ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАНДАРТАМИ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Е. В. Коньков
38
Аннотация. В статье исследуются возможности реализации личностно-ориентированного подхода в обучении за счет внедрения дистанционных образовательных технологий на основе информационно-образовательной среды в соответствии со стандартами второго поколения.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, личностно-ориентированный подход, стандарты второго поколения, информационно-образовательная среда.
Summary. The article examines possibilities of implementing individually-oriented teaching approach by means of introducing distance learning technologies based on the educational information environment in accordance with the second-generation standards.
Keywords: distance learning technologies, individually-oriented teaching approach, standards of the second generation, educational information environment.
В современном мире деятельность «Необходимым условием для форми-
человека все в большей степени рования инновационной экономики
становится принципиально инноваци- является модернизация системы обра-
онной. Происходит сокращение зна- зования, являющейся основой дина-
чимости и уменьшение области приме- мичного экономического роста и соци-
нения репродуктивной деятельности, ального развития общества, фактором
связанной, как правило, с использова- благополучия граждан и безопасности
нием традиционных технологий, рас- страны», - отмечается в «Концепции
тет инновационная активность челове- долгосрочного социально-экономиче-
ка. Эти процессы и тенденции могут ского развития Российской Федерации
получить дальнейшее эффективное на период до 2020 года» [1].
развитие только в условиях становле- В своем Послании президент РФ
ния инновационной системы образо- Дмитрий Медведев отметил: «Уже
вания - системы, ориентированной в школе дети должны получить воз-
на новые образовательные результаты. можность раскрыть свои способно-
ф
сти, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире» [2]. На это и направлены новые образовательные стандарты.
В основе личностно-ориентирован-ной модели обучения лежит подход, основанный на гуманистических принципах психологии и педагогики. Основой познавательного процесса является ученик, само учение, а не преподавание. В педагогическом энциклопедическом словаре дается такое определение: личностный подход - «последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному, ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия. Личностно-ориентированный подход - базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом. Личностно-ориенти ро ван ный подход помогает воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых функций самоопределения, самореализации и самоутверждения. Своеобразие личности обогащает коллектив и других его членов, если содержание, формы организации жизнедеятельности разнообразны и соответствуют возрастным особенностям и интересам» [3]. Однако, как справедливо замечает И. А. Зимняя, на самом деле речь должна идти не только об отношении педагога к ученику, важно, чтобы это процесс был обоюдным, а это предполагает «свободу выбора обучающимся пути, учебника, методов, а в отдельных случаях - даже партнера обучения - педагога» [4].
В исследованиях Е. С. Полат [5] говорится, что в реальных условиях педагогической практики мы не сможем предоставить ученику право выбора базового учебника, учителя (по крайней мере, пока!). Что касается учебника, это вообще не в компетенции ученика, даже старшеклассника. Учителю тоже не всегда легко справиться с данной задачей, здесь требуются профессиональные знания и, кроме всего прочего, учебник - компонент системы обучения. Что касается учителя, то в некоторых школах Великобритании, США и ряда других стран такой опыт имеется, он приносит свои плоды, и не только положительные. Находятся ученики, предпочитающие квалифицированному профессионалу человека, который будет меньше требовать. Однако вполне реально предоставить возможность ученику поиска способов решения той или иной проблемы, затруднения, задачи, самостоятельно выбирая, дополнительные источники информации, рассматривая разные точки зрения в попытках наиболее рационального пути преодоления возникшего затруднения, противоречия, выбора и обоснования разных способов решения задачи и др. Такая свобода выбора вполне реальна, более того необходима. Она может быть реализована посредством введения дистанционных образовательных технологий в учебный процесс, при которых учитель, находясь в классе, может ответить учащемуся на все интересующие его вопросы, связанные с образовательной областью, что в дальнейшем позволит ученику работать в новой для него информационно-образовательной среде: находить, передавать, обрабатывать, интересующую информацию, правильно плани-
39
ровать свое время при самостоятельном поиске информации.
Сложнее говорить о возможности выбора содержания обучения, но при поиске и использовании дополнительных источников информации, дифференциации обучения это также выполнимо. Конечно, в массовой школе, при классно-урочной системе и образовательных стандартах мы вынуждены идти на некоторые компромиссы, заключающиеся в том, чтобы, не ломая сложившуюся систему обучения, с помощью адекватных данному подходу методов и технологий решать принципиальные задачи личностно-ориентированного подхода, акцентируя внимание на самостоятельной познавательной деятельности ученика в рамках определенной стандартами и базовым учебным планом программы, обращая особое внимание на взаимоотношения учителя и учащихся.
К технологии личностно-ориенти-рованного образования относится [6]:
• особое построение дидактического материала, позволяющее ученику проявлять индивидуальную избира-
40 тельность к содержанию, виду и форме учебного материала, задаваемому образовательным стандартом;
• проектирование, организация и проведение учебных занятий, во главу которых ставится работа с субъективным опытом учеников;
• создание условий для проявления активности каждого участника образовательного процесса через реализацию различных форм учебного взаимодействия: коллективной, групповой, парной, индивидуальной работы;
• использование педагогом в непосредственной работе с детьми целенаправленного наблюдения за содержанием и характером их индиви-
дуальной активности, особенностями ее проявления в познании, общении, общественном поведении;
• внимание учителя к процессу организации учебной работы через анализ тех способов, которыми ученик овладел, которые стали для него привычными, устойчивыми, личност-но значимыми;
• разработка критериев оценки деятельности ученика, содержанием которой должно быть не сравнение одного ученика с другим (при этом эталоном считается «средний» ученик), а изучение динамики его индивидуального развития, иными словами - сравнение не с другим, а с самим собой;
• подготовка профессионального сознания педагога к работе с учеником: признание в нем индивидуальности, права на реализацию себя как неповторимой личности со всеми ее достоинствами и недостатками;
• создание индивидуальных образовательных программ, позволяющих ученику под руководством педагога успешно развиваться, реализовывать себя в различных видах деятельности;
• при создании таких программ необходимо использовать не слабые, а сильные стороны ученика, опираться на мотивацию успеха, как наиболее личностно значимую, а поэтому более действенную.
Личностно-ориентированная технология представляется как целостная система, все звенья которой тесно взаимосвязаны. Она подчинена изучению индивидуальности ребенка в процессе его личностного развития. В школе изучение индивидуальности ученика осуществляется в процессе овладения знаниями. В этом смысле овладение знаниями является средством, а не целью личностно-ориентированной школы.
Современное образовательное учреждение имеет много разных социальных функций, одна из них (наиважнейшая) раскрытие индивидуальности каждого ребенка, создание условий для ее сохранения и развития. Для реализации этой функции нужна особая образовательная среда, основными характеристиками которой являются: открытость, гибкость, вариативность. Остановимся на этом подробнее.
Информационно-образовательная среда должна, прежде всего, соответствуя законодательству Российской Федерации, обеспечить эффективную деятельность обучающихся по освоению основной образовательной программы общего образования и эффективную образовательную деятельность педагогических и руководящих работников, в том числе возможность:
• создания, поиска, сбора, анализа, обработки и представления информации (работа с текстами в бумажной и электронной форме, запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением, общение в Интернете);
• планирования образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
• размещения и сохранения используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов, учебных материалов, предназначенных для образовательной деятельности обучающихся, а также анализа и оценки такой деятельности; доступа к размещаемой информации;
• мониторинга хода и результатов учебного процесса, фиксации результатов деятельности обучающихся и педагогических работников; мониторинга здоровья обучающихся;
• дистанционного взаимодействия всех участников образовательного про-
цесса: обучающихся, педагогических работников, работников администрации образовательного учреждения, родителей (законных представителей) обучающихся, методических служб, общественности, органов, осуществляющих управление в сфере образования;
• сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в том числе с образовательными учреждениями дополнительного образования, а также органов, осуществляющих управление в сфере образования; ограничения доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нрав ствен но го развития и воспитания обучающихся;
• учета контингента обучающихся, педагогических работников, родителей обучающихся, бухгалтерского учета в образовательном учреждении;
• доступа обучающихся и педагогических работников к максимальному числу сокровищ отечественной и зарубежной культуры, достижениям науки и искусства; электронным информационно-образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных;
• организации работы в режиме как индивидуального, так и коллективного доступа к информационно-образовательным ресурсам;
• организации дистанционного образования;
• взаимодействия образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения;
• информационно-методиче ско го сопровождения образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиоло-
41
42
гических особенностей обучающихся, в том числе талантливых и одаренных, включая обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов [7].
В связи с этим возрастает необходимость изменения системы подготовки педагогических кадров в вузах и системы повышения квалификации. Совершенствование системы подготовки педагогических кадров и их переподготовки потребует изменения учебных программ, учебников, методического обеспечения.
В Приказе «Об использовании дистанционных образовательных технологий» [8], говорится, что использование ДОТ не исключает возможности проведения учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся. Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется образовательным учреждением.
Современным образовательным учреждениям предстоит развивать систему оценки качества образования. Внедряются новые требования к качеству образования. Меняется система государственной (итоговой) аттестации. ЕГЭ останется основным, но не единственным способом проверки качества образования. Вводится мониторинг и комплексная оценка академических достижений ученика, его компетентностей и способностей. Программы обучения старшеклассни-
ков должны быть связаны с дальнейшим выбором специальности.
Современные школы могут включать в образовательные программы дополнительные компоненты, которые отражают интересы регионов, потребности личности, образовательного учреждения. По-другому нужно будет планировать и учебное время. Не обязательно первую половину дня будут занимать только аудиторные занятия, а вторую - внеучебная деятельность.
В результате интеграции дистанционных образовательных технологий школа станет более разнообразной, будет лучше учитывать специфику своего местоположения. А стало быть - и более эффективной, более способной участвовать в формировании важнейшего умения современного человека -умения учиться. Формирование инновационного поведения, использование самых эффективных педагогических технологий, таких как проектная деятельность, исследовательская деятельность ребенка - это ориентир.
Отличительной особенностью новых стандартов является отказ от пред-мето-центризма и переход к личностно ориентированному образованию.
Основным вопросом остается проблема учителя, который будет преподавать по-новому: вести с детьми проекты, разрабатывать творческие программы уроков, не «вбивать» знания, а развивать личность ученика. По словам руководителя проекта по разработке образовательных стандартов второго поколения А. М. Кондакова, «стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения» [9].
В личностно-ориентированной модели обучения основной акцент деятельности педагога состоит в проектировании, оценке и коррекции процесса по-
ф
знания, а не его результата. Учителя должен интересовать не только результат ученика (правильно - неправильно, решил - не решил), но и то, как он достиг этого результата, что возможно в том числе и при использовании современных средств дистанционного обучения, например, в качестве модели информационно-образовательной среды может быть использована система управления знаниями, способная проследить и оценить любую деятельность учащегося [10].
При использовании ДОТ образовательное учреждение обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала к учебно-методи че ско му комплексу (на бумажном или электронном носителях), который включает: учебный план образовательного учреждения, учебный план обучающегося, программу учебного предмета (дисциплины, учебного курса), учебник по учебному предмету (дисциплине, учебному курсу), практикум или практическое пособие, тестовые материалы для контроля качества усвоения материала, методические рекомендации для обучающегося по изучению учебного предмета (дисциплины, учебного курса), организации самоконтроля, текущего контроля, учебные (дидактические) пособия и задачники, что позволяет обеспечить освоение и реализацию образовательной программы.
10.
Российская Федерация. Президент (2008 -; Д. А. Медведев). Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 12 ноября 2009 года. - М., 2008 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/transcripts/5979 Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2003. - 350 с. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М., 2002. - 88 с. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения. 2-е изд., стер. -М.: Изд. центр «Академия». - 2008. -400 с.
Якиманская И. С. Личностно-ориентиро-ванная школа. Ч. 2. Субъектный опыт ученика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pirao.ru/ru/news/detail. php?ID=5131
Кезина Л. П., Кондаков А. М. Проект фундаментального государственного образовательного стандарта общего образования. М.: Просвещение. - 2010. - 67 с. Приказ Министерства образования и науки РФ № 137 от 6 мая 2005 г. «Об использовании дистанционных образовательных технологий».
Кондаков Е. М. Что журналисты хотят знать о стандартах и об их апробации? -17.11.2008 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/doc. aspx?DocId=712
Сурхаев А. М. Подготовка будущих учителей информатики для работы в условиях информационно-коммуникационной образовательной среды. Монография. - М.: Известия, 2009. ■
43
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Российская Федерация. Правительство. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Приложение к распоряжению № 1662-р от 17 ноября 2008 г.