ЯкушкинаМ. С. Просветительство как ресурс развития пространства образования взрослых государств-участников СНГ / М. С. Якушкина, М. Р. Илакавичус // Научный диалог. — 2016. — № 3 (51). — С. 354—364.
ЕМ НИШ-4
Журнал включен в Перечень ВАК
и I к I С н' Б Р1ВКИЖЛ1Ч (ЛКСТОКУ-
УДК 374.71
Просветительство как ресурс развития пространства образования взрослых государств-участников СНГ
© Якушкина Марина Сергеевна (2016), доктор педагогических наук, заведующая лабораторией теории формирования образовательного пространства СНГ, филиал «Института управления образованием РАО» в г. Санкт-Петербурге (Санкт-Петербург), [email protected].
© Илакавичус Марина Римантасовна (2016), кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории теории формирования образовательного пространства СНГ, филиал «Института управления образованием РАО» в г. Санкт-Петербурге (Санкт-Петербург, Россия), [email protected].
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных социокультурных условиях понятия «просветительство» и «просветительская деятельность» не исчерпали своего значения, однако в их смысловом пространстве на первом месте выступает создание условий развития личности средствами просветительства. Рассматривается вопрос об изменении подходов к просветительству в государствах-участниках СНГ и использовании его как ресурса развития пространства образования взрослых. Сформулированы основные задачи правового регулирования отношений субъектов просветительской деятельности. Приводятся определения основных понятий. Раскрыты принципы просветительской деятельности. Авторами выявлены базовые социокультурные институты, реализующие просветительские программы и проекты. В связи с коренным пересмотром представлений советского периода об успешном развитии просветительной деятельности на основе единого мировоззрения, с ослаблением связи эффективной системы просветительной деятельности с педагогической реальностью активное использование педагогического потенциала просветительства для развития личности, человеческого потенциала практически не осуществлялось. Проблема не рассматривалась в качестве самостоятельного объекта педагогических исследований, до последнего времени частично решалась на методическом уровне. Новизна исследования видится в рассмотрении просвещения на территории СНГ с учетом роли каждого субъекта из потенциальной
Публикация поддержана грантом РГНФ, проект № 16-06-00116.
целевой аудитории просветительской деятельности в условиях активных миграционных процессов.
Ключевые слова: образование взрослых; государства-участники СНГ; просветительство; просветительская деятельность; программы и проекты; правовое поле; государственно-общественное управление.
1. Введение
Идея просветительства проходила становление параллельно с развитием культуры и в наши дни не потеряла свою актуальность. Это объясняется озабоченностью общества проблемой воспитания человека в течение всей жизни, что нашло отражение в ряде исследований [Карпова, 2007; Тимошенко, 2004; Ручимская, 2010; Соломонов, 1993 и др.]. Современный период развития Содружества Независимых Государств (далее — СНГ) характеризуется осознанием необходимости целенаправленных согласованных усилий со стороны государства и социума по восстановлению движения в этом направлении, приведению в соответствие с реалиями 21 века [Ручимская, 2010]. Этим объясняется необходимость новой редакции модельного закона государств-участников СНГ «О просветительской деятельности». Новизна востребованного сегодня подхода к осмыслению идеи просветительства состоит в новом видении роли каждого из потенциальной целевой аудитории просветительской деятельности. Создание условий более полного развития личности предполагает формирование субъектной позиции участников, в круг которых включены заинтересованные легитимные сообщества; выделение приоритетных направлений деятельности, в числе которых на первом месте — наращивание интенсивности миграционных процессов на пространстве СНГ. Эта объективная тенденция означает сложность адаптации мигрантов в новых условиях в силу разного качества образования, разных подходов к спектру социальных групп, охватываемых образованием. Так, известны сложности с образованием женщин, инвалидов, лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В данном контексте просветительство мы рассматриваем как ресурс развития пространства образования взрослых стран Содружества.
Становление структур гражданского общества, формирование и развитие потребностей личности в непрерывном образовании, диверсификация деятельности субъектов в сфере распространения и использования информации, существующие тенденции согласования подходов к функционированию, развитию, поддержке государствами-участниками СНГ просветительской деятельности обусловливают необходимость переформатирования ее правового поля. Первая проблема в этой области — унификация терминологической базы непрерывного образования взрослых
(прежде всего неформального вида, проходящего этап бурного развития), просвещения и просветительской деятельности. Идейными ориентирами модернизации тезауруса являются
— субъект-субъектный характер отношений в сфере современной просветительской деятельности, определяемой активной позицией граждан в построении собственной траектории развития средствами просвещения и образования;
— интенсификация процессов неформального образования и самообразования, обусловленная наращиванием информационного ресурса развития экономики;
— разграничение просветительской деятельности и деятельности, имеющей деструктивные целевые и ценностные установки;
— усиление взаимосвязи просвещения, социализации, воспитания, развития и образования человека;
— разграничение просветительской деятельности и образования как социального института;
— всемерная поддержка неформальных организаций и сообществ, осуществляющих просветительскую деятельность в правовом поле государства;
— глубокая взаимосвязь просвещения и процесса формирования гражданской и государственной идентичности.
Построение современного правового поля просветительской деятельности государств-участников СНГ, по нашему мнению, должно создавать условия для формирования и развития сети просветительских учреждений, организаций, сообществ. Европейский опыт просветительства демонстрирует их эффективность в деле повышения интеллектуального уровня населения, формирования научной картины мира, приобщения к современным социальным достижениям, достижениям науки и культуры, а также беспрепятственное получение и распространение информации в рамках действующего международного и национального законодательства.
2. Научные основы просветительской деятельности на территории СНГ
Основные понятия исследования. Мы видим в качестве актуальных в современных политических и социокультурных условиях текущего периода развития образовательного пространства СНГ следующие понятия исследуемой области: непрерывное образование, образование взрослых, неформальное образование, просвещение, просветительская деятельность, просветительское мероприятие. Значимым для нас является ряд
трактовок. Неформальное образование — вид непрерывного образования, максимально ориентированный на удoвлетворение образовательных потребностей его индивидуальных и групповых субъектов за пределами формального образования, не предполагающий получения документов установленного образца. Просвещение — нестандартизированный процесс распространения достижений науки и культуры, иных социально значимых сведений среди представителей широких слоев населения. Просветительская деятельность — разновидность неформального образования; деятельность, направленная на распространение достижений науки и культуры, иных социально значимых сведений среди представителей разных слоев населения с исшльзованием средств и методов, адекватных возрастным особенностям и уровню образования аудитории; осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства; создает условия социализации личности, мотивированности ее на развитие активной позиции в просветительстве. Просветительское мероприятие — событие в жизни представителей населения, связанное с реализацией организованных действий по распространению достижений науки и культуры, иных социально значимых сведений с учетом возрастных и образовательных особенностей, возможностей его участников; создание условий социализации личности, мотивированности ее на развитие активной позиции в просветительстве.
цель, задачи исследования. Цель настоящего исследования — анализ правового поля развития просветительской деятельности государств-участников СНГ. Основные задачи исследования:
1. Сформулировать основные задачи правового регулирования отношений субъектов просветительской деятельности.
2. Раскрыть основные понятия и принципы просветительской деятельности.
3. Выявить базовые социокультурные институты, реализующие просветительские программы и проекты.
4. Дать характеристику понятию «управление просветительской деятельностью», видам и принципам управления.
5. Показать, что просветительство является важнейшим ресурсом развития пространства образования взрослых государств-участников СНГ.
принципы и задачи просветительской деятельности. Исходя из принципов образовательной политики в демократическом обществе [Knowles, 1984] с учетом национальных и политических особенностей процесса в странах Содружества, мы переосмыслили принципы просветительской деятельности и предлагаем следующую их интерпретацию:
— гуманистическая направленность просветительской деятельности, ориентация ее на общечеловеческие ценности, недопустимость пропаганды войны, этнических и религиозных распрей, насилия и жестокости;
— реализация права каждого человека на получение доступа к достижениям науки и культуры, иным социально значимым сведениям в интересах человека, семьи, общества и государства, в рамках права человека на непрерывное образование, свободу выбора его содержания и форм согласно потребностям и интересам;
— объективность информации, распространяемой посредством просветительской деятельности; широкая доступность информации, распространяемой посредством просветительской деятельности, ее адаптивность к уровню подготовки, особенностям развития, потребностям и интересам всех категорий населения с учетом их этнических и региональных особенностей; учет государственных интересов и особенностей национальной образовательной политики, сложившейся системы образования, координация с социально-культурным развитием общества;
— автономность и самоуправляемость просветительских учреждений, сообществ при сохранении постоянного мониторинга содержания и форм их деятельности со стороны общественных и государственных организаций;
— государственная поддержка просветительской деятельности, взаимодействия учреждений, имеющих отношение к ее организации, сочетание государственного и договорного регулирования;
— демократический характер управления просветительской деятельностью с участием разных субъектов;
— создание благоприятных условий для координации национальной просветительской деятельности и сотрудничества с ее субъектами в других государствах на равноправной, взаимовыгодной основе.
На современном этапе развития образовательного пространства СНГ целями правового регулирования отношений в сфере просветительской деятельности является установление государственных гарантий, прав и свобод человека, формирование механизмов их реализации, защита прав и интересов. Законодательная база призвана обеспечить соответствующие права граждан, а также согласования интересов участников просветительской деятельности; создать и гарантировать правовые, экономические и финансовые условия для свободного функционирования и развития сферы просветительской деятельности. Особо важным в современных условиях является разграничение полномочий в сфере просветительской деятельности между центральными (национальными), региональными и местными
органами государственной власти, субъектами просветительской деятельности.
Соотношение сферы просветительства и образования. Сфера просветительской деятельности, по нашему мнению, является специфической составляющей образовательного комплекса государства. В нее входят комплекс программ просвещения, просветительских проектов и обеспечивающие их разработку и реализацию учреждения, организации и сообщества. Прежде всего, это государственные и негосударственные органы управления национального, регионального и местного уровня, которые координируют просветительскую деятельность и обеспечивают правовые, финансовые и организационные условия ее эффективного функционирования и развития. Следующий тип учреждений отличается тем, что они создают условия для развития просветительской деятельности на определенной территории. Выделяют учреждения и организации различных правовых форм, работающие по проектам и программам просветительской направленности. В просветительской деятельности участвуют средства массовой информации, включая интернет-сообщества, исследовательские центры, вырабатывающие рекомендации по формированию государственной и региональной политики в сфере просветительской деятельности, по содержанию проектов и программ просвещения.
Сегодня прoсветительская деятельность в странах Содружества рассматривается как развивающая, направленная на динамику личности и ее самореализацию. Выделяют функции, ориентированные на решение проблем жизнедеятельности и саморазвития человека. Особо следует отметить профессиональную деятельность по информированию и разъяснению сути значимых достижений науки, культуры, экономики. Военнослужащими, людьми с ограниченными образовательными потребностями, лицами, находящимися в местах заключения, иными особыми категориями населения востребованы специализированные направления.
Особо следует остановиться на современных просветительских проектах. Они включают в себя комплекс идей просвещения населения и планируемых действий по их реализации. В зависимости от выполняемых целей и задач просветительские проекты подразделяются на тематические проекты, направленные на развитие прoсветительской деятельности по какой-либо актуальной тематике или проблеме; территориальные, предусматривающие развитие просветительской деятельности на определенной территории (национальные, региональные, локальные проекты); проекты, предназначенные для лиц определенного возраста и социального статуса (учащихся, работающих, пенсионеров и других лиц); проекты, созданные
самоорганизующейся группой лиц, заинтересованных в развитии просветительской деятельности, распространении информации.
Сегодня речь идет о поддержании, а в некоторых случая и о восстановлении базовых просветительских учреждений, переосмыслении роли существующей структуры. К просветительским традиционно относят учреждения, организации, основными целями которых являются разработка и реализация программ просвещения и создание условий для реализации просветительских проектов [Карпова, 2007]. В зависимости от разнообразия реализуемых программ, просветительские учреждения, организации можно классифицировать по направлениям деятельности на моно- и многопрофильные. Опыт советского периода показал эффективность объединений организаций и учреждений просветительской деятельности в сообщества или укрупненные организации по территориальному, тематическому и ведомственному признаку или по их совокупности. Сегодня можно прогнозировать дополнение функций таких объединений за счет содействия (материального, методического и т. п.) самоорганизующимся сообществам.
Управление просветительской деятельностью. В соответствии с современной тенденцией демократизации общественной жизни управление сферой просветительства переформатируется на государственно-общественное, а область просветительской деятельности должна регулироваться автономными саморазвивающимися, самоуправляющимися субъектами, координирующими свою деятельность в соответствии с законодательством и деятельностью органов государственной власти. Ключевым ориентиром здесь является взаимодействие органов управления разного уровня. Только так можно достигать максимальной эффективности деятельности, получать адекватную oценку достигнутых результатов, анализировать причины несовпадения результатов и целей с целью корректировки дальнейшей деятельности. Взаимодействие государственных, региональных, муниципальных, негосударственных, общественных органов управления координируется национальным комитетом, его территориальными подразделениями.
Государственно-общественный характер управления просветительской деятельностью предполагает выделение области общей компетенции. Это разработка общенациональной и региональной политики в области просветительства; формирование нормативно-правовой базы просветительства; развитие просветительской деятельности на определенной территории.
Государственные органы управления просветительской деятельностью — это подразделения национальных и региональных органов испол-
нительной власти, ответственных за функционирование и развитие просветительства. Их решения носят обязательный характер, они нацелены на формирование и реализацию национальной политики по обеспечению функционирования, развития и повышения эффективности просветительской деятельности; разработку и реализацию системы мер по ее поддержке; содействие конкретным просветительским учреждениям, организациям или сообществам. Для этого создаются подразделения органов исполнительной власти: комитет (комиссия) при парламенте, межведомственный государственный комитет при правительстве, комиссия при органе регионального управления, департамент при администрации регионального органа управления, отделы в органах местного самоуправления.
Негосударственные органы управления сферой просветительской деятельности — это субъекты управления, не имеющие полномочий принимать решения обязательной юридической силы. К ним относятся: национальный совет, региональные советы, правление просветительской организации. Они разрабатывают национальные концепции просветительства; координируют деятельность совместно осуществляющих просветительские проекты учреждений и организаций; осуществляют подготовку рекомендаций по содержанию программ просвещения, выбору способов их реализации; развивают сети просветительских учреждений.
Общественные органы управления просветительской деятельностью — это субъекты управления, сформированные из представителей политических партий, профессиональных союзов, общественных движений, иных добровольных объединений и сообществ граждан. Их основные задачи связаны с ролью выразителей интересов и потребностей разных категорий населения и социальных групп: разработка и реализация программ просвещения и просветительских проектов, отражающих цели общественных организаций; проведение мероприятий по разъяснению целей и задач общественных организаций и привлечению к ним новых субъектов; координация взаимодействия просветительских учреждений, организаций, сообществ, работающих по типовым и авторским программам или реализующих проекты, созданные неформальным сообществом, группой граждан.
Документом государственного уровня значимости, составной частью национальной программы развития образования и организационной основой реализации государственной политики в сфере просветительской деятельности предполагается Национальная программа развития просветительства.
Субъекты просветительской деятельности. Сегодня к основным субъектам просветительской деятельности относятся работающие в данной сфе-
ре: от управленцев до лекторов. Для их подготовки в последние годы создаются учреждения и временные сообщества, реализующие следующие типы образовательных программ:
— преподавательские — обучение деятелей науки и культуры, специалистов различного профиля эффективным приемам и методам популяризации социальных достижений, достижений науки и культуры;
— организаторские — обучение организаторов просветительской деятельности методам изучения интересов и потребностей населения в сфере просвещения, особенностям участия в разработке и реализации программ просвещения, просветительских проектов, подготовки просветительских мероприятий;
— управленческие — обучение руководителей и работников органов управления, направленное на освоение процедуры участия в разработке и реализации государственной политики и законодательства в области просветительства, формирование компетентного подхода к просвещению населения, управлению этой сферой деятельности;
— волонтерские — обучение желающих oказывать помощь в осуществлении просветительской деятельности на общественных началах.
3. Выводы
Таким образом, отметим, что государства-участники СНГ совершают сегодня, согласно гипотезе исследования, в правовом межгосударственном поле согласованные действия для упрочения связей между просветительскими учреждениями и организациями. Их совместная работа направлена на создание на паритетных началах межгосударственных просветительских учреждений, организаций, сообществ; обмен информацией о положении дел в области просветительства и путях разрешения возникающих проблем; скоординированное использование электронных средств связи и массовой информации в просветительских целях; разработку и реализацию просветительских программ, адресованных населению всех государств, входящих в СНГ, совместных просветительских проектов, печатных, аудио- и видеоматериалов, ресурсов и законов обеспечения просветительской деятельности; проведение научных исследований.
Перспективы развития просветительской деятельности в СНГ мы связываем с творческой трансляцией ценностей и смыслов образования и жизнедеятельности в пространстве СНГ. Просветительская деятельность должна стать важнейшим ресурсом формирования творческой личности, испытывающей постоянную потребность в проявлении активной позиции субъекта пространства образования взрослых государств-участников СНГ.
Литература
1. Карпова Е. Г. Культурно-просветительские учреждения в Якутии : история, теория, педагогическая деятельность : 1917—1945 : автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. — Москва, 2007. — 48 с.
2. Тимошенко Н. О. Подготовка учителя к просветительской деятельности в области основ индивидуального здоровья школьников : автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. — Ставрополь, 2004. — 24 с.
3. Ручимская С. В. Феномен просветительства в профессиональной подготовке педагога-музыканта : автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук / С. В. Ручимская. — Москва, 2010. — 24 с.
4. Соломонов Ю.Б. Кризис просветительской модели культуры : автореферат диссертации ... кандидата философских наук. — Москва, 1993. — 18 с.
5. Knowles M. S. Andragogy in Action : Applying Modem Principles of Adult Learning / M. S. Knowles. — San Francisco : Jossey-Bass, 1984. — 328 p.
Enlightening as Resource for Adult Education Space Development in CIS
© Yakushkina Marina Sergeyevna (2016), Doctor of Education, Head of Laboratory of Theory of CIS Educational Space Formation, branch of "Institute of Education Administration of RAE" in Saint Petersburg (Saint Petersburg, Russia), [email protected]. © Ilakavichus Marina Rimantasovna (2016), PhD in Education, leading research scientist, Laboratory of Theory of CIS Educational Space Formation, branch of "Institute of Education Administration of RAE" in Saint Petersburg (Saint Petersburg, Russia), marinaorlova_99@ inbox.ru.
The relevance of the study is determined by the fact that the concepts of "enlightening" and "enlightening activity" has not exhausted its value in modern socio-cultural conditions, but in their semantic space the creation of conditions for development of personality by means of education is in the first place. The changes in approaches to enlightening in the states-participants of CIS and its use as a resource for the development of adults education space are considered. The main goals of legal regulation of relations of subjects of enlightening activities are formulated. Definitions of key concepts are given. The principles of enlightening are revealed. The authors identify the basic socio-cultural institutions that implement educational programmes and projects. In connection with a fundamental revision of Soviet concept of successful development of educational activities based on unified worldview, with the weakening of the links between effective system of educational activities and the teaching reality, there was no active use of the pedagogical enlightening potential for personal development, and human potential. The problem was not considered as an independent object of pedagogical research, until recently, was partially resolved at the methodological level. The novelty of the research is seen in the consideration of education in the CIS taking into account the role of each subject of the potential target audience educational activities in the conditions of active migration processes.
Key words: adult education; participating states of the CIS; enlightening; enlightening activities; programmes and projects; legal framework; public administration.
References
Karpova, E. G. 2007. Kulturno-prosvetitelskiye uchrezhdeniya v Yakutii: istoriya, teori-ya, pedagogicheskaya deyatelnost': 1917—1945: avtoreferat dissertatsii ... doktora pedagogicheskikh nauk. Moskva. (In Russ.).
Knowles, M. S. 1984. Andragogy in Action: Applying Modern Principles of Adult Learning. San Francisco: Jossey-Bass. (In Engl.).
Ruchimskaya, S. V. 2010. Fenomen prosvetitelstva v professionalnoy podgotovke ped-agoga-muzykanta: avtoreferat dissertatsii . kandidata pedagogicheskikh nauk. Moskva. (In Russ.).
Solomonov, Yu. B. 1993. Krizisprosvetitelskoy modeli kultury: avtoreferat dissertatsii ... kandidata filosofskikh nauk. Moskva. (In Russ.).
Timoshenko, N. O. 2004. Podgotovka uchitelya kprosvetitelskoy deyatelnosti v oblasti osnov individualnogo zdorovya shkolnikov: avtoreferat dissertatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Stavropol'. (In Russ.).