МЕТОДОЛОГИЯ МУЗЫКОЗНАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОНЯТИЙНЫЕ УСТАНОВКИ
О. И. Кулапина,
Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова
Аннотация. В статье раскрывается содержание основных понятий, используемых в вузовском обучении музыковедов в процессе овладения ими знаниями методологических дисциплин: методологии музыковедческого исследования, методологии музыкознания, методологии научной деятельности. Рассмотрению подлежат: музыкознание, его объекты, методологический подход, модель творческого процесса, музыковедческая деятельность, уровни и объекты метанаучного изучения. Показана взаимосвязь трёх познавательных уровней: творческого процесса, музыковедческого анализа и методологического осмысления. Выявлены широкие возможности методологического подхода. В работе рассматриваются два уровня методологического анализа музыковедческих проблем - метанаучный и специально-научный; определяются четыре объекта, имеющие на каждом уровне некоторые различия: музыкознание как наука, музыковедческая деятельность, в том числе методологическая, методологический аппарат науки и музыковедческая теория (продукт или результат музыковедческой деятельности). Устанавливается, что студентам-музыковедам важно владеть механизмом логико-методологического анализа создаваемой теории, осмысливать её место, роль, функции в общей картине научной эволюции,.
Ключевые слова: музыкальное образование, музыковедение, методология музыкознания, методологический подход, уровни метанаучного исследования, методологический аппарат науки, модель музыкального искусства, музыковедческая деятельность, объекты и функции познания.
Summary. This article discusses the basic concepts used at the level of higher music education in academic subjects of methodological orientation. These subjects are included in the curricula of training of students-musicologists in Conservatories of Music of Russia at the levels of specialties ("Methodology of Musicological Research"), bachelor ("Methodology of musicology") and magistracy ("Methodology of scientific activity"). Methodology of musicology explores these concepts: musicology as a scientific system of humanitarian social knowledge of the art of music in its concrete manifestations, the main subject of its study - a piece of music; methodological (or meta-scientific) knowledge of musicological approach to problems; model of the creative process; specificity and variety of musicological activity. This article discusses two levels of methodological analysis of musicological problems - metascientific and specialized scientific, defined four objects having at each level some differences: musicology as a science, musicological activities, methodological appara-
58
tus of science and musicological theory. Students-musicologists need to master mechanism of logical and methodological analysis of created theory, to make sense of its place, role and functions in the general picture of scientific evolution. The content of professional education of musicologists in the methodological aspect includes study of the subject, goals, objectives, structure, function of musicological theory, disclosure of the specific of its development, methods for facilitating its creation, consideration of continuity of knowledge embodied in it, as well as specific areas characterized by relevance of the problems, effectiveness and practical way. There are visual series for mastering the methodological problems submitted by particular schemes in the article.
Keywords: music education, musicology, musicology of methodology, methodological approach, levels and meta-objects of research, methodological apparatus of science, a model of musical art, musicological activities, objects and functions of knowledge.
Методология - главное в любой науке, её фундамент. Цель науки - отыскание истины, а метод - это способ такого отыскания. Следовательно, верная методология (как система методов, применяемых данной наукой) -залог и необходимое условие любого исследования.
А. Н. Сохор [1, с. 8]
Цель настоящей статьи - раскрытие содержания и смысла ключевых составляющих понятийного аппарата, используемых в профессиональном образовании музыковедов в процессе овладения ими основами методологических знаний. Сюда входят: музыкознание (синонимы: музыколо-гия, музыковедение, музыковедческая наука, наука о музыке) и его главные объекты, методологический подход к изучению музыковедческих проблем, модель творческого процесса (музыкального искусства), музыковедческая деятельность, уровни метана-учного исследования и его объекты.
Сам факт того, что исследования в области любых отраслей научного знания имеют выход в сферу образования, включая методологию музыкознания - метанауку во всём многообразии представляющих её аспектов, закономерно обрёл аксиоматическое значе-
ние. Такие аспекты составляют совокупность объектов и предметов, структуры и содержания, целей и задач, проблем и перспектив, компонентов методологического аппарата музыковедения (категорий и принципов, подходов и уровней, методов и средств познания), методологических функций (аналитической, аксиологической, управленческой, прогностической), разнообразных видов специфической деятельности и её продукта - музыковедческой теории (среди них - разработка критерия методологической ценности [2]). Намеченный спектр эволюционно развивающихся знаний, не лишённых «смены парадигм учения» (в терминологии А. М. Новикова [3]), аккумулируется в программах учебных дисциплин музыкознания, взаимосвязанных между собой: методологии музыковедческого исследования (специалитет), методологии музы-
59
60
кознания (бакалавриат), методологии научной деятельности (магистратура).
Музыковедение - понятие многогранное. Н. С. Гуляницкая предлагает довольно широкую трактовку музыкальной науки: это «область знаний, имеющая своим объектом исследование музыкального искусства как физического, психологического, эстетического и культурологического феномена» [4, с. 4]. Такая дефиниция в принципе не противоречит установившемуся пониманию музыкознания как развитой, сложной, целостной системы гуманитарных, социальных знаний о музыкальном искусстве в его конкретных проявлениях [5, с. 49], которую можно дополнить сведениями о прошлом, настоящем и будущем музыкального искусства и науки, их сущности, функциях, специфике, логике развития, организации. Вместе с тем это наука о художественно-эстетическом феномене, отражающем действительность и способном оказывать воздействие на человека, его чувства и эмоции, мысли и поступки.
Несомненно, в исследовании музыкального искусства, в постижении его художественных основ речь идёт о главном (глубинном) объекте - музыкальном произведении, которое выступает как результат художественно-созидательного процесса (композиция, сочинение музыки). Именно через этот продукт выражаются индивидуальность творческого мышления композитора, его мировоззрение и взгляды, эмоции и переживания, образный строй и т. д. В более широком аспекте здесь же затрагивается вся окружающая мир автора музыки социальная сфера, компоненты которой находятся во взаимосвязи и развитии: исполнитель, слушатель, музыковед. Функ-
циональность, как и действенность во взаимоотношении этих компонентов, естественна, очевидна и в определённом отношении упорядочена.
Методологический подход к изучению музыковедческой науки, равнозначный методологической позиции исследователя, позволяет определить комплекс вопросов и проблем, объекты и предметы изыскания, выработать конкретные цели, задачи, методы, требуемые для такого познавательного процесса. Ещё в 70-е годы прошлого века Е. В. Назайкинский отмечал: выход на методологическую позицию необходим, «чтобы более полно охарактеризовать роль музыковеда, понять, для чего он - музыковед - существует» [6, с. 80].
В принципе методологический подход неотъемлем от любой разновидности исследовательской работы, а потому общезначим по отношению ко всякому проявлению научного познания, в том числе и в рамках учебной деятельности [7]. Общая его формула выражает соотношение, в котором аналитический этап отличается от результирующего этапа, имеющего выходы внутрь и вовне науки (в социум):
(субъект - метод - объект) ^ результат.
Однако само наполнение этой схематичной модели, её содержательный концепт, конечно же, разнятся. Например, сугубо научное изучение того или иного объекта предполагает уже видоизменённую формулу, отвечающую интересам методологии научного познания:
исследователь - средства исследования -объект исследования.
В процессе обучения студентов модель музыковедческой деятельности, олицетворяющую процесс позна-
ния науки о музыке, можно представить в виде схемы (схема 1).
Исходным в методологической подготовке студентов-музыковедов является положение о том, что творческий процесс в любом искусстве связан с отражением действительности, при этом произведение искусства выступает как модель реального (в редких случаях - ирреального) мира. Приняв данный тезис за аксиому, обозначим картину творческого процесса, составляющие которого соответствуют «главным лицам» структурной модели:
действительность (объект) -художник (субъект) - искусство (модель).
В свою очередь, творческая по характеру деятельность искусствоведа-теоретика отражает изучаемый вид искусства (точнее, его продукт) как модель, приближенную к оригиналу. То есть созданная теория искусства -результат такого отражения - является «моделью модели», что можно выразить следующей формулой:
искусство (объект1) -
искусствовед , ^
у (субъект1) -
(теоретик )
теория . Л 1 (модель1) искусства
Исследование методологического профиля (рефлексия теории) направлено в основном на изучение созданной теории искусства («теория теории»). Согласно установленной аналогии, методологическое изыскание служит моделью теории искусства, что отражает формула
теория , ^ ?> 1 (объект2) -искусства
исследователь
(субъект2)
(модель2)
(методолог)
методологическое изыскание В целом соотношение между продуктом творчества художника, результатом работы искусствоведа-теоретика и итогом деятельности исследователя-методолога, можно представить в форме своеобразной трехуровневой конструкции (схема 2).
Каждый из рангов приведённой иерархии включает в себя разные виды творчества, познания, деятельности, что в музыкальном искусстве и науке (музыковедении) соответствует определённым методологическим уровням научного исследования (схема 3). _.
Таким образом, в процессе профессиональной вузовской подготовки по курсу методологии студенты могут опираться на представление
Схема 1
Модель музыковедческой деятельности, олицетворяющая процесс познания науки о музыке
1. Аналитический этап - изучение художественно-эстетического объекта 2. Результирующий этап - вектор выхода, направленность аналитического этапа
(субъект - метод - объект) ^ результат
МУЗЫКОВЕД методологический аппарат науки музыка (искусство); творчество композитора; музыкальное произведение - результат творчества композитора Выход «вовне» - в социум: политика и идеология, социология и культура, наука и искусство (композитор - исполнитель - слушатель - музыковед) Выход «внутрь» - в музыкальное искусство и науку, в их конкретные отрасли; разновидности деятельности музыковеда
Схема 2
Соотношение между продуктом творчества художника, результатом работы искусствоведа-теоретика и итогом деятельности исследователя-методолога
объект —
теория
искусства
-> субъект2-> модель2
исследователь методологиче-
искусства (методолог)
ское изыскание
объект1
искусство
субъект1 — искусствовед (теоретик)
модель1 теория искусства
объект -
действительность
субъект художник
модель искусство
Схема 3
Методологические уровни научного исследования
объект2 -> субъект2- модель2
музыкальная музыковед методологиче-
теория (методолог) ское исследование
объект1-> субъект1- 1 модель
музыкальное музыковед музыкальная
произведение (аналитик) теория
объект - —субъект - модель
действитель- композитор музыкальное
ность произведение
62
о специфике каждого уровня рассматриваемой схемы:
1. Творческий процесс: сочинение музыки, связанное с композиторским видением мира, - создание музыкального произведения.
2. Музыкально-теоретическая (аналитическая) работа музыковеда: изучение продукта композиторского творчества - музыкального произведения.
3. Методологическая деятельность музыковеда: изучение результата аналитической работы - музыкальной теории.
Данная схема позволяет показать студентам-музыковедам соотношение между творчеством композитора и двумя разновидностями музыковедческого труда: музыкально-теоретической, или аналитической (на уровне научного познания), и собственно методологической (метанаучной), в данном случае - метатеоретической (на уровне научной рефлексии). Если первый вид работы направлен на осмысление конкретного проявления музыкального искусства (творчество, произведение, музыкальная жизнь и др.), то второй связан с изучением конечных результатов музыковедческой деятельности аналитического плана (различного рода теоретические изыскания).
Названные разновидности могут выступать и на уровне научного познания: музыкально-теоретический анализ способен рефлектировать развитие художественного творчества, одновременно сочетаясь с направляющим вектором научного анализа - методологическим изучением самого процесса познания, его самоанализом. Будущий музыковед рассматривает своё исследование, осуществляемое в рамках учебной рабо-
ты, с точки зрения актуальности его проблематики, ценности содержания, его системно-структурной организации, практических выходов. Отсюда соответствие такого изыскания, проводимого на материале конкретных музыковедческих исследований, метанаучному уровню методологии музыкознания.
На наш взгляд, такому осмыслению важно подвергать не только учебные работы, но и любое исследование музыковеда в момент его написания. Авторам необходимо владеть механизмом логико-методологического анализа создаваемой теории, что включает в себя способность чётко представлять её цель и задачи, значимость разрабатываемой проблемы, видение перспектив дальнейшего развития, то есть осмысление места, роли, функций музыковедческой теории в общей картине научной эволюции. Всё это отвечает ме-танаучному (философскому) уровню методологических исследований, имеющему общенаучное значение и реализующему себя в философской дисциплине - методологии научного познания. По мысли выдающихся философов и методологов В. А. Лекторского и В. С. Швырёва, фактически стоявших у истоков данной дисциплины, вместе с обозначенным вектором наиболее приоритетными становятся вопросы «отношения знания к действительности, отношения субъекта и объекта в познании, места и роли данных форм знания или приёмов исследования в системе познавательного отношения человека к миру» [8, с. 28].
В этот познавательный процесс так или иначе входит создание метатеории («теория теории»), имеющей
63
64
в том числе и сугубо практическую направленность, реально связанную с методикой написания студенческой научной работы: как вести музыковедческие изыскания в разных жанрах, стилях, имеющих разное назначение, обладающих своей спецификой. Данный вектор предполагает обучение студентов умению правильно, чётко, планомерно проводить своё исследование. Сюда входят: выбор и разработка темы; составление плана; владение материалом, в том числе нотным, и литературными источниками; написание и оформление реферата, курсовой и дипломной работ, магистерской диссертации.
Начинающим музыковедам важно понимать, что исследования в области методологии музыкознания могут проводиться не только на общенаучном, но и на специально-научном уровне. Если на общенаучном уровне могут изучаться наиболее общие закономерности того или иного вида научного знания, к примеру политические, идеологические, социальные, социологические, культурологические, логико-методологические, науковедческие, психологические по их направленности, то на специально-научном - наиболее характерные, конкретные закономерности, выражающие специфику той или иной отрасли науки. Например, в теоретическом музыкознании - закономерности развития музыкально-теоретических дисциплин, входящих в музыковедение в качестве его предметного содержания. Очевидные различия проявляются и в наличии объектов, изучаемых на разных уровнях методологического познания.
Так, исследования, проводимые на метанаучном уровне, нацелены на познание следующих объектов:
1. Музыкознание как система: процесс развития науки, её основные направления, закономерности и др.
2. Музыковедческая деятельность, её специфика, характер, разновидности.
3. Методологический аппарат музыкознания - категории, принципы, методы изыскания, которыми музыковед пользуется в процессе своей деятельности.
4. Музыковедческая теория как продукт научного познания искусства.
Объекты, изучаемые на специально-научном уровне методологии музыкознания, полностью соответствуют объектам конкретных музыковедческих дисциплин. Прежде всего, это музыкальное искусство в его непосредственных проявлениях - композиторское творчество, исполнительское искусство, слушательская деятельность, а также коренной объект музыковедческого познания - музыкальное произведение.
На специально-научном уровне могут рассматриваться следующие объекты:
1. Конкретные музыковедческие дисциплины (они же предметные науки), их структура, особенности развития, проблематика.
2. Музыковедческий, главным образом аналитический, тип деятельности, обладающий собственной спецификой, характером, имеющий свои разновидности.
3. Методология предметных дисциплин - категории, принципы, способы, приёмы научного познания, направленные на изучение объектов и предметов этих наук (гармония, полифония, анализ музыкальной формы и др.).
4. Конкретное музыковедческое исследование, наиболее полно отражающее специфику своего предмета.
Выводы
Методологический подход есть рефлексия научного познания в области музыкального искусства. Он нацелен на изучение четырёх объектов (музыкознание как наука, музыковедческая деятельность, методологический аппарат музыковедения и научное знание о музыке, то есть музыковедческая теория), которые могут быть реализованы на общенаучном и специально-научном уровнях познания.
Посредством этого подхода в содержание профессионального образования будущих музыковедов включаются следующие элементы:
а) изучение предмета, целей, задач, структуры, функций музыковедческой теории;
б) раскрытие специфики её развития, методов, способствующих её созданию;
в) рассмотрение преемственности знаний, заложенных в этой теории, и конкретных исследовательских направлений, отличающихся актуальностью проблематики, результативностью, наличием практических выходов.
Такого рода методологический анализ, направленный в системе высшего образования на изучение сущности, структуры, функций, методов музыковедения, его закономерностей, перспектив развития, необходим не только для обучения музыковедов и педагогов-музыкантов разных профилей, но и для удовлетворения практических запросов самого музыкознания как науки. Тем самым реализуется процесс осмысления му-
зыковедческой деятельности как модели весьма специфического мышления - музыкального, во всех многогранных аспектах его проявления. Изучение сущности методологического подхода в рамках той или и иной учебной методологической дисциплины должно привести студентов к мысли о своеобразных «способностях» этого подхода, выраженных в форме «руководящих» и «прогностических» функций: управлять системой специальных музыковедческих знаний как в историко-теорети-ческом, так и в педагогическом аспектах и предвидеть их развитие, то есть видеть перспективы дальнейшего роста.
По словам выдающегося отечественного философа и методолога П. В. Копнина, методологическое учение которого не устаревает, именно «развитие мышления приводит к тому, что человек начинает познавать не только внешний мир и его закономерности, но и сам процесс познания, мышления. Самосознание, осознание мышлением своих результатов... не самоцель, а средство развития и совершенствования мышления, постигающего объективные закономерности природы и общества» [9, с. 167].
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сохор, А. Н. Эстетическая природа жанра в музыке [Текст] / А. Н. Сохор // Вопросы социологии и эстетики музыки. Т. II. - Л. : Советский композитор, 1978. - С. 23-35.
2. Кулапина, О. И. Критерий методологической ценности музыковедческой теории [Текст] / О. И. Кулапина // Философия науки в информационном обществе: актуальные проблемы : сб. ст. / ред.-сост.
65
С. Ф. Мартынович. - Саратов : Саратов- 6. ский источник, 2010. - С. 63-65.
3. Новиков, А. М., Новиков, Д. А. Методология [Текст] / А. М. Новиков, Д. А. Нови- 7. ков. - 2-е изд. - М. : Красанд, 2014. -
632 с.
4. Гуляницкая, Н. С. Руководство к изучению основ музыковедения [Текст] / Н. С. Гуляницкая. - М. : РАМ им. Гнеси-ных, 2004. - 55 с.
5. Кулапина, О. И. Методология музыкознания в контексте синергетики [Текст] / 8. О. И. Кулапина // Методология, теория и история культуры и искусства : сб. ст. / отв. ред. Д. И. Варламов.- Саратов : Изд-
во СГК им. Л. В. Собинова, 2002. -С. 47-52. 9.
Развивать и совершенствовать научный аппарат [Текст] // Советская музыка. -1976. - № 11. - С. 72-83. Кулапина, О. И. Методологический подход к решению музыкально-теоретических проблем [Текст] / О. И. Кулапина // Методологические вопросы теоретического музыкознания : сб. науч. трудов ГМПИ им. Гнесиных / ред.-сост. С. Я. Матвеева. - М. : Изд-во ГМПИ, 1975. - Вып. ХХП. - С. 10-31. Лекторский, В. А., Швырёв, В. С. Методологический анализ науки (типы и уровни) [Текст] / В. А. Лекторский, В. С. Швырёв // Философия. Методология. Наука. -М. : Наука, 1972. - С. 7-44. Копнин, П. В. Диалектика. Логика. Наука [Текст] / П. В. Копнин - М. : Наука, 1973. - 464 с.
66