Научная статья на тему 'Развитие образовательных сервисов для взрослого населения'

Развитие образовательных сервисов для взрослого населения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
585
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕРНЕТ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЕДИНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ / EDUCATIONAL SPACE / INTERNET / DISTANCE EDUCATION / UNITY OF THE EDUCATIONAL SPACE / EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якушкина Марина Сергеевна, Илакавичус Марина Римантасовна

В статье рассматриваются вопросы новой образовательной политики государств-участников СНГ в сфере образования взрослых. Анализируются понятие «образовательный сервис», его качественные характеристики, проблема создания образовательных сервисов для взрослого населения как условие развития ресурсов образования стран Содружества. Приведены примеры современных образовательных сервисов и перспективы их развития. Представлены образовательные функции наиболее востребованных сегодня социальных сетевых сервисов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якушкина Марина Сергеевна, Илакавичус Марина Римантасовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issues of the new educational policy of the CIS member states in the sphere of adult education. The concept "educational service", its qualitative characteristics, the problem of creating educational services for the adult population as a condition for developing the resources of education of the Commonwealth countries are analyzed. Examples of modern educational services and prospects for their development are given. The educational functions of the most popular social networking services are presented

Текст научной работы на тему «Развитие образовательных сервисов для взрослого населения»

М. С. Якушкина М. Р. Илакавичус (Санкт-Петербург) РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЕРВИСОВ ДЛЯ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ

DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL SERVICES FOR ADULT POPULATION

В статье рассматриваются вопросы новой образовательной политики государств-участников СНГ в сфере образования взрослых. Анализируются понятие «образовательный сервис», его качественные характеристики, проблема создания образовательных сервисов для взрослого населения как условие развития ресурсов образования стран Содружества. Приведены примеры современных образовательных сервисов и перспективы их развития. Представлены образовательные функции наиболее востребованных сегодня социальных сетевых сервисов Ключевые слова: образовательное пространство, интернет, дистанционное образование, единство образовательного пространства, образовательные сервисы

The article deals with the issues of the new educational policy of the CIS member states in the sphere of adult education. The concept "educational service", its qualitative characteristics, the problem of creating educational services for the adult population as a condition for developing the resources of education of the Commonwealth countries are analyzed. Examples of modern educational services and prospects for their development are given. The educational functions of the most popular social networking services are presented

Keywords: educational space, Internet, distance education, unity of the educational space, educational services

Современное образование - область воспроизводства человеческого потенциала. Человек формируется как личность посредством образования. Освоенное в нем помогает сформировать мировоззрение и раскрыть возможности каждого для общества. В теории человеческого капитала уровень образования населения обозначен главной составляющей его ценности. Более того, современная наука доказывает взаимосвязь и взаимозависимость уровня образования и продолжительности человеческой жизни.

Значимость образования на современном этапе развития СНГ определяется решаемыми задачами перехода стран Содружества к модели правового государства, рыночной экономики. Исторические преимущества образования, сохраняемые и развивающиеся сегодня в образовательном пространстве СНГ, могут быть потеряны без внятной, основанной на осознании своей ответственности

образовательной политики (как межгосударственной, так и согласованной с общими ориентирами национальной]. Она (политика] должна учитывать результаты анализа ресурсов образования, содержать механизмы их эффективного использования, учитывать глобальные и региональные вызовы современности. Особенностью современного этапа функционирования ресурсов образования взрослых в СНГ является смена традиционной парадигмы, реализующей идею обучения в системе образовательных учреждений, на иную, основанную на представлениях о непрерывности и взаимосвязи обучения и трудовой деятельности.

Специфика непрерывного образования на современном этапе. Вызовы рубежа веков преобразили образование взрослого населения. Так называемое электронное обучение, образовательные сервисы, на которые распространяются законы рынка, теснят тради-

ционное, книжное обучение [1]. Реализация принципа непрерывности образования и основанной на нем модели обучающегося общества требует создание условий равного доступа ко всем уровням образования граждан стран Содружества, независимо от принадлежности к социальным стратам и места жительства. Система формального образования дополняется практиками иных социальных институтов, результаты которых дополняют полученные традиционным способом. В обучающемся обществе наличие документа об образовании перестает быть фактором, влияющим на уровень восприятия человека, все решают сформированные компетенции. Поэтому мы являемся свидетелями бурного роста сферы образовательных сервисов. От традиционной системы её отличает разнообразие содержания, видов, форм, методов обучения; открытость системы; ориентация на запросы потребителей, которые не приспосабливаются к имеющимся образовательным предложениям, а активируют образовательные предложения; проблемы мониторинга их качества; конкуренция между видами сервисов.

Сервисы в области непрерывного образования взрослых: рынок и образовательные запросы. За последние 20-30 лет сервисы стали частью экономики многих развитых стран. Образовательный сервис - один из самых значительных и динамично меняющихся элементов инфраструктуры социума. Понятие «образовательный сервис» до настоящего времени не определено в научной литературе, однако оно зафиксировано в международных и российских классификаторах. Так, В. К. Карнаухова, Т. А. Краковская считают, например, что образовательный сервис является интеллектуальным [2]. Сегодня задачей любого субъекта образовательной деятельности является обладание реальной информацией о процессах познания, воспитания, обучения, образования, самообразования и т.д. Однако подходы к формированию этой информации разнятся. В рамках гомеостатического подхода принципы деятельности субъектов согласуются с принципом линейности развития человеческой цивилизации, предельной безопасностью, ограничением как принципом обеспечения прав будущих поколений на существование. Новый интегративный субъект деятельности - личность как субъект труда и субъект творчества, интерсубъект,

гиперсубъект социума, человечества (ключевые понятия гомеостатического подхода к субъекту деятельности - выживание, иерархия, информация, порядок, регулируемое противоречие, ресурсосбережение, сохранение, управление]. С позиций синергетики бифуркация, в условиях которой сегодня находится и пытается выжить человечество, означает его переход на иной уровень существования в созданной им среде жизнедеятельности, усложняемой на протяжении всей истории человеческого общества (ключевые понятия - открытость, бифуркация, саморазвитие, самоорганизация].

Образовательный сервис нацелен на формирование владения каждым субъектом деятельности способами выживания: адаптацией к изменяющимся характеристикам окружающей среды (характерна для природы] -адаптивный менеджмент - и изменением окружающей среды под собственную относительную уникальность и неизменяемость (характерна для общества как целенаправленного образования] - конструктивный самоменеджмент. Он считается необходимым компонентом образовательного сервиса как способ ситуативного управления ресурсами субъекта деятельности, как способ сбережения, экономии, сохранения, рационального использования ресурса гиперсубъекта. Другой компонент - практически не освоенные еще системой современного образования технологии формирования образовательной среды или пространства, среды жизнедеятельности (в том числе среды внутренней], ситуативного поведения, толерантности, открытости, интерсубъективности, карьеры, готовности к обучению, творческого отношения, др.

Образовательный сервис - организация образовательной деятельности субъектов всех видов и уровней образования, удовлетворяющих потребность в освоении универсальных знаний, приобретении умений, навыков, в просвещении, формировании ситуативных реакций субъекта, готового к продуктивной деятельности, в сохранении достигнутого знания для потомков; создающая максимально комфортные условия для развития личности, персональной и социальной реализации деятельности исполнителей и заказчиков, которые одновременно являются соисполнителями. Образовательный сервис -это общественно значимый, целенаправлен-

но организованный и управляемый процесс передачи учащемуся общих знаний, умений и навыков; процесс профессиональной подготовки учащегося в сфере выбранной им специализации; часть общего процесса расширенного воспроизводства личностного и общественного интеллектуального потенциала общества. Его спецификой является их от-сроченность по времени исполнения (до получения практической информации] и локальность ее оказания.

Маркетинговый подход в исследовании образовательного сервиса (О. В. Митасова, А. А. Танцев, Н. А. Платонова] предполагает необходимость анализа и учета потребительской стоимости образовательных сервисов, их востребованности на рынке, конкурентоспособности. Педагогический подход связан с изучением явления на основе анализа результатов его влияния на цели и задачи учебно-воспитательного процесса (Н. И. Баш-макова, И. И. Мельников, О. Е. Лебедев]. Маркетинговый, сервисный и педагогический подходы создают образ того или иного явления без учета взаимосвязи с другими компонентами. Многокомпонентность, полифункциональность, синергетичность структуры образовательного сервиса предполагают использование в его анализе интегративного подхода (А. П. Беляева, Н. В. Ипполитова, А. А. Лактионова, А. А. Лукин, И. П. Яковлев]. Образовательный сервис на основе интегративно-го подхода можно рассмотреть не только как удовлетворение потребности в получении знаний, компетенций, но и как создание максимально комфортных условий для развития личности.

Примеры образовательных сервисов для взрослых. В отечественной образовательной системе уже сформировалось сообщество педагогов-предметников, использующих Интернет-сеть и созданные в ней сервисы как новое средство обучения. К образовательным сервисам относят сегодня программы студенческого обмена, обмена преподавателями стран Содружества. Программы, поддержанные грантами, охватывают практически все специальности, представленные в образовательной системе стран СНГ, все университеты и институты. В качестве сервисов выступают сегодня ставшие популярными высшие народные школы. Для взрослых, не имеющих среднего образования, муниципалитеты открывают вечерние школы. Различные по на-

правленности профессионально-технические училища предлагают курсовую подготовку и переподготовку рабочих по профессиям, наиболее востребованным социумом. Востребовано специализированное обучение инвалидов. Оригинальным сервисом для взрослых можно считать сформировавшиеся в ХХ веке традиции группового чтения. Ценность чтения может передаваться от старшего поколения к младшим (детям и молодежи] в разновозрастных сообществах.

Продолжает быть актуальной потребность в образовательном сервисе для непрерывного образования руководителей предприятий. Подавляющее число менеджеров высшего и среднего звена осознает его необходимость. В среднем 60% опрошенных отметили, что в условиях постоянных нестандартных ситуаций в бизнесе и управлении нуждаются в информации о новациях в сфере их деятельности и образовательных услугах, обучении новому. 40% опрошенных указывают на постоянное использование неформального образования и ставят его по значимости на второе место после высшего профессионального. Пользуются популярностью семинары, конференции, стажировки, мини-тренинги, интенсивные модули - то есть практико-ориентированные формы, решающие «горячие» проблемы и отвечающие параметрам времясбережения [3]. Еще одним видом пополнения знаний является самообразование, однако к нему прибегают в случае затруднений доступа к образовательным сервисам.

Дистанционные образовательные сервисы являются сегодня приоритетной формой профессионального направления образования взрослых [4]. Они решают задачи тайм-менеджмента, индивидуализации, поддержания качества образовательного продукта в стратегии продолжающегося консалтинга, тьюторинга.

Общекультурное направление образования взрослых оперирует ключевыми понятиями «личность», «самореализация». Его практики минимально коммерционализиро-ваны, материальная сторона организации для них не стоит на первом месте в силу актуализации ресурса социальной самоорганизации. Образовательный сервис в общекультурном направлении понимается как образовательная поддержка человека, нуждающегося на разных этапах жизни в новых знаниях, умениях, компетенциях. Появление термина

«гуманитарный сервис» свидетельствует об осмыслении сущности услуг в сфере развития личности. Он описывает индивидуальный подход, нестандартные предложения по удовлетворению досуговых, широкого спектра образовательных и культурных запросов. Общекультурное направление образования взрослых использует дистанционный формат не в меньшей степени. Этот факт объясняется современными представлениями об открытости образовательного пространства. Возможности дистанционного образования реализуют деятельностный аспект феномена образования, выдвигая на первый план субъ-ектность обучающегося и тьютора (куратора]. В этом кроется аспект различения заочного и дистанционного образования. Для достижения поставленной цели обучающемуся нужна особая позиция, позволяющая производить поиск, оценку и на ее основе отбор имеющихся ресурсов. Тьютор не сможет выполнить свои функции вне атмосферы доверия, партнерства, - всего того, что именуется андрагогическими принципами организации образовательного процесса. На наш взгляд, в этом кроется причина широкого распространения дистанционной формы образования общекультурного направления, реализующей потенциал социальной самоорганизации.

Общекультурное направление дополнительного образования взрослых не пользуется государственной поддержкой, оно функционирует в рамках социальной самоорганизации, с привлечением ресурса социальных инноваций, что напрямую увязывает его с развитием гражданского общества. Социальные инновации - новые решения, соответствующие социальным потребностям и одновременно создающие новые или модернизированные системы взаимодействия, способствуют эффективному использованию ресурсов и расширению социальных возможностей (И. Красопольская и И. Мерсиянова].

Удовлетворение образовательных потребностей в рамках социальных инноваций относит их к сервисным инновациям. В этой связи возрастает роль НКО, которые рассматриваются как своеобразные аккумуляторы запросов, потребностей разных групп населения, прежде всего незащищенных. В странах с развитым гражданским обществом позитивный опыт, накапливаемый НКО по какому-либо виду деятельности, становится

ресурсом для объединения и взаимодействия с государственными структурами и имеет целью преобразования, усовершенствование социальной сферы. НКО накапливают ресурсы сетевой организации, линии горизонтальных связей, что устанавливает продуктивные отношения между разными социальными субъектами. Они активно используют добровольчество, что само по себе преобразует жизнь общества, привлекают специалистов, опираются на запросы местного сообщества, поддерживая его ключевые ценности.

Сегодня в России констатируется неразвитость так называемого «третьего сектора», но отмечаются ожидания изменений. 86% руководителей существующих НКО видят свою роль в объединении усилий по решению проблем в области образования, такого же мнения 79% граждан (исследование 2014 г. Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ при поддержке ПФИ НИУ ВШЭ].

Формирование в сети Интернет сетевых сервисов фактически фиксирует, по мнению А. Ю. Винокурова, появление нового подхода к моделированию сетей. В качестве ключевого преимущества сетевого сервиса исследователи формулируют изменение роли пользователя, ставшего активным субъектом. Выделяют несколько групп образовательных функций социальных сетевых сервисов. Основная - социальная, к которой относят коммуникацию (обмен информацией], взаимодействие, понимание и оценку. Благодаря социальному взаимодействию или общению, организованному в Интернет-сети, реализуется функция социальной адаптации субъекта и его интеграции в социум. Границы деятельности субъекта и социума подвижны: любой пользователь сети погружается в сетевую социальную деятельность и осваивает ее новые виды, поэтому Интернет-сеть с множеством сервисных служб может быть рассмотрена как инфраструктура информационного, образовательного пространства, позволяющая ее пользователям создавать дополнительные условия образования и адаптации к социуму [5].

Группа образовательных сервисов для социального обучения признана сегодня как самая большая в СНГ и шире - в Евразии. В основу данного серви-са поставлена идея обмена знаниями между учащимися разных стран. Он предназначен для школьников, пе-

дагогов, родителей и других участников образовательных отношений, заинтересованных в освоении новых источников знаний посредством современных технологий [6]. Его задача - предоставлять дополни-тельные сведения по любой дисциплине, курсу на любом этапе обучения.

Анализ функционирующих в образовательном пространстве СНГ сервисов позволяет сделать вывод: их бурное развитие на современном этапе становится фактором фор-

мирования субъектной позиции взрослых участников образования. Это достигается ростом многообразия предложений, расширением возможностей вступать в разноуровневые сообщества, развивать взаимодействие с представителями разных стран Содружества. Указанное способствует формированию человеческого ресурса нового качества, позволяющего реализовать концепцию устойчивого развития на всем пространстве СНГ.

Литература

1. Аванесова Г. А. Сервисная деятельность. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 215 с.

2. Карнаухова В. А., Краковская Т. А. Сервисная деятельность: уч. пос. - М.: ИКЦ МарТ, 2006. - 200 с.

3. Коновалова В. Мировые тенденции обучения и развития персонала и ситуация в России // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2008. - № 9. - С. 34.

4. Красильникова М., Бондаренко Н. Требования работодателей к текущим и перспективным профессиональным компетенциям персонала // Мониторинг экономики образования. - 2014. - № 1. - С. 70.

5. Разомасова Е. А. Место сферы услуг в российской экономике // Сибирская финансовая школа. - 2010. - № 5. - С. 40.

6. J. Starey (1998) Managing Organisational Structuring and Restructuring. Course B 824. Unit 4. Managing Human Resources. The Open University, Milton Keynes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.