Научная статья на тему 'Тенденции развития национально-региональных Образовательных пространств стран Содружества'

Тенденции развития национально-региональных Образовательных пространств стран Содружества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательное пространство СНГ / образовательная политика / образование взрослых / национально-региональные образовательные ресурсы / educational space of the CIS / education policy / adult education / national and regional educational resources

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якушкина М. С., Илакавичус М. Р.

Образовательное пространство СНГ рассматривается в статье как стабилизирующий фактор социально-экономической и социокультурно-образовательной ситуации в каждой из стран Содружества. Авторами раскрыты основные тенденции развития образовательной политики в сфере образования взрослых в государствах-участниках СНГ; рассмотрены национально-региональные образовательные ресурсы сферы образования взрослых; эти ресурсы могут быть актуализированы для развития образовательного пространства СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якушкина М. С., Илакавичус М. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF NATIONAL AND REGIONAL EDUCATIONAL SPACES OF THE COMMONWEALTH COUNTRIES

Educational space of the CIS is considered in the article as a stabilizing factor in the socio-economic and socio-cultural and educational situation in each of the countries of the Commonwealth. The authors revealed the basic tendencies of development of educational policy in the adult education field in the CIS countries. The authors reviewed national and regional educational resources of in adult education. They can be actualized for the development of the educational space of the CIS.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития национально-региональных Образовательных пространств стран Содружества»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА

М.С. Якушкина

Доктор педагогических наук, заведующая лабораторией теории формирования единого образовательного пространства СНГ, филиал ФГБНУ «Институт управления образованием РАО», Санкт-Петербург

М.Р. Илакавичус

Кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник филиала ФГБНУ «Институт управления образованием РАО», Санкт-Петербург.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОСТРАНСТВ СТРАН СОДРУЖЕСТВА

Образовательное пространство СНГ рассматривается в статье как стабилизирующий фактор социально-экономической и социокультурно-образовательной ситуации в каждой из стран Содружества. Авторами раскрыты основные тенденции развития образовательной политики в сфере образования взрослых в государствах-участниках СНГ; рассмотрены национально-региональные образовательные ресурсы сферы образования взрослых; эти ресурсы могут быть актуализированы для развития образовательного пространства СНГ.

Ключевые слова: образовательное пространство СНГ, образовательная политика, образование взрослых, национально-региональные образовательные ресурсы.

Введение. Основная тенденция развития СНГ, по мнению лидеров стран Содружества, такова, что базовый процесс, вокруг которого организуется общество, - это образование, а не производство материальных ценностей [3].

Исторический опыт показал, что каждый новый этап развития любого государства сопровождается пересмотром принципов государственной политики в области образования взрослых, которое благодаря своей гибкости, оперативности и сравнительно небольшим за-

Якушкина, М.С., Илакавичус, М.Р. Тенденции развития национально-региональных образовательных пространств стран Содружества [Текст] / М.С. Якушкина, М.Р. Илакавичус // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. - № 6. - С. 112-122.

тратам является той сферой образовательной практики, которая способна эффективно содействовать разрешению политических, социально-экономических, культурных проблем. Такого рода зависимость темпов развития общества от качественных и количественных показателей, характеризующих состояние образования взрослых, видимо, носит характер объективной социальной закономерности. Во всяком случае, в мире нет страны, которая не была бы обязана образованию взрослых своим экономическим и культурным прогрессом.

В условиях недостатка ресурсов в системе образования в государствах-участниках СНГ с конца 90-х гг. особенно ощущается ценность ресурса взаимодействия и кооперации различных групп субъектов образования [1]. Уже в 1992г. сохранение и развитие исторически сложившегося единого образовательного пространства государств-участников СНГ было признано приоритетом их сотрудничества и необходимым условием динамики любых интеграционных процессов во всех сферах гуманитарного взаимодействия, в том числе образования взрослых [8]. В 1992 г. главами государств-участников СНГ было принято Соглашение о сотрудничестве в области образования; а в 1997 г. - Концепция формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ, в которой дана характеристика единого (общего) образовательного пространства, определены основные принципы государственной политики в этой сфере, направления, условия, этапы формирования пространства [9]. Значимым приоритетом формирования образовательного пространства признано развитие образования взрослого населения. Согласно Концепции государства-участники СНГ считают основной задачей развития пространства образования взрослых - обогащение мировой и национальной культур за счет сохранения и распространения знаний. Необходимо отметить, что интеграция государств-участников СНГ в области образования была жизненно необходимой в этот период и направленной прежде всего на сохранение на постсоветском пространстве «исторически сложившейся духовной общности народов» [4].

Основными направлениями развития единого пространства образования взрослых в СНГ становится совершенствование нормативно-законодательной базы, регулирующей интеграционные процессы, подготовка и аттестация научно-педагогических кадров, признание эквивалентности документов об образовании, расширение межгосударственного информационного пространства, тиражирование эффективных образовательных практик. Отметим, что документы, касающиеся сотрудничества в гуманитарной сфере, принятые в первые годы существования СНГ, носили преи-

мущественно декларативный характер без четкого определения механизма выполнения закрепленных обязательств. Согласно разработанным далее документам, страны Содружества определили национальные ресурсы (организационные, педагогические, информационные, пр.) развития систем образования (в том числе для взрослых), меры, мероприятия, механизмы, условия реализации программ, проектов, образовательных практик [2]. Создание информационного пространства стало одной из наиболее сложных и многокомпонентных задач [5].

Развитие экономики стран Содружества сегодня проходит в условиях ужесточения конкуренции со стороны крупных международных объединений, корпораций. В 2012 г. была поставлена задача максимального использования всех имеющихся в странах Содружества ресурсов для усиления своих позиций на мировых рынках за счет стимулирования интеграции во всех сферах экономики. В соответствии с разработанной в 2012 г. Концепцией общего миграционного пространства государств-участников СНГ была сформирована новая образовательная политика в сфере образования взрослых [7], например, создание образовательных кластеров, включающих подготовку педагогов, работающих с мигрантами, учебно-методических комплексов, проведение разноуровневых курсов для мигрантов с участием работодателей или с учетом их заказов. Цель миграционной образовательной политики - устранение неконтролируемых миграционных потоков, саморазвитие экономик стран Содружества и т.д. Развитие сферы трудовой миграции, комплексной подготовки трудящихся - мигрантов и их трудоустройства способствовали изменению систем образования взрослых на пространстве СНГ, созданию международной сети партнерских структур в государствах, принимающих мигрантов, и в государствах, из которых мигрируют трудовые ресурсы. Такой подход позволил изменить время подготовки трудовых мигрантов и сократить ресурсы на их обучение. Вместе с тем были созданы для оказания помощи в адаптации мигрантов новые образовательные, социальные и иные структуры, способные стабилизировать ситуацию с миграцией. Сегодня основные направления миграционной политики - подбор трудовых мигрантов работодателями (с учетом их квалификации, знания языка принимающего государства и пр.), их комплексная подготовка к работе и способам адаптации к новым условиям жизнедеятельности как в направляющих, так и в принимающих государствах, разработка новых механизмов и принципов управления миграционными потоками, согласуемых с социально-экономическими и гуманитарными эффектами миграционных процессов в пространстве СНГ.

Об историческом и мировом контексте развития образовательного пространства. Идея надгосударственного образовательного пространства на постсоветской и западноевропейской территориях начала реализоваться фактически одновременно. Так к 1998 г. относится решение об интеграции, принятое Великобританией, Францией, Германией и Италией в Сорбонне. Январь 1997г. ознаменовался в Содружестве принятием Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ. Однако эта территориальная локализация образовательного пространства сопровождалась процессом, послужившим основанием для расширения общеевропейского пространства и активации центробежной тенденции пространства СНГ. В каждой из стран Содружества есть своя дата начала, в РФ - это вхождение в 2003 г. в Болонскую систему. В каждом пространстве механизм формирования - взаимовыгодное сотрудничество. Однако исторический контекст его понимания различен. Указанные выше европейские страны не переживали периода «единой исторической судьбы», в котором решалась задача обеспечения общего для всего высокого уровня образования и культуры, в котором прилагались усилия для формирования и поддержания атмосферы не просто партнерства - братства. Общеевропейское образовательное пространство позволяет современным представителям европейской цивилизации повысить свою социально-экономическую конкурентоспособность в негласном соперничестве с североамериканской системой. Важным аспектом осмысления этой задачи является экономико-центричность парадигмы образования, породившая представления о мировом рынке образовательных услуг, о конгломерате «наука-бизнес-образование». К общим образовательным ценностям в Содружестве относятся сохранение культуры, историческая преемственность, превалирование общих интересов, преемственность учебных программ разных ступеней образования, общее образование как основа для дальнейшей профессионализации [6]. Кроме того, бывшие участники СССР имели в области образования опыт высокоответственного отношения и активной поддержки со стороны государства. Комфортная атмосфера имела свои минусы, но подобная поддержка государства уникальна. Ресурсы, заложенные в советской модели образования, были настолько мощны, что позволяли оставаться на плаву национальным моделям еще более 20 лет. Директивность, идеологическое давление ушли в период перестройки вместе с эксклюзивной поддержкой. Стремление войти в более успешный, более престижный, с точки зрения бывших участников СССР, образовательный союз не всегда сопровождалось осознанием смены представлений о способах взаимодействия, ценностях, степени жесткости рыночных законов.

Попытки перенести на иную почву западные модели (системы образования и ее реформирования) закончились серьезными потерями и появлением новых противоречий, протестным настроем общества к модернизации в этой сфере, трансформацией национальных пространств и пространства СНГ. Сегодня страны Содружества находятся в поиске модели оптимального сочетания в образовании государственного участия и свободных рыночных отношений, вольно-невольно переходя на экономический язык описания качества образования.

Основные задачи. Методология исследования

Задачи исследования: 1. Раскрыть основные тенденции развития образовательной политики государств-участников СНГ в сфере образования взрослых. 2. Охарактеризовать национально-региональные образовательные ресурсы сферы образования взрослых, которые могут быть актуализированы для развития образовательного пространства СНГ.

Методология и методы исследования. Исторический подход дал возможность исследовать генезис процесса формирования образовательного пространства СНГ с учетом общеисторических и общеполитических тенденций в Евразии и Западной Европе. Культурные ценности и традиции как основание формирования образовательного пространства актуализировали метод социокультурного анализа. Применение контент-анализа в работе с российскими, международными источниками и источниками, посвященными образовательной интеграции на территории СНГ, дало возможность выявить основные тенденции осмысления процессов в образовательном пространстве СНГ.

Тренды динамики образовательного пространства СНГ

Последнее 5-летие позволяет говорить о срабатывании «качелей»: идеи интеграции постепенно замещаются идеей обособления. Варианты реализации разнообразны. События на Украине, в Молдавии показали исключительную роль в этом процессе политических установок. Был реализован тупиковый вариант разрыва «по-живому». Второй вариант - взаимодополнение интеграции/обособления. Единый настрой для публикаций первого десятилетия XXI века по образовательной тематике в СНГ, состоящий в понимании роли общих корней, стремлении к объединению, постепенно сошел на нет. При этом сама идея образовательного пространства СНГ осталась актуальной, но перешла в иной контекст, обусловленный мировыми тенденциями в области образования и политики.

Первая тенденция - наступление постиндустриальной эпохи, вступле-

ние в эру информационного общества. Информация и знание становятся важнейшим ресурсом развития. Человек рассматривается преимущественно в связи с его экономической функцией - как потребитель образовательных услуг, их заказчик. В этой логике образовательная услуга выбирается из нескольких предложений. Преимущество имеет та, что позволяет за короткое время с минимальной рыночной ценой достичь результата. При этом сохраняется разделение аудитории потребителей на преследующих исключительно познавательные цели и стремящихся к получению умений и документа об окончании обучения. На рынке преобладает учет интересов второй аудитории, тогда как первая, как правило, довольствуется самоорганизующимися ресурсами.

Вторая тенденция обусловлена разрушением социальных основ бытия человека. Растет спрос на обучение в команде, на формы образования в сообществе. В современном внутрифирменном образовании работа в группе -важнейшее умение, обеспечивающее успех всего проекта. Его приходится формировать «с нуля», так как в общем и профессиональном образовании «западает» решение задачи формирования важнейшей из метапредметных -коммуникативной компетенции. Современное «общество одиноких» мегаполисов нуждается и в создании условий для неформального образования самоорганизующихся разновозрастных сообществ, количество которых растет.

Третья тенденция связана с распространением социальной модели сетевого общества на образовательную сферу. Каждая из стран-участниц СНГ стремится стать активным экспортером образовательных услуг. В решении этой задачи следует учитывать реалии современности. Спрос на интересные, продуктивные сетевые программы дополнительного образования нескольких организаций, в том числе при участии иностранных партнеров, тренинговых центров, успешных стажировочных площадок не находит адекватного отклика у обладателей ресурсов. Для формирования реального сетевого модульного пакета, элементы которого предоставляются партнерами из разных регионов/стран, необходимо желание сделать свои «активы доступными». Однако атмосфера конкуренции на только формирующемся рынке образовательных услуг может сыграть деструктивную роль.

Значимыми субъектами образовательного пространства являются сегодня люди с с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и с особыми образовательными потребностями (ООП). Для реализации их образовательных потребностей необходимо выполнение принципа инклюзивного образования. Он состоит в том, что обучающиеся и обучаемые принимают друг друга вне зависимости от их интеллектуального, эмоционального, физического

развития, социального положения и создают условия для развития образовательного пространства с учетом педагогических и психологических приемов, которые ориентированы на потребности людей с ОВЗ и ООП. Одним из условий перехода к успешному инклюзивному обучению является система сопровождения и поддержки людей с ограниченными возможностями здоровья тьютером. Значительное влияние оказывают учреждения культуры (музеи).

Следующая тенденция основана на реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ в части формирования единого правового основания образовательной деятельности. Модельные законы и рекомендации призваны создать условия для интеграции, а их обсуждение становится площадкой установления продуктивных связей разных уровней. Примером может стать проблемная область трудовой миграции в рамках СНГ - показателен опыт Узбекистана, формирующего рынок образовательных услуг по подготовке своих граждан к работе в РФ.

Опыт развития СНГ подтвердил, что неформальное образование взрослых благодаря своей гибкости, оперативности и сравнительно небольшим затратам стало той сферой образовательной практики, которая на новом пути развития стран содействовала решению многих проблем. Неформальное образование играет доминирующую роль в формировании стабильных отношений между государством и его гражданами, в реализации свободы образовательного выбора личности. Отмечается устойчивая тенденция: современный человек с базовым образованием, прошедший профессиональную аттестацию, получивший сертификат установленного образца , обращается к неформальным формам образования. Анализ литературных источников и практик образования взрослых в СНГ позволил выделить базовые институты, транслирующие модельные практики неформального образования взрослых: религиозные организации (община, секта); академическая школа (кружок); клуб (библиотека, музей); студия, группа (театральная, фото); производственные практики (проектирование в фирме); специальные структуры: академический клуб, военное производство, игровые программы. Неформальное образование можно рассматривать как совокупность эффектов (примеры: готовность ставить перед собой цели, находить способы и средства их достижения; развитие непрерывного самообразования, самовоспитания, самореализации). Наиболее эффективной образовательной практикой признается социокультурное проектирование. Условия эффективности практик неформального образования взрослых: корпоративность, коллективизм, ценностно-смысловое межпо-коленческое взаимодействие. Основные критерии эффективности практик:

1. Актуализация процессов внутреннего мира личности, способствующих ее развитию. 2. Осознанная направленность личности на обретение цельности. 3. Активизация самоопределения, основанного на освоении накопленного предыдущими поколениями и современниками продуктивного опыта. 4. Встроенность в социум. 5. Формирование саморазвивающихся разновозрастных (в т.ч. детско-взрослых) общностей.

Результаты образовательной деятельности взрослых могут быть представлены тремя уровнями. Первый связан с приобретением новых знаний, навыков, компетенций. Здесь особое значение имеет взаимодействие обучающихся и педагога или организатора практики как значимого для них носителя знания и повседневного опыта. Второй уровень связан с формированием позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура). На этом уровне значимо равноправное взаимодействие обучающихся. Третий уровень результатов характеризуется получением опыта самостоятельного структурирования образовательной деятельности (практики). Для его достижения значение имеют самостоятельные социальные действия. Форсирование результатов и форм не приводит к повышению эффективности образовательной деятельности.

Неформальное образование способствует восстановлению классической для отечественной культуры традиции заботы о взращивании в каждом человеческих качеств - цельность личности, непротиворечивость реализации в социальном и духовном мире. В данном контексте образование - усилия по преобразованию себя, стремление к идеалам культуры. Выстраивая собственную жизнь как систему отношений в соответствии с идеалами, человек развивается. При условии проектирования личностного роста после получения человеком общего образования происходит не только накопление опыта, но и его качественное преобразование. В качестве упрощенного допущения можно предложить два пути совершенствования: автономный от педагогически организованного пространства запуск процессов САМО-(образования, воспитания и т.д.) и их активация при непосредственном сопровождении специалистов. Спрос на последний вариант высок. В интернет-пространстве существуют около 500 тысяч предложений воспользоваться материалами тематических форумов, пройти конкретные тренинги, курсы, мастер-классы и т.д., цель которых - поддержка в сложных жизненных ситуациях (потеря работы, семейные проблемы, возрастные кризисы и пр.).

Важная тенденция развития практик неформального образования состоит в том, что в разных странах реализуются мероприятия, способствующие формированию организационно-педагогической поддержки при-

ближения образования к месту проживания обучающегося (оптимизация интернет-сети на основе максимального использования информационных технологий, сети образовательных и консультационных пунктов, создание просветительских центров в школах, вузах, музеях, библиотеках, клубах, религиозных центрах, пр.).

Для представителей социально не защищенных групп (лица с ограниченными возможностями здоровья, беженцы, мигранты, женщины, лица, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации) образование является жизненно важным ресурсом социализации и самореализации. В сложной экономической ситуации неформальные образовательные практики в силу специфики (предельная ориентированность на запросы участников; мобильность места, времени, формы взаимодействия; незамкнутость на получении сертификата установленного образца об окончании) решают задачи обучения и переподготовки безработного населения, реализации равного доступа к образованию мужчин и женщин, оснащения личности гуманистическими ценностями, толерантным способом взаимодействия с представителями иных культур.

Появляются новые формы организации образовательной деятельности людей после 55-60 лет - Университеты третьего возраста, дающие возможность этой возрастной группе дополнительной, или неформальной образовательной деятельности и передачи знаний и накопленного опыта другим людям. Создаются также специальные программы по подготовке приближающихся к пенсионному возрасту людей и продуктивному использованию их свободного времени после выхода на пенсию.

Перспективы развития системы неформального образования взрослых в странах Содружества связаны с координацией государственной политики в данной сфере на национальном и межгосударственном уровне, разработкой специальных стратегий, модельных и национальных законов и рекомендаций, национальных и межгосударственных программ и проектов, моделей и механизмов согласования образовательной деятельности базовых учреждений неформального образования, прежде всего общественных организаций, молодежных движений, образовательных сетей. Образование взрослого населения в динамично развивающемся социуме каждой из стран СНГ и едином образовательном пространстве СНГ необходимо сегодня рассматривать не только как пространство воспроизводства культурно-исторического опыта и традиционных норм культуры и образования, но и как механизм развития социального общества, реализуемый через подготовку людей к динамике жизни, общества, социокультурной и экономической ситуации в стране, к освоению новых типов деятельности

и отношений между людьми в условиях постоянного изменения окружающей социокультурной среды. После некоторого отчуждения, связанного с осмыслением кардинальных исторических перемен постперестроечного периода, наметилась устойчивая тенденция к стихийному налаживанию неформальных связей между образовательными учреждениями и между педагогическими сообществами стран Содружества. Совместные сетевые проекты, обмен делегациями стали нормой, обеспечивающей условия для взаимообогащения и развития субъектов процесса.

Нами проведен мониторинг адресности и востребованности образовательных практик неформального образования взрослых в странах СНГ (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия). Установлено, что востребованность образовательных практик неформального образования взрослых в странах СНГ зависит от удовлетворения образовательных потребностей, касающихся содержания и специфики ор-ганизационно-андрагогического обеспечения взаимодействия субъектов. Доказано на основе мониторинга, что все группы образовательных потребностей демонстрируют нераздельность, взаимозависимость интересов личности, общества и государства.

В современных социокультурных условиях претерпело значительные изменения смысловое поле феномена «просветительство», его роли в развивающемся пространстве. Сегодня основная задача просветительства -создание условий развития личности. Такого результата можно добиться сближением понимания разными народами процессов развития современного социума средствами просветительства. Эта идея особо актуальна для стран СНГ, имеющих общую историю и схожие перспективы эволюции. Сближение народов СНГ средствами просветительства позволит выявить новые механизмы, инновационные стратегии развития межгосударственного образовательного пространства.

Выводы

Образовательное пространство СНГ рассматривается в исследовании как стабилизирующий фактор социально-экономической и социокультурно-образовательной ситуации в каждой из стран Содружества. Оно является основой для межкультурного полилога всех народов, проживающих в государствах-участниках СНГ. Вместе с тем современная социокультурная и экономическая ситуация диктует необходимость актуализации следующих направлений взаимодействия стран Содружества в сфере образования взрослых: 1. Дальнейшая разработка законодательных ак-

тов, регулирующих процесс взаимодействия учреждений и сообществ в пространстве образования взрослых. 2. Формирование различных межгосударственных образовательных сообществ, занимающихся вопросами развития образования юношеских, взрослых и смешанных разновозрастных сообществ; поиск механизмов их интеграции в образовательное пространство СНГ. З.Развитие научно-информационного пространства. 4. Разработка и реализация совместных концепций и моделей развития национально-региональных пространств, направленных на межпоколенческое взаимодействие и воспитание личности в мультикультурном (с элементами поликультурности) образовательном пространстве. 5. Активное тиражирование эффективных образовательных практик для различных социальных страт взрослого населения. 6. Развитие национального просветительства в образовательном пространстве СНГ.

Выполненное исследование показало, что взаимодействие государств-участников СНГ не может рассматриваться только как разрешение политических разногласий и согласование экономических интересов. Сотрудничество государств в сфере образования, в частности образования взрослых - самостоятельное, актуальное направление исследования, которое может способствовать снижению напряженности в отношениях между странами. Сегодня образование и наука способны создать условия, которые сблизят страны Содружества, и найти новые направления и механизмы взаимовыгодного сотрудничества.

Литература

1. Баум В.В. Особенности формирования единого образовательного пространства стран-участниц СНГ в 1991 - 1999 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. М., 2006. - 150 с.

2. Бондырева С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства / С.К. Бондырева. Воронеж: МОДЭК, 2003. - 352 с.

3. Гукаленко О.В. Образовательное пространство СНГ: проблемы и перспективы развития / О.В. Гукаленко: www.portalus.ru/modules/shkola/rus_ readme. php?subaction=showfull&id=1194532908&archive = 1195596857&start_from=&ucat=& [Дата обращения: 13.02.2016 г.]

4. Ефремова Л.И. Философские основания формирования образовательного пространства стран СНГ / Л.И. Ефремова // Вестник РУДН. Сер. Философия. М., 2008. - №3. - С.15-26.

5. Иванова Л.А. Становление понятия «медиаобразовательное пространство» в категориальном аппарате современной педагогики / Л.А. Иванова, И.В. Григорьева // Педагогическая теория, эксперимент, практика / Под ред. Т.А. Стефановской. Иркутск: ИПКРО, 2009. - С.23-39.

6. Каменская Ю.А. Образовательная политика в странах Западной Европы и России: сравнительный анализ: Дис. . канд. полит. наук. М., 2007. - 142 с.

7. Мясников В.А. Единое образовательное пространство стран СНГ: теоретико-методологический срез / В.А. Мясников // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2012. - №2 (5). - С. 23-31.

8. Шогенов А.А. Интеграционные процессы как фактор развития образовательного пространства поликультурного региона: Дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2008. - С. 150-170.

9. Шукшунов В.Е. Концепция единого образовательного пространства стран-участниц СНГ и механизм ее реализации / В.Е. Шукшунов // Вестник МПА СНГ. СПб, 2011. - №1. - С. 28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.