Научная статья на тему 'Сущностная характеристика национальной идентичности'

Сущностная характеристика национальной идентичности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1011
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / НАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ETHNIC RELATIONS / ЭТНИЧНОСТЬ / ETHNICITY / NATIONALITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тороканова Фатима

В данной статье рассматривается сущность национальной идентичности, определяются некоторые теоретические положения. Базовым понятием является «нация», которая характеризуется общностью территории, экономических связей, языка, особенностей культуры, психического склада. Определяется, что содержание национальной идентичности характеризуется национальным менталитетом образом мышления и психологии, социальных качеств и эмоционально-психологических наклонностей. Менталитет объединяет в себе следующие формы: мышление, норму поведения, сферу чувств. Подчеркивается, что в национальном менталитете пересекаются и растворяются в его структуре такие различные жизненные факторы человеческого существования, как природное и культурное, сознательное и бессознательное, национальное и общечеловеческое, индивидуальное и общественное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущностная характеристика национальной идентичности»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

The essential characteristic of national identity Torokanova F.

Сущностная характеристика национальной идентичности

Тороканова Ф.

Тороканова Фатима / Torokanova Fatima — аспирант, кафедра политологии,

Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной статье рассматривается сущность национальной идентичности, определяются некоторые теоретические положения. Базовым понятием является «нация», которая характеризуется общностью территории, экономических связей, языка, особенностей культуры, психического склада. Определяется, что содержание национальной идентичности характеризуется национальным менталитетом - образом мышления и психологии, социальных качеств и эмоционально-психологических наклонностей. Менталитет объединяет в себе следующие формы: мышление, норму поведения, сферу чувств. Подчеркивается, что в национальном менталитете пересекаются и растворяются в его структуре такие различные жизненные факторы человеческого существования, как природное и культурное, сознательное и бессознательное, национальное и общечеловеческое, индивидуальное и общественное.

Abstract: this article deals with the essence of national identity, is determined by some theoretical propositions. The basic concept is the «nation», which is characterized by a common territory, economic ties, language, culture, the psychological make-up. It is determined that the content of the national identity is characterized by national mentality - a mentality and psychology, social skills and emotional -psychological tendencies. The mentality combines the following forms of thinking, behaviors, the scope of the senses. It is emphasized that in the national mentality overlap and dissolve in its structure such different life factors of human existence as the natural and cultural, conscious and unconscious, national and universal, individual and social.

Ключевые слова: идентичность, нация, национальные отношения, этничность, межэтнические отношения.

Keywords: identity, nationality, ethnic relations, ethnicity, ethnic relations.

Идентичность как социальное явление является объектом исследования многих наук: психологии, социологии, политологии и др., изучаются разные стороны идентичности: психологические, государственные, культурные, религиозные т. д. В данной статье автор ставит задачу - рассмотреть суть национальной идентичности как особой разновидности социальной идентичности. Ранее в западноевропейской науке особое место занимали психологические трактовки идентичности и идентификации. В последнее годы появляются публикации, характеризующие самоидентификацию индивидов, государств.

В основу настоящего исследования в отношении идентичности взят во внимание подход немецкой школы о том, что идентичность - это тождественность человека самому себе и обозначает твердо усвоенный и личностно-принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру; чувство адекватности и стабильное владение личностью собственным «Я», независимо от изменений «Я» и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе развития. Можно выделить профессиональную, социально-ролевую, статусную и другие идентичности. В научной литературе идентичность подразделяют на гражданскую, этническую или национальную, государственную, религиозную и т. д.

С появлением в европейской науке девятнадцатого века концепции «нация - государство» зародилась теперь уже ставшая классической политико-географической триадой государство - нация -территория, не только связавшая национальную и политическую идентичность, но и поставившая национальную идентичность на «верхний этаж» в иерархии идентичностей. Идентичность выступает в содержании и по форме национальной идентичности.

Существует огромное количество теоретических направлений данной проблемы, вызывающей дискуссию среди многих ученых и специалистов, то как идеология, то как политическая доктрина, то как переживание, то как чувство. Поток публикаций по проблеме постоянно нарастает, но нужно принять факт, что окончательного определения в решении проблемы не найдено. Общепринятого

подхода и понимания основных категорий в этой области так пока и не достигнуто. Этнографы, социологи и политологи, психологи и историки подходят к категории национальной идентичности с точки зрения своих дисциплин, целый ряд обществоведов предлагает концепции категории на синтетическом, философском уровне.

Специфику и особенность национальной идентичности невозможно понять без функции, которую выполняет национальная идентификация. Поэтому основной функцией национальной идентификации является - сделать население страны однородным, пропитать общими интересами и представлениями, обеспечить социальное согласие, единство государства и народов.

Национальная идентичность направлена на то, чтобы раскрывать национальные проблемы, при этом не забывая о человеческом факторе в решении задач укрепления независимости и суверенитета государства. Являясь психологическим механизмом отождествления, она формирует, во-первых, национальное самосознание, способствует диалогу культур этносов, органическому функционированию социальных структур, социальной интеграции общества. Во-вторых, осуществляет отражение различного рода социальных угроз этносу. Важно, чтобы она выступала объединяющим людей фактором, и она может стать таковой вследствие соблюдения прав и свобод человека или этноса, религиозной толерантности, высокой культуры межэтнического общения. В этом случае национальная идентичность ведет к межэтнической консолидации интеграции, способствует поступательному развитию государства и общества [1].

Концепт национальной идентичности опирается, прежде всего, на такие ключевые, базовые понятия, как «идентичность», «этническая идентичность», «нация», «этнос», «народ» и т. д. От выработки этой проблемы зависят основы национального, государственного строительства, которая является элементом государственного образования. В свою очередь, национальная проблема охватывает более широкий круг вопросов исторического, политологического, этнографического и даже биофизического свойства.

Автор в постановке вопроса пытается проанализировать понятийный аппарат национальной идентичности, его суть, уточнить, что вкладывается (в основу) национальной идентичности. Что это -национальное? Несомненно, в корне лежит - феномен - нация. Нация (от лат. - народ) - исторически складывающийся тип этноса. Нация складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры, психологического склада и этнического (национального) самосознания, отсюда видно, что нация представляет собой определенный тип этноса. Этнос (от греч. - племя, народ) - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, сознанием своего единства и отличия от другого подобного образования (самосознаний).

Как видно, между этими понятиями - «нация» и «этнос» принципиальных отличий не существует. Между тем, когда мы говорим о нации, мы отмечаем, что это социально-политическое образование, в котором участвует не только один этнос, но и другие национальные образования на определенной территории. Когда говорим об этносе, то акцентируем не только один этнос, но и другие национальные образования на определенной территории. Когда говорим об этносе, то акцентируем, на том, что данная общность людей состоит из одной национальности, и самое главное отличительное свойство — это осознание этой общности своего единства (самосознания) [2].

Исходя из такого подхода анализа, мы в дальнейшем будем придерживаться следующего: вначале определимся с характеристикой национальной идентичности, затем этнической идентичности. С позиции национальной составляющей национальная идентичность имеет такую социально-политическую функцию, в основе которой лежит объединяющее начало этносов, связанное с достижением общей для государства цели. С политической точки зрения национальность не должна стать исключительным инструментом для объединения и совместного достижения конкретных целей в обществе и стать деструктивным элементом. Национальная идентичность может быть понятна только как результат взаимодействия между этническими и политическими компонентами. Самым существенным в данном процессе является сохранение этнических элементов в нынешней национальной идентичности, которые превратили ее в новую действительность.

Существенным в национальной идентичности является ее действенность, поэтому нами переносится упор на плоскость изучения различных аспектов этнической и национальной идентичности. При выявлении сущности этнической и национальной идентичности в социальных науках (этнологии, социальной антропологии, политологии, культурологии, социологии) сформировались три основных подхода и теоретических направлений в понимании этнического: примордиализм, инструментализм и конструктивизм, которые по-разному понимают и оценивают происходящее в этнической сфере.

Примордианский подход определяет этничность, единство с объективными характеристиками принадлежности: территория, язык, расовый тип, религия, психология, мировоззрение и так далее. Представители примордиализма характеризуют этничность как объективную данность, исконную (примордиальную) сущность человечества. Важность данной теории состоит в том, что «этничность» здесь выступает как фундаментальная категория человека как социального и биологического существа.

Этничность выдвигается инструментом достижения находящихся за рамками этничности целей, этническая проблема активизируется как со стороны участников этнических отношений, так и со стороны представителей власти, осмысление проблемы ведет к активности по поводу ее «разрешения». Наблюдается «забота» со стороны власти относительно этноориентировочных организаций, в признании значимости выдвигаемых требований, а также в институциональном представительстве данного этнического сообщества в средствах массовой информации, органах образования, структуры власти и т. д.

Одновременно с инструментализмом формируется конструктивизм. В данном подходе этносы рассматриваются как совершенные модели, конструкции, созданные политической элитой для достижения целей. Выделенные три подхода представляют собой идеальные типы уровней межэтнических взаимодействий, которые в практической действительности не сменяют друг друга, а существуют параллельно, в каждый конкретный период времени. Это заставило исследователей по-новому переосмыслить природу этничности, его характерологические признаки на современном этапе. При характеристике национальной идентичности определяются несколько уровней их функционирования: личностный, групповой, идеологической.

Эти уровни позволяют национальной идентичности стать основой политической мобилизации масс, способствуют выдвижению каких-либо актуальных для этнической группы политических требований и, таким образом, перерастанию национальной идентичности в национальную идею. Эта сторона национальной идентичности очень важна для нас с позиции ее политологического анализа, так как этническая идентичность - это результат осознания общей истории, культуры, традиций, места происхождения, а национальная идентичность - это разделяемые в той или иной мере членами данной этнической группы общие представления об успехах и достижениях государства, о целях, которые ставятся на перспективу, о проблемах, которые существуют и которые необходимо решать коллективно.

Не менее важной проблемой при исследовании национальной идентичности представляется сам процесс его становления (оформления), который проходит три основные фазы.

На фазе этнодифференциации происходит осознание особенностей своей общности, отличий «мы» от «они». В этой фазе определяется общность территории, языка, культуры, религии, происходит мифологизация прошлого.

В рамках фазы выработки авто- и гетеростереотипов складываются представления о национальном характере, психологическом складе, темпераменте представителя этнической общности. Для описания такого представителя обычно используют термины «модальная личность» или «этноиндивидуальность».

Фаза формирования национального является своего рода синтезом двух предыдущих, поскольку включает в себя не только оценку своего этноса, но и представление о его социально-исторических задачах, предназначении, а также о господствующих ценностных ориентациях, специфических для данной общности. Основной функцией национальных идеалов является интеграция общности, остальные же функции (коммуникативная, компенсаторная, аксиологическая, прогностическая, адаптационная и другие) носят вспомогательный характер.

Учитывая это, можно констатировать, что национальная идентичность - одна из немногих значимых социальных идентичностей, включена в механизм социализации личности и выполняет важную адаптивную функцию. Возникающая социальная ситуация воспринимается людьми как процесс «национального ренессанса» и «приобщение к корням», обращение к естественным группам «своих».

В общественно-политической литературе в последние годы имеет место взгляд, по которому понятие «нация» освобождается от этнической нагрузки. «Нация» все же понятие более гражданское, политическое, чем этническое. Поэтому, ученый Р. Г. Абдулатипов определяет этничность, прежде всего, как «своеобразную форму солидарности людей для выполнения каких-то социальных и культурных задач» [3]. Ее современное содержание есть результат сложного сочетания традиции с политическими ценностями. В связи с этим необходимо понимать, что национальная идентичность предполагает в равной мере как культурную, так и политическую идентичность, как принадлежность к определенной нации, приверженности к ее ценностям, идеалам, достижениям, вкладу в развитие государственности, осознание ее места и роли в системе межэтнических отношений, а также осознание самобытности, уникальности культуры. Поэтому следует полнее подключать весь потенциал этнического многообразия к процессу формирования консолидарного, многонационального народа.

Исходя из вышеизложенного, следует подчеркнуть, что национальная идентичность определяется национальным менталитетом - образом мышления и психологии, социальными качествами и эмоционально-психологическими наклонностями, нормами поведения, сферой чувств.

Литература

1. Артыкбаев М. Т., Борбодоев Ж. М. Кыргызстанская идентичность: теоретико-прикладные аспекты. Бишкек, 2015/ С. 27-30.

2. Бухаева А. А. Этническая идентичность и межэтнические отношения в Республике Казахстан: проблемы и перспективы. Семей, 2011.

3. АбдулатиповР. Г. Природа и парадоксы национального «Я». М., 1996.

Modern model of ethno policy of Kyrgyz society (twenty-five years of experience in the implementation) Torokanova F.

Современная модель этнополитики кыргызстанского общества (двадцатипятилетний опыт реализации) Тороканова Ф.

Тороканова Фатима / Torokanova Fatima — аспирант, кафедра политологии,

Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной статье анализируются проблемы этнополитики в суверенном кыргызстанском обществе. Кыргызстан в своей Декларации о государственном суверенитете, принятой 15 декабря 1990 года, утвердил, что граждане республики всех национальностей составляют народ Кыргызской Республики, который является единственным источником государственной власти. В этом документе было отмечено, что государственная национальная политика будет основана на принципах интернационализма, сотрудничества и взаимодействия граждан всех национальностей. Эти основополагающие принципы национальной политики кыргызстанского общества были определены в Конституциях Кыргызской Республики (1993 г., 2010 г.), в которых были конституционно оформлены права и свободы человека и граждан разных этносов, национальностей. В этих официальных документах были изложены гуманные демократические, интернациональные основы жизни различных этносов страны (а их свыше ста). В статье часто употребляются понятия «национальная политика» и «этнополитики», которые следует различать. Если национальная политика направлена на обеспечение национальных приоритетов и интересов страны, то этнополитика - на защиту интересов этнических групп населения страны. Этнос рассматривается как исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

Abstract: the article deals with the problems of ethno politics in sovereign Kyrgyz society. Twenty-five years passed since gaining independence of Kyrgyzstan (after collapse of the Soviet Union). Kyrgyzstan as other post-Soviet countries stated in its Declaration about sovereignty adopted on December 15, 1990. It says that all citizens of the republic of all nationalities comprise the nation of Kyrgyzstan which is the only source of state power. This document says that the state national policy will be based on principles of internationalism and cooperation of all nationalities. These main principles of Kyrgyz national politics were established in two Constitutions of Kyrgyzstan (1993, 2010) where the rights and freedom of people and citizens of different nations were stated. Humanistic, democratic and international bases of different ethnos of the country (more than 100 nations) were declared in these official documents. We can often meet such notions as «national policy» and «ethno politics» and we should distinguish them. If «national politics» is directed to national priorities and interests of the country, «ethno politics» is directed at defense of ethnic groups' interests of the country. Ethnos is historically fixed community ofpeople founded on a definite territory, possessing common features, stable culture peculiarities (including language) and psychological character and besides conscious of unity and differences from other similar formations (self-consciousness).

Ключевые слова: этнонациональная идентичность, этнос, этнополитика, этнополитическая общность, нация, национальные отношения, национальная идентичность. Keywords: ethnos, ethno-policy, nation, race relations, national identity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.