Научная статья на тему 'Сотрудничество стран – участниц СНГ в области образования'

Сотрудничество стран – участниц СНГ в области образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
866
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айбазова Ф. У.

Формирование в 90-е годы общего образовательного пространства государств участников СНГ стало для них важнейшей гуманитарной задачей. 17 января 1997 г. Совет глав правительств Содружества утвердил Концепцию формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ. Работа государственных органов СНГ в этом направлении имела позитивные результаты, несмотря на неразрешенность многих проблем в данной сфере. В XXI в. сотрудничество стран участниц СНГ в области образования значительно активизировалось, есть довольно значительные факты и примеры решения этой задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Айбазова Ф. У.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cooperation of state-participants of the CIS in the field of education

Formation in 90th years of the general educational space of the state-participants CIS became the major humanitarian problem for them. On January, 17th, 1997 Advice of chapters of the governments of Commonwealth has approved the Concept of formation of common (general) educational space of the Commonwealth of Independent States. Work of the state bodies of the CIS had the positive results, despite of dependence of many important problems in this sphere. And the basis of this problem during this period has been incorporated. In 21st century cooperation of the countries-participants CIS in the field of education considerably became more active, there are capacious enough facts and examples of the decision of this problem.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество стран – участниц СНГ в области образования»

СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН - УЧАСТНИЦ СНГ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Ф.У. Айбазова

Карачаево-Черкесский государственный педагогический университет ул. Ленина, 29, Карачаевск, Карачаево-Черкесская Республика, 369202

Формирование в 90-е годы общего образовательного пространства государств — участников СНГ стало для них важнейшей гуманитарной задачей. 17 января 1997 г. Совет глав правительств Содружества утвердил Концепцию формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ. Работа государственных органов СНГ в этом направлении имела позитивные результаты, несмотря на неразрешенность многих проблем в данной сфере. В XXI в. сотрудничество стран — участниц СНГ в области образования значительно активизировалось, есть довольно значительные факты и примеры решения этой задачи.

Формирование в 90-е годы общего образовательного пространства государств — участников СНГ стало для них важнейшей гуманитарной задачей. 17 января 1997 года Совет глав правительств Содружества утвердил Концепцию формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств. В целом идея общего образовательного пространства СНГ возникла после распада СССР, в первой половине 90-х годов. Ее реализацию взяла на себя Российская Федерация, которая из всех стран СНГ проводила наиболее активную практическую деятельность, направленную на создание общего образовательного пространства. В этих целях Госкомвуз, а позднее Министерство образования России активно участвовали в работе постоянно действующей Конференции министров образования стран СНГ, осуществляли связи в области образования с этими государствами на основе договоров и соглашений. В материалах к парламентским слушаниям 5 июня 2000 года «О развитии образовательных связей с государствами — участниками СНГ и государствами Балтии» Министерство национальностей России дает следующую справку о своей работе в области развития образовательных связей с государствами — участниками СНГ.

1. При содействии Миннаца России практически во всех государствах — участниках СНГ (за исключением Туркмении) созданы ассоциации учителей школ с русским языком обучения.

2. В феврале 1999 года Миннацем России при спонсорской поддержке ряда издательств был проведен семинар для руководителей ассоциаций учителей школ с русским языком обучения стран СНГ по вопросам организационно-методического характера и ознакомлению с новейшей учебно-методической литературой.

3. В рамках реализации проекта «Российскому образованию в Туркестане — 100 лет» при спонсорской поддержке агентства «Роспечать» в 5 школ государств Центральной Азии с русским языком обучения и Российско-Киргизскому (Славянскому) Университету были отправлены книги для пополнения библиотек.

4. При содействии Мингосимущества России Российско-Киргизскому (Славянскому) Университету были переданы на баланс корпуса бывшего госпиталя Федеральной пограничной службы России, расположенных в г. Бишкеке.

5. Поддержаны ходатайства Славянского движения «Лад» (Казахстан), Славянского Фонда (Киргизия) об открытии в гг. Алма-Ата и Бишкеке Российско-Казахской и Российско-Киргизской гимназии.

6. Миннац России был головным разработчиком федеральной целевой программы «Гуманитарное сотрудничество Российской Федерации с государствами — участниками СНГ и государствами Балтии на 1999—2000 годы».

7. По решению Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом в 1997—1998 годах Миннацем России было осуществлено экспедирование российских учебников и учебных пособий для школ с русским языком обучения в Молдавию, включая Приднестровскую Молдавскую Республику, Казахстан, Узбекистан, Киргизию, количеством 689,5 тыс. экз., 143-х наименований.

8. В 1995—1997 годах по решению Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом Миннацем России совместно с администрациями ряда субъектов Российской Федерации — Московской, Омской, Псковской, Воронежской, Смоленской, Рязанской — был организован отдых детей соотечественников в оздоровительных лагерях.

9. По инициативе Миннаца России и по решению Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом в мае 1999 года в честь 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина в Пушкинских горах (Псковская область) был проведен Форум соотечественников «А.С. Пушкин и русская культура за рубежом». По итогам Форума были изданы его материалы.

10. Миннац России совместно с комитетом по образованию РФ принимал участие в разработке «Программы Межгосударственного образовательного сотрудничества с государствами — участниками СНГ и государствами Балтии на 2001—2005 гг., разрабатываемой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2000 года» (1).

В этом документе делается вывод, с которым можно согласится: «Системы образования России и стран СНГ сохраняют взаимную открытость, достаточную для инициирования интеграционных процессов, разумеется, весьма неодинаковых по содержанию и темпам в каждом конкретном случае» (2). В середине 90-х годов, как показывает анализ, наиболее плодотворные успехи отмечались в российско-белорусском образовательном сотрудничестве. В постановлении Испол-

нительного Комитета сообщества России и Беларусии от 11 апреля 1996 года отмечалось, что в целях ускорения создания общего образовательного пространства каждая из сторон обеспечивает гражданам другой стороны доступ и равные со своими гражданами права в получении среднего, высшего и послевузовского профессионального образования всех видов. С Республикой Беларусь было подписано межправительственное соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях. На заседании совместных коллегий министерства образования России и Белоруссии в городе Смоленске в июне 1999 года был одобрен совместный проект Программы Союза Беларуси и России по формированию и развитию общего образовательного пространства.

В июне 1997 года была достигнута договоренность с Интеграционным Комитетом — исполнительным органом государств — участников Договора «четверки» — России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии об углублении и развитии интеграции в экономической и гуманитарной областях, где особое внимание уделялось сотрудничеству стран — участниц СНГ в области образования.

Реальным воплощением в жизнь этой договоренности явилось заключение 24 ноября 1998 года в рамках «четверки» межправительственных соглашений о признании документов об образовании, ученых степеней и знаний и о предоставлении равных прав при поступлении в учебные заведения Российской Федерации, Белоруссии, Казахстана и Киргизии.

Одной из важнейших задач сотрудничества в области образования на постсоветском пространстве явилось содействие в получении гражданами СНГ всех видов образования в Российской Федерации. Так, например, приказом Минобразования России от 24 февраля 1998 № 500 был утвержден «Порядок приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования», которым была установлена возможность приема лиц, проживающих на территории государств — республик бывшего СССР в высшие учебные заведения на конкурсной основе на места, финансируемые за счет средств бюджета. При этом ректорам вузов было предложено руководствоваться принципами социальной поддержки молодежи, желающей получить образование в российских вузах. В соответствии с прямыми договорами высшего учебного заведения на места в пределах численности, определяемой лицензией, с оплатой стоимости обучения на условиях, определяемых Советом вуза, молодежь стран СНГ зачислялась в эти учебные заведения. Решение об условиях принятия в российские вузы граждан стран Содружества утверждал Совет вуза, и в большинстве вузов в первые годы после распада СССР, чаще всего, их приравнивали к иностранным студентам «дальнего зарубежья».

Твердую позицию в этом отношении занял МГУ им. М.В. Ломоносова. Каждый гражданин СНГ мог поступить в это учебное заведение на тех же условиях, что и гражданин России, обеспечивался стипендией и общежитием. При этом Московский Университет не просто провозгласил этот принцип еще в 1992 году, но и закрепил его в своем Уставе, решениях Ученого совета. В результате в 1998/

1999 учебном году в МГУ за счет его бюджета обучалось свыше 1300 студентов, аспирантов из всех стран СНГ. На это было израсходовано 4,8 млн долларов (3). «Однако дело не только в затратах, — говорил в своем выступлении в декабре 1998 года на заседании Совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ ректор МГУ В.А. Садовничий, — совсем недавно Счетная палата Российской Федерации записала в своих выводах, что эти затраты делаются МГУ неправомерно, что необходимо сократить бюджет университета на величину этих затрат. Мы выразили свое несогласие с данным подходом. Мне пришлось прямо заявить на заседании коллегии Счетной палаты, что МГУ будет и в дальнейшем осуществлять наш курс на обеспечение условий подготовки специалистов для стран СНГ» (4). Такая позиция ректора первого вуза Российской Федерации способствовала укреплению сотрудничества стран СНГ в области образования.

Несмотря на имеющиеся сложности, в 90-е годы высшие и средне-специ-альные учебные заведения Российской Федерации ежегодно осуществляли прием студентов стран СНГ. В результате в уже 1999 году общее число граждан из государств — республик бывшего СССР, обучающихся только в системе высшего профессионального образования по всем формам обучения, составляло свыше 35 тыс. человек, из них свыше 13 тыс. человек — с полным возмещением затрат (5).

Большую помощь в получении высшего образования молодежи из числа русскоязычного населения государств ближнего зарубежья оказывали созданные в некоторых странах российско-национальные (славянские) университеты. Основы деятельности такого университета межгосударственного двойного подчинения, первого совместного высшего учебного заведения в СНГ, были заложены еще в 1992 году в Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерации и Киргизской Республикой. Открыт же Славянский Университет в Бишкеке уже в 1993 году.

Утвержденными в 1996 году Указом Президента России «Программой поддержки Российской Федерации интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств» и Постановлением Правительства Российской Федерации «Программа мер по поддержке соотечественников за рубежом» была поставлена задача организации и поддержки российско-националь-ных университетов в других странах СНГ. В последующий период совместные университеты были созданы в Таджикистане — Российско-Таджикский Славянский университет — и в Армении — Российско-Армянский Славянский университет. В 1998 году с Министерством образования Республики Беларусь была достигнута договоренность об организации Российско-Белорусского университета, который открылся в 2000 году.

В этой связи необходимо особо отметить, что материальная база университетов формировалась с учетом соответствия предоставляемых в их распоряжение учебных корпусов, общежитий и т.д. согласно законодательству и нормативам высшей школы государств, где создавались Славянские университеты. Финансовое обеспечение деятельности университетов осуществлялось в пределах ассигнований, предусматриваемых в расходах на образование Министерству

образования Российской Федерации и государства СНГ — соучредителя, как правило, на паритетных началах за счет средств госбюджетов. Допускалось использование Славянскими университетами добровольных взносов от предпринимательских структур, неправительственных фондов, общественных организаций, отдельных граждан и других, не запрещенных законодательством государств сторон, источников финансирования.

Деятельность университетов регламентировалась их уставами, утверждаемыми государственными органами исполнительной власти в области образования. Образовательная деятельность в этих университетах осуществлялось на основе российского государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и утверждаемых национально-региональных компонентов. Вопросы лицензирования и государственной аккредитации Славянских университетов, контроля качества подготовки кадров, выдачи документов об образовании, о присвоении ученых степеней и званий решались совместно государственными органами исполнительной власти в области образования и органами аттестации.

Таким образом, деятельность совместных российско-национальных университетов в 90-е годы, с одной стороны, была важным фактором формирования общего образовательного пространства, а с другой, реальностью его осуществления.

Важная роль российско-национальных университетов в образовательном пространстве стран СНГ была отмечена в утвержденной Правительством Российской Федерации в ноябре 1999 года Федеральной целевой программе «Гуманитарное сотрудничество Российской Федерации с государствами — участниками СНГ и государствами Балтии на 1999—2000 годы». Программа предусматривала организацию на базе российско-национальных университетов курсов повышения квалификации учителей и преподавателей образовательных учреждений Содружества с русским языком обучения.

В то же время в деятельности Славянских университетов в странах Содружества существовало в исследуемые годы и немало проблем: во-первых, ощущалось, как всегда и везде, недостаточное финансирование, имелись трудности с комплектованием библиотечного фонда, состоянием материально-технической базы, оснащением учебного процесса современными дидактическими материалами и т.д. Однако, несмотря на эти существенные проблемы, российско-нацио-нальные университеты, несомненно, выполняют важную роль в активизации и развитии образовательного сотрудничества государств — участников СНГ, реализуют на практике задачи формирования в Содружестве общего образовательного пространства. В этой связи надо отметить, что по инициативе вузов Российской Федерации организовались и регистрировались в государствах — участниках СНГ их представительства и филиалы.

Другим важным направлением в деятельности Минобразования России по формированию общего образовательного пространства стран СНГ было создание единой системы дистанционного обучения в государствах — участниках Содружества. Утверждение Российской Федерации как главного образовательного

центра на постсоветском пространстве являлось одной из ее основных задач по организации сотрудничества стран — участниц СНГ в области образования и воспитания молодежи в исследуемые годы.

В целях реализации основных направлений сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ в области образования и учитывая просьбы правительств стран Содружества Министерство образования России выделило в 1996 году Азербайджану, Армении, Грузии, Молдове, Таджикистану, Туркмении, Узбекистану и Украине, то есть странам, не входившим в «пятерку», квоты на обучение 150 граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации (6). Это решение получило большой политический и общественный резонанс и было с благодарностью воспринята государствами Содружества. В свою очередь, министерства образования этих стран провели тщательный отбор абитуриентов, рекомендованных для учебы в вузы Российской Федерации. Данные страны СНГ выразили также надежду на продолжение Российской Федерацией практики выделения квот на обучение своих граждан в российских высших учебных заведениях. Учитывая это, Минобразование России предоставило в 1999/2000 учебном году уже 290 государственных стипендий странам СНГ, не входящих в «пятерку» (7).

Особое значение для исследуемой нами проблемы имел Указ Президента РФ от 13 июля 1996 года «О поддержке Российской Федерации интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств», которым была утверждена Программа поддержки интеграционных образовательных процессов в СНГ. Ей был придан статус президентской. Программа, в частности, предусматривала: во-первых, принятие государствами — участниками СНГ Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства; во-вторых, Соглашение о сотрудничестве со странами СНГ по формированию единого (общего) образовательного пространства; в-третьих, создание Межгосударственного совета Содружества Независимых Государств в области образования; в-четвертых, учреждение Межгосударственного фонда Содружества по поддержке интеграционных процессов в области образования; в-пятых, подготовку проекта конвенции о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании в государствах Содружества и проведение ряда важных мероприятий и т.д.

Кроме этого, в 1997 году были разработаны и приняты Советом глав правительств государств — участников СНГ следующие документы: 1) Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств, которое было подписано главами правительства государств — участников СНГ 17 января 1997 года в г. Москве; 2) Положение о Совете по сотрудничеству в области образования государств — участников Содружества Независимых Государств; 3) Концепция формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 17 января 1997 года.

Вместе с тем главным принципом формирования общего образовательного пространства СНГ являлся его добровольный характер. Государства — участни-

ки СНГ могли вступать в него в любое время по мере убежденности в его полезности для себя и Содружества в целом. Вхождение в общее образовательное пространство не влекло за собой и не требовало изменения организационной структуры, характерных национальных особенностей собственной образовательной системы и т.д. Девиз общего образовательного пространства — «Единство в многообразии». Системы образования, входящие в образовательное пространство, должны были дополнять друг друга и общими усилиями содействовать достижению общих целей Содружества Независимых Государств. Все это свидетельствует о том, что общее образовательное пространство формировалось в 90-е годы на основе международных принципов сотрудничества, признания прав каждого государства на свою модель развития образования, уважения культурной самобытности каждого народа, действующих договоров и соглашений, заключенных государствами СНГ между собой, а также со сторонами других регионов. На процесс становления общего образовательного пространства стран Содружества, несомненно, оказал влияние и тот факт, что материальная, научная, методическая и интеллектуальная база всех стран Содружества была создана еще в советский период.

Важным принципом формирования общего образовательного пространства являлась приверженность к всеобщей декларации прав человека, Конвенции ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования, рекомендации восемнадцатой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира.

Большое значение для формирования общего образовательного пространства стран Содружества в исследуемые годы имели международные конференции, посвященные этой проблеме, проводимые Межпарламентской Ассамблеей СНГ (29 ноября 1996 года — «Законодательное обеспечение развития науки и образования в государствах — участниках СНГ») (8), Евразийской Ассоциацией университетов (23—24 марта 2000 года — «Университеты и общество. Сотрудничество на рубеже веков») (9), Международной Академии наук высшей школы, парламентскими слушаниями в Государственной Думе в 1996 и 2000 годах.

В целом анализ развития образования в странах СНГ в 90-е годы показывает, что в конце 90-х годов появляются определенные положительные тенденции в высшей школе. По мнению ученых Международной академии наук, высшая школа от «вырождения» сделала шаг к «возрождению».

Подводя итог сказанному, можно отметить тот факт, что работа государственных органов СНГ по формированию общего образовательного пространства имела определенные позитивные результаты, несмотря на неразрешенность многих важных проблем в этой сфере. В целом в 90-е годы почти все страны Содружества пришли к единому мнению о необходимости формирования единого (общего) образовательного пространства. И основа этой задачи в данный период была заложена. В наступившем XXI веке сотрудничество стран — участниц СНГ в области образования значительно активизировалось, есть довольно емкие факты и примеры решения этой задачи.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Архив МПА. — Ф. 1. — Оп. 2. — Д. 23. — С.18—19.

(2) Там же. — С. 22.

(3) Информационный бюллетень Евразийской Ассоциации Университетов. — М., 1999. — С. 4.

(4) Там же. — С. 5.

(5) Там же. — С. 11.

(6) Филиппов В.М. Образование и наука в условиях рыночных отношений. — М., 2002. — С. 26.

(7) Архив МПА. — Ф. 1. — Оп. 2. — Д. 22. — Л. 20—22.

(8) Вестник Межпарламентской Ассамблеи. — 1997. — № 2. — С. 46.

(9) Первая Международная научно-практическая конференция стран СНГ и Балтии. — М., 2000.

COOPERATION OF STATE-PARTICIPANTS OF THE CIS IN THE FIELD OF EDUCATION

F.U. Aibazova

Karachay-Cherkess State Pedagogical University Lenin str., 29, Karachaevsk, Karachay-Cherkess Republic, Russia, 369202

Formation in 90th years of the general educational space of the state-participants CIS became the major humanitarian problem for them. On January, 17th, 1997 Advice of chapters of the governments of Commonwealth has approved the Concept of formation of common (general) educational space of the Commonwealth of Independent States. Work of the state bodies of the CIS had the positive results, despite of dependence of many important problems in this sphere. And the basis of this problem during this period has been incorporated. In 21st century cooperation of the countries-participants CIS in the field of education considerably became more active, there are capacious enough facts and examples of the decision of this problem.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.