Научная статья на тему 'Концептуалы современного образования в период действия новых образовательных стандартов'

Концептуалы современного образования в период действия новых образовательных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТУАЛ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / CONCEPTUAL / EDUCATIONAL INFORMATION TECHNOLOGY / EDUCATIONAL STANDARD / EDUCATIONAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров Андрей Борисович

Рассматриваются вопросы применения современных информационных технологий в образовательном процессе в период действия новых образовательных стандартов. Представлены пути развития образовательных информационных технологий как сервиса. Показаны перспективы их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петров Андрей Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The questions of using of modern IT in education process into the new educational standards time using are viewed. The ways of educational information technologies development as service are presented. The perspectives of it`s using are showed.

Текст научной работы на тему «Концептуалы современного образования в период действия новых образовательных стандартов»

Концептуалы современного образования в период действия новых образовательных стандартов

Петров Андрей Борисович Заведующий кафедрой корпоративных информационных систем, доктор технических

наук, профессор,

ФГБОУ ВО «Московский технологический университет» (МИРЭА) 119454 Москва пр-т Вернадского, д.78, 8 499 215 65 65, доб. 5110, pctrov@mirca.ru

Аннотация

Рассматриваются вопросы применения современных информационных технологий в образовательном процессе в период действия новых образовательных стандартов. Представлены пути развития образовательных информационных технологий как сервиса. Показаны перспективы их применения.

The questions of using of modern IT in éducation proccss into the ncw educational standards time using are viewed. The ways of educational information technologies development as service are presented. The perspectives of if s using are showed.

Ключевые слова

концептуал, образовательные информационные технологии, образовательный стандарт, технология обучения

conceptual, educational information technology, educational standard, educational technology

Введение

В предыдущей статье [1] были рассмотрены вопросы перспектив развития образовательных информационных технологий (ОИТ) и были сформулированы пять концептуалов их развития. По прошествии времени интересно посмотреть на то, насколько оправдались прогнозы, и как необходимо организовывать современный образовательный процесс в условиях, когда начали действовать новые образовательные стандарты.

Развитие концептуалов

Первым из предложенных концептуалов [1] является переход от изучения конкретного знания к освоению методик изучения и овладения конкретным знанием. В современных условиях мы вплотную приблизились, а, зачастую, и перешли к преподаванию учебных дисциплин с предварительным освоением новых методик овладения конкретным знанием. Европейские требования по качеству образования [2] тесно перекликаются с реформаторскими процессами, происходящими в высшей школе России. И те, и другие требуют сокращения времени, отводимого на аудиторные занятия, выстраивания магистральных дисциплин, обеспечивающих эффективную подачу материала, а также формирование набора компетенций, способствующих профессиональному становлению личности.

Новые методики направлены на освоение учебной дисциплины через систему понятий, методов и технологий, а не через изучение конкретного знания, которое является информационным продуктом применения указанной системы. Это способствует получению концентрированного знания, основанного на предварительной селекции изучаемого материала и выделении из него наиболее существенной информации.

В определенном смысле в этой части первый и второй концептуалы сливаются воедино, когда вместо изучения конкретного знания изучаются концентрированные законы и закономерности, знание преобразуется в правильно и системно организованный учебный «концентрат», представленный набором правильно организованных закономерностей с ассортиментом, иллюстрирующим правильность применения этих закономерностей с иллюстрациями из конкретного знания.

В Московском технологическом университете подобные подходы внедряются на протяжении более чем пяти лет. В учебных дисциплинах, читаемых магистрам, обучающимся по направлению подготовки 09.04.02 «Информационные системы и технологии», таких как «Распределенные информационные системы», «Открытые информационные системы» и ряде других, часть разделов рабочих программ читаются именно в таком ключе, что дает определенный эффект, выраженный в повышении компетентности обучаемых магистров.

Вторым из предложенных концептуалов [1] является переход от изучения всех законов и закономерностей в данной предметной области к изучению наиболее общих, общесистемных, межотраслевых законов и закономерностей. Выделение подобных закономерностей является самостоятельной научной задачей и требует времени. Тем не менее, в ряде университетов России с этой задачей справляются успешно. Так, в Московском технологическом университете при чтении ряда дисциплин магистрам и аспирантам по направлениям подготовки 09.04.02 «Информационные системы и технологии» и 09.06.01 «Информатика и вычислительная техника» выявляются наиболее общие закономерности развития, объект представляется в виде набора процессов, закономерно организованных и развивающихся, а конкретное знание иллюстрирует правильность и закономерность этих выделенных процессов.

Третьим концептуалом [1] является переход от изучения всех применений конкретного знания в решении стоящих задач к изучению общих, наиболее характерных методик применения конкретного знания.

Фактически, речь идет о переходе в преподавании учебных дисциплин с изучения конкретного объекта на методику (процесс), в котором этот объект участвует, так, например, переход с изучения понятия «отвертка» к изучению процесса «откручивать».

Подобный переход в концентрированном виде дает представление о процессе откручивания винта именно как о процессе и понятие «отвертка» используется как инструмент, участвующий в процессе.

Следовательно, преподаваемое знание от суммы сведений, которую мы даем, описывая понятие «отвертка», переходит на сумму сведений, связанным с описанием процесса «откручивать», которая является более высоким уровнем представления знания.

Безусловно, подобный переход не является единственным. В дальнейшем возможны и другие переходы и обобществления.

Сегодня, в образовательном процессе в Московском технологическом университете подобные переходы активно применяются. Так, в дисциплине «Методология проектирования открытых информационных, вычислительных и телекоммуникационных систем», читаемой аспирантам 1 года обучения, ряд разделов, связанных с процедурой формирования профилей стандартов и

проектированием открытых информационных систем даются именно в таком формате.

Четверым концептуалом [1] является внедрение интеллектуализированных технологий поддержки образовательного процесса и процесса проектирования. В этой сфере мы наблюдаем реальный прогресс, причем прогресс, определяемый развитием ОИТ. От набора разрозненных образовательных продуктов, выполненных в разное время, с использованием разных технологий, в разном формате представления, в настоящее время мы имеем информационно-образовательную среду, в которой материалы представлены в едином формате, с единой логикой, а самое главное то, что подобная информационно-образовательная среда меняет качество предоставления образовательной услуги. Если раньше восприятие материала было отдельно от сервисов и методологии, то теперь информационно-образовательная среда, включающая контент, сервисы и методологию начинает реализовывать комплексную образовательную услугу как сервис.

Подобная реализация подразумевает наличие единой платформы, на которой размещен образовательный контент, набора сервисов, интегрированных с контентом, а также с общей логикой изучения материала, когда есть вход, есть последовательность изучаемых дисциплин с промежуточным контролем и есть итоговый контроль с выходом из материала.

Таким образом, можно говорить о том, что положения данного концептуала выполнены и продолжают развиваться.

И, наконец, пятым концептуалом [1] является переход к открытому образованию, включающему в себя применение единых международных стандартов, включая образовательные, открытых информационных технологий, единых принципов, подходов и методик образования. Данные положения не только получили активное развитие, они переживают третье обновление.

От набора ОИТ через стандарты SCORM и другие стандарты е-1еат^, регламентирующие отдельные аспекты дистанционных технологий, открытое образование всё больше подходит к осознанию необходимости комплексной стандартизации, когда в качестве объекта стандартизации будет выступать не объект или конкретная технология, а комплексная технология, позволяющая создавать, вести обучение и осуществлять контрольные функции в едином формате, когда стандарты и спецификации будут определять интерфейс взаимодействия учебного приложения и платформы, когда технология будет иметь единый многофункциональный интерфейс с набором сервисов. Именно такая организация образовательного процесса будет способствовать открытому характеру обучения [3] как по смыслу, так и по применяемым технологиям.

Новые стандарты и образовательный процесс

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования 3+ поколения в значительной мере позволило организациям высшего образования перестроить свой образовательный процесс, добавило свободы и вариативности. Соответственно и применение образовательных технологий также претерпевает существенные изменения. В период действия ГОС-2, когда писалась первая статья [1], и в период действия ФГОС, ОИТ были инструментарием для развития технологий поддержки образовательного процесса, включая дистанционные формы, то в настоящее время они постепенно становятся ядром образовательного процесса, когда образовательная технология определяет методику, формы преподавания и содержание.

Действующие в настоящее время образовательные стандарты дают значительную свободу образовательной организации в выборе перечня учебных

дисциплин, применяемых технологий и методик преподавания. Отсутствие перечня обязательных учебных дисциплин с одной стороны позволяет образовательной организации самостоятельно его формировать, но, с другой стороны, сильно повышает ее ответственность в правильном определении компетентностной модели. Перечень читаемых дисциплин, их содержание и применяемые методики могут в современных условиях быть различными даже в пределах одной образовательной организации.

Это позволяет формировать учебные планы профилей подготовки бакалавров, программы магистерской подготовки и аспирантские программы со значительной вариативностью, включая и (или) исключая те или иные дисциплины из их состава.

С учетом дальнейшей унификации читаемых дисциплин весь их объем можно условно поделить на три составные части:

- базовые дисциплины, читаемые значительной части обучающихся, включая одно или несколько направлений подготовки (магистерских или аспирантских программ);

- специальные дисциплины, читаемые обучающимся по направлению подготовки с соответствующими компетенциями на выходе;

- дисциплины конкретного профиля (программы), определяющие профессиональные компетенции обучающегося.

Конечно, подобное деление учебных дисциплин является достаточно условным, особенно в части специальных дисциплин и дисциплин конкретного профиля. Однако при создании информационного контента образовательного ресурса подобные особенности необходимо учитывать.

Так, например, базовые дисциплины необходимо строить исходя из подходов, определяемых первыми тремя концептуалами, то есть излагать описание процесса с иллюстрациями примерами конкретного знания.

Специальные дисциплины и дисциплины конкретного профиля должны содержать концептуальное изложение материала с большей иллюстрацией примерами конкретного знания.

Подобная организация образовательного процесса перекликается с общей тенденцией сокращения числа основных образовательных программ. При этом не теряется как фундаментальная составляющая образования, так и профессиональная. Важно также, что при такой организации не снижается и качество образовательного процесса.

Перспективы применения новых образовательных технологий

Существенным является организация используемой ОИТ. Современная ОИТ представляет собой платформенное решение с наращиваемыми модулями, выполняющими основную образовательную функцию, и дружественный интерфейс, реализующий встроенные наборы сервисных функций.

Платформа представляет собой программно-аппаратный комплекс, предназначенный для выполнения следующих функций:

- общее управление образовательным процессом;

- согласование работы образовательных модулей;

- предоставление пользователю набора сервисов;

- иные общие функции.

Модули ОИТ предназначены для доступа к образовательным ресурсам, для реализации сервисных функций, а также для учета и контроля за ходом образовательного процесса.

Интерфейс ОИТ обеспечивает доступ обучающегося к образовательным ресурсам, к образовательным сервисам, к средствам планирования и учета хода реализации образовательного процесса.

Подобная организация ОИТ позволяет обеспечить комплексный характер образовательного процесса, когда в едином окне, в едином процессе, а также в едином интерфейсе реализуются как образовательная услуга, предоставляемая как сервис, так и сервисные функции, при этом образовательный контент может безболезненно наращиваться, меняться и удаляться.

От существующих в настоящее время широко распространенных образовательных технологий, включая технологии дистанционного обучения, современная ОИТ отличается следующим.

Во первых, она имеет измененную структуру построения. Образовательная, сервисная и методологическая составляющие образовательного процесса не разделены между собой и представляют единое целое.

Во вторых, образовательный процесс осуществляется как сервис, то есть конечному пользователю нет необходимости что-то настраивать, что-то менять, достаточно выйти через дружественный интерфейс на учебный план и дальше ему будет необходимо последовательно выполнять шаги учебного плана.

В третьих, система имеет единую организацию образовательного контента, когда пользователь в образовательном процессе выполняет шаги учебного плана в виде последовательного набора учебных дисциплин.

И, наконец, поддержка образовательной технологии новыми открытыми стандартами и спецификациями международного уровня, позволяющими обеспечить подключение к системе гетерогенного пользователя, а также обеспечить эффективную интеграцию рассматриваемой системы в единое мировое образовательное пространство с использованием заложенного в ней контента.

Таким образом, платформенное решение ОИТ с образовательными модулями и набором сервисов, объединенное дружественным интерфейсом обеспечивает весь необходимый спектр образовательных услуг по поддержанию традиционного образовательного процесса, а также в дистанционной форме.

Вообще, грань между традиционной и дистанционной формами образовательного процесса постепенно размывается. Традиционная форма все больше заимствует форм и методов дистанционного образования, это выражается в использовании контент-серверов и иных образовательных ресурсов для обеспечения информационной поддержки образовательного процесса, а дистанционная форма все более тяготеет к углубленному изучению содержания учебных дисциплин. При этом, в обоих случаях происходит слияние образовательного контента и образовательных методик в единый образовательный процесс.

Новая ОИТ меняет методологию преподавания. В традиционном формате она обеспечивает информационную поддержку основного образовательного процесса, активно применяется при практических и лабораторных занятиях, а также при выполнении курсового проектирования. В дистанционном формате ОИТ становится основным средством изучения материала, а также применяется при выполнении лабораторных работ и курсового проектирования.

Фактически, она становится образовательным ядром, используя которое конечный пользователь получает воспроизводимую образовательную услугу надлежащего качества, что является особенно важно при сертификации системы менеджмента качества образования в международных системах оценки качества, таких, например, как TUV Sert.

Что впереди?

Сегодня уровень и степень проработанности ОИТ дает основание говорить о том, что образовательный процесс начинает меняться. Его основой становится новый формат ОИТ и связанные с этим методики преподавания. Вместе с тем, достигнутый или достигаемый в ближайшее время уровень образовательных технологий позволяет говорить о том, что в следующие 5-10-15 лет российское образовательное пространство претерпит серьезные организационные, методологические и содержательные изменения.

Учитывая сокращение направлений подготовки, стремление повысить степень унификации образования, а также сократить экономические издержки, видится следующий путь развития ОИТ.

На начальном этапе произойдет принятие ФГОС ВО по направлениям подготовки. Этот процесс займет до 3-4 лет и будет связан с дальнейшим укрупнением образовательных стандартов. При этом возможно частичное сокращение направлений подготовки, закрепляемых стандартами.

Параллельно, Миообрнауки должно провести тендер на разработку, наладку и внедрение образовательной платформы, поддерживающей международные стандарты и спецификации и являющейся ядром ОИТ.

Выбор подобной платформы есть сам по себе нетривиальный процесс, поскольку существующие образовательные платформы не в полной мере удовлетворяют накладываемым на нее запросам.

Внедрение образовательной платформы необходимо вести в национальном образовательном центре. Это может быть как вновь созданная структура, так и один из ведущих университетов страны.

Выбор безусловно за нашим министерством, но я бы пошел по пути создания новой структуры, которая в своем составе имела бы мощный современный модульный и наращиваемый суперкомпьютерный центр и мощную транспортную телекоммуникационную инфраструктуру. Возможен вариант, когда подобный центр будет иметь распределенную зеркальную инфраструктуру, расположенную в различных частях России.

В задачи подобного центра должны входить бесплатное предоставление доступа к ОИТ, к ее контенту.

Строительство и оснащение подобного центра на первом этапе займет 3-6 лет и должно закончиться созданием современной информационной инфраструктуры для размещения ОИТ.

Сразу после утверждения новых образовательных стандартов на направления подготовки должны быть разработаны типовой учебный план и типовой календарный график. Далее, в течение 2-3 лет должны пройти тендеры и по их результатам разработан образовательный контент по направлениям подготовки и размещен в среде ОИТ. При этом, содержание контента должно пройти реальное обсуждение, уточнение и корректировку с учетом мнения существенной части образовательной общественности. Это значит, что выставляемый контент будет являться консенсусным решением значительной части преподавателей высшего образования.

Конечно добиться этого нелегко. Образовательное сообщество еще не достигло той степени толерантности, когда подобное решение возможно принять. Но делать это надо и прививать толерантность тоже надо.

Следовательно, потратив еще 2-3 года мы получим наборы образовательного контента по направлениям подготовки, размещенным в информационной среде.

При этом вряд ли необходимо стремиться сделать весь контент по всем учебным дисциплинам направления подготовки. Но по базовым дисциплинам, читаемым значительной части обучающихся, включая одно или несколько направлений подготовки, это сделать необходимо. И тогда информатика, физика, электротехника и т.д. будут едиными и правильными для всех обучающихся.

Безусловно, дисциплины, определяющие профессиональную направленность должны читаться ведущими разработчиками, ведущими юристами и т.д. вживую. Ремесленную составляющую никто не отменяет и, наоборот, к профессиональным компетенциям и к практическим навыкам будет предъявляться особое внимание.

Дисциплины, связанные с получением профессиональных компетенций, фактически узловые дисциплины, связанные с будущей профессиональной деятельностью, с конкретным местом работы и выполняемыми функциями, должны и при традиционной форме обучения, и в дистанционном режиме читаться вживую или, по крайней мере, не менее 50-60% учебного времени должно читаться вживую. В содержании этих дисциплин должны найти отражение не только устоявшиеся вещи, но, и это самое главное, ноу-хау направления подготовки. Именно современная актуальная проблематика, проблематика конкретных разработок, конкретных дел, ситуаций дает реальные профессиональные качества, за которые так сильно ратует рынок труда. Работник может не знать уравнение Шредингера, но если он способен найти ошибку в листинге программы и ее устранить, работодатель выберет именно его для установления трудовых отношений в сфере информационных технологий.

Учитывая, что в XXI веке кризис информационного знания будет обостряться и, как одно из проявлений этого кризиса, заключающееся в том, что время на передачу научного знания в конкретной предметной области будет расти, расти существенно, выделение времени для обмена опытом разработки, акцентирования внимания на основных, узловых проблемных местах разработки и типовых путях выхода является крайне необходимым. Именно такой обмен будет способствовать развитию профессиональных практических компетенций обучаемого, будет способствовать повышению привлекательности обучаемого на рынке труда.

Но не все так просто. Среди профессионалов в любой сфере деятельности высока конкуренция. Накопленные ведущим специалистом знания, навыки и практические компетенции являются по сути его визитной карточкой, ноу-хау, набором профессиональных компетенций, присущих конкретному работнику и отличающего его от себе подобных. Фактически, подобный набор обеспечивает повышенный уровень оплаты труда, индивидуальную цену работника на рынке труда. И передавать накопленный опыт такой специалист не стремится.

Точно также отвлечь ведущего специалиста от процесса разработки и направить его в аудиторию для проведения учебных занятий является мягко говоря сложной задачей, решение которой разный работодатель осуществляет по-своему, кто вводит соответствующие нормы в КР1, кто просто выписывает премию, кто использует иные формы и методы работы.

Следовательно, можно сказать о том, что обучающиеся испытывают острую потребность в восприятии накопленного практического опыта, а носители этого опыта не стремятся его передать.

Такова модель современного образования. С возможными коррективами она будет существовать и развиваться в ближайшей перспективе.

За это время в самой системе образования также произойдут серьезные изменения. Останется мало вузов, на рынке будут присутствовать либо крупные университетские центры с многопрофильной структурой подготовки, либо университеты или институты с подготовкой по малому числу направлений и ориентированных, в первую очередь, на потребности конкретного региона.

Внедрение современных ОИТ в образовательных центрах с мощной информационной инфраструктурой будет обеспечивать надлежащий уровень

образования университетах и институтах, тогда как университетские центры должны и будут давать повышенный уровень подготовки.

Таким образом, через 10-12 лет (а может быть и раньше) Россия получит мощную информационную, технологическую и контентную инфраструктуру образования, которая изменит формы, методы и используемые образовательные технологии.

Если принять все, о чем было сказано выше, за основу действий, то в ближайшие 10-12 лет мы получим строительство и оснащение центров, создание контента, отработку методологий обучения. То есть только через 8-12 лет начнется полноценный образовательный процесс с применением новых технологий.

Все предлагаемые процессы должны быть четко увязаны с общим процессом модернизации образования. Переход на новые стандарты, отработка методик и, даже, отработка контента - все это может и должно осуществляться не только в рамках реализации предлагаемой идеи, но и в общеобразовательном плане. Это позволит сэкономить финансы и дважды не делать одну и ту же работу.

Время, которое будет затрачено, не пропадет. Старение и вымывание кадров высшей школы с одной стороны, и рост потребности в высококвалифицированных кадрах, с другой стороны, неизбежно приведет к востребованности предлагаемого подхода. Плюс к этому это стремление сделать процесс подготовки кадров управляемым и воспроизводимым.

Безусловно, очень многое в эффективности осуществления предлагаемой идеи будет зависеть от субъекта, то есть от лица, получающего услугу, его компетенций, талантов и усердия. Здесь хочется верить, что через 10 лет учиться будут только сильно мотивированные люди с хорошим отношением к учебе. Это позволит повысить эффективность предлагаемой образовательной модели.

Глобальные перспективы

Для успешного развития необходимо видеть перспективы и к ним стремиться. Какие же перспективы у новых современных и перспективных ОИТ? Какова их роль и место в образовательном процессе?

В обозримом будущем образовательные технологии в значительной мере будут поддерживаться и реализовываться в интернете через те или иные образовательные ресурсы.

Образовательные технологии, использующие подобные ресурсы, будут постепенно адаптироваться к уровню использования интернет-технологий конечными пользователями.

В целом, возникающий симбиоз ресурсов, технологий и конечных пользователей будет приводить к тому, что образовательный процесс с применением современных ОИТ будет мало отличаться от обычного получения информации в интернете за исключением использования активного характера взаимодействия с конечным пользователем при контроле знаний.

Фактически, ОИТ как сервис будет одним из значительного набора сервисов, к которому конечный пользователь будет обращаться, а использование этого сервиса будет в числе других обращений.

И здесь существенную роль будет играть качество контента, размещенного на ресурсе. Обычное изложение материала в виде симбиоза текста и графики, на мой взгляд, будет недостаточно не только для контроля усвоенных знаний, но и для изучения конкретного материала. ОИТ как сервис должна содержать все или основную массу интернет-технологий по организации флеш-анимации, активного общения с конечным пользователем, а также других возможностей, которые нам предоставляет интернет.

Также как активные интернет-ресурсы имеют в сети успех и обращения, также и ОИТ как сервис должна иметь успех и обращения. И, хотя, успех и обращения у ОИТ будут другие, и по абсолютным значениям, и по сути, но в перспективе, когда ОИТ будет работать продолжительное время, и число посещений в единицу времени, и общая популярность образовательного ресурса станут достаточными для того, чтобы подобные ресурсы находить в первых 50 строках результатов поиска одной из используемых поисковых машин.

Вообще, нужно, чтобы до подобной ОИТ дорос конечный пользователь, с одной стороны, и услуга как сервис стала доступной для конечного пользователя, с другой стороны.

В дальнейшем, будет происходить наращивание потенциала образовательной услуги как сервиса, заключающееся в росте объемов и повышении качества контента, в дальнейшем развитии обслуживающих сервисов, в совершенствовании самой технологии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Образовательный процесс уже не будет привязан к конкретному месту и времени проведения занятий, образовательная технология не будет восприниматься как технология, а будет восприниматься как сервис, и, главное, резко возрастет воспроизводство образовательной технологии как по количеству использований, так и по сути использования. Фактически, принцип единства (единство образовательной платформы, единство образовательной технологии, единство контента) позволит в любой точке, подключенной к сети интернет, осуществлять получение образовательной услуги. Новизна подобной идеи заключается в иной, отличной от существующей организации ресурса и в иных формах представления контента и оказания образовательной услуги как сервиса, о чем уже было сказано.

Вообще, можно выделить следующую линию развития современных ОИТ.

Во-первых, от набора разнородных технологий, используемых в дистанционном образовании, а также в информационной поддержке традиционных форм, мы переходим к единой ОИТ.

Во-вторых, от множества инсталляций разнородных ОИТ мы переходим к единому национальному применению одной из ОИТ,

В-третьих, размещение контента будет происходить не на множестве образовательных ресурсов, а на одном, государственном. Фактически, конкуренция между ОИТ, организациями, внедряющими ОИТ, а также между образовательными методиками завершается и наступает период, когда они будут централизованными.

Централизация ОИТ позволит сэкономить существенные средства на внедрение и сопровождение ресурса, позволит повысить качество и управляемость контентом, повысит качество образования с применением технологии в целом.

Плюс возникнет существенная экономия у образовательных организаций. В подобной ситуации им уже не придется тратить финансовые средства на поддержание аппаратных средств, программного обеспечения, лицензирования, разработку контента и т.д.

Конечно перестроить образовательный процесс и всю психологию образования будет нелегко. Именно в этом заключается основной тормоз развития современных ОИТ. Величина тормозного усилия велика, но не безгранична. И, административная активность, с одной стороны, и желание получить хорошее образование, с другой стороны, позволит реализовать задуманное.

Еще одним важным фактором, который несомненно получит успех и развитие, является возможность получения образования в любой точке, где есть подключение к интернет. Для малых городов, районных центров, вообще для любых населенных пунктов, в которых нет или закрылись высшие учебные заведения и их филиалы, возможность в произвольное время, в произвольном месте получить образовательную услугу станет определяющим.

В подобных условиях образование в традиционной форме и в дистанционной форме сольются, вместо них будет сочетание ОИТ как сервиса и набора современных традиционных форм для дисциплин, определяющих профессиональные компетенции. Хотя и для них, современная ОИТ будет предоставлять необходимый материал.

В целом, образовательная технология должна встраиваться в единую информационную среду, размещенную в сети интернет, которую сейчас стали назвать «интернет вещей». Это подразумевает полную автоматизацию выполнения всех основных и вспомогательных процессов в среде, без участия человека-оператора и в едином цикле исполнения.

Это потребует согласованного исполнения всех процедур, входящих в состав ОИТ, от собственно образовательных до сервисных и вспомогательных. Другими словами, ОИТ должна быть спроектирована и настроена таким образом, чтобы, например, контентное ядро имело возможность обращения к иным, не входящим в контентое ядро информационным ресурсам как возможности доступа к дополнительным материалам, чтобы образовательная методика имела возможность гибко модифицироваться под требования конкретного пользователя по срокам, объемам и формам образовательного процесса, и, наконец, чтобы конечный пользователь мог выбирать последовательность, сроки и формы обучения. Именно такой подход будет определять реализацию перспективной ОИТ как сервиса в общей информационной среде интернета вещей.

Заключение

Подводя итоги можно сказать следующее. Предложенные в 2005 году концептуалы получили свое развитие в настоящее время. Конечно, нельзя сказать о том, что все задачи решены и все цели достигнуты. Но выбранный в начале 2000-х годов подход оказался правильным. Развитие ОИТ по путям, определяемым концептуалами, оказалось правильным и жизнеспособным. Ряд стоящих целей уже достигнут, по ряду направлений идет развитие.

Появление интегрированных решений по применению ОИТ в образовательном процессе приводит к появлению новых методик преподавания, новых образовательных парадигм, и, в конечном итоге, постепенно меняет содержание образовательного процесса.

Это позволяет повысить компетентность обучаемого, привнести в процесс его подготовки новые технологии и методики, а, главное, обеспечить растущее качество выпускника.

Конечно, немаловажная роль в успехе применяемых технологий лежит и на обучаемом. Опыт внедрения подобных технологий в Московском технологическом университете говорит о том, что обучаемые не только активно воспринимают новые ОИТ, но и активно участвуют в их становлении.

В целом, можно сказать, что новые ОИТ, основанные на методологических подходах, описываемых концептуалами, состоялись и имеют путь развития.

Более того, новые ОИТ становятся элементом единой информационной среды, реализуемой по принципам интернета вещей, с единой организацией, автоматизацией и размещением контента. Всё это позволит повысить как качество образовательного процесса в целом, так эффективность использования образовательных технологий для конечного пользователя - потребителя услуги.

Важным будет также отношение пользователя к процессу обучения. Вместо цели, заключающейся в получении диплома, пользователь будет ориентирован на получение знаний и методик проектной деятельности. Это повысит уровень теоретических знаний и практических компетенций пользователя (обучающегося). Для этого знания должны быть правильно организованы и представлены в

образовательном ресурсе. Подобную организацию необходимо будет создать, что потребует времени и ресурсов. Но затраты окупятся за счет экономии средств, получаемой на объеме обучающихся с применением указанных образовательных технологий.

Всё сказанное относится к новым формам образования, которые обеспечивают слияние традиционных и дистанционных форм образования, традиционного и дистанционного контента. Преподаватель будущего будет не столько читать лекции и проводить учебные занятия, сколько правильным образом готовить образовательный контент к размещению в информационной среде. Лекции, как форма занятий, будут сокращаться, вместо них основой образовательного процесса станут проблемные дискуссии и круглые столы по отдельным вопросам изучаемых дисциплин, а также будут активно использоваться и иные формы активного познавания научного знания.

Всё предлагаемое является согласованным путём развития, имеющим историческую основу и перспективы. И чем раньше это начнет осуществляться, чем раньше мы займем лидирующие позиции на рынке образовательных услуг в российском, а после перевода контента на иностранные языки, и в мировом масштабе. Затраты, осуществляемые сегодня, имеют значительный характер. Объем работы по созданию и среды, и образовательного контента велик. И имеющийся консерватизм отдельной части образовательного сообщества тоже необходимо принять во внимание. Но без перехода на новые ОИТ у образования нет будущего. Именно поэтому переход на новые ОИТ неизбежен.

Литература

1. Петров А.Б. Концептуалы нового образования в эпоху ИТ // Международный электронный журнал Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society) - 2005 -V.8 - №1 - С. 198 - 200. ISSN 1436-4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html

2. Вольпян Н.С. Европейские стандарты ИКТ-компетенций для улучшения обеспечения ИКТ-сектора кадрами. - ИТ-стандарт (электронное издание), т.2, 2015 - 8с.

3. Технология открытых систем. / Под. ред. Олейникова А.Я. - М., «Янус-К», 2004 -288с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.