УДК 004.9 ББК.32.965
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ОТКРЫТЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНЫХ ПРИБОРОВ
В.К.Батоврин, к.т.н., зав. каф. Тел.: (495) 434-94-45; E-mail: [email protected]
A.С.Бессонов, к.т.н., доц.
Тел.: (495) 434-94-45; E-mail: [email protected]
B.В.Мошкин, к.т.н., доц.
Тел.: (495) 434-94-45; E-mail: [email protected] Кафедра Информационных систем Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики
(технический университет) http://www.mirea.ru
The article provides an analysis of the approaches to the development of open educational resources on the platform of educational information systems, using the technology of virtual instruments and LabVIEW software. The features of the hardware and software systems are described. The authors also consider a set of open educational resources created at the MIREA Department of Information Systems.
В статье приводится анализ подходов к разработке открытых образовательных ресурсов, создаваемых с использованием технологии виртуальных приборов и системы программирования LabVIEW. Рассмотрены особенности аппаратного и программного обеспечения таких систем. Описана совокупность открытых образовательных ресурсов, созданных на кафедре Информационных систем МИРЭА, и опыт их практического использования.
Ключевые слова: открытый образовательный ресурс, информационная образовательная система, технология виртуальных приборов.
Keywords: open educational resources, educational information system, virtual devices technol
руется и определенным образом формируется слой бизнес-приложений.
С учетом характеристик множества известных ООР такой подход представляется естественным. Однако заметная часть образовательных ресурсов имеет в качестве основы экспериментальные установки и стенды, лабораторные практикумы различной сложности и назначения. Для придания открытости таким ресурсам они должны быть интегрированы в среду открытой ИОС, в составе которой в результате появляются различные программно-аппаратные учебно-научные комплексы, например, лабораторные стенды, тренажеры, экспериментальные установки, ком-пью-терные лабораторные практикумы и т.п. Это требует внимательного рассмотрения системного и технического слоев архитектуры ИОС, а также решения вопросов выбора и использования стандартов информационных и коммуникационных технологий.
Введение
Открытыми образовательными ресурсами (ООР) принято называть образовательную продукцию и услуги, которые предназначены для преподавателей и обучающихся и доступны для свободного использования. Предполагается, что ООР формируются и функционируют в среде ин-образовательных систем (ИОС), а доступ к ним осуществляется в интерактивном режиме. При рассмотрении проблем создания и использования ООР внимание обычно акцентируется на проблемах формирования образовательного контента и управления им [1,2]. При этом в архитектуре ИОС выделяется, аннализи-
ЩБатоерин ж »
формационных
Создание интегрированных открытых ИОС может идти двумя путями. Первый предполагает разработку сложных компьютеризированных экспериментальных лабораторных комплексов или стендов, ориентированных на работу в глобальной компьютерной сети, главным образом, в режиме дистанционного доступа. Такие комплексы достаточно дороги, зачастую уникальны и используются, как правило, группой учреждений образования. Разработка и сопровождение ИОС такого типа требуют усилий специально организованного коллектива профессионалов.
Второй вариант предполагает разработку и распространение недорогих, доступных широкому кругу пользователей, достаточно простых, пригодных для тиражирования решений. В этом случае образовательные ресурсы интегрируются в среду ИОС, функционирующих на основе локальных сетей учебных лабораторий или ПК, установленных на рабочих местах преподавателей и учащихся, что, впрочем, не исключает возможности организации доступа к таким ресурсам из глобальной сети. ИОС и ее компоненты могут в этом случае устанавливаться и обслуживаться самими пользователями. Кроме того, образовательные ресурсы, функционирующие в среде таких ИОС, могут разрабатывать сами преподаватели-предметники, не имеющие специальной углубленной подготовки в области ИКТ.
Оба варианта актуальны. Выбор конкретного - обусловлен особенностями организации учебного процесса в образовательном учреждении, включая сложившуюся педагогическую практику, реализуемые образовательные программы, финансовые возможности и т.п. Мы полагаем, что пригодные для массового тиражирования, недорогие,
приспособленные для реализации на отдельных рабочих местах, простые в использовании решения наиболее подходят при создании ООР, предназначенных для изучения базовых естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин, когда в процессе обучения предполагается выполнять сравнительно простые учебные эксперименты, число студентов, использующих образовательные ресурсы, велико, и образовательное учреждение желает иметь эти ресурсы в своем полном распоряжении.
Среди технологий, позволяющих интегрировать в среду ИОС образовательные ресурсы, предполагающие выполнение относительно простого учебного эксперимента, наибольший интерес вызывает технология виртуальных приборов (ТВП).
Поскольку общепринятое определение отсутствует, мы в дальнейшем будем понимать под ТВП совокупность приемов, методов, процессов и программно-технических средств, объединенных в единый технологический комплекс, функционирующий на платформе персонального или подобного ему компьютера, и обеспечивающий выработку сигналов измерительной информации в форме, доступной для восприятия наблюдателем с помощью графического пользовательского интерфейса, пригодной для дальнейшей цифровой обработки, хранения и/или передачи по каналам компьютерных сетей.
Создание открытых ИОС с использованием ТВП, возможно на основе методов инженерии открытых систем, при этом важнейшим является вопрос о выделении ключевых интерфейсов ИОС и их реализации на основе открытых (официальных и/или фактических) стандартов [3].
На кафедре Информационных систем МИРЭА, начиная с 2000 года, при частичной поддержке межвузовской комплексной работы «Инновационные технологии образования» ведется работа по созданию и практическому внедрению ООР второго типа, представляющих собой лабораторные практикумы по общепрофессиональным дисциплинам, при создании которых широко применяется ТВП и система программирования LabVIEW. В статье рассматриваются некоторые результаты этой работы.
1. Принципы разработки лабораторных практикумов с использованием технологии виртуальных приборов
Для развертывания образовательных ресурсов, связанных с учебным экспериментом, необходимо создать ИОС, в состав которой входит комплекс средств измерений, подключенных к ПК, и лабораторные макеты, с помощью которых воспроизводятся изучаемые явления и процессы. Для удобства подключения эти лабораторные макеты обычно располагаются на так называемой лабораторной платформе, например, макетном коннекторе SC-2075 или лабораторной станции NI ELVIS II [4]. В отдельных случаях лабораторную платформу можно изготовить самостоятельно, но при этом тиражирование практикума будет затруднено.
Необходимость в интеграции в состав ИОС средств измерений и использование в качестве вычислительной платформы ПК однозначно обусловливают выбор ТВП в качестве основы при разработке образовательных ресурсов такого рода. В этом случае (выполняемые в классическом случае аппаратно) функции средств измерений по получению, обработке и отображению сигналов измерительной информации выполняются в основном ПК, который осуществляет сбор сигналов измерительной информации и формирование управляющих сигналов, например, с помощью DAQ-платы, подключенной к системной шине ПК, или по стандартному интерфейсу, такому как GPIB, RS-232, USB [5].
Наш опыт разработки лабораторных практикумов на основе ТВП, результаты их интеграции в ИОС и апробации в учебном процессе более 30 вузов страны, включая такие ведущие учебные заведения, как МИФИ, МИЭТ, ЛЭТИ, СФУ, НГУ и другие, показывает, что в интересах повышения эффективности подготовки специалистов следует придерживаться следующих подходов [6]:
-гибкость использования образовательного ресурса - учреждение образования должно иметь возможность самостоятельного выбора режима работы - удаленного или локального, в сети или на индивидуальном рабочем месте учащегося;
-использование принципов открытых систем с реализацией ключевых интерфейсов на основе развивающихся, доступных, общепризнанных официальных и/или фактических открытых стандартов;
-комплексное, совместное использование компьютерных моделей и физических лабораторных макетов;
-модульное построение как программного обеспечения, так и элементов лабораторного
стенда;
-наглядность - лабораторные макеты-модули должны быть физически доступны учащимся и иметь топологию и обозначения элементов электрических схем, знакомые студентам по учебной литературе;
-полнота - комплект практикума должен содержать все необходимые для его развертывания и целевого применения учебно-методические материалы, технические и программные средства, монтажные провода, инструкции пользователя и т.п.;
-обеспечение невысокой трудоемкости разработки прикладного ПО;
-простота и ясность работ - следует переходить от комплексных лабораторных заданий к более простым, предполагающим изучение одного устройства в одной работе, при необходимости такие задания можно выполнять последовательно;
-разумная функциональность - используемое оборудование не должно быть функционально избыточным;
-ценовая доступность - стоимость полного комплекта практикума при тиражировании должна быть сравнима со стоимостью персонального компьютера;
-широкое использование полнофункциональных, недорогих СОТ8-продуктов, включая среду разработки приложений, лабораторную платформу, платы сопряжения и.т.п. - самостоятельно разрабатываются только приложения пользователя и лабораторные макеты-модули.
2. Архитектура интегрированных открытых информационных образова-тель ных систем
В качестве базового решения по созданию открытых интегрированных ИОС можно рассматривать автоматизированную учебную лабораторию на базе интегрированной открытой ИОС, использующей ТВП (рис.1). Основой такой лаборатории является совокупность включенных в стандартную ЛВС лабораторных стендов, развернутых на платформе персональных и/или промышленных компьютеров, к которым с использованием ТВП подключаются лабораторные макеты. Последние определяют содержание и особенности выполнения учебного эксперимента и разрабатываются с участием преподавателя-предметника.
Полагаем, что макеты должны разрабатываться на основе модульного принципа, когда лабораторный макет, необходимый для выполнения отдельной лабораторной работы, представляет собой законченный модуль, пригодный для подключения к ИОС с использованием стандартного
разъема (см., например, [7]).
Известен и другой подход, предполагающий размещение на одной плате значительного количества отдельных лабораторных работ, а также типовых электронных устройств с возможностью выбора режимов их работы путем ручной установки студентами подходящего соединения [8]. Последний вариант обладает некоторыми методическими преимуществами,
однако, по нашему опыту, его стоимость оказывается существенно выше стоимости набора модулей, обладающих аналогичной функциональностью. Кроме того, ошибки, допускаемые студентами в процессе сборки и настройки отдельных лабораторных работ, приводят к ускоренному выходу из строя интегрированных плат, подобных описанным в [8].
Наконец, мы в своей практике столкнулись с настоятельными требованиями заказчиков образовательных ресурсов о поставке лабораторных комплектов с заранее установленными, не допускающими изменений проводными соединениями. С учетом сказанного можно полагать, что предлагаемый нами модульный подход к построению открытых ИОС, когда каждый модуль имеет типовой разъем и отвечает за одну работу, является практически зна-
чимым и весьма эффективным методом при формировании ООР.
ТВП позволяет реализовать различные варианты подключения лабораторных макетов к компьютеру, а именно (рис.1):
1. непосредственное подключение лабораторного макета к ПК с использованием DAQ-платы, установленной в его системном блоке (стенд 1 на рис.1);
2. подключение лабораторного макета к ПК с использованием в качестве промежуточного устройства универсальной лабораторной
платформы, например, NI ELVIS (стенд 2 на рис.1);
3. подключение лабораторного макета к специализированному, как правило PC-совместимому, промышленному компьютеру, снабженному соответствующим набором модулей ввода-вывода аналоговых и цифровых измерительных сигналов (стенд 3 на рис.1);
4. подключение лабораторного макета к компактной магистрально-модульной измерительной системе (стенд 4 на рис.1), имеющей в своем составе необходимые модули ввода-вывода аналоговых и цифровых сигналов. Отметим, что в состав магистрально-модульной системы обычно входит модуль - одноплатный компьютер, в этом случае ПК второго уровня может и не понадобиться.
Указанные варианты, по существу, исчерпывают основные возможности ТВП и отличаются функциональностью, гибкостью, способностью к интеграции компьютерных моделей и ценовой доступностью, а также возможностями по реализации наглядных, простых и ясных работ. На наш взгляд, в остальном, включая трудоемкость разработки прикладного ПО, эти варианты сравнимы.
Первый вариант (стенд 1 на рис.1) является простейшим - достаточно разработать и изготовить набор сравнительно простых лабораторных макетов и отладить несложное программное обеспечение (ПО) практикумов. Некоторую трудность здесь может представить потребность в профессиональном изготовлении интерфейсного кабеля, соединяющего макеты и DAQ-плату. В целом такое решение годится, по нашему мнению, для учреждений образования, которые хотят своими силами создать максимально экономный практикум.
Для обеспечения открытости разработку ПО пользователя следует вести в среде широко распространенной, зрелой системы программирования, такой как LabVIEW, являющейся, по существу, стандартом De facto. Можно использовать и другие фактически стандартные языки программирования, например, C++, Visual C и т.п., но в этом случае резко возрастает трудоемкость разработки. Кроме того, преимуществом LabVIEW является то, что в эту среду интегрированы известное средство моделирования и анализа электронных схем Multisim и мощные средства математической обработки результатов экспериментов, что существенно повышает потенциальные возможности программиста.
Наиболее интересной, с точки зрения возможности тиражирования и широкого, повсеместного применения, является разработка и применение лабораторных макетов-модулей, размещаемых на универсальной лабораторной платформе, которая, в свою очередь, подключается к ПК с помощью стандартного интерфейса (стенд 2 на рис.1). Использование в качестве лабораторной платформы зрелых, распространенных на рынке COTS-продуктов, обладающих развитой функциональностью и сравнительно невысокой стоимостью, позволяет в этом случае успешно реализовы-вать линейки лабораторных практикумов по различным дисциплинам в рамках единой технологии и создавать действительно открытые образовательные ресурсы, характеризующиеся масштабируемостью, переносимостью и, в известной степени, интероперабельностью. Среди подобных лабораторных платформ хорошо себя зарекомендовала лабораторная станция NI ELVIS II [4], которой пользуемся и мы. При необходимости, в рамках этого подхода могут успешно использоваться и более простые лабораторные платформы, например, USB-6008/USB-6009 [9].
Решения, предполагающие использование промышленного компьютера (стенд 3 на рис. 1) или магистрально-модульной лабораторной платформы (стенд 4 на рис.1), выполненной в соответствии с промышленными стандартами, такими как CompactPCI, позволяют добиться максимальных технических преимуществ при использовании ТВП и создавать весьма совершенные автоматизированные экспериментальные установки, сведения о некоторых из которых можно найти по адресу: http://www.labview.ru/. Существенным недостатком таких решений является высокая дороговизна, что ограничивает их применение в учебном процессе в основном уникальными практикумами, используемыми при изучении специальных дисциплин.
В описанной лаборатории персональные или промышленные компьютеры, размещенные на отдельных стендах, могут применяться непосредственно в качестве АРМ пользователей. При необходимости удаленный доступ пользователей к образовательным ресурсам лаборатории реализуется на основе Интранет/Интернет-технологий с использованием лабораторного и измерительного серверов, а также
веб-сервера (рис. 1). Удобными и достаточно эффективными являются здесь вебсервер LabVIEW и технология Data Socket [10,11].
В ИОС с рассмотренной архитектурой достигается весьма высокая степень переносимости, интероперабельности и масштабируемости [12,13]. Таким образом, выбор подходящих открытых сетевых технологий, использование ТВП с подключением лабораторных макетов и платформ к компьютерам с помощью открытых ключевых интерфейсов, а также наличие весьма эффективных, относительно открытых средств разработки приложений, таких как LabVIEW, позволяют применительно к системному и техническому слоям архитектуры ИОС, добиться достаточной для практических нужд открытости системы и, соответственно, открытости интегрированных в среду ИОС образовательных ресурсов. Обеспечение открытости бизнес-слоя архитектуры таких систем связано с планомерным использованием подходящих стандартов организации и проведения учебного процесса. (Рассмотрение этого вопроса лежит за пределами настоящей статьи).
4. Практикум по аналоговой и цифровой электронике
Описанный подход был реализован нами при создании семейства практикумов по аналоговой и цифровой электронике [14]. Практикумы представляют собой ООР, при разработке которых использовалась ТВП. Они могут быть развернуты на платформе ПК или ноутбука на индивидуальном рабочем месте учащегося (рис.2а) или в учебных лабораториях в режимах удаленного доступа при работе как в локальной, так и в глобальной сети. Лабораторные работы, входящие в состав практикумов, позволяют исследовать работу различных аналоговых и цифровых элементов и устройств. В настоящее время доступно 16 работ по аналоговой электронике, начиная от исследования вольтам-перных характеристик (ВАХ) различных диодов и заканчивая изучением устройств на основе операционных усилителей. Также доступны 16 работ по цифровой электронике, начиная от исследования работы логических элементов и заканчивая изучением работы АЛУ и ОЗУ.
При создании практикумов реализованы оригинальные запатентованные ком-
плексные решения, основанные на использовании ТВП в сочетании с технологией открытых систем. Практикумы применяются в МИРЭА и поставляются в другие образовательные учреждения.
Типовой комплект поставки рассчитан на применение лабораторной станции NI ELVIS II в качестве лабораторной платформы и включает:
• учебное пособие с методическими указаниями по выполнению практикума;
• набор лабораторных макетов-модулей;
• набор монтажных проводов;
• компакт-диск с оригинальным программным обеспечением.
Методическое обеспечение практикумов разработано в соответствии с рекомендациями ГОС ВПО по направлениям подготовки дипломированных специалистов «Приборостроение», «Информатика и вычислительная техника», «Информационные системы» и близких дисциплины «Электротехника и электроника».
Лабораторные макеты-модули разработаны с использованием средств P-CAD и изготовлены в заводских условиях (рис. 2б).
Программное обеспечение практикума создано в среде графического программирования LabVIEW, что позволило ускорить процесс разработки, создать удобный для работы пользовательский интерфейс и предоставлять пользователям программное обеспечение в виде исполнимых модулей, не требующих установки базового LabVIEW на компьютер. Для развертывания ПО практикумов требуется РС-совместимый ПК с объемом оперативной памяти не менее 256 Мб и 200 Мб свободного дискового пространства.
К настоящему времени около 400 комплектов практикума по аналоговой и цифровой электронике используются в колледжах, техникумах и вузах Российской Федерации и стран СНГ.
Основное направление развития практикумов по аналоговой электронике мы видим в комплексном использовании компьютерных моделей и физических макетов при выполнении лабораторных работ. В этом случае студент моделирует работу электронного устройства, например, его ВАХ, пользуясь имеющимися в его распоряжении средствами моделирования. Затем экспериментально получает соответствующие характеристики и имеет возможность сравнить результаты, получен-
ные с применением этих подходов. Пример передней панели виртуального прибора, разработанного в среде LabVIEW и позволяющего наблюдать на экране результаты моделирования и эксперимента, показан на рис. 3. Здесь пунктирной линией показана ВАХ выпрямительного диода типа 1N4007, полученная при моделировании в среде MultiSim 10, а сплошная линия -результат измерения ВАХ того же диода с помощью виртуального прибора, аналогичного тому, который описан выше.
Развитие практикумов по цифровой электронике мы связываем с расширением номенклатуры работ и возможной интеграцией аналоговой и цифровой составляющей в рамках одной работы.
4. Практикум по измерениям
В ряде случаев при создании ООР использование в полном объеме ТВП избыточно. Примером может служить разработанный нами LabVIEW практикум по основам измерительных технологий, построенный на основе компьютерных LabVIEW-моделей. Практикум предназначен для студентов, обучающихся по образовательным программам подготовки бакалавров, дипломированных специалистов и магистров по направлению «Приборостроение». Кроме того, он может использоваться при изучении курса «Метрология, стандартизация и сертификация», входящего в состав учебных планов многих технических специальностей.
Практикум состоит из 21 работы, которые разделены на четыре темы [15]:
- Обработка и представление результатов измерений (6 работ);
- Поверка средств измерений (2 работы);
- Измерение электрических величин (8 работ);
- Измерение неэлектрических величин (5 работ).
Программное обеспечение практикума построено по модульному принципу, в результате практикум легко масштабируется. Кроме того, использование LabVIEW позволяет распространять ПО практикума в виде исполнимых приложений и добиться, таким образом, высокой степени переносимости прикладного ПО.
Особенностью практикума является то, что компьютерная модель лабораторного стенда в каждой работе имеет прототип, использующийся в учебном процессе. Модель стенда состоит из имитационных моделей средств измерений и вспомога-
тельных устройств, выпускавшихся отечественной промышленностью. Все компьютерные модели достаточно точно воспроизводят внешний вид и поведение соответствующих реальных объектов. Этого удалось добиться благодаря разнообразным средствам LabVIEW, позволяющим формировать интерфейс пользователя, воспроизводящий передние панели средств измерений, моделировать необходимые измерительные сигналы и осуществлять обработку данных с помощью многочисленных библиотечных функций.
Каждая работа включает методические указания по ее выполнению, основную часть в виде исполняемого приложения для операционной системы Windows XP/Vista и так называемый лабораторный журнал. Исполняемые приложения были разработаны в среде графического программирования LabVIEW 8.2. Лабораторные журналы были созданы в среде MS Excel и представляют собой заготовки для составления отчетов. Для выполнения работ не требуется никаких дополнительных аппаратных средств, кроме персонального компьютера. Пример интерфейса пользователя практикума показан на рис. 4.
На основе практикума был разработан учебно-методический комплекс (УМК), содержащий электронные учебник и задачник, видеоматериалы и тестовую программу для проверки знаний. УМК может распространяться на компакт-диске или через Интернет [16].
Заключение
Технология виртуальных приборов является эффективным средством, позволяющим создавать разнообразные ООР, ориентированные на использование учебного эксперимента. Доступные сегодня аппаратные и программные средства позволяют эффективно использовать ТВП для разработки и успешного внедрения открытых интегрированных информационных образовательных систем, обеспечивая полученным решениям свойства переносимости, интероперабельности и масштабируемости.
Опыт, полученный на кафедре ИС МИРЭА, показывает, что при разработке подобных практикумов следует ориентироваться на сформулированные в статье подходы. При этом наиболее востребованными являются ООР, при создании которых используются архитектуры, вклю-
чающие универсальные лабораторные ническая сторона которого может успешно платформы. поддерживаться с помощью образователь-
Следует также отметить, что исполь- ных ресурсов, функционирующих в среде зование подобных образовательных ресур- интегрированных ИОС, построенных на сов в учебном процессе эффективно толь- основе ТВП. Только такой сбалансирован-ко при совместном применении традици- ный подход позволяет на практике эффек-онных и инновационных образовательных тивно использовать те преимущества, ко-технологий, что предполагает живое об- торые дают новые информационные тех-щение студентов с преподавателями, тех- нологии.
Литература
1. Комлева Н.В., Тельнов Ю.Ф. Открытые образовательные ресурсы - необратимая реальность высшего образования // Открытое образование. - 2008. - № 6. - C. 7-10.
2. Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиа системы // Интернет-порталы: содержание и технологии: Сб. науч. ст.- Вып. 4 / Редкол.: А.Н. Тихонов (пред.) и др.; ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». -М.: Просвещение, 2007. - С. 12-29.
3. Батоврин В.К. Инженерия открытых систем // Датчики и системы. - 2007. - № 9. - С. 45-60.
4. NI ELVIS II Учебный курс. <Электронный ресурс> режим доступа: http://digital.ni.com/worldwide/russia.nsf/web/all/31F4F37B72499E5F8625746A0037A2AF.
5. Smiesko V., Kovac K., Virtual instrumentation and distributed measurement systems // Journal of Electrical Engineering. - V. 55. - №1-2, 2004. - P. 50-56.
6. Батоврин В.К., Бессонов А.С., Мошкин В.В. Опыт разработки LabVIEW лабораторных практикумов на кафедре информационных систем МИРЭА // Образовательные, научные и инженерные приложения в среде LabVIEW и технологии National Instruments: Сб. труд. VI Меж-дунар. научно-практич. конф. - М.: РУДН, 2007. - С. 598-600.
7. Батоврин В.К., Бессонов А.С., Мошкин В.В., Сливка И.Н. Устройство для моделирования электронных приборов. Роспатент. Патент на полезную модель №71203 от 27.02.08, приоритет от 16.04.07.
8. Emona Telecoms-Trainer 202. <Электронный ресурс> режим доступа: http://www .tims.com.au/.
9. Корольков В.И. Учебный лабораторный стенд для изучения свойств ферромагнитных материалов // Образовательные, научные и инженерные приложения в среде LabVIEW и технологии National Instruments: Сб. труд. IV Междунар. научно-практич. конф. - М.: РУДН, 2005. -С.93-96.
10. Евдокимов Ю.К., Кирсанов А.Ю. Трибунских А.В. Автоматизированная дистанционная лаборатория по курсу «Электроника»: алгоритмическое и аппаратное обеспечение, методическая поддержка // Образовательные, научные и инженерные приложения в среде LabVIEW и технологии National Instruments: Сб. труд. IV Междунар. научно-практич. конф. - М.: РУДН, 2005. - С. 31-38.
11. Батоврин В.К., Бессонов А.С., Мошкин В.В., Петров А.Б. Виртуальные средства измерений с дистанционным доступом на основе технологий фирмы National Instruments // Оптимальные методы решения научных и практических задач: Матер. Междунар. научн. конф. - Таганрог: ТРТУ, 2005. - С. 7-10.
12. Esche S.K., Chassapis C., Nazalewicz J.W., Hromin, D.J. A scalable system architecture for remote experimentation - Frontiers in Education, 2002. FIE 2002. 32nd Annual. - Vol. 1. - P. T2E-1-T2E-6. - vol.1.
13. Батоврин В.К., Бессонов А.С., Мошкин В.В. Использование принципов открытых систем при создании лабораторных практикумов с удаленным доступом // Наукоемкие технологии образования: Межвуз. сб. научн. тр. - № 8. - М.: МКП НТО, 2004. - С. 83-85.
14. Батоврин В.К., Бессонов А.С., Мошкин В.В. LabVIEW: практикум по электронике и микропроцессорной технике. - М.: ДМК Пресс, 2005.
15. Батоврин В.К. и др. LabVIEW: практикум по основам измерительных технологий. - М.: ДМК Пресс, 2009.
16. Батоврин В.К., Бессонов А.С., Мошкин В.В. Электронная версия учебно-методического комплекса по основам измерительных технологий // Инновационные технологии в высшем профессиональном образовании: Межвуз. сб. научн.-методич. тр. - М.: МГУПИ, 2007. - С. 38-39.