Научная статья на тему 'Совершенствование государственно-правовой политики в области противодействия коррупции в Республике Саха (Якутия)'

Совершенствование государственно-правовой политики в области противодействия коррупции в Республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
617
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ГОСОРГАН / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / ГОССЛУЖАЩИЙ / РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / COUNTERING CORRUPTION / STATE AUTHORITIES / CONFLICT OF INTEREST / PUBLIC OFFICER / REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яковлев Макар Макарович, Мартынов Андрей Андреевич

В статье изложены вопросы реализации государственной политики в области противодействия коррупции в Республике Саха (Якутия), представлен опыт оценки эффективности антикоррупционной деятельности госорганов, проведен анализ работы кадровых служб госорганов субъекта. Как положительный опыт представлен рейтинг эффективности и результативности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), одним из показателей которых является антикоррупционная деятельность. Разработаны рекомендации по усилению общественного контроля в борьбе с коррупцией, внедрению антикоррупционных принципов в оценке управленческих кадров. Авторы предлагают готовить ежегодный государственный доклад о противодействии коррупции в Республике Саха (Якутия), создать научный экспертный совет, разработать государственную или проектную программу. Указанные практические предложения смогут позволить эффективному взаимодействию власти и общественных институтов, объективно оценить эффективность проводимых антикоррупционных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of state legal policy in the field of countering corruption in the Republic of Sakha (Yakutia)

The study discusses the issues of implementing state policy in the field of corruption counteraction in the Republic of Sakha (Yakutia). The research describes the practices of evaluating the effectiveness of anti-corruption activities performed by state authorities and analyzes the activities of government personnel services. The performance rating of the executive bodies’ activities in the Republic of Sakha (Yakutia) is presented as the positive experience in this regard, and anti-corruption activity is reviewed as one of its indicators. The research provides recommendations for strengthening the public control in the fight against corruption and implementing anti-corruption principles while evaluating the administrative personnel activities. The authors propose preparing an annual state report on countering corruption in the Republic of Sakha (Yakutia), establishing an Academic Advisory Council, and developing a national project or program. These proposals will allow the authorities effectively interacting with public institutions to assess objectively the effectiveness of anti-corruption measures.

Текст научной работы на тему «Совершенствование государственно-правовой политики в области противодействия коррупции в Республике Саха (Якутия)»

УДК 342.52:328.185(571.56)

https://doi.org/10.24158/tipor.2017.12.33

Яковлев Макар Макарович кандидат юридических наук,

заведующий кафедрой уголовного права и процесса Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова

Мартынов Андрей Андреевич

кандидат биологических наук, руководитель Департамента кадровой политики, государственной и муниципальной службы Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Yakovlev Makar Makarovich

PhD in Law, Head of the Criminal Law and Process Department, North-Eastern Federal University

Martynov Andrey Andreevich

PhD in Biology, Head of the Personnel Policy, State and Municipal Service Department, Administration of the Head of the Republic of Sakha (Yakutia) and the Government of the Republic of Sakha (Yakutia)

IMPROVEMENT OF STATE LEGAL POLICY IN THE FIELD OF COUNTERING CORRUPTION IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Аннотация:

В статье изложены вопросы реализации государственной политики в области противодействия коррупции в Республике Саха (Якутия), представлен опыт оценки эффективности антикоррупционной деятельности госорганов, проведен анализ работы кадровых служб госорганов субъекта. Как положительный опыт представлен рейтинг эффективности и результативности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), одним из показателей ко-торых является антикоррупционная деятельность. Разработаны рекомендации по усилению общественного контроля в борьбе с коррупцией, внедрению антикоррупционных принципов в оценке управленческих кадров. Авторы предлагают готовить ежегодный государственный доклад о противодействии коррупции в Республике Саха (Якутия), создать научный экспертный совет, разработать государственную или проектную программу. Указанные практические предложения смогут позволить эффективному взаимодействию власти и общественных институтов, объективно оценить эффективность проводимых антикоррупционных мероприятий.

Ключевые слова:

противодействие коррупции, госорган, конфликт интересов, госслужащий, Республика Саха (Якутия).

Summary:

The study discusses the issues of implementing state policy in the field of corruption counteraction in the Republic of Sakha (Yakutia). The research describes the practices of evaluating the effectiveness of anti-corruption activities performed by state authorities and analyzes the activities of government personnel services. The performance rating of the executive bodies' activities in the Republic of Sakha (Yakutia) is presented as the positive experience in this regard, and anti-corruption activity is reviewed as one of its indicators. The research provides recommendations for strengthening the public control in the fight against corruption andim-plementing anti-corruption principles while evaluating the administrative personnel activities. The authors propose preparing an annual state report on countering corruption in the Republic of Sakha (Yakutia), establishing an Academic Advisory Council, and developing a national project or program. These proposals will allow the authorities effectively interacting with public institutions to assess objectively the effectiveness of anti-corruption measures.

Keywords:

countering corruption, state authorities, conflict of interest, public officer, Republic of Sakha (Yakutia).

Коррупция является сегодня распространенной во всем мире проблемой, привлекающей внимание правительственных структур, государств, международных организаций, граждан. Источник этой «серьезной проблемы находится в плоскости неэффективного управления» [1]. Коррупция - это собирательный термин [2]. Как отмечает ООН, попытки дать определение коррупции «непременно сталкиваются с юридическими, криминологическими и во многих странах политическими проблемами» [3]. Современные экономические, политические и общественные вызовы выдвигают в одно из приоритетных направлений в развитии мирового сообщества и общественных отношений борьбу с коррупцией. Коррупция является серьезным тормозом в экономическом и правовом развитии любого государства, подвергает риску суверенитет и безопасность страны. Особенно опасны транснациональные формы коррупции. Проникая во все сферы жизнедеятельности человека, она нарушает их нормальное функционирование и устойчивое развитие, снижает нравственность и материальное благосостояние людей, приводит к кризису доверия. В ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию

Российской Федерации вопросам противодействия коррупции уделяется особое внимание. Борьба с коррупцией должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем до воспитания в гражданах нетерпимости к любым фактам проявления коррупции, в том числе бытовым. Для эффективного противодействия коррупции все сферы государственного управления, государственные и муниципальные услуги, деятельность государственной власти, правоохранительной и судебной системы должны быть открытыми для общества. Необходимо активно внедрять механизмы общественного контроля, повышать эффективность работы общественных советов, независимых экспертов, привлекать средства массовой информации.

В 2008 г. принят Федеральный закон Российской Федерации № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», в последние годы интенсивно развивается нормативно-правовая база, в 2010 г. Указом Президента Российской Федерации впервые приняты Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2010-2011 гг. Национальный план противодействия коррупции принимается ежегодно и реализуется, проводится его мониторинг и анализ. Борьба с коррупцией в России выходит на системный уровень и носит непрерывный характер.

Несмотря на ряд серьезных принятых мер по противодействию коррупции в России, эффективность антикоррупционных мероприятий государственных структур и институтов гражданского общества на сегодняшний день оставляет желать лучшего. Для развития борьбы с коррупцией в стране нужен целый комплекс государственных и общественных механизмов, направленных на предупреждение и пресечение коррупции с учетом специфики сфер ее распространения. Государственные меры противодействия коррупции должны базироваться на фундаментальной и прикладной научной базе, положительном опыте зарубежных стран в борьбе с коррупцией. Масштабность проявлений коррупции, тяжелые экономические и политические последствия, недостаточность принимаемых государственных антикоррупционных мер, распространение правового нигилизма говорят об актуальности и необходимости научных исследований в области противодействия коррупции.

На государственном уровне вопросам противодействия коррупции в Республике Саха (Якутия) впервые уделено особое внимание 10 мая 2007 г. на заседании Совета по координации работы по укреплению законности, правопорядка при Президенте Республики Саха (Якутия). После принятия федерального закона в феврале 2009 г. принят Закон Республики Саха (Якутия) «О противодействии коррупции в Республике Саха (Якутия)» [4]. В республике в целях обеспечения реализации законодательства в области административной реформы и противодействия коррупции в период с 2008 по 2015 г. принято 83 нормативных правовых акта [5]. В целях реализации № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 18.11.2012 № 1735 создано специализированное подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений - департамент по противодействию коррупции и взаимодействию с правоохранительными органами Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия).

В марте 2015 г. Администрация Президента Российской Федерации провела плановую проверку по организации работы по профилактике коррупционных правонарушений и реализации мер антикоррупционной политики в органах государственной власти Республики Саха (Якутия). Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.07.2015 № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» из состава Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) выведен Департамент при Главе Республики Саха (Якутия) по профилактике коррупциогенных и иных правонарушений в отдельный самостоятельный и независимый государственный орган субъекта - Управление при Главе Республики Саха (Якутия) по профилактике коррупционных и иных правонарушений [6]. В октябре 2015 г. Указом Главы Республики Саха (Якутия) образована Комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Республике Саха (Якутия) и утверждено ее положение [7]. Управление при Главе Республики Саха (Якутия) по профилактике коррупционных и иных правонарушений в декабре 2016 г. получил статус государственного органа Республики Саха (Якутия) [8], являющегося единственным среди субъектов Российской Федерации. Таким образом, Республика Саха (Якутия) - это один из ведущих субъектов Российской Федерации, на практике положительно реализующий самые современные законодательные новеллы и Указ Президента Российской Федерации от 15.07.2015 № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции». Опыт организации работы в области противодействия коррупции в Республике Саха (Якутия) в декабре 2016 г. отмечен на федеральном уровне.

Рейтинг эффективности и результативности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) проводится по восьми основным показателям, одним из которых является антикоррупционная деятельность. Для активизации деятельности кадровых служб госорганов по проверке и выявлению фактов предоставления недостоверных сведений дополнительно введен показатель № 6. Дополнительно введены показатели № 10 - «Организация антикоррупционной работы в подведомственных учреждениях», № 11 - «Организация работы комиссий по противодействию коррупции и комиссий по соблюдению правил по служебному поведению и урегулированию конфликта интересов». Вышеуказанные мероприятия проводят кадровые службы госорганов.

Структурными подразделениями по вопросам госслужбы и кадров органов госвласти республики в 2013 г. проведено 714 проверок, 2014 г. - 637, 2015 г. - 642. В результате проверок к дисциплинарной ответственности привлечены в 2013 г. - 62 госслужащих, 2014 г. - 37, 2015 г. -50. Всего за 2011-2015 гг. в органах госвласти региона на заседаниях комиссий по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих республики и урегулированию конфликта интересов проведено 155 заседаний комиссий (2011 г. - 37, 2012 г. - 31, 2013 г. - 48, 2014 г. - 39), на которых рассмотрены 257 материалов (2011 г. - 68, 2012 г. - 56, 2013 г. - 83, 2014 г. - 50), касающихся представления госслужащими недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, из них в 202 случаях установлены нарушения (2011 г. - 54, 2012 г. - 49, 2013 г. - 61, 2014 г. - 38).

По результатам заседаний комиссий в органах госвласти субъекта к дисциплинарной ответственности привлечены 166 госслужащих (2011 г. - 28, 2012 г. - 41, 2013 г. - 60, 2014 г. - 37); оформлены 86 материалов (2011 г. - 17, 2012 г. - 3, 2013 г. - 39, 2014 г. - 37), касающихся обеспечения соблюдения служащими требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления мер по предупреждению коррупции; нарушения установлены в 8 случаях. Привлечено к дисциплинарной ответственности 6 госслужащих (2011 г. - 7, 2012 г. - 1, 2013 г. - 0, 2014 г. - 0); оформлены 17 материалов, касающихся несоблюдения служащими требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов (2011 г. - 0, 2012 г. - 7, 2013 г. - 7, 2014 г. - 3); нарушения установлены в 4 случаях (2011 г . -0, 2012 г. - 4, 2013 г. - 0, 2014 г. - 0); рассмотрены 52 обращения граждан - бывших госслужащих и лиц, замещавших государственные должности (2011 г. - 4, 2012 г. - 11, 2013 г. - 16, 2014 г. - 21), о даче согласия на замещение должностей в коммерческих или некоммерческих организациях либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора [9].

В целях повышения уровня правосознания граждан и популяризации антикоррупционных стандартов поведения среди населения руководители и сотрудники, ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений органов государственной власти, представители Якутского регионального отделения ООО Общество «Знание» России регулярно участвуют в конференциях, видеоконференциях, круглых столах, семинарах, встречах с населением и студенчеством республики, на которых разъясняются принципы антикоррупционной деятельности (участники знакомятся с нормативно-правовыми актами в сфере противодействия коррупции, рекомендациями о нормах этического и антикоррупционного поведения), вопросы административной и уголовной ответственности за коррупционные правонарушения, основные положения международного и российского законодательства по противодействию коррупции, ситуации конфликта интересов и механизмы его преодоления.

На ведомственных сайтах всех органов государственной власти Республики Саха (Якутия) имеются информационные разделы, отражающие деятельность в сфере антикоррупционной политики, каналы обратной связи, в том числе «телефоны доверия», по которым граждане имеют возможность реализовать право на обращение в государственные органы, направление и получение информации в сфере противодействия коррупции.

Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 2 мая 2012 г. № 399-р утвержден План реализации Концепции повышения правовой культуры населения Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 гг., утвержденной распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 24 декабря 2011 г. № 977-РП. В целях реализации Концепции планом предусмотрены: организация и проведение конкурса среди интернет-ресурсов, ведущих правовое просвещение населения; организация и проведение бесплатных юридических консультаций для населения; организация просветительского проекта «Человек и право»; организация информационно-разъяснительного проекта «Антикоррупционный ликбез»; организация просветительского проекта «Молодежный правовой ликбез»; создание единого интернет-портала по правовому просвещению граждан с возможностью проведения онлайн-консультаций; выпуск буклетов, листовок, книжных закладок для читателей правовой, в том числе антикоррупционной тематики; проведение орга-

нами государственной власти тематических классных часов, открытых уроков, лекций в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) по разъяснению норм действующего законодательства. Принято постановление Правительства Республики Саха (Якутия) № 329 «Об утверждении проектной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие правовой грамотности и правосознания граждан в Республике Саха (Якутия) на 2014-2016 годы"». Планом противодействия коррупции в Республике Саха (Якутия) на 2014-2015 гг. предусмотрен комплекс мероприятий по антикоррупционному просвещению государственных гражданских и муниципальных служащих, населения республики, направленных на формирование антикоррупционного мировоззрения, повышение уровня правосознания и правовой культуры в Республике Саха (Якутия).

В Республике Саха (Якутия) к сферам, наиболее подверженным коррупционной преступности, относятся сферы образования, деятельность органов местного самоуправления, а также область безопасности дорожного движения, где выявляется наибольшее количество преступлений, предусмотренных ст. 291 УК РФ (дача взятки). Основная масса выявленных прокуратурой Республики Саха (Якутия) нарушений в сфере противодействия коррупции (2 985 из 3 812) допущена органами местного самоуправления.

По данным Следственного управления Следственного комитета РФ по Республике Саха (Якутия), в 2015 г. в производстве Следственного управления находилось 180 уголовных дел о коррупционных преступлениях. Общее число лиц, совершивших коррупционные преступления, - 82 (за аналогичный период предыдущего года (далее - АППГ) - 64), в том числе в органе законодательной власти - 2 (АППГ - 0), в органах местного самоуправления - 17 (АППГ - 10), в том числе депутатами - 1 (АППГ - 0), главами муниципальных образований - 6 (АППГ - 4), иными должностными лицами - 10 (АППГ - 6), в государственных, муниципальных учреждениях, предприятиях - 13 (АППГ - 19). Установлено причинение материального ущерба по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности в общей сумме 143 997 тыс. р., возмещено ущерба на сумму 61 488 тыс. р. Удельный вес возмещения ущерба составил 42,7 % (АППГ - 27,6 %).

По данным МВД по Республике Саха (Якутия), за 12 месяцев 2016 года выявлено 128 (+5,8 %; 121) экономических преступлений коррупционной направленности, в том числе 93 тяжких и особо тяжких составов (+6,4 %; 87), удельный вес которых от общего числа выявленных преступлений коррупционной направленности составил 72,6 % (71,9 %). Выявлено 32 преступления коррупционной направленности, совершенные в крупном и особо крупном размере (-5,9 %; 34). По главе 30 УК РФ (преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления) выявлено 77 преступлений, из них 57 учтено (-9,5 %; 63).

За этот же период задокументировано 40 фактов взяточничества (+2,6 %; 39). Структура задокументированных фактов взяточничества состоит из следующих статей УК РФ: ст. 290 - 4 (10); ст. 291 - 19 (29); ст. 291.1 - 1 (0); ст. 291.2 - 16. Расследованием окончены уголовные дела и разрешены материалы по 123 преступлениям (+26,8 %; 97). До суда доведены 113 уголовных дел (+63,8 %; 69). По раскрытым коррупционным преступлениям размер причиненного материального ущерба составил 204 862 тыс. р. (57 874 тыс. р.). В счет возмещения ущерба изъято денежных средств товарно-материальных ценностей и имущества, добровольно погашено на сумму 109 650 тыс. р. (42 852 тыс. р., или 53,5 % (+82,7 %). Установлено 89 виновных лиц (21,9 %; 73).

К уголовной ответственности привлечено 76 лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления коррупционной направленности (+20,6 %; 63). Субъектами выявленных коррупционных и должностных преступлений, предусмотренных главой 30 УК РФ по итогам 2016 г., явились (без учета преступлений по ст. 291, 291.2 УК РФ) должностные лица следующих сфер деятельности: 7 высших должностных лиц и 1 должностное лицо органов местного самоуправления; 2 руководителя при осуществлении полномочий по реализации политики в сфере культуры; 2 должностных лица при осуществлении полномочий в сфере здравоохранения; сотрудники сферы образования участвовали в 21 преступлении; 1 должностное лицо, осуществляющее полномочия по контролю и надзору за реализацией лесохозяйственного регламента и организацией использования лесов; 2 руководителя при осуществлении функций в области финансирования жилищно-коммунального хозяйства; 2 должностных лица при осуществлении полномочий социального обслуживания семьи и детей; 1 должностное лицо, осуществляющее полномочия в сфере государственного кадастрового учета недвижимости; 1 должностное лицо при осуществлении функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах; 9 должностных лиц при осуществлении полномочий в сфере связи; сотрудники правоохранительных органов совершили 21 преступление. Данные сведения подтверждают тот факт, что правонарушения коррупционного характера в основном встречаются в органах местного самоуправления, муниципальных и государственных учреждениях, расположенных на территории муниципальных образований.

С целью изучения оценки уровня распространенности коррупции, предрасположенности к ней населения и эффективности принимаемых антикоррупционных мер в 2014-2015 гг. проведены социологические исследования. Как показал анализ данных, среди населения республики преобладает мнение, что СМИ недостаточно освещает проблему коррупции.

В республике обеспечивается исполнение нормативной правовой базы органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в сфере противодействия коррупции требованиям законодательства Российской Федерации. Реализуется Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 гг., проводится постоянный мониторинг исполнения. Республика одной из первых в России внедрила методику оценки уровня антикоррупционной деятельности исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия), что является мотивирующим фактором в повышении ответственности руководителей государственных органов.

В органах государственной власти Республики Саха (Якутия) организована работа подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Кадровыми службами постоянно проводится проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), и государственными гражданскими служащими Республики Саха (Якутия). Наблюдается тенденция уменьшения количества госслужащих, привлеченных к дисциплинарной ответственности (2013 г. - 60, 2014 г. - 39, 2015 г. - 44), что объясняется постоянным проведением информационно-разъяснительной работы среди госслужащих. Обеспечена работа комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих республики и урегулированию конфликта интересов (2013 г. - 48, 2014 г. - 39, 2015 г. - 97 заседаний). В исполнительных органах государственной власти организовано проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов (2013 г. - 1 313, 2014 г. - 2 210, 2014 г. - 2 201 проект НПА). Главой Республики Саха (Якутия) строго контролируется соблюдение Кодекса этического поведения членов Правительства Республики Саха (Якутия) и государственных гражданских служащих. Принят Стандарт антикоррупционного поведения государственного гражданского служащего, с которым каждый госслужащий ознакомился и расписался. На регулярной основе проводится обучение тех госслужащих, на которых распространяются антикоррупционные запреты, ограничения и обязанности. Организовано антикоррупционное просвещение, формирующее у госслужащих отрицательное отношение к коррупции с участием общественных объединений и других институтов гражданского общества.

Основными факторами, способствующими коррупции, являются:

- недостаточная профилактическая работа исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления;

- низкий уровень правового, профессионального, бюджетного контроля за деятельностью государственных гражданских служащих и муниципальных служащих;

- отсутствие мониторинга федерального и регионального законодательства органами местного самоуправления;

- отсутствие гласности в работе по освоению бюджетных средств.

По результатам анализа и мониторинга реализации государственной политики в области противодействия коррупции в Республике Саха (Якутия) предлагаем следующее:

1. Внести дополнения в Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», дающие право обращения членов общественных палат субъектов Российской Федерации, общественных советов министерств и ведомств в органы государственной власти с информацией, по которой возможно проведение указанных проверок лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц, их доходов и расходов.

2. Разработать единую методику определения основных индикаторов и показателей эффективности программ противодействия коррупции субъектов Российской Федерации.

3. Законом Республики Саха (Якутия) от 21.02.2013 1161-З № 1225-^ «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) "О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)"» установлены основные нормы для введения ротации на гражданской службе Республики Саха (Якутия). Закон вступил в силу с 1 января 2013 г. Перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих, и план проведения ротации гражданских служащих утверждаются указами Главы Республики Саха (Якутия), которые в настоящее время не приняты. В связи с этим вносим предложение предусмотреть финансовые средства для реализации Закона, для ротации госслужащих, в функции которых входят контрольно-надзорные полномочия (территориальные органы Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) и Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия)).

4. Разработать и реализовать государственную программу или проектную программу «Противодействие коррупции в Республике Саха (Якутия) на 2018-2019 годы».

5. Готовить ежегодный Государственный доклад о противодействии коррупции в Республике Саха (Якутия) и размещать в открытом доступе в сети Интернет для общественного обсуждения.

6. Предложить готовить Общественной палате Республики Саха (Якутия) ежегодный доклад об эффективности проводимых в Республике Саха (Якутия) антикоррупционных мероприятий и участии институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики.

7. Формировать республиканскую научную экспертную группу по вопросам противодействия коррупции при Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике Саха (Якутия).

8. Разработать электронный портал «Народный контроль коррупции» (как инструмент профилактики коррупции).

9. Изучить практический опыт работы с резервом кадров и вопросам противодействия коррупции в Казахстане.

10. Распространить положительный опыт Республики Саха (Якутия):

- в подборе претендентов на должности государственной гражданской службы и при назначении на должности государственной гражданской службы установить обязательным требованием к кандидатам сдачу тестирования по вопросам противодействия коррупции в центрах тестирования;

- в проведении комплексной оценки профессиональных и личностных качеств государственных гражданских служащих категории «руководители» с целью повышения ответственности и ротации руководящих кадров.

Ссылки:

1. Popova Y., Podolyakina N. Pervasive Impact of Corruption on Social System and Economic Growth // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 110. P. 727-737.

2. UN Guide for Anticorruption Policies [Электронный ресурс]. Vienna, 2003. P. 21-34. URL: https://www.unodc.org/pdf/crime/corruption/UN_Guide.pdf (дата обращения: 13.12.2017).

3. The Global Programme against Corruption. UN Anti-Corruption Toolkit [Электронный ресурс]. Vienna, 2004. P. 10. URL: https://www.unodc.org/documents/corruption/Toolkit_ed2.pdf (дата обращения: 13.12.2017).

4. О противодействии коррупции в Республике Саха (Якутия) : закон Республики Саха (Якутия) от 19 февр. 2009 г. 668-З № 227-IV : ред. от 15 июня 2016 г.

5. Сводная справка об организации работы по профилактике коррупционных правонарушений и реализации мер антикоррупционной политики в органах государственной власти Республики Саха (Якутия). 2015.

6. О совершенствовании структуры исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) : Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 9 марта 2016 г. № 972.

7. О Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике Саха (Якутия)» (вместе с «Положением о Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике Саха (Якутия)» : Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 9 окт. 2015 г. № 702 : ред. от 4 июля 2016 г.

8. О внесении изменений в отдельные правовые акты Главы Республики Саха (Якутия) и утверждении структуры Управления при Главе Республики Саха (Якутия) по профилактике коррупционных и иных правонарушений : Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 22 дек. 2016 г. № 1596.

9. Мартынов А.А. Противодействие коррупции в органах государственной власти Республики Саха (Якутия). Якутск, 2017. 92 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.