Научная статья на тему 'Законодательное обеспечение деятельности общественных организаций как условие развития образовательного пространства государств - участников СНГ'

Законодательное обеспечение деятельности общественных организаций как условие развития образовательного пространства государств - участников СНГ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СНГ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF CIS COUNTRIES / NON-GOVERMENTAL ORGANIZATIONS / INTEGRATION PROCESSES IN THE POST-SOVIET SPACE / INTERNATIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожемякина Лариса Анатольевна

В статье анализируются правовые и ресурсные возможности национальных и международных общественных организаций в осуществлении интеграционных процессов в области образовании, науки и культуры на постсоветском пространстве. Автор обосновывает необходимость реализации педагогического и социокультурного потенциала общественных организации и объединений, что является важным условием развития целостного евразийского образовательного пространства государств участников СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кожемякина Лариса Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATIVE SUPPORT OF NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS’ ACTIVITY UNDER DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN CIS COUNTRIES

This article analyzes the legal and the resource capabilities of national and international non-governmental organizations in the realization of integration processes in the fields of education, science and culture in the post-Soviet space. The author substantiates the necessity of implementation of pedagogical and sociocultural potential of non-governmental organizations and associations. This is an important condition for preservation and development of holistic Eurasian educational environment of CIS countries.

Текст научной работы на тему «Законодательное обеспечение деятельности общественных организаций как условие развития образовательного пространства государств - участников СНГ»

Кожемякина Лариса Анатольевна,

Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха, г. Москва, сотрудник, lkogemyakina@icr.su

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ

Аннотация

В статье анализируются правовые и ресурсные возможности национальных и международных общественных организаций в осуществлении интеграционных процессов в области образовании, науки и культуры на постсоветском пространстве. Автор обосновывает необходимость реализации педагогического и социокультурного потенциала общественных организации и объединений, что является важным условием развития целостного евразийского образовательного пространства

государств - участников СНГ.

Ключевые слова:

образовательное пространство СНГ; общественные организации; интеграционные процессы на постсоветском пространстве; международное сотрудничество.

Образование и культура являются значимым ресурсом объединения, консолидации государств и образовательных сообществ на постсоветском пространстве. Создание условий для существования открытого культурного и образовательного пространства, для реализации диалога культур, поиска механизмов международного сотрудничества (например, разработка совместных образовательных проектов) являются сегодня приоритетными направлениями образовательной политики стран-участников СНГ.

Широкими возможностями для сохранения целостного евразийского образовательного пространства, на наш взгляд, обладает неформальное образование, которое характеризуется: свободой выбора содержания, форм и методов обучения, воспитания и развития; значительной самостоятельностью в принятии решений в образовательной сфере; разнообразием форм образовательной деятельности; учетом реальных образовательных запросов социума; оперативностью и гибкостью в реализации образовательных и просветительских инноваций; сопровождением неформального образовательного процесса волонтерами; неоднородностью состава заказчиков и потребителей образовательных услуг; возможностью индивидуального темпа продвижения обучающегося по образовательному маршруту; самоокупаемостью и широким участием общественности [6]. Ключевую позицию в процессе формирования разнообразных международных связей в области неформального образования занимает деятельность национальных

образовательных, культурно-просветительских общественных организаций, а также межкультурных, международных общественных организаций, объединений, ассоциаций и фондов.

Нами исследован потенциал международных общественных организаций как полисубъектов (сетевых узлов) евразийского образовательного пространства. Среди выявленных противоречий -противоречие между востребованностью обществом развития евразийского образовательного пространства и недостаточной реализацией культурно-образовательного потенциала общественных организаций, прежде всего международных. В данной статье анализируется роль законотворчества международных организаций в евразийском пространстве.

Педагогический потенциал некоммерческих общественных объединений (НКО) исследован в трудах И.К. Скрынник, М.С. Якушкиной, М.Р. Илакавичус, М.В. Рыжакова, В.А. Горского, Г.Ф. Суворовой, А.В. Золотаревой, Н.И. Бычковой, Т. А. Мерцаловой и др. М.Р. Илакавичус [2] и О.Ю. Мацукевич [5] подчеркивают, что НКО являются основным ресурсом таких жизненно необходимых социальных процессов как создание гражданского общества, формирование толерантного сознания и восстановление историко-культурной и духовно-нравственной преемствености поколений.

По мнению М.С. Якушкиной [9], общественные культурно-просветительские объединения и организации, являющиеся действенными субъектами неформального образования, могут сыграть особую роль в создании эффективной системы историко- и социокультурного образования, просвещения взрослого населения, детей и молодежи.

М.А. Ариарский [1] считает, что стремительно формируемые институты гражданского общества - добровольные ассоциации, движения, объединения, принадлежащие к негосударственному сектору культуры, плодотворно участвуют в организации социально-культурной деятельности, стимулируют общественную активность разных групп населения, их включенность в решение различных социально-политических и культурно-образовательных проблем. По мысли ученого, именно в создании системы независимых от государства общественных институтов и отношений и заключается сущность формирования гражданского общества.

И.К. Скрынник утверждает, что неформальное образование сегодня становится значимым механизмом мультикультурной и политической социализации личности. Именно неформальное образование и культурно-просветительская деятельность являются основой для реализации эффективного межкультурного диалога в регионе, стране, сохранения его на пространстве стран Содружества.

Н.Н. Ярошенко [10], отмечает, что НКО, обладая значительно большим, чем у коммерческих и государственных организаций, ресурсом создания общественных благ, оказания социальных услуг, могут сегодня выполнять функцию модератора общественного взаимодействия. Сотрудники общественных организаций в процессе осуществления многообразных

образовательных маршрутов (профессиональных, просветительских, социокультурных, досуговых и др.) выполняют координирующую, связующую роль между учреждениями культуры (музеи, выставочные центры, галереи, библиотеки, театры) и учреждениями образования (вузы, школы, колледжи, училища и др.), осуществляют деловые контакты с представителями федеральных, региональных органов исполнительной власти (Дума, МИД, министерство культуры и образования, мэрия, департамент образования и культуры) и средствами массовой информации.

Учитывая вышесказанное, необходимо отметить, что поиск разнообразных форм сотрудничества общественных и государственных социокультурных институтов на паритетных началах, развитие широких международных связей в сфере неформального образования являются важными стратегическими условиями динамики образовательного пространства СНГ. В настоящее время мы наблюдаем процесс увеличения доли гражданского участия в управлении сферой культуры и неформального образования.

Общественное движение обладает огромным социокультурным потенциалом в создании общего креативно-информационного пространства, просвещения граждан, консолидации творческого, научно-практического опыта в решении социальных, экономических и других задач. Также отметим, что развитие межгосударственного, международного сотрудничества, налаживание дружественных контактов в сфере культуры и неформального образования в пространстве СНГ во многом осуществляется благодаря деятельности национальных и международных общественных организаций, например, таких как: Международный Центр Рерихов, Международная общественная организация «Лига Защиты Культуры», Международная Ассоциация общественных объединений «Международный центр гуманной педагогики», Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха и др. Поэтому законодательное обеспечение деятельности общественных организаций в сфере образования и просвещения является необходимым условием сохранения и развития единого образовательного пространства стран-участников СНГ. Принятие Межпарламентской ассамблеей СНГ Модельного образовательного кодекса (2013), Модельного закона «О просветительской деятельности» (новая редакция), Модельного закона «Об образовании взрослых» (2002) и др. законов позволит государствам-участникам СНГ создавать на основе этих документов нормативно-правовую базу в сфере образования, которая сможет обеспечить процесс сближения национальных систем образования стран СНГ.

Согласно тексту Модельного закона «Об общественных объединениях» (1997) (раздел «Цели создания и деятельности общественных объединений»): «целями создания и деятельности общественных объединений являются развитие общественной активности и самодеятельности граждан, удовлетворения их профессиональных и любительских интересов в области научного, технического, художественного творчества; охрана здоровья населения; привлечение его к благотворительной деятельности; проведение

культурно-просветительной работы среди населения; охрана природы, памятников истории и культуры; патриотическое и гуманистическое воспитание; расширение международных связей; укрепление мира и дружбы между народами; осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством». Закон обуславливает право общественных объединений вступать в международные общественные (неправительственные) объединения, поддерживать прямые контакты и связи, заключать соответствующие соглашения. Национальные законы «Об общественных объединениях» вошли в законодательство государств-участников СНГ: Узбекистана (№223-Х11 - 1991), Беларуси (№3254-ХП - 1994), России (№82-ФЗ - 1995), Молдовы (№837-ХШ - 1996), Казахстана (№№3-1 - 1996), Азербайджанской Республики (№894-^ - 2000), Таджикистана (№258 - 2007), Украины (№4572-У1 - 2012).

Модельный закон «О просветительской деятельности» (2016) определяет юридическое право общественных организаций на просветительскую деятельность. Согласно разделу «Право на просветительскую деятельность» данного закона, правом создавать просветительские учреждения обладают: - центральные (национальные) и региональные органы государственной власти и управления; - органы местного самоуправления; - негосударственные (неправительственные) организации и учреждения; - учреждения системы образования; - учреждения науки и научные сообщества; - учреждения культуры и их объединения; -творческие союзы деятелей культуры; - общественные организации и общественные движения; - средства массовой информации; -профессиональные объединения; - специалисты, востребованные какими-либо сообществами, если их деятельность не противоречит действующим законам.

Закон «О просветительской деятельности» постулирует «основные принципы просветительской деятельности», к которым можно отнести: автономность и самоуправляемость просветительских учреждений, сообществ при сохранении мониторинга содержания и форм ее деятельности со стороны общественных и государственных организаций; государственная поддержка просветительской деятельности, активное взаимодействие учреждений, причастных к ее организации, сочетание государственного и договорного регулирования; демократический характер управления просветительской деятельностью, обеспечение прав участия в нем всех участников процесса; создание благоприятных условий для координации национальной просветительской деятельности и сотрудничества с представителями аналогичной деятельности в других государствах на равноправной и взаимовыгодной основе.

Перечисленные принципы создают широкую перспективу развития международных связей общественных объединений и организаций в сфере неформального образования и просветительской деятельности. Основными направлениями совместной деятельности государств-участников СНГ в этой области можно считать следующие: создание на паритетных началах межгосударственных просветительских учреждений, организаций,

сообществ; обмен информацией о положении дел в системе просветительской деятельности и планируемых путях разрешения возникающих проблем; скоординированное использование электронных средств связи и массовой информации в просветительских целях; разработка и реализация просветительских программ, адресованных населению всех стран, входящих в Содружество; разработка и реализация совместных просветительских проектов; подготовка печатных, аудио- и видеоматериалов просветительской направленности; разработка и реализация исследовательских проектов, направленных на научное, ресурсное и законодательное обеспечение просветительской деятельности.

В Модельном «Образовательном кодексе» (2013) интеграционные процессы в области образования, науки и культуры в пространстве СНГ определены как приоритетные, т.к. во многом способствуют ускорению и расширению процессов экономической интеграции. Тесное сотрудничество органов управления образованием, образовательных учреждений (организаций), общественных организаций в сфере образования обозначено как один из способов обеспечения единого (общего) образовательного пространства государств Содружества. Общественные и государственно-общественные объединения, являясь основным элементом системы образования, вносят свой вклад в формирование многообразия типов и видов образовательных учреждений (организаций) и вариативности образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание.

Следует отметить, что в Модельном «Образовательном кодексе» (2013), а также в тексте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации (№273-ФЗ от 2012 г. (редакция 2015) отсутствует понятие «неформальное образование». Определение этого термина дано в новой редакции закона «О просветительской деятельности» (2016). Нормативно-правовая база неформального образования, обладающего значительным воспитательным, культурно-просветительским и образовательным потенциалом, в настоящий момент находится в стадии становления. Во второй подпрограмме Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, посвященной «Развитию дошкольного, общего и дополнительного образования детей» ключевым мероприятием является «Развитие дополнительного и неформального образования и социализации детей». Одна из задач подпрограммы 2 «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» заключается в создании современной инфраструктуры неформального образования для формирования у обучающихся социальных компетенций, гражданских установок, культуры здорового образа жизни.

Возможности неформального образования, механизмы его использования обсуждаются в проекте Концепции дополнительного образования детей Российской Федерации. Термин «неформальное образование» обозначен в законе Азербайджанской Республики от 2009 года №°833-П^ «Об образовании» (по состоянию на 2013 г.); в разделах

«Основные понятия», «Общие основы обучения в течение всей жизни», «Способы осуществления обучения в течение всей жизни» Кодекса Республики Молдова об образовании от 2014 года №152; в законе Кыргызской Республики от 2012 года №163 «О нематериальном культурном наследии Кыргызской Республики».

Деятельность общественных и (или) некоммерческих неправительственных организаций также регламентируется следующими модельными законами, принятыми Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ: «О воспитании детей и молодежи» от 2009 года №32-5; «О государственной молодежной политике» от 2012 года №38-10; «Об объектах культурного наследия (новая редакция)» от 2012 года №37-14; «Об охране нематериального культурного наследия» от 2013 года №39-17. «Об основах этнокультурного взаимодействия государств - участников СНГ» от 2014 года №40-13; «О добровольчестве (волонтерстве)» от 2015 года №42-15; «О патриотическом воспитании» от 2015 года №42-6.

В тексте модельного закона «О добровольчестве (волонтерстве)» от 2015 года №42-15 приведены основные формы и виды добровольческой (волонтерской) деятельности общественных НКО. Перечислим некоторые из них: содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи; участие в археологических, этнографических и иных научных экспедициях, реставрационных, ремонтных работах; содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи; поддержка молодежных инициатив, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций; содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы и иным видам социальной деятельности; участие в создании возможностей для творческого самовыражения и раскрытия творческого потенциала личности, а также для сотрудничества ради развития, занятости и профессионального обучения, социальной реинтеграции человека; участие в сохранении культурного наследия и историко-культурной среды, памятников истории и культуры; участие в развитии образования, науки, популяризации знаний, поддержке инноваций; содействие развитию общественной жизни и социальной экономики и др. Целями добровольческой (волонтерской) деятельности признаны оказание безвозмездной помощи нуждающимся в ней людям и социальным группам; безвозмездное участие в общественно значимых мероприятиях с согласия их организаторов; формирование гражданской позиции, чувства социальной ответственности, солидарности, взаимопомощи и милосердия в обществе. Задачами добровольческой (волонтерской) деятельности являются формирование механизмов вовлечения граждан в многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни населения, сохранение культурного наследия, героико-патриотическое воспитание молодежи; развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого (волонтерского) труда молодежи.

Модельный закон «Об объектах культурного наследия» от 2012 года №37-14 обосновывает право общественных объединений участвовать в сохранении, охране, использовании и популяризации объектов культурного наследия. Согласно закону, общественные объединения, уставы которых предусматривают в качестве основной цели или одной из задач деятельность по выявлению, сохранению и популяризации объектов культурного наследия, участвуют в охране объектов культурного наследия.

Модельный закон «Об основах этнокультурного взаимодействия государств - участников СНГ» от 2014 года №40-13 устанавливает существование этнокультурных форм образования и воспитания и определяет их как виды профессиональной и общественной деятельности по распространению, популяризации и развитию знаний об этнических и региональных культурах, реализуемые в любой уместной форме, предусмотренной национальным законодательством. В законе определены основные задачи субъектов этнокультурного взаимодействия. Перечислим некоторые из них: развитие связей между государствами - участниками СНГ в областях культуры, литературы, искусства, охраны и использования историко-культурного наследия, художественного образования и просвещения, архивного дела; развитие различных форм этнокультурных общественных объединений; обеспечение возможностей развития этнокультурных форм образования и воспитания.

Согласно Модельному закону «О воспитании детей и молодежи» от 2009 года №32-5 общественные организации и объединения, обеспечивающие функционирование системы воспитания детей и молодежи, являются элементами системы воспитания детей и молодежи.

Отметим, что общественные организации (объединения) являются субъектами патриотического воспитания (Модельный закон «О патриотическом воспитании» от 2015 года №42-6). Общественные объединения и их ассоциации также относятся к субъектам государственной молодежной политики (Модельный закон «О государственной молодежной политике» от 2012 года №38-10).

Развитие международного молодежного сотрудничества является важной составляющей национального законодательства, государственной молодежной политики Казахстана (закон Республики Казахстан от 2015 года №285-У ЗРК «О государственной молодежной политике»), Беларуси (закон Республики Беларусь от 2009 года №65-З «Об основах государственной молодежной политики»), Кыргызстана (закон Кыргызской Республики от 2009 года №256 «Об основах государственной молодежной политики»), Азербайджана (закон Азербайджанской Республики от 2002 года №297-ПГ «О молодежной политике»).

Итак, в результате настоящего анализа можно утверждать, что широкая деятельность общественных организаций в сфере культуры, образования, просвещения, охраны памятников культуры, налаживания международных связей, укрепления мира и дружбы между народами и др. обусловлена

наличием нормативно-правовой базы как на уровне национального, так и на уровне модельного (международного) законодательств, в которой отсутствуют жесткие запреты на те или иные сферы деятельности общественных организаций. К настоящему времени разработаны следующие рекомендательные документы: модельный закон «Об общественных объединениях» (1997) имплементирован* национальным законодательством Узбекистана (1991), Беларуси (1994), России (1995), Молдовы (1996), Казахстана (1996), Азербайджанской Республики (2000), Таджикистана (2007), Украины (2012), а модельный закон «О государственной молодежной политике» (2012) поддержан национальным законодательством Казахстана (2015), Беларуси (2009), Кыргызстана (2009) Азербайджана (2002).

Принятие модельных законов Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ имеет большое значение для осуществления процесса сближения национальных законодательств стран Содружества. Следование приоритетным направлениям образовательной политики стран СНГ, заявленных в модельных законодательных актах: модельном образовательном кодексе (2013), законах «О просветительской деятельности» (новая ред.), «Об образовании взрослых» (2002), «О воспитании детей и молодежи» (2009), «О государственной молодежной политике» (2012), «Об объектах культурного наследия (новая редакция)» (2012), «Об охране нематериального культурного наследия» (2013), «Об основах этнокультурного взаимодействия государств - участников СНГ» (2014), «О добровольчестве (волонтерстве)» (2015), «О патриотическом воспитании» (2015) будет способствовать эволюционным процессам интеграции в сфере культуры, неформального образования и просветительской деятельности на постсоветском пространстве.

На основании проведенного анализа модельного законодательства государств-участников СНГ, исследований в области развития образовательного пространства СНГ, можно сказать, прежде всего о том, что общественные организации (в особенности международные) играют существенную координирующую роль в поддержке интеграционных процессов в государствах-участниках СНГ. Сегодня они становятся активными полисубъектами (сетевыми узлами) пространства СНГ. Законодательное обеспечение динамики образовательного пространства СНГ способствует политическому и социально-экономическому развитию государств-участников СНГ, сохранению единого пространства стран Содружества. Осмысление радикальных изменений в области образования и культуры на постсоветском пространстве в последние десятилетия, нашедших отражение в модельных законах, может быть использовано в процессе реформирования систем образования и культуры и коррекции полей сотрудничества государств-участников СНГ. И, наконец, можно

*Имплементация (международного права) (англ. implementation) - фактическое осуществление международных обязательств на внутригосударственном уровне путем трансформации международно-правовых норм в национальные законы и подзаконные акты.

утверждать, что поддержка деятельности общественных организаций и объединений, реализация их педагогического, социокультурного потенциала являются сегодня важным условием сохранения и позитивной динамики евразийского образовательного пространства стран-участников СНГ.

Литература

1. Ариарский М.А. Педагогическая культурология. Социально-культурная деятельность и технологии ее организации. СПб.: Концерт, 2012. Т. 2. 448 с.

2. Илакавичус М.Р. Самоорганизация в неформальном образовании для разновозрастных сообществ как ресурс налаживания культурной преемственности // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 2(33). С. 33-41.

3. Лихачев Д.С. Не стать бы нам «обкомом культуры...». М: Известия, 1990. №154. С. 3.

4. Лихачев Д.С. Недопустимо, чтобы чиновники спекулировали культурным достоянием [Электронный ресурс] // Сохраним музей Рериха: [сайт]. URL: http://www.save-roerich-museum.ru/dmitrij-lihachev-nedopustimo-chtoby-chinovniki-spekulirovali-kulturn (дата обращения: 01.03.2016).

5. Мацукевич О.Ю. Развитие социального партнерства в сфере культуры // Сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции «Социально-культурная деятельность в условиях модернизации России». СПб.: Изд-во СПб ГУКИ, 2013. С. 252-257.

6. Научные основы взаимодействия и преемственности формального, неформального и внеформального образования: монография / под ред. М.В. Рыжакова, В.А. Горского, Г.Ф. Суворовой. Уфа: Изд-во ИРО РБ, 2012. 308 с.

7. Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. М.: МЦР, 1995. Т. I. 672 c.

8. Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. М.: МЦР, 1996. Т. III. 688 с.

9. Якушкина М.С. Проблемы сохранения целостности образовательного пространства СНГ // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. №1 (27). С. 267-269.

10. Ярошенко Н.Н. История и методология социально-культурной деятельности: учебник. М.: МГУКИ, 2007. 360 с.

Kozhemyakina Larisa Anatol'evna,

The International Centre-Museum named after Nicholas Roerich, Moscow, the Employee, lkogemyakina@icr.su

LEGISLATIVE SUPPORT OF NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS' ACTIVITY UNDER DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN CIS COUNTRIES

Аnnotation

This article analyzes the legal and the resource capabilities of national and international non-governmental organizations in the realization of integration processes in the fields of education, science and culture in the post-Soviet space. The author substantiates the necessity of implementation of pedagogical and sociocultural potential of non-governmental organizations and associations. This is an important condition for preservation and development of holistic Eurasian educational environment of CIS countries.

Keywords:

educational environment of CIS countries; non-govermental organizations; integration processes in the post-Soviet space; international cooperation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.