ПР0БЛЕМЬ| ФОРМИРОВАНИЯ оЖт ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
В.И.Стражев, председатель Совета по сотрудничеству в области
образования государств-участников СНГ
ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО (ОБЩЕГО) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СНГ -ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В юбилейный год 15-летия существования и развития Содружества Независимых Государств (СНГ) можно с большой уверенностью говорить о плодотворном сотрудничестве и существенных достижениях государств-участников Содружества в одной из приоритетных ныне сфер совместной деятельности — образовании. В ряду проблем, которые решались и решаются в этой сфере, одно из важнейших мест принадлежит созданию в рамках СНГ единого (общего) образовательного пространства. Значимость успешного решения этой проблемы заключается в обеспечении для граждан наших государств расширенных возможностей реализации права на образование, включая равный доступ к последнему; возможность получения образования соответствующего уровня независимо от места жительства и национальности человека.
Сконцентрировать и скоординировать усилия на решении рассматриваемой проблемы позволили разработка и выполнение Межгосударственной программы реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 29.11.2001 г. и рассчитанной на пятилетие. Программой было предусмотрено решение следующих задач:
— информационное обеспечение формирования единого (общего) образовательного пространства;
— создание правовой базы, регулирующей вопросы развития интеграционных процессов в сфере образования;
— организационное обеспечение формирования единого (общего) образовательного пространства;
— научно-методическое обеспечение единого (общего) образовательного пространства.
Программа включала в себя совокупность мероприятий, предложенных государственными органами управления образованием и направленных на создание структур, обеспечивающих эффективное решение задач по созданию и функционированию единого (общего) образовательного пространства СНГ. Сами мероприятия были направлены на:
— создание нормативной базы о вопросах поддержки и развития интеграционных процессов в сфере образования;
— согласование государственных образовательных стандартов всех уровней образования, требований к подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров;
— обеспечение взаимного признания и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях;
— согласование порядка аттестации и аккредитации образовательных учреждений;
— научное и учебно-методическое обеспечение единого (общего) образовательного пространства;
— создание системы информационного обеспечения единого (общего) образовательного пространства.
Совет по сотрудничеству в области образования наряду с Конференцией министров образования государств-участников СНГ совместно с Исполнительным комитетом СНГ обеспечили организационные меры для реализации рассматриваемой Программы. Ежегодно осуществлялось информирование государств-участников СНГ о ее выполнении. В рамках мероприятий по выполне-
нию Программы Советом и Конференцией обсуждено более 30 вопросов, включенных в этот документ. Это позволило подготовить и внести на рассмотрение Совета глав правительств Содружества пакет документов, среди которые проекты:
— Соглашения об обмене информацией в сфере образования государств-участников СНГ;
— Соглашения о координации работ в области лицензирования образовательной деятельности, аттестации и аккредитации образовательных учреждений государств-участников СНГ;
— Соглашения об обеспечении гражданам государств-участников СНГ доступа в общеобразовательные учреждения на условиях, предоставленных гражданам этих государств, а также социальной защиты обучающихся и педагогических работников общеобразовательных учреждений;
— Соглашения о взаимном признании и эквивалентности документов о среднем (общем) образовании, начальном профессиональном и среднем профессиональном (специальном) образовании и иные проекты.
В реализации Межгосударственной программы приняли участие различные организации и структуры: постоянные комиссии Совета, базовые организации, организации-координаторы, международные объединения, действующие в сфере образования, подготовки и аттестации кадров. Существенную роль в формировании единого (общего) образовательного пространства играют Евразийская ассоциация университетов, Международная Академия наук высшей школы
и Комиссия по правовому обеспечению, Постоянная комиссия по образованию взрослых госу-дарств-участников СНГ.
Основную роль в проведении научных изысканий в сфере проблем образования взрослых, актуальных для государств-участников СНГ, играет Государственное научное учреждение «Институт образования взрослых Российской Академии образования», утвержденное РАО в качестве координационного центра по исследованиям в области образования взрослых, возглавляемого директором Института доктором педагогических наук, профессором В.И.Подобедом. Институтом разработаны и в соответствующем порядке приняты важные для создания единого (общего) образовательного пространства СНГ Модельные законы «Об образовании взрослых», «О просветительской деятельности», «О статусе работника образования», «Модельный образовательный кодекс для государств — участников СНГ».
Выполнение Межгосударственной программы по реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ в целом осуществляется успешно, хотя есть и проблемы. Совет глав правительств отметил активную работу и положительный опыт Совета по сотрудничеству в области образования госу-дарств-участников СНГ в деле организации выполнения Программы. Логическим продолжением работы является создание проекта Межгосударственной программы сотрудничества госу-дарств-участников СНГ в области образования на 2005-2010 годы.