УДК 339.5
Бубен С.Б., Аверьянова Е.Г.1
Международная деятельность Евразийской экономической комиссии в сфере АПК
Определены цели, задачи, основные направления, формы и результаты сотрудничества Евразийской экономической комиссии с международными организациями и объединениями, а также с третьими странами, в частности с Венгрией и Аргентиной. Особое внимание уделено вопросам взаимодействия с ФАО, которое позволяет на основе использования передового опыта в рамках реализации различных направлений согласованной агропромышленной политики стран Евразийского экономического союза повысить конкурентоспособность аграрно-продо-вольственного экспорта, развивать кооперацию в сельском хозяйстве, разрабатывать новые и совершенствовать действующие стандарты по фитосанитарным мерам, развивать биотехнологии и селекцию сельскохозяйственных растений и животных, повысить уровень безопасности пищевых продуктов в Евразийском экономическом союзе.
Ключевые слова: АПК, ЕАЭС, ЕЭК, взаимодействие, меморандум, сельскохозяйственная продукция, сотрудничество, торговый контракт.
JEL: F15 DOI:10.17323/2499-9415-2019-2-18-25-38
Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее — договор о ЕАЭС) [1] и Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. № 99 (далее — Решение Высшего совета) [2] предусмотрены полномочия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) осуществлять международную деятельность.
В частности, ЕЭК наделена правом по согласованию с государствами-членами заключать международные договоры с государствами, международ-
1 Бубен Станислав Брониславович — директор Департамента агропро-
мышленной политики Евразийской экономической комиссии. E-mail: <buben@ eecommission.org>; Аверьянова Елена Георгиевна — начальник отдела взаимодействия по вопросам агропромышленной политики Департамента агропромышленной политики Евразийской экономической комиссии. E-mail: <aeg@eecommission.org>.
ными организациями и международными интеграционными объединениями. При участии бизнес-сообщества и экспертных кругов каждый год все больше и больше осуществляется взаимодействие с третьими странами, другими интеграционными объединениями и международными организациями и, соответственно, география контактов расширяется.
Несмотря на усиление изменений на глобальных торговых и финансовых рынках, макроэкономическая ситуация в государствах-членах в 2018 г. оставалась достаточно устойчивой.
По итогам 2018 г. в целом по ЕАЭС и по каждому из государств — его членов в отдельности имело место увеличение объема ВВП в постоянных ценах (в целом по ЕАЭС рост составил 102,5%, Республике Армения — 105,2, Республике Казахстан — 104,1, Кыргызской Республике — 103,5, Республике Беларусь — 103,0, Российской Федерации — 102,3%).
Умеренно положительная динамика деловой активности в государствах-членах наряду с относительно благоприятной ценовой конъюнктурой на сырьевых рынках способствовали росту объемов внешней и взаимной торговли товарами. Стоимостные объемы торговли с третьими странами увеличивались опережающими темпами, с учетом сохраняющегося преобладания в товарной структуре экспорта минеральных продуктов.
По результатам 2018 г. рост объемов внешнеторгового оборота союза составил 118,8% (753,4 млрд долл.), в том числе экспорта — 126,8% (490,6 млрд долл.), импорта — 106,3% (262,8 млрд долл.), а положительное сальдо экспортно-импортных операций превысило 227,8 млрд долл. Рост экспорта отмечен во всех государствах союза (кроме Кыргызской Республики): в Республике Казахстан — 127,3% (до 55,1 млрд долл.), в Республике Беларусь — 127,2 (до 19,8 млрд), в Российской Федерации — 126,9 (до 412,8 млрд), в Республике Армения — 103,4 (до 1,7 млрд), в Кыргызской Республике — 100% (до 1,76 млрд долл.).
Позитивные изменения деловой среды подтверждаются также рейтингом Doing Business. По сравнению с результатами предыдущих лет у всех государств — членов ЕАЭС отмечены положительные изменения значений показателей рейтингов: за 2018 г. Армения поднялась на 41-е место, Беларусь — на 37-е, Казахстан — на 28-е, Кыргызстан — на 70-е, а Россия — на 31-е. Таким образом, ЕАЭС в целом занимает 31-е место.
Основными целями международного сотрудничества являются:
• создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;
• постепенное формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках союза;
• всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики;
• содействие экономическому росту в государствах — членах ЕАЭС, наращиванию и реализации их экспортного потенциала, позиционированию союза как надежного, предсказуемого партнера на международной арене.
Реализация поставленных целей предусматривает решение следующих задач:
• развитие уже созданных механизмов сотрудничества, в том числе в рамках заключенных актов международного характера, проводимых переговорных процессов о заключении преференциальных и непреференциальных торговых соглашений, а также в иных форматах международной деятельности союза;
• выявление возможных форм взаимодействия, в частности подготовки и подписания меморандумов и других актов международного характера, проведения переговоров представителей Евразийской экономической комиссии и государств-членов (в случае, если переговоры проводятся переговорной делегацией совместно) о заключении преференциальных и непреференциальных торговых соглашений;
• продвижение актуальной информации о евразийской экономической интеграции и формирование позитивного представления о союзе как эффективной и конкурентоспособной международной организации региональной экономической интеграции, в частности путем проведения презентаций союза и совместных профильных мероприятий на различных международных площадках.
Эти задачи определили в 2018-2019 гг. основные направления сотрудничества. Международная деятельность ЕЭК осуществлялась в тесном взаимодействии с внешнеполитическими и внешнеэкономическими ведомствами, дипломатическими и торговыми представительствами государств — членов ЕАЭС.
В 2018 г. ЕЭК поддерживала высокий уровень контактов с руководством третьих стран и стремилась к подписанию документов от своего имени на максимальном уровне (Меморандум об углублении взаимодействия между ЕЭК и Исполкомом СНГ подписан на полях Евразийского межправительственного совета, Меморандум о взаимопонимании между ЕЭК и АСЕАН — в ходе президентского саммита Россия — АСЕАН).
Практическое наполнение получили инициативы председательства Российской Федерации в ЕАЭС в 2018 г., направленные на поддержание тесного, взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными государствами, интеграционными объединениями и международными организациями.
ЕАЭС существенно укрепил позиции на международной арене. Заинтересованность в сотрудничестве с ним проявляют более 50 стран Европы, Азии, Латинской Америки и Африки, а также региональные экономические интеграционные объединения и специализированные международные организации.
Курс на развитие международного сотрудничества ЕАЭС, получающий поддержку со стороны всех государств — его членов, и сформированная система международного взаимодействия позволяют союзу решать задачи по расширению географии и увеличению объема экспортно-импортных операций, а также по привлечению иностранных инвестиций и технологий.
В настоящее время основными формами международного сотрудничества являются торговые соглашения, а также меморандумы о сотрудничестве или о взаимопонимании.
Меморандумы о сотрудничестве или взаимодействии (третьи страны, региональные интеграционные объединения и международные организации). В целях формирования благоприятных условий развития взаимодействия с ЕАЭС и в качестве первого шага институционализации сотрудничества в ЕЭК сложилась практика заключения меморандумов о сотрудничестве. По сути, создается площадка для всестороннего содействия развитию торгово-экономического сотрудничества, выявлению и устранению барьеров в торговле.
Такие меморандумы ЕЭК уже заключила с правительствами Монголии, Сингапура, Камбоджи, Иордании, Марокко, Чили, Перу, Молдавии. В формате совместной декларации ЕЭК взаимодействует с правительством Греции.
Как правило, меморандум предполагает создание рабочей группы и проведение регулярных консультаций и совместных мероприятий между государствами — членами ЕАЭС и государствами-партнерами, в рамках которых ведется обсуждение широкого круга вопросов, переданных в компетенцию ЕЭК. В частности, обсуждаются такие вопросы, как:
• таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
• таможенное регулирование;
• техническое регулирование;
• взаимная торговля услугами и инвестиции;
• макроэкономика;
• транспорт и логистика;
• промышленность и агропромышленный комплекс;
• статистика;
• энергетическая политика;
• информационные технологии;
• функционирование внутреннего рынка;
• трудовая миграция;
• интеллектуальная собственность и многое другое).
Взаимодействие в формате меморандума создает условия для активизации прямых контактов между представителями бизнеса государств — членов ЕАЭС и государств-партнеров. Например, уже сформировалась и получила развитие практика проведения совместных бизнес-форумов «ЕАЭС — государство-партнер», установлены контакты ЕЭК с представителями многих
международных и региональных организаций, в первую очередь организаций системы ООН, а также с АТЭС, АСЕАН, Латиноамериканской ассоциацией интеграции (ЛАИ), Андским сообществом, Тихоокеанским альянсом и др.
За время функционирования ЕЭК подписан 71 меморандум, при этом в 30 из них предусмотрено развитие сотрудничества в сфере АПК.
Сотрудничество с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО). В целях усиления роли государств — членов ЕАЭС в формировании политики по обеспечению глобальной и региональной продовольственной безопасности, повышения конкурентоспособности АПК с учетом мирового опыта и использования инновационных технологий ЕЭК активно развивает международное сотрудничество в сфере АПК с ФАО.
Между организациями в ноябре 2013 г. подписан Меморандум о взаимопонимании и определены основные направления и мероприятия по развитию сотрудничества. В рамках реализации Меморандума утвержден План мероприятий, структура и содержание которого соответствуют стратегическим целям и взаимным интересам ЕЭК и ФАО.
В Плане мероприятий определены направления и формы сотрудничества. Это — растениеводство и защита растений, животноводство и охрана здоровья животных, природные и биотехнологические ресурсы для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства, продовольственная политика и питание. Именно в рамках Плана мероприятий на 2015-2018 гг. выстраивалось взаимодействие с ФАО. При этом следует подчеркнуть, что мероприятия выполнены в полном объеме.
Одним из знаковых событий прошедшего года стало подписание в столице Венгрии Будапеште Протокола о продлении срока применения Меморандума о взаимопонимании между ЕЭК и ФАО от 12 ноября 2013 г. [3].
В соответствии с Протоколом основными направлениями сотрудничества ЕЭК и ФАО являются:
• устойчивое развитие сельской местности;
• обеспечение продовольственной безопасности;
• смягчение последствий изменения климата для сельского хозяйства;
• устойчивое использование природных ресурсов, включая земельные и водные ресурсы;
• оценка влияния продовольственной безопасности на социально-экономическое развитие;
• проведение научных исследований по проблемам, связанным с развитием аграрно-продовольственных рынков и повышением эффективности их функционирования;
• обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, фитосанитарной и ветеринарной безопасности территорий.
Пунктом 3 Меморандума о взаимопонимании между ЕЭК и ФАО от 12 ноября 2013 г. Департаментом агропромышленной политики на основе предложений структурных подразделений ЕЭК и сторон подготовлен проект Плана мероприятий по взаимодействию между ЕЭК и ФАО на 2019-2023 гг., проект Плана, одобренный Коллегией ЕЭК 21 мая текущего года (распоряжение Коллегии ЕЭК № 90). Данным проектом предусмотрены мероприятия, направленные на развитие сотрудничества между ЕЭК и ФАО, организацию и проведение совместных конференций и семинаров, оказание технических консультаций.
Активное взаимодействие с ФАО позволяет на основе использования передового опыта в рамках реализации различных направлений согласованной агропромышленной политики стран ЕАЭС повысить конкурентоспособность аграрно-продовольственного экспорта, развивать кооперацию в сельском хозяйстве, разрабатывать новые и совершенствовать действующие стандарты по фитосанитарным мерам, развивать биотехнологии и селекцию сельскохозяйственных растений и животных, повысить уровень безопасности пищевых продуктов в ЕАЭС.
Сотрудничество с Международным конгрессом промышленников и предпринимателей. Тесное взаимодействие ЕЭК осуществляет с одним из крупных интеграционных объединений в сфере промышленности и АПК — Международным союзом общественных объединений «Международный Конгресс промышленников и предпринимателей» (МКПП). Основа сотрудничества заложена Меморандумом, подписанный в г. Ереване 29 марта 2016 г.
В настоящее время МКПП объединяет национальные союзы из 28 стран Европы и Азии, включая все страны ЕАЭС, и имеет официальный статус при ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), а также успешный опыт содействия развитию многосторонних деловых связей между странами, принадлежащими к разным экономическим образованиям, включая Европейский Союз, ШОС, АТЭС.
Коллегия ЕЭК 29 мая 2018 г. одобрила план мероприятий на 2018-2020 гг. по реализации Меморандума. Кроме того, создан Проектный офис в целях привлечения инвестиционных ресурсов международных финансовых институтов для реализации инвестиционных проектов, имеющих интеграционный потенциал в сфере промышленности и АПК.
В рамках совместной работы вырабатываются предложения по развитию интеграции в целях реализации программ импортозамещения в странах союза, научно-технологическому сотрудничеству, устранению препятствий в развитии кооперационных связей в реальном секторе, что будет способствовать объединению усилий для реализации кооперационных проектов между предприятиями наших стран, включая проекты с участием иностранного капитала.
Сотрудничество ЕЭК и МКПП в сфере АПК направлено главным образом на содействие государствам — членам ЕАЭС в реализации кооперационных проектов в области сельхозмашиностроения, производства сырья для выпуска вакцин, модернизации рыбоводной инфраструктуры, трансфера перспективных зарубежных технологий, а также на формирование системы экспортного комплаенса в целях развития торгово-экономического сотрудничества с третьими странами. К реализации перечисленных направлений привлечены все заинтересованные уполномоченные органы и бизнес-сообщества государств — членов ЕАЭС, а также структурные подразделения ЕЭК.
Сотрудничество с Венгрией. Сотрудничество в области сельского хозяйства с Венгрией налажено в рамках подписанного в сентябре 2016 г. Меморандума о взаимопонимании между ЕЭК и Министерством сельского хозяйства Венгрии [4]. Целью Меморандума является установление деловых связей и активизация сотрудничества ЕЭК с Венгрией в области АПК.
К основным направлениям взаимодействия ЕЭК и Министерства сельского хозяйства Венгрии относятся на повышение товарооборота между странами ЕАЭС и Венгрией, устранение барьеров в торговле, обеспечение продовольственной, ветеринарной и фитосанитарной безопасности, научно-техническое сотрудничество и технологическое развитие отраслей АПК.
В рамках совместной деятельности сторонами осуществляется сотрудничество посредством обмена:
• опытом в сфере АПК;
• информацией о мерах, оказывающих влияние на взаимную торговлю;
• информацией о мерах, проводимых в сфере АПК государств — членов ЕАЭС и Венгрии;
• статистической информацией о динамике торговых потоков в сфере АПК между государствами — членами ЕАЭС и Венгрией,
а также путем:
• выявления барьеров в торговле сельскохозяйственными товарами и продовольствием и разработка рекомендаций по их снижению и устранению;
• проведения совместных консультаций, конференций, практических семинаров, дискуссий и других мероприятий по проблемным вопросам и разработка рекомендаций по их полному или частичному устранению;
• содействия сотрудничеству деловых кругов, объединений и бизнес-сообществ по вопросам, представляющим взаимный интерес.
В настоящее время активно развивается сотрудничество на двусторонней основе между Венгрией и странами ЕАЭС в торговле — в сфере закупки кормов, семян, племенного материала, а также в сфере технологий и инвестиций в пищевую промышленность. Следует отметить, что для увеличения взаимного товарооборота сельскохозяйственной продукцией имеется потенциал.
Внешняя торговля продовольствием и сельскохозяйственным сырьем государств — членов ЕАЭС с Венгрией характеризуется отрицательным сальдо союзного торгового баланса. Например, в 2018 г. внешнеторговый оборот государств — членов ЕАЭС с Венгрией по сравнению с 2015 г. вырос на 31,6% и составил 291,5 млн долл. Рост отмечен как по экспорту государств-членов в 1,9 раза, так и по импорту с Венгрией на 31,1%.
Импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в 2018 г. составил 287,7 млн долл., рост — 68,2 млн долл. по отношению к 2015 г.
В 2018 г. в стоимостном выражении доля Венгрии во внешней торговле ЕАЭС продовольствием и сельскохозяйственным сырьем незначительна: не более 1% приходится на импорт и 0,02% на экспорт.
Основным партнером Венгрии в торговле с ЕАЭС является Российская Федерация, доля товарооборота с которой в 2018 г. составила 90,5%, с Республикой Беларусь — 5,3, Республикой Казахстан — 3, Республикой Армения — 0,7%. Доля товарооборота с Кыргызстаном была незначительна (0,4%).
В структуре импорта из Венгрии в ЕАЭС продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья основными товарными позициями (73% всей стоимости импорта) в среднем за 2015-2018 гг. являлись:
• злаки — 24,5%;
• остатки и отходы пищевой промышленности — 15,4%;
• разные пищевые продукты — 13,5%;
• продукты переработки овощей и фруктов — 12,3%;
• живые животные — 7,3%.
За анализируемый период рост импорта отмечен по живым животным практически в 3 раза, злакам — на 44,3%, разным пищевым продуктам — на 30,6%. В то же время на 16% сократились поставки продуктов переработки овощей.
В структуре экспорта из ЕАЭС в Венгрию продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья основными товарными позициями, на долю которых приходится 70% всей стоимости экспорта, в среднем за четыре указанных года являются:
• масличные семена и плоды — 12,7%;
• алкогольные и безалкогольные напитки — 12,7%;
• овощи —11,9%;
• разные пищевые продукты — 9,7%;
• продукты животного происхождения — 8,2%.
В 2018 г. по сравнению с 2015 г. поставки масличных семян и плодов выросли в 5 раз, алкогольных и безалкогольных напитков — в 4,5 раза, разных пищевых продуктов — в 2,3 раза. В то же время экспорт овощей сократился практически в 2 раза.
В 2018 г. с учетом предложений сторон в целях реализации Меморандума о взаимопонимании между ЕЭК и Министерством сельского хозяйства Венгрии разработан проект плана совместных мероприятий в области АПК на 2019-2023 гг. Структура и содержание проекта плана мероприятий соответствуют стратегическим целям и взаимным интересам ЕЭК, государств — членов ЕАЭС и Венгрии.
В проекте плана определены направления и формы сотрудничества по пяти разделам, а именно:
• торговля;
• животноводство и охрана здоровья животных;
• растениеводство и защита растений;
• проектная деятельность;
• цифровая трансформация сельского хозяйства.
Названным проектом предусматриваются обмен информацией, опытом и знаниями, участие в мероприятиях, проводимых ЕЭК, государствами — членами ЕАЭС и Венгрией, а также консультативная и методическая помощь.
В Москве 27 февраля 2019 г. состоялась встреча представителей структурных подразделений ЕЭК с директором Департамента по надзору за продовольственной цепью Золтаном Гомбошем и экспертами Министерства сельского хозяйства Венгрии. В ходе встречи стороны рассмотрели проект документа и обсудили перспективные направления взаимовыгодного сотрудничества и повышения его практической значимости, а также проинформировали друг друга о состоянии и АПК государств — членов ЕАЭС и Венгрии, и о проводимой согласованной (скоординированной) агропромышленной политике в союзе.
В 2019 г. предусматривается завершить согласование предложений по перспективам сотрудничества и повышению практической значимости совместных мероприятий, которые будут учтены при доработке проекта плана таких мероприятий на 2019-2023 гг.
Реализация указанного плана позволит ЕЭК совместно с государствами — членами ЕАЭС проводить мониторинг состояния и уровня продовольственной безопасности, развивать сельское хозяйство, а также совершенствовать их законодательную и нормативно-правовую базу в области растениеводства и животноводства.
Принятие плана станет очередным этапом развития сотрудничества между ЕЭК и Министерством сельского хозяйства Венгрии, а его реализация окажет положительное влияние на дальнейшее развитие интеграционных процессов и будет способствовать более эффективному выполнению ЕЭК своих задач и функций.
Взаимодействие с Венгрией как инициатором и разработчиком документов по реализации общей аграрной политики в Евросоюзе позволяет учитывать передовой европейский опыт в рамках развития интеграционных процессов в ЕАЭС при реализации согласованной агропромышленной политики.
Сотрудничество с Аргентинской Республикой. 19 октября 2016 г. в Москве в ходе встречи директора Департамента агропромышленной политики ЕЭК Станислава Бубена с министром агроиндустрии Аргентинской Республики Рикардо Буриайле достигнуты договоренности о налаживании взаимовыгодного сотрудничества и подготовке международного акта о сотрудничестве в области АПК в целях развития инвестиционного сотрудничества Аргентины при координации ЕЭК с государствами — членами ЕАЭС.
В целях реализации достигнутых договоренностей разработан и 1 августа 2019 г. подписан Меморандум о взаимопонимании между ЕЭК и Правительственным секретариатом по агроиндустрии Министерства производства и труда Аргентинской Республики о сотрудничестве в области АПК.
Цель подписания документа — установление деловых международных связей и активизация международного сотрудничества ЕЭК с Правительственным секретариатом по агроиндустрии Министерства производства и труда Аргентины в области АПК.
Осознавая ведущую роль сельского хозяйства в обеспечении продовольственной безопасности и развитии экономики государств — членов ЕАЭС и Аргентины, в Меморандуме отмечены необходимость обеспечения ветеринарной и фитосанитарной безопасности территорий государств — членов ЕАЭС и Аргентины в процессе взаимной торговли, значимость обмена достижениями в области сельскохозяйственных наук, опытом ведения сельскохозяйственного производства, новейшими разработками и технологиями возделывания сельскохозяйственных культур. Кроме того, обозначили перспективы развития экологического земледелия, укрепление торгово-экономического сотрудничества между государствами — членами ЕАЭС и Аргентиной. Реализация поставленных задач повысит результативность совместных усилий сторон в увеличении объемов взаимной торговли.
В настоящее время внешняя торговля продовольствием и сельскохозяйственным сырьем государств — членов ЕАЭС с Аргентиной характеризуется отрицательным сальдо союзного торгового баланса.
В 2018 г. внешнеторговый оборот государств — членов ЕАЭС с Аргентиной по сравнению с 2015 г. вырос на 10,9% и составил 909,6 млн долл. Рост отмечен как по экспорту государств-членов в 22,5 раза, так и по импорту с Аргентиной на 10,7%. Несмотря на рост экспортных поставок государств-членов сальдо в отношении них сложилось отрицательным в размере 909,1 млн
долл. Импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в 2018 г. составил 909,3 млн долл., рост по сравнению с 2015 г. составил 89,2 млн долл. Экспорт ЕАЭС за рассматриваемый период вырос на 0,3 млн долл.
В стоимостном выражении в 2018 г. доля Аргентины во внешней торговле ЕАЭС продовольствием и сельскохозяйственным сырьем незначительна, не более 3% приходится только на импорт.
Основным партнером Аргентины в торговле с ЕАЭС является Российская Федерация, доля товарооборота с которой в 2018 г. составила 86,4%, с Республикой Беларусь — 10,7, Республикой Казахстан — 1,9, Республикой Армения — 0,1%. Доля товарооборота с Кыргызстаном была незначительна (0,03%).
В структуре импорта из Аргентины в ЕАЭС продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья основными товарными позициями (84,7% от всей стоимости импорта) в среднем за четыре года (2015-2018 гг.) являлись:
• мясо и пищевые мясные субпродукты — 23,2%;
• фрукты и орехи, кожура цитрусовых — 21,2%;
• остатки и отходы пищевой промышленности — 17,9%;
• масличные семена и плоды — 11,4%;
• молочная продукция, яйца, мед — 11%.
За анализируемый период рост импорта отмечен по разным пищевым продуктам практически в 28 раз, рыбе, ракообразным, моллюскам — на 59%, мясу и пищевым мясным субпродуктам — на 49%, кофе, чаю и пряностям — на 30,6%. Кроме того, увеличился список импорта таких товаров, как живые деревья и другие растения, какао и продукты из него. В то же время на 57% сократились поставки остатков и отходов пищевой промышленности.
В структуре экспорта из ЕАЭС в Аргентину продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья основными товарными позициями, на долю которых приходится 100% всей стоимости экспорта в среднем за четыре указанных года, являются:
• продукция мукомольно-крупяной промышленности — 42,4%;
• алкогольные и безалкогольные напитки — 42,3%;
• разные пищевые продукты — 7,9%;
• рыба и ракообразные, моллюски — 6,7%;
• продукты животного происхождения — 8,2%.
В 2018 г. по сравнению с 2015 г. поставки продукции мукомольно-крупя-ной промышленности и алкогольных и безалкогольных напитков выросли практически в 8 раз. Кроме того, расширился перечень экспортируемых товаров за счет разных пищевых продуктов, а также за 2015-2018 гг. увеличился экспорт продуктов животного происхождения более чем в 3 раза.
Следует отметить, что Аргентина является членом регионального торгово-экономического блока МЕРКОСУР, одним из активных участников региональной политической и экономической организации — Союза южноамериканских наций УНАСУР. Аргентина также один из наиболее активных участников ВТО, в рамках которой она входит в состав Кернской группы по сельскому хозяйству, группы по торговле промышленными товарами NAMA, в «двадцатку» развивающихся стран G-20, группу по рыболовству (Friends of Fish — FoFs), выступающую за снятие субсидий в рыбной промышленности; группу по интеллектуальной собственности — Joint proposal in intellectual property. Аргентина активно использует механизмы ВТО для защиты своих национальных интересов.
Предполагается, что рабочие контакты ЕЭК с правительством Аргентины в рамках реализации положений Меморандума окажут положительное влияние на дальнейшее развитие интеграционных процессов и будут способствовать более эффективной реализации ЕЭК своих задач и функций.
В 2019 г. будет продолжены работа представителей Департамента по подготовке материалов в части АПК, а также участие в заседаниях рабочих групп, созданных в целях реализации меморандумов, заключенных ЕЭК с Перу, Чили, Сингапуром, Камбоджей, Королевством Таиланд, Молдовой и Грецией.
В соответствии с Декларацией о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС от 6 декабря 2018 г. реализация ЕЭК основных направлений должна обеспечить статус союза как одного из наиболее значимых центров развития современного мира, открытого для взаимовыгодного и равноправного сотрудничества с зарубежными партнерами и выстраивания новых форматов взаимодействия.
В текущем году будет продолжена целенаправленная работа по популяризации и разъяснению за рубежом идеи евразийской экономической интеграции путем проведения конференций, форумов, презентаций, круглых столов и других мероприятий, посвященных тематике евразийской экономической интеграции, в том числе кооперации в сфере АПК, в контексте дополнительных возможностей, которые открывает единый рынок союза экономикам зарубежных стран, с участием представителей бизнес-сообществ, экспертных кругов и СМИ.
ЕЭК продолжит усилия по продвижению международной повестки ЕАЭС на площадках Петербургского международного экономического форума, Астанинского экономического форума, Восточного экономического форума, выставочного форума «Евразийская неделя», а также в рамках других аналогичных мероприятий международного уровня, проводимых на территориях государств — членов ЕАЭС.
Источники
[1] Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. URL: <https://docs.eaeunion.org/sites/storage0/Lists/Documents/ a089f4c6-02da-4461-b033-3f5d122e0020/e57db9f2-9589-4b26-be1e-b1a43862c6ed_635375701449140007.pdf>.
[2] Решение Высшего экономического совета от 23 декабря 25014 г. № 99 «О порядке осуществления Евразийским экономическим союзом международного сотрудничества». URL: <https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0147032/scd_25122014_99>.
[3] Протокол о продлении срока применения Меморандума о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций от 12 ноября 2013 г. URL: <http://www.eurasiancommission. org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_agroprom/international/Documents/ Протокол%20ЕЭК-ФА0^>.
[4] Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Министерством сельского хозяйства Венгрии о сотрудничестве в области агропромышленного комплекса. URL: <http://www. eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_agroprom/interna-tional/Documents/Меморандум%20ЕЭК-МСХ%20Венгрии.pdf>.
Buben S., Averyanova E.1
International activities of the Eurasian economic Commission in the field of agriculture
The goals, objectives, main directions, forms and results of cooperation of the Eurasian Economic Commission with international organizations and associations, as well as with third countries, in particular, with Hungary and Argentina, are defined. Special attention is paid to interaction with FAO, which allows use the best practices in the implementation of various directions of the
1 Buben Stanislav—Director of the Department of Agroindustrial Policy of the Eurasian
Economic Commission. E-mail: <buben@eecommission.org>; Averyanova Elena — Head of the Department of Interaction on Agroindustrial Policy of the Department of Agroindustrial Policy of the Eurasian Economic Commission. E-mail: <aeg@eecommission.org>.
agreed agro-industrial policy of the countries of the Eurasian Economic Union to increase the competitiveness of agricultural and food exports, to develop cooperation in agriculture, to develop new and improve existing standards on phytosanitary measures develop biotechnology and selection of agricultural plants and animals, increase the level without food hazards in this association.
Keywords: agro-industrial complex, European economic Union, Eurasian economic Commission, interaction, memorandum, agricultural products, cooperation, trade contract.
Статья поступила в редакцию 4 июня 2019 г.