Научная статья на тему 'Инструменты и ресурсы "мягкой силы" России на пространстве СНГ'

Инструменты и ресурсы "мягкой силы" России на пространстве СНГ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3819
718
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЯГКАЯ СИЛА / РОССИЯ / СНГ / СОТРУДНИЧЕСТВО / КУЛЬТУРА / ЭКОНОМИКА / БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Герасимова Валерия Андреевна

Концепция «мягкой силы» была сформулирована в конце 80х начале 90х годов XX века американским политологом Джозефом Найем. Она была определена как «способность добиваться желаемого на основе добровольного участия союзников, а не с помощью принуждения или подачек». Дж. Най считает, что это воздействие может осуществляться с помощью таких компонентов как культура, идеология и внешняя политика. В настоящее время «мягкая сила» все чаще включается во внешнеполитические стратегии государств в целях создания благоприятных условий. Это позитивно влияет на внутреннее развитие и способствует распространению своего влияния на другие страны. В России эта концепция также имеет место быть, пусть и отличаясь от классических американских подходов. Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 30.11.16 г., характеризует «мягкую силу» как инструмент для решения внешнеполитических задач. Отмечается, что он базируется на возможностях гражданского общества, информационно-коммуникационных, гуманитарных и других методах и технологиях, дополняющих традиционные дипломатические методы. Ведущим инструментом реализации «мягкой силы» РФ за рубежом в целом и на пространстве СНГ в частности, является компания Россотрудничество. Это Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. Оно было создано в сентябре 2008 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. № 1315. Данная структура подведомственна МИД РФ и в настоящее время представлена в 80 странах мира 94 учреждениями. Из них 70 российских центров науки и культуры (9 отделений РЦНК) в 61 государстве, 24 представителя Агентства в составе посольств в 22 странах. Приоритетным направлением Россотрудничества являются страны СНГ. Деятельность данного федерального агентства и его загранучреждений направлена на реализацию государственной политики международного гуманитарного сотрудничества. Оно содействует распространению за рубежом объективного представления современной России. В рамках деятельности осуществляется система поддержки русского языка за рубежом. Россотрудничество активно работает в сфере продвижения российских образовательных услуг. Деятельность Агентства способствует расширению сотрудничества между школами, университетами и институтами стран партнеров. Также одним из главных векторов деятельности Россотрудничества является содействие международному развитию (СМР). Оно направлено на поддержание устойчивого социально-экономического развития государств, решение глобальных и региональных проблем. Это положительно сказывается на обеспечении стабильности и безопасности в системе международных отношений. Говоря диалектически, основными рычагами «мягкой силы» являются культура, ценности и инструменты внешней политики государства. Говоря о бизнесе, в рамках этих областей особое внимание стоит обратить на такие составляющие, как родной язык, деловые связи, образовательную политику, развитие НИОКР, а главное, устойчивое экономическое положение страны и региона в целом. Эти компоненты наиболее сильно влияют как на имидж государства в современном мире, так и на восприятие страны самими гражданами. Язык и инновационные технологии служат визитной карточкой государства в мире. Экономическая стабильность и качественное высшее образование обеспечивают безопасность граждан и их уверенность в завтрашнем дне, а так же делают страну привлекательной для зарубежных инвестиций. В совокупности данные компоненты позволяют реализовать экономические преимущества на международной арене и установить долгосрочные контакты с зарубежными партнерами. Следует обратить внимание, что, несмотря на прямую связь между имиджем государства и бизнес климатом, «мягкая сила» все же не может быть единственным инструментом регулирования межгосударственных отношений. Так, уже упоминавшийся нами Джозеф Най, определил, что «мягкая сила» трудно поддается измерению и дост

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инструменты и ресурсы "мягкой силы" России на пространстве СНГ»

ИНСТРУМЕНТЫ И РЕСУРСЫ

«МЯГКОЙ СИЛЫ» РОССИИ НА ПРОСТРАНСТВЕ СНГ

В.А. Герасимова

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

Аннотация. Концепция «мягкой силы» была сформулирована в конце 80х - начале 90х годов XX века американским политологом Джозефом Найем. Она была определена как «способность добиваться желаемого на основе добровольного участия союзников, а не с помощью принуждения или подачек». Дж. Най считает, что это воздействие может осуществляться с помощью таких компонентов как культура, идеология и внешняя политика.

В настоящее время «мягкая сила» все чаще включается во внешнеполитические стратегии государств в целях создания благоприятных условий. Это позитивно влияет на внутреннее развитие и способствует распространению своего влияния на другие страны. В России эта концепция также имеет место быть, пусть и отличаясь от классических американских подходов.

Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 30.11.16 г., характеризует «мягкую силу» как инструмент для решения внешнеполитических задач. Отмечается, что он базируется на возможностях гражданского общества, информационно-

коммуникационных, гуманитарных и других методах и технологиях, дополняющих традиционные дипломатические методы.

Ведущим инструментом реализации «мягкой силы» РФ за рубежом - в целом и на пространстве СНГ - в частности, является компания Россотрудничество. Это Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. Оно было создано в сентябре 2008 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. № 1315. Данная структура подведомственна МИД РФ и в настоящее время представлена в 80 странах мира 94 учреждениями. Из них 70 российских центров

науки и культуры (9 отделений РЦНК) в 61 государстве, 24 представителя Агентства в составе посольств в 22 странах.

Приоритетным направлением Россо-трудничества являются страны СНГ. Деятельность данного федерального агентства и его загранучреждений направлена на реализацию государственной политики международного гуманитарного сотрудничества. Оно содействует распространению за рубежом объективного представления современной России. В рамках деятельности осуществляется система поддержки русского языка за рубежом. Россотрудниче-ство активно работает в сфере продвижения российских образовательных услуг. Деятельность Агентства способствует расширению сотрудничества между школами, университетами и институтами стран партнеров.

Также одним из главных векторов деятельности Россотрудничества является содействие международному развитию (СМР). Оно направлено на поддержание устойчивого социально-экономического развития государств, решение глобальных и региональных проблем. Это положительно сказывается на обеспечении стабильности и безопасности в системе международных отношений.

Говоря диалектически, основными рычагами «мягкой силы» являются культура, ценности и инструменты внешней политики государства. Говоря о бизнесе, в рамках этих областей особое внимание стоит обратить на такие составляющие, как родной язык, деловые связи, образовательную политику, развитие НИОКР, а главное, устойчивое экономическое положение страны и региона в целом. Эти компоненты наиболее сильно влияют как на имидж государства в современном мире, так и на восприятие страны самими гражданами.

Язык и инновационные технологии служат визитной карточкой государства в мире. Экономическая стабильность и качественное высшее образование обеспечивают безопасность граждан и их уверенность в завтрашнем дне, а так же делают страну привлекательной для зарубежных инвестиций. В совокупности данные компоненты позволяют реализовать экономи-

ческие преимущества на международной арене и установить долгосрочные контакты с зарубежными партнерами.

Следует обратить внимание, что, несмотря на прямую связь между имиджем государства и бизнес климатом, «мягкая сила» все же не может быть единственным инструментом регулирования межгосударственных отношений.

Так, уже упоминавшийся нами Джозеф Най, определил, что «мягкая сила» трудно поддается измерению и достаточно непредсказуема. Хотя ее действие имеет продолжительный характер, результат зачастую бывает надолго отложенным. Кроме того, если в одном государстве уже сложилось негативное восприятие другого, инструменты мягкой силы становятся бесполезными.

Доказательством этого может служить современная напряженность экономической ситуации между Россией и Украиной, вызванная множеством веских причин. Основным фактором, усугубляющим отношения между странами, является разногласия в энергетической политике (транзит и использование нефти и газа). Очевидно, что с помощью одних лишь методов культурной дипломатии примирить стороны по такому жизненно важному для экономики вопросу крайне сложно. Конфликт усложняют различия национальных интересов государств, сепаратизм отдельных областей. Общественные и культурные разногласия сторон усугубляются из-за внутриполитической ситуации на Украине и участия третьих сторон.

Автор убежден, что путем применения «мягкой силы» Россия сможет, со временем, ослабить международное напряжение в т.ч. в связи с украинским кризисом. В своей работе автор применял следующую методологию: метод политического анализа, метод социологического обобщения, метод экономического прогнозирования.

Ключевые слова: мягкая сила, Россия, СНГ, сотрудничество, культура, экономика, бизнес

TOOLS AND RESOURCES OF RUSSIA'S "SOFT POWER IN THE CIS REGION V.A. Gerasimova

RUDN University, Moscow, Russia

Abstract. The concept of "soft power" was formulated in the late 80s - early 90s of the XX century by American political scientist Joseph S. Nye. It was defined as "the ability to achieve what is desired on the basis of the voluntary participation of the Allies, and not through coercion or handouts." J. Nye believes that this impact can be realized with the help of such components as culture, ideology and foreign policy.

Currently, "soft power" is increasingly included in the foreign policy strategies of states in order to create favorable conditions. This has a positive effect on domestic development and promotes the spread of its influence to other countries. In Russia, this concept also has a place to be, albeit different from classical American approaches.

The concept of foreign policy of the Russian Federation, approved by the President of the Russian Federation on November 30, 1616, characterizes "soft power" as a tool for solving foreign policy tasks. It is noted that it is based on the capabilities of civil society, information and communication, humanitarian and other methods and technologies that complement traditional diplomatic methods.

The leading instrument for implementing the "soft power" of the Russian Federation abroad - in general and in the CIS space - in particular, is Rossotrudnichestvo. It is the Federal Agency for the Affairs of the Commonwealth of Independent States, Compatriots Living Abroad, and for International Humanitarian Cooperation. It was established in September 2008 in accordance with Presidential Decree No. 1315 of September 6, 2008. This structure is subordinate to the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation and is currently represented in 94 countries by 94 institutions. Of these, 70 Russian centers of science and culture (9 offices of the RCSC) in 61 countries, 24 of the Agency's representatives are in embassies in 22 countries.

Priority direction of Rossotrudnichestvo are the CIS countries. The activity of this fed-

eral agency and its foreign missions is aimed at the implementation of the state policy of international humanitarian cooperation. It promotes the dissemination abroad of an objective representation of contemporary Russia. In the framework of activities, a system of supporting the Russian language abroad is being implemented. Rossotrudnichestvo actively works in the field of promotion of Russian educational services. The Agency's activities contribute to the expansion of cooperation between schools, universities and institutions of partner countries.

Also, one of the main vectors of the Ros-sotrudnichestvo activity is the co-operation of international development (SMR). It is aimed at supporting sustainable social and economic development of states, solving global and regional problems. This has a positive effect on ensuring stability and security in the system of international relations.

Speaking dialectically, the main levers of "soft power" are the culture, values and instruments of the foreign policy of the state. Speaking about business, in these areas, special attention should be paid to such components as native language, business ties, educational policy, development of R & D, and, most importantly, the stable economic situation of the country and the region as a whole. These components most strongly influence both the image of the state in the modern world and the perception of the country by the citizens themselves.

Language and innovative technologies serve as the visiting card of the state in the world. Economic stability and quality higher education ensure the safety of citizens and their confidence in the future, as well as make the country attractive for foreign investment. Together, these components allow the realization of economic advantages in the international arena and establish long-term contacts with foreign partners.

It should be noted that, despite the direct connection between the image of the state and the business climate, "soft power" cannot be the only tool for regulating interstate relations.

Thus, Joseph Nye, already mentioned by us, determined that "soft power" is difficult to measure and rather unpredictable. Although

its action has a long character, the result is often delayed for a long time. Moreover, if in one state the negative perception of the other has already developed, the tools of soft power become useless.

This can be proved by the current tension in the economic situation between Russia and Ukraine, which is caused by a number of compelling reasons. The main factor aggravating relations between countries is disagreement in energy policy (transit and use of oil and gas). Obviously, with the help of methods of cultural diplomacy alone, it is extremely difficult to reconcile the parties on such a vital issue for the economy. Conflict complicates differences in national interests of states, separatism of individual regions. Public and cultural differences of the sides are aggravated due to the internal political situation in Ukraine and the participation of third parties.

The author is convinced that by applying the "soft power" Russia will, in time, weaken the international tension, including. in connection with the Ukrainian crisis. In his work, the author used the following methodology: the method of political analysis, the method of sociological generalization, the method of economic forecasting.

Key words: soft power, Russia, CIS, cooperation, culture, economy, business

В первую очередь необходимо отметить, что в 2017 г. Россия вошла в топ 30-ть наиболее влиятельных стран по использованию «мягкой силы» по версии британского PR-агентства Portland, заняв 26 место1. На современном этапе на пространстве СНГ в интеграционных процессах отмечается положительная динамика (по сравнению с первым десятилетием после распада СССР): запущен ЕАЭС (новый экономический проект), активно функционирует и развивается военный блок, объединивший 6 стран СНГ (в рамках ОДКБ), развиваются культурные связи и т.д.

1 Русская мягкая сила против американских авианосцев [электронный ресурс]//Военное обозре-ние.09.09.2017. режим доступа:

https://topwar.ru/124513-russkaya-myagkaya-sila-protrv-amerikanskih-avianoscev.html (дата обращения 02.04.2018)

Однако в имеющейся положительной тенденции необходимо отметить два важных аспекта, которые способны оказать в дальнейшем влияние на имеющуюся тенденцию: [Агеева: 141]

- от более тесного сотрудничества начинает дистанцироваться ряд стран, имеющих прочные экономические связи с Россией, сотрудничество с которыми является чрезвычайно выгодным (Туркменистан, Узбекистан, Азербайджан);

- настоящим интеграционным проектам не хватает объединяющих ценностных установок и общей политической повестки. Если на текущем этапе формирование общего ценностного измерения на пространстве СНГ не является первостепенной задачей, то через 10-15 лет, учитывая постоянное продвижение «мягкой силы» США, НАТО и ЕС на постсоветское пространство, его отсутствие может привести к полному краху всей системы интеграционных начинаний. Безусловно, что риск подобного исхода существенно актуализирует необходимость немедленного развития «мягкой силы» на пространстве СНГ. Для России пространство СНГ является стратегически важным, при этом национальные интересы в нем основаны не на прикладных временных ведомственных задачах, а на постоянных внешнеполитических приоритетах, которые обусловлены историческими, географическими, культурными, экономическими и иными факторами. Однако при реализации «мягкой силы» на пространстве СНГ имеется ряд проблем, связанных с институциональным характером феномена:

- основным органом, реализующим «мягкую силу», является МИД России. Безусловно, что с точки зрения наличия в регулирующем органе профессиональных дипломатов это положительный момент. Но с точки зрения восприятия общественным мнением такой политики как «скрытой государственно», - это негативный момент. Поэтому открытую принадлежность Фондов и НКО к государственным структурам необходимо свести на нет. В.М. Капицын отмечает важность в этой связи негосударственных акторов, которые «существуя в ином измерении» междуна-

родных отношений, оказывают выраженное непосредственное влияние на мировые процессы. используя только «мягкую силу» [Капицын 2009: 70-79].

В России негосударственные акторы в последние годы получают от государства все меньшую поддержку даже в сфере финансирования (см. рис.1.3).

120 100,42

2014 2015 2016 2017 2018

■ РСДМ ИФонд им. А.М. Горчакова

Рисунок 1.3. Бюджетные субсидии РСДМ и Фонду им. А.М. Горчакова

Источник: Отчеты НКО на сайте Минюста «электронный бюджет»

Данные НКО, с точки зрения И. Тимофеева, являются важными инструментами «мягкой силы»1: необходимы с позиций дипломатии второго трека - когда российские эксперты могут играть роль в дипломатии и повышать вместе с зарубежными коллегами гибкость и эффективность официальной дипломатии; инициируют узко прикладные образовательные программы, объединяют академическое сообщество, представителей журналистской среды и бизнеса.

- еще одной проблемой является низкий уровень развития частной инициативы в сфере публичной дипломатии. При этом даже государственная «мягкая сила» не должна быть охвачена распространенными в России процессами бюрократизации и восприниматься как рутинная работа;

- низкий уровень финансирования не только НКО, но и специализированных государственных организаций. Например, бюджет Россотрудничества за 2016 г. составил 1810467 тыс. руб. (при том, что об-

1 Экономия на «мягкой силе» [электронный ресурса/Электронная газета РБК № 129 от 24.07.2017. режим доступа:

https://www.rbc.ru/newspaper/2017/07/24/59723c879a 794741088d42d8 (дата обращения 13.03.2018)

щий бюджет, например, Британского совета в среднем достигает 12 млрд рублей)12.

К основным ресурсам «мягкой силы» России на пространстве СНГ необходимо отнести следующие:

- культурно-историческое наследие, к которому относятся традиционные элементы культурного влияния (живопись, балет, литература, кинематограф и т.д.). С точки зрения А. Наумова в данные элементы необходимо включить грандиозные прорывы в области науки и техники, богатую историю государства с его великими победами (включая те, которые имеют универсальное значение), уникальный опыт позитивного взаимодействия народов и этносов, огромные размеры территории и богатство ресурсов, многовековой межконфессиональный диалог, потрясающую по красоте природу и т.д. 3. Настоящий образ РФ за рубежом все разнообразие и богатство этой «палитры» не отражает в полной мере. Соответственно, необходимо прилагать больше усилий для популяризации образа России за рубежом, препятствуя попыткам западных политиков рисовать роль России в мировой истории в черных красках. Данный ресурс является наиболее актуальным на пространстве СНГ (особенно в государствах Центральной Азии), т.к. играет все большую роль в формировании положительного имиджа страны в регионе [Казанцев 2008: 122-135]. Доминантными инструментами использования данного ресурса могут стать русская культура (литература, живопись, скульптура, музыка и др.) и русский язык, являющийся носителем культурной национальной матрицы. Дополнительными инструментами являются ярмарки, СМИ, ки-

1 Исполнение бюджета [электронный ресурса/Официальный сайт Россотрудничество. режим доступа: http://rs.gov.ru/ru/pages/489 (дата обращения 13.03.2018)

2 Annual Report and Accounts 2015-16 [электронный ресурс]. 2017. рр. 60-61. режим доступа: https://www.britishcouncil.org/sites/default/files/annua l-report-2016-17.pdf (дата обращения 13.03.2018)

3 Наумов А. «Мягкая сила» и внешнеполитический

имидж Российской Федерации//Перспектива.

03.03.2015. режим доступа: http://www.perspektivy.info/rus/gos/magkaja_sila_i_v neshnepoliticheskij_imidzh_rossijskoj_federacii_2015-03-30.htm (дата обращения 13.03.2018)

нематограф и т.д. Например, в 2015 г. в Берлине был успешно реализован проект, знакомящий немецких граждан с российской многоликой культурой. Причем проект воспринимался с особым интересом4. [Горлова 2015: 268-272]. В мае 2013 г. В.В. Путин отметил необходимость развития русской литературы и русского языка как мощных факторов идейного влияния России в мировом сообществе. Ярким примером подобной трансляции российской культуры на пространство СНГ и всего мира является Всемирный фестиваль молодежи и студентов, который проходил в Сочи летом 2017 г. Фестиваль - уникальная площадка, на которой молодежь из разных стран мира вместе разрабатывала будущее Земли, представляла свои культурные проекты, позволяющие транслировать в мировое сообщество национальное культурное наследие5;

- русская диаспора за рубежом в целом, в странах СНГ, в частности, содействие возвращению соотечественников;

- высшее образование является ресурсом, который открывает огромные возможности для использования «мягкой силы» на пространстве СНГ. Подготовка учащихся из стран СНГ предполагает участие последних в формировании и развитии социально-экономической, политической, технической и иных элит. В 1990 г. в Советском Союзе проходили обучение 126,7 тыс. студентов из зарубежных стран (при том, что страны СНГ на тот момент входи в состав СССР и в данную статистику не попадали), что составляло 10,8% иностранных студентов во всем мире. [Экспорт 2017: 21-24]. После 1991 г. количество иностранных студентов резко сократилось (73,1 в 1995/96 гг.), что было связано с уменьшением территории и социально-экономическим кризисом. В последние годы численность студентов уве-

5 Дзасохов А. Кавказ был разнообразно и интересно представлен на фестивале в Сочи [электронный ресурс]//сайт РСДМ. 27.11.2017. режим доступа: http ://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/kavkaz-byl-raznoobrazno-i-interesno-predstavlen-na-festivale-v-sochi/?sphrase_id=8014903 (дата обращения 13.03.2018)

личивалась, достигнув в 2017 г. 240 тыс. человек (5% от общей численности студентов в российских вузах). Причем почти 57% составляют студенты из государств СНГ1. В данной тенденции значительную роль играет рост востребованности русского языка, в Россию едут те, родители которых заканчивали еще советские вузы. При этом приток студентов из стран СНГ не является облегченным вариантом экспорта, но в этих рамках решается одна из важнейших геостратегических задач использования «мягкой силы» и развития «связующего звена» экономик государств. В направлении привлечения иностранных студентов имеется мощная конкуренция, т.к. в вузах Европы количество студентов сокращается, что приведет к усилению активности по привлечению студенческого ресурса из стран СНГ. В вузах России также отмечается падение контингента - количество снижено с 7,5 млн. в 2008 до 4,5 млн. в 2017 г. В этой связи России необходимо использовать этот ресурс активней. Помимо ведущих вузов, расположенных непосредственно на территории России, студенты из стран СНГ могут поступать в филиалы (Душанбе, Астана - филиалы МГУ). Функционируют и совместные университеты (Кыргызско-славянский университет им. Б.Н. Ельцина). Также имеются и сетевые университеты ШОС и СНГ - основные инструменты. Правительством РФ поставлена стратегически важная задача по развитию данного ресурса «мягкой силы» - к 2025 г. довести количество иностранных студентов до 710 тыс. человек. В приоритетный проект по развитию высшего образования с привлечением иностранных студентов вошли ведущие вузы России: РУДН, МГУ. МГИМО, НИУ ВШЭ и др. К.П. Курылев в этой связи отмечает, что в развитии сферы образования значительную роль играет единое образователь-

1 Мау В. Российское высшее образование пользуется в мире хорошей репутацией, поэтому надо использовать это конкурентное преимущество [электронный ресурс]//Сайт РСДМ. 07.11.2017. режим доступа: http://russiancouncil.ru/analytics-and-

comments/comments/rossiyskoe-vysshee-obrazovanie-polzuetsya-v-mire-khoroshey-reputatsiey-poetomu-nado-ispolzovat-eto-k/?sphrase_id=7191619 (дата обращения 13.03.2018)

ное пространство: сохранение последнего в формате многосторонних и двусторонних связей позволит повысить конкурентоспособность стран СНГ на мировой арене [Курылев 2016: 75-86].

В России уже накоплен положительный опыт сетевого университета стран СНГ, целью создания которого было внедрение аналога программы «Эразмус Мун-дус» с развитием единого образовательного пространства СНГ (после получения базового образования в государстве проживания студенты получали магистерское образование в РУДН, МГУ, МГИТМО и др.). Инициатором проекта в 2008 г. выступил РУДН. В консорциум вошли 16 вузов из Армении, Беларуси, России, Казахстана, Молдовы, Кыргызстана, Украины и Таджикистана2. Проект направлен на развитие межвузовских связей в странах СНГ;

- религиозный ресурс, в основе которого лежит межгосударственное сотрудничество. Примерам подобного сотрудничества может являться Межпарламентская Ассамблея Православия3. Учитывая значимую роль религии в культурной и политической жизни любого государства, политическое значение межгосударственного сотрудничества на религиозной основе в современных условиях тоже возрастает, т.к. позволяет решать актуальные проблемы на базе общей культурной идентичности. Важнейшим ресурсом использования «мягкой силы» на пространстве СНГ является РПЦ, а основным инструментом реализации ресурса - «церковная диплома-тия»4. Сотрудничество РПЦ с церквами в «окормлении» верующих в зарубежных странах, контакты иерархов разных конфессий укрепляют геополитические пози-

2 Торкунов А. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России [электронный ресурс]//Сайт РСМД. 27.02.2013. режим доступа: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/obrazovanie-kak-instrument-myagkoy-sily-vo-vneshney-politike/ (дата обращения 13.03.2018)

3 Межпарламентская Ассамблея Православия (М.А.П.) [электронный ресурс]//Сайт МПА СНГ. режим доступа:

http://iacis.rU/about/partners/partnerskie_organizatsii/m ezhparlamentskaya_assambleya_pravoslaviya_m_a_p_ / (дата обращения 13.03.2018)

ции России. В этом плане важное значение имеют пасторские визиты Патриарха, проповеднические миссии церковных иерархов по защите идеологических, нравственных, моральных ценностей. Немалый ресурс «мягкой силы» представляют и другие конфессии в России (буддизм. ислам, иудаизм), т.к. переход от принудительно атеистического государства к свободе вероисповедания в начале 1990-х гг. спровоцировал «реванш Бога». И если западные странны неуклонно движутся в сторону секуляризма, то в России происходит возрождение религиозных ценностей, что можно использовать для создания положительного имиджа России за рубежом;

- миграция, в рамках которой наиболее важным инструментом может стать по-

из российского контингента. В ряде других стран СНГ подобный ресурс спровоцирует негативную реакция, т.к. будет восприниматься как выраженная угроза суверенитету (Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан и т.д.).

Главным органом продвижения «мягкой силы» является (как уже было отмечено) МИД России. Однако непосредственно использованием ресурсов занимаются организации: Россотрудничество, Русский век, Русский мир и др. Из негосударственных организаций действуют проекты: Читай Россию\Read Russia - премия Института перевода, Transcript от Фонда Прохорова и др. Наиболее крупной организацией, вовлеченной в народную дипломатию, является РАМС (Российская Ассоциация Международного Сотрудничества), объединившая 96 обществ дружбы с иностранными государствами. Наиболее значимым институтом «мягкой силы» на пространстве СНГ является Россотрудниче-ство1.

Таким образом, преимуществом внешней политики России на пространстве СНГ является ее составляющая в форме «мягкой силы». Принципиальное значение

1 Гацко М.Ф. Мягкая сила: тактические и стратегические угрозы, пути противодействия [электронный ресурс]//Ногинский филиал РАНХиГС. 27.02.2017. режим доступа:

http://nog.ranepa.ru/sveden/posobia/27.02.2017%20ga cko.pdf (дата обращения 13.03.2018)

мощь приезжающим трудовым мигрантам в изучении русской культуры и овладении русским языком для того, чтобы при возвращении на постоянное место проживания они транслировали российские ценности. Именно трудовые мигранты из стран СНГ могут стать в дальнейшем наиболее значительным ресурсов - проводниками «мягкой силы» за рубежом;

- военный потенциал России в форме инструмента - защита/миротворчество. Но использование подобного ресурса необходимо только в странах, которые опасаются угроз (Армении, Таджикистан). В этом существенным инструментом могут стать миротворческие силы ОДКБ, состоявшие практически

имеют следующие ресурсы: культурно-исторический, религиозный, миграционный, ресурс высшего образования, русская диаспора, военно-оборонительный потенциал. С учетом растущих угроз и стоящих проблем реализацию «мягкой силы» необходимо выстраивать во взаимодействии государственных и негосударственных структур: МИД России, Россотрудничество, НКО и др. Использование «мягкой силы» должно сопровождаться регулярным изучением и мониторингом продвижения феномена.

Таким образом, в российском академическом сообществе значительное внимание уделено концепции «мягкой силы»: определено понятие, рассмотрены ресурсы и инструменты, определен деструктивный аспект феномена, подробно описан механизм «мягкой силы». Однако до сих пор многие положения понятия требуют дополнительного рассмотрения, особенно в связи с актуализацией в мировой политике социально-гуманитарного фактора.

Концепция «мягкой силы» получила нормативно-правовое закрепление в официальных внешнеполитических документах: «Основные направления работы МИД России по развитию культурных связей с зарубежными странами» 2001 г.; в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. в редакции 2009 г.; в «Основных направлениях политики РФ в сфере международного культурно-гуманитарного со-

трудничества», утвержденных 18 декабря 2010 г.; в Концепции внешней политики РФ, утвержденной 12 февраля 2013 г.; в Концепция государственной политики РФ в сфере содействия международному развитию (с Планом); в Концепция внешней политики РФ от 2016 г.; в Концепции государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом; в Стратегии государственной культурной политики до 2030 г. Однако в документах отсутствует четкая логическая связь в рамках концептуализации феномена, определение «мягкой силы» не адаптировано под российские реалии, что требует совершенствования нормативно-правовой базы и, возможно, разработки отдельного нормативно-правового акта, определяющего концептуальные положения использования «мягкой силы» РФ в международном сообществе.

Приоритетом внешней политики России на пространстве СНГ является ее составляющая в форме «мягкой силы». Принципиальное значение имеют следующие ресурсы: культурно-исторический, религиозный, миграционный, ресурс высшего образования, русская диаспора, военно-оборонительный потенциал, в реализации которых немаловажное значение имеет грамотно выстроенное взаимодействие государственных и негосударственных организаций с использованием мониторинга и дальнейшего изучения влияния «мягкой силы» на пространстве СНГ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Агеева В.Д. Роль инструментов «мягкой силы» во внешней политике Российской Федерации в контексте глобализации: дис... к.п.н. 23.00.04; - СПбГУ, 2016. 279 с.

2. Внешняя политика стран СНГ: Учеб. пособие для студентов вузов / Ред.-сост. Д. А. Дегтерев, К. П. Курылев. - М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. — 496 с.

3. Горлова И.И., Бычкова О.И. Культура как «мягкая сила»: инструменты и точки приложения//Теория и практика общественного развития.2015. № 18. С. 268-272.

4. Капицын В.М. Космополитизм -компонент «мягкой силы» и глобального управления//Научно-аналитический журнал «Обозреватель - Observer». 2009. № 10. С. 70-79.

5. Казанцев А.А., Меркушев В.Н. Россия и постсоветское пространство: перспективы использования «мягкой силы» //Полис. 2008. № 2. С. 122-135.

6. Курылев К.П., Нарышкин В.С., Озин-ковская Е. и др. Евразийский Экономический Союз во внешнеполитической стратегии России // Вестник РУДН. Серия: международные отношения. 2016. № 1. Т.16. С. 75-86.

7. Курылев К.П., Савичева Е.М. Содружество Независимых Государств // Учебно-методическое пособие для бакалавров и магистров направлений подготовки «Международные отношения», «Политология», «История» / Москва, 2010. (2-е издание, переработанное и дополненное).

8. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 7 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Центр социологических исследований, 2017. С. 21-24.

Сведения об авторе: Герасимова Валерия Андреевна - магистр в области международных отношений, РУДН (e-mail: [email protected])

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFRENCES

1. Ageeva V.D. Rol' instrumentov «my-agkoj sily» vo vneshnej politike Rossijskoj Federacii v kontekste globalizacii: dis... k.p.n. 23.00.04; - SPbGU, 2016. - 279 s.

2. Vneshnyaya politika stran SNG: Ucheb. posobie dlya studentov vuzov / Redsost. D. А. Degterev, K. P. Kurylev. - M.: Iz-datel'stvo «Aspekt Press», 2017. - 496 s.

3. Gorlova I.I., Bychkova O.I. Kul'tura kak «myagkaya sila»: instrumenty i tochki prilozheniya//Teoriya i praktika obshche-stvennogo razvitiya.2015. № 18. S. 268-272.

4. Kapicyn V.M. Kosmopolitizm -komponent «myagkoj sily» i global'nogo up-ravleniya//Nauchno-analiticheskij zhur-nal «Obozrevatel' -Observer». 2009. № 10. S. 7079.

5. Kazancev A.A., Merkushev V.N. Ros-siya i postsovetskoe prostranstvo: perspektivy ispol'zovaniya «myagkoj sily» //Polis. 2008. № 2. S. 122-135.

6. Kurylev K.P., Naryshkin V.S., Ozin-kovskaya E. i dr. Evrazijskij EHkonomiche-skij Soyuz vo vneshnepoliticheskoj stra-tegii

nocTCOBeTCKHe HCcnegoBaHHa. T. 1. № 6 (2018)

Rossii//Vestnik RUDN. Seriya: mezhdu-narodnye otnosheniya. 2016. № 1. T.16. S. 75-86.

7. Kurylev K.P., Savicheva E.M. Sodru-zhe-stvo Nezavisimyh Gosudarstv // Uchebno-metodicheskoe posobie dlya ba-kalavrov i magistrov napravlenij podgotovki «Mezhdunarodnye otnoshe-niya», «Politologiya», «Istoriya» / Moskva, 2010. (2-e izdanie, pererabotannoe i do-polnennoe).

8. Eksport rossijskih obrazovatel'nyh uslug: Statisticheskij sbornik. Vypusk 7 / Ministerstvo obrazovaniya i nauki Ros-sijskoj Federacii. M.: Centr sociolo-gicheskih issle-dovanij, 2017.S. 21-24.

About the author: Gerasimova Valerija A. Master of International Relations, RUDN University (e-mail: [email protected]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.