УДК 339
JEL: L0, L16, 010, O13, O31
DOI: 10.18184/2079-4665.2015.6.4.380.385
современное состояния аграрного рынка стран-участниц еаэс и возможные модели развития
дина Ибрагимова разакова 1
1 Новый Экономический Университет им. Т. Рыскулова, Республика Казахстан 050035, Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Жандосова, 55
1 Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Маркетинг» E-mail: dina [email protected]
Поступила в редакцию: 21.11.2015
Одобрена: 28.11.2015
Аннотация. В статье рассмотрено состояние аграрного рынка стран-участниц ЕАЭС за период 2011-2013 гг., предшествующий подписанию Договора о Евразийском экономическом союзе, а также дан анализ аграрного рынка стран-участниц ЕАЭС в 2014 г. На основе анализа представлены возможные модели развития с учетом современного экономического и политического положения стран-участниц ЕАЭС.
ключевые слова: Евразийский экономический союз, Таможенный союз, Единое экономическое пространство, интеграция, аграрный рынок.
для ссылки: Разакова Д. И. Современное состояния аграрного рынка стран участниц ЕАЭС и возможные модели развития // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6. № 4. С. 380-385. й01:10.18184/2079-4665.2015.6.4.380.385
Подписание 29 мая 2014 года в Астане Договора о Евразийском экономическом союзе (далее -ЕАЭС) ознаменовало собой значимую веху в процессе евразийской экономической интеграции. В основу Договора, в первую очередь, положено согласование позиций стран-членов ЕАЭС относительно развития конкретных рынков и отраслей экономики, в том числе, аграрного рынка и агропромышленного комплекса стран-участниц. ЕАЭС начал функционировать с 1 января 2015 г., став правопреемником Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), который прекратил свою деятельность, выполнив свою историческую миссию и обеспечив продвижение стран-участниц в ЕАЭС [1].
Сущность совместной деятельности в сфере аграрного рынка и агропромышленного комплекса составляет эффективное использование ресурсного потенциала стран-членов ЕАЭС, гарантирован-ность справедливой конкуренции сельхозпроизводителей стран-членов ЕАЭС, унификация требований к производству и обращению продукции сельхозпроизводителей, защита их интересов на рынках сбыта. Достижение указанных целей происходит посредством реализации согласованной агропромышленной политики, реализуемой странами-членами ЕАЭС при учете специфики деятельности в аграрной сфере, обусловленной как производственно-экономическим, так социальным значением отрасли.
В результате проведения такой политики должно осуществиться формирование транспарентных условий межстрановой торговли стран-членов ЕАЭС, повышение самообеспеченности общего аграрного рынка на основе скоординированного развития его государственно-национальных сегментов, а также усиление его экспортного потенциала.
Предпосылками подписания Договора о ЕАЭС стали, в том числе, растущие показатели социально-экономического развития и агропромышленного комплекса и аграрного рынка в целом стран-членов Таможенного Союза (далее - ТС) и Единого экономического пространства (далее - ЕЭП) в предыдущие годы. Так, по данным Евроазиатской экономической комиссии (далее - ЕАК) [2], немотря на то, что динамика производства валовой продукции в агропромышленном комплексе стран-членов ТС и ЕЭП в течение 2011-2013 гг. носила разнонаправленный характер, тем не менее, в целом в 2013 г. данный показатель составил $147 млрд.и повысился в сравнении с 2012 г. на 6,0%.
При этом наибольший рост индекса физического объема был отмечен в Казахстане (10,8%) при объеме производства продукции аграрного сектора на душу сельского населения в указанный период $2,1 тыс., что оказалось ниже данного показателя в Беларуси и России ($5,4 тыс. и $3,2 тыс. соответственно). Наибольший удельный вес валового производства аграрного сектора в ВВП страны был отмечее у Республики Беларусь - 8,5% в 2012 г. и
ж
РАЗВИТИЕ
Рис. 1. Валовое производство сельского хозяйства, $ млрд.
При этом в разрезе продукции аграрного сектора Казахстана аграрные предприятия в производстве продукции были представлены в основном в выращивании зерновых и зернобобовых (64,3%), масличных (52%), производстве мяса птицы (94%) и яиц (65%). Личные подсобные хозяйства Казахстана практически в большинстве своем (82%) производят мясную продукцию (кроме птицы) и молоко (86%). Фермерские хозяйства занимаются в ос-
7,9% в 2013 г. В Казахстане данный показатель в среднем за два года колебался в пределах 4,4%, в Российской Федерации - 3,8%.
Анализ организационной структуры производства аграрного сектора показывал, что в течение 2011-2013 гг. в Республике Казахстан практически половина (49,7%) производственного потенциала была сосредоточена в личном подсобном хозяйстве. Доля участия сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств составляла 23,2% и 27% соответственно. Для сравнения: в республике Беларусь на долю сельскохозяйственных предприятий приходилось в среднем 74% от всей произведенной продукции сельского хозяйства, на личные подсобные хозяйства - 24,8%, и чуть более 1% - на крестьянские (фермерские) хозяйства; в Российской Федерации на личное подворье и сельскохозяйственные предприятия приходилось 43% и 48% производства продукции сельского хозяйства соответственно, а доля крестьянских (фермерских) хозяйств - 9,4%.
новном растениеводством, в том числе выращиванием зерновых - 36%, картофеля - 28%, овощей - 47%, масличных культур - 48%.
Для сравнения: в Республике Беларусь основными производителями масличных, зерновых и зернобобовых культур являются сельскохозяйственные предприятия (99% и 96% от всего произведенного соответственно), они же в подавляющем большинстве занимаются производством мяса крупного рогатого скота - 94%, свинины - 77%, молока -91% и яиц - 68%. Личные подсобные и фермерские хозяйства в основном представлены в производстве картофеля и овощей.
Анализ финансовой поддержки аграрного сектора стран-членов ТС в течение 2011-2013 гг. показал, что в 2013 г. в целом во всех трех странах сельхозпроизводителям было выдано кредитных средств на $25,3 млрд., при этом рост по сравнению с предыдущим годом составил 0,6% ($400,4 млн.). Одновременно с увеличением объемов кредитования, в 2013 г. по сравнению с предыдущим годом на 3,4% ($771,3 млн.) выросли инвестиции в сельское хозяйство, рост которых зафиксирован во всех странах-членах ТС, при этом в Республике Казахстан рост инвестиций составил 4% (или $36,1 млн.), в России - 3,1% (или $280,7 млн.). Причем в Казахстане, как и в России, преобладают частные инвестиции (77,3%).
Рис. 2. Организационная структура ВПСХ в странах-членах ТС и ЕАП, в среднем за 2011-2013 гг., %
Несмотря на то, что формально ЕАЭС начал функционировать лишь с 1 января 2015 г., интеграционные
МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6. № 4. С. 380-385
стран-членов ЕАЭС за первые 9 месяцев 2014 г. в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года составил 6,7% (табл. 1). При этом урожайность растениеводческой продукции оказалось значительно выше того же показателя на аналогичную дату 2013 г.
Таблица 1
Производство продукции сельского хозяйства за 9 месяцев 2014 года
процессы в его рамках уже дали ощутимые результаты для агропромышленного сектора.
Так, по данным национальной статистики, представленным в Обзоре ЕАК [3], общий рост производства сельскохозяйственной продукции
Производство сельскохозяйственной продукции
в национальных валютах, в текущих ценах в млрд. дол. США в % к 9 месяцам 2013 г.
Всего в странах-членах ЕАЭС 103,8 106,7
в том числе
Республика Беларусь, млрд. бел. рублей 96 486,5 9,6 103,2
Республика Казахстан, млрд. тенге 1 695,0 9,5 101,5
Российская Федерация, млрд. рублей 2 995,3 84,7 107,7
Источник: Обзор производственных показателей сельского хозяйства государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства по итогам 9 месяцев 2014 года
По состоянию на 1 октября 2014 г. в странах-членах ЕАЭС поголовье крупного рогатого скота составило 30 814 тыс. гол., причем максимально увеличившись в Республике Казахстан на 154 тыс. гол. Также выросло молочное стадо, прирост которого составил 131 тыс. гол., что привело к росту в республике объема производства коровьего молока на 2,2%.
В целом за январь-сентябрь 2014 г. количество произведенного зерна составляет более 120 млн. т, из которых на долю Казахстан приходится 16,5 млн. т. Указанное количество дает возможность удовлетворить внутристрановую потребность в зерне и нарастить его экспорт до уровня 32 млн.т (Казахстан - 7,0 млн. т, Россия - 25,0 млн. т).
В целом, с момента подписания Договора о ЕАЭС совокупная продукция аграрного сектора стран-участниц увеличилась на 27% и составила $136,6 млрд.
Анализ торговых отношений, проведенный на основе Обзора ЕАК [4], позволяет сказать, что за первые 9 месяцев 2014 г. совокупный товарооборот стран-членов ЕАЭС по продукции аграрного сектора вырос относительно аналогичного периода 2013 г. почти на 4% ($1,7 млрд.) и составил $45 млрд.
Рост экспорта в натуральном выражении в указанный период времени (в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года) произошло за счет увеличения экспорта злаков на 70,5%, мяса и субпродуктов - 59,4%, жиров и масел - 53%, остатков и отходов пищевой промышленности - 39,7%,
масличных семян и плодов - 53,2% и мукомольно-крупяной продукции - 13,7%.
Сальдо внешнеторговых операций оказалось отрицательным ($17,2 млрд.), уменьшившись на 16,2% ($3,3 млрд.) в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года. Положительный тренд во внешнеторговых операциях возник по причине снижения импортной продукции на 2,5 п.п. (совокупная величина импорта - $31,1 млрд.) и роста экспорта на 22,1 п.п. (совокупная величина экспорта - $14,0 млрд.).
Увеличение экспорта было обусловлено ростом поставок в третьи страны зерновых (на 70,5% или на 9,8 млн. т), жиров и масел (на 53% или на 668,5 тыс. т). Всего за 9 месяцев 2014 г. из стран-членов ЕАЭС было экспортировано 23,8 млн. т зерна, и 1,9 млн. т жиров и масел.
При этом по причине роста объема экспорта зарно-вых, экспортные поставки Казахстана в денежном выражении увеличились на 19,2% (или на $271,1 млн.) и составили в итоге $1,7 млрд. В свою очередь, импорт Казахстана уменьшился на 0,3% до $1,8 млрд. В целом за первые 9 месяцев 2014 г. импорт злаков из третьих стран в физическом выражении снизился в 4,7 раза, семян масличных культур - на 36,6%, жиров и масел - 36,8%. Одновременно, поставки молочной продукции в физическом выражении увеличились на 35,5%, а мяса и субпродуктов - 20,9%.
В целом по странам-членам ЕАЭС за первые девять месяцев 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года импорт уменьшился
M.I.R. (Modernization. Innovation. Research), 2015, vol. 6, no. 4, pp. 380-385
Рис. 3. Товарооборот внешней торговли стран-членов ЕАЭС сельскохозяйственной продукцией в январе-сентябре 2014 года, $ млрд.
незначительно - 2,5% (или на $803 млн.), составив в совокупности $31 млрд.
При этом, в структуре импорта в денежном выражении ведущие товарные позиции принадлежали фруктам - 16%, мясу и субпродуктам - 11,6%, овощам - 8,9%, рыбе и морепродуктам - 6,6%, молоку и молочной продукции - 5,9%, а также и масличным - 5,1%.
В натуральном выражении в указанный период в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года увеличились объемы импорта таких аграрных позиций как овощи (на 15,8%), масличные (в 2,2 раза), сахар (на 16%). Одновременно произошло сокращение импорта мяса и субпродуктов (на 29,7%), алкоголя и безалкогольных напитков (на 3,9%), фруктов (на 3,1%), продукции растениеводства (пшеницы - в 2,9 раза, ячменя - в 2,6 раза, пшеничной муки - в 1,9 раз, подсолнечного масла - на 14,3%).
Анализ динамики взаимной торговли стран-членов ЕАЭС за первые девять месяцев 2014 г. позволяет говорить о том, что совокупный объем взаимной торговли продукцией агропромышленного сектора снизился в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года на $79,1 млн. (1,3%), составив около $6 млрд., из которых лишь 3,5 % -казахстанского происхождения. Уменьшение произошло из-за сокращения казахстанских объемов поставок сельхозпродукции в страны-члены ЕАЭС на 45,3% ($173,8 млн.), поскольку поставки на общий рынок из Беларуси и России выросли соответственно на 1,4 и 2,2%.
Основными товарными позициями в структуре взаимной торговли продукцией аграрного сектора экономики за первые девять месяцев 2014 г. были
молочная продукция, мясо, готовые продукты из мяса и рыбы, продукты из зерна злаков и сахар, на которые пришлось 62% от общего объема экспорта в денежном выражении.
При этом, поставки в Казахстан оказались приблизительно на уровне аналогичного периода предыдущего года - $126,0 млн. (+ 3%). Причем объемы экспорта мяса и пищевых мясопродуктов уменьшились в 2,6 раза, продуктов мукомольного производства - в 2,6 раза, а экспорт овощей и фруктов увеличился соответственно в 12,4 и 20,3 раза.
Таким образом, ведущими товарными позициями в структуре экспорта стран-членов ЕАЭС за первые девять месяцев 2014 г. были: продукция растениеводства и ее переработки, в том числе зерно, жиры, масла, а также рыба и морепродукты. Доля данной продукции в общем экспорте составила 68%.
Основной объем импорта приходился на плодоовощную продукцию, мясо и субпродукты, алкоголь и безалкогольные напитки, рыбу, молочную продукцию, масличные семена и плоды - около 62%.
В указанный период во внешней торговле продолжалась тенденция на преобладание импорта продовольственных товаров над экспортом, что свидетельствует, в том числе, о недостаточной конкурентоспособности продукции стран-членов ЕАЭС на рынках других стран. Текущее снижение импорта, в основном, связано с введением Российской Федерацией продовольственного эмбарго в отношении ряда государств. Уменьшение импорта и увеличение экспорта в другие страны сказались на динамике взаимной торговли стран-членов ЕАЭС, приведя к ее уменьшению на 1,3% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года. На фоне роста взаимной торговли в течение последних трех лет очевидно снижение в 2014 г. практически по всем позициям поставок продукции аграрного сектора. При этом доля продтоваров в объеме межстрановой торговли стран-членов ЕАЭС увеличилась на 1,3 п.п., составив 14%.
Что касается результатов проведения странами-членами ЕАЭС совместной агропромышленной политики, то можно утверждать, что одним из главных итогов прошлого года следует считать окончательное формирование «дорожной карты», направленной на согласованние агропромышленной политики стран-членов ЕАЭС, в основу которой положены соответствующие пункты Договора о ЕАЭС. Реализация «дорожной карты» нацелена на нивелирование барьеров в межстрановой торговле государств-членов ЕАЭС, согласованное использование регулирующих механизмов в аграрном секторе. В 2014 году была продолжена реализация мер, направленных на формирование правовой базы функционирования аграрного сектора [5].
МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6. № 4. С. 380-385
Однако, до настоязщего времени в ЕАЭС фактически не отмечено формирование единой торговой политики на аграрном рынке, что негативно сказывается на заявленной цели ЕАЭС - создании общего рынка. Так, Беларусь и Казахстан становятся, по сути, посредниками в преодолении антироссийских санкций, так как против них санкции введены не были.
Тем не менее, и Казахстаном, и Беларусью солидарность с Россией была проявлена - оба государства на официальном уровне высказали намерение принять активное участие в процессе импортозамещения, а в России было заявлено о значительных выгодах, которые последуют для экономик Казахстана и Беларуси вследствие принятия Россией ответных продовольственных санкций.
По мнению Н. Зиядуллаева, скорее всего, на экономиках Казахстана и Беларуси санкции скажутся положительно: страны воспользуются возможностью осуществления реэкспорта, хотя и не полностью легального, запрещенной ко ввозу на российскую территорию продукции. Одновременно, западные компании, опасающиеся осуществлять инвестиции в Россию, будут инвестировать в Казахстан и Беларусь, создавая на их территориях соответсвующие производства, чтобы в дальнейшем безпошлинно и без таможенных ограничений выйти на российский рынок. При этом, российские санкции в значительной степени принижают принципы ТС, поскольку вместо устранения граничных барьеров, те сохраняются. В связи с этим, по мнению автора, вполне возможен вариант, при котором необходимые для интеграции решения могут быть заблокированы [6].
Однако, наибольшее значение в данном вопросе имеет тот факт, что сегодня у таможенных служб Казахстана и Беларуси отсутствует техническая возможность ограничить провоз на российскую территорию любых товаров вследствие отсутствия таможенных границ.
Обсуждение в рамках ЕАЭС вопросов координации деятельности по недопущению поставок в Россию попавших под санкции продуктов через территории Беларуси и Казахстана до настоящего времени ни к чему не привели.
К тому же, весьма важно, чтобы ЕАЭС, как вновь образованная и наращивающая темп региональная интеграция не создавала препятствий каждой из стран-участниц выбирать собственные, специфические пути и формы взаимодействия, различные модели экономического сотрудничества как с ЕС, так и с другими странами и объединениями.
В связи с вышесказанным, приоритетами общей работы стран-членов ЕАЭС в аграрном секторе
должны стать повышение уровня координации деятельности органов государственного управления стран-членов ЕАЭС, концентрация ресурсов для реализации проектов взаимовыгодного сотрудничества, устранение барьеров и создание равных конкурентных условий для свободного обращения сельхозтоваров, реализация конкретных мер, направленных на осуществление совместных проектов в аграрной сфере, координация регулирования основных аграрных рынков, согласованных действий в области развития экспортного потенциала.
В связи с вышесказанным, приоритетом в развитии аграрного сектора стран-членов ЕАЭС может стать формирование единого аграрного рынка ЕАЭС, включающее в себя на современном этапе развития:
• ликвидацию всех, в том числе административных, технологических и налоговых барьеров, препятствующих свободному перемещению товаров, лиц, услуг и капиталов;
• организацию комплекса мер и механизмов, которые смогут обеспечить целевое межстрано-вое перемещение товаров;
• создание фондов (как общественных, так и частных), содействующих экспортно-импортным отношениям в аграрном секторе;
• формирование согласованных мер по ценовому регулированию сельхозпродукции, финансово-кредитной и налоговой политике в аграрной сфере;
• гармонизацию аграрного законодательства и другие.
Список литературы
1. Россия, Белоруссия и Казахстан объединились в Евразийский экономический союз // Российская газета. 2014. 30 мая.
2. Анализ показателей социально-экономического развития в АПК государств-членов ТС и ЕЭП за 2011-2013 гг. Код доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/ рготН_адгоргот^ер_адгоргот/тюп^оппд/ Documents/06_08_2014_analise.pdf
3. Обзор производственных показателей сельского хозяйства государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства по итогам 9 месяцев 2014 года. Код доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/ рготН_адгоргот^ер_адгоргот/топ^оппд/ Documents/19_12_2014_9_month.pdf
4. Обзор торговли государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства сельскохозяйственным сырьем и продовольствием за январь-сентябрь 2014 года.
M.I.R. (Modernization. Innovation. Research), 2015, vol. 6, no. 4, pp. 380-385
Код доступа: http://www.eurаsiаncommission. огд/ш/а^/рготм_адгоргот^ер_адгоргот/ monitoring/Documents/torg%209%20mes%20 2014.pdf
5. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2013 г. № 35 «О Концепции согласованной (скоординированной) агропромышленной политики госу-
дарств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства» ГАРАНТ. РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70290800/#ixzz3j9r11T7B
6. Зиядуллаев Н. ЕАЭС: между политикой и экономикой // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 11.
M.I.R. (Modernization. Innovation. Research)
ISSN 2411-796X (Online) ISSN 2079-4665 (Print)
research
MODERN sTATE OF THE AGRARIAN MARKET
of the member states EAEU
AND possIBLE DEVELOpMENT MODEL
Dina Razakova
Abstract
The article deals with the state agricultural market EAEU member countries for the period of2011-2013. Preceding the signing of the Treaty on the Eurasian Economic Union, as well as an analysis of the agricultural market EAEU member countries in 2014. Based on the analysis presented possible models of development based on modern economic and political situation of the EAEU member countries. Keywords: Eurasian Economic Union, the Customs Union, the Common Economic Space, the integration of the agrarian market. correspondence: Razakova Dina Ibragimovna, New Economic University T. Ryskulov (55, Zhandosova avenue, Almaty Republic of Kazakhstan,, 050035), [email protected]
Reference: Razakova D. I. Modern state of the agrarian market of the member states ЕАЭС and possible development model. M.I.R. (Modernization. Innovation. Research), 2015, vol. 6, no. 4, pp. 380-385. DOI: 10.18184/2079-4665.2015.6.4.380.385