МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ФАКТОР ПОЛИТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
У.Т. Иманбеков, канд. полит. наук, доцент Ч.М. С ыдыкбаев, канд. полит. наук, доцент Т.А. Шаршебаева, канд. филос. наук
Кыргызский национальный университет имени Юсупа Баласагына (Киргизия, г. Бишкек)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10969
Аннотация. В статье рассмотрен анализ проблем национальной безопасности в Кыргызской Республике как важнейшего фактора политического менеджмента. Сегодня в процессе изменяющегося мира проблема национальной безопасности Кыргызстана приобрела актуальный и глобальный характер. Всё это связанно с тем, что в период трансформации общества изменились ценностные ориентации, отношение к целостности государства, к внутренним и внешним угрозам и патриотизму граждан Кыргызской Республики. Большая часть молодежи и граждане республики оказались в условиях вакуума идеологии, политики, экономики и приоритета интересов государства и кыргызстанско-го общества поэтому данная проблема превратилась в государственную проблему по управлению т.е., политическому менеджменту. Проблемы национальной безопасности Кыргызской Республики такие как: религиозная радикализация социальных групп, отдельных личностей актуальна не только по отношению к политическому менеджменту, но и современному историческому периоду Кыргызской Республики.
Ключевые слова: национальная безопасность Кыргызской Республики, политический менеджмент, государственное управление, национальные интересы, национальные приоритеты, анализ информации, угрозы безопасности, Стратегия обеспечения национальной безопасности, Концепция национальной безопасности.
Проблемы национальной безопасности относятся к числу важнейших и сложнейших проблем современности. Их важность настолько велика, что все методы, средства и инструменты, применение которых может помочь их решению, должны быть привлечены и использованы в комплексных исследованиях проблем национальной безопасности.
До 1997 г. в КР не было единого документа, отражающего концепцию национальной безопасности. Вместо него государство и общество полагались на некий синтез программных заявлений государственных и партийных деятелей, которые отражали национальные ценности, интересы и цели, а также угрозы им. В настоящее время в КР активно дорабатывается Концепция национальной безопасности. В процессе разработки концепции, политики и стратегии национальной безопасности их авторы должны придерживаться единого понимания национальной цели, нацио-
нальных ценностей и интересов. Лица, определяющие внешнюю и внутреннюю национальную политику, и специалисты, реализующие эту политику, должны четко представлять себе национальную цель как идеальный результат деятельности, удовлетворяющий устремления, подавляющего большинства кыргызстанцев. Если такая формулировка цели не будет заявлена на высоком уровне абстракции, то нет смысла в разработке политики и стратегий обеспечения национальной безопасности. Исчезает и смысл реального целеполагания, как руководства при выборе одного из альтернативных вариантов политики и стратегии ее реализации. Очевидно, что в обществе не может быть единого видения национальной цели. Поэтому возникает необходимость анализа национальных ценностей и интересов, составляющих совокупность социальных ценностей и жизненно важных интересов личности, раз-
личных социальных групп, общества в целом, и самого государства.
Несмотря на плюрализм социальных интересов, справедливо утверждать, что жизненно важные интересы личности, социальных групп и государства вполне определены и немногочисленны. Кроме того, каждый из нас несет в себе собирательный образ всех кыргызстанцев, как единого народа. И тот, кто руководит государством и обществом, не может игнорировать национальную самобытность и национальные цели и интересы общества. Хотя и неразумно сегодня ожидать, что провозглашение руководством неких национальных целей вызовет единодушную поддержку, однако, руководитель должен стремиться к национальному консенсусу. В настоящее время общество могло бы поддержать такую национальную цель, как безопасность и благосостояние народа (духовное и материальное). С 2010 года в нашей стране проходит многопрофильная реформа, включающая создание Концепции национальной безопасности, Военной Доктрины, Доктрины информационной безопасности, а также Концепции государственной национальной политики. Концепцией национальной безопасности защита личности, общества и: государства от терроризма, в том числе и международного, названа важнейшей составляющей национальных интересов. Вместе с тем, составляющая стратегия борьбы с терроризмом (контроля над терроризмом) в Концепции до сих пор не сформирована. На актуальность комплексного подхода к созданию антитеррористической стратегии неоднократно указывали ряд отечественных исследователей: М. Артыкбаев, М. Шеримкулов,
Т. Омурова, Т. Мамытов, А. Канаев, Ч. Сыдыкбаев, У. Иманбеков и др. При этом ученые подчеркивают, что на данный момент ни наукой, ни различными ветвями власти не выработан ответ на терроризм ни как на социально-политический феномен, ни как на различные формы преступной деятельности; конкретные принципы государственной политики по отношению к терроризму не сформулированы. Все это в сумме препятствует выработке антитеррористических разработок и затрудняет объ-
ективную оценку антитеррористической деятельности нашего государства международным сообществом.
Наука находится на стадии, когда исследуются направления, которые могут наиболее повлиять на предотвращение террористической деятельности. Научный анализ объектов и методов терроризма, проведенный за последние годы, убедительно свидетельствует о тесной взаимосвязи различных насильственных посягательств на конституционный строй, использующих в своей тактике террористические методы. Таким образом, актуально рассматривать политический терроризм, в контексте проявлений политического экстремизма, который посягая: на различные стороны внутренней и внешней безопасности страны, в первую очередь угрожает национальной безопасности и целостности Кыргызстана. Проявление указанных тенденций требует выработки общего концептуального решения по вопросу государственной стратегии противодействия терроризму и вообще экстремизму. Национальные интересы могут быть охарактеризованы как осознание потребностей трех компонентов нации -личности, общества и государства.
Реальное функционирование структур гражданского общества, функционирование механизмов контроля над государством, условия для духовного и материального благосостояния (без этого нация "скатывается" к тоталитарному государству и постепенно деградирует, что ведет к политической нестабильности и, в конечном счете, может привести к "умиранию" государства). Группы лиц, институты и отдельные личности могут иметь свои собственные интересы (групповые, профессиональные, корпоративные и т.д.). Жизненно важные интересы и национальные ценности являются наиболее стабильными элементами системы национальной безопасности. В то же время необходимо иметь в виду, что в кыргызском политическом процессе не было и нет какого-либо институционально закрепленного способа определения иерархии социальных интересов. Нет плана реализации интересов, который оставался бы неизменным при смене руководства страны и в котором бы
были провозглашены национальные интересы в конкретных регионах и сферах жизнедеятельности. Руководитель должен весьма внимательно отражать комулятив-ный, интерактивный и динамичный процесс выражения национальных интересов. Он должен тонко реагировать на смену нюансов, личностей, предрасположенно-стей и, конечно же, политики. На стратегическом уровне планирования внутренней безопасности руководитель должен стремиться к выявлению и определению интересов региона, но учитывать при этом национальные интересы. Это также можно отнести к отраслевому (ведомственному) планированию. Посредством политического процесса региональные и ведомственные интересы согласуются. Поскольку лица, определяющие политику, делают упор на различные интересы, определяют разные приоритеты во внутренней и внешней политике или придают новое толкование старым социальным интересам и приоритетам, то концепция, политика и стратегия национальной безопасности должна строиться на совокупности жизненно важных интересах личности, общества и государства, т. е. на национальных интересах.
Определение ресурсов (материальных, интеллектуальных и духовных) национальной безопасности - необходимое условие для формулирования стратегий национальной безопасности в различных сферах жизнедеятельности общества. Ресурсы обеспечивают защиту национальных интересов посредством достижения целей (в сферах безопасности, на различных уровнях обеспечения безопасности). Поэтому их распределение невозможно без иерархии жизненно важных интересов. Изучение альтернативных вариантов политики обеспечения национальной безопасности позволяет лицам директивного уровня определить возможные последствия каждого варианта, с точки зрения первоочередности реализации интересов. Концепция же национальной безопасности должна указать, что должно быть осуществлено, чтобы были соблюдены приоритеты в национальных интересах.
Варианты политики обеспечения национальной безопасности ограничиваются
внутренними и внешними факторами. Эти факторы создают среду, в которой известные силы либо действуют в одном направлении с национальными интересами, либо вразрез с ними. Поэтому при формировании политики национальной безопасности важно проанализировать совпадающие с национальными интересами интересы других государств, выделить конфронтацион-ные с другими государствами интересы Кыргызской Республики, учесть тенденции во внутренней и внешней среде. Такой анализ позволит спрогнозировать тенденции развития внутренней и внешней ситуации, в которой будет осуществляться политика обеспечения национальной безопасности.
Политика реализуется через стратегию обеспечения национальной безопасности как на республиканском, так и на региональном уровнях. Политика определяет основные направления, движение к достижению национальной цели, а стратегия, выраженная в конкретных государственных актах, представляет собой подробные варианты действий государственных органов с указанием ресурсов и конкретных мер, необходимых для реализации политики. Государственные органы в осуществляемых ими программах выражают политику в области обеспечения национальной безопасности. Каждое государственное учреждение на основании политики обеспечения национальной безопасности, выраженной концептуально, разрабатывает ряд программ для непосредственной реализации каждого направления политики. Эти программы должны быть тщательно скоординированы между министерствами и иными ведомствами, чтобы обеспечить синергетический характер осуществления программы. Любые недостатки, дефекты или сбои в межведомственной координации осуществления программы ведут к разбазариванию бюджетных ресурсов Кыргызстана, а также к тому, что элементы различных программ начинают наносить вред друг другу.
Стратегию обеспечения национальной безопасности можно определить как науку сосредоточения и использования различных средств и ресурсов страны для дости-
жения национальных целей в конкретных сферах жизнедеятельности. Она выражается, как это было отмечено выше, в различных государственных актах, которые определяются политикой обеспечения национальной безопасности, и является содержанием действий для Президента КР, Правительства и ЖК КР. Они говорят им о том, что они должны делать и что они должны стремиться заполучить от государственных органов власти и управления субъектов КР, а также от общества для обеспечения и защиты национальных интересов в соответствии с концепцией, политикой и стратегией национальной безопасности. Определение элементов национальных политик и стратегий других государств имеет прямое отношение к национальной безопасности КР. Однако многие аспекты внутренней и внешней политики связаны с национальной безопасностью лишь опосредованно.
В целом определение элементов внутренней и внешней политики, которые имеют отношение к национальной безопасности, находятся под значительным влиянием природы возникающих проблем и характера осуществляемой стратегии. Как правило, напрямую вопросы национальной безопасности затрагивают деятельность силовых структур, министерства иностранных дел, министерства торговли и экономического развития, министерства энергетики, министерства налогов и сборов, а также некоторых агентств и служб КР. Стратегия обеспечения национальной безопасности напрямую зависит от бюджета страны. Для оценки бюджетных последствий следует производить общую оценку бюджетных и финансовых условий на среднесрочную перспективу (5-10 лет).
Когда национальные интересы четко зафиксированы в Концепции национальной безопасности, разработчику стратегии
анализировать факторы, тенденции и события, влияющие на национальные интересы в этой сфере жизнедеятельности. Факторы среды безопасности должны конкретно рассматриваться применительно к национальным интересам КР, на которые они влияют. При этом следует делать упор на группу факторов анализируемой сферы безопасности.
После анализа факторов, определения направленности их влияния на национальную безопасность, выявляются угрозы интересам. В военной стратегии дополнительно определяют ресурсные возможности страны, ее сильные стороны, по сравнению с потенциальным противником. Анализ среды, факторов и угроз национальным интересам позволяет оценить ситуацию в каждой сфере безопасности.
Все три документа - концепция, политика и стратегия национальной безопасности - должны быть взаимосвязаны и работать на национальные цели, опираться на имеющиеся ресурсы (материальные и интеллектуальные). Национальные цели должны служить реализации национальных интересов. Каждой цели должны соответствовать сформулированные политика и стратегия обеспечения национальной безопасности. Некоторые цели могут служить для удовлетворения нескольких национальных интересов, а определенные ресурсы могут поддерживать несколько стратегий. Политика и стратегия обеспечения национальной безопасности должны быть легитимными, вызывать доверие у народа, а также доверие и понимание у наших партнеров и союзников, у мировой общественности. Разработка научных методов исследования национальной безопасности особенно актуальна для КР в условиях ее реформирования, выбора путей развития, усиливающихся угроз самому существованию нации.
национальной безопасности остается про-
Библиографический список
1. Артыкбаев М.Т. Теоретические аспекты региональной политической интеграции стран Центральной Азии. - Евразия коому глобализация шарттарында. - Бишкек, 2006. -С. 171-177.
2. Бельков О. Терроризм - вызов национальной и международной безопасности // Безопасность Евразии. - 2001. - №4. - С. 239.
3. Бабаджанов Б. Ферганская долина: источник или жертва исламского фундаментализма // Центральная Азия и Кавказ. - 1999. - №4 (5). - С. 128.
4. Устинов В.В. Государственная антитеррористическая стратегия: общая концепция и правовые аспекты // Государство и право. - 2003. - № 3. - С. 16.
5. Краснов М. Политический экстремизм - угроза государственности // Российская юстиция. - 1999. - №4. - С. 5.
6. Иманбеков У.Т. Геополитические аспекты региональной безопасности ЦА / диссертация на соискание учёной степени кандидата наук. - Бишкек, 2011.
7. Кыргызская Республика: новые перспективы. Комплексная основа развития Кыргызской Республики до 2020 г. Общая национальная стратегия. - Бишкек, 2018.
8. Сыдыкбаев Ч.М. "Китайский фактор" в обеспечении защиты национальных интересов Кыргызстана в современных геополитических процессах // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. - 2017. - №2 (10). - С. 71-75.
NATIONAL SECURITY RESEARCH METHODOLOGY AS A FACTOR POLITICAL MANAGEMENT IN THE KYRGYZ REPUBLIC
U.T. Imanbekov, candidate of political sciences, associate professor Ch.M. Sydykbaev, candidate of political science, associate professor T.A. Sharshebaeva, candidate of philosophical sciences Kyrgyz national university named after Jusup Balasagyn (Kyrgyz Republic, Bishkek)
Abstract. The article analyzes the problems of national security in the Kyrgyz Republic as the most important factor of political management. Today, in the process of a changing world, the problem of national security of Kyrgyzstan has become relevant and global in nature. All this is due to the fact that during the period of transformation of society, value orientations, attitudes towards the integrity of the state, internal and external threats, and patriotism of citizens of the Kyrgyz Republic have changed. Most of the youth and citizens of the republic found themselves in a vacuum of ideology, politics, economics, and the priority of the interests of the state and Kyrgyz society, so this problem turned into a state problem of governance, ie, political management. Problems of the national security of the Kyrgyz Republic such as: religious radicalization of social groups, individuals are relevant not only in relation to political management, but also the modern historical period of the Kyrgyz Republic.
Keywords: national security of the Kyrgyz Republic, political management, government, terrorism, national interests, national priorities, information analysis, security threats, National Security Strategy, National Security Concept.