Д.Н. Андросова
«Мягкая сила» России на пространстве СНГ. Высшее образование
Аннотация. В статье рассматривается потенциал России на пространстве СНГ на примере предоставления образовательных услуг. Показаны исторические предпосылки и условия, позволяющие России стать центром притяжения студентов из стран СНГ, а также существующая конкуренция со стороны европейских акторов.
Abstract. This article discusses the opportunities of Russia in the CIS by the example of provision of educational services. Author shows historical background and conditions which allow Russia to become a center of attraction for students from CIS countries, as well as the existing competition represented by European actors.
Ключевые слова: «мягкая сила», СНГ, высшее образование, потенциал России на пространстве СНГ.
Keywords: soft power, CIS, higher education, opportunities of Russia in the CIS.
Центральной задачей внешней политики любого государства является укрепление, а по возможности, и усиление своего влияния на международной арене. Достичь этих целей можно за счет использования военных и экономических рычагов давления, а можно и с помощью использования так называемой «мягкой силы», т.е. привлекая последователей и союзников на культурно-идеологических основаниях. Авторство понятия и концепции «мягкой силы» принадлежит американскому политологу Дж. Наю, профессору Гарвардского университета. Концепция введена в широкий оборот
в 2004 г. и стала одной из основополагающих в мировой политике, экономике и дипломатии.
Привлекательность государства, по Дж. Наю, зависит в том числе от ценностей, находящих свое отражение в существе и стиле внешней политики, и эта привлекательность, «мягкая сила», проявляется в привлечении других государств к сотрудничеству без угроз и вознаграждений [Най]. Политика государства будет более привлекательной, если она базируется на ценностях, разделяемых другими государствами.
Одним из важнейших инструментов «мягкой силы» можно назвать предоставление образовательных услуг иностранным гражданам как внутри государства, так и за его пределами.
В процессе обучения, знакомства с достижениями государства в науке и культуре, с образом жизни формируются ценности и взгляды студентов, особенно в юном возрасте. Вернувшись на родину, молодые специалисты станут проводниками ценностей и взглядов, полученных в процессе обучения в принимающем государстве, что будет способствовать формированию лояльных этому государству групп населения в зарубежных странах. Поэтому привлечение иностранных студентов в национальные вузы так важно для формирования привлекательного образа государства. Это особенно важно для России, поскольку в этом случае речь идет о соседних государствах, объединенных общим историческим прошлым, а зачастую и общим языком, что может стать дополнительным преимуществом при выборе студентом образовательного учреждения и в самом процессе обучения.
В Концепции государственной политики Российской Федерации (РФ) в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях (2002) подготовка национальных кадров для зарубежных стран названа важной составной частью внешнеэкономической деятельности России, а приоритетом в этой сфере является углубление процессов интеграции в Содружестве Независимых Государств (СНГ) [Основные положения Концепции].
Основной целью государственной политики в области подготовки кадров для зарубежных стран, и прежде всего для государств -участников СНГ, является, согласно Концепции, реализация геополитических и социально-экономических интересов России, полно-204
правное и полноценное участие в глобальном процессе развития образования, обеспечение высокого качества подготовки и конкурентоспособности выпускников российских образовательных учреждений на мировом рынке образования и труда.
Усиление роли России, как главного образовательного центра в Содружестве Независимых Государств, признано в Концепции одним из приоритетных направлений государственной политики в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях. Это объясняется тем, что сотрудничество с государствами - участниками СНГ в области образования строится с учетом стратегической цели политики России в отношении Содружества Независимых Государств -создания сообщества государств, способного стать в XXI в. центром устойчивого политического, социального, экономического и научно-технического развития, зоной мира. В связи с этим основной задачей является восстановление позиций России в качестве главного образовательного центра Содружества. К числу приоритетов относятся также:
1) подготовка интеллектуальной элиты зарубежных государств в целях обеспечения долговременных политических и экономических интересов России в регионах мира;
2) использование кадрового потенциала зарубежных специалистов - выпускников российских вузов в целях формирования долговременных благоприятных условий для развития политического, торгово-экономического и научно-технического сотрудничества России с зарубежными странами.
О необходимости укрепления единого образовательного пространства на территории СНГ и увеличении числа бюджетных мест для студентов из стран Содружества в российских вузах в 2009 г. говорил президент РФ Д.А. Медведев в ходе телемоста с участниками Всероссийского молодежного образовательного форума «Се-лигер-2009». По убеждению президента, это «одна из наиболее перспективных форм сотрудничества в рамках СНГ» [Нужно увеличить число мест в вузах для студентов из стран СНГ].
Необходимо отметить, что Россия имеет богатый опыт в области привлечения зарубежных студентов в национальные вузы, накопленный в советское время.
Политика СССР в области образования
Потенциал экспорта образовательных услуг для формирования лояльных групп среди представителей зарубежных стран был оценен еще в СССР. В условиях блокового противостояния и «холодной войны» каждой стороне необходимо было поддерживать и расширять дружественные связи с лояльными государствами, соответственно, распространять собственную модель политико-экономического и культурного развития. Система высшего образования стала одним из наиболее эффективных инструментов выполнения данной задачи. Еще до окончания Второй мировой войны Советский Союз начал оказывать помощь зарубежным государствам (странам народной демократии) в обучении их граждан [Алексеев, с. 112].
После Второй мировой войны в результате распада колониальной системы на карте мира образовались новые независимые государства, еще не определившиеся в выборе своей модели социально-политического развития. Соответственно существенно расширилась и география стран, направлявших своих граждан на обучение в зарубежные страны. В условиях глобального противостояния двух идеологических систем распространение своего влияния в молодых государствах стало одной из главных внешнеполитических задач США и СССР. Бывший американский посол в Гвинее У. Аттвуд, выступая перед ответственными чиновниками Государственного департамента США, так определил задачу американской внешней политики в Африке: «Нашей проблемой в настоящее время является следующее: каким образом убедить африканцев, что их и наши интересы совпадают и что более выгодным для них является сотрудничество с нами, чем с Советским Союзом» [ Дипломатия и кадры, с. 67].
Политическую значимость сферы образовательных услуг в геополитической борьбе хорошо понимало и политическое руководство Советского Союза и приняло соответствующие меры для того, чтобы укрепить свои позиции на этом фронте. В 1960 г. был создан Университет дружбы народов (УДН), который стал одним из крупнейших проектов в комплексе мер по расширению приема иностранных граждан и совершенствованию их обучения. Со временем представители развивающихся стран стали составлять
большинство иностранных учащихся в вузах СССР. Иностранные граждане, независимо от расы, национальности и при наличии соответствующего образования, принимались на основании межправительственных соглашений и планов культурного сотрудничества между СССР и соответствующими странами, а также по просьбе правительств как на обучение, так и на научную стажировку в высшие и средние специальные учреждения.
Другим каналом предоставления возможностей для обучения были советские общественные организации. Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС), Комитет молодежных организаций (КМО) СССР, Союз советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами (ССОД), Советский комитет солидарности стран Азии и Африки и др. ежегодно выделяли, по рекомендации соответствующих зарубежных общественных организаций, стипендии для граждан зарубежных стран. Определенное количество стипендий выделялось для международных организаций: ЮНЕСКО, Международному союзу студентов, Международному агентству по мирному использованию атомной энергии и др.
Таким образом, еще задолго до того, как Дж. Най сформулировал свою концепцию «мягкой силы», США и Советский Союз сделали большие ставки на образование и формирование новых элит, лояльных соответствующему режиму. Это подтверждают и статистические данные. Если в период с 1956 по 1960 г. из учебных заведений СССР было выпущено 11 998 иностранных граждан, то с 1981 по 1985 г. уже 82 643 человека.
К 1985 г. в СССР обучались 6913 граждан из стран Латинской Америки, 26 978 - из стран Азии, 22 836 - из стран Африки, 42 694 -из социалистических стран и 1917 - из капиталистических стран [Белов, с. 266-267]. Эти цифры свидетельствуют о том, что большинство учащихся являлись представителями социалистического лагеря. Это и неудивительно, поскольку формирование соответствующих идеологических ценностей в ближайшем окружении Советского Союза имело особое стратегическое значение.
Высшая школа была важным механизмом подготовки государственно-политической элиты. В этих условиях концепции организации системы высшего образования в значительной степени рассматривались средством продвижения соответствующих моде-
лей мироустройства, зиждущихся на идейных представлениях ее носителей. Система высшего образования стала одним из эффективных инструментов выполнения данной задачи [СССР и ЮНЕСКО].
Политика России на территории СНГ
С окончанием «холодной войны» и распадом СССР ушла в прошлое и проблема идеологического противостояния двух систем. После распада СССР количество иностранных студентов в России заметно снизилось. Это объяснялось не только тем, что в связи с сокращением территории России многие высшие учебные заведения, в которых проходило обучение иностранных граждан в СССР, оказались в новых независимых государствах, в частности в Украине. Сказалось и значительное ослабление внимания к этому вопросу со стороны государства. Все это привело к тому, что значительно уменьшилась численность иностранных граждан в вузах России, в том числе и из стран СНГ. Наиболее ощутимо сократилась численность представителей Украины. Если в 1992/93 уч. г. в российских вузах обучались 29,9 тыс. украинских студентов, то к 2000/2001 уч. г. количество украинских студентов сократилось до 4,9 тыс. Сократилось и число студентов из Казахстана (22 тыс. в 1992/93 и 16,7 тыс. в 2000/2001 г.) и Белоруссии (соответственно 9,3 тыс. и 3,4 тыс.) [Ше-реги, Дмитриев, Арефьев].
В эти годы начинает меняться и национальный состав учащихся из стран СНГ - растет доля этнических русских, что объяснялось усилившимся «выдавливанием» русскоязычного населения из стран СНГ и Балтии, а также переходом системы образования в бывших советских республиках на национальные языки обучения.
В 2000-е годы изменилось и отношение к проблеме образования, в том числе и высшего, на государственном уровне. Важным шагом в этих изменениях стало вступление России в Болонский процесс.
Современные процессы глобализации и интеграции не обошли стороной и высшее образование. В 1998 г. министрами образования Великобритании, Германии, Италии и Франции была инициирована интеграция европейского пространства высшего образования. В 1999 г. в Болонье была подписана декларация, дав-
шая название процессу интеграции высшего образования по месту проведения этой конференции. В сентябре 2003 г. Россия официально присоединилась к формированию единого европейского пространства высшего образования и на совещании министров образования стран - участниц Болонского процесса в Берлине подтвердила свое намерение следовать основным принципам Болон-ской декларации.
Вхождение в мировое образовательное пространство должно было дать дополнительные преимущества России в деле привлечения иностранных граждан в свои высшие учебные заведения. Однако в 2008 г. директор Департамента международного сотрудничества в образовании и науке Минобрнауки В.В. Ничков констатировал некоторое снижение доли России на мировом рынке образовательных услуг и одновременно более высокие темпы прироста числа иностранных студентов в других странах. В.В. Ничков вынужден был признать, что Россия, имея значительный потенциал, прежде всего в сфере высшего профобразования, реализует его далеко не в полной мере [Доля образовательных услуг РФ]. В соответствии с приведенными В. В. Ничковым данными на долю России приходилось всего лишь 3% от общего числа обучающихся в мире иностранных граждан. При этом доля США составляла 22%, Великобритании - 12, Германии - 9, Франции - 8,8, Австралии - 8,2, Китая - 5, Японии - 4,2%. Столь неблагоприятная для России ситуация в этой области объяснялась действием ряда факторов: несовершенством нормативно-правовой базы, неудовлетворительными социально-бытовыми условиями для иностранных студентов во время их учебы в России, низким уровнем медицинского обслуживания и безопасности, слабым знанием иностранными студентами русского языка и низкой эффективностью информационно-рекламной работы.
Действительно, начиная с 1992 г. количество студентов из стран СНГ в российских вузах неуклонно стало снижаться. Если в 1992/1993 уч. г. в государственных российских вузах на дневных отделениях обучалось 66,8 тыс. граждан из стран СНГ, то в 2006/2007 уч. г. - 3009,9 человек [Численность студентов].
По данным на 2010 г., Россия оказалась седьмой на международном рынке образования, о чем свидетельствует исследование Education at a Glance 2010, охватывающее все страны ОЭСР и неко-
торые развивающиеся страны, в том числе Россию. Доля России на этом рынке с 2000 по 2008 г. выросла более чем вдвое - с 2,1 до 4,3%, зато заметно ослабили свои позиции США, Германия и Франция. Однако по-прежнему лидером в экспорте образования остаются США, поскольку в этой стране обучается почти каждый пятый иностранный студент. В России большую часть иностранных студентов составляют выходцы из стран СНГ и Азии [Россия оказалась в лидерах].
В 2008 уч. г. доля граждан из стран СНГ, обучавшихся в России (в соответствии с международными соглашениями) в государственных вузах по очной форме обучения, составила 35,3% от общего числа иностранных студентов в 24 827 человек [Россия отстала в экспорте].
По данным на 2009/2010 уч. г. о приеме иностранных граждан на обучение в российские вузы, на полный курс обучения и на предвузовскую подготовку (с последующим зачислением на первый курс) были приняты 25 304 студента из стран СНГ и Балтии. Помимо этого, российские вузы приняли 10 тыс. студентов и 1250 аспирантов, докторантов и стажеров из тех же регионов. Наиболее востребованными специальностями оказались экономика, медицина, лингвистика, информатика и вычислительная техника (компьютеры) [Сайт Министерства образования].
В настоящее время граждане стран СНГ имеют возможность получать высшее образование двумя путями - за счет ассигнований из федерального бюджета и на договорной основе. В 2003 г. численность таких студентов составляла 1775 человек [В 2003 году Минобразования РФ]. В соответствии с постановлением правительства России (25 августа 2008 г.) суммарное количество иностранных граждан и соотечественников, проживавших за рубежом, которое наша страна планирует принимать в федеральные государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования за счет средств федерального бюджета, составит 10 тыс. человек в год. Это количество не зависит от сроков обучения, уровня и вида реализуемых программ. В данном случае основанием для обучения граждан служат международные договоры Российской Федерации. При этом предусматривается, что иностранные студенты этой категории в течение всего периода обучения будут получать вне зависимости от успеваемости государст-210
венные стипендии и обеспечиваться местами в общежитиях на условиях, установленных для граждан Российской Федерации, обучающихся за счет федерального бюджета.
Расходы, связанные с обучением иностранных граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, а также их стипендиальным обеспечением, покрываются министерствами и ведомствами, в чьем ведении находятся государственные институты, университеты и академии, принимающие студентов этой категории. При этом размеры финансирования ограничиваются средствами, предусмотренными этими министерствами и ведомствами на соответствующий финансовый год.
Организация приема иностранных граждан, а также соотечественников, проживающих за рубежом, в федеральные государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования для обучения за счет федерального бюджета (т.е. за счет стипендий, выделенных правительством РФ) возложена на Федеральное агентство по образованию [Квоты на прием].
Продвижение русского языка за рубежом
Важную роль в выборе учебного заведения играет язык обучения. Как было сказано выше, преподавание на русском языке в российских университетах является одним из факторов, повышающих конкурентоспособность отечественных учебных заведений в борьбе за студентов из стран СНГ.
Важную роль в осуществлении политики «мягкой силы» России на пространстве СНГ играет Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), созданное в сентябре 2008 г. (Указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. № 1315) [Сайт Россотрудничества]. Одной из задач Россотрудниче-ства является разработка совместно с Министерством образования и науки (Минобрнауки) России проекта Концепции экспорта образовательных услуг Российской Федерации на 2011-2020 гг.
В странах СНГ Россотрудничеством планируется создать постоянно действующие экспозиции российских образовательных
учреждений. Эта же организация проводит работу с ведущими столичными университетами и региональными вузами России, которая должна быть завершена до конца 2010 г.
Кроме того, Россотрудничество совместно с Минобрнауки России через свои представительства и Российский центр науки и культуры (РЦНК) осуществляет работу по набору за рубежом абитуриентов на учебу в российские вузы. Общее количество мест, выделяемых Россотрудничеству, составляет 400 стипендий в год. Дополнительные места предоставляются для соотечественников из государств - участников СНГ. На обучение в России из стран «дальнего зарубежья» в 2008 г. было принято 76 человек, в 2009 г. -200 человек. Из стран СНГ соответственно - 57 и 100 человек.
В целях расширения российского образовательного пространства за рубежом Россотрудничество совместно с Минобрнау-ки России приступило к разработке проекта программы дистанционной поддержки русскоязычного образования в странах СНГ.
Агентство уделяет большое внимание и проведению мероприятий, направленных на усиление позиций российского образования в мире. Одним из таких мероприятий стал Международный форум учителей зарубежных школ с преподаванием русского языка, впервые состоявшийся 2 ноября 2010 г. в Москве в Институте русского языка им. А.С. Пушкина в рамках IV Ассамблеи «Русского мира». Организаторами форума стали фонд «Русский мир», Министерство образования и науки, Министерство иностранных дел и Россотрудничество. На форуме обсуждались вопросы функционирования за рубежом средних учебных заведений с преподаванием на русском языке, развития зарубежных школ дополнительного образования (субботние и воскресные школы). Большое внимание было уделено статусу русского языка в зарубежных школах. Участники форума обратили внимание на нехватку методической литературы и курсов по повышению квалификации учителей русского языка.
МИД России, Минобрнауки и Россотрудничество выступили с инициативой разработки Государственной концепции поддержки русского языка за рубежом. Эта инициатива была поддержана правительством Российской Федерации. В настоящее время Рос-сотрудничество совместно с рядом российских министерств, ведомств и высших учебных заведений приступило к разработке 212
проекта этого документа. Государственная концепция поддержки русского языка за рубежом должна стать основой для взаимодействия всех ведомств, в полномочия которых входит деятельность по поддержке, продвижению русского языка и укреплению его позиций в мире.
Российский дипломат Ф.М. Мухаметшин, руководитель Рос-сотрудничества, встретился с директорами четырнадцати русских школ, действующих в странах СНГ - Армении, Казахстана, Киргиз-стана и Украины, - и объявил о том, что с 2011 г. эти школы станут подведомственными школами Россотрудничества. На встрече обсуждались вопросы будущего правового статуса школ, организации курсов по повышению квалификации учителей, финансирования, введения дистанционного обучения и др. [Международный форум учителей].
Основными направлениями работы Россотрудничества в сфере продвижения российского образования за рубежом являются:
- реализация Концепции экспорта образовательных услуг Российской Федерации на 2011-2020 гг.;
- формирование квот государственных стипендий для обучения соотечественников из государств - участников СНГ в российских вузах, выработка критериев отбора претендентов на обучение в российских вузах;
- разработка концепции программы «Русская школа за рубежом» и ее реализация;
- размещение в РЦНК постоянно действующих экспозиций российских образовательных учреждений;
- проведение научно-технических выставок, семинаров и презентаций в странах ближнего и дальнего зарубежья по приоритетным для Российской Федерации направлениям развития науки;
- организация и проведение совместных научно-исследовательских семинаров, симпозиумов и конференций, проводимых в государствах - участниках СНГ на базе РЦНК [О работе Россот-рудничества].
Еще одним каналом продвижения российских образовательных услуг на постсоветском пространстве в условиях развитых современных каналов связи может стать дистанционное обучение. В этой сфере особенно активно действует РУДН.
Интересным представляется его проект создания Сетевого университета СНГ [Сетевой университет СНГ]. Целью его создания является разработка и внедрение аналога программы «Эразмус Мундус» в рамках единого образовательного пространства государств - участников СНГ. Этот проект был инициирован РУДН в 2008 г. Поддержку проекту оказывает Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ. В консорциум Сетевого университета вошли 16 ведущих вузов из восьми стран: Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана и Украины.
Основной целью проекта является повышение качества и привлекательности высшего образования, укрепление сотрудничества и межвузовских связей в сфере высшего образования на территории государств - участников СНГ. Проект направлен на организацию и реализацию высококачественных совместных магистерских программ, укрепление международного сотрудничества в области подготовки специалистов высшей квалификации и содействие обмену аспирантами, проведение совместных научных исследований с целью подготовки кандидатской диссертации.
Указом Президента РФ В.В. Путина 21 июня 2007 г. была создана еще одна организация, занимающаяся продвижением и поддержкой изучения русского языка в мире, а также содействующая развитию «Русского мира» в целом - фонд «Русский мир». По убеждению аналитика О.А. Наумова (фонд «Фондамир»), на сегодняшний день эта организация является, пожалуй, единственным полноценно оформившимся в современной России элементом «мягкой силы», призванным «повысить престиж нашей страны на международной арене и создать среду, в которой люди, не чувствовавшие принадлежности к Русскому миру ранее, ощутили бы себя его частью» [Наумов].
Однако, замечает О.А. Наумов, дают о себе знать факторы, тормозящие деятельность этой организации и препятствующие развитию потенциала «мягкой силы» России в целом. Это и небольшое (всего несколько десятков) количество общественных организаций, занимающихся данным вопросом, в то время как, например, в США таких организаций около 15 тыс. Это и проблема финансирования. Например, бюджет Британского совета приблизительно в пятьдесят раз больше, чем бюджет фонда «Русский 214
мир» при сопоставимых размерах экономики России и Великобритании. О.А Наумов обращает внимание и на необходимость создания межгосударственной структуры, которая оказывала бы поддержку начинаниям гражданского общества. Особого внимания, считает О.А. Наумов, требует и проблема антироссийских фобий, весьма развитых в зарубежных странах, с чем также необходимо бороться с помощью «мягкой силы».
Сказанное выше свидетельствуют о том, что за последнее десятилетие в нашей стране возросло понимание значимости потенциала «мягкой силы», возможностей образовательных программ для обеспечения национальных интересов России. Тем не менее в России все еще не существует хорошо организованной специализированной системы экспорта образовательных услуг, аналогичной тем, которые успешно функционируют в Европе.
Политика европейских стран на территории СНГ
Однако в сфере предоставления образовательных услуг на постсоветском пространстве у России есть серьезные конкуренты, одним из которых является Европейский союз. Если со стороны России политика «мягкой силы» на пространстве СНГ получила признание и стала развиваться только с начала 2000-х годов, то европейские игроки оценили потенциал своих образовательных программ гораздо раньше. Одной из таких программ является немецкая стипендиальная программа DAAD (Deutscher Akademischer Austausch Dienst - Германская служба академических обменов) -организация немецких вузов, членами которой являются 232 германских университета и 124 студенческие организации [DAAD].
Посредством предоставления персональных стипендий, а также поддержки сотрудничества на институциональном уровне DAAD уже более 75 лет выстраивает научную инфраструктуру, которая связывает научное и образовательное пространства Германии с мировым научным сообществом. С 1925 г. DAAD оказала содействие более миллиону представителей со всего мира. Необходимые средства DAAD получает через различные министерства от германского Бундестага, от Еврокомиссии, а также от других спонсоров.
Примером активности DAAD на постсоветском пространстве может служить ее деятельность в Казахстане, где она присутствует с 1990 г. За два десятилетия DAAD выделено более 3500 стипендий казахстанским студентам и ученым [Германская служба академических обменов, DAAD]. Всего в 2008 г. стипендиатами DAAD стали более 19 000 граждан СНГ [DAAD. Annual report 2008].
В свою очередь, казахстанское правительство проявило большой интерес к известной во всем мире немецкой системе подготовки специалистов в области инженерных наук и компьютерных технологий. Немецкие «ноу-хау» в области государственного управления, экономических и аграрных наук также обещают принести дивиденды казахстанской экономике [DAAD в Казахстане].
Объектом интереса правительства Казахстана стал и потенциал зарубежных университетов. В 1993 г. Указом Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева № 1394 от 5 ноября 1993 г. была учреждена международная стипендия «Болашак». С 1994 по 2004 г. включительно в рамках программы «Болашак» образование получили 700 стипендиатов в 13 странах мира. С 2005 по 2010 г. количество стипендиатов составило уже 6571 человек.
В 1991 г. DAAD начала действовать и в Киргизии. За время, прошедшее с тех пор, 1335 граждан Кыргызстана при поддержке DAAD получили возможность пройти курс обучения в Германии [DAAD в Кыргызстане].
В период с 1993 по 2008 г. стипендии DAAD получили 3500 белорусских студентов, выпускников вузов и научных сотрудников. Кроме того, DAAD поддерживает 13 программ межвузовской кооперации, а также межфакультетское сотрудничество в области германистики между университетом г. Бохума и Белорусским государственным университетом (БГУ). В рамках программы «Экспорт немецкого образования» DAAD способствовала открытию в 2002 г. при БГУ курса технической информатики [DAAD в Республике Беларусь].
Подводя итоги, можно сказать, что потенциал «мягкой силы» России на постсоветском пространстве в форме реализации образовательных программ получил признание на государственном уровне. Однако серьезная деятельность в этом направлении началась сравнительно недавно, и в этой области государственной деятельности предстоит сделать многое, чтобы противостоять мощно-216
му образовательному ресурсу конкурентов из стран - членов Европейского союза, успевших создать достаточно прочные позиции на постсоветском пространстве.
Литература
Алексеев А. А. Формирование государственной системы подготовки кадров в вузах СССР для стран социалистического содружества // Из истории партийно-государственного руководства культурным строительством в СССР: Сборник статей. - М., 1983. - С. 107-125.
Белов В. А. Подготовка кадров для зарубежных стран в советских вузах. - Калининград, 2003. - 268 с.
В 2003 году Минобразования РФ в 2,5 раза увеличило число квот для бесплатного обучения студентов из стран СНГ. - Режим доступа: http://www.rian.ru/economy/20030429/373832.html
Германская служба академических обменов (DAAD). - Режим доступа: http://www.deutschland-kasachstan.de/?page_id=188
ДААД в Республике Беларусь. - Режим доступа: http:/ /www.daad-ic-minsk.by/rus/2_3.php
ДААД в Казахстане. - Режим доступа: http://www.daad.kz/ Bolaschakstip.html
ДААД в Кыргызстане. - Режим доступа: http://www.botschaft-kirgisien.de/index.php?option=com_content&view=article&id=13&Itemid=42& lang=ru
ДААД в Узбекистане. - Режим доступа: http://www.daad.uz/index. php?page=9&lang=ru
Дипломатия и кадры / Под ред. В. Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 1968. - 215 с.
Доля образовательных услуг РФ на мировом рынке снизилась -Минобрнауки. - Режим доступа: http://www.rian.ru/society/20081112/ 154890202.html
Квоты на прием иностранных граждан и соотечественников за рубежом на обучение в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования. - Mode of access: http: //www. russia.edu.ru/enter/quot/
Международный форум учителей зарубежных школ с преподаванием русского языка. - Mode of access: http: / /rs.gov.ru/node/19092
Най Дж. «Мягкая сила» и американо-европейские отношения. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Article/nai_msil. php
Наумов О.А. Фактор «мягкой силы» // Стратегия России. - 2010. -№ 1. - Режим доступа: http://sr.fondedin.ru/new/admin/print.php?id= 1264505208&archive=1264505697
Нужно увеличить число мест в вузах для студентов из стран СНГ. -Режим доступа: http://www.radiomayak.ru/doc.html?id=136499
О работе Россотрудничества в сфере образования. - Режим доступа: http://rs.gov.ru/node/17790
Основные положения Концепции государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях. - Режим доступа: www.ed.gov.ru/files/materials/8193/pol.doc
Россия оказалась в лидерах среди стран, привлекательных для иностранных студентов. - Режим доступа: http://www.russia.edu.ru/news/ 4849/
Россия отстала в экспорте высшего образования. - Режим доступа: http://www.ubo.ru/articles/?cat=100&pub=3122
Сайт Министерства образования и науки РФ. Федеральное государственное учреждение Интеробразование. - Режим доступа: http://ined.ru/ obuchenie-v-rossii
Сайт Россотрудничества. - Режим доступа: http: //rs.gov.ru/node/39 Сетевой университет СНГ. - Режим доступа: http://www.ido.rudn. ru/su_sng/index.html
СССР и ЮНЕСКО: Документы и материалы, 1954-1987. - М., 1989. -Т. 1. Комиссия СССР по делам ЮНЕСКО. - 614 с.
Численность студентов из стран СНГ, обучавшихся на дневных отделениях в государственных высших учебных заведениях России (На начало учебного года; тысяч человек). - Режим доступа: http://stat.edu.ru/ scr/db.cgi?act=listDB&t=2_6_11a&ttype=2&Field=All
Шереги Ф.Э., Дмитриев Н.М., Арефьев А.Л. Иностранные студенты в России // Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (Социологический анализ). - М.: Центр социального прогнозирования, 2002. - С. 29-42. - Режим доступа: http://www. demoscope.ru/weekly/2003/099/analit02.php
DAAD. Annual report 2008. - Mode of access: http://www.daad.de/ annualreport / annual-report_2008.pdf
DAAD website. - Mode of access: http://www.daad.de/en/index.html