Научная статья на тему 'Образование взрослых инвестиция в человеческий капитал'

Образование взрослых инвестиция в человеческий капитал Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование взрослых инвестиция в человеческий капитал»

ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ -ИНВЕСТИЦИЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

В документах, определяющих перспективы и стратегию развития государств СНГ, подчеркивается особая роль образования как важного фактора инновационного развития. Образование - это наиболее мощная «инвестиция в человеческий капитал», в развитие человека. Образование взрослых - это инвестиция, приносящая непосредственную отдачу как в долгосрочной, так и, что особенно важно, - краткосрочной перспективе - в виде роста производительности труда, формирования позитивных мотиваций, роста гражданского самосознания, нравственности и общей культуры общества.

Образование взрослых, системы повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров при правильной, научно обоснованной постановке дела способны обеспечить в неотсроченной перспективе, т.е. завтра или даже сегодня, «эффективное применений знаний и умений людей для... улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом», а также совершенствование знаний, навыков и талантов самого человека. Таким образом, образование взрослых призвано способствовать решению стратегически важных задач, которые стоят перед обществом любой страны и которые, в частности, были намечены в выступлении Президента РФ В. В. Путина 8 февраля 2008 г.

Эффективность системы образования взрослых, профессионального образования, да и образования вообще во многом определяется его непрерывностью, целевой и содержательной преемственностью

на разных этапах жизни и профессиональной деятельности человека. Поэтому системное, согласованное развитие образования взрослых, постепенная интеграция его подсистем могут рассматриваться как одна из важнейших задач страны на ближайшее десятилетие.

Особенно важным представляется тот факт, что российское образование взрослых развивается не обособленно, а в тесной связи с аналогичными системами го-сударств-участников СНГ. Интеграция в сфере образования не только позволяет нашим странам объединять усилия, обмениваться передовым опытом организации и развития образовательных систем, обеспечивать образовательную и профессиональную мобильность граждан в едином экономическом и культурном пространстве, но в конечном счете способствует созиданию эффективных экономик социальных государств СНГ и усилению конкурентоспособности наших стран на мировой арене.

Известна формула: «Образование

взрослых - ключ к XXI веку». Для нас образование взрослых - еще и ключ к устойчивому инновационному развитию, к подъему экономики и социальной сферы. Образование взрослых как непрерывный процесс формирования и поддержания социальной деятельности является неотъемлемой, инвариантной частью всех социальных и государственных институтов.

Отрадно, что за последние годы научно-организационная работа по сближению и интеграции систем непрерывного образования взрослых в странах СНГ значи-

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 1 (14) 2008

3

тельно активизировалась. В 2005 году Межпарламентской Ассамблеей СНГ принят модельный закон «Об образовании взрослых» в обновленной редакции. В 2006 году Совет глав правительств утвердил Концепцию развития образования взрослых в странах Содружества. В декабре прошлого, 2007 года в Минске состоялась международная научно-практическая конференция «Образование взрослых: национальный и общецивилизационный контекст» при участии Совета по сотрудничеству в области образования госу-дарств-участников СНГ, Института образования взрослых РАО, государственных и общественных структур Белоруссии. В ходе конференции была отмечена новая роль образования взрослых как основы всего образования.

Российская Академия образования осуществляет фундаментальные исследования во многих областях знаний, в том числе и в сфере образования взрослых. По результатам экспертизы научной деятельности Институту образования взрослых Российской Академии образования решением глав государств-участников СНГ 22 ноября 2007 года был присвоен статус Базовой организации государств-участников СНГ по образованию взрослых и просветительской деятельности (пользуясь случаем, еще раз поздравляю коллег из ИОВ РАО с этой высокой оценкой и межгосударственным признанием нашей работы). Важным результатом работы Института образования взрослых РАО явилось решение экспертного совещания представителей министерств образования государств-участников СНГ и базовых организаций СНГ по согласованию проекта плана дальнейшего развития общего об-

разовательного пространства и сотрудничества государств-участников СНГ в области образования от 25 января 2008 года. Ведущая мысль данного плана состоит в том, что образование взрослых является не обособленной частью образования, а ее основой, результатом деятельности всех профессионально-педагогических систем, ориентированных на формирование общей модели профессионального и нравственного поведения людей в различных сферах труда и жизнедеятельности.

Процесс интеграции наших стран в области образования входит в новую фазу, лейтмотивом которой может служить идея о том, что образование взрослых является не столько частью, или подсистемой, образования, сколько основой образования вообще, поскольку, как известно, все системы образования имеют своей конечной целью становление именно взрослой личности.

Опыт, накопленный наукой об образовании взрослых, призван способствовать эффективному развитию национальных и межгосударственных образовательных систем, постепенно объединяющийся в систему непрерывного образования, а также развития общества в целом. Наряду с организационным оформлением, институализацией и интеграционными процессами в сфере образования взрослых должна получить новый импульс и научная мысль, исследующая этот непростой, многогранный феномен. Получение нового опыта и знаний об образовании взрослых как метасистеме непрерывного образования и профессиональной деятельности человека является важным условием прорыва в развитии Российской Федерации и государств-участников СНГ.

Председатель Постоянной комиссии по образованию взрослых Совета по сотрудничеству в области образования Содружества Независимых Г осударств, доктор педагогических наук, профессор

В. И. ПОДОБЕД

4

Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.