ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В.И.Подобед, директор ГНУ ИОВ РАО, доктор педагогических наук,
профессор,
Е.Н.Елизарова, кандидат педагогических наук, доцент
СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДОЛОГИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В РОССИИ И СТРАНАХ СНГ
Vспешное разрешение социально-экономичес-^ ких, технологических, социокультурных проблем, стоящих перед государствами-участника-ми СНГ, во многом зависит от уровня развития образования взрослых, относительно самостоятельного звена системы образования, призванного способствовать развитию человека в период его самостоятельной жизни.
Вместе с тем потенциальные возможности образования взрослых не были в должной мере осознаны, а затем и задействованы при планировании и осуществлении политических и экономических реформ в странах Содружества. Недооценка роли образования взрослых, недостаточная научная обоснованность образовательной политики в целом, устаревшая нормативно-правовая база привели к тому, что образование взрослых в странах Содружества стало заметно отставать от практики технологически развитых стран.
Противоречия в развитии образования взрослых в странах СНГ, тормозящие вхождение стран Содружества в мировое образовательное пространство, обусловливают необходимость фундаментального пересмотра сложившихся подходов к образованию взрослых, создания современной концепции его модернизации, рассматривающей образование взрослых как инструмент устойчивого развития всех сторон жизни общества.
Под модернизацией образования взрослых понимаются процесс и результат его частичного или всестороннего обновления с учетом вновь возникших обстоятельств общественной жизни, изменившихся требований к профессиональным и личностным качествам человека как субъекта различных видов социально значимой деятельности.
Человек и образование №6 2006 -----------------
Страны СНГ в своем историческом развитии прошли в целом сходные этапы, их образовательные системы в настоящее время обладают в значительной мере общими достоинствами и недостатками.
В то время как практика развития образования в технологически развитых странах свидетельствует о том, что должна разрабатываться целостная система правовых норм, регулирующих различные аспекты образования взрослых как особого социального института, действующие законодательные акты стран Содружества практически не содержат норм, регулирующих отношения в сфере образования взрослых. Законодательство об образовании взрослых — это все еще новая для СНГ отрасль образовательного права. Ни в одной из стран Содружества нет достаточного опыта законотворческой деятельности в области образования взрослых, вступившего в качественно новую стадию развития1.
Сказанное свидетельствует о необходимости и возможности выработать общие методологические подходы и принципы модернизации образования взрослых в странах Содружества. Формирование общего образовательного пространства становится важнейшей задачей государств СНГ.
Идея общего образовательного пространства — это не дань интеграционной моде. Общее образовательное пространство — это территория, где на основе добровольно принятых обязательств осуществляется согласованная деятельность государств в области образования, отвечающая как
1 Исключением является Республика Кыргызстан, где разработаны проект закона «Об образовании взрослых» и проект Концепции развития образования взрослых в Республике Кыргызстан.
их национальным интересам, так и интересам Содружества в целом.
Для эффективной работы в рамках Содружества необходимо создание определенного правового и организационного механизма, призванного способствовать согласованной деятельности стран в сфере образования; необходимо также разработать целостную систему правовых норм, регулирующих различные аспекты образования взрослых как особого социального института в странах СНГ.
Страны Содружества, обладая политической и юридической самостоятельностью, независимы друг от друга в выборе целей, содержания, направленности и путей реализации своей образовательной политики. В то же время интересы их технологического, социально-экономического и культурного развития не могут быть успешно достигнуты без дальнейшей интеграции их образовательных структур.
В связи с общей постановкой вопроса о всесторонней интеграции стран Содружества возникла проблема законодательного, организационного и иного обеспечения интеграционных процессов в сфере образования взрослых. Основная цель многогранной деятельности по созданию единого образовательного пространства
— расширение доступности образования и более полная реализация права граждан на профессиональный рост и личностное развитие в течение всей жизни. Речь идет о совместимости национальных образовательных структур, позволяющей гражданам каждой из стран Содружества свободно, широко и эффективно использовать образовательные возможности всех других стран.
Совместимость образовательных структур достигается благодаря общности и единообразному пониманию основных принципов государственной политики в области образования.
Под принципами государственной политики в сфере образования взрослых понимается система фундаментальных идей, на основе которых формируется стратегия развития образования взрослых, определяется и осуществляется комплекс мер, направленных на изменение сложившейся образовательной практики.
К числу основных принципов образовательной политики в области образования взрослых относятся:
• непрерывность образования, понимаемая как продолжение учебной деятельности после завершения так называемого базового образования; эта категория отражает прежде всего целостность пожизненного образовательного процесса, состоящего из отдельных дискретно идущих стадий;
• доступность образования, понимаемая как реальная возможность продолжать учебную деятельность в течение всей жизни. Этот принцип обеспечивается усилиями государства и общества, направленными, с одной стороны, на расширение сети образовательных учреждений различного рода и их всестороннюю поддержку, с другой — на создание взрослому человеку необходимых условий для учебной деятельности; а также содействие в продолжении образования лицам, нуждающимся в особой социальной защите;
• государственная поддержка образовательных учреждений и их слушателей, осуществляемая прежде всего в виде финансовой помощи, льгот и поощрений;
• направленность образовательной политики на гармонизацию интересов личности, социальной общности и общества в целом;
• научность образовательной политики: принятие решений в сфере образования осуществляется на основе тщательного изучения текущих и перспективных образовательных потребностей;
• демократизация управления развитием образования взрослых;
• региональность: формирование системы образования с первоочередной ориентацией на потребности экономически и административно обособленной территории;
• прогностичность: структурное соответствие, адекватность предлагаемых образовательных услуг содержанию и характеру запросов потенциального контингента;
• гарантированность качества образовательных услуг, обеспечиваемая органами управления образованием;
• поощрение учебной деятельности взрослых;
• гласность в вопросах разработки, реализации и принятия решений, затрагивающих интересы взрослого человека в сфере образования;
• партнерство заинтересованных сторон.
Одним из базовых условий модернизации образования взрослых является совершенствование правовых норм, составляющих систему законодательства об образовании взрослых, их действенность, способность влиять на общественные отношения, складывающиеся в сфере образования, обеспечивать развитие прогрессивных тенденций, тормозить негативные.
Разноуровневая мозаика правовых актов и положений, регулирующих различные стороны функционирования образования взрослых в странах СНГ, не может обеспечить необходимого эффекта.
Отставание научно-правовой базы образования взрослых от потребностей его развития во многом объясняется дефицитом фундаменталь-
ных разработок, направленных на выявление его специфики, взаимоотношений с другими социальными институтами, отсутствием в государствах Содружества национальных Концепций развития образования взрослых, нацеленных на повышение его эффективности.
При выработке концепции модернизации принципиальное методологическое значение имеет государственно-правовое признание образования взрослых как неотъемлемой составной части единой системы непрерывного образования. Вместе с тем именно такое понимание образования взрослых, принятое в мировой практике, не отражено ни в национальных законодательных актах государств Содружества, ни в их образовательной политике.
Существующая законодательная практика формирует ситуацию, при которой правовые нормы ориентированы в первую очередь на развитие структуры детских и юношеских учреждений и их образовательных программ, что не гарантирует субъекту удовлетворения его образовательных потребностей в период взрослости, не стимулирует его к получению образования на протяжении всей жизни. Современная специфика образования взрослых: усиливающееся своеобразие его структуры, функций, целей и задач
— не нашла в национальных законах "Об образовании" адекватного отражения.
В качестве наиболее важных направлений законодательного обеспечения модернизации образования взрослых в странах СНГ рассматриваются:
— обеспечение государственных гарантий общедоступности качественного образования на протяжении всей жизни человека;
— разработка механизма стимулирования учебной деятельности взрослого человека;
— совершенствование системы государственнообщественного управления образованием взрослых.
Если большинство развитых стран приблизили свое законодательство к моделям, рекомендованным ЮНЕСКО, то государствам СНГ еще только предстоит переосмыслить трактовку права на образование, придать ей более четкий и всеобъемлющий характер.
Всеобщность и неотъемлемость права на образование как фундаментального права человека любого возраста должна быть защищена законом и обеспечена системой предусмотренных им мер политического, экономического, организационного характера. В фокус законодательства об образовании необходимо поставить право гражданина на непрерывное образование и обязанности органов государственной власти и государственного управления по его наиболее полной реализации.
Создание на основе правовой регламентации реальных социальных предпосылок для пожизненного образования взрослых сделает в общественном сознании «прозрачными» механизмы реализации права на образование для конкретных категорий и групп населения. Это имеет особое значение в ситуации, когда для взрослого человека продолжение образования далеко не всегда осознается как личностно необходимое и возможное. Фактически на уровне отдельного субъекта правовые гарантии заданы существующим законодательством лишь до момента, на котором заканчивается период всеобщего обязательного обучения. Для большинства стран СНГ- это всего лишь 9 классов, и только две бывшие республики СССР (Узбекистан и Украина) сочли необходимым и возможным сохранить образование на уровне требований Конституции СССР, закрепившей и последовательно проводившей принцип всеобщего и бесплатного среднего (полного) общего образования.
Проблемное, а стало быть, правовое поле образования взрослых существенно отличается от проблемного и правового поля общего и профессионального (базового) образования. Специфика образования взрослых, не нашедшая пока отражения в правотворческой деятельности, состоит прежде всего в том, что его основной, наиболее многочисленный контингент составляют совершеннолетние граждане, уже вступившие в сферу трудовой занятости. Отсюда важный методологический принцип, требования которого необходимо соблюсти при формировании его нормативно-правовой базы: законодательство об образовании должно регулировать не только отношения по поводу образования, но и отношения, связанные с профессиональной деятельностью, с различными сторонами жизни человека.
Законодательство об образовании взрослых в том или ином виде (закон общенационального действия, специальный раздел об образовании взрослых в общенациональном законе об образовании, закон, регулирующий отдельные аспекты или направления образования взрослых) существует практически во всех технологически развитых странах и представляет собой акт прямого участия государства в этой образовательной сфере. В нормативно-правовых актах закреплены ответственность государственных органов за развитие образования взрослых, степень участия государства в финансировании образовательных программ, льготы для обучающихся и другие вопросы организации и управления образованием. В странах с федеральным устройством и децентрализованной системой государственного управления, таких как США, Германия, вопросы законодательного обеспечения образования
взрослых решаются главным образом на уровне представительной власти субъектов федерации, в унитарных государствах — это прерогатива национального парламента.
Для интеграции в мировое образовательное пространство России и другим государствам Содружества необходимо переосмыслить законотворческую практику технологически развитых стран в сфере образования взрослых и положить в основу построения качественно иной образовательной системы — системы непрерывного образования взрослых. Подготовка национальных законодательных актов об образовании взрослых может рассматриваться как свидетельство действительного внимания государства к проблеме повышения качества и доступности образования для всех групп населения.
В соответствии с Концепцией формирования общего образовательного пространства Содружества Независимых Государств в Институте образования взрослых Российской Академии образования были разработаны и приняты Постановлением Межпарламентской Ассамблеи госу-дарств-участников СНГ модельные законы «Об образовании взрослых» и «О просветительской деятельности», а также модельный закон «О постдипломном образовании», принятый Межпарламентским Комитетом. Эти законодательные акты создали прецедент в теории и практике образования взрослых стран Содружества. На их концептуальной основе могут быть подготовлены в государствах Содружества законы прямого действия.
Значимой тенденцией в развитии зарубежной теории и практики образования взрослых является постепенный перенос акцента с профессиональной переподготовки и повышения трудовой квалификации на целостное развитие личности. В материалах ЮНЕСКО отмечается, что необходимо обеспечить взрослого человека пониманием жизни, знаниями и умениями, необходимыми для творческой, продуктивной и приносящей удовлетворение жизни в современном динамично изменяющемся обществе. В этой связи в качестве главных ориентиров политики в области образования взрослых рассматриваются три ведущие идеи — гражданственность, социальная мобильность, широкое участие в жизни общества. Их объединяющим началом служит концепция развития человеческих ресурсов (социальный капитал личности). Именно такой подход, будучи реализованным на практике, должен обеспечить опережающее развитие личности как необходимую предпосылку ее активного и компетентного участия в прогрессивных преобразованиях общественной жизни.
Образование, организованное как непрерывный процесс, помогает сформировать образовательные потребности, отвечающие вызову времени, соответствующие личностным особенностям и способностям взрослого человека, и удовлетворить их с минимальными затратами ресурсов как обучающегося, так и общества в целом. Целостность процесса выступает системообразующим фактором непрерывного образования. Эта целостность заключается не в механическом приращении отдельных элементов, а в непрерывном управлении образовательной деятельностью человека, которое учитывает и создает реальные мотивы его профессионального роста и личностного развития, протекает в благоприятных, логически понятных условиях.
Формирование общего образовательного пространства стран СНГ представляет собой процесс объединения их обучающих структур в единый образовательный комплекс, обладающий новым качеством и новыми, более богатыми потенциальными возможностями. Основные цели интеграции образовательных структур — расширение доступности образования и более полная реализация права граждан на образование в любом возрасте.
Таким образом, под интеграцией усилий государств-участников СНГ в деле модернизации образования взрослых понимается разработка общих принципов государственной политики в этой образовательной сфере, гармонизация законодательной базы, согласованность усилий по созданию образовательных учреждений для взрослых, согласованное развитие андрагогики, обеспечение равных возможностей и свободной реализации прав граждан на продолжение образования в образовательных учреждениях для взрослых на территории СНГ, общность требований к подготовке научных и педагогических работников.
В качестве основных мер по интеграции образовательных структур на современном этапе рассматриваются:
— разработка и принятие Модельного образовательного кодекса для государств-участников СНГ (с учетом возрастающей значимости образования взрослых);
— разработка, принятие и реализация Межгосударственной программы развития образования взрослых в государствах Содружества;
— формирование межгосударственных и национальных органов управления, координирующих деятельность по формированию общего образовательного пространства государств-участников СНГ;
— взаимное признание документов об образовании: документ об образовании, выданный в
одной из стран Содружества, дает право на продолжение образования или трудоустройство во всех других странах СНГ.
Модельный образовательный кодекс — это рекомендательный законодательный акт, разработанный в ИОВ РАО в целях создания системы правовых стимулов и предпосылок согласованного развития образования в странах Содружества, создания правовой основы для формирования национальных систем многоуровневого непрерывного образования, интегрированных в мировое образовательное пространство и удовлетворяющих потребности личности и общества.
Межгосударственная программа развития образования взрослых в странах СНГ разрабатывается на основе проекта Концепции развития образования взрослых в странах-участниках СНГ.
По замыслу разработчиков, Межгосударственная программа должна раскрыть главные концептуальные основания политики стран СНГ в сфере образования взрослых и определить приоритеты и механизмы ее реализации. В ней должны быть учтены новые реалии в сфере общественной жизни и порождаемые ими новые тенденции в развитии теории и практики образования взрослых, прежде всего:
— устойчивое расширение масштабов образования взрослых и возрастание его значимости;
— новые образовательные идеи, продуцируемые концепцией пожизненного обогащения творческого потенциала личности (непрерывное образование).
В центре внимания разработчиков должны быть приоритетные задачи по созданию и упрочению общего (единого) образовательного пространства стран Содружества.
Программа направлена на повышение эффективности образования взрослых в государствах Содружества, ее основная задача — способствовать созданию успешно действующей системы непрерывного образования, обеспечивающей профессиональный рост и личностное развитие человека на протяжении всей жизни. Программа предусматривает меры научного, правового, организационно-управленческого, кадрового, информационного, финансового обеспечения образования взрослых как составной части непрерывного образования. Мероприятия, предусмотренные Программой, будут способствовать более полному использованию и планомерному обогащению потенциальных возможностей образования взрослых: они окажут позитивное воздействие на такие виды эффективности образования, как:
— экономическая: общее повышение качества рабочей силы и ее мобильности;
— социальная: повышение качества жизни взрослого населения;
— социокультурная: повышение культурного потенциала стран Содружества в образовательных целях;
— социально-политическая: расширение доступности образования (мера реализации права граждан на образование).
Эффективность общей системы образования взрослых определяется результирующими свойствами организационных структур данной системы, в том числе таких структур, как учреждения дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки специалистов, внутрифирменного обучения кадров и др.
В зависимости от задач, стоящих перед конкретным учреждением, могут применяться различные градации эффективности:
1. Прагматическая эффективность — когда в качестве оценки принимается степень достижения поставленной перед учреждением задачи (оценка по результату).
2. Специфическая эффективность — в качестве оценки принимается эффект, получаемый благодаря достижению целей организации (оценка по эффекту).
3. Специфически-экономическая эффективность — при оценке учитываются не только достигаемый системой материальный результат, но и материальные затраты, которые необходимы для достижения данного эффекта (оценка по комплексу «эффект-затраты»).
4. Социально-экономическая эффективность, когда при оценке учитывается социально значимый эффект, оказывающий влияние на состояние материальных и нематериальных ресурсов региона, в котором осуществляется деятельность учреждения (оценка материальных выгод для региона по результатам деятельности учреждения).
Эффективность образования вообще представляет собой категорию, в которой сходятся логически нити всех общих и частных задач, решаемых исследователями, принадлежащими к различным отраслям научного знания — философами, экономистами, социологами, психологами, педагогами.
Сегодня становится очевидным, что наряду с необходимостью совершенствования содержания, организации, форм, методов и образовательных технологий важнейшими факторами эффективного развития образования взрослых являются условия, обеспечивающие возможность включения взрослого человека в образовательную деятельность на любом этапе его жизненного пути, формирующие личностную значимость
образования, его осмысленность, открывающие возможности для самоорганизации личности взрослого.
Под организационным обеспечением модернизации образования взрослых следует понимать деятельность должностных лиц, учреждений и организаций, устанавливающую цели и задачи образования взрослых и регулирующую процесс их достижения в государствах Содружества.
Общее образовательное пространство может формироваться только на адекватной правовой основе и требует создания адекватной инфраструктуры в виде координационных, консультативных и контрольных органов, без которых идея общего образовательного пространства просто повисает в воздухе.
В настоящее время в государствах СНГ отсутствует эффективная система управления образованием, которая обеспечивала бы интеграцию их образовательных структур. Управление системой образования в демократическом обществе должно носить государственно-общественный характер, выраженный в законодательно установленном взаимодействии органов государственной власти, неправительственных организаций и общественных объединений граждан.
В этих целях необходимо разработать процедуру по созданию управленческих органов трех основных типов:
— государственные (департаменты образования взрослых при министерствах образования государств СНГ);
— неправительственные (советы по образованию взрослых на национальном, региональном и муниципальном уровнях);
— межгосударственные органы, ведающие вопросами взаимодействия и интеграции образовательных структур.
Особый предмет правового регулирования составляет управление развитием образования взрослых как сложного, многомерного, постоянно изменяющегося социального объекта.
Для повышения эффективности образования взрослых необходимо обеспечить переход от множества внутренне не связанных элементов к их обоснованному, законодательно обеспеченному построению на основе методологических требований системного подхода.
Системное управление образованием взрослых предполагает единонаправленность и согласованность действий различных по своей природе органов управления, ресурсного обеспечения, нормативно-правовой базы, оно строится на основе государственной политики и включает как целенаправленное воздействие на учебно-образовательный процесс и обеспечивающие
его условия (программно-методические, кадровые, материально-технические, нормативно-правовые), так и формирование социального заказа на основе изучения состояния и перспектив развития социально-экономической сферы и образовательных потребностей взрослых людей.
В основе управления развитием образования взрослых в странах развитой демократии лежат следующие подходы:
о децентрализация (четкое разграничение компетенций и полномочий субъектов на управленческой вертикали);
о автономность образовательных учреждений; о демократизм;
о государственно-общественный характер.
Под государственно-общественным управлением образованием взрослых понимается совместная согласованная деятельность органов государственной власти, неправительственных организаций и общественных объединений граждан по разработке, принятию и исполнению решений, направленных на развитие сети образовательных учреждений и на повышение эффективности их работы.
Говорить о государственно-общественном характере управления образованием в странах СНГ можно лишь с известной долей условности. Пока что ни в одной из стран Содружества нет государственного органа власти, ответственного за развитие национальной системы образования взрослых, не говоря уже о неправительственных организациях, действующих в национальном масштабе.
Под неправительственными организациями обычно понимаются коллективные субъекты управленческой деятельности, не имеющие полномочий принимать нормативные решения, обладающие обязательной юридической силой, и выполняющие в системе государственно-общественного управления аналитические, консультативные, внедренческие, координирующие функции. Несмотря на рекомендательный характер разрабатываемых и принимаемых ими решений и документов, неправительственные организации в технологически развитых странах располагают большими возможностями активно влиять на ход развития образования взрослых, что в значительной мере определяется их законодательно установленными правами.
Для совершенствования системы управления образованием взрослых в странах Содружества прежде всего необходимо: о развивать и обеспечивать государственнообщественный характер управления системой образования взрослых, включая нормативно-правовое оформление управленческой вертикали на всех составляющих ее уровнях;
о закрепить ответственность за развитие образования взрослых за определенными государственными органами, усилить координирующую роль органов исполнительной власти в области образования взрослых;
о обеспечить широкое участие неправительственных организаций и общественных движений в управленческой деятельности в сфере образования взрослых;
о создать нормативно-правовую базу для социального партнерства учреждений образования взрослых, субъектов реального сектора экономики и общественных организаций.
Для придания многосторонней деятельности по формированию единого образовательного пространства стран Содружества скоординированного и целенаправленного характера необходима согласованная деятельность управленческих структур, специализирующихся на проблемах развития образования взрослых :
- национальных органов управления образованием взрослых, включающих в свой состав представителей правительственных, неправительственных и общественных организаций;
- межгосударственных органов, включающих представителей исполнительной власти государств Содружества и специалистов, занимающихся проблемами развития образования взрослых в СНГ;
- межнациональных неправительственных органов, включающих в свой состав представителей организаций образования взрослых, действующих на территории СНГ.
Представляется целесообразным создание Межгосударственного фонда развития образования взрослых, который формируется из отчислений, вносимых странами Содружества на нужды развития образования взрослых и интеграции их образовательных структур. Фонд предназначается для взаимной финансовой поддержки учреждений и организаций, занятых обучением различных категорий взрослого населения. Сумма инвестиций и их структура устанавливаются решением Совета по сотрудничеству в области образования на основе аргументированного запроса органа управления образованием взрослых той или иной страны.