Кожемякина Лариса Анатольевна,
Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха, г. Москва, сотрудник, [email protected]
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ
Аннотация
В статье анализируются правовые и ресурсные возможности национальных и международных общественных организаций в осуществлении интеграционных процессов в области образовании, науки и культуры на постсоветском пространстве. Автор обосновывает необходимость реализации педагогического и социокультурного потенциала общественных организации и объединений, что является важным условием развития целостного евразийского образовательного пространства
государств - участников СНГ.
Ключевые слова:
образовательное пространство СНГ; общественные организации; интеграционные процессы на постсоветском пространстве; международное сотрудничество.
Образование и культура являются значимым ресурсом объединения, консолидации государств и образовательных сообществ на постсоветском пространстве. Создание условий для существования открытого культурного и образовательного пространства, для реализации диалога культур, поиска механизмов международного сотрудничества (например, разработка совместных образовательных проектов) являются сегодня приоритетными направлениями образовательной политики стран-участников СНГ.
Широкими возможностями для сохранения целостного евразийского образовательного пространства, на наш взгляд, обладает неформальное образование, которое характеризуется: свободой выбора содержания, форм и методов обучения, воспитания и развития; значительной самостоятельностью в принятии решений в образовательной сфере; разнообразием форм образовательной деятельности; учетом реальных образовательных запросов социума; оперативностью и гибкостью в реализации образовательных и просветительских инноваций; сопровождением неформального образовательного процесса волонтерами; неоднородностью состава заказчиков и потребителей образовательных услуг; возможностью индивидуального темпа продвижения обучающегося по образовательному маршруту; самоокупаемостью и широким участием общественности [6]. Ключевую позицию в процессе формирования разнообразных международных связей в области неформального образования занимает деятельность национальных
образовательных, культурно-просветительских общественных организаций, а также межкультурных, международных общественных организаций, объединений, ассоциаций и фондов.
Нами исследован потенциал международных общественных организаций как полисубъектов (сетевых узлов) евразийского образовательного пространства. Среди выявленных противоречий -противоречие между востребованностью обществом развития евразийского образовательного пространства и недостаточной реализацией культурно-образовательного потенциала общественных организаций, прежде всего международных. В данной статье анализируется роль законотворчества международных организаций в евразийском пространстве.
Педагогический потенциал некоммерческих общественных объединений (НКО) исследован в трудах И.К. Скрынник, М.С. Якушкиной, М.Р. Илакавичус, М.В. Рыжакова, В.А. Горского, Г.Ф. Суворовой, А.В. Золотаревой, Н.И. Бычковой, Т. А. Мерцаловой и др. М.Р. Илакавичус [2] и О.Ю. Мацукевич [5] подчеркивают, что НКО являются основным ресурсом таких жизненно необходимых социальных процессов как создание гражданского общества, формирование толерантного сознания и восстановление историко-культурной и духовно-нравственной преемствености поколений.
По мнению М.С. Якушкиной [9], общественные культурно-просветительские объединения и организации, являющиеся действенными субъектами неформального образования, могут сыграть особую роль в создании эффективной системы историко- и социокультурного образования, просвещения взрослого населения, детей и молодежи.
М.А. Ариарский [1] считает, что стремительно формируемые институты гражданского общества - добровольные ассоциации, движения, объединения, принадлежащие к негосударственному сектору культуры, плодотворно участвуют в организации социально-культурной деятельности, стимулируют общественную активность разных групп населения, их включенность в решение различных социально-политических и культурно-образовательных проблем. По мысли ученого, именно в создании системы независимых от государства общественных институтов и отношений и заключается сущность формирования гражданского общества.
И.К. Скрынник утверждает, что неформальное образование сегодня становится значимым механизмом мультикультурной и политической социализации личности. Именно неформальное образование и культурно-просветительская деятельность являются основой для реализации эффективного межкультурного диалога в регионе, стране, сохранения его на пространстве стран Содружества.
Н.Н. Ярошенко [10], отмечает, что НКО, обладая значительно большим, чем у коммерческих и государственных организаций, ресурсом создания общественных благ, оказания социальных услуг, могут сегодня выполнять функцию модератора общественного взаимодействия. Сотрудники общественных организаций в процессе осуществления многообразных
образовательных маршрутов (профессиональных, просветительских, социокультурных, досуговых и др.) выполняют координирующую, связующую роль между учреждениями культуры (музеи, выставочные центры, галереи, библиотеки, театры) и учреждениями образования (вузы, школы, колледжи, училища и др.), осуществляют деловые контакты с представителями федеральных, региональных органов исполнительной власти (Дума, МИД, министерство культуры и образования, мэрия, департамент образования и культуры) и средствами массовой информации.
Учитывая вышесказанное, необходимо отметить, что поиск разнообразных форм сотрудничества общественных и государственных социокультурных институтов на паритетных началах, развитие широких международных связей в сфере неформального образования являются важными стратегическими условиями динамики образовательного пространства СНГ. В настоящее время мы наблюдаем процесс увеличения доли гражданского участия в управлении сферой культуры и неформального образования.
Общественное движение обладает огромным социокультурным потенциалом в создании общего креативно-информационного пространства, просвещения граждан, консолидации творческого, научно-практического опыта в решении социальных, экономических и других задач. Также отметим, что развитие межгосударственного, международного сотрудничества, налаживание дружественных контактов в сфере культуры и неформального образования в пространстве СНГ во многом осуществляется благодаря деятельности национальных и международных общественных организаций, например, таких как: Международный Центр Рерихов, Международная общественная организация «Лига Защиты Культуры», Международная Ассоциация общественных объединений «Международный центр гуманной педагогики», Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха и др. Поэтому законодательное обеспечение деятельности общественных организаций в сфере образования и просвещения является необходимым условием сохранения и развития единого образовательного пространства стран-участников СНГ. Принятие Межпарламентской ассамблеей СНГ Модельного образовательного кодекса (2013), Модельного закона «О просветительской деятельности» (новая редакция), Модельного закона «Об образовании взрослых» (2002) и др. законов позволит государствам-участникам СНГ создавать на основе этих документов нормативно-правовую базу в сфере образования, которая сможет обеспечить процесс сближения национальных систем образования стран СНГ.
Согласно тексту Модельного закона «Об общественных объединениях» (1997) (раздел «Цели создания и деятельности общественных объединений»): «целями создания и деятельности общественных объединений являются развитие общественной активности и самодеятельности граждан, удовлетворения их профессиональных и любительских интересов в области научного, технического, художественного творчества; охрана здоровья населения; привлечение его к благотворительной деятельности; проведение
культурно-просветительной работы среди населения; охрана природы, памятников истории и культуры; патриотическое и гуманистическое воспитание; расширение международных связей; укрепление мира и дружбы между народами; осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством». Закон обуславливает право общественных объединений вступать в международные общественные (неправительственные) объединения, поддерживать прямые контакты и связи, заключать соответствующие соглашения. Национальные законы «Об общественных объединениях» вошли в законодательство государств-участников СНГ: Узбекистана (№223-Х11 - 1991), Беларуси (№3254-ХП - 1994), России (№82-ФЗ - 1995), Молдовы (№837-ХШ - 1996), Казахстана (№№3-1 - 1996), Азербайджанской Республики (№894-^ - 2000), Таджикистана (№258 - 2007), Украины (№4572-У1 - 2012).
Модельный закон «О просветительской деятельности» (2016) определяет юридическое право общественных организаций на просветительскую деятельность. Согласно разделу «Право на просветительскую деятельность» данного закона, правом создавать просветительские учреждения обладают: - центральные (национальные) и региональные органы государственной власти и управления; - органы местного самоуправления; - негосударственные (неправительственные) организации и учреждения; - учреждения системы образования; - учреждения науки и научные сообщества; - учреждения культуры и их объединения; -творческие союзы деятелей культуры; - общественные организации и общественные движения; - средства массовой информации; -профессиональные объединения; - специалисты, востребованные какими-либо сообществами, если их деятельность не противоречит действующим законам.
Закон «О просветительской деятельности» постулирует «основные принципы просветительской деятельности», к которым можно отнести: автономность и самоуправляемость просветительских учреждений, сообществ при сохранении мониторинга содержания и форм ее деятельности со стороны общественных и государственных организаций; государственная поддержка просветительской деятельности, активное взаимодействие учреждений, причастных к ее организации, сочетание государственного и договорного регулирования; демократический характер управления просветительской деятельностью, обеспечение прав участия в нем всех участников процесса; создание благоприятных условий для координации национальной просветительской деятельности и сотрудничества с представителями аналогичной деятельности в других государствах на равноправной и взаимовыгодной основе.
Перечисленные принципы создают широкую перспективу развития международных связей общественных объединений и организаций в сфере неформального образования и просветительской деятельности. Основными направлениями совместной деятельности государств-участников СНГ в этой области можно считать следующие: создание на паритетных началах межгосударственных просветительских учреждений, организаций,
сообществ; обмен информацией о положении дел в системе просветительской деятельности и планируемых путях разрешения возникающих проблем; скоординированное использование электронных средств связи и массовой информации в просветительских целях; разработка и реализация просветительских программ, адресованных населению всех стран, входящих в Содружество; разработка и реализация совместных просветительских проектов; подготовка печатных, аудио- и видеоматериалов просветительской направленности; разработка и реализация исследовательских проектов, направленных на научное, ресурсное и законодательное обеспечение просветительской деятельности.
В Модельном «Образовательном кодексе» (2013) интеграционные процессы в области образования, науки и культуры в пространстве СНГ определены как приоритетные, т.к. во многом способствуют ускорению и расширению процессов экономической интеграции. Тесное сотрудничество органов управления образованием, образовательных учреждений (организаций), общественных организаций в сфере образования обозначено как один из способов обеспечения единого (общего) образовательного пространства государств Содружества. Общественные и государственно-общественные объединения, являясь основным элементом системы образования, вносят свой вклад в формирование многообразия типов и видов образовательных учреждений (организаций) и вариативности образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание.
Следует отметить, что в Модельном «Образовательном кодексе» (2013), а также в тексте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации (№273-ФЗ от 2012 г. (редакция 2015) отсутствует понятие «неформальное образование». Определение этого термина дано в новой редакции закона «О просветительской деятельности» (2016). Нормативно-правовая база неформального образования, обладающего значительным воспитательным, культурно-просветительским и образовательным потенциалом, в настоящий момент находится в стадии становления. Во второй подпрограмме Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, посвященной «Развитию дошкольного, общего и дополнительного образования детей» ключевым мероприятием является «Развитие дополнительного и неформального образования и социализации детей». Одна из задач подпрограммы 2 «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» заключается в создании современной инфраструктуры неформального образования для формирования у обучающихся социальных компетенций, гражданских установок, культуры здорового образа жизни.
Возможности неформального образования, механизмы его использования обсуждаются в проекте Концепции дополнительного образования детей Российской Федерации. Термин «неформальное образование» обозначен в законе Азербайджанской Республики от 2009 года №°833-П^ «Об образовании» (по состоянию на 2013 г.); в разделах
«Основные понятия», «Общие основы обучения в течение всей жизни», «Способы осуществления обучения в течение всей жизни» Кодекса Республики Молдова об образовании от 2014 года №152; в законе Кыргызской Республики от 2012 года №163 «О нематериальном культурном наследии Кыргызской Республики».
Деятельность общественных и (или) некоммерческих неправительственных организаций также регламентируется следующими модельными законами, принятыми Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ: «О воспитании детей и молодежи» от 2009 года №32-5; «О государственной молодежной политике» от 2012 года №38-10; «Об объектах культурного наследия (новая редакция)» от 2012 года №37-14; «Об охране нематериального культурного наследия» от 2013 года №39-17. «Об основах этнокультурного взаимодействия государств - участников СНГ» от 2014 года №40-13; «О добровольчестве (волонтерстве)» от 2015 года №42-15; «О патриотическом воспитании» от 2015 года №42-6.
В тексте модельного закона «О добровольчестве (волонтерстве)» от 2015 года №42-15 приведены основные формы и виды добровольческой (волонтерской) деятельности общественных НКО. Перечислим некоторые из них: содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи; участие в археологических, этнографических и иных научных экспедициях, реставрационных, ремонтных работах; содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи; поддержка молодежных инициатив, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций; содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы и иным видам социальной деятельности; участие в создании возможностей для творческого самовыражения и раскрытия творческого потенциала личности, а также для сотрудничества ради развития, занятости и профессионального обучения, социальной реинтеграции человека; участие в сохранении культурного наследия и историко-культурной среды, памятников истории и культуры; участие в развитии образования, науки, популяризации знаний, поддержке инноваций; содействие развитию общественной жизни и социальной экономики и др. Целями добровольческой (волонтерской) деятельности признаны оказание безвозмездной помощи нуждающимся в ней людям и социальным группам; безвозмездное участие в общественно значимых мероприятиях с согласия их организаторов; формирование гражданской позиции, чувства социальной ответственности, солидарности, взаимопомощи и милосердия в обществе. Задачами добровольческой (волонтерской) деятельности являются формирование механизмов вовлечения граждан в многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни населения, сохранение культурного наследия, героико-патриотическое воспитание молодежи; развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого (волонтерского) труда молодежи.
Модельный закон «Об объектах культурного наследия» от 2012 года №37-14 обосновывает право общественных объединений участвовать в сохранении, охране, использовании и популяризации объектов культурного наследия. Согласно закону, общественные объединения, уставы которых предусматривают в качестве основной цели или одной из задач деятельность по выявлению, сохранению и популяризации объектов культурного наследия, участвуют в охране объектов культурного наследия.
Модельный закон «Об основах этнокультурного взаимодействия государств - участников СНГ» от 2014 года №40-13 устанавливает существование этнокультурных форм образования и воспитания и определяет их как виды профессиональной и общественной деятельности по распространению, популяризации и развитию знаний об этнических и региональных культурах, реализуемые в любой уместной форме, предусмотренной национальным законодательством. В законе определены основные задачи субъектов этнокультурного взаимодействия. Перечислим некоторые из них: развитие связей между государствами - участниками СНГ в областях культуры, литературы, искусства, охраны и использования историко-культурного наследия, художественного образования и просвещения, архивного дела; развитие различных форм этнокультурных общественных объединений; обеспечение возможностей развития этнокультурных форм образования и воспитания.
Согласно Модельному закону «О воспитании детей и молодежи» от 2009 года №32-5 общественные организации и объединения, обеспечивающие функционирование системы воспитания детей и молодежи, являются элементами системы воспитания детей и молодежи.
Отметим, что общественные организации (объединения) являются субъектами патриотического воспитания (Модельный закон «О патриотическом воспитании» от 2015 года №42-6). Общественные объединения и их ассоциации также относятся к субъектам государственной молодежной политики (Модельный закон «О государственной молодежной политике» от 2012 года №38-10).
Развитие международного молодежного сотрудничества является важной составляющей национального законодательства, государственной молодежной политики Казахстана (закон Республики Казахстан от 2015 года №285-У ЗРК «О государственной молодежной политике»), Беларуси (закон Республики Беларусь от 2009 года №65-З «Об основах государственной молодежной политики»), Кыргызстана (закон Кыргызской Республики от 2009 года №256 «Об основах государственной молодежной политики»), Азербайджана (закон Азербайджанской Республики от 2002 года №297-ПГ «О молодежной политике»).
Итак, в результате настоящего анализа можно утверждать, что широкая деятельность общественных организаций в сфере культуры, образования, просвещения, охраны памятников культуры, налаживания международных связей, укрепления мира и дружбы между народами и др. обусловлена
наличием нормативно-правовой базы как на уровне национального, так и на уровне модельного (международного) законодательств, в которой отсутствуют жесткие запреты на те или иные сферы деятельности общественных организаций. К настоящему времени разработаны следующие рекомендательные документы: модельный закон «Об общественных объединениях» (1997) имплементирован* национальным законодательством Узбекистана (1991), Беларуси (1994), России (1995), Молдовы (1996), Казахстана (1996), Азербайджанской Республики (2000), Таджикистана (2007), Украины (2012), а модельный закон «О государственной молодежной политике» (2012) поддержан национальным законодательством Казахстана (2015), Беларуси (2009), Кыргызстана (2009) Азербайджана (2002).
Принятие модельных законов Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ имеет большое значение для осуществления процесса сближения национальных законодательств стран Содружества. Следование приоритетным направлениям образовательной политики стран СНГ, заявленных в модельных законодательных актах: модельном образовательном кодексе (2013), законах «О просветительской деятельности» (новая ред.), «Об образовании взрослых» (2002), «О воспитании детей и молодежи» (2009), «О государственной молодежной политике» (2012), «Об объектах культурного наследия (новая редакция)» (2012), «Об охране нематериального культурного наследия» (2013), «Об основах этнокультурного взаимодействия государств - участников СНГ» (2014), «О добровольчестве (волонтерстве)» (2015), «О патриотическом воспитании» (2015) будет способствовать эволюционным процессам интеграции в сфере культуры, неформального образования и просветительской деятельности на постсоветском пространстве.
На основании проведенного анализа модельного законодательства государств-участников СНГ, исследований в области развития образовательного пространства СНГ, можно сказать, прежде всего о том, что общественные организации (в особенности международные) играют существенную координирующую роль в поддержке интеграционных процессов в государствах-участниках СНГ. Сегодня они становятся активными полисубъектами (сетевыми узлами) пространства СНГ. Законодательное обеспечение динамики образовательного пространства СНГ способствует политическому и социально-экономическому развитию государств-участников СНГ, сохранению единого пространства стран Содружества. Осмысление радикальных изменений в области образования и культуры на постсоветском пространстве в последние десятилетия, нашедших отражение в модельных законах, может быть использовано в процессе реформирования систем образования и культуры и коррекции полей сотрудничества государств-участников СНГ. И, наконец, можно
*Имплементация (международного права) (англ. implementation) - фактическое осуществление международных обязательств на внутригосударственном уровне путем трансформации международно-правовых норм в национальные законы и подзаконные акты.
утверждать, что поддержка деятельности общественных организаций и объединений, реализация их педагогического, социокультурного потенциала являются сегодня важным условием сохранения и позитивной динамики евразийского образовательного пространства стран-участников СНГ.
Литература
1. Ариарский М.А. Педагогическая культурология. Социально-культурная деятельность и технологии ее организации. СПб.: Концерт, 2012. Т. 2. 448 с.
2. Илакавичус М.Р. Самоорганизация в неформальном образовании для разновозрастных сообществ как ресурс налаживания культурной преемственности // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 2(33). С. 33-41.
3. Лихачев Д.С. Не стать бы нам «обкомом культуры...». М: Известия, 1990. №154. С. 3.
4. Лихачев Д.С. Недопустимо, чтобы чиновники спекулировали культурным достоянием [Электронный ресурс] // Сохраним музей Рериха: [сайт]. URL: http://www.save-roerich-museum.ru/dmitrij-lihachev-nedopustimo-chtoby-chinovniki-spekulirovali-kulturn (дата обращения: 01.03.2016).
5. Мацукевич О.Ю. Развитие социального партнерства в сфере культуры // Сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции «Социально-культурная деятельность в условиях модернизации России». СПб.: Изд-во СПб ГУКИ, 2013. С. 252-257.
6. Научные основы взаимодействия и преемственности формального, неформального и внеформального образования: монография / под ред. М.В. Рыжакова, В.А. Горского, Г.Ф. Суворовой. Уфа: Изд-во ИРО РБ, 2012. 308 с.
7. Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. М.: МЦР, 1995. Т. I. 672 c.
8. Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. М.: МЦР, 1996. Т. III. 688 с.
9. Якушкина М.С. Проблемы сохранения целостности образовательного пространства СНГ // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. №1 (27). С. 267-269.
10. Ярошенко Н.Н. История и методология социально-культурной деятельности: учебник. М.: МГУКИ, 2007. 360 с.
Kozhemyakina Larisa Anatol'evna,
The International Centre-Museum named after Nicholas Roerich, Moscow, the Employee, [email protected]
LEGISLATIVE SUPPORT OF NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS' ACTIVITY UNDER DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN CIS COUNTRIES
Аnnotation
This article analyzes the legal and the resource capabilities of national and international non-governmental organizations in the realization of integration processes in the fields of education, science and culture in the post-Soviet space. The author substantiates the necessity of implementation of pedagogical and sociocultural potential of non-governmental organizations and associations. This is an important condition for preservation and development of holistic Eurasian educational environment of CIS countries.
Keywords:
educational environment of CIS countries; non-govermental organizations; integration processes in the post-Soviet space; international cooperation.