Научная статья на тему 'Перспективные информационно-психологические мероприятия антикоррупционной политики Кыргызской Республики'

Перспективные информационно-психологические мероприятия антикоррупционной политики Кыргызской Республики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
125
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ANTI-CORRUPTION STRATEGY / ПОЛИТИКА / POLICY / ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ / INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Канатов Азамат Капарович

В статье рассмотрены информационные задачи и мероприятия антикоррупционной стратегии Кыргызской Республики. Систематизированы и предложены в качестве перспективных информационные, в том числе информационно-психологические антикоррупционные мероприятия. Их, проведение, по мнению автора, может иметь дополнительный позитивный эффект при реализации антикоррупционной политики Кыргызстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Канатов Азамат Капарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективные информационно-психологические мероприятия антикоррупционной политики Кыргызской Республики»

национализма, которые ведут к унижению достоинства этносов, не равноправных в межэтнических отношениях в обществе.

Таким образом, развитие и сближение этнических групп, населяющих Кыргызстан, вся совокупность межэтнических отношений - это реальность, поэтому решение возникающих проблем и противоречий возможно на основе сочетания интересов групп с интересами страны. И тогда возможна историческая перспектива на основе общности людей, живущих на общей территории, имеющие полиэтническую культуру, имеющие общую цель - формирование общности кыргызстанцев.

Учитывая это, для формирования современной модели этнополитики в Кыргызстане необходимо сохранять и укреплять мультикультурность и поликонфессиональность общества. Поэтому для кыргызстанской этнополитики наиболее подходящей является такое направление, которое поддерживает этническое и культурное многообразие. Все это позволяет обеспечивать на только этническую, но и внутриполитическую консолидацию общества. Только равноправный союз с представителями других этносов, умелое использование исторического опыта позволит кыргызстанцам благополучно конструировать полноценную нацию, отстаивать свои интересы.

Литература

1. Декларация о государственном суверенитете Кыргызстана от 15 декабря 1990 года № 273 - XII. Бишкек, 2010. С. 117-123.

2. Конституция Кыргызской Республики. Принята референдумом (всенародным голосованием) 27 июня 2010. Бишкек, 2010. С. 72.

3. Артыкбаев М. Т., Борбодоев Ж. М. Кыргызстанская идентичность: теоретико-прикладные аспекты. Бишкек, 2015.

Advanced information-psychological interventions anti-corruption policy of the Republic of Kyrgyzstan Kanatov A.

Перспективные информационно-психологические мероприятия антикоррупционной политики Кыргызской Республики Канатов А. К.

Канатов Азамат Капарович /Kanatov Azamat — аспирант, кафедра политологии, Кыргызско-Российский славянский университет, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассмотрены информационные задачи и мероприятия антикоррупционной стратегии Кыргызской Республики. Систематизированы и предложены в качестве перспективных информационные, в том числе информационно-психологические антикоррупционные мероприятия. Их, проведение, по мнению автора, может иметь дополнительный позитивный эффект при реализации антикоррупционной политики Кыргызстана.

Abstract: the article describes the information tasks and activities of anti-corruption strategy of the Kyrgyz Republic. Systematically and proposed as a promising information, including information-psychological anticorruption measures. They are holding, according to the author, may have an additional positive effect of the implementation of anti-corruption policy in Kyrgyzstan.

Ключевые слова: антикоррупционная стратегия, политика, информационно-психологические мероприятия.

Keywords: anti-corruption strategy, policy, information and psychological activities.

УДК: 323

В настоящее время в Кыргызстане проводится активная антикоррупционная политика, в результате проведения которой становятся все более очевидны ее позитивные результаты. Вскрываются, изучаются и ликвидируются коррупционные схемы, внедряются элементы электронного управления, упрощаются бюрократические процедуры и т.д.

Государственное управление рисками коррупции сосредоточено на системе государственных закупок, энергетическом секторе, строительной отрасли, управлении государственной собственностью, системы ДПС и т.д. Предпринимаемые с 2011 года меры позволили увеличить налоговые поступления в два раза, таможенные - в три раза. Посредством сокращения количества проверяющих органов и

лицензируемых видов деятельности, а также сроков проведения проверок сведено к минимуму государственное вмешательство в деятельность субъектов предпринимательства [1].

В целях реализации Государственной стратегии антикоррупционной политики КР от 2 февраля 2012 года 16 июня 2015 года принят очередной План Правительства КР по противодействию коррупции (План) [2]. Предыдущие Программы и Планы Правительства утратили силу [3].

Стратегическими задачами Плана являются: дальнейшее укрепление институтов противодействия коррупции, придание системности в устранении причин коррупции, консолидация усилий государственных органов, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан в противодействии коррупции. «Рабочим органом» по оценке и мониторингу реализации Плана назначено Министерство экономики КР. Персональная ответственность возложена на руководителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. При этом контролирующие функции сохраняются за отделом антикоррупционной политики Аппарата Правительства КР.

Информационно-психологический аспект государственного управления по противодействию коррупции изложен в VII и IX разделах Приложения к Плану. Усилить взаимодействие госорганов с гражданским обществом (Раздел VII) предполагается посредством формирования механизмов по активизации деятельности общественности, направленной на борьбу с коррупцией, нарушениями прав и свобод граждан КР (п. 9); создания условий и возможностей реализации гражданских антикоррупционных инициатив (п. 10); повышения и укрепления роли общественных советов по противодействию коррупции (п. 11).

Для решения поставленных задач предполагается: распространить практику создания региональных антикоррупционных форумов; организовывать и проводить встречи с активистами НПО, СМИ, депутатами и госслужащими по проблемам борьбы с коррупцией; проводить общественные слушания; заключать меморандумы по взаимодействию госорганов и институтов гражданского общества в сфере предупреждения коррупции; создать площадки для участия граждан в обсуждении реализации антикоррупционной политики; проводить анализ тенденций развития взаимодействия госорганов и гражданского общества в сфере противодействия коррупции; внедрять образовательно-просветительские программы для институтов гражданского общества; обучать членов общественных советов госорганов правовым и институциональных механизмам предупреждения коррупции; обеспечить прозрачность деятельности госорганов; разработать совместные коммуникационные планы взаимодействия; обеспечить общественный контроль за деятельностью госорганов в сфере противодействия коррупции [4].

Образовательные, просветительские и пропагандистские (Раздел IX) задачи состоят в создании информационно-методической базы по профилактике и предупреждению коррупции (п. 7) и внедрения антикоррупционного обучения, просвещения и пропаганды (п. 8). Предполагается разработать и издать учебно-методическую литературу и пособия по антикоррупционному образованию, просвещению и пропаганде; создать электронную базу учебно-методической литературы и пособий; повысить квалификацию работников образования по продвижению антикоррупционного образования, просвещения и пропаганде; оказывать информационную поддержку работы по антикоррупционному образованию, просвещению и пропаганде; разработать и утвердить антикоррупционные просветительские и пропагандистские программы; внедрить антикоррупционные курсы и реализовать образовательно-просветительские программы в учреждениях дошкольного, среднего, среднего профессионального и высшего образования (элективные и факультативные курсы, специализированные модули, правовые дисциплины), направленные на формирование антикоррупционного мировоззрения; организовывать публичные выступления, лекции, обсуждения, направленные на формирование антикоррупционного мировоззрения; проводить регулярные отчеты перед населением руководителей госорганов о мерах по противодействию коррупции; разработать программы и организовать проведение курсов повышения квалификации госслужащих по программе, посвященной антикоррупционной политике [4].

Очевидно, что реализация указанных мероприятий требует финансового обеспечения. Но в соответствии с п. 2 Постановления Правительства реализация мероприятий должна осуществляться в пределах средств республиканского бюджета КР [5]. То есть дополнительного финансирования не предусмотрено, что делает саму идею информационно-психологического государственного управления по предупреждению и снижению уровня коррупции ничтожной.

На основании исследования ряда научных работ и изучения позитивного международного опыта, считаем возможным систематизировать и предложить в качестве перспективных информационные, в том числе информационно-психологические мероприятия, проведение которых может иметь дополнительный позитивный эффект при реализации антикоррупционной политики КР. Комплекс таких мероприятий может быть систематизирован по различным признакам: ответственности исполнительных органов; целям и задачам проведения; направлениям взаимодействия госорганов со

СМИ, институтами гражданского общества, общественными объединениями, гражданами и т.д. В представляемом параграфе осуществлена попытка авторской классификации, осуществленной по смешанному принципу.

Комплекс государственных информационных мероприятия антикоррупционной политики может включать следующее:

1. Продолжить целенаправленную работу по информационному освещению (через СМИ, Интернет, блогосферу) деятельности органов государственного управления и бизнеса для осуществления действенного общественного контроля. При этом главными целями должно быть: способствование формированию принципиально новых общественных отношений, формирование близость органов государственной власти и человека, способствование ускорению темпов модернизации, повышению эффективности государственного управления, развитию гражданского общества и повышению уровня антикоррупционного информационного воздействия на государство.

Для этого государству необходимо:

- Выработать конструктивные меры и нормативно закрепить постоянное обеспечение открытости и прозрачности деятельности всех органов государственной власти и управления для общественного контроля; опубликовывать оперативную информацию о деятельности организаций, предоставляющих прямые услуги населению; увеличить функции и значение общественного контроля за конечными результатами деятельности органов государственной власти и управления, а также конкретных должностных лиц.

- Для определения уровня эффективности и коррупциогенности информировать общество о наказаниях должностных лиц противодействующих, либо не полно, необъективно, формально представляющих информацию о своей деятельности, либо не обеспечивающих доступ к информации о коррупции.

- Обеспечить открытость работы по информации обращений и жалоб граждан в отношении общественных структур и органов государственной власти и управления, а также о мерах, принимаемыми государственными органами по выявленным фактам.

- Придать действительную роль, а не роль номинального характера, общественным советам при органах государственной власти и управления, путем их полной независимости от них и обязательном учете их рекомендаций государственными органами при принятии государственных решений.

- Повышать уровень информированности общества и граждан о проводимых антикоррупционных мероприятиях.

2. На регулярной основе популяризовать эффективный международный и национальный опыт предупреждения и снижения уровня коррупции. Опираясь на примеры и опыт других государств, при учете реалий Кыргызстана, исследовать, разрабатывать и доводить до общественности методологию противодействия коррупции. Ответственность за организацию поиска, описания и освещение такого опыта возложить как на руководителей государственных органов, так и на специально созданный информационный координационный центр. Привлекать к данной работе научное сообщество, государственные и негосударственные СМИ, НПО и представителей гражданского общества.

Здесь возможно использование таких технологий как аутсорсинг и краудсорсинг. При этом проведение аутсорсинга возможно с привлечением как национальных, так и иностранных организаций. Проблемой использования аутсорсинга является отсутствие необходимых ресурсов на оплату работы таких организаций.

В этом плане наиболее привлекательным является использование краудсорсинга. Мировой опыт свидетельствует, что при минимальных затратах, краудсорсинг позволяет генерировать идеи и способствовать эффективному решению задач военно-промышленного комплекса (Германия), банковской системы (Россия), науки (Википедия) и т. д.

Кроме минимизации затрат, преимуществами краудсорсинга являются: возможность привлекать к решению национальных общественно-значимых задач талантливые кадры всего мира [6]; «меритократия», предполагающая, что значение имеет только конкретный продукт. К обсуждению (чаще всего посредством сети Интернет) привлекаются люди без учета их национальной принадлежности и профессиональной квалификации. Мировой опыт свидетельствует, что значимые идеи генерируют люди, не имеющие практического опыта в соответствующей отрасли [7]; материалы, идеи и другая информация является результатом работы значительной привлеченной аудитории [8].

3. Заказывать, освещать, проводить и информационно-организационно содействовать проведению антикоррупционных научных исследований (в том числе посредством краудсорсинга (решение общественно значимых задач силами добровольцев, координирующих свою деятельность с помощью информационных технологий)) при разработке антикоррупционных стратегий и планов. Распространять информацию о социологических, экономических и политологических исследованиях,

проводимых в целях выстраивания конструктивной системы снижения уровня коррупции, а так принятых на основании таких исследований правовых актах.

4. Повысить открытость деятельности правоохранительных органов. В этих целях, в рамках действующего законодательства:

- обязать суды всех инстанций организовать онлайн-трансляции всех открытых судебных заседаний с последующей архивацией записей;

- организовать видеонаблюдение во всех помещениях всех правоохранительных органов;

- информировать общество о мероприятиях, ограничивающих право и возможность произвольного и самостоятельного толкования субъектами правоприменительной практики нормативно-правовых актов. Для этого на сайте Министерства юстиции КР организовать прямую онлайн-линию по толкованию положений антикоррупционного законодательства;

- повышать информационную отзывчивость правоохранительной системы по вопросам, фактам и сигналам, касающихся коррупции и коррупционных правонарушений, которые должны носит оперативный и системный характер учета и расследования. Информировать общество об ответственности и привлечении к должностным лицам мер по фактам ненадлежащего исполнения должностных обязанностей.

5. На уровнях местного самоуправления популяризировать антикоррупционные сходы граждан, курултаи и суды аксакалов. Это создаст предпосылки для принятия соответствующих антикоррупционных решений.

6. При взаимодействии органов государственного управления с институтами и представителями гражданского общества:

А) привлекать институты гражданского общества к антикоррупционному информационному воздействию, развитию и формированию антикоррупционного мировоззрения и популяризации антикоррупционной деятельности. Цель: достижение фундаментального сдвига в нормах морали и этики, а также в правосознании не только гражданского общества, но и таких целевых групп, как государственные и муниципальные служащие; формирование общих принципов и культуры борьбы с коррупцией в информационном обществе.

- освещать через государственные и негосударственные СМИ и блогосферу успешные примеры взаимодействии органов государственного управления с институтами гражданского общества;

- проводить и содействовать в организации общественных дискуссий по острым вопросам и проблемам современной действительности и содействию поиску способов жизни без коррупции;

- вовлекать граждан в процесс обсуждения проектов и решений государственной власти и осуществления контроля за их реализацией;

Б) Повышать роль гражданского общества в области улучшения всестороннего общественного контроля и мониторинга, постоянном выявлении и пресечении негативных тенденций при реализации антикоррупционной политики КР и мер с ней связанных. В этих целях:

- оказывать информационную, административную и финансовую поддержку антикоррупционным неправительственным общественным организациям;

- освещать в СМИ проведение общественных расследований коррупции, результатов участия институтов гражданского общества в контроле за расходованием средств государственного бюджета и общественной антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, государственных программ и стратегий антикоррупционной направленности;

- разработать методологию определения индексов коррумпированности. Оказывать всестороннюю поддержку НПО и НГО, проводящих постоянный социологический мониторинг коррупциогенности во всех регионах республики. Содействовать широкому освещению результатов такого мониторинг. Использовать «оценки гражданами исполнение правоохранительной функции органами власти наряду с её оценками руководством соответствующих органов власти: организаций, милиции, следствия, прокуратуры и судов» [9]. Обнародовать в СМИ индексы уровня коррумпированности, позволяющих сравнивать между собой регионы, отрасли, крупные предприятия, решения органов власти, сфер высокой коррупционной активности;

- составить открытую информационную базу о коррупционных явлениях и конкретных коррупционерах;

- содействовать организации публичных общественных обсуждений влияния коррупции на кыргызстанскую действительность.

- создавать и популяризировать специализированные центры гражданского антикоррупционного образования.

7. Во взаимодействии органов государственного управления с государственными и независимыми СМИ:

A) Разработать, согласовать с журналистским сообществом, общественно обсудить и закрепить законодательно алгоритм отношений СМИ, органов государственного управления и политической власти по вопросам антикоррупционного взаимодействия. Для этого:

- определить рамки полномочий и порядок участия СМИ в антикоррупционных экспертизах нормативно-правового законодательства и расследованиях, а так же правила их взаимодействия с правоохранительными органами;

- закрепить законодательно, поддерживать административно и поощрять финансово проведение независимых журналистских антикоррупционных расследований. Придавать материалы и факты по соответствующим расследованиям гласности. В этих целях ввести систему грантов для СМИ в области антикоррупционного противодействия;

- повысить роль и расширить сферу участия СМИ при осуществлении контроля достоверности сведений, указываемых в публичной отчетности органами государственной власти и управления, расходующих непосредственно бюджетные средства;

- обеспечить обязательное и оперативное реагирование органов власти и должностных лиц на сообщения СМИ о фактах коррупции. Законодательно закрепить порядок привлечения к дисциплинарной и уголовной ответственности должностных лиц, препятствующим представителям СМИ в сборе и распространении информации о фактах коррупции;

- создать свободную и независимую информационную площадку в СМИ и сети Интернет для высказывания представителями журналистского сообщества, общественными группами и отдельными лицами по фактам коррупции и незаконной деятельности;

- ввести государственную аккредитацию журналистов и блогеров для представительства в органах государственного управления и политической власти.

- осуществить нормативно-правовое закрепление неприкосновенности и защиты представителей СМИ при проведении ими антикоррупционной деятельности и расследовании; укреплять институты защиты конфиденциальности журналистских источников информации;

Б) Разграничить государственные и негосударственные СМИ. Для этого:

- ввести запрет на участие негосударственных структур в уставном капитале государственных СМИ и государственных структур в уставном капитале негосударственных СМИ;

B) Обеспечить равные права государственных и негосударственных СМИ в их антикоррупционной деятельности. Для этого:

- изменить методы руководства государственными СМИ в направлении обеспечения их профессиональной самостоятельности;

- равным образом поощрять антикоррупционную работу и деятельность руководителей государственных и владельцев негосударственных СМИ;

Г) Оказывать поддержку усилий журналистского сообщества по выработке и обеспечению соблюдения правил профессиональной этики, принципов поведения и внедрению этических стандартов при проведении журналистских расследований. Для этого:

- внедрить систему повышения квалификации СМИ в антикоррупционном противодействии;

- принимать меры информационного и правового характера, направленные на искоренение коррупции в самих СМИ.

По нашему мнению, перечисленные практические меры информационной политики, направленные на предупреждение и снижения уровня коррупции могут существенно повысить эффективности государственной антикоррупционной политики Кыргызстана в целом. В то же время данные меры носят дискуссионный характер, требуют конкретизации, дальнейшей разработки и тщательной научной и общественной экспертизы.

Таким образом, информационная антикоррупционная политика представляет собой научно-определенную обоснованно-последовательную системную деятельность государственных и общественных институтов, направленную на уменьшение информационного влияния и психологического воздействия коррупционных отношений в обществе и государстве.

Главными целями информационного и информационно-психологического антикоррупционного воздействия на общество должно быть изменение коррупционного сознания и формирование негативного отношения к коррупции; переориентирование духовных ценностей и менталитета, где основными парадигмами должны стать законность и правопорядок, высокая правовая культура граждан. Это должно санкционироваться и проводиться государством, которое в свою очередь должно быть открытым в своей деятельности. Информационная политика в области предупреждения и снижения уровня коррупции должна быть нацелена на выявление и открытие обществу скрытых механизмов коррупции. Основной задачей информационной политики в сфере противодействия коррупции являются: освещение коррупции, как системного, угрожающего государственной и общественной безопасности явления, а так же повышение уровня доверия общества к государству.

Литература

1. Сариев Т. Основные направления, где предстоит искоренить коррупцию. URL: AP 2015 https://news.maiLra/incident/23380253/?frommail=1. (дата обращения: 25.09.2015).

2. План мероприятий государственных органов Кыргызской Республики по выполнению Государственной стратегии антикоррупционной политики Кыргызской Республики на 2015 - 2017 годы. Утвержден Постановлением Правительства КР от 16 июня 2015 года № 364.

3. Постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Программы и Плана мероприятий Правительства Кыргызской Республики по противодействию коррупции на 2012 -

2014 годы» от 30 августа 2012 года № 596; п. 35 приложения к постановлению Правительства Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Кыргызской Республики» от 1 июля 2013 года № 395; постановление Правительства Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Программы и Плана мероприятий Правительства Кыргызской Республики по противодействию коррупции на 2012 - 2014 годы» от 30 августа 2012 года № 596» от 11 апреля 2014 года № 209.

4. Приложение к Плану мероприятий государственных органов Кыргызской Республики по выполнению Государственной стратегии антикоррупционной политики Кыргызской Республики на

2015 - 2017 годы.

5. Постановление Правительства КР от 16 июня 2015 года № 364.

6. Рот С. Каковы перспективы краудсорсинга? Транснациональные стратегии открытых инноваций для предотвращения «утечки умов» из стран СНГ / Перевод с английского Пипия Л. К. (сост.) // Общественные и гуманитарные науки: тенденции развития и перспективы сотрудничества. - М.: Ин-т проблем развития науки РАН, 2009. С. 327-345.

7. Джефф Хау. Краудсосрсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса.М.: Альпина Паблишер, 2012. С. 49.

8. Crowdsourcing - Definition and More from the Free Merriam-Webster Dictionary. URL: http://www.merriam-webster.com/dictionary/crowdsourcing. (дата обращения: 20.09.2015).

9. Магомедов К. Коррупция в органах государственной власти и управления: социологический анализ и прогноз // Государственная служба, 2010. № 4. С. 14-17.

Actual problems of political imagology in modern Kyrgyzstan

Bokoshova I.

Актуальные задачи политической имиджелогии в современном Кыргызстане

Бокошова И. Ж.

Бокошова Илима Жамгырбековна / Bokoshova Ilima — соискатель, кафедра культурологии и политических технологий, Кыргызский национальный университет им. Жусупа Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной работе обсуждаются актуальные задачи политической имиджелогии в современном Кыргызстане. Обосновывается необходимость обращения к результатам теоретических исследований имиджевой проблематики в зарубежной политологии в становлении и развитии нового направления изучения политической жизни Кыргызстана. При этом подчеркивается, что главным и важным остается для научного анализа описание и объяснение конкретных черт, характеристик формирования и утверждения имиджей кыргызских политических деятелей. Abstract: this paper discusses the current challenges of the political imagology in modern Kyrgyzstan. It justifies the necessity of referring to the results of theoretical research of image problems in the foreign political science in the formation and development of new directions in the study of the political life of Kyrgyzstan. It emphasizes that the main and important for scientific analysis is the description and explanation of specific features, characteristics of the formation and approval of images of Kyrgyz politicians.

Ключевые слова: политическая имиджелогия, имиджевая проблематика, имидж политического деятеля, кыргызские политики, политическая жизнь Кыргызстана, задачи политической имиджелогии, политические технологии.

Keywords: political imagology, problems of images, image ofpolitical figure, Kyrgyz politicians, political life of Kyrgyzstan, challenges ofpolitical imagology, political technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.