Научная статья на тему 'Вклад научной Секции агропромышленного и лесного комплекса ман вш в укрепление сотрудничества аграрных и лесных вузов стран СНГ и дальнего зарубежья'

Вклад научной Секции агропромышленного и лесного комплекса ман вш в укрепление сотрудничества аграрных и лесных вузов стран СНГ и дальнего зарубежья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вклад научной Секции агропромышленного и лесного комплекса ман вш в укрепление сотрудничества аграрных и лесных вузов стран СНГ и дальнего зарубежья»

ВКЛАД НАУЧНОЙ СЕКЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО И ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА МАН ВШ В УКРЕПЛЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА АГРАРНЫХ И ЛЕСНЫХ ВУЗОВ СТРАН СНГ И ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

А.Н. ОБЛИВИН, академик-секретарь научной Секции агропромышленного и лесного комплекса МАН ВШ,

Ю.И. КУЗНЕЦОВ, ученый секретарь НС АП и ЛК МАН ВШ

Учреждение и становление в России научно-образовательного общественного объединения - Международной академии наук высшей школы - в своё время, в определённой мере, было связано с теми особенностями минувшего периода, которые в связи с произошедшими изменениями государственного и общественного уклада жизни общества в странах бывшего социалистического лагеря позволяют его определить как переходный.

В условиях переходного периода наша научная Секция АПК и Ж, как, в определённой мере, автономное структурное подразделение Международной академии наук высшей школы, вместе с другими родственными общественными объединениями, такими, к примеру, как Международная Ассоциация ИНТЕРВУЗ, научно-образовательная Ассоциация лесного комплекса РФ и другими родственными организациями, приняла на себя миссию защиты принципиальных устоев отечественной системы высшего аграрного и лесного образования. Способствовала переосмыслению государственной политики в национальной образовательной сфере, в соответствии с кардинально изменившимися государственнополитическими и социально-экономическими условиями, новыми реалиями в жизни наших народов и государств.

Таким образом, основным мотивом образования нашего общественного объединения стало то, что распад Советского Союза, естественно, привёл к развалу единой системы высшего образования, в т. ч. аграрного и лесного, и поэтому были жизнью востребованы

неправительственные научно-образовательные организации, способные объединить учёных, педагогов и других работников образовательных учреждений, включая работников аграрных и лесных вузов различных стран, и, прежде всего государств-участников СНГ, которые содействовали бы разработке новых правовых и других основ реинтеграции их систем аграрного и лесного образования, а также участвовали бы в координации научных исследований в этой сфере, систематически проводили бы соответствующие акции, как в России, так и в других странах.

Одним из таких объединений и стала научная Секция АП и ЛК, созданная по решению Общего собрания МАН ВШ от 1 июня 1993 года. Инициаторами её создания стали академики М.И. Синюков, А.Н. 06-ливин, Ю.С. Насыров, А.Р. Родин, И.А. Рогов, которых поддержало руководство Академии.

Базовыми организации Секции- основного структурного подразделения МАН ВШ с широкой автономией, определяемой Положением о ней, - стали Московский государственный университет леса и Международная Ассоциация работников аграрных высших учебных заведений (ИНТЕРВУЗ).

Ныне Секция объединяет 53-х действительных и 1-го почётного члена МАН ВШ, являющихся видными и известными учёными и педагогами, имеющими богатый опыт научно-административной и общественной деятельности, которые работают в основном в аграрных, лесных и ряде ведущих вузах 12-ти государств мира. Среди них

33 учёных представляют Россию, 20 - другие страны СНГ, трое учёных - представители стран «дальнего» зарубежья. Многие из них имеют высокие государственные награды, почётные звания, являются лауреатами авторитетных премий за научные и педагогические достижения.

Таким образом, нынешний состав Секции представляет собой цвет высшей аграрной и лесной школы, которому по силам активным образом влиять на развитие образования и науки в нашей стране и государствах СНГ, определять пути развития профильных сфер научно-образовательной и производственной деятельности.

Работа Секции направлена на реализацию целей и задач Академии, в сфере научных, образовательных и культурных направлений деятельности по профилю Секции. В структуре Секции в настоящее время действуют два научных совета: агропромышленного комплекса (АПК) и лесного комплекса (ЛК), в которых состоят учёные, как специалисты, представляющие большинство научных направлений научной сферы аграрных и лесных вузов.

Одними из основных целей Секции

стали:

-содействие интеграции систем аграрного и лесного образования и науки, сложившихся в образовательных учреждениях, работники которых являются членами Секции;

- профессиональная международная консолидация, укрепление и развитие всесторонних связей и гуманитарных контактов между коллективами аграрных и лесных вузов и специалистами, занимающимися вопросами подготовки, переподготовки, повышения квалификации сельскохозяйственных и лесных кадров, научными исследованиями в агропромышленном и лесном комплексах и работающими на предприятиях сельского и лесного хозяйства.

В этой связи Секция ставила и ставит перед собой следующие ключевые задачи:

- изучение, обобщение и распространение мирового передового опыта в области аграрного и лесного образования;

-содействие проведению фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок в сельскохозяйственной и лесной науке, внедрению их в практику производственной сферы АПК и ЛК;

- проведение независимых общественных экспертиз государственных и частных программ и проектов развития соответствующих отраслей науки, производственных бизнес проектов, а также методических разработок в указанных областях;

-организация и проведение научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров, теоретических дискуссий, творческих встреч и иных мероприятий по вопросам уставной деятельности, участие в подготовке и проведении соответствующих мероприятий, организуемых государственными органами и общественными организациями;

- создание банка информационных данных по направлениям деятельности Секции.

Согласно программным направлениям деятельности, бюро Секции в последнее время расширяло и укрепляло деловые контакты с влиятельными международными неправительственными и государственными организациями и учреждениями, а также с отдельными видными учёными всех стран в целях научного и системного обеспечения подготовки назревших преобразований и реформ в сфере высшего аграрного и лесного образования, направленных на создание единого (общего) образовательного пространства (ЕОП).

К примеру, в последние годы Бюро осуществляло тесное сотрудничество с родственными организациями в России, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстане, Китае, Молдове, Словакии, Таджикистане, Украине, Узбекистане, ФРГ и др. странах, активно содействовало своим структурным подразделениям при аграрных вузах, а также сельскохозяйственным и лесохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям, где трудятся выпускники профильных вузов, в модернизации системы аграрного и лесного образования и вузовской науки в

сфере АПК. Одним из свидетельств этого является подписание открытого соглашения о всестороннем сотрудничестве ведомств аграрного образования России, Беларуси и Украины. Бюро Секции содействовало созданию Совета ректоров ведущих аграрных вузов стран СНГ.

В соответствии с договорами и соглашениями о совместной деятельности своих базовых организаций работа Бюро Секции проводилась в тесном контакте с Минсельхо-зом, Минпромнауки, Минприроды, Минобразования, других Правительственных ведомств РФ, Президиумом Международной академией наук Высшей школы, Российским Союзом ректоров вузов, Ассоциацией содействия вузам России, Советом ректоров вузов гор. Москвы и Московской области и рядом других родственных общественных объединений путём разработки совместных проектов, а также проведения совместных международных и общероссийских мероприятий.

Так, члены Бюро прияли активное участие в подготовке отраслевой Программы развития аграрного образования на 2002-2005 гг. и до 2010 года, а также в проекте «Национальной лесной политики РФ» имеющих цель - повышение качества и эффективности профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров для удовлетворения современной потребности в них агропромышленного и лесного комплекса России.

В результате этого ныне в России в основном создана правовая база и приняты концептуальные документы, определяющие перспективные направления развития российского аграрного и лесного образования и молодёжной политики. В неё входят, прежде всего, - законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальная доктрина образования. Федеральная программа развития образования, Концепция государственной молодёжной политики в Российской Федерации, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, нацеленная на его доступность и улучшение качества, и ряд других законодательных положений.

Названные документы определяют основные принципы развития и обновления российского образования, среди которых важнейшими являются:

- системность российского образования на основе государственных образовательных стандартов для всех уровней образования;

- фундаментальность образования с учетом национальных традиций глубокого естественнонаучного, общественного и технического образования;

- ключевая роль воспитания на основе общечеловеческих ценностей, в том числе патриотического воспитания гражданина.

В связи с этим конкретная работа наших членов на местах в рамках программной деятельности научной Секции в последнее время (с 2000 года) была направлена в основном на реализацию соответствующих уставных целей и задач, в числе которых были следующие:

- анализ состояния и содействие структурно-содержательным прогрессивным эволюционным изменениям в аграрном и лесном высшем образовании;

- подготовка прогнозов, аналитических справок и рекомендаций по развитию научных направлений и учебного процесса в вузах нашего профиля;

- сотрудничество с родственными общественными объединениями в системе высшего аграрного и лесного образования;

- обеспечение участия членов Секции в работе органов власти различного уровня, связанной с развитием сферы агропромышленного и лесного комплекса;

-участие членов Секции в проведении, как в России, так и в других странах конгрессов, конференций, съездов, выставок, симпозиумов, чтений, семинаров по актуальным проблемам аграрной и лесной науки и образования;

- участие совместно с Президиумом МАН ВШ в издательской деятельности; выпуске изданий публикаций членов Секции.

Особо следует отметить расширение наших международных научно-образовательных услуг для всех заинтересованных в них стран. Это качественное, в т.ч. дистан-

ционное, обучение, стажировка, повышение квалификации иностранных граждан, выполнение диссертационных работ, решение других актуальных научных задач, которые оказывались друг другу коллективами аграрных и лесных вузов, где трудятся члены Секции.

В связи с этим следует подчеркнуть, что с участием базовой организации Секции - МА ИНТЕРВУЗ - учреждены некоммерческий Институт экологических, геологических и радиационных технологий (ИЭГРТ- на базе МИФИ) и негосударственный Открытый аграрный университет (ОАУ - на базе МГАИУ), которые уже сегодня на высоком профессиональном уровне оказывают профильные услуги заинтересованным членам Секции и другим клиентам.

В рамках программных мероприятий деятельности нашей Секции, ряд наших коллег обеспечивал подготовку успешно проведённого в Москве X Юбилейного заседания Совета по сотрудничеству в области образования государств- участников СНГ, посвященных 10-летию Содружества Независимых Государств.

На нём подписаны межгосударственные соглашения об обмене информацией государств - участников СНГ в области образования, о координации работ в области лицензирования образовательной деятельности, аттестации и аккредитации образовательных учреждений.

При участии наших российских коллег также подготовлены предложения по расширению участия образовательных учреждений государств- участников СНГ в создании базовых организаций по ключевым вопросам создания ЕОП и реализации социально значимых межгосударственных программ силами образовательных учреждений Российской Федерации и других государств-участников СНГ.

Советом глав правительств государств - участников рассмотрен и учтён ряд предложений МАН ВШ, внесённых членами нашей Секции, о разработке модельного образовательного Кодекса, предусматривающих реализацию в рамках деятельности Со-

вета межгосударственного Соглашения по распространению знаний и образованию взрослых.

Таким образом, деловое и неформальное сотрудничество руководства Бюро Секции с ответственными представителями властных структур, родственных общественных объединений и деловых кругов позволило нам осуществлять определённое влияние на политические, экономические, кадровые и иные аспекты реформирования, модернизации и развития национальных систем аграрного и лесного образования, как в России, так и в других странах-участницах СНГ.

Вместе с тем многие члены Секции, в результате своей профессиональной повседневной и общественной деятельности, позитивно влияли и на экономические, социальные, а, в ряде случаев, и на политические процессы становления новых общественногосударственных формаций в своих странах.

Следует подчеркнуть, что все члены бюро и многие другие члены Секции достойно участвовали в мероприятиях, определяемых рабочими Программами, или поручавшихся им Президиумом академии.

Так, из имевших место контактов руководителей бюро с отдельными членами Секции, очевидно, что важные задачи по повышению хозяйственной эффективности АПК и решению актуальных образовательных и научных проблем Высшей школы в своих государствах успешно решались академиками Б.О. Алимжановым, Х.Ч. Бури-евым, А.В. Дацишиным, А.М. Ершовым, А.И. Завражновым, А.А. Землянским, Н.П. -Каркашадзе, Н.К. Кирилловым, Ю.И. Кузнецовым, Ю.Ф. Лачугой, Д.И. Мазоренко, А.К. Пастуховым, И.А. Роговым, Д.И. Файз-рахмановым, Н.В. Цугленком, Э.Д. Шапа-кидзе, В.А. Шаршуновым.

Актуальные проблемы агробиологической науки и экологии также успешно решали академики Ю.Л. Гужов, М.А. Гюль-хасян, Н.Д. Евтушенко, В.Н. Лазаренко, Ю.Г. Мармарян, Ю.С. Насыров, В.Я. Никитин, В.Г. Унгуряну, Г.П. Чимпоеш.

Значительную работу по решению насущных проблем развития лесохозяйственно-

го и лесопромышленного комплекса, а также решению проблем высшего образования и науки в вузах своего профиля в России за отчётный период проделали академики О.Н. Новосёлов, Н.А. Моисеев, Е.С. Мурахта-нов, А.Н. Обливин, В.П. Онегин, А.Р. Родин, А.В. Селиховкин, В.К. Хлюстов, B.C. Шалаев и другие члены нашей научной Секции.

Вместе с тем мы помним, и будем помнить большой вклад в наше общее дело ушедших в это время из жизни наших коллег и соратников академиков М.И. Синюко-ва, Г.Ф. Наумова, Успенского, М.С. Жакова, М.М. Котова, Д. Йовича, М.М. Кулдыбаева,

О.А. Терентьева.

За последнее 10-летие в своё время на собраниях Секции выступили с научными докладами, делясь опытом работы по реформированию и модернизации национальных систем высшего аграрного и лесного образования, а также своих профессиональных достижений, академики - представители России: М.И. Синюков, А.Н. Обливин, Ю.Ф. Лачуга,

Н.А. Моисеев, В.И. Онегин, Ю.Л. Гужов, А.М. Ершов, А.В. Селиховкин, Е.С. Мурах-танов, О.Н. Новосёлов, В.Я. Никитин, представители Украины: А.В. Дацшпин, Г.Ф. Наумов, представители Казахстана: Б.О. Алимжанов, М.М. Кулдыбаев, представители Белоруссии: М.С. Жаков, В.А. Шаршунов представители Молдовы: В.Г. Унгуряну, Г.П. Чим-поеш, представитель Армении М.А. Гюльха-сян, представитель Таджикистана Ю.С. Насы-ров, представитель ФРГ Я.Я. Мауль, представители России - профессора В.Г. Санаев, Е.И. Кошкин и другие наши коллеги.

10-летняя деятельность МАН ВШ показала, что наша научная Секция АП и ЛК является необходимым и надежным независимым партнёром международных и национальных органов управления, учреждений и общественных организаций, профессионально занимающихся проблемами развития высшего аграрного и лесного образования и науки.

Фокусируя внимание на основных итогах нашей работы, хотелось бы отметить следующие факты:

Факт первый: Наша Секция в основном состоялась и в качественном и в количественном отношениях, став интеллектуальной интернациональной средой, в которой зарождаются и получают положительные импульсы новые, эффективные подходы к решению проблем в сфере аграрного и лесного образования, науки и производства.

Факт второй: Секция достаточно динамично развивалась и накапливала интеллектуальный потенциал в течение десяти лет своей деятельности, о чём красноречиво свидетельствует содержание докладов, отчётов и выступлений её членов на наших форумах и статьи в тематических сборниках МАН ВШ.

Факт третий: Секция, безусловно, играет роль интегрирующего фактора в сфере аграрного и лесного образования на территории стран-участниц СНГ.

Факт четвертый: Члены секции активно участвуют в проводимых академией и своими вузами международных форумах, таких как: академические чтения, круглые столы, международные научно-практические конференции по проблемам образования и науки, общие собрания, выездные заседания президиума МАН ВШ в государствах СНГ, систематические издания научных трудов МАН ВШ и т. д.

Факт пятый: Члены Секции имеют возможность распространять результаты своих научных исследований, а также своё видение модернизации высшего образования среди научной и педагогической общественности России, государств СНГ и других стран мира в издаваемых Академией и своих сборниках научных публикаций.

Факт шестой: Секция внесла заметный вклад в исследование проблем высшей аграрной и лесной школы, определение нового содержания аграрного и лесного образования, обоснование модели многоуровневой системы высшего образования в целом, модели образовательно-научного и опытнопроизводственного центра (или профильного университета), разработку технологий инновационного образования, включая ин-

формационные и социальные технологии в профильном для нас образовании.

Факт седьмой: Сила нашей Секции -в аккумуляции состава ученых, которые, как правило, являются сторонниками единства и неразрывной взаимосвязи науки и образования, сторонниками превращения своих вузов в крупные научно-образовательные центры.

Наша Секция в составе Академии пришла к своему первому десятилетию с весомыми результатами. Нам есть что вспомнить, нам есть, что обсудить, размышляя о будущем, для того чтобы последовательно, опережающими темпами проводить исследования и преобразования системы аграрного и лесного образования в России других странах-участницах СНГ, в соответствии с научно обоснованными рекомендациями ее устойчивого развития на инновационном пути.

Новации в сфере образования и научно-технической сфере - вот поле нашей деятельности, вот тот результат, которого наша Секция должна добиться, взяв на себя определённую ответственность за участие в выборе правильного вектора развития аграрного и лесного образования в государствах-участниках СНГ.

При всех очевидных достижениях Секции следует, вместе с тем, отметить и ряд недостатков в нашей работе.

Не подвергая сомнению большую профессиональную и общественную деятельность всех членов нашей Секции на местах, подчёркиваю, что общие достижения Секции, к сожалению, имеют место благодаря энтузиазму только узкого круга наших коллег.

В последнее время отмечается пассивное отношение значительной части наших коллег к принятым на себя уставным обязательствам инициативно поддерживать связь и информировать о своих делах руководство Секции, вносить свою лепту в решение общих программных задач.

При этом следует отметить, что жизненно необходимую финансовую поддержку деятельности Секции, как автономного структурного подразделения Академии, в

последнее время оказывали прямо и опо-средственно лишь немногие члены Секции -руководители вузов.

Устранение этих недостатков непременно будет способствовать повышению эффективности деятельности Секции в целом.

По мнению бюро, дальнейшему укреплению делового авторитета Секции может способствовать решение задачи по воссозданию и сохранению единого аграрного и лесного образовательного и информационного пространства государств-участников СНГ. Одна из проблем, которую, по мнению бюро Секции, надо здесь решать заключается в федерализации образования. Это новое прочтение роли и места высшей школы в системе мер по обеспечению национальной безопасности России, ибо ни кем не скрываемые отдельные сепаратистские тенденции в определенных субъектах РФ приобрели явную форму, которая влечет за собой разрушение единого образовательного пространства.

Не подлежит сомнению то, что формирование ЕОП государств-участников СНГ должно осуществляться на основе международных принципов сотрудничества, признания прав каждой страны на свою модель развития (то есть должен при этом реализоваться принцип: «единство в многообразии»), уважение культурной самобытности каждого народа, принятия, вместе с тем, единых основных положений в законодательстве стран-участниц СНГ в сфере образования, которые обеспечивали бы академическую мобильность студентов и преподавателей в общем образовательном пространстве.

Отсюда, для достижения поставленной цели, руководство Секции видит нашу возможную роль в необходимости совместного решения при участии членов Секции следующих конкретных задач, а именно:

-разработка единых (общих) принципов государственной политики в области аграрного и лесного образования, определение целей, задач и приоритетов развития систем образования в целом государств-участниц СНГ;

-установление согласованных уровней образования, продолжительности обучения на них и основных типов образовательных учреждений с учетом особенностей национальных систем образования в государствах-участницах СНГ;

- определение общих положений правового статуса образовательных учреждений, всех категорий обучающихся и работников сферы образования;

-выработка механизмов установления общепризнанной эквивалентности и взаимного признания документов об образовании государственного образца, ученых степеней и званий;

- обеспечение мобильности и свободного доступа молодёжи государств-участников СНГ к образовательным учреждениям в любой из стран Содружества, входящих в ЕОП;

- согласование порядка аттестации и аккредитации учебных заведений госу-дарств-участников СНГ;

- учебно-методическое обеспечение ЕОП государств-участников СНГ;

-создание системы информационного обеспечения ЕОП;

- научное обеспечение ЕОП госу-дарств-участников СНГ.

Механизмы решения изложенных задач в сфере аграрного и лесного образования в целом ныне уже определены в Концепции Модельного образовательного Кодекса, которая принята МПА СНГ ещё 9 декабря

2000 г.

Однако, формирование ЕОП, безусловно, предполагает наличие политической воли у руководящей элиты наших государств, требует проведения большой системной работы и обязывает членов Секции, всех нас по сближению и интеграции систем образования государств СНГ, выполнения принятой межгосударственной Программы по реализации комплекса вышеизложенных мер, обеспечивающих формирование ЕОП. Её выполнение позволит сынтегрировать национальные системы образования стран-участниц СНГ, в т. ч. систему высшего аграрного и лесного образования.

Важно далее изложить видение бюро Секции назревших проблем, решение которых позволит существенно интенсифицировать процесс формирования ЕОП на территории стран-участниц СНГ.

Важнейшей отличительной особенностью развития цивилизации в XXI веке, безусловно, станет процесс все большей глобализации общества, обусловленный, прежде всего возникновением всемирной инфосферы

- мирового информационного пространства, которое в последние годы стремительно преображается в результате развития и распространения средств информатики и новых информационных технологий.

В условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции фундаментальное значение также имеет информатизация сферы образования. позволяющая в относительно короткие сроки значительно повысить образовательный потенциал населения всех государств-участниц СНГ, поскольку представляемое ею содержание и качество образования, его доступность, соответствие потребностям конкретной личности в решающей степени определяют состояние интеллектуального потенциала современного мирового сообщества.

К сожалению, в России, например, дипломированные специалисты составляют лишь 18 % населения, в то время как в Финляндии - 20 %, а в Японии - 40 %. Высокий процент специалистов с высшим образованием в промышленно развитых странах, конечно же, не случаен. Он является необходимой предпосылкой сохранения и развития этими странами их мощного экономического потенциала. По некоторым оценкам, в ближайшем будущем лишь страны с не менее чем 50 % дипломированных специалистов смогут рассчитывать на успех в экономическом соревновании.

Далее, необходимо более динамичное обновление высшего образования, однако нововведения следует осуществлять по эволюционному пути, без ломок и конфликтов, последовательно реализуя действующие государственные программы подготовки специалистов для аграрного и лесного комплекса.

Вместе с тем при разработке соответствующей программы деятельности нашей общественной Академии следует иметь в виду, что в сфере отечественного аграрного и лесного образовании, остаются и свои нерешённые проблемы, которые в конечном счёте сдерживают развитие отечественного агропромышленного и лесного комплекса.

Так, например, общественно-политические изменения в стране, происходящие с начала 90-годов, обусловили множество социально-экономических проблем, особенно в сельской местности. Снижение качества, деформация образа жизни сельского населения негативно повлияли на экономическую стабильность агропромышленного комплекса и демографическую ситуацию на селе.

В сельской местности резко снизилась рождаемость, которая не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. Неблагоприятные демографические процессы оказывают существенное влияние на сельский рынок труда. Они все сильнее предопределяют негативные структурные сдвиги в кадровом составе работников сельского хозяйства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем из-за ухудшения состояния основных фондов и сокращения затрат на создание необходимых условий по охране труда работников АПК из отрасли ежегодно выбывают 60 тыс. работников с полной или частичной утратой трудоспособности.

Сельское хозяйство является единственной отраслью, в которой ныне удельный вес кадров с профессиональным образованием, за более чем 10-летний период, практически не изменился и составляет 41 %.

Неудовлетворительным остается уровень квалификации специалистов на селе. По данным за 2000 год из 2 млн. специалистов, занятых в сельском хозяйстве, лишь 438 тыс. имели высшее образование, остальные 1607 тыс. - неполное высшее или среднее профессиональное образование, то есть последних было в 3,6 раза больше. В промышленности, к примеру, подобное превышение составляло 2 раза.

Низок уровень закрепляемости, или осёдлости, молодых специалистов в сельскохозяйственном производстве. В 2001 году трудоустроено в сельскохозяйственные предприятия 16,6 тыс. выпускников аграрных вузов и ссузов, или 21 % от их общего выпуска. Несмотря на ежегодную подготовку в аграрных образовательных учреждениях более 100 тыс. специалистов, их численность в сельхозпредприятиях за последние 10 лет уменьшилась на 288 тыс. человек, ухудшается качественный состав кадров АПК.

Всего в настоящее время 97 тыс. (16 %) должностей руководителей и специалистов хозяйств замещено практиками, а 33 тыс. (5 %) остаются вакантными. При этом более 200 тыс. специалистов, в том числе 26,4 тыс. с высшим образованием, используются в сельскохозяйственных организациях в качестве рабочих.

Сегодня подготовку специалистов с высшим образованием для организаций АПК и педагогические кадры для образовательных учреждений начального и среднего сельскохозяйственного образования России осуществляют 59 высших учебных заведений Минсельхоза РФ. В них работает более 21 тыс. преподавателей, среди которых 56 % имеют ученые степени и звания, 10 % - докторов наук, профессоров. Количество обучающихся постоянно растет и в настоящее время составляет около 380 тыс. человек, в том числе 226 тыс. по очной форме.

Приём в вузы за счет средств федерального бюджета за последние пять лет не изменился и составляет около 53 тыс. человек. Однако, с учетом приема за счет средств физических и юридических лиц, общий прием постоянно растет и в 2001 г. составил почти 90 тыс. человек, в т. ч. 57 тыс. человек по очной форме обучения. Выпуск специалистов за последние пять лет возрос более чем на 15 тыс. человек и в 2001 г. составил 47 тыс. специалистов, в т. ч. 31 тыс. по очной форме обучения.

Для обеспечения равных возможностей при поступлении в вузы для сельской молодежи организован целевой приём по

договорам с органами управления АПК. В

2001 году на этой основе в вузы зачислено около 37 % студентов, более 60 % первокурсников являются выпускниками сельских школ. Постоянно растет количество студентов, обучающихся в рамках целевой контрактной подготовки. В 2001 году более 30 % первокурсников подписали трехсторонние договора (студент - вуз - работодатель).

Структура подготовки специалистов с высшим образованием постоянно корректируется, открывается подготовка по востребованным в АПК специальностям, изменяются программы дисциплин в соответствии с требованиями производства. За последние годы в аграрных вузах введена подготовка по 22 новым специальностям, доля приема на которые составляет около 17 %.

Значительно (до 6 млрд. руб., или более чем в 7 раз) увеличено бюджетное финансирование сферы аграрного образования России.

Нынешняя ситуация в высшей школе лесного и лесотехнического профиля пока также не в полной мере отвечает интересам российского общества.

Вместе с тем, очевидно, что система отечественного технического, в том числе лесного, образования требует дальнейшего развития, совершенствования и решения существующих в ней других проблем, к которым, в первую очередь, относятся:

- узкопрофильность подготовки специалиста и, как следствие этого, неспособность выпускников гибко перестраивать содержание своей деятельности в связи со сменой технологий или требований рынка;

-недостаточный уровень академических свобод инженерных вузов в формировании основных образовательных программ и технологичности учебного процесса, обусловленных содержанием первого поколения Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников;

- отсутствие объективной оценки потребностей отраслей в инженерах, бакалаврах и магистрах по всему спектру направле-

ний и специальностей высшего технического образования, что затрудняет прогнозирование и регулирование структуры подготовки кадров;

-нарастающие сложности в области практической профессиональной подготовки студентов, а также в выполнении студентами научных исследований вследствие медленного обновления технологической, исследовательской и испытательной техники;

- некоторое сокращение научных исследований в технических вузах, что нарушает принцип единства учебного процесса и научных исследований и может привести как к снижению качества подготовки специалистов, так и к дальнейшему спаду инновационных процессов в производстве.

Вместе с тем, несмотря на имеющиеся проблемы и объективные трудности в вопросах подготовки высококачественных специалистов, подготовка инженеров для лесной отрасли и лесопромышленного комплекса в основном удовлетворяет количественные и качественные профессиональные потребности в них.

Так, в целом по России, специалистов лесного профиля в настоящее время выпускают в 40 государственных высших учебных заведениях. В этих вузах готовятся основные инженерные кадры, а также бакалавры и магистры по 7 лесным специальностям и 5-ти направлениям.

По состоянию на 1 сентября 2001 года общее количество студентов, обучающихся по лесным специальностям, составляло около 33 тыс. человек, в том числе почти 2 тысячи студентов из стран СНГ и дальнего зарубежья. Обучение студентов ныне ведут более 300 профессоров, докторов наук и более 1,5 тыс. доцентов, кандидатов наук только по специальным дисциплинам.

Дальнейшее интенсивное развитие сферы аграрного и лесного образования становится невозможным без широкого использования передовых информационных и телекоммуникационных технологий. И это должно становиться важнейшим национальным приоритетом каждой из стран-участниц СНГ.

В России, например, уже реализуются федеральные целевые программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)» и «Электронная Россия (2002-2010 годы)». Программа «Электронная Россия» предполагает подготовку специалистов по управлению информационными ресурсами и информационными технологиям для всех уровней образования, переподготовку госслужащих, работников бюджетных организаций, представителей СМИ, а также коммерческих организаций.

В этой связи, следует отметить, что большинство вузов России в настоящее время уже имеет доступ к компьютерным сетям. Важную роль в этом сыграло развитие научно-образовательных локальных компьютерных сетей, созданных в рамках программ Минобразования России и межведомственной программы «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы». Как отмечалось выше, локальная компьютерная сеть успешно действует и в системе управления аграрным образованием России.

Вместе с тем пропускные способности каналов связи, которыми пользуются в настоящее время российские вузы, на порядок, а то и на два отстают от того уровня, которым располагают западные университеты.

Отсюда каждому члену Секции, в меру своих сил и возможностей крайне важно обеспечить должный уровень внутренней и международной связанности российских научно-образовательных сетей вузов с родственными - за рубежом, что даст новый импульс международной кооперации научнообразовательных центров, позволит увеличить потенциал России и других стран-участниц СНГ в области экспорта-импорта аграрного и лесного образования, обеспечит информационную и образовательную поддержку наших коллег в других странах.

При этом важным инструментом формирования общей информационной среды стран-участниц СНГ является развитие системы открытого образования (СОО).

Наступление информационной эпохи резко изменило как саму схему передачи

знаний, так и методы обучения. Компьютеризация общества, развитие компьютерных сетей, возможность получения практически любой информации изменили традиционное представление об образовании, сложившееся за последние 300 лет. Это привело к пониманию необходимости новых подходов к обучению населения, интегрированных в понятие «открытое образование». Отсюда развитие СОО является составной частью формирования в России и других странах-участницах СНГ единого образовательного пространства, позволяющего осуществлять экспорт - импорт образовательных продуктов и услуг.

Система открытого образования рассматривается нами как возможность рационального сочетания различных образовательных планов, программ, технологий и форм получения образования для скорейшего достижения максимальной эффективности образовательного процесса. Высокое качество обеспечивается использованием современных информационных технологий, предоставляемых ИНТЕРНЕТОМ, возможностью интегрирования методических наработок и интеллектуальных ресурсов профессорско-преподавательского состава территориально разобщенных учебных заведений.

И далее, высокий научный уровень учебных компьютерных курсов, учёт потребностей рынка, усиление ответственности обучаемого в процессе получения знаний, защита и контроль информации, как со стороны поставщиков, так и пользователей её, также способствуют повышению качества обучения в условиях открытого образовательного пространства.

Создание единого информационного пространства с помощью СОО на всей территории России и других стран - участниц СНГ, по нашему мнению, имеет не меньшее значение, чем рост экономической эффективности в сфере производства. Развитие информационных и коммуникационных технологий создает реальные предпосылки для преодоления экономического отставания наших стран и их административных территорий. Оно обеспечивает также равные воз-

можности доступа населению, независимо от места проживания, не только к широкому кругу источников разнообразной информации внутри России, но и ко всем мировым информационным ресурсам.

Завершение переходного периода и вступление стран СНГ, а вместе с ними и сферы нашей научно-педагогической деятельности, в новую фазу своего развития в перспективе требуют заново осмыслить место, роль, цели, задачи и функции нашей Секции, в изменившемся государственнополитическом и социально-экономическом устройстве государств, которые, по мнению бюро, в соответствующем контексте могли бы быть отражены в резолюции нашего Собрания. При этом Секция в своей деятельности должна придерживаться двух постулатов:

1. Конкурентоспособность товаров любого государства достигается, прежде всего, через образованность его граждан.

2. Лидерство конкретной державы в мире достигается, прежде всего, ее лидерством в инновационной деятельности: инновационных производственных технологиях, инновационных процессах в образовании и науке.

Для их реализации в числе отправных ориентиров для жизнедеятельности нашей Секции можно выделить следующие:

- содействие увеличению вклада высшего аграрного и лесного образования в развитие производительных сил каждой из стран Содружества НГ, самих национальных систем высшего образования;

-содействие более полному удовлетворению потребностей населения, в первую очередь сельской молодёжи, в образовании, переход от селективной к массовой и открытой высшей профильной для нас школе, в т. ч. путём её вертикальной и горизонтальной интеграции;

-содействие коренному улучшению материального и социального положения профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников аграрных и лесных вузов, создание условий для притока в ряды

преподавателей наиболее подготовленной и творческой молодежи;

- содействие кардинальному улучшению финансирования и организации НИР и ОКР, выполняемых в наших вузах, особенно по фундаментальным и междисциплинарным проблемам; активное участие в реализации системы мер, направленных на усиление воздействия вузовской науки на научно-технический прогресс в сферах образования, производства и самой науки.

Здесь необходимо вновь вспомнить и последовательно соблюдать известный принцип Гумбольдта, заключающийся в признании необходимости симбиоза между научными исследованиями и образовательной деятельностью для всего профессорско-преподавательского состава всех образовательных учреждений.

При этом сочетание учебной, научной и воспитательной деятельности в наших вузах, несомненно, будет способствовать повышению качества подготовки специалистов с высшим аграрным и лесным образованием посредством освоения ими прогрессивных методов и приёмов ведения научно-исследовательских работ, а также развивать их творческие способности, самостоятельность и творческую инициативу в учебе и последующей работе.

Соответствующая Программа деятельности самой Секции на перспективу могла бы, в этой связи, предусматривать:

- содействие повышению уровня учебно-научно-воспитательного процесса и качества подготовки специалистов;

- содействие родственным вузам в формировании общей информационно-образовательной среды;

-содействие усилению влияния аграрных и лесных университетов и других вузов на социально-экономическое развитие, сферу образования и культуры в общенациональном и региональном разрезе, улучшение взаимодействия руководителей вузов с государственными и местными органами власти и управления, общественными и деловыми кругами.

Инновационные подходы в аграрном образовании и кадровом обеспечении

Изложенные выше задачи носят, на первый взгляд, во многом преемственный, или даже традиционный характер, т.е. не «открывают Америку». Но это, однако, не должно затушёвывать их нового содержания, новых подходов и методов решения.

Речь идет, прежде всего, о том, чтобы обеспечить более полный и более эффектив-

ный учёт и использование каждым членом Секции в своей повседневной деятельности таких новых жизненных явлений и процессов, как глобализация мирового, в т. ч. образовательного, сообщества, расширение в научно-образовательной сфере применения информационных технологий и других прогрессивных новаций.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В АГРАРНОМ ОБРАЗОВАНИИ И КАДРОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ АПК

Ю.Ф. ЛАЧУГ А, вице-президент, член-корреспондент РАСХН, академик МАНВШ,

Ю.И. КУЗНЕЦОВ, президент Международной ассоциации ИНТЕРВУЗ, академик МАНВШ

Мощный, динамично развивающийся экономический потенциал, имеющийся в промышленно развитых странах, как показывает жизнь, был бы не возможен без отмечаемого в них высокого процента специалистов с высшим образованием. В России же за последние 10 лет в силу различных причин произошло сокращение числа занятых, только в сельскохозяйственном производстве, на 2 млн. человек. Одновременно здесь ухудшился качественный состав кадров. Удельный вес руководителей сельскохозяйственных предприятий с высшим образованием снизился и составляет лишь 2/3 их общего числа, что создаёт существенные проблемы для осуществляемой в стране аграрной реформы.

Поэтому в целях обеспечения кадрового сопровождения аграрной реформы Правительством РФ был осуществлен комплекс мер по адаптации системы аграрного образования к современным требованиям АПК на основе максимального учета изменений в сфере занятости его трудового потенциала. Организована подготовка востребованных на рынке труда специалистов-менеджеров, коммерсантов, фермеров, специалистов по экономике и социологии труда, государственному и муниципальному управлению, маркетингу, биотехнологии,

экологии, регионоведению, предпринимательству и др.

Вместе с тем дальнейшее развитие аграрного образования нуждается в системном, программном регулировании, позволяющем планомерно, дифференцировано и с опережением осуществлять программноцелевое обучение, консультирование, переподготовку, повышение квалификации различных категорий руководителей, специалистов, кадров массовых профессий.

Учитывая, что важная роль в развитии и повышении эффективности агропромышленного производства принадлежит кадрам, Минсельхозом России и Минобразованием России разработана и в июле

2002 г. утверждена «Отраслевая программа развития аграрного образования на 2002-2005 гг. и до 2010 года», в которой намечено решение задач повышения качества образования, обеспечения доступности аграрного образования для сельской молодежи, подготовки квалифицированных кадров соответствующего уровня и профиля, способных обеспечить эффективное ведение агропромышленного производства. Основными документами для разработки Программы стали: постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. № 117 «О совершенствовании кадрового обеспече-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.