М. С. Якушкина, М. Р. Илакавичус, Л. П. Будай
(Санкт-Петербург)
Диверсификация маршрутов неформального
ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РАЗНОВОЗРАСТНЫХ СООБЩЕСТВ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ СНГ
В статье рассмотрена роль неформального диверсифицированного образования национальных образовательных систем в развитии единого образовательного пространства СНГ
Неформальное образование играет доминирующую роль в формировании стабильных отношений между государством и его гражданами. В настоящее время в этот процесс включены самые разные слои населения на всем пространстве СНГ. Под неформальным образованием понимается любая организованная систематическая образовательная деятельность, проводящаяся за пределами формальной образовательной системы, для обеспечения заданных видов обучения в интересах обучающихся.
Рост общего уровня образованности в СНГ, например в таких странах, как Россия, Беларусь, Кыргызстан, увеличение свободного времени людей ведут к необходимости существенных изменений в сфере неформального образования. Очевидно, что приоритет в ней должен быть отдан образовательным практикам, опирающимся на жизненный опыт, личностные интересы, возможность работать в своем временном режиме, создавая собственный проект, иной неповторимый творческий продукт самостоятельно. Это не только дает возможность формировать новые умения, навыки, компетенции, но и создает условия для эмоциональной разгрузки, сохранения и улучшения психофизического здоровья человека.
Неформальное образование сегодня связывают с идеей непрерывности. Основателем современных представлений о непрерывности образования признан Ян Амос Комен-ский. В России идея непрерывности образования получила развитие после 1917 г. С 1968 года термин «непрерывное образование» употребляется в материалах ЮНЕСКО. Согласно тексту доклада Э. Фора (1972 г.]
ЮНЕСКО приняла решение о признании непрерывности образования основным принципом реформ образования всех стран мира [1].
Поиск с помощью неформального образования решения проблемы развития независимой творческой индивидуальности - само-развивающейся, самодостаточной личности, свободно реализующейся в динамичном мире, - становится одной из основных функций образования. Одним из путей решения проблемы - взаимодействие со средой, в которой происходят важнейшие процессы социализации и образования человека. Это предполагает поиск различных социокультурных институтов, которые могли бы суммировать векторы современной интеллектуальной, духовной, художественной, экономической, экологической жизни человека в едином жизненном пространстве, и создавать, по сути, уникальные индивидуальные и групповые диверсифицированные маршруты неформального образования. В качестве таких институтов можно рассматривать не только различные образовательные организации (дошкольные учреждения, школы, УДО, вузы и др.], но и институты, традиционно не относящиеся к образовательной сфере (театры, музеи, библиотеки, общественные организации, молодежные движения, семью и др.]. Эти институты являются сложными, многомерными, формирующими новые нормы и традиции образования. Среди них образовательным учреждениям по-прежнему принадлежит ведущая роль во взаимодействии институтов, однако оно является продуктивным, если организовано на паритетных началах. Педагогический потенциал социальных институтов, относящихся к необразовательной сфере, сегодня по
своим возможностям может и превосходить потенциал образовательных учреждений (Е. М. Акулич, А. И. Остроухова, Н. Б. Крылова, Т. В. Перезва, П. И. Семенов, др.]. На необходимость использования потенциала традиционно необразовательных институтов при разработке образовательных маршрутов неоднократно указывали теоретики и практики советской педагогики (Л. С. Выготский, А. Ю. Залкинд, Н. Н. Иорданский, С. А. Каменев, М. В. Крупенина, А. Р. Лурия, С. С. Моложавый,
А. П. Пинкевич, С. Т. Шацкий, В. Н. Шульгин, Е. И. Тихеева и др.].
Можно сказать, что сегодня сформирована потребность в создании качественно новой -диверсифицированной - системы образования личности. А это значит, что диверсификация становится необходимым условием построения системы неформального образования.
Понятие «диверсификация» нашло свое применение в разных областях науки, при этом оно по-разному трактуется. В лингвистике диверсификация характеризует разнообразие лексического состава речи как показателя культуры языка, в политической сфере оно означает «государственную политику, направленную на создание современной структуры национального народнохозяйственного комплекса: комплексное многоотраслевое развитие» в отраслях народного хозяйства [2, 3, 4]. В экономической литературе понятие «диверсификация» рассматривается как «порождение внутренних противоречий капиталистического хозяйства», следствие «усиления внутренней неустойчивости капиталистического хозяйства» [5, 6]. В экономически развитых странах под диверсификацией понимали одну из форм концентрации капитала, либо расширение объектов деятельности, номенклатуры продукции, производимой монополистическими объединениями, предприятиями и компаниями. Таким образом, термин «диверсификация» обозначал новое явление в экономике развитых стран, которое было связано с процессом концентрации капитала на межотраслевом уровне [7]. Сегодня диверсификация экономики каждого из государств-участников СНГ рассматривается как составная часть структуры современных рыночных экономик, как усиление, расширение активности фирм, объединений, предприятий, отраслей, выход за рамки основного бизнеса. При этом диверсификация
представляет собой объективный процесс, характерный для любой развитой социальноэкономической системы, в том числе и для нашей страны, его связывают с необходимостью насытить внутренний потребительский рынок за счет привлечения к производству товаров и услуг всех предприятий и фирм вне зависимости от их профиля. М. Э. Мангер, дифференцируя диверсификацию (основание
- «разностороннее развитие»] на горизонтальную, концентрическую и многоуровневую, уточняет, что горизонтальная - расширяет сферу деятельности отрасли или предприятия; концентрическая - открывает возможность к пополнению ассортимента новыми товарами и услугами, инновационными технологиями; многоуровневая - представляет собой комбинированное пополнения ассортимента товаров и услуг изделиями принципиально нового класса [8, 9]. Анализ представленных в литературе значений понятия «диверсификация» позволяет выявить его существенные признаки, которые могут быть отмечены в системе образования. Диверсификация (лат. diversificatю - изменение, разнообразие] представляет собой качественно новое явление; рассматривается как расширение номенклатуры услуг, как вид стратегии маркетинга, распределение фондов и ресурсов. Она может усилить активность отрасли, расширить сферу ее деятельности. Диверсификация в образовании означает переход от моноуровневой структуры образования к многообразию уровней и форм его получения. Она призвана расширить возможность для самореализации каждой личности.
Одним из оптимальных условий эффективности диверсифицированных образовательных маршрутов является участие в образовательном процессе разновозрастных образовательных сообществ, прежде всего детско-взрослых. Ученые (И. И. Бецкой, К. Н. Венцель, П. Ф. Каптерев, Н. И. Новиков, В. Ф. Одоевский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский,
Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко,
В. Н. Сорока-Росинский) описывают подобные сообщества как обладающие высоким развивающим потенциалом в эпоху кризисного состояния педагогики, действующая парадигма которой оценивается по отношению к изменившейся реальности как неадекватная.
Категориально «разновозрастное сообщество» описывает слияние двух феноменов -
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (36) 2013
69
«разновозрастность» и «сообщество». Первое является значимым аспектом психолого-пе-дагогических особенностей социализации и инкультурации личности. Именно разновоз-растность позволяет вживаться в социокультурное пространство, что обусловлено принадлежностью участников сообщества к поколенческим стратам. Такие сообщества разворачивают для своих членов глубинное разнообразие культуры. В антропологическом контексте разновозрастное сообщество позволяет современному человеку увидеть многообразие ликов «людского века», отойти от стереотипов общества потребления, согласно которым человек всегда молод и здоров, то есть вечен. Данное ложное представление о сущности человеческого пути блокирует возможность личностного роста, не способствует преодолению неизбежных кризисов, то есть не позволяет обрести всю полноту человеческого бытия, принципиально предполагающего обращенность на другого, зачастую более слабого, менее здорового, ожидающего поддержки. Разновозрастные группы позволяют их участникам прожить позиции младшего и старшего, знающего и незнающего, ожидающего помощи и оказывающего помощь. Все это позволяет противостоять глобальному антропологическому кризису. Понятие «сообщество» (Ж. Батай, М. Бланшо, Ж.-Л. Нанси] - естественное объединение людей - подчеркивает отсутствие материальной заинтересованности во взаимодействии. Уникальные отношения, являющие себя в сообществе, дают возможность участнику понять значимость другого. Внутренний мир которого открывается в дружбе, любви, жертвенности, ответственности перед другим. В этих отношениях нет иерархии, «элит» и «маргиналов». Они, если бывают когда-либо испытаны, становятся эталонами человеческих отношений вообще. Это понятие позволяет описать способ совместного бытия, который проявляет сущность как бытие-себя-в-другом.
Ожидаемым результатом освоения детско-взрослыми сообществами диверсифицированных маршрутов неформального образования является включение детей и взрослых не только в межличностные отношения, но и в систему социальных отношений, задаваемых государством и обществом, овладение членами сообщества способами, средствами взаимодействия с окружающим социумом. Основные задачи, которые необходимо решить для получения данного результата, связаны с соз-
данием условий для: мотивированности детей и взрослых к созданию нового поля общения посредством совместной игровой и иной образовательной деятельности (восстановление традиций межличностного взаимодействия в семье]; обмена социальным опытом, повышения самооценки, самореализации через результаты образовательной деятельности; проявления личностных творческих способностей; преемственности, передачи культурных, образовательных и иных национальных традиций и обычаев.
Санкт-Петербург имеет опыт построения диверсифицированных образовательных маршрутов посредством сотрудничества традиционных образовательных учреждений и учреждений культуры, предлагающих родителям с детьми и педагогам практики неформального образования. Так, например, на территории Кунсткамеры был разработан ряд целевых тематических практик совместно с преподавателями и студентами разных курсов Педагогического университета, Университета технологии и дизайна, Университета культуры, Военно-медицинской академии и др. Результат - изменение образовательных программ по музееведению, истории материальной культуры, культурологии, создание в музее практикума для студентов-дизайнеров по технологии изготовления одежды и обуви из шелка, меха, кожи, перьев, шерсти, сукна, травы, дерева, формирование общественных социальных практик. В ходе проектирования дифференцированных образовательных маршрутов педагогами начальных классов Санкт-Петербурга разработан учебно-методический комплекс «Прикосновение к вечности» для детей 6-12 лет, их родителей, воспитателей, педагогов. Пособие «Прикосновение к вечности: игры народов мира в помощь учителю» используется педагогами и родителями для работы с детьми с ограниченными образовательными возможностями.
В странах Содружества важную роль в разработке таких маршрутов играют непосредственные контакты преподавателей, учеников, родителей, ученых, депутатов в комфортной каникулярной обстановке. В этом смысле оправдал себя проведенный в 2013 году в Чолпон-Ата (Кыргызская Республика] культурно-образовательный форум. В ходе проведения Форума удалось сформировать позитивный диалог между детьми, родителями, педагогами, учеными, депутатами. Вместе с тем можно утверждать, что была создана
новая социально значимая общность, которая способна моделировать условия для выявления возможностей ребенка и взрослого, для выбора и освоения интересной, личностно значимой для каждого кульгурно-образова-тельной деятельности.
Образовательные программы и отдельные образовательные практики на территории музеев сегодня становятся эффективным средством сотрудничества, содружества, совместной творческой досуговой деятельности детей и взрослых. Привлекательность такого сообщества зависит от включенности детей и взрослых в образовательную деятельность на музейной экспозиции. Образовательные практики на территории музея, как правило, связаны с созданием различных жизненных ситуаций, способных обеспечить взаимообучение представителей разных поколений.
Нами были выявлены условия формирования разновозрастного сообщества на территории музея: наличие содержательной образовательной деятельности, интересного досуга; реализация программ с учетом индивидуальных интересов, способностей и уровня развития определенной группы детей и взрослых; доступность образовательных и досуговых практик; массовость; выделение для ребенка и взрослого сферы совместной самостоятельной деятельности, общественно полезной деятельности; многообразие форм
общения; возможность неформального общения; творческая доброжелательная атмосфера; возможность изменения своего статуса в обществе сверстников.
На основании проведенного анализа ряда диверсифицированных маршрутов неформального образования для разновозрастных сообществ в России и других странах Содружества можно сформулировать основные линии развития неформального образования разновозрастных сообществ в национальных образовательных системах государств-участ-ников СНГ: в связи с нарастанием миграционных процессов - линия образования, позволяющая семьям встраиваться в условия страны, принявшей ее на время; восполнение недостающих элементов общего образования людьми разных поколений в одном обучающемся сообществе; сохранение национальных культур путем организации обучения традиционным ремеслам, находящимся под угрозой исчезновения; сетевые образовательные маршруты, объединяющие территории суверенных государств СНГ, решающие задачи оказания помощи в организации бизнес-партнерства.
Разработка диверсифицированных маршрутов неформального образования для разновозрастных сообществ открывает новые перспективы развития неформального образования, в том числе в странах Содружества.
Литература
1. Бахманов А. Оптимальные коммуникации (ок] «Общества
знания» - светлое будущее всего человечества : реферат доклада ЮНЕСКО «К обществам знания» [Электронный ресурс]. - URL: http://subscribe.ru/archive/ си1Шге.реор1е.]агЫ/ 200910/
20165056. Мт1 (дата обращения 05.09.2013]
2. Бучин Е. Д. Диверсификация основной деятельности на водном транспорте : учеб. пособие. - Новгород : ВГАВТ, 1994.
3. Комлев Н. Г. Словарь новых иностранных слов. - М.: МГУ, 1995. - 142 с.
4. Краткий политический словарь / сост. и общ. ред. Л. А. Они-кова, Н. В. Шишлина. - М.: Политиздат, 1989.
5. Энциклопедия предпринимателя / сост. С. М. Синельников, Т. Г. Соломоник, М. Б. Биржаков, Р. В. Янборисова. - СПб.: ТОО «Ол-бис» ; АО «САТИС», 1994. - 582 с.
6. Большая советская энциклопедия. / гл. ред. А. М. Прохоров.
- М.: Советская энциклопедия, 1972. - Т. 8.
7. Советский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1979.
8. Мангер Т. Э. Диверсификация системы непрерывного образования в социально-культурной сфере : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.05. - Тамбов, 2008. - 46 с.
9. Новиков А. М. Профессиональное образование России (перспективы развития]. - М.: ИЦП НПО РАО, 1997. - 253 с.
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (36] 2013
71