Научная статья на тему 'Вектор исследования фундаментальных проблем образования взрослых'

Вектор исследования фундаментальных проблем образования взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вектор исследования фундаментальных проблем образования взрослых»

ТЕ ОРИ Я И МЕ ТО ДО ЛОГИ Я С О В Р Е М Е Н Н О Г О О Б Р А З О В А Н И Я

В.И.Подобед, директор ГНУ ИОВ РАО, доктор педагогических наук, профессор

ВЕКТОР ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

ВГосударстаенном научном учреждении «Институт образования взрослых РАО» в 2005 году проводились комплексные междисциплинарные исследования по программе РАО «Модернизация образования взрослых в России: методология, теория, практика» (научный руководитель В.И.Подобед, доктор пед. наук, профес-с°р)-

Приоритетными направлениями исследования являлись: разработка теоретико-методологических основ стратегии опережающего развития образования взрослых как социокультурного института и образовательной метасистемы; создание концепции и модели системного управления образованием взрослых в процессе модернизации с акцентом на проблемы управления качеством образования взрослых в условиях регионов России; разработка организационно-педагогических и андрагогических систем опережающего образования различных категорий взрослых, внутрифирменного образования, теоретических основ организационно-управленческого и законодательного обеспечения согласованного развития образования взрослых в общем образовательном пространстве государств СНГ.

Исследованы тенденции опережающего развития системы образования взрослых как социального института: выявлено, что стратегия опережения в образовании — это система действий на перспективу, создание в разных образовательных структурах и различных видах деятельности инновационных проектов, программ, технологий, посредством которых метасистемно осуществляется освоение предметно-образовательных, профессиональных и социальных компетенций. Опережение в образовании рассматривается как часть социокультурного прогнози-

рования. Установлены взаимосвязи и взаимозависимость стратегии опережающего развития с научно-технической, экономической, политической, социальной, культурной сферами человеческой жизнедеятельности.

Выделены уровни методологии исследования образования взрослых как феномена культуры, социального института и образовательной метасистемы, взаимообусловленность которых создает исследовательское пространство, в котором образование для взрослого человека становится метабазисом для развития его общеметодологической, профессиональной и общей культуры. Дана феноменологическая характеристика опережающих тенденций в развитии образования взрослых: сконструирована новая модель образования взрослых, где опережение есть процесс непрерывного выхода человека и общества за пределы достигнутого и осмысленного ими бытия (государственно-идеологического, социально-экономического и духовно-практического).

Проанализированы социально институциональные системы, влияющие на формирование общественных запросов к системе образования взрослых, в числе которых выделены: макросистемы (власть, рынок труда, культура, СМИ), микросистемы (потребности и интересы самой личности). Обосновано их влияние на доступность и качество образования. Изучены эффекты социальных преобразований в различных системах российского общества и их значение для актуализации потребностей в образовании взрослых. В ходе исследования выявлено, что развитие общественных потребностей в образовании взрослых определяется двумя типами факторов: «позитивными факторами», определяющими опережающие

цели и задачи, и «негативными», требующими нивелирования или снижения отрицательных социальных эффектов через систему образования взрослых. Доказано, что система образования взрослых должна получить значительное внимание и поддержку со стороны общества и государства.

Исследованы возможности духовного становления человека и особенности обращения современного взрослого жителя Санкт-Петербурга к православному мировоззрению. Установлено, что в процессе духовного становления меняются мировоззрение и образ жизни человека, отношение к жизни, к социальным проблемам, представления о нормах взаимоотношений между людьми. При создании методологического аппарата исследования разработана система авторских категорий, выделены психологические архетипы, осмысленные как онтопсихологичес-кие по способу отношения к сущности деятельности и к миру: эссенциальный, инструментальный, формалистический и гедонистический. Гипотетически их можно интерпретировать для исследования православной культуры с позиций метасистемного подхода к образованию взрослых.

Разработана модель интеграции методологических подходов, обеспечивающих системное управление образованием взрослых в условиях модернизации. Она основана на общей теории образования взрослых в современном поликуль-турном образовательном пространстве, когда множество теоретико-методологических подходов объективно представляют собой комплекс, единство, системную целостность, отражающую гуманистический, культурологический, антропо-экологический, аксиологический, акмеологичес-кий, личностно-ориентированный, синергетический подходы к управлению образованием взрослых. Данная модель легла в основу научной разработки Программы развития образования Ялуторовского района Тюменской области на 20052010 годы (А.И.Жилина).

Обоснованы направления интеграции методологических подходов (гуманитарного, социокультурного, природосоциального, антропоэко-логического, научно-технического, производственно-технического, регионального, национального и акмеологического), создающие системы и подсистемы оценки качества выполненных исследований. Определена специфика антропоэко-логического подхода в системном управлении образованием взрослых в регионах России, которая состоит в том, что индивидуум в мире природы, культуры и социума развивается неравномерно и разновременно, что увеличивает роль различных сред (природной, социальной, куль-

турной; образовательной с её различными подсистемами) и позволяет выделить главный вектор, доминанту, опережающую ценность в формировании экологического сознания, экологической культуры и экологической картины мира как императивов современности.

На основе акмеологического подхода к проблеме качества образования осуществлен поиск критериев и показателей личностно-профессионального развития взрослого человека. Показано, что образование взрослых в целом призвано формировать «жизненную квалификацию» человека, помогающую ему в решении экзистенциальных проблем и улучшающую качество его жизни и профессионального труда. Ведущим показателем выступает акмеологичес-кая профессиональная позиция, которая отражает личностно-профессиональное развитие педагога в последипломном образовании. В условиях модернизации системы образования акмеологичес-кую позицию можно рассматривать как важный критерий целостного развития педагога.

Раскрыта сущность системно-синергетического подхода в управлении образованием через представление о синергетике как метанауке, включающей в себя теорию самоорганизации взрослых. Специфика использования системносинергетического подхода раскрывается через понятия самоорганизации и саморегуляции в образовательных системах, как упорядочивающих внутренние (для всей системы) процессы. Показана взаимосвязь синергетического подхода с ак-меологическим, ориентированным на процессы саморазвития и самосовершенствования личности в процессе непрерывной образовательной деятельности.

Определены особенности реализации опережающих функций обучения различных категорий взрослых (педагогов, учащихся вечерних школ, военных, специалистов дополнительного образования, работников УИС): содействие сферы образования взрослых в преодолении образовательных и жизненных затруднений; смена приоритета в системе обучения на деятельность субъекта учения — взрослого; реальное обеспечение непрерывности образования; создание потенциала саморазвития, развитие методологической культуры и конструктивно-ориентировочных умений обучаемого. Разработаны инновационные модели обучения в вечерней школе, система учебных занятий, программ инновационных курсов модульного типа, определены принципы их проектирования и конструирования: сохранение технологий образования и структуры предметных областей осваиваемых знаний, преемственность академического (традиционного) обучения

и обучения в школах с предпрофильной и профильной подготовкой.

Выявлены особенности внутрифирменного обучения как объекта применения интегративномодульных технологий, характеризующихся целевой ориентацией персонала предприятий на организацию непрерывного обновления знаний, подготовку к оперативному процессу адаптации к новым условиям, развитию деловых качеств на всех уровнях организации деятельности по реализации корпоративных образовательных программ, развитию ключевых компетенций сотрудников. В качестве системного представления модульной организации внутрифирменного образования выступают функционально-содержательные, профессионально-деятельностные и системно-интегративные учебные модули, обеспечивающие непрерывность профессионального образования и развития личности, многоуровневость стадийного образования взрослых, становление социально-профессиональной компетентности специалиста.

Обосновано, что в рамках профессиональной подготовки военнослужащих, наряду с обучением медицинским знаниям, следует адекватным образом решать и такие актуальные психо-лого-педагогические задачи, как формирование устойчивой установки (мотивации) на сохранение и укрепление собственного здоровья, выработка «здравосозидающего» подхода к профессиональной деятельности и семейной жизни. Сформулированные по итогам исследования выводы согласуются с образовательными задачами, поставленными в курсе «Медицинское обеспечение», и соответствуют приоритетным направлениям деятельности медицинской службы Армии и ВМФ.

Выявлена исходная методологическая основа для разработки целостной концепции модернизации образования взрослых в государствах-участниках СНГ, разработаны программные материалы и документы ЮНЕСКО, Совета Европы, МОТ, определяющие роль государства и общества в образовании, перспективы развития образовательных структур. Определены принципы законодательного обеспечения интеграции образовательных структур стран Содружества; сформирована концепция законодательного обеспечения согласованного развития государств-участников СНГ, реализованная в виде модельных законопроектов и проекта Модельного образовательного кодекса для СНГ; разработан комплекс системных мероприятий по законодательному, организационно-управленческому, кадровому, методическому, финансовому обеспечению согласованного развития образования взрослых в странах Содружества, представлен-

ный в проекте Межгосударственной программы развития образования взрослых в СНГ.

Проект Межгосударственной программы развития образования взрослых в государствах-участниках СНГ получил положительную оценку органов государственного управления образованием стран Содружества и межгосударственных структур государств СНГ, в целом одобрен Постоянной Комиссией по образованию взрослых государств-участников СНГ. Его доработка и внедрение осуществляются в соответствии с Порядком разработки межгосударственных целевых программ, утвержденным Решением Совета глав правительств СНГ от 16.04.2004. Проект модельного закона «О статусе работника образования» одобрен Постоянной Комиссией МПА СНГ по науке и образованию 05.10.2005 и вынесен на утверждение Межпарламентской Ассамблеи СНГ. Проект рекомендаций МПА СНГ «О статусе учащегося» одобрен Постоянной Комиссией МПА СНГ по науке и образованию 05.04.2005 и вынесен на утверждение Межпарламентской Ассамблеи СНГ. Проект общей части Модельного образовательного кодекса для государств-уча-стников СНГ одобрен экспертами аппарата Комитета по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Совета Федерации ФС РФ (ноябрь 2005). Проект модельного закона «О научном туризме» рассмотрен Постоянной Комиссией МПА СНГ по культуре, информации, туризму и спорту (май 2005).

Особо значимо, что создан методологический аппарат исследования системы образования взрослых как феномена культуры и образовательной метасистемы, выявлены социально-институциональные факторы, детерминирующие современный социальный заказ, динамику личностных мотиваций и потребностей в доступном и качественном образовании для разных категорий взрослого населения, показаны возможности и пути духовного становления человека в процессе его непрерывного образования. Представлена модель интеграции методологических подходов к разработке концепции системного управления, апробации ее моделей в регионах России, создания региональных моделей профессионального образования, характерных построением многоступенчатой образовательной системы на основе социального партнерства, открытостью для совершенствования в изменяющихся условиях внешней и внутренней образовательной среды.

Происходит планомерное расширение масштабного эксперимента по совершенствованию управления образовательными системами, содержания и технологий образования взрослых — основных условий обеспечения его опережающего

развития как социального института. Среди новых разработок — инновационные модели управления образованием, социального партнерства, инновационные модели и технологии обучения и развития взрослого человека.

Результативность внедрения в социальнообразовательную практику новых образовательных моделей и технологий подтверждается мониторингом инновационных процессов в системе работы с педагогическими и управленческими кадрами сферы образования взрослых; позитивными результатами научного руководства деятельностью образовательных учреждений, широкого консультирования практических работников системы непрерывного образования, высоким статусом института как научно-практического, методологического и методического центра.

ИОВ РАО разработаны и представлены в Президиум РАО предложения по формированию проекта Перспективного плана фундаментальных исследований по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники на период до 2010 года:

1. Теоретико-методологические основы развития системы образования взрослых в постиндустриальном обществе России.

- Исследование опережающего развития системы образования взрослых в России как фактор преобразования общества.

- Теоретическое обоснование ведущих институциональных изменений в системе образования взрослых в России.

- Исследование образования взрослых в условиях социально-культурного развития общества России в первой четверти XXI века.

2. Системное управление образованием взрослых в постиндустриальном обществе России.

- Теоретическое обобщение факторов и условий развития системного управления образованием взрослых в регионах России.

- Исследование меняющейся парадигмы управления образованием России в постиндустриальном обществе.

- Информационно-правовой аспект обеспечения системного управления образованием взрослых в России.

3. Методология развития систем открытого образования взрослых: принципы,технологии, критерии качества.

- Разработка и научное обоснование технологий образования взрослых.

- Исследование критериев качества образования взрослых разных категорий населения.

4. Развитие интеграционных процессов в системе образования взрослых в государствах-участниках СНГ и ЕВРАЗЕС.

- Анализ степени открытости образовательных систем стран Содружества.

- Разработка механизмов согласованного развития систем образования взрослых в СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.