УДК 378.1 - 057.177
Т. И. Сидненко
Образовательные стратегии и методики подготовки управленческих кадров в условиях практико-ориентированного образования
В статье рассматривается проблема совершенствования механизма подготовки управленческих кадров, определяются возможные перспективные пути внедрения инновационных технологий и методик в практику педагогического и социально-экономического образования. На основе анализа новейших исследований в области социоконструктивной педагогики и практической психологии, обобщения опыта зарубежных и отечественных университетских практик рассматриваются модели обновления обучения. В условиях формирования информационного общества и экономики, основанной на знаниях, информационные технологии становятся ключевым фактором развития государства. Показано, что современный процесс изучение предметов - это синтез ряда направлений. Такой мультидисциплинарный подход построения информационной образовательной среды должен опираться на виртуальное взаимодействие, что подразумевает овладение принципами коммуникации с использованием мультимедийной конвергентной образовательной среды. Дистанционные образовательные технологии рассматриваются как неотъемлемая часть образовательного пространства и фактор социально-экономического развития регионов.
The article deals with the problem of improving the mechanism of management training, identifies possible promising ways to introduce innovative technologies and techniques in the practice of pedagogical and socio-economic education. Based on the analysis of the latest research in the field of socio-constructive pedagogy and practical psychology, generalization of the experience of foreign and domestic University practices, the models of updating training are considered. In the context of the formation of the information society and the economy based on knowledge, information technology is becoming a key factor in the development of the state. It is shown that the modern process of studying subjects is a synthesis of a number of areas. Such a multidisciplinary approach to building an information educational environment should be based on virtual interaction, which implies mastering the principles of communication using multimedia convergent educational environment. Distance educational technologies are considered by the author as an integral part of the educational space and a factor of socio-economic development of the regions.
Ключевые слова: образовательная среда вуза, образовательные стратегии и технологии обучения, образовательное проектирование, методики преподавания, дистанционное обучение, сетевые технологии.
Key words: educational environment of the University, educational strategies and learning technologies, educational project, teaching methods, distance learning, network technologies.
© Сидненко Т. И., 2018
Образование, по меткому замечанию И.Я. Лернера, является самой рабочей частью культуры. Именно в образовании, как ни в какой другой области, отражаются все проблемы, все противоречия современного мира, общества и культуры. В периоды социально-экономических и политико-правовых трансформаций образование как социокультурный феномен становится объектом пристального внимания со стороны общества. Как известно, любое реформирование сопряжено с выявлением тенденций и определением содержания изменений.
Современное концептуальное реформирование системы образования сопряжено не только с введением новых образовательных стандартов, но и апробацией практико-ориентированного, профессиологического моделирования профессиональных программ. Стремление к разработке образовательных программ, адекватных мировым тенденциям, потребностям рынка труда и личности наталкивается на ряд проблем, главной из которых является выбор стратегии подготовки качественного специалиста. Критериальной основой содержания подготовки является компетентностная модель специалиста. Совершенствование системы профессиональной подготовки управленческих кадров на современном этапе развития российского общества основано на создании благоприятных условий для формирования соответствующих компетенций будущих конкурентоспособных специалистов, способных реализовывать поставленные задачи. Как известно, процесс образования, учебные планы и программы обучения предполагают тесную взаимосвязь с особенностями и потребностями региона, характером инноваций и научных исследований. Все это требует внедрения новых педагогических технологий и методологии, технических средств обучения, позволяющих не только обеспечить комплексную реализацию образовательного цикла, но и обеспечить проведение исследования и внедрения интерактивных технологий в учебный процесс [3]. Формирование культуры мышления и культуры коммуникативной деятельности, готовности к решению нестандартных проблем и способности анализировать реальность - важнейшие качества специалиста любого профиля, в особенности молодого поколения новых управленцев. Задача развития инновационной деятельности в данном направлении предполагает создание новых педагогических технологий и разработку методики преподавания новых знаний, применение нестандартных подходов к освоению реальности. Кроме того, системный подход к подготовке будущих управленцев основан на следующем:
- расширении области применения инновационных информационных и онлайн-технологий в образовательном процессе;
- создании условий в подготовке целевых студентов для наукоемкой сферы;
- предоставлении возможностей и условий для параллельного освоения основных и дополнительных профессиональных программ;
- структурировании и институционализации новых организационных форм для апробации стратегий обучения в сетевых сообществах;
- реализации модели непрерывного, персонифицированного повышения квалификации по индивидуальным образовательным программам (ИОП) с использованием интернет-ресурсов, сетевых технологий, тьюторского сопровождения.
В условиях развития экономики, современных технологий, информатизации бизнес-процессов акцент на непрерывности и самостоятельности выбора образовательных программ подразумевает не только выбор программы, но и ее системных элементов (курсов, модулей, методик, преподавателей), персонифицированную регистрацию в электронной информационно-образовательной среде вуза, формы и способы получения информации. Оценивая состояние системы управления знаниями в современном образовании, следует отметить резкое отставание содержания, методов передачи информации от обновления технологий и спроса на рынке труда к квалификационным характеристикам кадров. Затрудняет решение вопроса и несовершенство нормативно-законодательной базы, регламентирующей изменения в образовательном пространстве, изменения статуса и роли преподавателя в системе обучения, форм получения знаний современным поколением.
Новые технологии попадают в реальную экономику, опережая образование на целые поколения. Однако знания выпускников не в полной мере соответствуют той среде, в которую они попадают после поступления на работу. Данная проблема становится системной, что неизменно ставит задачу поиска механизмов и способов ее решения. Одним из решений может стать система управления знаниями -е-Ьеагтпд, включающая проектирование образовательной программы, кадровое и технологическое обновление содержания и ресурсной базы образовательной программы, цифровизация контента, расширение интерактивных методик преподавания.
Система трансформации вуза на основе электронного обучения и дистанционных образовательных технологий затрагивает практически все области деятельности: научно-инновационную, учебную, административную, финансово-хозяйственную. Новая
образовательная модель - это новое понимание качества образования. Опыт развитых стран показывает: путь к устойчивому развитию высшего и профессионального образования возможен исключительно в контексте применения информационных технологий для достижения качества и доступности образования. Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что информатизация как общества, так
и вуза в отдельности сочетает в себе не столько технологический аспект, сколько аспект социальный. Переход к информационному обществу это не только умение граждан пользоваться программными средствами, но и изменение образа жизни, переосознание окружающих процессов, появление новых возможностей [1, с. 39-40]. Информационные и коммуникационные технологии как один из инструментов управления знаниями ускоряют процесс перехода к информационному обществу. Можно сказать, что информатизация общества основана на использовании методов, получаемых в ходе исследования процессов управления и распространения знаний посредством инструментария информационных и коммуникационных технологий.
Процесс развития управления знаниями вовлекает все больше людей в область не только информационных технологий, но и в русло обсуждений сферы применения процесса проектирования. Основной вопрос: какую стратегию выбрать, какие шаги предпринять, чтобы в результате создать реальную модель решения исследуемой проблемы. Процесс проектирования (педагогического, в том числе) будет успешен (т.е. его результатом может стать реализуемый проект) в том случае, если проектировщик соблюдает определенную последовательность действий (шагов проектирования) [2, с. 7-8]. Независимо от области деятельности в проектировании принято выделять следующие этапы:
- определение потребности, анализ ситуации, определение проблем для решения, диагностика системы;
- определение цели в конкретных критериях, прогнозирование: формулировка в общих выражениях характеристик системы, устройства или процесса, которые удовлетворяют потребность, научные исследования доступной информации, связанные с достижением поставленной цели;
- определение методов проектирования и технологии;
- выработка новых концепций;
- разработка обобщенной модели действий, т. е. стратегическая программа управлением реализацией проекта;
- конкретизация задач в виде параметров и данных, обеспечивающих достижение поставленной цели, т. е. планирование реализации проекта;
- оформление процесса и результатов проектирования в конкретных продуктах педагогического творчества (документы, публикации, доклады, защиты и т.д.);
- экспертиза хода и оформление результатов проектирования.
Все перечисленные этапы взаимосвязаны.
Особое место в проектировании образовательных программ и соответствующей подготовке управленческих кадров занимает принцип модульности. Из всего спектра педагогических трактовок данного
понятия, нам представляется наиболее конструктивным определение модуля как организационно-методической междисциплинарной структуры, представляющей собой набор тем (разделов) из разных учебных дисциплин, необходимых для освоения одного направления подготовки (специальности) в целях обеспечения междисциплинарных связей учебного процесса. Основное предназначение модуля -обеспечение целенаправленного ориентирования учебного материала (контента) на выбранные цели образовательной программы, с учетом запланированных действий обучающихся. Таким образом, «модуль» представляет собой блок информации, включающей в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей.
Рассматривая «модуль» как обучающий комплекс в условиях цифровизации образовательного процесса, следует выделить его базовые структурные компоненты: педагог, обучаемые, учебный контент (материал и средства), помогающие обучающемуся и преподавателю реализовать индивидуальный подход, обеспечить их взаимодействие, благодаря которому обеспечивается первичное приобретение части теоретических и практических навыков для выполнения какой-либо конкретной работы.
Дальнейшая структуризация образовательного процесса и выявление наиболее адекватной процессу подготовки управленческих кадров методики организации учебного процесса и преподавания предполагает выделение уровней применения модульной системы обучения:
- на первом уровне модульная система применяется только с целью контроля успеваемости обучающихся, слушателей. В ее рамках отдельные дисциплины разделяются на части (модули), после освоения каждой предполагается процедура измерения образовательных результатов. Содержание дисциплины не претерпевает серьезных изменений. Применяемая методика преподавания - информирование, лекционно-семинарский подход, опрос самостоятельного освоения материала, промежуточное тестирование полученных знаний. 1-й уровень предполагает первичное формирование общепрофессиональных и общекультурных компетенций;
- на втором уровне на основе модульного подхода связываются отдельные дисциплины. В данном случае содержание учебной дисциплины значительно перерабатывается с целью вычленения относительно самостоятельных частей (модулей), ориентированных либо на решение определенной проблемы, либо на изучение независимого фрагмента учебной дисциплины. Обучение ориентировано не на усвоение заданной системы, т.н. знаний, умений и навыков, а на умение решать конкретные профессиональные задачи.
Данный вариант реализации модульного подхода позволяет создать условия для достижения профессиональных компетенций. В особенности, если речь идет о таких компетенциях, как способность использовать методы и инструменты повышения эффективности и результативности государственного и муниципального управления; владение организационными способностями, умением находить и принимать организационные управленческие решения, в том числе и в кризисных ситуациях; способность к кооперации в рамках междисциплинарных проектов, работе в смежных областях;
- на третьем уровне модульный подход реализуется в рамках образовательной программы, состоящей из отдельных модулей. Все модули образовательной программы и составляющие их учебные дисциплины и практики взаимосвязаны. Цели дисциплин ориентированы на цели реализации образовательной программы, зафиксированные в модели специалиста (квалификационной характеристике - наборе компетенций). Индикативным параметром измерения становятся формируемые общетрудовые функции (ОТФ) в рамках применения профстандарта. Таким образом, формат инновационной образовательной программы включает ряд сопоставимых модулей и реализуется в двух основных формах: через дополнительные образовательные программы и магистерскую образовательную программу.
Изменения, происходящие в технологиях и сознании современного человека (рассматриваемого в данном контексте как пользователя образовательных услуг), затрагивают в целом систему организационно-методического сопровождения образовательного процесса. Цифровые технологии занимают лидирующую роль в общем процессе признания культурной ценности информации, что не только меняет когнитивную модель человека, т. е. его способности к умственному восприятию и переработке внешней информации, но и представления о системе образования в целом. Управляя процессами трансформации знания, можно постепенно наращивать так называемую «базу знаний», восполнимую, актуализируемую и гибкую, нацеленную на индивидуума.
Технологии управления знаниями, такие как информационно-коммуникационные, технологии управления компетенциями, технологии хранения данных на основе реляционной модели, wiki-технологии, позволяющие максимально приблизить виртуальное общение (обучение) к реальному, содействуют решению проблемы географической удаленности субъектов образования. Технологии, применяемые при организации видеоконференций, сетевые технологии обучения поддерживают возможность обмена электронными документами и изображениями между участниками. Таким образом, объемы передаваемой информации существенно возрастают. В данном случае видеоконференция и сетевые технологии - технологии
управления знаниями и инструменты управления знаний одновременно. Сетевые и портальные технологии дали возможность создавать такие инструменты, как социальные сети, Интернет, интернет-порталы, которые, в свою очередь, также являются информационными средами создания и распространения знаний. Информационные и коммуникационные технологии в современном мире развиты достаточно, чтобы реализовать взаимодействие обучаемого и преподавателя вне зависимости от их территориального местоположения и времени. Пользуясь системой управления обучением, пользователи имеют возможность регулировать все процессы обучения, составлять статистику результатов обучения. Система доставки учебного контента представляет собой, как правило, сайт. Модуль взаимодействия преподавателя и обучаемого как аналог общения в аудитории использует синхронные и асинхронные коммуникационные технологии в полном объеме. Стратегии обучения в сетевых сообществах основаны не теориях коннективизма и социального конструктивизма, позволяют определить учение (образование) как процесс, происходящий в неопределенной и меняющейся среде, подверженной воздействию извне различных информационных источников.
Во всем мире широкое распространение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе становится не только нормой, но и частью культурно-социального пространства. Все более отчетливо в обиход входит понятие «свободного образовательного контента». Меняется образовательная парадигма от концепции классического образования к обучению на протяжении всей жизни. Транформируется не только содержательная сторона образования, но и система коммуникаций в русле социокультурной эволюции. Смена образовательной парадигмы основана на интеграции всех субъектов профессиональной деятельности. В деятельности образовательной системы интеграция как средство обеспечивает целостность картины мира личности, способствует развитию способностей человека к системному мышлению при решении теоретических и практических задач. Образование становится очень динамичным процессом. Само обучение - процесс создания сети, узлами которой могут быть внешние сущности, которые используются для формирования сети (люди, организации, библиотеки, веб-сайты, книги, базы данных и т. д.), что в конечном итоге приводит к пониманию обучения - как процесса формирования внутренней нейронной сети обучаемого, при этом обучаемые находятся в постоянном процессе создания модели понимания. Новые знания постоянно приобретаются лишь в том случае, когда обучаемый способен различить разницу между важными и неважными знаниями, формируя одну из главных компетенций - способность самостоятельно получать знания.
Расширение спектра проводимых учебных и научных мероприятий онлайн актуализирует постановку вопроса о применении интерактивных методик в рамках «информационного пространства» образовательной программы (ОП). Весьма важным фактором определения динамики и состояния информационного пространства ОП, прогнозирования его перспектив и тенденций, является развитие области фундаментальных понятий и представлений. Особую роль следует отводить новым методам и технологиям передачи информации. В условиях модернизации образования приоритетным представляется именно решение данного вопроса. Актуальная во все времена проблема подготовки кадров сегодня напрямую связана с решением вопросов:
- формирования у обучающихся мотивированной способности (базовой, универсальной компетентности) понимания современной ситуации в мире и самоопределения в нем;
- конструирования прогностических моделей действия в социальной сфере;
- формирования рефлексивной активности личности, направленной на самоопределение, на формирование целостного образа мира как инструмента ориентации, обусловливающего критерии выбора цели профессиональной деятельности и прогнозирования ее результатов;
- формирование базовых (универсальных, мировоззренческих, системных) компетенций, связанных с исследовательской работой;
- формирование методологической способности моделирования организационно-управленческих процессов, стратегического планирования;
- овладение навыками эффективной коммуникации;
- формирование профессионально-личностных компетенций, связанных с пониманием общего исторического развития человечества и места России.
Системная работа по совершенствованию применяемых методик преподавания предполагает изменение характера деятельности преподавателя, расширение его функций. В числе новых ролей преподавателя следует выделить тьютора, консультанта, модератора образовательного процесса. В отличие от традиционной роли преподавателя - предоставление новых знаний, новая ролевая модель ставит перед ним задачи обеспечения обратной связи, содействия получению максимальной отдачи от учебы, консультирования и поддержки, мотивации на заинтересованность в обучении, конструирования индивидуального маршрута, обсуждения в группе ключевых проблем, актуализации имеющихся знаний. В данном аспекте речь идет о самоуправляемом обучении (Self-Directed Learning) как стратегии концептуальной продуктивности обучения, стратегии обучения планированию карьеры. Данная модель основана
на теориях развития эмоционального интеллекта. Исследователи показали, что навыки, за которые отвечает лимбическая область, управляющая чувствами, импульсами и возбуждениями, лучше всего усваиваются при высокой мотивации, упорных тренировках и наличии обратной связи. Применение данной стратегии в рамках обучения по дополнительным профессиональным программам и подготовке кадров
W | / WW W
высшей квалификации (условно называемой «взрослой» категорией обучающихся) эффективно, если работу над преображением личности обучающийся продумывает как процесс саморазвития и выделяет этапы. Данную категорию обучающихся нельзя «изменить» иначе, кроме как посредством процесса, который приведет к ощущению личной неудовлетворенности текущими компетенциями, личного осознания собственных целей в отношении компетенций и личной уверенности относительно того, как использовать новые компетенции. Наиболее обоснованно с дидактической точки зрения теория самоуправляемого обучения представлена в работах психологов К.Р. Роджерса и Р. Бояциса.
Практика применения вышеописанных подходов эффективна и в рамках преподавания для обучающихся таких направлений подготовки, как «государственное и муниципальное управление», «управление проектами», «менеджмент» в условиях применения определенных методик. Рассмотрим результаты применения некоторых из них.
«Методика недирективного планирования карьеры» (Learning succession planning). Основное содержание состоит в выборе учебного контента, позволяющего спланировать и спрогнозировать личностный рост.
Метафора стратегии - «Люди проявляют себя наилучшим образом, если они любят свою работу и способны ее выполнять».
Шаги стратегии:
- прогнозирование развития организации или области работы;
- изучение текущего состояния дел в области работы, государственной системы или профессии;
- составление схем, графиков, диаграмм критериев и показателей для выполнения профессиональных задач и определения набора компетенций, которых хватит для выполнения профессиональных действий.
Решением в области обучения становится применение таких методов, как «метод ситуационного анализа (case study method), где дается описание проблемы для решения и стратегия партнерского обучения (кооперативное обучение). Обучающийся индивидуально или в группе анализирует ситуацию, диагностирует проблему, обсуждает или выкладывает в «Форуме» в электронной информационно-образовательной среде результаты своих исследований для коллективного синхронного или асинхронного обсуждения
обучающимися. Каждый обучающийся группы получает такое задание, выполнение которого дополняет деятельность других, но значимо для каждого в отдельности. Так формируется позитивная взаимозависимость в совместной деятельности при структурированной индивидуальной ответственности. Выбор способа обсуждения и формы обмена информацией определяет тьютор (модератор, педагог).
Метод ситуационного анализа и стратегия партнерского обучения обладают следующими характеристиками:
- использование фактических организационных и управленческих проблем;
- участие в их изучении, выяснение разных точек зрения, сравнение разных взглядов, в том числе изучение истории возникновения дискуссий по проблеме;
- признание факта, что у каждого есть право на единолично правильные и неправильные ответы;
- рассмотрение ситуации как процесса (сценарий ситуации).
Барьеры успешности обучения возникают в следующих случаях:
- доминируют дискуссии, где обучающиеся задают вопросы, на которые сами должны искать ответы;
- ситуации могут не иметь решения;
- инструкторы слишком доминируют при анализе случая;
- ситуации обсуждения не подготовлены или не позволяют человеку решить ситуацию успешно.
Элементом оценки качества подготовки становятся тесты, модели игрового обучения, методы моделирования поведения в рамках «моделей действий».
Не менее эффективной является методика «Структурно-организационное обучение на основе опыта», основанная на идеях Д. Колба, П. Хонея, А. Мамфорда, К. Мелландера. В рамках эмпирического обучения люди начинают обучение с предпочитаемого ими стиля обучения: активисты, мыслители, теоретики, прагматики. В каждой группе обучающиеся могут относится к разным командам, представлять разные и смешанные типы. Соответственно технология выстраивания образовательной программы: гуманитарные и общественные дисциплины основаны на конкретном опыте и рефлексивном наблюдении, а естественно-математические науки - на рефлексивном наблюдении и абсолютной концептуализации. Профессии, связанные с наукой - сфера абсолютной концептуализации и активного экспериментирования, общественные - активного экспериментирования и конкретного опыта. Наглядно учебный курс может быть смоделирован следующим образом:
- мотивационной блок (методика применения тестирования, анкетирования обучающихся, опроса представлений слушателей, оценка ожиданий);
- информационный блок (конкретные учебные факты, учебный контент в виде лекций, кейсов, презентаций, сетевых информационных баз, видеороликов и т.д.);
- организационно-методический блок (обработка информации, решение практических и профессиологических задач с учетом личностного опыта);
- исследовательский блок (оформление и защита проекта, эссе, выступления на занятиях, игровые технологии на занятиях, конструирование моделей).
Обучение с опорой на коллег (PAL) чаще всего используется в программах повышения квалификации управленческих кадров. Показателями успешности: повседневная деятельность и поведение подчинено контексту глобальных концепций и долгосрочных целей. Менеджеры, которые учатся, анализируют опыт коллег в форме наблюдений, опросов, собеседований, разбора технологических карт проектов. Коллегиально вырабатывается стратегическая модель развития бизнеса, кампании, проекта. Применение наблюдения и интервьюирования в качестве исследовательской учебной методики позволяет абстрагироваться от конкретных обстоятельств при анализе своего поведения и поведения коллег. Особый эффект возникает при сочетании когнитивных теорий и стратегий экспериментального обучения. Методика состоит в том, чтобы использовать на занятиях учебный материал (контент), позволяющий проявить когнитивные компетенции: аналитическое мышление (рефлексия, практический интеллект, анализ проблем, логическое рассуждение, опыт планирования); концептуальное мышление (применение концепций, распознавание моделей, интуиция, критическое мышление, идентификация проблемы); менеджерскую экспертизу (знание законов, навыки диагностики, приверженность обучению).
Наиболее распространенные модели самоуправляемого обучения получают сейчас все большую трансформацию в тренинговом обучении, построенном на стратегиях интегрального обучения на примере профессионального обучения (мастер-классы) и тренингах личностного роста. Базовой философией стратегии является интеграция подходов и методик, основанных на реализации симбиоза теорий У. Маслоу, Р. Гриндера, М. Эриксона. Методика может быть кратко описана как способ обучения через передачу состояния. При этом предмет обучения представляется не как «набор профессиональных навыков», а как путь и способ проживания жизни.
Допустимо сочетание данных методик с классической формой выступлений обучающихся с докладами (эссе) о личностных исторических примерах решения проблем в виде проектов реформирования в сфере социально-экономического, политического,
164
международного развития стран - вариант Стратегии рефлексивного обучения. В рамках данной методики преподаватель активно использует следующие обучающие действия: управление, работу в группах, характеристику стилей выступающих обучающихся, подбор материалов и заданий, тестирование и оценку активностей обучающихся. Процесс оценки включает в себя как проверку понимания в течение интерактивного обучения, так и тестирование понимания фактологического материала в конце занятий, разделов, итоговое тестирование по курсу. Рефлексия подразумевает и анализ собственных способностей преподавания, и группировку объяснений в критерии, по которым будут сделаны изменения к более эффективному преподаванию, что может подразумевать наличие таких видов обратной связи, как опрос-анкетирование удовлетворенности обучающихся, форум в ЭИОС, обмен сообщениями и комментариями.
К стратегиям контексного обучения можно отнести и обучение с использованием «проектных методов», разработанных на основе дидактических теорий: социального-конструктивизма, типов способностей по Гарднеру. Проектное обучение основано на методиках развития потенциала человека, способного использовать компетенции применения правил одной ситуации в других с условием составления «проектных сценариев: перспективные, стратегические, критические, сопровождающие». В условиях развития информационных технологий и интерактивных средств обучения позволяют соединять несколько методов: изучение опыта, кейс-стади, симуляция. К примеру, курсы «Истории государственного и муниципального управления», «Основ государственного и муниципального управления», «Опыт зарубежного управления», «Основы государственно-частного партнерства», «современные проблемы управления», реализуемые на кафедре государственного и муниципального управления ЛГУ им. А.С. Пушкина, конструируются по методикам проектного и контекстного обучения, в рамках которого каждый обучающийся должен выстроить индивидуальную стратегию по схеме:
- изучение лекций (конкретного контента) - 10 % (метод трансляции материала);
- аудиовизуализация проектной части учебного материала - 15 % (метод трансляции материала);
- демонстрация - 20 % (метод разбора конкретной ситуации «кейса»);
- групповое обсуждение - 50 % (имитация (симулятор));
- практика «через реализацию своих проектов» - 70 % (имитация (симулятор), разработка проекта);
- обучение других (непосредственное применение) - 80 % (разработка проекта).
Для наиболее эффективной проектной работы созданы специальные инструменты: Logframe, project menegment.
Рассмотрев методики, технологии и инструменты управления знаниями и их применение в рамках процессов преобразования знания, важно отметить, что без четкой стратегии внедрения инструментов и технологий управления знаниями в вузе и осознания практических целей этого внедрения эффективного функционирования системы управления знаниями добиться невозможно. При внедрении системы знаний важен комплексный подход. Одной из главных задач является оценка готовности профессорско-преподавательского состава к данным нововведениям и степени компетентности сотрудников в области информационно-коммуникационных и сетевых технологий.
Выбранная стратегия модернизации образовательного комплекса не только нацелена на долгосрочную перспективу, но и предполагает повышение качества образования на региональном рынке образовательных услуг, расширение диапазона инновационных процессов. Пересмотр принципов организации учебного процесса и методики преподавания позволяет не только внедрить информационные технологии в образовательный процесс, но и оптимизировать административно-управленческую модель вуза. Во всех профессионально значимых учебных дисциплинах, помимо теории, студенты могут освоить прикладные программы и уметь использовать их в предметной области. Использование дистанционных образовательных технологий помогает осуществить информационный обмен не только с филиалами, региональными ресурсными центрами в городах, но и с зарубежными партнерами.
В настоящее время применение дистанционных технологий и электронного обучения в России широко используется на разных уровнях высшего, среднего и дополнительного образования. Практически во всех высших учебных заведениях в развитых странах мира, где готовят специалистов сферы государственного управления, экономики, международной деятельности, внешнеэкономической деятельности, обязательной составляющей системы образования является дистанционное обучение. Само дистанционное обучение впитало в себя многие составляющие, присущие не только образовательному процессу, но и процессам управления и регулирования, превратившись тем самым в особый вид образовательных технологий. В условиях формирования информационного общества и экономики, основанной на знаниях, информационные технологии становятся ключевым фактором развития государства. Дистанционные образовательные технологии становятся не только одним из способов формирования образовательного пространства и создания новой образовательной модели, но и фактором социально-экономического развития регионов, основанного на развитой системе менеджмента качества.
В заключение отметим, что внедрение современных методов в образовательный процесс неразрывно связано с развитием IT-инфраструктуры учебного заведения. Роль преподавателя, уровень его профессионализма зависят от степени овладения электронной информационно-образовательной средой. Предложенные в данной работе подходы реализуются на кафедре Государственного и муниципального управления Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, что позволяет облегчить приобретение обучающимися (слушателями) ряда компетенций:
■ способность к организации на предприятиях облачной инфраструктуры с минимальными первоначальными затратами (для выпускников направлений «экономика», «менеджмент», «государственное и муниципальное управление», полноценная защита основного массива корпоративной информации);
■ умение создавать оптимизированные современные проектные решения;
■ способность выяснять расчётную мощность, кадровый потенциал, проводить обследование на уровне общения по бизнес-процессам; создавать корпоративную систему «менеджмента качества»;
■ владение сертифицированными регуляторами решений, что особенно важно для госсектора и сферы экономики.
Высокий уровень подготовки выпускников кафедры позволит не только решить проблемы импортозамещения, но и поднять престиж профессии [5], помочь молодежи иметь интересную работу на предприятиях с современным [3; 4] уровнем ведения бизнеса.
Список литературы
1. Захарян А. Роль управления знаниями в информационном обществе // E -Learning World. Мир электронного обучения. - № 1-2. Июль - октябрь. - М.: Изд-во МЭСИ, 2009. - С. 38-42.
2. Проектирование современных образовательно-профессиональных программ по направлениям педагогического образования: метод. рекомендации / отв. ред. О.В. Акулова, Н.Ф. Родионова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
- С. 7-8.
3. Образовательные стратегии и технологии обучения при реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании с учетом гуманитарных технологий: метод. рекоменд. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 108 с.
4. Сергеев С.М., Сидненко Т.И. Мультидисциплинарная конвергенция информационной образовательной среды // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2015. - № S. - С. 88-95.
5. Сидненко Т.И. Дистанционные образовательные технологии как средство сетевого взаимодействия образовательных учреждений (анализ научных подходов) // Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. - 2013. - №2.
- С. 114-120.
Статья поступила: 12.11.2018. Принята к печати: 08.12.2018