Научная статья на тему 'Современная модель этнополитики кыргызстанского общества (двадцатипятилетний опыт реализации)'

Современная модель этнополитики кыргызстанского общества (двадцатипятилетний опыт реализации) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
447
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНОНАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / NATIONAL IDENTITY / ЭТНОС / ETHNOS / ЭТНОПОЛИТИКА / ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ / НАЦИЯ / NATION / ETHNOPOLICY / RACE RELATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тороканова Фатима

В данной статье анализируются проблемы этнополитики в суверенном кыргызстанском обществе. Кыргызстан в своей Декларации о государственном суверенитете, принятой 15 декабря 1990 года, утвердил, что граждане республики всех национальностей составляют народ Кыргызской Республики, который является единственным источником государственной власти. В этом документе было отмечено, что государственная национальная политика будет основана на принципах интернационализма, сотрудничества и взаимодействия граждан всех национальностей. Эти основополагающие принципы национальной политики кыргызстанского общества были определены в Конституциях Кыргызской Республики (1993 г., 2010 г.), в которых были конституционно оформлены права и свободы человека и граждан разных этносов, национальностей. В этих официальных документах были изложены гуманные демократические, интернациональные основы жизни различных этносов страны (а их свыше ста). В статье часто употребляются понятия «национальная политика» и «этнополитики», которые следует различать. Если национальная политика направлена на обеспечение национальных приоритетов и интересов страны, то этнополитика на защиту интересов этнических групп населения страны. Этнос рассматривается как исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная модель этнополитики кыргызстанского общества (двадцатипятилетний опыт реализации)»

Исходя из вышеизложенного, следует подчеркнуть, что национальная идентичность определяется национальным менталитетом - образом мышления и психологии, социальными качествами и эмоционально-психологическими наклонностями, нормами поведения, сферой чувств.

Литература

1. Артыкбаев М. Т., Борбодоев Ж. М. Кыргызстанская идентичность: теоретико-прикладные аспекты. Бишкек, 2015/ С. 27-30.

2. Бухаева А. А. Этническая идентичность и межэтнические отношения в Республике Казахстан: проблемы и перспективы. Семей, 2011.

3. АбдулатиповР. Г. Природа и парадоксы национального «Я». М., 1996.

Modern model of ethno policy of Kyrgyz society (twenty-five years of experience in the implementation) Torokanova F.

Современная модель этнополитики кыргызстанского общества (двадцатипятилетний опыт реализации) Тороканова Ф.

Тороканова Фатима / Torokanova Fatima — аспирант, кафедра политологии,

Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной статье анализируются проблемы этнополитики в суверенном кыргызстанском обществе. Кыргызстан в своей Декларации о государственном суверенитете, принятой 15 декабря 1990 года, утвердил, что граждане республики всех национальностей составляют народ Кыргызской Республики, который является единственным источником государственной власти. В этом документе было отмечено, что государственная национальная политика будет основана на принципах интернационализма, сотрудничества и взаимодействия граждан всех национальностей. Эти основополагающие принципы национальной политики кыргызстанского общества были определены в Конституциях Кыргызской Республики (1993 г., 2010 г.), в которых были конституционно оформлены права и свободы человека и граждан разных этносов, национальностей. В этих официальных документах были изложены гуманные демократические, интернациональные основы жизни различных этносов страны (а их свыше ста). В статье часто употребляются понятия «национальная политика» и «этнополитики», которые следует различать. Если национальная политика направлена на обеспечение национальных приоритетов и интересов страны, то этнополитика - на защиту интересов этнических групп населения страны. Этнос рассматривается как исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

Abstract: the article deals with the problems of ethno politics in sovereign Kyrgyz society. Twenty-five years passed since gaining independence of Kyrgyzstan (after collapse of the Soviet Union). Kyrgyzstan as other post-Soviet countries stated in its Declaration about sovereignty adopted on December 15, 1990. It says that all citizens of the republic of all nationalities comprise the nation of Kyrgyzstan which is the only source of state power. This document says that the state national policy will be based on principles of internationalism and cooperation of all nationalities. These main principles of Kyrgyz national politics were established in two Constitutions of Kyrgyzstan (1993, 2010) where the rights and freedom of people and citizens of different nations were stated. Humanistic, democratic and international bases of different ethnos of the country (more than 100 nations) were declared in these official documents. We can often meet such notions as «national policy» and «ethno politics» and we should distinguish them. If «national politics» is directed to national priorities and interests of the country, «ethno politics» is directed at defense of ethnic groups' interests of the country. Ethnos is historically fixed community ofpeople founded on a definite territory, possessing common features, stable culture peculiarities (including language) and psychological character and besides conscious of unity and differences from other similar formations (self-consciousness).

Ключевые слова: этнонациональная идентичность, этнос, этнополитика, этнополитическая общность, нация, национальные отношения, национальная идентичность. Keywords: ethnos, ethno-policy, nation, race relations, national identity.

Какая политика должна быть между нациями, этносами в многонациональном государстве -моноэтническая или межэтническая (множество этносов), и как должно формироваться в нации государство? Множество подобных вопросов возникало при решении проблем этнополитики в постсоветских государствах, эти вопросы стояли и стоят и в кыргызстанском обществе на исходе 25-летия его независимости. Сегодня стоит вопрос: чего мы достигли, и что нам необходимо для решения сложного вопроса взаимоотношений различных этносов в едином унитарном демократическом государстве.

Решение вопросов этнополитики в суверенном кыргызстанском государстве было определено в Декларации о государственном суверенитете Республики Кыргызстан, принятой Верховным Советом Кыргызской Республики 15 декабря 1990 года № 273-Х11, где было провозглашено, что «Республика Кыргызстан - суверенное государство, утвердившееся и развивающееся на основе осуществления Кыргызской Республикой своего неотъемлемого права на самоопределение...», и что «граждане республики всех национальностей составляют народ Республики Кыргызстан, который является единственным источником государственной власти в республике» [1]. В Декларации было отмечено, что государственная национальная политика будет основана на принципах интернационализма, сотрудничества и взаимоуважения граждан всех национальностей: «Республика Кыргызстан заботится о сохранении и развитии национальных культур; родного языка, народных обычаев и традиций всех национальностей, населяющих республику», - отмечается в ст. 3 Декларации.

В Конституции, принятой 5 мая 1993 года, говорится о том, что народы Кыргызстана осуществляют свою власть непосредственно на выборах и референдумах, а также через органы личного самоуправления. В Конституции отмечены права и свободы человека и гражданина разных этносов: все они имеют одинаковые права на жизнь; право на свободу и личную неприкосновенность; каждый имеет право на свободу слова и мысли; каждому гарантируется свобода совести и вероисповедания; каждый имеет право определить и указывать свою этническую принадлежность; каждый имеет право на отдых, право на жилище, охрану здоровья и т. д. В Конституции также четко определены гражданства разных национальностей, права и обязанности, в частности: граждане имеют право участвовать в обсуждении и принятии законов, гражданам гарантируется социальное обеспечение, граждане обязаны платить налоги, защищать свое Отечество и т. д. В Конституции Кыргызской Республики четко обозначены права и свободы человека и граждан всех национальностей, проживающих на территории Кыргызской Республики, в суверенном, демократическом, правовом, светском, социальном государстве [2].

Определим некоторые основные направления этнополитики в Кыргызской Республике. В научной литературе употребляются понятия «национальная политика» и «этнополитика», которые необходимо различать. Так, национальная политика направлена на обеспечение национальных приоритетов и интересов страны, а этнополитика - на защиту интересов этнических групп, населяющих страну. Основными целями этнополитики является обеспечение межэтнического согласия, взаимопонимания, дружбы между этносами и, в то же время - предотвращение и мирное разрешение межэтнических конфликтов.

В связи с этим, для кыргызстанской этнополитики наиболее подходящим является такое направление, которое поддерживает этническое и культурное многообразие, что позволит обеспечивать не только этническую, но и внутриполитическую стабильность, консолидировать общество для достижения цели. Только равноправный союз всех этнических групп, умелое использование исторического опыта позволит кыргызстанцам благополучно конструировать полноценную нацию, умеющую отстаивать свои интересы в отношениях на уровне мировых процессов.

Проблемы, которые существуют в межэтнических отношениях, требуют к себе пристального внимания со стороны государства. Важной задачей полиэтнического государства является оптимизация межэтнических отношений, т. е. поиск и реализация наиболее благоприятных вариантов межэтнических отношений. В свою очередь политическая элита должна проводить такую политику, чтобы национальная идея обеспечивала свободу всех граждан сохранять свою национальную самобытность, язык, культуру, обряды и традиции, межнациональное согласие, стабильность существующего политического режима.

Этнополитика Кыргызстана выстраивается на основе законодательных, социально-экономических, политических мер, по своевременному выявлению и реализации интересов этнических групп, населяющих страну. В контексте вопросов этнополитического развития, признания достоинства каждого этноса, которые имеют конструктивный, созидательный дух, вырабатываются новые политические ценности. Поэтому этнополитика страны снижает этноконфликтный потенциал, стремится к сохранению и управлению этнокультурным многообразием.

В этнополитике страны формирование национальной идентичности представляет значительный интерес. Сталкиваясь с различными аспектами социокультурной интеграции этнических групп, кыргызстанская политическая действительность нуждается в концепции гражданской солидарности и национальной идентичности. Этнонациональная идентичность утверждается, прежде всего, через

обеспечение гражданской солидарности, системы образования и воспитания, через формирование уважения этносов к символам, к государственному языку, через культурное пространство. Этнонациональная идентичность - модель мирного сосуществования этносов Кыргызстана, поэтому отношения между этническими группами не сводятся исключительно к поискам «своих» и «чужих», а определяются взаимодействием, взаимоотношениями культур живущих рядом людей разных этнических групп.

Для развития ценностей этнонациональной идентичности в Кыргызстане вырабатываются такие формы и механизмы отношений между людьми, которые обеспечивают высокий уровень духовной и культурной консолидации общества вокруг общих норм и ценностей. В связи с этим становятся актуальными такие ценности, как взаимоуважение, взаимопонимание, солидарность, единение, стремление к совместному решению задач во имя достижений общей цели, верность принципам толерантного отношения к этносам, населяющим наше государство, уважение к чужой позиции. Также жизненно важными становятся ценности патриотизма, гордость за страну, в которой проживаешь, которые сочетаются с преданностью государству, а судьба родины не мыслится в отрыве от судьбы своей страны. Только с учетом вышеперечисленных условий можно утверждать, что ценности этнонациональной идентичности наполняются новым смысловым содержанием [3].

По нашему мнению, нельзя утверждать, что какой-то один из выделенных нами политических ценностей является главным этноконсолидирующим фактором. Все ценности в совокупности составляют большой пласт, который необходим при конструировании и генезисе этнонациональной идентичности.

Важным фактором, позволяющим развиваться этнополитике страны, является мирное сосуществование и взаимодействие между различными этническими, религиозными, конфессиональными группами. В государстве создаются благоприятные условия для реализации межэтнического, межрелигиозного диалога, взаимопонимания и добрососедства. В этом контексте Ассамблея народа Кыргызстана, различные национально--культурные центры и объединения действуют в каждом регионе страны. Основным проявлением этнического возрождения стало создание и функционирование этих институтов, которые в Кыргызстане занимают одно из центральных мест в дискуссиях по поводу предпочтений страны в национальной политике.

В этнополитике важную роль играет в формировании национальной идентичности общенациональная идея, исходя из этого положения, руководство нашего государства должно обосновать перспективные цели развития общества и подбирать средства для их реализации, а именно:

- во-первых, на основе национальной идеи разрабатывать политические концепции и программы, это является мотивационной базой коллективных политических действий и поведения граждан;

- во-вторых, пробуждает в народе коллективное желание жить в единстве и согласии, чтобы интересы граждан и государства были созвучны;

- в-третьих, национальная идея стремится сплотить, интегрировать общество на основе политики формирования национальной идентичности;

- в-четвертых, через призму деятельности Ассамблеи народа Кыргызстана, национально-культурных центров можно рассмотреть процессы формирования национальной идеи в этнонациональной идентичности.

Выделяя общенациональную идею национальной идентичности, можно приобрести любую из форм идентичности на этнической основе и в этнической форме посредством этнического самоопределения в своей собственной истории, отчего она делается национальной. Поэтому общенациональная идея должна соответствовать требованиям демократического государства, это, прежде всего, ориентация общества на главенство закона, поэтому Конституция Кыргызской Республики определяет главную цель - построение светского, правового общества с демократической формой правления, а принцип государственного устройства принят унитарный, с учетом интересов всех этнических групп, проживающих на территории страны.

Исходя из вышеизложенного, считаем, что в этнополитике Кыргызстана нужно опираться на следующие принципы:

- граждане Кыргызстана, к какому бы этносу они ни относились, вправе сохранять свое этническое происхождение. Народ Кыргызстана должен быть законодательно защищен;

- стремиться к формированию правового государства, в котором бы гарантировались права и свободы всех граждан, независимо от их расовой, этнической принадлежности, которое обеспечивало бы исполнение установленных законов и способствовало бы реализации нравственных общечеловеческих норм;

- в этнополитике и политике формирования национальной идентичности исходной позицией должно быть сохранение самобытности культур и языков этнических групп, их уникальной ценности и права на существование и развитие;

- важное место при формировании этнонациональной идентичности должно занимать отделение этнического, национального от националистического - худшей сущности шовинизма,

национализма, которые ведут к унижению достоинства этносов, не равноправных в межэтнических отношениях в обществе.

Таким образом, развитие и сближение этнических групп, населяющих Кыргызстан, вся совокупность межэтнических отношений - это реальность, поэтому решение возникающих проблем и противоречий возможно на основе сочетания интересов групп с интересами страны. И тогда возможна историческая перспектива на основе общности людей, живущих на общей территории, имеющие полиэтническую культуру, имеющие общую цель - формирование общности кыргызстанцев.

Учитывая это, для формирования современной модели этнополитики в Кыргызстане необходимо сохранять и укреплять мультикультурность и поликонфессиональность общества. Поэтому для кыргызстанской этнополитики наиболее подходящей является такое направление, которое поддерживает этническое и культурное многообразие. Все это позволяет обеспечивать на только этническую, но и внутриполитическую консолидацию общества. Только равноправный союз с представителями других этносов, умелое использование исторического опыта позволит кыргызстанцам благополучно конструировать полноценную нацию, отстаивать свои интересы.

Литература

1. Декларация о государственном суверенитете Кыргызстана от 15 декабря 1990 года № 273 - XII. Бишкек, 2010. С. 117-123.

2. Конституция Кыргызской Республики. Принята референдумом (всенародным голосованием) 27 июня 2010. Бишкек, 2010. С. 72.

3. Артыкбаев М. Т., Борбодоев Ж. М. Кыргызстанская идентичность: теоретико-прикладные аспекты. Бишкек, 2015.

Advanced information-psychological interventions anti-corruption policy of the Republic of Kyrgyzstan Kanatov A.

Перспективные информационно-психологические мероприятия антикоррупционной политики Кыргызской Республики Канатов А. К.

Канатов Азамат Капарович /Kanatov Azamat — аспирант, кафедра политологии, Кыргызско-Российский славянский университет, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассмотрены информационные задачи и мероприятия антикоррупционной стратегии Кыргызской Республики. Систематизированы и предложены в качестве перспективных информационные, в том числе информационно-психологические антикоррупционные мероприятия. Их, проведение, по мнению автора, может иметь дополнительный позитивный эффект при реализации антикоррупционной политики Кыргызстана.

Abstract: the article describes the information tasks and activities of anti-corruption strategy of the Kyrgyz Republic. Systematically and proposed as a promising information, including information-psychological anticorruption measures. They are holding, according to the author, may have an additional positive effect of the implementation of anti-corruption policy in Kyrgyzstan.

Ключевые слова: антикоррупционная стратегия, политика, информационно-психологические мероприятия.

Keywords: anti-corruption strategy, policy, information and psychological activities.

УДК: 323

В настоящее время в Кыргызстане проводится активная антикоррупционная политика, в результате проведения которой становятся все более очевидны ее позитивные результаты. Вскрываются, изучаются и ликвидируются коррупционные схемы, внедряются элементы электронного управления, упрощаются бюрократические процедуры и т.д.

Государственное управление рисками коррупции сосредоточено на системе государственных закупок, энергетическом секторе, строительной отрасли, управлении государственной собственностью, системы ДПС и т.д. Предпринимаемые с 2011 года меры позволили увеличить налоговые поступления в два раза, таможенные - в три раза. Посредством сокращения количества проверяющих органов и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.