Научная статья на тему 'Национально-региональные образовательные ресурсы как средство развития пространства образования взрослых СНГ'

Национально-региональные образовательные ресурсы как средство развития пространства образования взрослых СНГ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
EDUCATIONAL SPACE OF THE CIS / NATIONAL AND REGIONAL RESOURCES / MEANS OF INTEGRATION / ADULT EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СНГ / НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / СРЕДСТВА ИНТЕГРАЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якушкина Марина Сергеевна, Илакавичус Марина Римантасовна

В статье дана характеристика современного этапа развития пространства образования взрослых СНГ. Образование взрослых рассмотрено как интегративный вектор развития образовательного пространства СНГ. Систематизированы факторы, влияющие на развитие пространства образования взрослых, проанализированы исторически сформированные образовательные ресурсы различных регионов в образовательном пространстве СНГ и выявлены наиболее значимые, которые могут рассматриваться как ресурсы интеграции, способные трансформироваться в средства развития образовательного пространства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якушкина Марина Сергеевна, Илакавичус Марина Римантасовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristic of the current stage of development of adult education of the CIS space is given in the article. Adult education is presented as an integrative vector of development of educational space of the CIS. Factors influencing the development of the space of adult education are systematized. Historically formed educational resources of different regions in the educational space of the CIS are analyzed. The most important resources that can be considered as the integration resources capable of transforming into a means of development of educational space are identified

Текст научной работы на тему «Национально-региональные образовательные ресурсы как средство развития пространства образования взрослых СНГ»

М. С. Якушкина

(г. Санкт-Петербург) М. Р. Илакавичус (г. Санкт-Петербург) НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВА

ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ СНГ1

NATIONAL AND REGIONAL EDUCATIONAL RESOURCES AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF CIS ADULT EDUCATION SPACE

В статье дана характеристика современного этапа развития пространства образования взрослых СНГ. Образование взрослых рассмотрено как интегративный вектор развития образовательного пространства СНГ. Систематизированы факторы, влияющие на развитие пространства образования взрослых, проанализированы исторически сформированные образовательные ресурсы различных регионов в образовательном пространстве СНГ и выявлены наиболее значимые, которые могут рассматриваться как ресурсы интеграции, способные трансформироваться в средства развития образовательного пространства Ключевые слова: образовательное пространство СНГ, национально-региональные ресурсы, средства интеграции, образование взрослых

Characteristic of the current stage of development of adult education of the CIS space is given in the article. Adult education is presented as an integrative vector of development of educational space of the CIS. Factors influencing the development of the space of adult education are systematized. Historically formed educational resources of different regions in the educational space of the CIS are analyzed. The most important resources that can be considered as the integration resources capable of transforming into a means of development of educational space are identified

Keywords: educational space of the CIS, national and regional resources, means of integration, adult education

Реальность существования образовательного пространства межгосударственного масштаба неразрывно связана с совокупностью разноплановых условий: политических, социально-экономических, культурных и т.п. Четверть века вмещают в себя периоды становления, формирования, активного развития и стабилизации образовательного пространства СНГ. Это время для каждой из стран Содружества отмечено вхождением в мировое образовательно-правовое поле, выстраиванием отношений

с европейским образовательным пространством, концептуальная основа которого ассоциируется с понятием «Болонский процесс». Налаживая достаточно тесное сотрудничество в пространстве СНГ, они осваивали западную стратегию, разворачивающуюся на идее здоровой конкуренции, активного использования рейтингования, тщательно отработанного инструмента выбора/отбора на рынке образовательных услуг. Наблюдались сближения в образовательной сфере конкретных регионов СНГ

1 Публикация подготовлена в рамках госзадания по теме НИР: «Развитие национально-региональных образовательных пространств в условиях формирования межгосударственной образовательной политики государств-участников СНГ»

(например, Средней Азии], а также налаживание сотрудничества с бурно развивающимися государствами-соседями (например, Узбекистан и Китай].

Одновременно с этим страны Содружества открывали свое образование для современных эффективных практик неформального образования, носителями которых были в основном общественные организации, разного рода фонды. Кроме того, широкий контекст демократических преобразований, строительство открытого общества, распространение 1Т-технологий изменили и ситуацию в информальной сфере. Все перечисленные процессы были свойственны каждой из стран СНГ в приемлемой для конкретного государства и общества мере, однако они способствовали формированию многовекторного процесса развития общего (единого] образовательного пространства, питаемого разнородными ресурсами.

Продолжающаяся сегодня модернизация образования в государствах-участниках СНГ проходит в условиях социокультурной трансформации и пролонгированных изменений государственного устройства, что обусловливает активизацию процессов национализации и регионализации образования [1]. Одной из наиболее активно развивающихся областей образования вновь становится образование взрослых, о чем свидетельствует общественно-государственный заказ на Модельный закон государств-участников СНГ «Об образовании взрослых».

Актуальная задача педагогических исследований сегодня - выявление ресурсов сферы образования, которые были бы адекватны, с одной стороны, идейным основам стран Содружества, с другой - современным социально-экономическим и культурным условиям. При этом важно обеспечить не только соответствие национальных программ развития образования, но и решить задачу актуализации потенциала имеющихся национально-региональных ресурсов на благо сохранения и развития образовательного пространства СНГ.

Современный этап развития пространства образования взрослых СНГ испытывает влияние таких факторов, как политическая воля к переориентации на интеграцию в пространство Болонского процесса (Украина, Молдова, Азербайджан] и нарастание процессов стандартизации. Их результатами явля-

ются регионализация образования, построение жестко управляемых образовательных систем. Обоснуем данное положение.

Текущий этап развития пространства образования взрослых СНГ раскрывается в динамике взаимоотношений субъектов образования стран Содружества, отражающей смену парадигмы мышления взрослого человека. На смену экономическому человеку приходит человек социальный, человек созидающий. Основным способом разрешения кризисов и конфликтов признается диалог. В нем взрослые субъекты образования оценивают деятельность каждого взрослого, группы людей, любой организации и руководства страны. По результатам взрослый или группа людей, организация или руководитель, наносящие ущерб обществу, становятся объектом большего воспитательного внимания со стороны общества и государства, им выделяется посильный объем созидательных задач при организации помощи в выходе из сложной жизненной ситуации.

Отмечается возрастание роли человеческого фактора в решении становящихся общими экономических, социальных, правовых и оборонных задач, что выделяет значимость концепции непрерывного образования взрослых, просветительской деятельности. Еще одно направление, в котором реально осуществляется интеграция, - совместная подготовка кадров, реализация общих принципов кадровой политики на пространстве СНГ. По общему согласию образовательные учреждения должны готовить специалистов, не только преуспевающих в сферах избранного ими труда, но и с учетом усиления социальной составляющей в государственном и общественном строительстве.

Одновременно образовательная сфера государств-участников Содружества проходит (каждое в своем темпе] этап стандартизации. Согласование позиций ученых-теоретиков, чиновников и практиков разных стран проходит в диалоговом режиме на площадках конференций, семинаров, в процессе реализации совместных проектов. Таким образом формируются общие рамки, удерживающие национально-региональную специфику содержания на согласованных основаниях. При этом активно анализируется опыт формирования образовательного пространства Болон-ского процесса, которое уже пережило активную фазу стандартизации.

Особенности образования взрослых в

СНГ. Повышенный интерес государств-участников СНГ к образованию взрослых на современном этапе связан с несколькими причинами. Первая - широкое распространение новых технологий коммуникации, без освоения которых невозможно быть профессионалом и активным членом общества. Вторая - усложнение социальной, культурной, политической и потребительской среды, определяющее необходимость осознанного выбора. Третья, активизирующая развитие неформального образования, - нравственно-этические требования, предъявляемые современным обществом, без соблюдения которых под угрозой институты семьи, брака, общественного согласия, понимаемая предельно широко экология. Кроме того, переход той или иной страны на иной путь развития всегда сопровождается пересмотром принципов государственной политики в области образования взрослых. Зависимость темпов развития общества от показателей состояния образования взрослых является объективной социальной закономерностью. Благодаря своей гибкости, оперативности и сравнительно небольшим затратам данная область способна эффективно содействовать успешному разрешению политических, социально-экономических, культурных проблем [2].

Однако сегодня, как и десятилетиями ранее, следует признать, что образование взрослых не является реальным (не теоретическим] приоритетом государственной политики наших стран. При этом существует понимание его значимости, основанное на набирающих оборот следующих социокультурных тенденциях. Так, во всех странах Содружества в силу политических и социально-экономических причин значительно увеличивается количество субъектов пространства образования взрослых: нарастает социальная напряженность, растет число лишенных рабочих мест из-за перепрофилирования различных отраслей экономики, прошедшей модернизации Вооруженных Сил, перераспределения миграционных потоков.

Наряду с этим наблюдается постоянная неравнозначная динамика востребованности работающих, что проблематизирует их конкурентоспособность на рынке труда. Кроме того, гуманитаризация социальной сферы определяет необходимость постоянного внимания со стороны общества и государства к ин-

валидам. Развитие и социальная интеграция представителей «третьего возраста», заключенных, людей, длительно лишенных работы, мигрантов связывается с их включенностью в образование взрослых.

Во всех странах Содружества наблюдается всплеск национального самосознания, связанного с процессом этнической самоидентификации людей (интересом к родному языку, традициям, обычаям и т.д.], активизация национально-религиозных общин, что определяет возвращение внимания государства к просветительской деятельности. Осознание опасности экстремизма и терроризма, рядящихся зачастую под образовательную деятельность культурологической направленности, также придало ускорение административным решениям в этой области. Мировая история последних лет показывает: исключение просветительства и образования взрослых из сферы политики грозит социальными и военными катаклизмами. Они становятся важнейшими цивилизованными - ненасильственными, гуманистическими и демократическими - факторами налаживания межнациональных и межгосударственных отношений, поддержания мира.

Однако реальность образовательного пространства СНГ свидетельствует об инсти-туциализации сфер формального и дополнительного образования детей и молодежи. Образованием взрослых занимаются в настоящее время разрозненные структуры, взявшие на себя дополнительные к своим основным функции. Развитие целостного образовательного пространства определило необходимость правовой поддержки. В настоящий момент проходит последнее чтение модельный закон «Об образовании взрослых», закон об образовании готовится в Белоруссии и Казахстане. Очевидно, что необходимы межгосударственная поддержка соответствующих стратегий и образовательных программ; объединение всех участников образовательного процесса, включая учреждения культуры, службы занятости и социальной помощи, общественные организации. Закон «Об образовании взрослых» становится фактором межнационального обсуждения целого пакета насущных вопросов данной сферы, решение которых позволит каждой из стран серьезно продвинуться по пути устойчивого развития. Сегодня понятно: реализация закона невозможна без новых инновационных структур

на основе механизмов кооперации, интеграции и самоорганизации (социальное партнерство, система коллективно-договорных отношений, подструктуры, осуществляющие самоменеджмент и др.].

Перспективой развития образования взрослых является моделирование деятельности детско-взрослых сообществ - новых общностей, новых субъектов современного образовательного процесса. Создание «живой» разновозрастной общности, способной к достаточно быстрому развитию в соответствии с законами синергетики, позволяет проектировать семейное образование, образование мигрантов в группах с участием носителей языка страны-работодателя. В целом деятельность детско-взрослых общностей позволяет создать оптимальные условия для практического исследования возможностей образования школьников и молодежи в целях повышения потенциала образования взрослых.

По-прежнему актуальной остается проблема подготовки андрагогических кадров: сфера образования взрослых не определена на государственном уровне. Очевидна недостаточность спектра подлежащих обучению в виде руководителей учебных групп и курсов. Работники учреждений культуры, сотрудники служб занятости, члены общественных организаций, руководители любой организации, так или иначе занимающиеся образованием взрослых, должны представлять себе базовые принципы этой работы. Недостатком подготовки андрагогических кадров является и то, что она зачастую сводится к изучению новых методик или технологий без анализа их качественной составляющей. В результате люди, прошедшие такую подготовку, прекрасно владеют технологиями, выхолащивая и компрометируя ценности, лежащие в их основе, превращая свою деятельность в игру.

Как никогда остры организационные и финансовые проблемы обеспечения функционирования сферы образования взрослых. Требуют внимания разработка и внедрение новых механизмов финансирования новых форм образования взрослых, соучастие в финансировании образовательных программ государства, бизнес-сообщества, общественных структур, отдельных граждан. Является актуальным развитие государственно-общественного управления образованием взрослых, включая нормативно-правовое оформление

управленческой вертикали на всех составляющих ее уровнях; обеспечение эффективной связи между образовательными учреждениями и рынком труда; широкого участия неправительственных организаций и общественных движений в управлении.

Все эти проблемы можно решить только сообща на основании единых идейных подходов, методологических принципов и правовой практики. Поэтому ресурсами развития являются зарекомендовавшие себя как эффективные национально-региональные факторы, влияющие на развитие пространства образования взрослых СНГ. Их можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним факторам относятся нарастающая тенденция стандартизации национальных образовательных систем, что приводит к увеличению разрыва между ними (точнее, темпами их развития], сокращению финансирования соответствующих образовательных структур. К внешним факторам относятся обострение политических конфликтов, трансформация внешних и внутренних политических ориентиров, турбулентность социально-экономической сферы, изменение соотношения глобализации и регионализации, что ведет к изменению структуры мирового пространства, регионализация как новая тенденция в образовательном пространстве СНГ. Отдельно следует отметить усиление политического влияния стран Востока, нарастание экстремистского движения.

Мы проанализировали исторически сформированные образовательные ресурсы различных регионов в образовательном пространстве СНГ и выявили наиболее значимые, которые могут рассматриваться как ресурсы интеграции [3, 4].

Регион «Беларусь-Молдова-Украина» обладает таким значимым ресурсом, как мощно развитое национально-региональное просветительство. Этот ресурс может работать и на интеграцию (формирование толерантности, диалога культур, субъектов образования разных стран; актуализация подвижничества, меценатства].

Регион «Беларусь-Украина-Россия» располагает сформированным ресурсом в виде образования взрослых. С одной стороны, он работает на интеграцию (обеспечивает ненасильственный характер протекания интеграционных процессов в образовании, целост-

ность в регионе и на пространстве СНГ формального, неформального, информального образования; возможность выбора каждым человеком собственного образовательного маршрута не только на территории одной страны, но и в регионе, на всем пространстве СНГ]. С другой - развитие образования взрослых в каждой из стран идет по пути формирования четко структурированной системы, детерминирующей сложность обеспечения открытости.

Регион «Армения-Азербайджан» можно рассматривать как территорию активного развития образования для особых категорий населения, что позволяет расширять поле образовательных возможностей для особых категорий граждан. При этом данная область развивается в большей степени благодаря включению в образовательное пространство Болонского процесса, под патронажем европейских общественных организаций, что, с одной стороны, обеспечивает все образовательное пространство СНГ эффективным опытом, с другой - проблематизирует интеграцию на иных основаниях.

Регион «Казахстан-Россия». Наиболее значимый ресурс - деятельность учреждений образования и культуры, сообществ, транслирующих идеи Евразийства. Не случайно он является мощным интеграционным центром СНГ. В этом регионе наблюдаем формирование взаимовыгодных совместных проектов: реализацию программ повышения квалификации, организацию выставочных и иных творческих замыслов.

Особняком стоит Кыргызстан, выделяемый нами в отдельный регион, который демонстрирует в последние 10 лет мощное развитие проектного движения, особенно в области экологии. Это позволяет формировать

сети международных экологических сообществ. Данное направление явилось откликом на имеющуюся негативную социально-экономическую тенденцию роста наркомании, безработицы и девиантного поведения молодежи, обострения национальных конфликтов.

Ресурс региона «Узбекистан-Таджикистан» обусловлен активным включением населения этих стран в миграционные процессы на пространстве Евразии. Возрастающие миграционные потоки перемещают множество людей разного возраста, конфессиональной и этнокультурной принадлежности, уровня профессиональной и образовательной подготовки. Требования российского рынка труда повлияли на развитие адаптирующего направления образования взрослых, готовящего выезжающих в РФ претендентов. Мощный импульс получило и языковое направление (русский язык и культура].

Интенсификация миграционных процессов оказывает влияние на показатели национальной безопасности стран СНГ: уровень социальной напряженности, конфликтности, политической активности, политической стабильности и др. Несогласованность миграционной политики в разных странах ведет к потере устойчивости развития образовательного сообщества СНГ как единого в мировом геополитическом пространстве.

Развитие образовательного пространства СНГ связывается с наличием тех или иных ресурсов, их оптимальным распределением между исполнителями задачи (субъектами образовательного пространства]; условиями и факторами, влияющими на активизацию, оптимизацию ресурсов, их трансформацию в средства решения той или иной задачи (табл.).

Таблица

Факторы, влияющие на активизацию ресурсов в целях развития образовательного пространства СНГ

Фактор, способствующий развитию образовательного пространства СНГ Ресурс

Государственный Общественный

угроза национальной безопасности (геополитическая напряженность] материально-техническое обеспечение подготовки к совместным учениям гражданско-патриотическое воспитание

расширение трудовой миграции профессиональное образование подготовка к принятию другой культуры

необходимость формирования вариативного поля выбора образовательных условий нормативно-законодательная база конкурентоспособные национально-региональные образовательные сети

необходимость расширения образовательных возможностей для особых категорий граждан признание особых категорий граждан субъектами образования неформальное / информальное образование, в том числе инклюзивное

межгосударственное финансирование Гранты благотворительность, волонтерст-во, меценатство

формирование экологической культуры XXI века система экологического просветительства (директивные проекты, программы] инициативные проекты

язык межкультурных коммуникаций введение нескольких государственных языков создание международных языковых сообществ (например, МАПРЯЛ]

Туризм объекты национальной материальной и духовной культуры волонтерство, паломничество, международные экскурсионные программы

идеи евразийства как исторический фактор музеи, библиотеки, др. учреждения культуры и площадки общественные межкультурные проекты

Актуализация представленных в таблице 1 ресурсов позволяет получить в актив средства развития образовательного пространства СНГ: нормативно-законодательная база, сетевые сообщества (в том числе информационные], международные проекты, стажировки, образовательные программы, программы повышения квалификации, гранты, волон-терство, благотворительность], формальные и неформальные образовательные практики, акции, планирование и организация туристических потоков, разновозрастные сообщества.

Мы предлагаем следующую этапность процесса трансформации ресурсов в средства.

1. Выявление ресурсов развития образовательного пространства СНГ.

2. Анализ условий и факторов, способствующих развитию пространства.

3. Актуализация выявленных ресурсов, превращение их в активные средства развития образовательного пространства с

помощью правовой, административной, финансовой поддержки.

Приведем пример трансформации ресурса в средство развития образовательного пространства. Наиболее значимый ресурс РФ - деятельность учреждений образования и культуры, сообществ, транслирующих идеи евразийства прежде всего посредством международных проектов. Наиболее успешными в последние годы для Базовой организации образования взрослых и просветительской деятельности государств-участников СНГ стали следующие проекты:

1. Создание уникального детско-взрослого сообщества в ходе проведения Иссык-Кульского форума (2013-2015 гг.] [5]. Актуализация ресурсов международной общественной организации (МПА СНГ], создающей правовое поле реализации проекта, государственно-частное партнерство Республики Кыргызстан в области

образовательного проектирования, научно-образовательной организации РФ, обеспечивающей формирование событийного сообщества и становление его субъектов, позволило создать общность Иссык-Кульского форума. Сегодня форум является примером социально значимых сообществ, которые дают возможность ребенку и взрослому выбрать и освоить наиболее интересные и значимые для себя сообщества на всем пространстве СНГ, реально почувствовать себя субъектом пространства СНГ. Подобный образовате-льный форум может стать общественной площадкой для согласования социально-государственных установок политиков и общечеловеческих идей развития личности ребенка и взрослого в пространстве его жизнедеятельности.

2. Реализация идеи сетевого виртуального музея евразийского просветительства [6].

Целью реализации проекта создания музея евразийского просветительства

является формирование позитивных общественно значимых социальных отношений в сфере просветительской деятельности, рассматриваемой как нестандартизированный процесс распространения достижений науки и культур Великих Просветителей стран СНГ, социально значимых сведений среди представителей ширoких слоев населения в едином информационном, событийном пространстве в связи с реализацией права каждого гражданина стран Содружества на просвещение, межкультурное и

поликультурное неформальное образование.

3. Проект ежегодного форума дополнительного и неформального образования, просветительства взрослого населения, включающего погружение участников в эффективные неформальные образовательные практики для взрослых [7].

Таким образом, создание условий для активного превращения ресурсов в средства будет способствовать сохранению целостности образовательного пространства СНГ.

Литература

1. Путин В. В.: Необходимо сохранить СНГ как полноценную международную организацию. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.kp.ru/online/news/2513120/. (дата обращения: 18.09.2016 г.).

2. Якушкина М. С. Развитие неформального образования для взрослых как условие динамики единого образовательного пространства СНГ // Материалы Международной заочной научно-практической конференции «Перспективы развития науки и образования», Тамбов, Россия, 30 мая 2013 г. - Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2013, - С. 158-162.

3. Итоги заседания Совета глав государств СНГ (поселок Бурабай, Республика Казахстан, 16 октября 2015 года). URL: http://www.e-cis.info/news.php?id=13298 (дата обращения: 25.03.2016).

4. Гринберг Р. С. СНГ: что в итоге и что дальше? // Диалог. - 2016. - №1. - С. 5-8.

5. Способы и формы организации неформального образования для разновозрастных: сб. науч. ст. / под общ. ред. М. С. Якушкиной, М. Р. Илакавичус. - СПб.: Лема, 2014.

6. Якушкина М. С., Илакавичус М. Р. Просветительство как ресурс развития пространства образования взрослых государств-участников СНГ // Научный диалог. - 2016. - № 3 (51). - С. 354-364.

7. Актуальные проблемы формирования образовательного пространства СНГ (проблемы моделирования национально-региональных образовательных пространств): сб. статей / под общ. ред. И. И. Соколовой, М. С. Якушкиной. -

СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2014.

-^ -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.