УДК 658.8
Евразийская интеграция:
повторение пройденного или начало новой парадигмы развития для решения продовольственной проблемы?
В. Н. Иванова, д-р экон. наук, С. Н. Серегин, д-р экон. наук
Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского
Прошедшее десятилетие нового века показало, как быстро меняется лицо современного мира в результате кардинальных сдвигов в общественном устройстве, возникает новая конфигурация международных отношений. Страны, где проживает практически половина населения планеты, - Китай и Индия - демонстрируют самые высокие темпы экономического роста. набирает силу и влияние объединение БРИКС, со следующего года начнет работать Евразийский экономический союз (ЕАЭС) как новое объединение на евразийском пространстве.
Коренные изменения мы наблюдаем в промышленности, транспорте, сельском хозяйстве, образовании, других сферах экономики - трансформация этих процессов создает необходимые предпосылки к переходу на новый технологический уклад, где найдут широкое применение инновационные технологии с использованием генной инженерии, био-и нанотехнологии, новые материалы с особо ценными свойствами.
Происходящие глобальные изменения, их взаимозависимость и взаимовлияние могут давать странам определенные преимущества, но в то же время ставят их перед серьезными вызовами, на которые необходимо находить адекватные ответы на основе новых моделей общественного устройства и новых подходов в экономике и промышленности, чтобы избежать катастрофических последствий.
И неслучайно мировые экономические форумы в Давосе (Швейцария) в 2012 и 2014 гг. проходили под лозунгами «Великая трансформация и формирование новых моделей» и «Переустройство мира: последствия для общества, политики и бизнеса».
Сегодня учеными установлено, что в достижении намеченных целей большую роль играют неэкономиче-
ские факторы: культура, образование, здоровье, духовно-нравственное состояние общества. Это то, что характеризует качество человеческого «капитала», и эти категории должны быть задействованы в продвижении России на мировой арене.
Необходимо помнить, что успешное развитие общества и экономики немыслимо без разработки и реализации эффективной государственной политики и сильного государственного управления. Только в этих условиях можно противостоять агрессии рыночной стихии, гарантировать справедливость и равный доступ всех членов общества к общественным благам, консолидировать общество для обеспечения суверенитета и продовольственной безопасности. Мы должны показывать пример нашим соседям в достижении высоких стандартов жизни, экономике, культуре -быть победителями, тогда к нам будут тянуться народы других стран.
В своем выступлении на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» в г. Сочи Президент России В. В. Путин сказал: «Создалось впечатление, что так называемые победители в холодной войне решили дожать ситуацию, перекроить весь мир исключительно под себя, под свои интересы».
И санкции Запада, США и их союзников в отношении России - это не что иное, как попытка ущемления ее национальных интересов, ослабления ее экономического и аграрного потенциала. Но у России и ее друзей есть свои национальные интересы, которые они активно отстаивают, ведя поиск прежде всего на путях интеграции, оправдавших себя при решении масштабных проблем на национальном и международном уровне, при соблюдении национальной специфики, исторических и социокультурных традиций.
Россия выбирает такую модель и стратегию развития, которая
могла бы обеспечивать устойчивое продвижение в социально-экономическом отношении и в повышении благосостояния общества.
И сегодня в связи с непростым положением в экономике и переменами в международной обстановке нужны новые подходы, которые могут обеспечить качественный рост в отраслях агропромышленного производства на основе внедрения достижений научно-технического прогресса в производство для решения проблемы импортозамещения на продовольственном рынке. Предстоящие задачи настолько масштабны и требуют привлечения таких огромных ресурсов, что только при активном участии государства в их реализации возможно в среднесрочной перспективе достичь поставленных целей.
Процессы глобализации и интеграции оказывают большое влияние на все стороны жизни российского общества, но это вовсе не означает отказа от суверенитета, хотя в этих условиях часть государственных полномочий будет передаваться на наднациональный уровень.
В условиях продолжающихся кризисных процессов во многих странах мира развитие интеграции на постсоветском пространстве, и прежде всего между государствами, входящими в Таможенный союз, приобретает особую актуальность.
На Сочинском форуме Президент России отметил: «Убежден, что работа интеграционных объединений, взаимодействие региональных структур должны строиться на прозрачной, понятной основе. Хорошим примером такой открытости служит процесс формирования Евразийского экономического союза».
Следует отметить, что сегодня нарастает стремление стран - участниц Союза к согласованию аграрных политик, выработке единых подходов к внутреннему производству, экспортно-импортным операциям, защите агропродовольственного рынка.
В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. со следующего года в полном формате начнет свою работу Евразийский экономический союз.
Подписанным Договором определены три основные цели Союза:
создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;
формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов;
проведение модернизации технико-технологической базы пред-
Таблица 1
Уровень продовольственной независимости стран ЕАЭС, %
Продукция Беларусь* Казахстан** Россия***
Зерно 106 218 108
Сахар 94 6 86
Растительное масло 74 84 209
Мясо и мясопродукты 116 78 76
Молоко и молоко-продукты 246 83 80
Картофель 100 99 98
Овощи 97 91 89
Плоды и ягоды 50 20 30
Яйца 130 93 98
* Расчет на основе данных ФАО. ** Расчет на основе данных Академии сельскохозяйственных наук РК. *** Расчет на основе данных Росстата по уровню самообеспечения.
приятий АПК, развитие кооперации и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.
Надежды на успех работы Союза связаны прежде всего с наличием ряда ключевых факторов: общей историей недалекого прошлого, близостью культур, образования и менталитета народов, проживающих в странах - участницах Союза.
Создавая новые союзы, нам следовало бы обратиться к ретроспективе нашего недавнего прошлого времен СССР: тогда, в условиях плановой экономики ставились те же самые задачи в рамках «продовольственной программы», но в силу разных причин, в том числе из-за ослабления государства, они решены не были. Тогда не существовало термина «им-портозамещения», но суть была та же самая: формирование продовольственных ресурсов за счет собственного производства. Уровень интеграции и кооперации решался директивными постановлениями, была единая валюта и другие социально-экономические звенья народного хозяйства для решения этой проблемы.
В условиях рыночной экономики, а также накопленных за двадцать лет центробежных тенденций между бывшими республиками СССР и введенных санкций реализовать столь масштабную задачу будет нелегко. Этот проект общенационального значения на первом этапе его реализации должен носить мобилизационный характер с использованием опыта советского периода и активным участием руководителей государств ЕАЭС в разработке и контроле исполнения базовых документов для эффективной работы всех звеньев системы Союза.
Основной принцип, «тематическая платформа», на которой строится вся архитектура Союза, - это объединение потенциалов его участников в общих интересах, что позволит обеспечить уровень динамичного развития Союза и каждой страны, входящей в него.
Вот почему в подписанном Договоре основным положением является эффективная реализация ресурсного потенциала наших стран для наращивания объемов сельскохозяйственной продукции, удовлетворения потребностей общего аграрного рынка и увеличения экспорта, что совершенно очевидно повысит уровень коллективной продовольственной безопасности.
Если говорить в целом о Евразийском экономическом союзе, то уровень продовольственной независимости по большинству важнейших
продуктов питания на сегодняшний день существенно не дотягивает до единицы (табл. 1).
За 2013 г. товарооборот внешней торговли государств Единого экономического пространства по сельскохозяйственному сырью и продовольствию вырос в сравнении с 2012 г. на 0,6 %, или на 399,6 млн долл. США и составил 62,4 млрд долл. США (рис. 1).
Сальдо внешней торговли сложилось отрицательное в размере 28,6 млрд долл. США и превысило уровень 2012 г. на 3,3 млрд долл. США. Рост импорта сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров наблюдается по всем странам ЕЭП: в Беларуси - на 13,5 %, в Казахстане -на 10,5 %, в России - на 3,2 %.
Основной товарной позицией в структуре экспорта является растениеводческая продукция и продукты ее переработки, включая зерно (34,0 %), семена масличных культур, муку и крупы, растительные масла и др. На эту группу товаров пришлось около 60% экспорта. Следует признать сырьевую направленность экспорта: продукты глубокой переработки зерна, которые давали бы значительный экономический эффект, в экспортной продукции представлены в незначительных объемах.
Основной объем импорта приходится на молочную, мясную и плодоовощную продукцию, алкогольные и безалкогольные напитки и рыбу -почти 60 %.
При этом стоит отметить рост импорта молочной продукции - на 22%. На указанный фактор оказало снижение ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза в 20122013 гг. в связи с выполнением обязательств перед ВТО. Ставка ввозной таможенной пошлины на сухое молоко и сливки снизилась с 25 до 18,3%, а на сухое молоко с содержанием
Рис. 1. Товарооборот внешней торговли ЕЭП сельскохозяйственным сырьем и продовольствием в 2013 г., млн долл. США
жира более 1,5 мас. % с добавлением сахара или других подслащивающих веществ - до 22,5 %. Адвалорная составляющая ставки на сливочное масло возросла с 15 до 17,5 и 18,3%, но специфическая сократилась с 0,4 евро/кг до 0,147; 0,19; 0,27 евро/кг.
Динамика роста импорта молочной продукции может повлечь за собой сокращение доли рынка участников ЕЭП в пользу иностранных производителей и рост внутренних цен на молокопродукты. Это опасная тенденция на фоне сокращения объемов производства молока в России.
Анализ внешней торговли продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем за 2013 г. показывает, что значительная часть ресурсов агропродовольственного рынка государств - членов ЕЭП формируется за счет импорта.
Эта ситуация должна меняться в сторону формирования ресурсов за счет собственного производства и стать ключевым приоритетом формируемой аграрной политики ЕАЭС.
Лидером в решении вопросов роста экономики на всем постсоветском
А■
АЯ
Россия 36,2 38,5
Рис. 2. Удельный вес стран ЕАЭС во взаимной торговле продукцией сельского хозяйства и охоты, %
пространстве, несомненно, является Республика Беларусь, которая обладает значительным экспортным потенциалом по многим важнейшим видам продуктов питания, и это обеспечивает ей первое место по объему взаимной торговли в ЕАЭС (рис. 2).
К числу положительных тенденций прошедшего времени следует отнести рост совокупного объема взаимной торговли продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем.
Так, в сравнении с 2012 г. объем взаимной торговли сельскохозяйственными товарами и продовольствием увеличился на 16,6% и составил 8,2 млрд долл. США.
В структуре взаимной торговли в 2012 г. возросла доля Республики Казахстан (с 3,1 до 5,8%), при этом доля России снизилась (с 38,0 до 35,2%), Беларусь сохранила свой сегмент рынка на уровне 59,0%.
Для полноценного формата деятельности ЕАЭС предстоит проделать большую работу институционального характера: разработать законодательную и нормативную документацию в сфере технического регулирования, отработать инструменты регулирования взаимодействия наших государств на внешних рынках и согласовать ряд других нормативно-правовых положений.
В настоящее время государства Союза имеют утвержденные программы развития национальных агропромышленных комплексов. Такими документами являются:
в республике Беларусь - «Государственная программа устойчивого развития села на 2011-2015 годы», утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 1 августа 2011 года № 342;
в республике Казахстан - «Программа по развитию агропромышленного комплекса на 20132020 годы» - «Агробизнес-2020»,
утвержденная Постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 февраля 2013 года № 151;
в Российской Федерации - «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717.
Указанные программы, являясь по своей сути внутригосударственными документами, не отражают задач углубления интеграционных процессов, кооперации и совместной деятельности по реализации целей ЕАЭС, получения синергетического эффекта. К тому же структура и индикативные показатели, применяемые при определении эффективности реализации программ, значительно отличаются, и простое сложение заявленных в них показателей по ряду направлений невозможно в принципе. Необходимо консолидировать политику национальных АПК членов Союза по сближению позиций, изложенных в программных документах.
Для решения проблем коллективной продовольственной безопасности необходима разработка и реализация целого комплекса организационно-экономических мер, среди которых:
• разработка совместного продовольственного баланса и индикативное планирование производства;
• разработка и согласование схем размещения сырьевой базы и производственных мощностей агропромышленного производства;
• формирование и использование совместного стабилизационного фонда на период до 2020 г.;
• поэтапное создание единой межгосударственной товаропроизводящей системы;
• создание конъюнктурного центра по анализу и прогнозированию продовольственной ситуации в рамках Евразийской аграрной ассоциации.
Эффективность принимаемых решений и их реализация во многом будут зависеть от четко согласованной и прозрачной аграрной политики ЕАЭС.
При формировании единой аграрной политики необходимо понятно и ясно прописывать нормы и правила, которые позволяли бы в равной степени всем участникам Союза формировать политику, не ущемляющую экономические интересы каждого из его членов. Важнейшим элементом этой политики должна стать
инвестиционная составляющая с расчетом средств для наполнения фонда устойчивого развития, из которого будет осуществляться поддержка сельхозпредприятий, фермеров и переработчиков сельскохозяйственного сырья, но при этом следует сохранить его главную цель - обеспечение и выравнивание доходности национальных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Это могло бы стать одной из мер повышения привлекательности ЕАЭС, тем более в условиях, когда в ряды ЕАЭС готовятся вступить Армения и Киргизия.
Следует подчеркнуть, что экономический рост напрямую связан с объемом инвестиций, направляемых на развитие агропромышленного производства, обновление производственных фондов предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья. Экономисты считают: чтобы обеспечить прирост 1 % ВВП, требуется не менее 2% прироста инвестиций в основной капитал.
За последние годы стало обычной экономической практикой привлекать иностранные инвестиции для строительства новых предприятий и модернизации действующих производств. Нужно сказать, что по этому показателю лидирует Казахстан, где доля накопленных прямых иностранных инвестиций превышает 50% ВВП. Наращивание взаимных инвестиций создает необходимые предпосылки для развития промышленной кооперации, укрепления научно-технологического сотрудничества, увеличения товарообмена на продовольственном рынке, что в конечном счете обеспечивания формирования центростремительных тенденций интеграционного объединения.
Решение вопроса увеличения инвестиций в развитие агропромышленного комплекса стран ЕАЭС связано с созданием интегрированного валютного рынка, и до перехода к единой валюте необходимо разработать систему мер по проведению трансграничных взаиморасчетов в национальных валютах. Расширение применения национальных валют может идти по нескольким направлениям, в том числе путем котировки национальных валют через российский рубль с целью снижения доли доллара и евро во взаиморасчетах, осуществление кредитования в валюте экспортера и др.
В условиях углубления кризисных явлений в мировой экономике и введенных санкций против России необходимо как можно быстрее переходить на взаиморасчеты в национальных валютах, что обеспечит
создание единого финансового рынка для эффективной работы бирж и необходимого инвестиционного климата.
Расширение инвестиционного процесса в странах ЕАЭС связано с гармонизацией финансовых и фискальных институтов для создания равных условий конкуренции на продовольственном рынке, формирования благоприятной среды для ведения бизнеса в аграрной сфере. В деле создания благоприятного климата ведения бизнеса и Казахстан, и Беларусь опережают Россию, о чем свидетельствуют показатели рейтинга, представленного Всемирным банком (табл. 2). Данные, приведенные в таблице, показывают, что нашим соседям удалось за небольшой промежуток времени добиться ощутимых результатов в решении этого вопроса, что в будущем будет способствовать деловой активности предпринимателей, росту инвестиций и производства продукции в этих странах.
От успешного решения данной проблемы в ближайшее время будет зависеть масштаб вовлечения в работу аграрного сектора представителей среднего и малого бизнеса, учитывая их важную роль как в развитии сельскохозяйственного производства, так и в повышении качества жизни в сельской местности.
Важнейшими направлениями успешной деятельности Союза должны стать научно обоснованная схема размещения и специализации сельскохозяйственного производства и производственных мощностей по переработке сельскохозяйственного сырья и, конечно, координация проведения научных исследований, а также подготовка современных инженерно-технологических кадров.
Для случаев наступления чрезвычайных ситуаций необходимо формировать страховые фонды с целью покрытия убытков сельхозтоваропроизводителей.
Размеры этих фондов в странах ЕС представлены в табл. 3. Как видно, их значения превышают совокупные показатели поддержки стран ЕАЭС в разы.
Нужно отметить, что в Евросоюзе горизонт планирования поддержки различных секторов экономики, в том числе и АПК, рассчитывается на семилетний период, что дает возможность планировать расходы бюджета Евросоюза для поддержки бизнеса и снижать риски в условиях быстро меняющейся мировой конъюнктуры на рынке различных товаров и услуг.
Для проведения единой политики в рамках так называемого Европей-
Таблица 2 Рейтинг условий ведения бизнеса Всемирного банка для стран - участниц ЕАЭС
Россия Беларусь Казахстан
Рейтинг -2007 96 129 63
Рейтинг -2012 120 69 47
Рейтинг -2013 112 58 49
Рейтинг -2014 92 63 50
ского инструмента соседства и партнерства в 2007-2013 гг. Евросоюзом было ассигновано 11,2 млрд евро, а на период 2014-2020 гг. запланировано выделение 15,5 млрд евро.
При разработке единой аграрной политики ЕАЭС, наряду с институциональными преобразованиями, важно определиться, как должна действовать согласованная система разработки балансов производства и потребления продукции, форм, механизмов квотирования производства и государственной поддержки этого важнейшего сектора экономики.
Разработка и реализация единой аграрной политики должна обеспечивать эффективность вкладываемых средств в инвестиционные проекты, рост объемов производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия.
Одним из важнейших механизмов формирования интеграционных отношений является разработка сводных согласованных прогнозных балансов по основным чувствительным видам продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Как показала практика, это дело далеко не простое, поскольку затрагивает национальные интересы производителей и потребителей каждой страны.
В условиях глобализации и нарастания конкуренции на мировых рыках продовольствия необходимо разрабатывать механизмы и экономические инструменты, обеспечивающие сбалансированность внутренних рынков и формирование скоординированных экспортных потоков с тем, чтобы не создавать ри-
ски для товаропроизводителей стран, входящих в ЕАЭС.
Для реализации указанных направлений необходимо создать межгосударственный центр по мониторингу и прогнозированию продовольственной ситуации в Евразийском экономическом союзе. С этой задачей вполне может справиться созданная Евразийская аграрная ассоциация, располагающая большим интеллектуальным и профессиональным потенциалом своих членов, имеющих
большой опыт работы в аграрном секторе.
Повышение конкурентоспособности АПК ЕАЭС требует формирования современной инфраструктуры и логистики поставок продукции на внутренние и внешние рынки. Для усиления координации и кооперационных связей по формированию транспортной и портовой инфраструктуры необходимо будет создать межгосударственную компанию «Евразийский зерновой поток». Отправной точкой в этом направлении может послужить пример аналогичных по целям и задачам структур в Канаде и Австралии.
Таким образом, рассматривая проблемы обеспечения продовольственной безопасности стран ЕАЭС как важнейшей составной части национальной безопасности, мы должны исходить из того, что экономики наших стран должны достойно противостоять возникающим рискам и угрозам, которые будут сопровождать нас еще длительное время.
Учитывая роль отраслевых союзов и ассоциаций в формировании аграрной политики и участие их в разработке стратегий и программ развития агропромышленного комплекса, инициативной группой была создана Евразийская аграрная ассоциация.
Структура ассоциации (рис. 3) представлена сопредседателями, которых делегируют государственные органы от стран - участниц ЕАЭС, общее руководство возложено на Центральный совет. В ассоциации сформирован Научно-экспертный совет
Таблица 3
Расходы бюджета ЕС на проведение единой сельскохозяйственной политики, млрд евро
2011 г. 2012 г. 2013 г.
Бюджет ЕС 141,0 144,3 147,3
Расходы фондов поддержки сельского хозяйства, всего 57,9 58,4 58,6
В том числе:
Фонд гарантирования 43,5 43,7 43,9
Фонд устойчивого развития 14,4 14,7 14,7
из представителей ведущих ученых стран Союза, имеющих огромный опыт работы в агропромышленном комплексе. В его задачи входит большой круг проблем - от проведения всестороннего анализа и прогнозирования ситуации на продовольственном рынке ЕАЭС, выдачи экономических, технологических и экологических заключений по инвестиционным проектам до институциональных разработок и представления заключений на разрабатываемые технические регламенты и другую нормативную документацию, относящуюся к требованиям безопасности и качеству вырабатываемой продукции.
Правильность и своевременность создания такой организации назрела давно. Дело в том, что в рамках Таможенного союза были зарегистрированы отдельные отраслевые союзы и ассоциации, которые до настоящего времени практически ничего не сделали для формирования общей аграрной политики. Их роль в основном сводилась к лоббированию интересов бизнеса для регулирования рынков сельскохозяйственной и пищевой продукции.
Основные цели и задачи Евразийской аграрной ассоциации, закрепленные в ее уставе, состоят в том, чтобы на научной платформе участвовать в разработке базовых доку-
ментов ЕАЭС, давать рекомендации по размещению сырьевых зон и производственных мощностей предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности на территории стран - участниц Союза, участвовать в разработке балансов сырья и продовольствия, представлять экспертные заключения по инвестиционным и экологическим проектам, нормативно-правовым документам в сфере технического регулирования.
На основе Концепции стратегии развития агропромышленных комплексов и смежных отраслей Евразийского экономического союза на период до 2030 г. ассоциация в 2015 г. планирует разработать стратегию развития аграрного комплекса ЕАЭС.
Важным направлением работы для ассоциации станет работа по участию совместно с МГУТУ им. К. Г. Разумовского в подготовке современных высококвалифицированных кадров для агропромышленного комплекса стран ЕАЭС. Формирование единой аграрной политики требует и единых подходов к подготовке кадров в соответствии с требованиями современных государственных стандартов в сфере высшего образования и переподготовки кадров.
В настоящее время университет -ведущий научно-образовательный
комплекс России, осуществляющий подготовку квалифицированных специалистов в основном для отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности с территориально распределенной сетью филиалов, расположенных в местах работы крупных предприятий в четырнадцати субъектах Российской Федерации.
В структуре университета функционируют 8 учебно-научных институтов, 58 кафедр, 2 структуры дополнительного профессионального образования, 1 научно-исследовательский центр, 5 учебно-научных лабораторий.
В структуре университета работают 20 филиалов, основной профиль их деятельности - обеспечение территориальной доступности предоставления качественных образовательных услуг высшего профессионального и среднего профессионального образования при решении задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Университет ежегодно осуществляет подготовку более 48,0 тыс. студентов, в том числе более 46,0 тыс. студентов по программам высшего профессионального образования, около 2,0 тыс. слушателей - по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Кроме того, послевузовское профессиональное образование реализуется в аспирантуре по 54 специальностям, докторантуре - по 5 специальностям, функционируют 2 диссертационных совета по 5 научным специальностям.
Учебный и научно-исследовательский процессы в университете обеспечивают около 500 высококвалифицированных научно-педагогических работников.
Университет, участвуя в реализации Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 г., начиная с 2010 г., ведет планомерное обучение молодежи из числа казаков, в том числе через филиальную сеть в местах их компактного проживания по профессиональным образовательным программам с «казачьим компонентом».
Работа ЕАЭС будет базироваться на принципах социально ориентированной рыночной экономики, свободного обмена товарами, услугами и факторами производства для обеспечения устойчивого экономического роста и борьбы с бедностью. Новая платформа сотрудничества в рамках ЕАЭС должна иметь выход на торгово-экономические связи с другими подобными объединениями, прежде всего с ЕС и БРИКС.
Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что функционирование Союза будет проходить в рамках обязательств, взятых на себя его членами при вступлении в ВТО, и это должно стать предметом широкоформатного обсуждения при формировании единой аграрной политики ЕАЭС. Учитывая сложность решения данной задачи, совершенно очевидно, что потребуется разработка разных сценариев взаимодействия ЕАЭС с другими подобными организациями - с учетом национальных интересов, исторических и культурных традиций и складывающейся конъюнктуры на мировом рынке продовольствия.
Императив экономического взаимодействия в рамках евразийской интеграции будет определяться не только экономическими факторами, но и степенью общего понимания важности этого масштабного проекта на уровне глав государств ЕАЭС.
Для успешного развития Союза потребуется пересмотреть и ряд позиций в социальной сфере: обеспечить рост доходов населения для формирования потребительского спроса на рынке продовольствия как важнейшей предпосылки увеличения объемов производства сельхозпродукции и продовольствия.
При реализации этой проблемы мы не должны повторить опыт прежних лет по решению «продовольственного вопроса». Но те экономические инструменты, которые использовались прежде при решении крупных народнохозяйственных задач -планирование, размещение производительных сил на территории страны, разработка балансов сырья и продовольствия, - должны активно применяться при формировании евразийского Союза.
В то же время следует отметить, что условия и экономический потенциал государств ЕАЭС сегодня
намного ниже, чем были в дореформенный период, поэтому имеющиеся ресурсы должны быть задействованы на приоритетных направлениях развития за счет внедрения современных инновационных технологий, ресурсосберегающего оборудования и сельскохозяйственной техники, современных форм организации производства, которые обеспечат выработку конкурентоспособной продукции.
Мы рассмотрели не все проблемы, которые необходимо решать для создания необходимых предпосылок ускорения интеграционных процессов. Насколько успешным будет работа создаваемого объединения, покажет время, но на первом этапе необходимо провести экономические расчеты и дать экспертную оценку вероятностных последствий интеграции, получить ясный ответ на издержки и приобретения от членства в ЕАЭС.
[События и факты
Морозовскую птицефабрику переоборудовали
Первую партию мяса индейки с переоборудованной птицефабрики «Морозовская курочка» (Омская область) ожидает ООО «Руском-Агро» в феврале 2015 г., сообщает «Интерфакс» со ссылкой на министра сельского хозяйства и продовольствия региона Виталия Эрлиха.
«Годовой объём с выходом на полную мощность — 10 тыс. т мяса. Первые 2 тыс. т будут забиты в ноябре», — сообщил чиновник.
По словам Эрлиха, компания производит убой птицы в мясоперерабатывающем цехе в Калачинском районе, однако в феврале 2015 г. введёт на территории Морозовской птицефабрики собственный убойный пункт.
О намерении нового инвестора обанкротившегося ООО «Морозов-ская курочка» перепрофилировать предприятие под производство мяса индейки сообщалось в июне. Директор по развитию птицефабрики Николай Колокольников сообщил, что в течение года предприятие планирует освоить инвестиции на сумму около 900 млн руб.
Недавно Agroinvestor.ru сообщил о намерении другого российского производителя индейки — «Да-мате» — удвоить существующие
мощности по выпуску индейки с 15 до 30 тыс. т готовой продукции и осуществить дальнейший выход на 60 тыс. т уже в 2015 г.
На Кубани значительного повышения цен не отмечено
В Краснодарском крае ежедневный мониторинг цен на продукты питания ведется почти в 500 торговых объектах. Как сообщили в пресс-службе департамента потребительской сферы Кубани, значительного роста цен, а также дефицита продуктов питания не выявлено.
Напомним, чтобы держать ситуацию на потребительском рынке из-за введения санкций под контролем, в администрации Краснодарского края создается оперативный штаб под председательством первого вице-губернатора Джамбулата Хатуова. В его состав войдут руководители департамента цен и тарифов, департамента потребительской сферы, министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности региона, представители крупных торговых сетей и производителей, а также заместители глав муниципалитетов.
Для наблюдения за максимальными и минимальными розничными ценами в регионе определено 498 торговых объектов различных форматов. Это 58 магазинов федераль-
ных сетей, 114 магазинов локальных сетей, 130 несетевых магазинов, 171 нестационарный объект и 25 розничных рынков.
Специалисты провели анализ наличия у предприятий розничной торговли продукции, запрещенной к ввозу в Россию. В итоге отмечены незначительные объемы поставок продукции, ориентированной на высокодоходный сегмент покупателей (красной рыбы и ракообразных, моллюсков, отдельных видов сыров, фруктов и орехов).
Компании «Лента», «Тандер», «Та-брис» пересмотрели поставщиков и проводят переговоры по замене товарных позиций на аналогичную продукцию отечественную, производства стран Таможенного союза, СНГ, а также других, не попавших в санкци-онный список. Сетевики озвучивают положительный сценарий развития ситуации, объясняя возможное незначительное повышение цен на некоторые товары не санкциями, а сезонными факторами.
В сетевых компаниях, а также на складах поставщиков еще имеются запасы запрещенной к ввозу продукции, которые будут в продаже до окончания срока их реализации. При этом краевая продукция занимает прочные позиции в ассортименте магазинов, как по количеству наименований, так и по объемам продаж.