Научная статья на тему 'Этничность и этнополитика как инструмент современной политики'

Этничность и этнополитика как инструмент современной политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
573
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧНОСТЬ / ЭТНОС / ЭТНИЧЕСКАЯ И / ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ / ETHNICITY / ETHNOS / ETHNIC AND POLITICAL / MOBILIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Абазбек Уулу Расул

В статье предпринята попытка показать, что появились методы, и способы политизации этничности. Автор аргументирует, что этничность приобретает политическое значение, становится инструментом современной политики. Также сделан анализ этнополитики Кыргызской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnicity and ethnic policy as the instrument of the modern politics

The author tries to demonstrate the methods and ways of politicization of ethnicity. The author provides the reasons for the political significance of ethnicity as a tool of the modern politics and analyzes the ethnic policy of the Republic of Kyrgyzstan.

Текст научной работы на тему «Этничность и этнополитика как инструмент современной политики»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

Этничность и этнополитика как инструмент современной политики

Ethnicity and ethnic policy as the instrument of the modern politics

В статье предпринята попытка показать, что появились методы и способы политизации этничности. Автор аргументирует, что этничность приобретает политическое значение, становится инструментом современной политики. Также сделан анализ этнополитики Кыргызской Республики.

Ключевые слова: этничность, этнос, этническая и этнополитическая мобилизация.

The author tries to demonstrate the methods and ways of politicization of ethnicity. The author provides the reasons for the political significance of ethnicity as a tool of the modern politics and analyzes the ethnic policy of the Republic of Kyrgyzstan.

Keywords: ethnicity, ethnos, ethnic and political mobilization.

Анализ основных подходов к изучению этничности показывает, что данный феномен является сложным и до сих пор не имеющим точного определения [1]. Он рассматривается в различных научных концепциях этничности, которые сводятся в основном к трем следующим подходам к пониманию этноса и этничности:

- примордиалистскому,

- инструменталистскому,

- конструктивистскому [2].

В настоящее время можно констатировать, что появились методы и способы политизации этничности. Этничность приобретает политическое значение, становится инструментом современной политики. Ученые считают, что роль этничности в формировании и распаде государств, в межгосударственных отношениях, в возникновении и эскалации этнических конфликтов, в процессе государственного строительства, во внутриполитической жизни государств и международной политике очевидна.

Этничность нередко выступает в качестве идеологического обоснования требований создания национального государства. Этничность также является одним из оснований доктрины самоопределения и источником возникновения проблемы «коренных народов». Также можно выделить и другие формы политизации этничности, например, в создании и деятельности этнополитических объединений и движений, в манипуляции этническими чувствами в период разных политических кампаний. В связи с этим можно говорить о роли этнической мобилизации в политике и огосударствлении этничности.

Согласно современным исследованиям, процессы мобилизации этносов на территории государства могут быть спровоцированы в двух случаях.

Абазбек уулу Расул

Кандидат политических наук, факультет международных отношений Ошского государственного университета, Республика Киргизия

Abazbek uulu Rasul

Candidate of Political Sciences, Faculty of International Relations of Osh State University, the Republic of Kyrgyzstan

e-mail: rasselabazbek@gmail.com УДК 323.284:329.7 (575.2) (043.3)

State and Regional Management

В первом, доминирующая («титульная») этническая группа пытается утвердить свое господство над другими, вступившими в соревнование с ней группами, или когда «угнетаемые» этносы начинают требовать доступа к существующим властным структурам, что нередко приводит к конфликтам между меньшинством и большинством.

Утвердившаяся в Кыргызстане этнократия (этнократия (от греч. ethnos — народ, племя, kratos — власть) — форма политической власти, при которой управление экономическими, политическими, социальными и духовными процессами осуществляется с позиций примата национальных интересов доминирующей этнической группы в ущерб интересам других этносов. Суть этнократии — в целенаправленном выпячивании этнического интереса этноса в ущерб интересам и правам личности, которые не могут зависеть от её этнической и религиозной принадлежности), может выступить классическим примером. Также, на наш взгляд, здесь высока роль так называемых «этнических предпринимателей», которые играют на этнических чувствах в борьбе за ресурсы, в том числе политические.

Во втором, политическая мобилизация этнической группы может быть вызвана не только конкуренцией между этническими сообществами, но и обусловлена политикой, проводимой правительствами.

Особую роль в управлении этничностью как ресурсом играет этнополитика. Сутью этнополитики является определение баланса интересов между доминантными этническими группами и национальными меньшинствами.

Этнополитика определяется как последовательное государственное регулирование коллективных прав этнических сообществ на территориях их исторического проживания и институционализация этого регулирования через принятие соответствующих законодательных актов и создание государственных органов, ответственных за этническую составляющую внутренней политики государства.

Этническая политика формируется в зависимости от типа государства, его этнического состава, его государственной идеологии и подразделяется на две основные модели — ассимиляторскую и мультикулътурную.

Страны с устойчивой политической культурой и либеральными взглядами склонны использовать модель мультикультурной политики. Мультикультурализм - это политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий и обосновывающая такую политику теория или идеология.

Важным отличием от политического либерализма является признание мультикультурализмом прав за коллективными субъектами: этническими и культурными группами. Такие права могут выражаться в предоставлении возможности этническим и культурным общинам вести просветительскую деятельность и иметь собственные образовательные программы, строить школы, открывать библиотеки и объекты культового значения, выражать консолидированную политическую позицию во время выборов и так далее.

Мультикультурная политика не ставит целью ассимилировать различные этносы, напротив, дает возможность развития многообразия культур.

Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла», где предполагается слияние всех культур в одну. Классическим примером ассимиляторской модели являются Соединенные Штаты Америки. В формировании нации использовался метод так называемого «плавильного котла». Суть метода состояла в том, что человек любой национальности должен себя ощутить прежде всего американцем.

В качестве второго примера можно привести Канаду, где культивируется подход к различным культурам как частям одной мозаики, но в настоящее время более политкорректной признана концепция «салатницы». Но, при этом лидеры ведущих европейских государств были вынуждены признать, что политика мультикультурализма провалилась [3].

Современная этнополитика Кыргызстана, прописанная в Концепции укрепления единства народа и межэтнических отношений в Кыргызской Республике, ставит цель «способствовать обеспечению национального единства через совершенствование межэтнических отношений, сохранение культурного наследия и этнического многообразия страны».

Главными задачами в реализации Концепции являются:

- совершенствование законодательной базы, выработка норм и правил, в соответствии с которыми реализуются неотъемлемые этнокультурные права и потребности;

- создание системы структурных подразделений органов исполнительной власти, ответственных за реализацию политики по укреплению общегражданского единства и целостности государства, а также регулированию межэтнических отношений и языковой политики, включая уполномоченный государственный

- 16 -

ACTUAL ISSUES OF MODERN SCIENCE AND SOCIETY - 1/2017

Государственное и региональное управление

орган на национальном уровне, создание необходимой инфраструктуры в центре, регионах и на местном уровне;

- взаимодействие государственных органов, министерств и ведомств, местных органов власти и самоуправления, гражданского общества по мониторингу, раннему предупреждению конфликтов и миростроительству;

- обеспечение реальной объединяющей роли государственного языка через создание условий для изучения и владения государственным языком всеми кыргызстанцами; осуществление сбалансированной языковой политики для развития языкового многообразия страны за счет улучшения знания гражданами официального языка, овладения ими другими языками ООН и обеспечения возможностей для сохранения языков этнических сообществ;

- формирование общегражданской идентичности при обеспечении этнокультурного развития, осознание каждой личностью себя как «Кыргыз жараны» (гражданин Кыргызстана), воспитание гражданского патриотизма, толерантности и уважения к различиям через образование, культурную и информационную политику, расширение политического, социального и экономического участия всех граждан.

Одним из основополагающих принципов Документа является признание единства в многообразии, включая этнические, культурные, лингвистические, возрастные и прочие различия во всех сферах общественной жизни [4]. Таким образом, этнополитика Киргизской Республики декларирует мультикультурализм, то есть интеграцию локальных сообществ в единое целое при одновременном сохранении культурного плюрализма внутри данного социального организма.

Кроме этого, этнонациональная политика государства должна содержать решение следующих задач:

- государственные институты и государственная национальная политика должны поддерживать баланс интересов между доминантным большинством и этническим меньшинством. Также должны быть исключены этнократические тенденции и чрезмерная политизации этничности со стороны меньшинств через специальные институты и политические процедуры;

- этнополитика должна быть направлена на формирование полиэтничной и интегрированной элиты (политической, культурной, экономической).

При этом, основными критериями, обеспечивающими стабильность и бесконфликтность этнополитических процессов, являются сложившаяся демократическим путем устойчивая этносоциальная структура в обществе, легитимность политического режима правления и высокая эффективность господствующих в стране этнокультурных и правовых норм взаимодействия различных групп населения.

Бесконфликтное развитие этнополитических процессов обусловлено также их базированием на консенсусе взаимодействия этносов и разных этнических групп; обеспечением компромиссов по поводу ролей и функций правящей политической элиты и оппозиционных национальных движений и организаций.

Иначе говоря, сущностное проявление и характер позитивного развития этнополитических процессов зависят во многом от действий и программных установок экономического и социально-политического развития общества, правящей политической элиты, от ее умения во время освободиться от «искуса» радикализма при осуществлении своих властных полномочий в общественной жизни и находить «общий язык» с оппозиционными национальными силами. Это имеет место в тех регионах, где представители правящей политической элиты адаптируются к новым историческим реалиям и строят свою деятельность с учетом сложившихся условий в национальной жизнедеятельности.

Библиографический список

1. Начало широкого употребления термина «этничность» принято относить к середине 70-х годов ХХ в. с именами американских политологов Н.Глейзера и Д.Мойнихэна. См.: Glaser N., Moynihan D.P. (Eds.). Ethnicity: Theory and Experience. Cambridge (Mass.), 1975.

2. Абазбек уулу Расул. Этничность, этнос: обзор современных теорий // Вестник ОшГУ. №3. 2014

3. Теперь и Саркози признал, что политика мультикультурализма провалилась http://inosmi.ru/europe/ 20110211/166444540.html#ixzz3ZLKrr3wg

4. Концепция укрепления единства народа и межэтнических отношений. Бишкек, 2013 г. http:// www.president.kg/ru/news/ukazy 1878_utverjdena_kontseptsiya_edinstva naroda v kyirgyizskoy respublike/

5. Тишков В.А. О феномене этничности // Экономика и общество 1997. № 3. С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.