ЮБИЛЕЙ СТРАН СНГ: СОДРУЖЕСТВО В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОСВЕЩЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ
2006 год юбилейный: Содружество Независимых Государств — СНГ — отмечает 15-летие своего существования.
Одним из приоритетных направлений многостороннего сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств в течение практически всех лет его деятельности является конструктивное взаимодействие в области образования.
Усилия стран Содружества в настоящее время направлены на создание единого (общего) образовательного пространства государств-участников СНГ.
На XXIII заседании Совета по сотрудничеству в области образования государств — участников Содружества Независимых Государств, состоявшемся 25 октября 2006 года в Москве, эта проблема была одной из приоритетных при рассмотрении.
Необходимо отметить представительность участников этого Заседания. В его работе приняли участие члены Совета и полномочные представители от Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Молдова, Российской Федерации, Международной академии наук высшей школы, представители базовых организаций и учреждений образования, имеющих статус наблюдателей в Совете, а также представители Исполнительного Комитета Содружества Независимых Государств, Секретариата Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ.
На Заседании были обсуждены следующие основные вопросы:
- О проекте Решения о придании государственному научному учреждению «Институт образования взрослых Российской Академии образования» статуса базовой организации по образованию взрослых;
- О проекте Плана мероприятий по реализации Концепции развития образования взрослых в государствах-участниках СНГ;
- О проекте Соглашения о координации работ в области стандартизации общего среднего образования;
- О проекте Соглашения о подготовке, переподготовке и повышении квалификации преподавателей вузов СНГ (включая создание межгосударственных центров подготовки, переподготовки и повышения квалификации на основе базовых организаций);
- О проекте Соглашения о порядке обмена студентами, преподавателями, научными сотрудниками государств-участников СНГ;
- О предложениях по разработке проекта Соглашения о повышении квалификации преподавателей общеобразовательных учреждений государств — участников СНГ;
- О разработке и реализации совместных мероприятий государств — участников СНГ и ЮНЕСКО в области информатизации образовательных систем государств — участников СНГ;
- О создании межгосударственного русскоязычного Интернет - портала профессионального образования государств — участников СНГ;
- Об информации о ходе выполнения Межгосударственной программы реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ;
- О плане основных мероприятий, проводимых Советом по сотрудничеству в области образования, Конференцией министров образования, базовыми организациями государств — участников СНГ в 2007 году и др.
В ходе проведения Заседания состоялся «круглый стол», посвященный актуальным задачам дальнейшего сотрудничества государств-участников в области образования.
В работе «круглого стола» приняли участие министры образования Республики Беларусь и Российской Федерации, заместители министров образования Республики Армения, Республики Казахстан, Республики Молдова, Республики Таджикистан, а также представители Исполнительного Комитета Содружества Независимых Государств, Секретариата Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ.
Участники «круглого стола» выразили единодушное мнение, что последовательное и целенаправленное наращивание взаимодействия в сфере образования на всех уровнях является одним из определяющих факторов обеспечения социального и экономического прогресса государств — участников СНГ, укрепления позиций стран Содружества в мире.
На «круглом столе» было отмечено, что значительным фундаментом развития взаимодействия государств — участников СНГ является многоплановая работа по формированию единого (общего) образовательного пространства СНГ.
Важную организующую и координирующую роль в этом процессе играют проводимые на постоянной основе многосторонние конференции, деятельность базовых организаций в различных сферах образования.
Кроме этого, участники «круглого стола» акцентировали внимание на том, что уже в основном сформирована и постоянно совершенствуется договорно-правовая база сотрудничества, определены приоритетные направления углубления интеграции в области образования.
Заслуживают внимания предложения участников этого форума, направленные на поддержку талантливой молодежи, расширение доступности образования, в том числе образования взрослых, с использованием новых технологических возможностей информатизации систем образования и дистанционного обучения, повышение качества образования, формирование системы переподготовки преподавателей стран СНГ, развитие совместной образовательной и научной деятельности, поддержку русского языка как языка межнационального общения и средства гуманитарного, образовательного и научного сотрудничества стран СНГ, использование мирового опыта организации образования с учетом совместных достижений стран СНГ.
В рамках Заседания была проведена межгосударственная выставка «СНГ: сотрудничество в области образования».
Целями выставки стали:
- развитие межгосударственного сотрудничества в сфере образования;
- содействие в развитии кооперации образовательных учреждений государств-участников СНГ;
- содействие в развитии единого образовательного пространства и формирование единого гуманитарного пространства СНГ;
- продвижение российских образовательных программ и проектов государств-участников СНГ на всем пространстве СНГ.
Задачи выставки:
- представление успешных образовательных программ и проектов с участием государств-участников СНГ;
- продвижение эффективных форм реализации совместных проектов;
- содействие в установлении и укреплении контактов на уровне правительств, министерств и ведомств, учреждений образования и профессиональных сообществ государств-участников СНГ.
Государственное научное учреждение «Институт образования взрослых Российской Академии образования» (ГНУ ИОВ РАО) всегда принимает самое активное участие в работе структур СНГ, занимающихся проблемами образования, в первую очередь — образования взрослых. Заседание Совета 25 октября 2006 года не стало исключением.
На Заседании был заслушан доклад директора ГНУ «Институт образования взрослых Российской Академии образования», Председателя Комиссии по образованию взрослых В.И. Подо-беда, содержавший два раздела: «О проекте Решения о придании государственному научному учреждению «Институт образования взрослых Российской Академии образования» статуса базовой организации по образованию взрослых» и «О проекте Плана мероприятий по реализации Концепции развития образования взрослых в государствах-участниках СНГ».
Доклад получил одобрение участников Заседания.
Вполне обоснованно можно утверждать, что Институт образования взрослых Российской Академии образования занимает особое место в деятельности содружества государств-участни-ков СНГ и это не случайно.
ИОВ РАО является единственным в нашей стране академическим институтом, который занимается проблемами образования, просвещения и обучения взрослых в современном развивающемся обществе.
История Института образования взрослых РАО связана с именами таких замечательных ученых России, как академики АПН П.Н.Груздев, Б.Г.Ананьев, А.В.Даринский, В.Г.Онушкин, Б.Е.Райков, Г.Д.Глейзер; члены-корреспонденты АПН и РАО Ш.И.Ганелин, П.А.Знаменский, Н.М.Верзилин, М.В.Кропачева, Е.Н.Петрова, Ю.Н.Кулюткин; профессора В.И.Подобед, Т.Г.Браже, С.Г.Верш-ловский, Е.А.Голант, Г.А.Гуковский, Л.Н.Лесохина, Е.П.Тонконогая, доктор педагогических наук А.И. Жилина, профессора А.Е.Марон, Н.А.Рыков, Ю.А.Самарин, Г.С.Сухобская, создавшие и создающие свои исследовательские школы, воспитавшие поколения ученых-педагогов и психологов.
В рамках деятельности Института сформировалась и активно работает ведущая научная школа страны, исследующая актуальные междисциплинарные проблемы образования взрослых, подготовки и повышения квалификации кадров.
В контексте единого проблемного поля исследований - подпрограммы РАО "Модернизация образования взрослых в России: методология, теория, практика" (научный руководитель - д.п.н., проф. В.И.Подобед) - развиваются несколько взаимосвязанных направлений:
• Образование взрослых как феномен культуры, социальный институт и образовательная метасистема.
• Системное управление образованием взрослых в условиях модернизации.
• Развитие образовательного пространства регионов России в условиях модернизации.
• Модернизация содержания и технологий образования различных категорий взрослых.
• Внутрифирменное образование взрослых.
• Содержание и технологии валеологического образования.
• Правовое и научно-организационное обеспечение модернизации образования взрослых в общем образовательном пространстве России и государствах СНГ.
Институт проводит совместные исследования и осуществляет информационный обмен с различными организациями, работающими в области образования, направляет своих представителей для участия в международных конференциях, семинарах, принимает зарубежных специалистов, проводит международные конференции и семинары по актуальным проблемам образования взрослых.
Для решения проблем образования в странах-участницах СНГ Институт сегодня:
• разрабатывает стратегию и реализует отношения социального партнерства в сфере общего и профессионального, формального и неформального образования взрослых с государственными и общественными организациями;
• во взаимодействии с международными организациями и ведущими мировыми центрами образования взрослых формирует научные, организационно-правовые предпосылки выработки политики образования взрослых в России и странах СНГ с учетом современных мировых тенденций;
• осуществляет все виды комплексных междисциплинарных исследований по своему профилю;
• координирует научные исследования и практическую деятельность по образованию взрослых в региональных центрах образования взрослых в России;
• готовит кадры высшей научно-педагогической квалификации для России и стран СНГ;
• развивает многообразные виды образовательной деятельности в сфере обучения различных групп взрослого населения (родителей; персонала фирм; безработных; инвалидов; военнослужащих, уволенных в запас; экстернов; мигрантов; лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы);
• осуществляет издательскую деятельность;
• проводит международные, всероссийские, межрегиональные конференции, семинары, акции по проблемам образования взрослых;
• оказывает консультативные и образовательные услуги учреждениям, органам управления, социальной сферы, гражданам.
ИОВ РАО активно развивает сотрудничество со странами СНГ по формированию общего образовательного пространства. Институтом разработаны проекты Модельных законов "Об образовании взрослых", "О просветительской деятельности", принятые Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ, а также законопроект "О постдипломном образовании" для Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, РФ, одобренный Межпарламентским Комитетом. В настоящее время находятся в стадии подготовки модельные законопроекты "О статусе работника образования", "О статусе учащегося", "О научном туризме".
По поручению Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ Институтом разработан проект Концепции развития образования взрослых в государствах-участниках СНГ. Проект Межгосударственной программы развития образования взрослых в государствах СНГ проходит обсуждение в межгосударственных органах стран Содружества.
В 2001 году Институт утвержден организацией-координатором по проблемам образования взрослых в СНГ. На его базе создана Постоянная Комиссия по образованию взрослых Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ, возглавляемая директором института, д.п.н., проф. В.И.Подобедом.
На XXIII заседании Совета по сотрудничеству в области образования государств — участников Содружества Независимых Государств принято Решение о придании ГНУ ИОВ РАО статуса базовой организации государств-участников Содружества Независимых Государств по координации сотрудничества в области образования взрослых и просветительской деятельности.
В ноябре 2006 года на сессии Межпарламентской Ассамблеи СНГ по вопросам образования был принят Модельный закон «О статусе работника образования», разработанный ГНУ ИОВ РАО.