косино, где в крохотном концертном зале, переделанном из бывшей церкви, играли О. Мессиана. Вступительную лекцию читал композитор
В.А. Екимовский, в те годы выпустивший первую в нашей стране монографию о выдающемся французском мастере4. Произведениям, которые тогда прозвучали, было более 40 лет: в их числе исполнялся и известный «Квартет на конец времени» (1940-1941).
Ситуация, сложившаяся вокруг современной музыки, уже в те годы вполне осознавалась педагогами консерваторий: о ней говорил, в частности, Ю.Н. Холопов, характеризуя ее место в учебных курсах анализа музыкальных произведений [4].
Немногое изменилось и сейчас. В недавно опубликованном документе, известном как Открытое письмо композиторов, в очередной раз говорится об отсутствии современной музыки в медийном
3 Пейко Николай Иванович (1916-1995) - композитор, заведующий кафедрой композиции и инструментовки Института им. Гнесиных (1954-1988).
4 Екимовский В.А.Оливье Мессиан. Жизнь и творчество. М.: Сов. композитор, 1987. 301 с.
пространстве, умалчивании, отсутствии государственной поддержки. Отмечается и крайняя недостаточность концертных коллективов, исполняющих современную музыку [3].
Существенных перемен не происходит и в сфере ее преподавания. В нынешних курсах современной музыки само понятие все еще отождествляется с музыкой ХХ в. И произведения той же почти тридцати- сорокалетней давности - например Реквием (1980) Э. Денисова или «История доктора Иоганна Фауста» (1983) А. Шнитке, как и многие другие сочинения, ставшие уже классикой ХХ в., нынешними студентами воспринимаются как новые явления - точно так же, как это было и 30, и 50 лет назад. Одной из причин является характерный для учебных планов консерваторий пресловутый «остаточный принцип», когда современной музыке уделяется время (если останется) после прохождения основного курса.
Проблема усугубляется и малоудовлетворительной оснащенностью наших библиотек и фонотек: не хватает нот, партитур, записей современных произведений - без всего этого полноценное изучение новой музыки едва ли возможно.
Кроме того, студенты, пишущие дипломные работы по современной музыке, чаще всего изучают произведения в рукописях, получая их непосредственно от композиторов, по причине отсутствия изданий. Залогом успеха подобных исследований нередко становится возможность личного контакта с изучаемым автором. В ряде случаев, когда такой контакт невозможен (например, в далеких от Москвы и Петербурга российских городах), возникает ситуация, заостренная Умберто Эко в книге «Как написать дипломную работу»: если под рукой нет необходимых первоисточников, то, по совету автора, следует вообще отказаться от изучения темы [6]. Нужно ли говорить, что в контексте российской действительности такое положение дел в очередной раз обостряет застарелую болезнь советской культуры - ее моноцентричность, приводящую к непреодолимой поляризации «центра» и «периферии».
Несколько лучше обстоят дела на уровне послевузовского образования. Можно отметить, что в исследованиях аспирантов-музыковедов изучение современной музыки достигло заметных результатов. За три последних года в диссертационных советах Московской консерватории и РАМ им. Гне-синых защищены или готовятся к защите диссертации, посвященные творчеству целого ряда современных композиторов, среди которых: Ю. Буцко, С. Губайдулина, Ф. Караев, В. Кикта, Я. Ксенакис, А. Муравлев, С. Слонимский, В. Тарнопольский.
2012 • № 2 • гуманитарные исследования в восточной сивири и на дальнем востоке
99
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Нередки также диссертации по теоретическим проблемам музыки XX в. Впрочем, для указанных вузов эта тенденция не нова: современная музыка с конца 1970-х годов успешно изучалась в классах Ю.Н. Холопова и Е.В. Назайкинского (МГК), Н.С. Гуляницкой и Л.С. Дьячковой (ГМПИ - РАМ им. Гнесиных) и др. Среди причин востребованности современной проблематики в аспирантурах отмечу, в частности, приток в музыковедение значительного числа музыкантов-исполнителей. Еще не забыты многолетние дискуссии, в которых подробно и не всегда оптимистически обсуждалась проблема унификации аспирантуры: с некоторого времени исполнители, как и музыковеды, были поставлены перед необходимостью писать диссертацию. Известно, что это переживалось нелегко, и об окончательном разрешении споров в любом случае говорить рано.
Однако, как нередко бывает в творческих проектах, успех зависит прежде всего от усилий конкретных личностей. Опыт показал, что аспиранты-исполнители, многие из которых обращаются к современному репертуару, являясь его последовательными пропагандистами, предпочитают изучать современную музыку и в рамках диссертационных исследований. Немалую роль здесь играют творческие руководители (педагоги по специальности), которые оказывают всяческую поддержку своим ученикам и даже прямо ориентируют их на научные исследования. В этом смысле нельзя не отметить деятельность Ф.Р. Липса - выдающегося музыканта, вдохновителя и первого исполнителя многих произведений современной музыки для баяна. Благодаря его примеру (а возможно, и дару убеждения) предметом научных исследований аспирантов стали произведения таких мастеров, как
С. Губайдулина, Э. Денисов, М. Броннер, С. Бе-ринский. Безусловно, существенной проблемой подобных исследований является недостаточность их практического применения в учебных курсах - по ряду вышеупомянутых причин.
Что же касается собственно вузовского образования, то здесь можно говорить скорее об инициативах отдельных педагогов-энтузиастов. А в целом, учитывая многолетнюю непреодолимость проблем, связанных с преподаванием современной музыки, вполне возможно было бы отнести их к разряду вечных.
Однако решение, как это часто бывало в нашей действительности, пришло с неожиданной стороны - в виде внушительного пакета заданий по практическому осуществлению реформы высшего музыкального образования. 2011 год стал переломным: утверждены новые Федеральные государственные
образовательные стандарты (ФГОСы), разработаны учебные планы и программы, открыт прием на ряд новых специальностей и т.д. В ходе изучения, создания и переработки многих документов выяснилось, что все предостережения о возможном разрушении «самого лучшего в мире музыкального образования» мы можем адресовать только самим себе, так как все атрибуты этого самого образования - от выбора изучаемых дисциплин до разработки соответствующих им содержательных концепций - полностью находятся в ведении вуза, т.е. непосредственно в наших собственных руках.
Следует сказать, что новые ФГОСы существенно изменили взгляд на проблему современной музыки в учебных курсах консерваторий. Например, в новом учебном плане подготовки музыковедов сразу обращает на себя внимание расширение круга специализаций. На фоне традиционного направления (музыковедение, специалитет) вводятся, например, музыкальная журналистика, компьютерная музыка и аранжировка, музыкальная реклама (бакалавриат).
Очевидно, что это требует перемен, как говорится, «сверху донизу»: от пересмотра традиционных до введения совершенно новых дисциплин. К ним, в частности, относится и предмет, связанный с освоением новейшей композиторской практики, - «Музыка второй половины ХХ-начала XXI в.». Впервые «современная музыка» в учебном курсе музыкального вуза получила вполне отчетливые исторические очертания, была устранена опасность подмены, когда под видом «современности» можно было рассказывать о произведениях столетней давности.
Преодолен и вышеупомянутый «остаточный принцип»: теперь на изучение современной музыки отводится 2 полноценных семестра (70 часов только лекционных занятий + 35 часов, предусмотренных для самостоятельной работы). Курс вводится в базовую часть программы для музыковедов, композиторов, пианистов и органистов, студентов всех оркестровых специальностей, факультета народных инструментов и т.д.
Его содержание также представляется весьма перспективным. Например, впервые в учебном курсе музыкального вуза предметом специального изучения становятся фестивали современной музыки - такие как «Московская осень» и «Альтернатива». При этом не остаются без внимания ни новейшие тенденции в европейской академической музыке, ни крупнейшие российские географические центры музыкальной культуры. Направления, композиторские школы, имена, многие из которых порой малоизвестны даже музыкантам-професси-
100
ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ • № 2 • 2012
оналам, - все это предполагает последовательное детальное изучение.
Особую область составляют феномены неакадемической музыкальной культуры: киномузыка и джаз, мюзикл и рок-музыка. Их введение в диапазон явлений музыки XX в. уже стало реальностью в ряде зарубежных учебников по истории музыки. Для отечественного образования это также открывает важные перспективы. Как справедливо отмечает Т.В. Цареградская, ставшая одним из разработчиков упомянутых учебных планов и программ, «курс современной музыки значительно выигрывает от того, что мы можем сравнить, например, тенденции к усложнению языковых средств параллельно в джазе и академической музыке 30-х годов, или стремление к использованию цитатной полистилистики в рок-музыке 70-х и серьезной музыке того же периода». И далее: «Уровень осмысления западными учеными популярной музыки вполне достаточен для включения ее в общую панораму, что оказывается особенно важным для синтетических тенденций последних десятилетий, для осмысления последнего постмодернистского периода» [5, с. 15].
Введение в курс современной музыки обширного пласта неакадемических музыкальных жанров представляется важным еще в одном смысле. Не секрет, что многие выпускники музыкальных вузов уходят работать в кино и на телевидение, погружаясь в сферу именно неакадемической музыки и начиная постигать ее только в процессе практической работы. Теперь и это противоречие - между вузовским образованием и последующей практической работой - получает шанс на преодоление. Следует также добавить, что при дальнейшем переходе в магистратуру предмет перерастает в «Теорию современной композиции» - полноценный аналитический курс, нацеленный на всестороннее постижение поэтики современного музыкального произведения.
Таким образом, открывается перспектива для серьезного осмысления - в рамках консерваторского образования, притом практически на всех факультетах, - того множества музыкальных фактов и явлений современности, над изучением которых
трудилось несколько поколений музыковедов-ис-следователей: с 1970 до 2000-х годов. В последние десятилетия ситуация складывалась таким образом, что музыкальная наука значительно опережала педагогику, стремясь догнать уходящее время, наверстать то, что было упущено за годы суровых идеологических запретов. Именно в музыковедческих исследованиях зафиксированы многие достижения современной музыки, включая ту, какую сегодня уже почти невозможно услышать.
Теперь, когда собрана значительная фактическая база и накоплен соответствующий опыт интерпретации и оценки, поворот в сторону музыкальной современности может стать существенной частью подлинной реформы образования. Именно той реформы, что ведет не к разрушению и уничтожению, а, напротив, к возрождению лучших отечественных традиций, заложенных, в частности, профессором Московской консерватории П.И. Чайковским и основанных на нерушимой связи музыкального образования и той музыкальной жизни, какая происходит здесь и сейчас.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гиршович Л. Об уличном музицировании как следствии высокопрофессионального обучения детей музыке // Иностранная литература. 2005. № 2. С. 273-276.
2. Назайкинский Е. Еще раз о музыковедческих терминах и понятиях // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее / РАМ им. Гнесиных. М., 2002. С. 3-13.
3. Открытое письмо композиторов от 08.02.2010 / Дмитрий Курляндский, Борис Филановский, Сергей Невский. URL:http:www.openspace.ru/ music_classic / projects / 155 / details / 16034 (дата обращения: 27.01.2012).
4. Холопов Ю.Н. Музыка XX века в вузовском курсе анализа музыкальных произведений [1977] // Современная музыка в теоретических курсах вуза: сб. трудов Ин-та им. Гнеси-ных. М., 1980. С. 119-141.
5. Цареградская ТВ. Курс современной музыки как педагогическая проблема // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии: материалы междунар. науч. конф. 26-29 октября 2004 года. РАМ им. Гнесиных. М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. С. 11-16.
6. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: учеб.-метод. пособие / пер. с ит. Е. Костюкович. М.: Кн. дом «Университет», 2003. 240 с.
2012 • № 2 • ГУМАНИтАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
101