Н.И.Кузьмич, советник Исполнительного комитета СНГ, секретарь Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ
СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО (ОБЩЕГО) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
В текущем году исполняется 15 лет с момента создания Содружества Независимых Государств, на протяжении которых сотрудничество в области образования прошло сложный путь становления. В рамках международной региональной организации СНГ единое (общее) образовательное пространство является объективно необходимым условием его развития, выступает основанием для воспроизводства на всей территории Содружества отношений, обеспечивающих решение общих социальных, экономических, культурных и других проблем.
При этом единое (общее) образовательное пространство является одним из определяющих факторов интеграции национальных экономических систем в глобальную экономическую систему мирового сообщества. Тенденции к расширению сфер и повышению уровня взаимодействия в развитии образования имеют показатели активного роста, что, в частности, происходит в Европейском союзе, приступившем к созданию общего образовательного пространства.
Начало процессу взаимодействия образовательных систем стран Содружества было положено в мае 1992 года, когда главы правительств десяти входивших в СНГ государств подписали Соглашение о сотрудничестве в области образования.
В соответствии с этим было подписано Ташкентское соглашение об учреждении постоянно действующей Конференции министров образования государств-участников СНГ. Состоялись две Конференции министров образования государств-участников СНГ, на которых приняты решения по осуществлению комплекса мер, связанных с разработкой образовательных стандартов, созданием механизмов признания и установления эквивалентности документов об образовании, и ряд других.
В 1994-1996 годах Конференции министров не проводились и принятые решения остались нереализованными. Не предпринимались какие-либо
действия и центральных органов исполнительной власти государств-участников СНГ по развитию нормативно-правовой базы сотрудничества в области образования.
В то же время в государствах СНГ были приняты законы об образовании, которые привели к значительному обособлению образовательных систем. Возникли трудности с академической мобильностью абитуриентов и студентов, эквивалентностью документов об образовании.
Подписание в 1997 году правительствами государств-участников СНГ Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ и Соглашения о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства СНГ придало сотрудничеству в области образования новый импульс, определило конкретные направления, цели и задачи его развития.
Единое (общее) образовательное пространство, отмечено в этом документе, характеризуется общностью принципов государственной политики в сфере образования, согласованностью государственных образовательных стандартов, программ, критериев и требований по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров, равными возможностями и свободной реализацией прав граждан на получение образования в образовательных учреждениях на территориях государств-участников Содружества.
Инструментом реализации Концепции стал созданный в рамках вышеуказанного Соглашения Совет по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ, по инициативе которого была подготовлена и Решением Совета глав правительств Содружества (29.11.2001 г., Москва) утверждена Межгосударственная программа по выполнению вышеназванной Концепции.
За прошедший период состоялось 17 заседаний Совета, на которых обсуждены все вопросы, включенные в Межгосударственную программу, что позволило подготовить и внести на
рассмотрение Совета глав правительств Содружества целый пакет документов, в том числе подписать ряд соглашений:
- об обмене информацией в сфере образования; порядке создания и функционирования филиалов высших учебных заведений; координации работ в области лицензирования образовательной деятельности, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;
- об обеспечении гражданам доступа в общеобразовательные учреждения на условиях, предоставленных гражданам этих государств, а также социальной защите обучающихся и педагогических работников общеобразовательных учреждений;
- признании и эквивалентности документов о среднем (общем) образовании, начальном профессиональном и среднем профессиональном (специальном) образовании. Среди вышеуказанных документов необходимо выделить два, которые направлены на решение практических вопросов обеспечения гарантий и широких прав граждан в сфере образования.
Так, Соглашение об обеспечении гражданам государств-участников СНГ равных условий доступа в общеобразовательные учреждения позволяет гражданам из государств-участников СНГ (кроме Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины, которые не подписали соглашения) учиться в общеобразовательных учреждениях на условиях, предоставленных гражданам этих государств. В период обучения обеспечивается социальная защита прав, охрана жизни и здоровья обучающихся, защита их от всех форм дискриминации.
По Соглашению о признании и эквивалентности документов о среднем (общем) образовании, начальном профессиональном и среднем профессиональном (специальном) образовании все вышеперечисленные документы дают право на продолжение обучения в общеобразовательных учебных заведениях, а также получение образования в учебных заведениях начального профессионального и среднего профессионального (специального) образования, в учебных заведениях высшего (профессионального) образования, а документы о профессионально-техническом образовании с получением полного среднего общего образования признаются и эквивалентны при поступлении на работу в соответствии с указанными в них специальностью и квалификацией.
Одним из направлений конкретной практической деятельности по формированию единого образовательного пространства стало принятие решений на уровне Совета глав правительств о придании учебным заведениям, научным центрам государств-участников СНГ статуса базовой
организации. Такой статус придан восьми высшим учебным заведениям, в том числе — четырем Республики Беларусь, четырем вузам и центру сравнительной образовательной политики Федерального агентства по образованию Российской Федерации, институту Республики Армения,
— в частности: Московскому государственному лингвистическому университету (МГЛУ) — по языкам и культуре государств-участников СНГ (30.11.2000 г., г. Минск); Московскому государственному университету им. М.В. Ломоносова — по подготовке кадров в области фундаментальных естественных наук (28.09.2001 г., г. Москва); Санкт-Петербургскому государственному университету — по подготовке кадров в области социально-экономических и гуманитарных наук (25.04.2003 г., г. Москва); Центру сравнительной образовательной политики Министерства образования и науки Российской Федерации — по исследованиям в области образовательной политики (25.04.2003 г., г. Москва).
Решением Совета глав правительств (25.11.2005г., г. Москва) статус базовых придан: Белорусскому государственному университету — в области лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений; Белорусскому национальному техническому университету — по высшему техническому образованию; Учреждению образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» — по образованию в области информатики и радиоэлектроники; Учреждению образования «Международный государственный экологический университет имени А.Д.Сахарова» — по экологическому образованию; Государственному институту повышения квалификации и переподготовки кадров по информатике Республики Армения — в области образования лиц с ограниченными физическими возможностями и безработных; Российскому университету дружбы народов — в области информационного обеспечения образовательных систем государств-участников СНГ.
В соответствии с утвержденными положениями деятельность базовых организаций направлена на подготовку специалистов, разработку образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования, осуществление совместных с научно-исследовательскими организациями государств-участников СНГ научных исследований, повышение квалификации и переподготовку специалистов, подготовку научно-педагогических кадров, развитие и углубление сотрудничества образовательных и научноисследовательских организаций, разработку, апробацию и распространение учебно-методических и научно-исследовательских материалов, создание и реализацию проектов, направленных на
проведение междисциплинарных исследований, организацию международных конференций и иных мероприятий по проблемам формирования единого (общего) образовательного пространства.
Важная роль отведена в Программе развитию дистанционного обучения, которое становится своеобразным катализатором интеграционных процессов в образовании. В настоящее время Советом одобрены и согласованы государ-ствами-участниками СНГ проекты Концепции развития дистанционного обучения в государствах-участниках СНГ и Соглашения о координации работ в области информатизации образовательных систем государств-участников СНГ. Ведется подготовка проекта Соглашения о создании организационно-экономического механизма функционирования системы открытого образования госу-дарств-участников СНГ.
С 1998 года возобновила свою деятельность Конференция министров образования го-сударств-участников СНГ и состоялось 9 заседаний, на которых принят ряд важных решений. Постоянное внимание уделяется реализации документов, принятых на заседаниях Совета глав правительств Содружества. Так, утвержден и выполняется План мероприятий по реализации Соглашения об обмене информацией в сфере образования государств-участников СНГ, в том числе создан сервер СНГ «Образование в СНГ» (www.cis.unibel.by). Одобрено Типовое решение по созданию филиалов высших учебных заведений на территории государств-участников Содружества.
Сформирована Постоянная комиссия Совета по радиоэкологическому образованию, утвержден Перечень высших учебных заведений и организаций, ответственных за реализацию положений Соглашения о сотрудничестве в области подготовки специалистов по радиоэкологии, радиационной безопасности, радиобиологии и смежным наукам. Решением Конференции министров образования утверждена Программа сотрудничества в этой области.
Межпарламентской Ассамблеей госу-дарств-участников СНГ утверждена Концепция модельного Образовательного кодекса, приняты модельные законы: об образовании, о высшем и послевузовском профессиональном образовании, об образовании взрослых, об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании), о среднем общем образовании, о дошкольном образовании, о внешкольном образовании, о статусе учителя, о просветительской деятельности.
На заседании Совет министров иностранных дел Содружества Независимых Государств (26.03.2004 г.) заслушан отчет Председателя
Совета, ректора Белорусского государственного университета В.И.Стражева о работе по выполнению Межгосударственной программы и отмечена активная работа Совета по ее выполнению. Активную деятельность по формированию образовательного пространства осуществляет базовая организация по языкам и культуре государств-участников СНГ — Московский государственный лингвистический университет. Отчет руководителя базовой организации, ректора Московского лингвистического университета И.И.Ха-леевой заслушан на заседании СМИД (Астана, 15.09.2004 г.). В Решении отмечена активная работа базовой организации по направлениям ее деятельности, информация о положительном опыте направлена в отраслевые органы СНГ.
Существенную роль в формировании единого (общего) образовательного пространства СНГ играет Евразийская ассоциация университетов (президент, руководитель базовой организации государств-участников СНГ по подготовке кадров в области фундаментальных естественных наук — ректор МГУ им. М.В. Ломоносова В.А.Садовничий, генеральный секретарь ассоциации — В.А.Сидорович).
Санкт-Петербургский государственный университет — базовая организация по подготовке кадров в области социально-экономических и гуманитарных наук (Председатель Общественного совета, ректор СПбГУ — Л.А.Вербицкая, Исполнительный секретарь совета С.Л.Ткаченко) осуществляет координацию по изучению опыта создания общеевропейского пространства высшего образования (Болонский процесс).
Международная академия наук высшей школы (президент МАН ВШ — В.Е.Шукшунов) совместно с Институтом образования взрослых Российской Академии образования ведет разработку проекта модельного Образовательного кодекса для государств-участников СНГ, ею проведен ряд международных конференций и академических чтений по актуальным проблемам единого образовательного пространства.
Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (директор — В.Г.Ки-нелев) проводится работа по оказанию содействия министерствам образования государств-уча-стников СНГ в разработке и осуществлении программы ЮНЕСКО в области применения ИКТ в образовании. В целях координации работ совместно с Советом разрабатываются и реализуются планы совместных действий.
Вместе с тем, рассматривая ход выполнения Межгосударственной программы, необходимо признать, что поставленные в ней цели и задачи в полном объеме не достигнуты. Прежде всего остаются не решенными вопросы обес-
печения мобильности студентов, взаимного признания документов о высшем образовании, ученых степенях и ученых званиях, согласования процессов разработки и применения стандартов.
Несомненно, ключевым звеном в выполнении всех запланированных мероприятий является их финансирование. Практическим шагом в создании реального механизма реализации Межгосударственной программы предусматривалось создание Фонда поддержки сотрудничества в области образования государств-участников СНГ.
Разработка проекта Учредительного договора о создании Фонда предусмотрена Межгосударственной программой, и проект документа был подготовлен Советом. При этом планировалось, что это будет не коммерческий или какой-то накопительный фонд, а прежде всего механизм, позволяющий производить расчеты по финансированию конкретных мероприятий. Однако при его согласовании государства приняли решение не создавать Фонд.
Особое внимание и поддержку предполагалось оказать проблемам развития образования взрослых как органической составной части непрерывного образования, одного из важнейших факторов устойчивого развития общества, его демократизации и гуманизации.
В этих целях главами правительств госу-дарств-участников СНГ в январе 1997 года было подписано Соглашение о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых и создан в соответствии с данным Соглашением Межгосударственный комитет по распространению знаний и образованию взрослых.
К сожалению, за прошедшее время по ряду причин Межгосударственный комитет не обеспечил реализацию положений Соглашения. В то же время в государствах-участниках СНГ сократились возможности ведомственной системы повышения квалификации кадров, уменьшились масштабы информационной и просветительской деятельности, слабо развиваются неформальные образовательные структуры, внутрифирменное обучение, система обучения лиц пожилого возраста, гражданское образование, обучение маргинальных групп населения (безработных, заключенных, иммигрантов, лиц с задержкой в физическом и психическом развитии).
Продолжают оставаться вне поля зрения развитие правового образования взрослых, проблемы воспитания патриотизма, познания отечественной истории, борьбы с социальными пороками, соблюдения законов, уважения прав и выполнения обязанностей граждан, укрепления семьи, развития здорового образа жизни, сохранения окружающей среды и т.д.
Несомненно, все вышеуказанные проблемы не связаны с нежеланием государств реализовывать намеченное. Хотя необходимо отметить, что сотрудничают в Программе всего семь государств: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан.
Как показывает практика, основной причиной этого является несоответствие принципов, заложенных в Программу, реальному положению дел, необязательный (рекомендательный) характер принятия решений на уровне Конференции министров образования, отсутствие финансовых средств, необходимых для выполнения принимаемых программ и мероприятий.
Содружество Независимых Государств не является суммой объединившихся стран или социальных обществ (национальных государств). Это есть социальное образование более сложного и более высокого уровня социальной организации. Его развитие происходит в преодолении многих противоречий в политической, экономической, социально-гуманитарной сферах, внутри него сталкиваются как интеграционные процессы, так и дезинтеграционные тенденции.
Жизнь убедительно доказала, что сегодня у каждой страны-участницы СНГ сформировались новые, собственные национальные приоритеты. Естественно, они на определенных этапах расходятся по тем или иным вопросам. Развивать, «выстраивать» Содружество можно и нужно не на основе прошлого, а на балансе ориентированных в будущее новых интересов. Это требует в корне иного понимания сущности СНГ и подходов к его формированию и развитию.
В этих условиях единое образовательное пространство не может быть сформировано на прежних основаниях и характере связей. В исторически новых условиях требуются более глубокое понимание общей реальной ситуации во всей ее сложности, выработка научно обоснованной стратегии, учет тенденций и задач всех государств формируемого образовательного пространства.
Новая модель формирования образовательного пространства СНГ должна учитывать решающую роль рыночных отношений в развитии экономических отношений в Содружестве, вовлеченность государств в мирохозяйственные связи и усиление их зависимости от других региональных, в том числе образовательных, объединений.
Попытка выработать новые подходы была предпринята Международной научно-практической конференцией по обсуждению проблем и перспектив формирования единого (общего)
образовательного пространства СНГ, развития сотрудничества государств-участников СНГ в области образования, состоявшейся в 2004 году. На конференции был обсужден проект Программы сотрудничества государств-участников СНГ в области образования на 2006-2010 годы, одобренный впоследствии Конференцией министров образования и Советом. Программой предусматривается принятие нормативно-правовых документов и программ, обеспечивающих обмен студентами, преподавателями, научными сотрудниками; признание документов о высшем профессиональном образовании, ученых степенях и званиях; развитие и внедрение в образовательную деятельность средств новых информационных технологий, дистанционного обучения; создание межгосударственного русскоязычного Интернет-портала профессионального образования; проведение научно-практических конференций и др.
Необходимо отметить, что, несмотря на неудовлетворительную работу Межгосударственного комитета по распространению знаний и образованию взрослых, работа в этом направлении проводилась и проводится Постоянной комиссией по образованию взрослых Совета по сотрудничеству в области образования государств-учас-тников СНГ. Организацией-координатором в Комиссии является Институт образования взрослых Российской Академии образования. Именно Институтом выполнены научные исследования по разработке проектов Концепции образования взрослых в государствах-участниках СНГ и Плана мероприятий по ее реализации. Проект Концепции утвержден Советом глав правительств Содружества независимых государств 25 мая 2006 года.
Концепция разработана на основе соглашений по формированию единого (общего) образовательного пространства СНГ в соответствии с Межгосударственной программой о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых с учетом модельного закона «Об образовании взрослых».
В соответствии с Концепцией образование взрослых признается в качестве необходимого элемента системы образования в государствах-участниках СНГ и будет способствовать развитию образования как целостной системы, обеспечивающей гарантии права каждого гражданина на непрерывное образование в течение всей жизни, использованию образования взрослых и просветительской деятельности как действенного фактора социально-экономического роста.
Ее реализация позволит создать условия для развития национальных систем образования взрослых, постоянного самосовершенствования лич-
ности, ее адаптации к социально-экономическим переменам.
Образование взрослых в странах СНГ будет базироваться на принципах признания права на образование в любом возрасте как одного из важнейших фундаментальных прав человека, ориентации его на общечеловеческие ценности и идеалы гуманизма, гармонизации интересов личности и общества, взаимодействия и партнерства государственных органов, неправительственных и общественных организаций и, что особенно важно, — его государственной поддержки.
Учитывая, что в соответствии с Решением о Концепции предусмотрены подготовка проекта Плана мероприятий по развитию образования взрослых в государствах-участниках СНГ и внесение его для утверждения на заседание Совета глав правительств, предстоит существенная доработка имеющегося варианта. При этом необходимо особое внимание уделить подготовке предложений, направленных на развитие национальных государственно-общественных систем управления; правовой, экономической и научнометодической основ системы образования взрослых; расширению доступности образовательных программ для различных групп населения, в том числе безработных, лиц с ограниченными возможностями здоровья, мигрантов, лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, пенсионеров; активизацию просветительской деятельности, направленной на повышение общей культуры и социальной активности населения; расширение использования информационно-коммуникационных технологий в образовании взрослых, развитие механизмов финансирования образования взрослых. В этой большой работе важно активное участие всей научно-педагогической общественности Содружества при активном участии Института образования взрослых Российской Академии образования, который по решению Конференции министров образования и Совета рекомендован в качестве базовой организации государств-участников СНГ по координации сотрудничества в сфере образования взрослых.
Безусловно, активизируется сотрудничество государств-участников СНГ в области образования в связи с подписанием главами государств Содружества Соглашения о гуманитарном сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств (26.08.2005 г., Казань). Соглашение предусматривает совершенствование и развитие механизмов сотрудничества в области культуры, образования, науки, архивного дела, информации и массовых коммуникаций, спорта, туризма и работы с молодежью; разработку и совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам взаимодействия в указанных областях.
С учетом сохранения особенностей и достижений национальных образовательных систем будет развиваться взаимодействие в области профессиональной подготовки и переподготовки кадров, согласования государственных образовательных стандартов всех уровней образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, гармонизации процесса присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий; признания эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях, изучения языков.
Будут приняты меры для реализации совместных проектов в области образования, включая конференции, симпозиумы, летние школы, тематические олимпиады, форумы учащихся, студентов и выпускников учреждений образования, для поощрения обмена учащимися и преподавателями учреждений образования, для создания совместных университетов, создания и деятельности национальных культурных центров, расши-
рения сети базовых организаций по различным направлениям образования, для изучения опыта создания общеевропейского пространства высшего образования (Болонский процесс) и дополнительных возможностей участия в этом процессе.
Для координации работы в гуманитарной сфере создан Совет по гуманитарному сотрудничеству, который будет рассматривать концептуальные вопросы, определять приоритетные направления и формы сотрудничества, и создается Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества. В настоящее время проекты документов по этим вопросам согласованы и на очередном саммите глав государств будут подписаны. В этой связи есть все основания полагать, что создание этих структур будет способствовать более успешному развитию сотрудничества государств-участников СНГ в области образования, решению практических вопросов обеспечения гарантий и широких прав граждан в сфере образования.