ФАКТЫ, ОЦЕНКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ
удк 338.43.02
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО АГРАРНОГО РЫНКА ЕАЭС
Нарынбаева А.С.
инновационный Евразийский университет, республика казахстан E-mail: [email protected]
Сигарев М.И.
казахский нии Экономики АПк и развития сельских территорий E-mail: [email protected],
агропромышленный комплекс является одним из важнейших стратегических секторов экономик государств-членов евразийского экономического союза. несмотря на функционирование в условиях продолжающегося экономического кризиса и волатильности мировых сырьевых рынков, в аграрной сфере ЕАЭс к настоящему времени сложились положительные тенденции. в статье разработаны перспективные направления развития единого аграрного рынка. рассмотрен механизм унифицированной государственной финансовой поддержки в аграрном секторе экономики стран евразийского экономического союза, с учетом обеспечения равной конкуренции в условиях усиления агропромышленной интеграции.
Ключевые слова: аграрный рынок, государственная поддержка, кооперация, интеграция, экспорт, страны-участницы ЕАЭс.
PERSPECTIVE DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF ONE AGRARIAN MARKET OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION
Narynbayeva A.S.
Innovative university of eurasia E-mail: [email protected]
Sigarev M.I.
Kazakh Research institute of Agricultural economics and Rural Development
e-mail: [email protected]
The agro-industrial complex is one of the most important strategic sectors of the economies of the member states of the eurasian economic union. despite the functioning in the conditions of the ongoing economic crisis and volatility of the global commodity markets, there have been positive trends in the agricultural sector of the eurasian economic union. The article has developed promising directions for the development of a single agrarian market. the mechanism of unified state financial support in the agrarian sector of the economy of the countries of the eurasian economic union is considered, taking into account the provision of equal competition in the context of strengthening agro-industrial integration.
Keywords: agrarian market, state support, cooperation, integration, export, member countries of the unified energy system.
© нарынбаева А.с., сигарев М.и., 2018
Введение. Основная цель согласованной агропромышленной политики в АПК стран Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) - эффективная реализация их ресурсного потенциала для оптимизации объемов производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции и продовольствия, удовлетворения потребностей общего аграрного рынка, наращивания экспорта. Для этого необходимо решить следующие задачи: сбалансированное развитие производства и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; обеспечение справедливой конкуренции между субъектами государств-членов, в том числе равных условий доступа на общий аграрный рынок; унификация требований, связанных с обращением сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и т.д.
согласованная агропромышленная политика будет осуществляться на основе принципов равенства и учета интересов всех государств-членов ЕАЭС, взаимной выгоды в торговле, удовлетворения внутреннего спроса. для этого необходимо внедрять механизмы межгосударственного взаимодействия по следующим основным направлениям: прогнозирование, государственная поддержка, регулирование общего аграрного рынка.
Механизм унифицированной государственной финансовой поддержки в аграрном секторе экономики стран Евразийского экономического союза включает субсидирование, ценообразование, кредитование, налогообложение и страхование.
основной целью агропромышленного производства является эффективная реализация ресурсного потенциала для увеличения объемов производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции и продовольствия на внутреннем и внешнем рынках.
Внутренняя поддержка в странах ЕАЭС должна осуществляться на основе финансируемых, из государственных бюджетов всех уровней [2, 15, 16].
Внедрение комплексного подхода государственной поддержки аграрного сектора экономики позволяет поставить в равные условия хозяйствования сельхозтоваропроизводителей стран ЕАЭс.
Расчеты показывают, что уровень совокупной государственной поддержки в перспективе достигнет в Беларуси - 13,5 %, России - 8,5, в Казахстане - 7,9 %.
субсидии за произведенную продукцию растениеводства должны выплачиваться из расчета 50 % объема на начало года и 50 % после получения продукции, в животноводстве - в зависимости от уровня производства.
В области ценообразования в странах ЕАЭС должна проводиться поэтапная работа по унификации цен на сельскохозяйственную продукцию, т.е. разработать механизм оптимизации ценовых отношений в АПК. Для этого необходимо применение закупочных и товарных интервенций продукции длительного хранения по обоснованным ценам, используя рыночные цены и себестоимость реализованной продукции.
Для создания равных условий хозяйствования сельхозтоваропроизводителей унифицировать кредитные ставки за пользование кредитными ресурсами. Рекомендуется создание специальных государственных фондов льготного и долгосрочного кредитования, ипотечных и лизинговых фондов товаропроизводителей аграрной продукции, позволяющих эффективно использовать кредитные ресурсы.
Результаты сравнительного анализа системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей стран ЕАЭС - разработать унифицированную межгосударственную систему налогообложения с учетом опыта Беларуси по установлению ставки налога в размере 1 % реализуемой продукции, в Казахстане единого земельного налога для крестьянских хозяйств и 30 % от всей суммы всех налогов для юридических лиц (по патенту) России специального единого сельскохозяйственного налога в размере 6 % от прибыли.
Сельхозтоваропроизводителям необходимо установить в размере 5 % стоимости валового дохода, при этом 50 % (2,5 %) вносится государством.
Единый аграрный рынок ЕАЭС. Индикаторы физической доступности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия должны быть не менее 5,0-7,0 %, уровень устойчивости производства основных видов продовольствия и сырья - не менее 80 %, уровень рентабельности сельскохозяйственного производства - не менее 40 %, динамика инвестиции в основной капитал - 10 %, доля инвестиций в сельское хозяйство в объеме валовой продукции - не менее 20 %.
Индикаторы экономической доступности продовольствия: доля затрат на продовольствие в расходах - не более 35 %, темп роста реальных денежных доходов населения - не менее 1 %, темп роста покупательной способности денежных доходов населения - не менее 1 %, доля дохода сельского населения ниже прожиточного минимума в общей численности - не более 10 %, удельный вес импорта в объеме внутреннего потребления - не более 20 % и т.д.
Индикаторами уровня и качества питания населения должно стать (пороговое значение не менее 3000 ккал) потребление пищевых продуктов на 1 чел. в год, кг: хлебопродукты - 105, молоко и молокопродукты - 393, мясо и мясопродукты - 80, рыба и рыбопродукты - 18, масло растительное - 13, яйцо - 294 (шт.), картофель - 170, овощи и бахчевые - 124, фрукты и ягоды -78, сахар- 33 [6].
Параметры потребления продуктов питания населения необходимы для объективного планирования и прогнозирования объемов, структуры производства и экспортно-импортных поставок продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на внутреннем и внешнем продовольственных рынках.
Показатели производства основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в странах ЕАЭс показывают, что дифференцированный уровень устойчивости сельскохозяйственного производства является источником внутренней нестабильности и дефицита ресурсов на внутреннем рынке; государства могут посредством согласованных механизмов формирования страховых и резервных продовольственных фондов взаимно стабилизировать конъюнктуру продуктовых рынков.
Общий аграрный рынок - это одно из направлений отраслевой межгосударственной интеграции, основной целью которого является развитие производства и взаимной торговли агропродовольственной продукцией, отвечающей требованиям качества; наращивание экспорта в торговле с третьими странами при условии полноценного обеспечения внутреннего рынка качественным, доступным и разнообразным продовольствием и сы-
рьем, диверсификации экспорта и расширения географии поставок, развитие товаропроводящей и экспортной инфраструктуры.
В перспективе следует перейти на среднесрочную и долгосрочную перспективу, с учетом специализации и объемов производства сельскохозяйственной продукции, формирования необходимой производственной инфраструктуры.
Методология прогнозов оценки перспектив развития общего рынка продукции АПК ЕАЭС позволяет проводить комплексную оценку состояния, оценить их конкурентный потенциал и перспективы участия на мировом агропромышленном рынке. Это даст возможность сформировать базы данных информации и регулирования баланса между спросом и предложением, формирует информационно-аналитическую систему обеспечения принятия управленческих решений, позволяет осуществлять продвижение сельхозпродукции на общем рынке и за его пределами.
Регулирование единого аграрного рынка должно предусмотреть стимулы и факторы повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и продовольствия, обеспечения равных условий во взаимной торговле, транспарентного образования и инвестиционной привлекательности через сближение законодательной и информационной составляющей стран ЕАЭС [7].
За счет увеличения производства зерновых и масличных культур, сахарной свеклы, а также таких видов животноводческой продукции, как мясо птицы и свинина, начиная с 2013 г. растет индекс физического объема производства продукции сельского хозяйства ЕАЭС, который в 2016 г. составил 104,5 по сравнению с 95,3 в 2012 г. При этом доля сельского хозяйства в ВВП ЕАЭС также постепенно увеличивается: с 4 % в 2012 г. до 5 % в 2015 г.
объемы экспорта агропродовольственной продукции из ЕАЭС в 20 16 г. увеличились на 4 % до 16,9 млрд долл. США по сравнению с 2015 г. Доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в экспорте государств ЕАЭС в третьи страны в 2016 г. составила 5,5 %, что на 1 % больше по сравнению с предыдущим годом. При этом в общей структуре экспорта государств-членов ЕАЭС продукция сельского хозяйства занимает 4-е место после минеральных продуктов, металлов и продукции химической промышленности.
Одновременно начиная с 2014 г. происходит непрерывное сокращение импортных поставок из третьих стран: с 42,6 до 26,5 млрд долл. в 2016 г. При этом для государств-членов ЕАЭС возрастает значение взаимной торговли. Так, ее доля в производстве продукции сельского хозяйства, а также в совокупном торговом обороте сельскохозяйственной продукцией и продовольствием непрерывно увеличивалась в период с 2012 до 2016 г. включительно [18].
Функционирование в формате экономического союза предоставляет каждому из пяти входящих в ЕАЭС государств ряд преимуществ общеэкономического характера, например, обеспечение равного доступа на общий аграрный рынок, возможность создания новых рабочих мест в различных отраслях АПК, в том числе за счет формирования совместных предприятий, увеличения объема взаимных инвестиций.
сравнительный анализ системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей стран ЕАЭС показал, что в Беларуси установлена ставка налога в размере 1 % от реализуемой продукции, в казахстане применяются единый земельный налог для крестьянских хозяйств и налог в размере 30 % от суммы всех налогов для юридических лиц (по патенту), в России введен специальный единый сельскохозяйственный налог в размере 6 % от прибыли.
В результате считаем, что для сельхозтоваропроизводителей стран ЕАЭС необходимо разработать унифицированную межгосударственную систему налогообложения и установить ставку налога в размере 5 % от стоимости валового дохода, при этом 50 % от суммы налога вносится государством.
Отдельно следует отметить утверждение в октябре 2016 г. на уровне Совета ЕЭк методологии расчета разрешенного уровня мер государственной поддержки сельского хозяйства, оказывающих искажающее воздействие на взаимную торговлю государств-членов ЕАЭС сельскохозяйственными товарами, а также форм уведомлений о государственной поддержке сельского хозяйства. Наряду с уже имевшей место беспошлинной торговлей товарами в рамках единой таможенной территории ЕАЭС, государствами-членами был устранен ряд нетарифных барьеров, например, повышенная ставка налога на добавленную стоимость в России применительно к сокам для детского питания, ввозимым в упаковках объемом более 0,35 л, а также был отменен институт «специмпортеров» (т.е. государство имеет исключительные права на импорт определенных товаров) в отношении рыбы и рыбной продукции в Беларуси.
В Беларуси приоритетным направлением в обеспечении продовольственной безопасности являются эффективные агропромышленное производство и экспортный потенциал. кроме того, были приняты технические регламенты, устанавливающие обязательные требования к продукции. Так, начиная с 2012 г. в ЕАЭС действуют технические регламенты о безопасности зерна, пищевой продукции, масложировой продукции, пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств, молока и молочной продукции, мяса и мясной продукции и др. Все это способствует поступлению на рынок ЕАЭС более качественных и безопасных агропро-довольственных товаров. таким образом, Евразийской экономической комиссией совместно с государствами-членами ЕАЭС проводится подготовка и реализация комплекса документов, служащих основой для дальнейшей синхронизации агропромышленной политики ЕАЭС [9].
Отдельно следует отметить стремление государств-членов ЕАЭС к налаживанию взаимодействия за счет передачи части национальных полномочий в сфере торговли на наднациональный уровень с учетом того, что формирование торгово-экономических отношений ЕАЭС с третьими странами идет достаточно высокими темпами. так, несмотря на то, что ЕАЭС является достаточно «молодым» интеграционным формированием - в формате экономического союза он функционирует пока лишь 2 года - к началу 2017 г. желание сотрудничать с ним выразили около 50 стран мира.
Экспортная оценка позволяет прогнозировать потенциальные потоки вывоза (экспорт) и ввоза (импорт) отдельных видов и групп сельхозпродукции и продовольствия в странах ЕАЭС.
Беларусь - импорт: зерно; экспорт: молочная продукция, мясная продукция, картофель, сахар. Казахстан - импорт: молочная продукция, растительное масло, сахар; экспорт: зерно, мясная продукция, плоды. Россия - импорт: плоды и фрукты, молочная и мясная продукция; экспорт: зерно.
Страны ЕАЭС обладают огромным потенциалом для того, чтобы стать одним из наиболее крупных экспортеров агропродовольственной продукции в мире. Необходимо принять совместные меры по увеличению объемов производства агропродовольственной продукции в целях удовлетворения потребностей общего аграрного рынка и торговли с третьими странами [12].
Аграрный экспорт стран ЕАЭС характеризуется низкой степенью диверсификации. Экспорт зерна занимает в нем основную долю, при этом импорт переработанной сельхозпродукции (мясомолочная, растительное масло и др.) составляет более половины всего объема импорта аграрной продукции из третьих стран.
В целях развития экспорта стран ЕАЭС как источника их благосостояния, необходимо разработать и принять комплекс мер и согласованных действий по развитию экспортного потенциала, в том числе переработанной и диверсифицированной продукции [10].
Агропродовольственный экспорт Казахстана увеличился за счет роста экспорта зерна и муки, семян масличных культур. Доля сырья в экспорте сырья в 2015 г. занимала 56 % [4].
В процессе реализации согласованной политики в сфере развития сельского хозяйства и регулирования общего аграрного рынка, несмотря на прилагаемые усилия, государства-члены ЕАЭС сталкиваются с рядом вопросов, решение которых требует принятия дополнительных мер.
В каждом из государств ЕАЭС реализуется собственный экономический механизм функционирования аграрного рынка, включающий такие основные элементы, как кредитование, субсидирование, ценовое регулирование, страхование, налогообложение и др. Функционирование этих подсистем в государствах-членах ЕАЭС в настоящее время отличается. Национальные инструменты государственного регулирования оказывают влияние на динамику производства, ценообразование и инвестиции а, следовательно, на условия конкуренции на общем аграрном рынке ЕАЭС. Недостаточное развитие к настоящему времени получила производственная и научно-техническая кооперация в АПК государств-членов ЕАЭС. за последние годы было создано около 3,5 тыс. совместных предприятий России и Беларуси, около 5 тыс. - России и Казахстана, однако в сфере АПК примеры таких предприятий пока немногочисленны.
Негативно сказывается на углублении интеграции несогласованность действий государств-членов ЕАЭС в отношении третьих стран. Наиболее ярким примером стало применение Россией контрсанкционных мер в области АПК к государствам ЕС, США, Украине, Турции и другим странам. Результатом введенного в одностороннем порядке эмбарго стал реэкспорт запрещенной агропродовольственной продукции в Россию через территорию государств-членов ЕАЭС. Вместе с тем в отдельных случаях неблагоприятная мировая конъюнктура оказывает положительное влияние. Так, практически одновременная девальвация курсов национальных валют го-
сударств-членов ЕАЭС по отношению к доллару США, с одной стороны, привела к падению стоимостных объемов торговли, а с другой - позволила им повысить свою конкурентоспособность по цене на мировом рынке по большинству товарных позиций агропродовольственной продукции и, как следствие, экспортную выручку [14].
Для решения существующих проблемных вопросов, препятствующих переходу на более глубокий уровень интеграции в АПк государств-членов ЕАЭС, необходимо форсирование процессов гармонизации и унификации правовых норм регулирования данной сферы, имея в виду единые требования в области страхования сельскохозяйственной продукции, кредитования и налогообложения отрасли, устранение существующих изъятий на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
В дальнейшем целесообразно расширение полномочий Евразийской экономической комиссии для повышения уровня эффективности наднационального регулирования, в частности, в сфере АПк. В настоящее время основополагающие документы - договор о ЕАЭС и концепция - носят концептуальный характер, а 10 из 17 мероприятий, предусмотренных планом по реализации концепции, имеют форму рекомендаций коллегии ЕЭк и носят необязательный характер для исполнения государствами-членами ЕАЭС.
Оценивая среднесрочные перспективы развития интеграции государств-членов в аграрной сфере ЕАЭС, следует отметить, что во всех государствах-членах в настоящее время уже действуют стратегические нормативно-правовые документы в области АПк (см. таблицу).
Таблица 1
Стратегические нормативно-правовые акты в области АПК государств-членов ЕАЭС
Государство-член ЕАЭС Наименование документа
Россия Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы
Казахстан Государственная программа развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы
Беларусь Государственная программа развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016-2020 годы
В связи с этим необходима систематизация и гармонизация существующих направлений, инструментов и механизмов развития национальных отраслей АПк с целью формирования единой стратегии развития агропро-довольственного рынка ЕАЭС, а также разработки союзных отраслевых программ в АПк.
Актуальными останутся также вопросы импортозамещения и реализации экспортного потенциала государств-членов ЕАЭС с уходом от их взаимной конкуренции на агропродовольственном рынке. Наряду с этим в ближайшем будущем перспективными направлениями сотрудничества государств-членов ЕАЭС в аграрной сфере могут стать развитие биотехно-
логий, органической продукции и продукции АПК с высокой добавленной стоимостью, а также совместные исследования в области адаптации к глобальным изменениям климата и использования генно-модифицированных организмов.
значительный дисбаланс производства продовольствия и потребности в нем населения в той или иной степени затрагивает практически все страны. Если его не устранить, то для многих стран потеря продовольственной безопасности становится негативным воздействием. В странах ЕАЭС испытывается дефицит отдельных видов продовольствия, восполняемого импортом.
уровень физической доступности нормативного рациона питания (отношение фактической энергетической ценности рациона питания населения к норме) в Беларуси находится на уровне 132 %, в среднем по группе развитых стран - 136, Республике Казахстан - 137, Российской Федерации -136 %. Уровень стабильности сельскохозяйственного производства в Беларуси оценивается как 69,4 %, России - 46,4 и Казахстане - 2 %.
Недостатком продовольственной безопасности Беларуси являются высокий уровень расходов на питание, недостаточный уровень государственных затрат на сельскохозяйственные исследования и разработки, отсутствие опубликованной национальной стратегии повышения качества питания; в России признаны зависимость от внешней продовольственной помощи; в Казахстане нестабильность сельскохозяйственного производства.
Основным целевым ориентиром национальных концепций является ориентация на самообеспечение продовольствием (физическая достаточность и экономическая доступность), который основывается на программно-целевом методе формирования продовольственных ресурсов, приоритете в обеспечении продовольственной безопасности за счет отечественного производства, регулируемом мониторинге состояния продовольственной безопасности, государственной поддержке производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечении равной конкурентной среды для всех участников агропродовольственного рынка.
Модель формирования кластерной экономической интеграции предусматривает многократное ускорение взаимного торгового оборота за счет снижения административных барьеров; создание самостоятельных институтов и механизмов наднационального экономического регулирования движения товарных, финансовых и миграционных потоков; создание взаимовыгодных хозяйственных, коммерческих и финансовых связей в рамках интеграции отдельных производств и видов деятельности, слияний и партнерства, базирующихся на единой технологической цепочке, что порождает полную взаимозависимость друг от друга.
Для формирования эффектов необходимо применять поэтапные концепции кластерной экономической интеграции. Первый этап основан на базе действующего общего рынка, который предполагает степень создания и развития институтов и механизмов расширения взаимной торговли, беспрепятственного движения капиталов и технологий, включает следующие стратегические направления: создание и развитие единой таможенной территорий с широко разветвленной сетью высокотехнологичных торговых центров.
Создание нескольких крупных универсальных торговых центров, имеющих прямую электронную связь с поставщиками и покупателями продукции системы электронных торгов, товарной и сырьевой бирже, торговых домов с автоматизированной системой сведения покупателей и продавцов, аукционов и торгов, предоставляющих собой смешанную систему срочных торгов и фьючерсных сделок.
В качестве первого уровня межгосударственной кооперации может служить создание торгов логистических корпораций по продвижению сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. для этого необходимо выполнить следующие мероприятия: создать логистические схемы и комплексы; обеспечить снижение транзакционных издержек, расходов по транспортировке и хранению, участие национальных предприятий в государственных закупках агропродовольственных товаров, взаимодействие с потенциальными покупателями и другими структурами.
Необходимо создание Агентства по инновационному развитию АПК стран ЕАЭС на основе документов по развитию селекционной и технологической базы. данная структура будет способствовать решению проблем существующего механизма привлечения иностранных инвестиций и организации совместных предприятий. Целью Агентства является обеспечение притока капитала в АПК посредством решения следующих вопросов: повышение информационного обеспечения иностранных инвесторов о потенциальных возможностях инвестирования; совершенствование процедуры оформления иностранных инвестиций, формирование механизма инвестиционных льгот и стимулирование внедрения инновационных технологий и техники в АПК, системы страхования от экономического риска в АПК.
Необходимо сформировать эффективные комплексы горизонтального и вертикального типов, интегрированные в экспорториентированные и импортозамещающие кластеры, нацеленные на насыщение аграрного рынка качественной продукцией. достижение этой цели: создание совместных продовольственных компаний, занимающихся продвижением продукции на рынках ЕАЭС и третьих стран.
Обеспечение коллективной продовольственной безопасности стран ЕАЭС - комплексная проблема. Поскольку все страны имеют разный уровень развития экономики, необходим глубокий анализ ситуации по продовольственному обеспечению населения.
При этом возможны положительные факторы: в краткосрочной перспективе (торговля ведет к росту импорта, что позитивно сказывается на разнообразии имеющихся в наличии пищевых продуктов); в среднесрочной и долгосрочной перспективе повышение эффективности в результате специализации приведет к увеличению производства продовольствия, стимулированию конкуренции с зарубежными странами. В среднесрочной и долгосрочной перспективе возрастает доступность в результате расширения доступа экспортных товаров на рынке, макроэкономические выгоды от свободной торговли, такие как рост экспорта и приток прямых инвестиций [3, 8, 11, 13, 17].
целенаправленная экспортная политика включает конкурентоспособность продукции, содействие продвижению продукции, формирование ин-
фраструктуры рынка, обеспечение внутренних потребностей (физическая, экономическая доступность), качество и безопасность продукции; повышение доходов сельского населения (содействие сбыту продукции и сервисному обслуживанию, доступность государственной поддержки, развитие несельскохозяйственных видов бизнеса на селе).
Наибольший эффект возможен в случае, если увеличивается производство и экспорт продовольственных товаров, наиболее эффективных в местных условиях, и импорт дефицитных видов товаров, которые в ряде внутренних и внешних условий нельзя полностью удовлетворить за счет собственного производства.
Для формирования развитого агропродовольственного рынка, взаимной торговли продовольственными товарами необходимо разработать стратегию и общую схему территориально-отраслевого разделения труда ЕАЭС с учетом природно-экономических особенностей. Одновременно создать общую товаропроводящую систему беспрепятственного продвижения продовольственной продукции (снижение совокупных издержек). При этом необходимо выделить приоритетные виды продовольствия и основные совместные мероприятия в производстве и сбыте на наднациональном агропродовольственном рынке, создать крупномасштабные специализированные зоны, межрегиональные и межгосударственные агропромышленные организации, использовать совместные инновационно-инвестиционные проекты. Для этого необходимо разработать и внедрять эффективные и экономические механизмы, способствующие обеспечению сбалансированности развития национальных агропродовольственных рынков и формированию скоординированных экспортных потоков для предотвращения существенных экономических потерь [5].
Совершенствование организационно-экономического механизма (комплексная взаимоувязанная система организационных, экономических и нормативно-правовых мер) агропродовольственного рынка на наднациональном уровне позволит изменить торговые отношения.
Прогнозируется, что объем взаимной (страны ЕАЭС) и внешней торговли основными видами продовольственных товаров в Казахстане в 2030 г. достигнет 130 тыс. т зерна, импорт внешней торговли - 10 тыс. т, вывоз -10 тыс. т, а экспорт - 4690 тыс. т (по сравнению с 2015 г. увеличится на 19 %), вывоз в страны ЕАЭС - 700 тыс. т (по сравнению с 2015 г. возрастет на 52 %); по овощам вывоз - до 40 тыс. т и увеличится по сравнению с 2015 г. на 48 %; импорт достигнет 57 тыс. т и сократится в 11 раз; при внешней торговле вывоз достигнет 350 тыс. т и возрастет в 88 раз; экспорт внешней торговли достигнет 50 тыс. т и сократится на 20 %; плоды и ягоды - ввоз в страны ЕАЭС достигнет 100 тыс. т и увеличится на 6,3 %, импорт - 791 тыс. т и сократится на 22 %, при внешней торговле - 100 тыс. т и увеличится на 22 %; экспорт - 2 тыс. т; мясо и мясопродукты - ввоз в страны ЕАЭС достигнет 100 тыс. т и увеличится на 31 %, импорт внешней торговли - 100 тыс. т и сократится на 35,4 %; вывоз при внешней торговле достигнет 60 тыс. т и сократится в 5 раз; молоко и молокопродукты - ввоз в страны ЕАЭС достигнет 370 тыс. т и увеличится на 22,5 %, импорт при внешней торговле - 87 тыс. т и сократится на 69 %, вывоз достигнет 90 тыс. т и увеличится на 26,8 %, экспорт - 20 тыс. т и сократится на 24 % [1].
для реализации мероприятий на долгосрочную перспективу необходимо выравнивать уровни субсидирования и налогообложения, унифицировать требования, связанные с обращением сельскохозяйственной продукции и продовольствия, обеспечить равные условия доступа на общий аграрный рынок странам ЕАЭС, создать общую биржевую торговую площадку на основе обращения производимых инструментов (фьючерсов, опционов) на сельскохозяйственную продукцию на основе унификации нормативно-правовой базы функционирования биржевой инфраструктуры.
для развития диверсификации аграрного сектора необходимо снизить долю доминирующей товарной группы в агропродовольственном экспорте стран ЕАЭС, расширить согласованную политику в отношении экспорта переработанной зерновой продукции, снизить долю сырья в экспорте (для России и Казахстана до 45 %, Беларуси до 30 %).
целесообразно формирование специализированного агентства ЕАЭС по продвижению сельскохозяйственной продукции и продовольствия на внешние рынки, обеспечивающие:
- содействие кооперации производителей и экспортеров стран ЕАЭС, создание единого информационного портала в содействии экспортерам;
- создание условий для обеспечения качества продукции, производимой и экспортируемой из стран ЕАЭС, соответствующего стандартам качества, принятым в странах с развитым сельским хозяйством;
- страхование экспортных поставок и использование программ экспортного кредитования, в том числе предоставление гарантий;
- разработка экспортной торговой марки (бренда, логотипа) агропро-довольственной продукции, произведенной в ЕАЭС.
При разработке совместных программ необходимо учитывать основные тенденции развития мировой экономики и экономики отдельных регионов.
Выводы и предложения. Препятствием к формированию аграрного рынка стран ЕАЭС является развитие национальных промышленных комплексов. Предусмотреть стимулирование спроса и предложения на продовольствие в форме закупок для государственных нужд с участием субъектов рынка всех стран ЕАЭС; льготное кредитование под залог будущего урожая, выработки механизма и развития межгосударственного лизинга племенного скота сельскохозяйственной техники и оборудования для переработки.
Сформировать систему ценообразования на основные виды продукции и продовольствия; стимулирование экспорта, увеличение притока инвестиций в сельское хозяйство.
Сформировать инфраструктуру рынка на основе льготного кредитования (строительство оптовых рынков, хранилищ, товарных бирж и т.д.).
для обеспечения продовольственной и национальной безопасности стран ЕАЭС предусматривается: разработать на среднесрочный период развития рынков основных видов продукции; определять балансы производства, распределения, хранения и потребления основных стратегических продуктов питания; регулярно прогнозировать цены производства и реализации продуктов питания на рынках; разрабатывать госпрограммы инве-
стиций по расширению и модернизации производства а также внедрению новых прогрессивных технологий.
При обеспечении равной конкуренции между субъектами стран ЕАЭС в государственной поддержке и доступа на общий аграрный рынок: сбалансированное развитие производства и рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия, защита интересов сельхозтоваропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках.
Регулирование единого аграрного рынка должно предусматривать стимулы и факторы повышения конкурентоспособного аграрного производства, направленное на обеспечение равных условий во взаимной торговле, ценообразовании и инвестиционной привлекательности.
Рост взаимной торговли продовольственными товарами к 2021 г., как показывают расчеты, увеличится на 15-20 %.
Уровень интеграции потребует более высокой степени взаимного проникновения экономических систем стран ЕАЭС: базовым элементом станет единый, товарный, финансовый рынок, рынок капиталов, трудовых ресурсов и т.д.
Литература
1. Алексеенкова Е.С., Глотова И.С., Девятков А.В. Перспективы развития проекта ЕАЭС к 2025 г. // Рабочая тетрадь. Спецвыпуск, 2017 / Российский совет по международным делам. М., 2017. 92 с.
2. Анализ действующих систем регулирования агропродовольственного рынка в государствах-членах ЕАЭС в части налогообложения, кредитования, страхования, ценового регулирования и разрешительной системы ЕЭК. М., 2015. 65 с.
3. Беларусь в цифрах: Статистический справочник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Минск, 2017.
4. Взаимная торговля товарами. Статистика Евразийского экономического союза за 2016 г. // Статистический бюллетень. Евразийская экономическая комиссия. М.: Издательство ООО «Сам Полиграфист», 2017 240 с.
5. Государственная программа развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 гг., Указ президента Республики Казахстан от 14 февраля 2017 г. № 420. Астана, 2017 94 с.
6. Евразийский экономический союз в цифрах. Краткий статистический сборник / Росстат. М., 2016. 190 с.
7. Евразийская экономическая комиссии. Евразийский экономический союз в цифрах. Краткий статистический сборник / Росстат. М., 2017. 55 с.
8. Кыргызстан в цифрах: Статистический сборник / Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. Бишкек, 2017.
9. Маслова В.В. Экономические аспекты формирования Евразийского экономического союза в аграрной сфере // Экономика сельского хозяйства России. 2015. № 7 С. 89-95.
10. Пашкевич И. Опыт стран ЕАЭС в стимулировании товарного экспорта. Минск: Институт экономики НАН Беларуси, 2016. 8 с.
11. Предварительные данные за 2016 г.: Статистический сборник РК / Министерство национальной экономики РК Комитет по статистике. Астана, 2017.
12. Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 декабря 2016 г. № 30. «О согласованных действиях государств-членов Евразийского экономического союза в области развития экспортного потенциала сельскохозяйственной продукции и продовольствия» / Евразийская экономическая комиссия. М., 2016.
13. Россия в цифрах / Федеральная служба государственной статистики. М., 2017
14. Сигарев М.И., Нуркужаев Ж.М. и др. Рекомендации по совершенствованию системы учета и контроля использования государственных средств сельхозтоваропроизводителями, с учетом развития единого рынка сельхозпродукции и продовольствия в ЕАЭС. Алматы: РОО «Академия сельскохозяйственных наук Республики Казахстан», 2017. 72 с.
15. Сигарев М.И., Нуркужаев Ж.М. и др. Унификация системы государственной поддержки производства аграрной продукции и продовольствия в условиях интеграции в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Анализ экономических и финансовых показателей предприятий по производству сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также уровня развития государственной поддержки национальных хозяйств АПК стран ЕАЭС: Отчет о научно-исследовательской работе / Республиканское общественное объединение «Академия сельскохозяйственных наук Республики Казахстан». Алматы, 2015. 125 с.
16. Сигарев М.И., Нуркужаев Ж.М. и др. Разработка методики ценового мониторинга и анализ конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и продукции пищевой промышленности, производимой в государствах-членах Евразийского экономического союза. Алматы: Казахский НИИ экономики АПК и развития сельских территорий, 2016. 302 с.
17 Социально-экономическое положение Республики Армении за 2016 г. / Национальная статистическая служба Республики Армения. Ереван, 2017
18. Темирбекова А.Б., Темирбек Е.Б. Проблемы производства и потребления продовольственных товаров и пути их решения в странах ЕАЭС // Вестник Кыргызского университета. Бишкек, 2014. С. 6-10.
Bibliography
1. Alekseenkova E.S., Glotova I.S., Devjatkov A.V. Perspektivy razvitija proekta EAJeS k 2025 g. // Rabochaja tetrad'. Specvypusk, 2017 / Rossijskij sovet po mezhdunarodnym delam. M., 2017 92 p.
2. Analiz dejstvujushhih sistem regulirovanija agroprodovol'stvennogo rynka v gosu-darstvah-chlenah EAJeS v chasti nalogooblozhenija, kreditovanija, strahovanija, ce-novogo regulirovanija i razreshitel'noj sistemy EJeK. M., 2015. 65 p.
3. Belarus' v cifrah: Statisticheskij spravochnik / Nacional'nyj statisticheskij komitet Respubliki Belarus. Minsk, 2017
4. Vzaimnaja torgovlja tovarami. Statistika Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza za 2016 g. // Statisticheskij bjulleten. Evrazijskaja jekonomicheskaja komissija. M.: Izdatel'stvo ООО «Sam Poligrafist», 2017 240 p.
5. Gosudarstvennaja programma razvitija agropromyshlennogo kompleksa Respubliki Kazahstan na 2017-2021 gg., Ukaz prezidenta Respubliki Kazahstan ot 14 fevralja 2017 g. № 420. Astana, 2017. 94 p.
6. Evrazijskij jekonomicheskij sojuz v cifrah. Kratkij statisticheskij sbornik / Rosstat. M., 2016. 190 p.
7. Evrazijskaja jekonomicheskaja komissii. Evrazijskij jekonomicheskij sojuz v cifrah. Kratkij statisticheskij sbornik / Rosstat. M., 2017. 55 p.
8. Kyrgyzstan v cifrah: Statisticheskij sbornik / Nacional'nyj statisticheskij komitet Kyr-gyzskoj Respubliki. Bishkek, 2017.
9. Maslova VV. Jekonomicheskie aspekty formirovanija Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza v agrarnoj sfere // Jekonomika sel'skogo hozjajstva Rossii. 2015. № 7. P 89-95.
10. Pashkevich I. Opyt stran EAJeS v stimulirovanii tovarnogo jeksporta. Minsk: Institut jekonomiki NAN Belarusi, 2016. 8 p.
11. Predvaritel'nye dannye za 2016 g.: Statisticheskij sbornik RK / Ministerstvo nacio-nal'noj jekonomiki RK Komitet po statistike. Astana, 2017
12. Rekomendacija Kollegii Evrazijskoj jekonomicheskoj komissii ot 13 dekabrja 2016 g. № 30. «O soglasovannyh dejstvijah gosudarstv-chlenov Evrazijskogo jekonomiche-skogo sojuza v oblasti razvitija jeksportnogo potenciala sel'skohozjajstvennoj pro-dukcii i prodovol'stvija» / Evrazijskaja jekonomicheskaja komissija. M., 2016.
13. Rossija v cifrah / Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki. M., 2017
14. Sigarev M.I., Nurkuzhaev Zh.M. i dr. Rekomendacii po sovershenstvovaniju sistemy ucheta i kontrolja ispol'zovanija gosudarstvennyh sredstv sel'hoztovaroproizvodite-ljami, s uchetom razvitija edinogo rynka sel'hozprodukcii i prodovol'stvija v EAJeS. Almaty: ROO «Akademija sel'skohozjajstvennyh nauk Respubliki Kazahstan», 2017. 72 p.
15. Sigarev M.I., Nurkuzhaev Zh.M. i dr. Unifikacija sistemy gosudarstvennoj podderzhki proizvodstva agrarnoj produkcii i prodovol'stvija v uslovijah integracii v Evrazijskij jekonomicheskij sojuz (EAJeS). Analiz jekonomicheskih i finansovyh pokazatelej predprijatij po proizvodstvu sel'skohozjajstvennoj produkcii i prodovol'stvija, a takzhe urovnja razvitija gosudarstvennoj podderzhki nacional'nyh hozjajstv APK stran EAJeS: Otchet o nauchno-issledovatel'skoj rabote / Respublikanskoe obshhestvennoe ob#edinenie «Akademija sel'skohozjajstvennyh nauk Respubliki Kazahstan». Almaty,
2015. 125 p.
16. Sigarev M.I., Nurkuzhaev Zh.M. i dr. Razrabotka metodiki cenovogo monitoringa i analiz konkurentosposobnosti sel'skohozjajstvennoj produkcii i produkcii pishhevoj promyshlennosti, proizvodimoj v gosudarstvah-chlenah Evrazijskogo jekonomiche-skogo sojuza. Almaty: Kazahskij N11 jekonomiki APK i razvitija sel'skih territorij,
2016. 302 p.
17 Social'no-jekonomicheskoe polozhenie Respubliki Armenii za 2016 g. / Nacional'naja
statisticheskaja sluzhba Respubliki Armenija. Erevan, 2017. 18. Temirbekova A.B., Temirbek E.B. Problemy proizvodstva i potreblenija prodovol'st-vennyh tovarov i puti ih reshenija v stranah EAJeS // Vestnik Kyrgyzskogo universiteta. Bishkek, 2014. P 62-10.