Научная статья на тему 'Совершенствование государственной поддержки сельскохозяйственного производства в условиях интеграции стран ЕАЭС'

Совершенствование государственной поддержки сельскохозяйственного производства в условиях интеграции стран ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
544
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ИНТЕГРАЦИЯ / СТРАНЫ УЧАСТНИЦЫ ЕАЭС / GOVERNMENT FINANCIAL SUPPORT / AGRICULTURAL PRODUCTION / INTEGRATION / THE EAEU MEMBER STATES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сигарев Михаил Иванович, Нарынбаева Айна Сериковна

Обосновываются актуальность, проблемы, теоретические и методологические подходы по формированию мер государственной финансовой поддержки товаропроизводителей в производстве конкурентной сельскохозяйственной продукции и продовольствия в странах ЕАЭС. Подчеркивается, что одним из приоритетных направлений интеграции стран ЕАЭС является агропромышленный сектор. Целью исследования определяется анализ государственной поддержки и ее влияние на развитие аграрного производства в условиях интеграции национальных экономик. В целях определения роли и места сельского хозяйства в экономике стран ЕАЭС представлен сравнительный анализ объема государственной поддержки, проанализированы показатели валовой добавленной стоимости сельского хозяйства в ВВП, кредиты и их окупаемость в странах ЕАЭС. Предлагается унифицированный механизм управления (ценообразование, кредитование, субсидирование). Евразийская интеграция позволит сократить издержки на транспортировку, хранение, реализацию сельхозпродукции и продовольствия, создать новые рыночные институты (страховые, банковские, биржевые и др.). Внедрение унифицированного механизма государственного управления в странах ЕАЭС позволит поставить в равные экономические условия сельхозтоваропроизводителей, повысить эффективность производства, решить проблему обеспечения населения продуктами питания и другие вопросы развития экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сигарев Михаил Иванович, Нарынбаева Айна Сериковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the government support for agricultural production in conditions of integration of the EAEU countries

The article proves the relevance, problems, theoretical and methodological approaches to the formation of measures of government financial support of manufacturers in production of competitive agricultural products and foodstuffs in the EAEU countries. It is emphasized that one of the priorities of the integration of the EAEU countries is the agricultural sector. The aim of the study is to analyze the government support and its influence on the development of agricultural production in the conditions of integration of national economies. In order to determine the role and place of agriculture in the economies of the EAEU countries, the comparative analysis of the volume of the government support is given, the indexes of gross value added of agriculture in GDP, loans and their payback in the EAEU countries are analyzed. A unified management mechanism (pricing, loans, and subsidies) is suggested. The Eurasian integration will allow reducing the costs for transportation, storage, sale of agricultural products and foodstuffs, to create new market institutions (insurance, banking, stock exchange, etc.). The introduction of the unified state management mechanism in the EAEU countries will put the agricultural producers in equal economic conditions, increase the production efficiency, and solve the problem of providing the population with foodstuffs and other issues of economic development.

Текст научной работы на тему «Совершенствование государственной поддержки сельскохозяйственного производства в условиях интеграции стран ЕАЭС»

УДК 339.976.2 JEL: Q180

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН ЕАЭС

М.И. Сигарев8, А.С. Нарынбаева1

а Казахский НИИ экономики АПК и развития сельских территорий (Алматы, Казахстан) ь Инновационный Евразийский университет (Павлодар, Казахстан)

Информация о статье

Дата поступления 7 февраля 2017 г.

Дата принятия в печать 25 марта 2017 г.

Ключевые слова

Государственная финансовая поддержка, сельскохозяйственное производство, интеграция, страны - участницы ЕАЭС

Аннотация. Обосновываются актуальность, проблемы, теоретические и методологические подходы по формированию мер государственной финансовой поддержки товаропроизводителей в производстве конкурентной сельскохозяйственной продукции и продовольствия в странах ЕАЭС. Подчеркивается, что одним из приоритетных направлений интеграции стран ЕАЭС является агропромышленный сектор. Целью исследования определяется анализ государственной поддержки и ее влияние на развитие аграрного производства в условиях интеграции национальных экономик. В целях определения роли и места сельского хозяйства в экономике стран ЕАЭС представлен сравнительный анализ объема государственной поддержки, проанализированы показатели валовой добавленной стоимости сельского хозяйства в ВВП, кредиты и их окупаемость в странах ЕАЭС. Предлагается унифицированный механизм управления (ценообразование, кредитование, субсидирование). Евразийская интеграция позволит сократить издержки на транспортировку, хранение, реализацию сельхозпродукции и продовольствия, создать новые рыночные институты (страховые, банковские, биржевые и др.). Внедрение унифицированного механизма государственного управления в странах ЕАЭС позволит поставить в равные экономические условия сельхозтоваропроизводителей, повысить эффективность производства, решить проблему обеспечения населения продуктами питания и другие вопросы развития экономики.

IMPROVING THE GOVERNMENT SUPPORT FOR AGRICULTURAL PRODUCTION IN CONDITIONS OF INTEGRATION OF THE EAEU COUNTRIES

M.I. Sigareva, A.S. Narynbayevab

a Kazakh Research Institute of Economy of AIC and rural development (Almaty, Kazakhstan) b Innovative University of Eurasia (Pavlodar, Kazakhstan)

Article info

Received February 7, 2017

Accepted March 25, 2017

Keywords

Government financial support, agricultural production, integration, the EAEU member states

Abstract. The article proves the relevance, problems, theoretical and methodological approaches to the formation of measures of government financial support of manufacturers in production of competitive agricultural products and foodstuffs in the EAEU countries. It is emphasized that one of the priorities of the integration of the EAEU countries is the agricultural sector. The aim of the study is to analyze the government support and its influence on the development of agricultural production in the conditions of integration of national economies. In order to determine the role and place of agriculture in the economies of the EAEU countries, the comparative analysis of the volume of the government support is given, the indexes of gross value added of agriculture in GDP, loans and their payback in the EAEU countries are analyzed. A unified management mechanism (pricing, loans, and subsidies) is suggested. The Eurasian integration will allow reducing the costs for transportation, storage, sale of agricultural products and foodstuffs, to create new market institutions (insurance, banking, stock exchange, etc.). The introduction of the unified state management mechanism in the EAEU countries will put the agricultural producers in equal economic conditions, increase the production efficiency, and solve the problem of providing the population with foodstuffs and other issues of economic development.

© М.И. Сигарев, А.С. Нарынбаева, 2017

Введение. Важнейшее звено агропромышленного комплекса - сельское хозяйство, обеспечивающее страну продуктами питания и промышленность сырьем, формирующее доходность в различных отраслях экономики. Спрос населения на товары народного потребления почти на 75 % покрывается за счет сельскохозяйственного производства. Сезонный характер производства, высокая зависимость от природно-климатических условий, риски в получении стабильных доходов, значительный разрыв во времени между произведенными затратами и получением продукции и многие другие особенности приводят к низкой конкурентоспособности аграрной продукции, что порождает необходимость постоянной государственной финансовой поддержки.

Единый рынок товаров, услуг, капитала и труда является основой интеграционного проекта. Для создания единых конкурентных условий между странами ЕАЭС сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимы единые правила поддержки. Поэтому в целях снижения различий конкурентных условий сельскохозяйственным товаропроизводителям должна проводится унифицированная политика: установление оптимального числа размеров и видов продукции, услуг, необходимых для удовлетворения основных потребностей, приведение к единообразию технических характеристик продукции (документации) по каждому сельскохозяйственному товару. Основной целью унифицированной агропромышленной политики является эффективная реализация ресурсного потенциала государств для оптимизации объемов производства конкурентоспособной продукции и продовольствия, удовлетворение потребностей общего аграрного рынка, а также наращивание экспорта продовольственных товаров. Таким образом, требуется совершенствование механизма государственной поддержки производства и реализации продукции и продовольствия в условиях межгосударственной кооперации и интеграции по всем организационным формам хозяйствования в АПК. Сегодня разработка и обоснование наиболее целесообразных форм и механизмов агропромышленной интеграции, особенно на макроуровне - одно из ключевых направлений в исследованиях аграрно-экономи-ческого профиля [1; 2].

Обзор литературы. Теоретические и методологические вопросы формирования сис-

темы государственного регулирования АПК в Казахстане исследовались в трудах К. Абуова, Т. Есполова, К. Исхакова, Г. Калиева, Ж. Сун-детова и других ученых-экономистов. Отдельные аспекты государственного и рыночного регулирования развития форм хозяйствования в АПК в современных условиях отражены в исследованиях Е. Злобина, А. Кириленко, Е. Кузнецовой, Е. Строева, П. Першукевича, И. Щетининой. Вместе с тем в силу сложности и многоплановости рассматриваемых проблем в научной литературе отсутствует четкое видение методологии интеграции сельскохозяйственных систем в условиях децентрализации государственного управления, неэффективной государственной поддержки и низкого качества государственного регулирования в сельском хозяйстве. Вопросы государственной поддержки сельского хозяйства освещены также в работах А. Анфиногентовой, А. Петрикова, Р. Гай-сина, В. Глухова - в качестве способа решения проблемы развития АПК они видят увеличение субсидирования сельскохозтоваропроиз-водителей.

Дальнейшего изучения требуют вопросы механизмов государственного регулирования интеграционных процессов, оценки степени экономической эффективности, приоритетности направлений, форм и способов государственной поддержки АПК. Опыт каждого межгосударственного экономического союза уникален, поэтому актуальность продолжения исследований высока и поиск новых форм и направлений агропромышленной интеграции, дальнейшей модернизации государственного регулирования и финансовой поддержки чрезвычайно важен для будущего развития экономик стран ЕАЭС [3].

Гипотезы и методы исследования. Объектом исследования является агропромышленный комплекс всех форм собственности и хозяйствования Казахстана, Беларуси и России. Изучение теоретических положений совершенствования господдержки АПК в условиях интеграции осуществлялось с помощью сравнительного анализа и обобщения. Логический метод использован в выявлении особенностей развития и качественных характеристик указанных явлений и процессов. Такие методы, как синтез и экономико-статистический анализ, были применены для количественной оценки современного этапа развития государственной финансовой поддержки АПК, выяв-

ления современных проблем и определения направлений развития.

Результаты исследования. Государственная поддержка АПК как система взаимосвязанных мер его экономического регулирования - это таможенно-тарифное регулирование, внутренняя поддержка (прямая и косвенная), экспортная поддержка - экспортные кредиты и гарантии, программы страхования, прямые платежи, в зависимости от экспорта, льготные тарифы при перевозке товаров на экспорт.

Система мер внутренней поддержки включает прямую поддержку (ценовая, субсидии, программа контроля предложения товара) и косвенную (проведение исследований, защита растений и животных, программы по сохранению земель и др.). Согласно правилам ВТО, каждая страна устанавливает размеры государственной финансовой поддержки.

Для оценки уровня государственной поддержки сельского хозяйства применяется коэффициент поддержки производителя, отражающий все трансферты сельхозтоваропроизводителям, включающий два компонента: прямую поддержку, т. е. выплаты на поддержку сельского хозяйства из бюджета, и косвенную -на поддержку рыночной цены.

Эффективность финансовой поддержки предприятий АПК предлагается определять по ее индексу как соотношение темпов роста стоимости валовой (товарной) продукции и темпов роста объемов финансовой поддержки. Если индекс эффективности финансовой под-

Сравнительная объема государственной поддерж]

держки находится в пределах от нуля до единицы, то её использование неэффективно, когда значение индекса больше единицы, то средства, выделенные предприятиям АПК в качестве финансовой поддержки, использовались эффективно [4].

По объективным причинам сельхозтоваропроизводители не могут поддерживать рентабельность. В связи с этим поддержка государства является необходимым элементом агро-продовольственной политики. Большинство экономически развитых государств проводит стимулирующую аграрную политику в виде различного рода дотаций, субсидий и льгот сельхозтоваропроизводителям. Половина расходов на сельское хозяйство членов ВТО относится к мерам, искажающим торговлю и производство («желтая корзина») - это бюджетная компенсация затрат на энергоресурсы (в Казахстане - 29,1 %); бюджетная компенсация затрат на приобретение удобрений, семян, средств защиты растений (в Беларуси - 9,3 %, России - 8,1 %, Казахстане - 17,5 %), что негативно влияет на мировой сельскохозяйственный рынок, приводит к перепроизводству, снижению цен на сельхозпродукцию [5; 6].

Уровень совокупной государственной поддержки к валовой поддержке сельского хозяйства в Беларуси составляет 14,2 %, в том числе прямой - 10,9 %, России - 6,9 %, в том числе прямой - 4,7 %, Казахстана - 7,4 %, в том числе прямой - 4,4 % (табл. 1).

Таблица 1

характеристика

си в странах ЕАЭС за 2015 г. [7-9]

Показатель Беларусь Россия Казахстан

Валовая сельскохозяйственная продукция, млн дол. 8 409 83 040 12 397

Совокупная государственная поддержка сельского хозяйства, млн дол. 1 000 3 591 729

Прямая государственная поддержка, млн дол. 530 2 715 593,6

Уровень совокупной государственной поддержки сельского хозяйства к валовой продукции, % 11,9 4,3 5,9

Уровень прямой государственной поддержки сельского хозяйства к валовой продукции, % 6,3 3,3 4,8

Структура совокупной государственной поддержки сельского хозяйства: А. Меры государственной поддержки, не оказывающие влияния на торговлю («зеленая корзина»), % 47,0 25,2 18,6

В. Меры государственной поддержки, оказывающие воздействие на взаимную торговлю («желтая корзина»), % 53,0 74,8 81,4

Анализ показывает, что самый высокий совокупный уровень цен реализаций сельхозпродукции в России, максимальная стоимость кредитных ресурсов и налоговая нагрузка - в Беларуси, наиболее низкий уровень цен на экономические ресурсы - в Казахстане. В результате существенно отличаются объемы и направления государственной поддержки в странах ЕАЭС. В целом комплекс норм, установленных в отношении государственной поддержки, позволит создать более благоприятные условия для торговли сельскохозяйственной продукцией, а ограничение и сокращение отдельных видов поддержки - условия для развития конкуренции. На ситуацию в сельскохозяйственном производстве значительно влияют процессы, происходящие на мировом продовольственном рынке. Следует отметить, что цены на продукты питания превышают мировые за счет дефицита товаров (превышение спроса над предложением), возникает конкуренция покупателей, оказывающая давление на цену в сторону ее повышения. Так, цены на основные значимые продукты в Казахстане на 42 % выше, чем в Беларуси, и на 29 % - чем в России [10].

Потери за счет курсовой разницы (девальвации) в 2015 г. по сравнению с 2014 г. составили по Беларуси 4 912 млн дол., России -21 359 млн дол., Казахстану - 2 944 млн дол. Совокупная государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей сократилась по Беларуси на 594 млн дол., России - на 2 871 млн дол., Казахстану - на 362 млн дол. Прямая государственная поддержка сократилась: по России - на 858 млн дол., Казахстану - на 327,6 млн дол.; по Беларуси - увеличилась на 310 млн дол.

Основой ценообразования в АПК является приведение в соответствие закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, т. е. к общественно необходимым затратам на ее производство и реализацию, при этом учитывая уровень и динамику мировых цен. Важнейшей функцией цены остается регулирование доходов сельского хозяйства для дальнейшего развития отрасли. Система ценообразования предусматривает оперативное слежение за динамикой цен на средства производства, издержек и доходов в сельском хозяйстве, цен на конечную продукцию и услуги АПК.

Основным недостатком ценообразова-тельных процессов в сельском хозяйстве стран ЕАЭС является диспаритет цен. Рост цен на

промышленные ресурсы, потребляемые сельским хозяйством, осуществляется более быстрыми темпами, чем на сельскохозяйственную продукцию, и оказывает отрицательное воздействие на материально-техническую обеспеченность, подрывает производственные возможности сельхозтоваропроизводителей.

Важным направлением в преодолении сложившейся ситуации могут стать разработка и внедрение комплекса мер по повышению эффективности системы ценообразования, обеспечивающих устойчивое развитие сельского хозяйства; необходимо ввести идентичные механизмы гарантированных цен и государственных интервенций на продовольственном рынке в странах ЕАЭС. Гарантией соблюдения цен должны стать обязательства государства скупать товарные излишки, проводить закупочные и товарные интервенции. Задача товарных интервенций состоит в создании понижающей ценовой тенденции путем реализации продукции из интервенционного фонда при ее дефиците на рынке.

Государственные закупочные интервенции проводятся при снижении цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию ниже минимальных расчетных цен путем закупки, в том числе на биржевых торгах, у сельхозтоваропроизводителей произведенной ими продукции или проведения залоговых операций. Условия проведения государственных закупок в Беларуси и Казахстане имеют постоянный характер, в России - только при снижении цен

[11-13].

Система цен на сельскохозяйственную продукцию в странах ЕАЭС должна включать рыночные, целевые, государственные закупочные и залоговые ставки. Уровень целевой цены на сельскохозяйственную продукцию необходимо определять с учетом возмещения затрат, получения дохода и земельной ренты. Таким образом, возникает необходимость регулирования государством цен на сельскохозяйственную продукцию и основные виды материально-технических ресурсов: введение предельных цен на энергоресурсы, которые должны быть защищены от резких колебаний мировых цен и обменного курса национальной валюты, установление предельных наценок на основные виды промышленной продукции и услуги.

Преимущественным покупателем основных видов сельскохозяйственной продукции и единственным ее реализатором на внешнем

рынке должна стать государственная закупочная организация, представляющая нижний предел гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию, товаропроизводитель при этом будет получать чистую прибыль за счет разницы между залоговой ставкой и мировой ценой. В странах ЕАЭС выделяются субсидии на реализованную продукцию сельхозтоваропроизводителям для переработки и реализации на рынках согласно квотам.

Ценовая политика государственного воздействия на развитие АПК должна быть направлена на решение следующих задач: стимулирование самообеспечения страны продуктами питания и достижение продовольственной безопасности государства; выход на эквивалентные отношения между сельским хозяйством и промышленностью; снижение негативного воздействия монополий на сельское хозяйство; поддержка доходов сельских товаропроизводителей на уровне, обеспечивающем расширенное воспроизводство; содействие использованию достижений научно-технического прогресса, росту эффективности производства, повышению производительности труда; формирование единого экономического пространства внутри государства, выход на рынок ближнего и дальнего зарубежья. На основе целевой цены определяются не только гарантированные цены, но и залоговые ставки - фиксированные и устанавливающиеся государством.

Государство, выделяя значительные средства для поддержки доходов сельхозтоваропроизводителей через механизмы льготного кредитования, субсидирования, налоговых льгот и т. д., должно в последующем централизованно закупать определенный объем произведенной продукции.

Таким образом, в области ценообразования в странах ЕАЭС должна проводиться поэтапная работа по унификации цен на сельскохозяйственную продукцию. В целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства и обеспечения устойчивости внутреннего продовольственного рынка целесообразно разработать механизм, ориентированный на достижение оптимизации ценовых отношений в АПК. При этом следует предусмотреть следующие меры: применение закупочных и товарных интервенций продукции длительно-

го хранения (зерна, мяса, продуктов переработки молока и некоторых других) по обоснованным интервенционным ценам; использование при определении их уровня данных мониторинга рыночных цен и себестоимости реализованной продукции сельскохозяйственных организаций. Важным фактором повышения эффективности сельскохозяйственного производства и решения проблемы ценового диспаритета является минимизация затрат: снижение себестоимости производства сельскохозяйственной продукции, последовательная модернизация земледелия и животноводства.

Аграрная политика государств ЕАЭС в сфере кредитования еще не достаточно унифицирована и отличается разнообразием. Так, кредитование в России является одним из главных элементов действующего экономического механизма в сельском хозяйстве, и единственное направление стимулирования притока финансового капитала в аграрную отрасль - субсидирование процентных ставок по кредитам и займам. Одним из недостатков действующего механизма поддержки кредитования в России является привязка субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов к ставке рефинансирования Центрального банка и то, что ставка рефинансирования в 3 раза ниже средневзвешенной ставки по кредитам. Таким образом, даже субсидии на компенсацию 100 % ставки рефинансирования покрывают лишь часть понесенных сельхозтоваропроизводителями затрат.

В Казахстане действующая система льготного кредитования сельскохозяйственного производства основана на выделении государственных кредитных ресурсов по регулируемым фиксированным процентным ставкам и полностью государственно администрируема. Государственные кредитные организации являются единственными поставщиками льготных кредитов.

Анализ показывает, что объем предоставленных кредитов во все сферы экономики по странам ЕАЭС в 2015 г. сократился по сравнению с 2014 г. на 45,4 % и составил 728,6 млрд дол., в том числе в Беларуси - на 28,5 %, в России - на 46,8 %, в Казахстане - на 28,7 %. Данные, характеризующие окупаемость кредитов в странах ЕАЭС, приведены табл. 2.

Таблица 2

Валовое производство, кредиты и их окупаемость в странах ЕАЭС за 2015 г. [8; 10; 11]

Показатель Беларусь Россия Казахстан Всего

Валовой внутренний продукт, млрд дол. 53,5 1 332,1 184,3 1 569,9

Валовая продукция сельского хозяйства, млрд дол. 8,4 83 12,4 103,8

Кредиты в экономику, млрд дол. 25,4 661 42,2 728,6

Кредиты АПК, млрд дол. 2,7 27,1 2,6 32,4

Удельный вес валовой продукции сельского хозяйства в ВВП, % 15,7 6,2 6,7 6,6

Удельный вес кредитов АПК в общем объеме кредитов 10,6 4,1 6,1 4,4

Удельный вес кредитов в ВВП, % 47,5 49,6 22,9 46,4

Удельный вес кредитов АПК в валовой продукции, % 32,0 32,6 20,8 31,2

Произведено ВВП на кредиты, дол. 2,1 2,0 4,4 2,2

Произведено валовой продукции сельского хозяйства на кредиты, дол. 3,1 3,1 4,8 3,2

Самая высокая ставка рефинансирования за 2015 г. - по Беларуси (25 %), которая превысила ставку по России в 2,2 раза. Средневзвешенные процентные ставки физическим лицам (в национальной валюте) по краткосрочным кредитам составили: по Беларуси - 26,3 %, Казахстану - 18,0 %, России - 24,2 %; по долгосрочным кредитам: по Беларуси - 19,3 %, Казахстану - 17,2 %, России - 17,5 %.

Средневзвешенные процентные ставки юридическим лицам (в национальной валюте) по краткосрочным кредитам составили в Беларуси - 32,8 %, Казахстане - 17,2 %, России -13,8 %; по долгосрочным кредитам: по Беларуси - 23,2 %, Казахстану - 12 %, России - 13 %. Средневзвешенные процентные ставки физическим лицам (в иностранной валюте) по краткосрочным кредитам: по Казахстану - 7,0 %, России - 13,2 %; по долгосрочным кредитам: по Казахстану - 11,1 %, России - 11,2 % [8].

Система кредитования сельского хозяйства должна совершенствоваться по следующим направлениям: развитие механизмов государственного регулирования и надзора за кредитной деятельностью с соблюдением принципа доступности кредитов сельхозтоваропроизводителям; использование государственных средств и результатов программы аграрного кредитования и субсидирования; совершенствование нормативной и методической основы, способствующей развитию направлений и объектов кредитования.

Первостепенной задачей является формирование инновационной системы национальной продовольственной конкурентоспособности, призванной обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех

уровней, организация научно-технической сферы в интересах ускорения использования достижений науки и технологий, в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны.

В странах ЕАЭС необходимо разработать методические подходы и специальные программы по сельскохозяйственному кредиту, предусматривающие систему кредитования с льготными условиями кредитов. Кредитный механизм должен включать льготное кредитование доли долгосрочных кредитов, снижение процентных ставок, кредитование напрямую из государственных источников через механизм залоговых операций, развитие ипотечного кредита в коммерческих системах банков, создание институтов кредитования (сельскохозяйственный кредитный банк, коммерческие банки, кредитные кооперативы, финансово-промышленные группы и др.) [9; 14].

Для концентрации кредитных ресурсов, и прежде всего ресурсов из бюджетных средств (субсидии, кредиты, займы), следует создать сельскохозяйственный банк. Банковские учреждения должны принимать участие в реализации программы финансовой поддержки АПК, обслуживании лизинговых компаний, инвестировании путем прямого кредитования, предоставлении гарантий, формировании долгосрочных ресурсов за счет выпуска облигаций. Для эффективности использования финансовых ресурсов в странах ЕАЭС целесообразно установить нормативы по формированию банковской системы и оптимизации банков.

Направления экономического развития Евразийского экономического союза - создание условий для роста деловой активности и

инвестиционной привлекательности (снятие барьеров, гармонизация и унификация); инновационное развитие и модернизация; обеспечение доступности финансовых ресурсов и развитие финансового сектора; инфраструктурное развитие, в том числе реализация транзитного потенциала; развитие кадрового потенциала; повышение энергоэффективности и ресурсосбережение; региональное развитие и приграничное сотрудничество; международное сотрудничество.

Для создания равных условий хозяйствования сельхозтоваропроизводителей в ЕАЭС необходимо унифицировать кредитные ставки за пользование ресурсами. При покупке или продаже основных средств и оборудования, включая сельхозтехнику, следует отменить НДС, налог на землю и недвижимость.

При механизме финансового оздоровления сельхозформирований предлагается реализовать следующие основные условия: процентная ставка средств фондирования в финансовых институтах устанавливается в размере 7 %, реструктуризация и рефинансирование кредитных и лизинговых обязательств субъектов АПК - по 7 % годовых сроком возврата до 9 лет.

При кредитовании весенне-полевых и уборочных работ для сельхозтоваропроизводителей ставка вознаграждения устанавливается в размере 7 %, кредитовании предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья и производству продуктов питания при прямом финансировании следует установить ставку вознаграждения: на пополнение оборотных средств - 7 % годовых, приобретение основных средств - 5 % годовых, из собственных средств: на пополнение оборотных средств и приобретение основных средств - 8 %, сроки на пополнение оборотных средств - 2 года и приобретение основных средств - 12 месяцев.

Кредиторы обеспечивают реструктуризацию финансовых обязательств субъектов АПК через снижение ставки вознаграждения, пролонгацию сроков возврата кредитов, предоставление льготного периода по погашению основного долга, списание штрафов, пеней, просроченного вознаграждения, другие меры, рефинансирование и финансирование субъектов АПК на погашение имеющихся задолженностей.

Основные направления поддержки сельского хозяйства стран ЕАЭС - совершенствование структуры расходов на поддержку това-

ропроизводителей; изменение механизмов поддержки (сокращение субсидий, искажающих рынок, и увеличение субсидий, относимых ВТО к «зеленой корзине»).

Действующая методика субсидирования сельскохозяйственного производства в странах ЕАЭС как одной из форм государственной поддержки, основанная на выплате из расчета на единицу продукции, не позволяет избежать включения субсидий в «желтую корзину», регулируемую правилами ВТО. В связи с этим начисление и выплату субсидий следует производить сельхозтоваропроизводителям за количество произведенной растениеводческой и животноводческой продукции, которое должно определяться по базовой площади и средней урожайности возделывания сельскохозяйственных культур, поголовью, его продуктивности за последние 3 года. За базовую площадь принимаются сложившаяся посевная площадь, в животноводстве - поголовье животных, регулируемые и контролируемые Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан.

Субсидии, рассчитанные по такой методике, не стимулируют сельхозтоваропроизводителей в текущем году и не связаны с регулированием цен, они не включаются в «желтую корзину». Целесообразно выделение субсидий за произведенную продукцию в растениеводстве осуществлять из расчета 50 % объема на начало года и 50 % - после получения продукции; по животноводческой продукции в зависимости от уровня производства. Необходимо осуществлять субсидирование закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, поставляемую в государственный резерв и рыночный фонд, обеспечивающее рентабельность производства основных видов продукции в размере до 30 %. Выделять субсидии на удешевление сельскохозяйственной техники: на трактора - 35 %, зерновые комбайны - 40 %, другую сельхозтехнику - 30 % стоимости, приобретение запчастей и оборудования в размере 10 % стоимости для покрытия затрат при закупке, доставке и хранении [15].

Заключение. Исследование государственной финансовой поддержки сельскохозяйственного производства в условиях интеграции показывает, что наиболее важными аспектами являются: обеспечение равных условий доступа на общий продовольственный рынок производителей; унификация требований, связанных с обращением сельхозпродукции и продо-

вольствия; сбалансированное развитие производства и рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия; защита интересов производителей на внешних рынках; увеличение объемов экспорта и расширение его номенклатуры; согласованная агропромышленная политика на основе принципов равенства и учета интересов взаимовыгодной торговли и приоритетности удовлетворения спроса населения.

Это потребует внедрения механизмов межгосударственного взаимодействия, в том числе: государственная поддержка производства; регулирование агропродовольственного рынка; единые требования в сфере производства и обращения продукции, в сфере переработки

сельскохозяйственной продукции; обеспечение ветеринарного и санитарного благополучия; развитие экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия; инвестиционное развитие; прогнозирование и индикативное планирование; интегрированное информационное обеспечение.

Внедрение унификационного механизма государственного управления в странах ЕАЭС позволит поставить в равные экономические условия сельхозтоваропроизводителей, повысить эффективность производства, решить проблему обеспечения населения продуктами питания и другие вопросы развития экономики в странах ЕАЭС.

Литература

1. Влияние интеграции на конкурентоспособность национальной экономики (на примере АПК ЕАЭС) / А. Б. Темирбекова и др. // Евразийская экономическая интеграция. - 2015. - № 1 (26). - С. 95-118.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Тагг D. G. The Eurаsiаn Customs Unton ашо^ Russiа, Bekrus а^ Kаzаkhstаn: Сап it su^eed where its рredeсessоr fаiled? // FREE Policy Brief Series. - November, 2012. - http://freepolicy-briefs.org/wp-content/uploads/2012/11/free_policy_brief_tarrnov51 .pdf.

3. Алшанов Р. А. Экономическая политика и развитие взаимных бизнес-процессов в странах-участницах ЕАЭС // Казахстан-Спектр. - 2014. - № 2 (68). - С. 110-112.

4. Узин В. Формирование и регулирование общего аграрного рынка Евразийского экономического союза // АПК: экономика, управление. - 2015. - № 3. - С. 12-25.

5. Маслова В. В. Экономические аспекты формирования Евразийского экономического союза в аграрной сфере // Экономика сельского хозяйства России. - 2015. - № 7. - С. 89-95.

6. Глотова И. С. Развитие экономической интеграции в аграрном секторе Евразийского экономического союза : автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М., 2014. - 26 с.

7. Агропромышленная политика Евразийского экономического союза / под ред. С. С. Сидоренко. - М., 2015. - 74 с.

8. Государства - члены Таможенного союза и Единого экономического пространства в цифрах : крат. стат. сб. / Евразийская экономическая комиссия. - М., 2015. - 180 с.

9. Рекомендации по совершенствованию системы учета и контроля государственных средств сельхозтоваропроизводителей с учетом перспективного развития единого рынка сельхозпродукции и продовольствия в ЕАЭС / Г. А. Калиев и др. - Алматы, 2017. - 72 с.

10. Россия в цифрах - 2015 год : крат. стат. сб. / Росстат. - М., 2015. - 543 с.

11. Сельское хозяйство Республики Беларусь : стат. сб. - Минск : Белстат, 2015. - 318 с.

12. Перспективы развития проекта ЕАЭС к 2025 году. Рабочая тетрадь. Спецвыпуск / гл. ред. И. С. Иванов. - М.: РСМД, 2017. - 92 с. - URL : http://russiancouncil.ru/papers/EAEU2025-Paper-ru.pdf.

13. О ходе и результатах реализации в 2014 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы : нац. докл. / М-во сел. хоз-ва Рос. Федерации. - М., 2015. - URL : http:// smb.gov.ru/farmer/showproduct/15/196/.

14. The WTO 8nd Рreferentiаl Trade Аgreements: From со-existenсe to ^here^e : Wоrld Trade Reроrt 2011 / World Trade Organization. - Genevа, 2011. - 252 p. - URL : https://www.wto.org/eng-lish/res_e/booksp_e/anrep_e/world_trade_report11_e.pdf.

15. Сигарев М. И. Субсидирование сельскохозяйственного производства в Казахстане : метод. пособие. - Алматы : КазНИИ экономики АПК и развития сельских территорий, 2015. - 55 c.

References

1. Temirbekova A., Uskelenova A., Boluspaev Sh., Aldabergenov N. The impact of integration on the competitiveness of national economy (by the example of agro-industrial complex). Journal of Eurasian Economic Integration, 2015, no. 1 (26), pp. 95-118. (in Russian).

2. Tarr D.G. The Eurasian Customs Union among Russia, Belarus and Kazakhstan: Can it succeed where its predecessor failed? FREE Policy Brief Series, November, 2012, available at: http://freepolicy-briefs.org/wp-content/uploads/2012/11/free_policy_brief_tarrnov51 .pdf.

3. Alshanov R.A. Ekonomicheskaya politika i razvitie vzaimnykh biznes-protsessov v stranakh-uchastnikakh EAES [Economic policy and development of mutual business processes in EAEU member countries]. Kazakhstan-SPEKTR, 2014, no. 2 (68), pp. 110-112. (in Russian).

4. Uzin V. Formirovanie i regulirovanie obshchego agrarnogo rynka Evraziiskogo ekonomiches-kogo soyuza [Formation and regulation of a common agrarian market of the Eurasian Economic Union]. APK: ekonomika, upravlenie, 2015, no. 3, pp. 12-25. (in Russian).

5. Maslova V. Economic aspects of formation of the Euroasian economic union in the agrarian sphere. Ekonomika sel'skogo khozyaistva Rossii, 2015, no. 7, pp. 89-95. (in Russian).

6. Glotova I.S. Razvitie ekonomicheskoi integratsii v agrarnom sektore Evraziiskogo eko-nomicheskogo soyuza [The development of economic integration in the agrarian sector of the Eurasian Economic Union], Author's abstract, Moscow, 2014, 26 p. (in Russian).

7. Sidorenko S.S. (Ed.) Agropromyshlennaya politika Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza [The Agro-Industrial Policy of the Eurasian Economic Union], Moscow, 2015, 74 p. (in Russian).

8. The states - members of the Customs Union and the Single Economic Space in figures, short statistical collection, Moscow, 2015, 180 p. (in Russian).

9. Kaliev G.A., Sigarev M.I., Nurkuzhaev Zh.M., Dzhambaeva G.A., Alshembaeva L.T. Rekomen-datsii po sovershenstvovaniyu sistemy ucheta i kontrolya gosudarstvennykh sredstv sel'khoztovaroproiz-voditelei s uchetom perspektivnogo razvitiya edinogo rynka sel'khozproduktsii i prodovol'stviya v EAES [Recommendations about improvement of system of the account and control of public funds of agricultural producers taking into account perspective development of the uniform market of agricultural products and food in EAEU], Almaty, 2017, 72 p. (in Russian).

10. Russia in Figures - 2015, short statistical collection, Moscow, Rosstat publ., 2015, 543 p. (in Russian).

11. Agriculture of the Republic of Belarus, statistical collection, Minsk, Belstat publ., 2015, 318 p. (in Russian).

12. Ivanov I.S. (ed.) The prospects of development of the project of EAEU by 2025, Workbook, Special issue, Moscow, RSMD publ., 2017, 92 p., available at: http://russiancouncil.ru/papers/EAEU2025-Paper-ru.pdf. (in Russian).

13. On the progress and results of fulfilling in 2014 the state program of the development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for 2013-2020, National report, Moscow, 2014, available at: http://smb.gov.ru/farmer/showproduct/15/196/. (in Russian).

14. The WTO and Preferential Trade Agreements: From co-existence to Coherence, World Trade Report 2011, Geneva, World Trade Organization, 2011, 252 p., available at: https://www.wto.org/eng-lish/res_e/booksp_e/anrep_e/world_trade_report11_e.pdf.

15. Sigarev M.I. Subsidirovanie sel'skokhozyaistvennogo proizvodstva v Kazakhstane [Subsidizing agricultural production in Kazakhstan], Almaty, 2015, 55 p. (in Russian).

Сведения об авторах

Сигарев Михаил Иванович - д-р экон. наук, профессор, главный научный сотрудник Адрес для корреспонденции: 050057, Казахстан, Ал-маты, ул. Сатпаева, 30б E-mail: narynbaeva@mail.ru

About the authors

Sigarev Mikhail Ivanovich - Doctor of Economic sciences, Professor, chief research associate Postal address: 30b, Satpaeva ul., Almaty, 050057, Kazakhstan

E-mail: narynbaeva@mail.ru

Нарынбаева Айна Сериковна - канд. экон. наук, доцент, и.о. профессора департамента «Экономика и менеджмент»

Адрес для корреспонденции: 140000, Казахстан, Павлодар, ул. Ломова, 45 E-mail: narynbaeva@mail.ru

Для цитирования

Сигарев М. И., Нарынбаева А. С. Совершенствование государственной поддержки сельскохозяйственного производства в условиях интеграции стран ЕАЭС // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2017. - № 2 (58). - С. 155-164.

Narynbayeva Aina Serikovna - Candidate of Economic sciences, Associate Professor, acting Professor of the Department "Economy and management" Postal address: 45, Lomova ul., Pavlodar, 140000, Kazakhstan

E-mail: narynbaeva@mail.ru

For citations

Sigarev M.I., Narynbayeva A.S. Improving the government support for agricultural production in conditions of integration of the EAEC countries. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2017, no. 2 (58), pp. 155-164. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.