Научная статья на тему 'Инновации: потенциал экономического роста для импортозамещения на рынке продовольствия'

Инновации: потенциал экономического роста для импортозамещения на рынке продовольствия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации: потенциал экономического роста для импортозамещения на рынке продовольствия»

Инновации:

потенциал экономического роста для импортозамещения на рынке продовольствия

В.Н. Иванова, д-р экон. наук, профессор, С.Н. Серегин, д-р экон. наук, профессор Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)

Принятые санкции в отношении России со стороны Евросоюза, США, Австралии, Канады и других стран и ответные меры, изложенные в указе Президента Российской Федерации В.В. Путина на запрет ввоза на территорию страны отдельных видов сельскохозяйственного сырья и продовольствия, требуют от государства разработки эффективной аграрной политики по наращиванию объемов производства продукции из собственного сырья, а не поиска стран -поставщиков запрещенной продукции или замены одного импорта другим.

Решение проблемы увеличения объемов производства продукции российского АПК связано с многими факторами, но бесспорно, что одним из ключевых является внедрение ин-

новаций и новых технологий в производство: это позволит снизить производственные издержки и обеспечит рост конкурентоспособности производимой продукции.

Об этом свидетельствует опыт стран с развитой рыночной экономикой: США, Канады, Германии, Франции и других, которые решили проблему устойчивого обеспечения населения своих стран продовольствием и большую номенклатуру сельскохозяйственной и продовольственной продукции поставляют на экспорт, в том числе и в Россию. В основе такого успеха этих стран - институциональные преобразования в социально-экономической сфере, позволившие создать благоприятную инвестиционную среду для внедрения инноваций, новых технологий в произ-

водство, что в результате привело к значительному повышению благосостояния населения.

Нужно признать, что сфера инноваций сложна сама по себе, связана с высокими рисками и требует расширения доступа к новым знаниям, которыми в основном располагают вузы и научные учреждения. Обмен знаниями среди участников инновационной системы может обеспечиваться путем их тесного взаимодействия и налаживания кооперационных связей, создания новых парт-нерств в различных секторах экономики.

Инновационная система включает в себя государственные и частные институты, которые могут создавать и хранить знания и передавать их всем участникам инновационной деятельности для создания технологий, машин и оборудования, а также новых видов продукции.

Сегодняшнее развитие происходит в новых условиях, характеризующихся усложнением технологических решений и возрастанием влияния внешних источников знаний, а междисциплинарные исследования зачастую определяют успех инноваций. Кроме того, расширяются каналы передачи новых знаний, технологий, при этом важнейшим элементом инноваций становятся процессы

восприятия этих знании на личностном уровне.

В современном быстро меняющемся мире знания не статичны, они постоянно обновляются: их носителями являются представители не только науки и образования, но и бизнеса, и эти реалии должны учитываться в инновационной деятельности.

Знания позволяют на практике охватывать широкий спектр исследуемых задач, применение которых в реальном секторе экономика повышает результативность инновационной деятельности.

Эффективность инновационной системы определяется ее способностью разрабатывать различные комбинации привлекаемых ресурсов, создавая привлекательный образ этой сферы человеческой деятельности с целью поиска всевозможных источников финансирования для создания новых технологий и видов продукции.

Во всем этом сложном процессе трансформации новых знаний возрастает роль государства по налаживанию взаимодействия между участниками инновационной деятельности и созданию новых партнерств -это, по сути, ключ к успеху эффективности инновационной системы.

Рассматривая проблему формирования кооперационных связей между бизнесом и представителями сектора науки и образования, следует иметь в виду их различное отношение к целям, приоритетам и мотивации инновационного сотрудничества, что создает определенные барьеры в этом процессе.

Для науки и образования большой интерес представляют обмен новыми знаниями, дополнительное финансирование, трудоустройство выпускников вузов, стажировка специалистов на промышленных предприятиях. Для бизнеса сотрудничество с организациями науки и образования открывает доступ к новым знаниям и технологиям для проведения технико-технологической модернизации производства, выпуска нового ассортимента продукции, востребованной рынком.

Наличие взаимных интересов между участниками инновационной деятельности не исключает определенных противоречий между ними, связанных в первую очередь с получением практических результатов для бизнеса и увеличением прибыли компаний. Бизнес не всегда устраивает качество предлагаемых разработок и сроки их представления. Со своей стороны исследовательский сектор указывает на слабую мотива-

цию бизнеса к внедрению разработок российских ученых и конструкторов на производстве. Для науки характерно стремление к расширению научных знаний, для бизнеса - коммерческая выгода. Также существует определенная несогласованность по распределению прав на интеллектуальную собственность, которая возникает при проведении научных исследований.

В науке эта несовместимость между партнерами по проведению инновационной деятельности носит название «несовместимость культур», и она имеет объективные причины, основная из которых кроется, очевидно, в менталитете ученого и бизнесмена.

Устранять возникающие препятствия между ними призвано государство, задача которого состоит в формировании благоприятной среды для развития инноваций во всей системе исследований и разработок, а также внедрения их в производство.

Несмотря на то что государство за последние годы разработало и ввело в практику набор новых механизмов, направленных на расширение взаимодействия бизнеса и сектора исследований и разработок, многие ученые отмечают, что до настоящего времени нет системного и целостного подхода в инновационной политике государства, что тормозит создание инновационной продукции во многих отраслях сельскохозяйственного и промышленного производства.

Зарубежный и российский опыт проведения научных исследований и разработок в сфере инноваций в различных секторах экономики показывает, что, как правило, чем больше компании привлекают средств для финансирования НИ-ОКР, тем шире внедряются на производстве их результаты. Это позволяет им выводить на рынок новые виды продукции и в конечном счете обеспечивает этим производственным структурам конкурентные преимущества на рынке.

Экспертное сообщество, работающее в сфере инноваций, отмечает, что формирование инновационной системы в стране идет без явного доминирования участия вузов по налаживанию устойчивой научно-производственной кооперации с бизнесом при проведении научных исследований, тогда как приоритеты государственной политики в сфере трансформации сектора исследований связаны с расширением вовлечения университетов в процесс передачи знаний и технологий.

На это указывают и оценки ученых при проведении анализа ситуации в инновационной системе страны. Опросы, проведенные среди руководителей предприятий, показывают ухудшение ситуации с развитием вузовской науки. Так, если в 2011 г. доля руководителей предприятий, отметивших ухудшение в вузовском секторе науки, составило 16 %, то в 2012 г. она увеличилась до 37 %.

Причины такого положения дел скорее всего кроются в государственной инновационной политике, формирование которой шло под воздействием внешних факторов и заимствования зарубежного опыта, где свои исторические традиции, своя культура и определенные предпочтения, - там университеты являются центральным звеном в проведении научных исследований и разработок.

В Советском Союзе была создана своя трехуровневая система организации научного комплекса, которая успешно работала, она включала академическую науку с системой научно-исследовательских институтов РАН, отраслевую, куда входили ведомственные НИИ, опытно-конструкторские бюро, научные центры и вузовскую науку.

Поэтому заимствование зарубежного опыта не всегда приводит к достижению намеченных целей, а в отношении реорганизации вузовской науки у государства, очевидно, были завышенные ожидания, на что указывают многие ученые.

В этой связи вполне понятно, почему представители бизнеса чаще взаимодействуют с отраслевыми НИИ и конструкторскими бюро при проведении научных разработок для своих производств: эти разработки ориентированы на конечные результаты. Да и опыт работы университета в рамках технологической платформы «БиоТех 2030» говорит о том, что отраслевые институты не только тесно взаимодействуют с представителями российских компаний, но и сотрудничают в проведении исследований и выдаче заключений с иностранными партнерами по многим вопросам пищевой и перерабатывающей промышленности. Они ближе к производству, и поэтому им легче налаживать взаимодействие с индустриальными партнерами по продвижению инновационных разработок в промышленность.

Рассматривая проблемы налаживания научно-производственных кооперационных связей, необходимо учитывать специфику российских научных организаций и университетов, находящихся в постоянных ин-

ИННОВАЦИИ КАК ЗАЛОГ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

\ТЕМА НОМЕРА

ституциональных реформах и структурных преобразованиях, вследствие чего научные разработки запаздывают, снижается их качество, что заставляет бизнес обращаться к приобретению технологий и оборудования за рубеж.

При формировании семейства взаимосвязанных базовых технологий, объединенных общими целями, образуется «технологическая система», которая дает участникам инновационного процесса мощный импульс к переходу на новый уровень технологического развития и создания высокорентабельных производств, способных успешно конкурировать на мировых рынках продовольствия. Но чтобы эта система успешно заработала, необходимы институциональные и социально-экономические преобразования, которые должны снимать барьеры на пути передачи знаний и технологий в национальную инновационную систему. Только в условиях согласованности между технико-технологическими и социально-экономическими институциональными системами можно добиться поставленных целей и перейти на новый технологический уклад промышленности и высококонкурентный уровень производства продукции.

Сам принцип «технологической системы» критически важен при проведении исследований и разработок в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности. Это связано с тем, что в ряде отраслей промышленности применяются близкие по своим принципам технологии, а многие виды готовой продукции одних отраслей служат сырьем для других, вторичные ресурсы также находят применение в смежных отраслях промышленности, есть общие проблемы, связанные с утилизацией отходов и решением экологических вопросов.

Для примера можно привести планируемые исследования секции «Биотехнологии хранения и переработки агропродовольственной продукции» технологической платформы «БиоТех 2030» по разработке следующих тем, объединяющих производство продукции различных отраслей промышленности:

разработка технологий инновационных продуктов питания биокорри-гирующего действия, сбалансированных по нутриентному составу для различных социальных групп населения на основе отечественных природных источников биологически активных веществ;

создание современных пищевых систем заданного состава на основе

управления биохимическими процессами их образования с регулированием углеводного состава в условиях подвода современных видов высоких энергий.

Ключевые приоритеты в проведении научных исследований и выпуск инновационной продукции на основе новых технологий, основанных на принципе «технологической системы», связаны в первую очередь с глубиной переработки исходного сырья, созданием современной системы хранения сырья и продовольствия и вовлечением в хозяйственный оборот вторичных ресурсов. Разрабатывая новые ресурсосберегающие технологии по этим основным направлениям и внедряя их в производство, можно рассчитывать на успех в решении «продовольственного вопроса» и доминирование российских компаний на рынках продовольствия, и в конце концов, на решение проблемы им-портозамещения.

Успешность взаимодействия между представителями бизнеса, научными и образовательными организациями определяет степень инновационного развития экономики: именно на базе этого критерия строится политика по повышению конкурентоспособности российских компаний, работающих в сфере АПК. Компании, добившиеся высокой степени кооперации с научными организациями, становятся лидерами на продовольственном рынке страны.

Но как показывает анализ взаимодействия участников инновационного процесса, число компаний, активно участвующих в кооперационных связях с научными организациями и университетами в России, находится на уровне 20-23 %, что значительно ниже, чем в других развитых странах.

Проведенные рядом экономистов исследования по уровню кооперационной активности бизнеса и науки показывают, что в числе компаний, которые финансируют НИОКР, преобладают работающие в химических и машиностроительных отраслях промышленности, нефтегазового сектора и металлургии. В этих отраслях кооперационная активность по финансированию НИОКР варьирует от 38,6 % в секторе добычи нефти и газа до 55,2 % в химическом производстве от общего числа предприятий в отрасли.

Что касается предприятий, работающих в сфере производства пищевой продукции, то здесь картина, можно сказать, удручающая: только 16,7 % предприятий участвуют в финансировании НИОКР, при этом затраты компаний, которые направили более 1 % выручки на проведение

научных исследований, составили 7,8 %, а взаимодействуют с исследовательским сектором в сфере НИОКР 5,9 %.

Снижение темпов роста российской экономики и внешние факторы подталкивают государство к разработке комплекса мер по созданию национальной инновационной системы для обеспечения роста конкурентоспособности российской продукции, в том числе и продукции АПК, с целью решения проблем импортозаме-щения на продовольственном рынке страны. Поэтому в российской инновационной политике наметился определенный сдвиг в создании условий для инновационного развития компаний и активного взаимодействия государства, бизнеса, научных организаций и университетов.

Правительством приняты основополагающие документы, определяющие основные направления развития в научной и инновационной сферах.

Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р утверждены Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. и Государственная программа «Развитие науки и технологий» от 20 декабря 2012 г. № 2433-р.

В рамках этих базовых документов государство разработало ряд инструментов, направленных на развитие научно-производственной кооперации, в числе которых:

оказание господдержки проектам создания высокотехнологичных производств, реализуемых бизнесом во взаимодействии с вузами и научно-исследовательскими институтами (принято Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих проекты по созданию высокотехнологичного производства». Этим постановлением Министерству финансов Российской Федерации поручено обеспечить направление в 2014-2016 гг. ассигнований федерального бюджета на государственную поддержку этого направления в размере 19 млрд руб.;

создание в основных секторах экономики технологических платформ (в сводный перечень включены 34 технологические платформы);

поддержка программ развития инновационных территориальных кластеров;

оказание господдержки проектам, рекомендуемым технологическими платформами Российским фондом технологического развития;

налоговые преференции при списании расходов на НИОКР по отдельным тематическим направлениям, перечень которых утверждается правительством.

Необходимо отметить, что степень воздействия предложенных государством инструментов, направленных на стимулирование взаимодействия участников инновационной деятельности, в настоящее время трудно поддается измерению вследствие недостаточной бюджетной поддержки и нежелания многих компаний вкладывать собственные средства в проведение научных исследований.

Участвуя в реализации государственной инновационной политики, университетом проделан широкий спектр работ в области организации взаимодействия с НИИ РАН и представителями бизнеса по проведению научных исследований и разработке новых технологий производства пищевых продуктов.

В университете в настоящее время выстраивается система подготовки инженерных кадров во взаимодействии с ведущими в сфере хранения и переработки сельскохозяйственной продукции научно-исследовательскими институтами РАН, программами Технологической платформы «БиоТех 2030» и формируемыми инновационными территориальными кластерами. Университет пошел по пути создания базовых кафедр двух типов на базе:

научно-исследовательских институтов РАН, ведущих научные исследования в отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности;

предприятий, являющихся ведущими (системообразующими) в системе региональных кластеров.

На сегодняшний день нами создано 8 базовых кафедр с ведущими НИИ РАН, профильными министерствами и организациями бизнеса, также 3 ресурсных центра по организации всех видов практик с использованием новейшего оборудования и применением инновационных технологий мирового уровня.

Выбранный университетом подход к формированию базовых кафедр позволяет задействовать все компоненты инновационной подготовки инженерно-технических кадров. Образовательные программы мы создаем с учетом тесного взаимодействия с нашими партнерами по технологической платформе, где ведутся научные исследования по разработке новых биотехнологий, которые могут быть реализованы в программах развития территориальных кластеров.

Создание базовых кафедр с привлечением ведущих ученых отрасле-

вых институтов, осуществляющих научные разработки в различных отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности, связано, прежде всего, с разработкой инноваций и технологий в сахарной и крахмалопаточной отраслях промышленности, консервной и кондитерской промышленности, мясной и молочной отраслях, с внедрением современных методов хранения с применением холода.

Основная задача базовых кафедр университета состоит в повышении качества образования с использованием лабораторной базы Центра коллективного пользования «Пищевые технологии», передаче профессиональных знаний студентам и аспирантам для сокращения адаптационного периода при их вхождении в практическую производственную и творческую жизнь.

Вторая сторона этого взаимодействия - ускорение научных исследований по приоритетным направлениям НИОКР и передачи полученных результатов в производство.

Реализуемое сетевое взаимодействие позволяет использовать научный, производственный и лабораторный потенциал всех участников кластера. Взаимодействие университета с представителями научных организаций позволяет нам шире внедрять в образовательный процесс научные разработки институтов, передовой отечественный и зарубежный опыт, который в будущем найдет применение в работе будущих инженерных специалистов на производстве.

Хорошим примером может служить создание базовых кафедр во ВНИИ крахмалопродуктов с участием крахмалопаточного комбината «Амилко».

Компания «Амилко» является ведущим предприятием создаваемого инновационного территориального кластера по глубокой переработке зерна в г. Миллерово Ростовской области. Компания занимает второе место по объемам производства натуральных сахаристых веществ из зернового сырья после транснационального гиганта США «Каргилл».

Для реализации кластерного проекта на базовой кафедре разрабатывается программа развития кластера, которая включает:

строительство завода кристаллической глюкозы (не производится на территории России и в странах СНГ) мощностью 35 тыс. т в год, что позволит полностью заместить импорт из Европы и Китая;

строительство завода сорбитола (не производится на территории

России и в странах СНГ) мощностью 20 тыс. т в год, что позволит полностью заместить импорт из Европы;

создание нового производства модифицированных крахмалов (частично импортируются в Россию, частично производятся «Амилко»), это позволит полностью обеспечить потребности нефтедобывающей отрасли России бурильными крахмалами высокого качества;

строительство завода фруктозы мощностью 70 тыс. т в год для использования ее при производстве напитков и соков с точным углеводным составом на основе фруктозы.

В перспективах развития университета планируется в ближайшее время организация базовых кафедр на базе системообразующих предприятий кластеров по виноделию и переработке сельскохозяйственной продукции. Создание таких кластеров планируется в Крыму.

Проведение совместных поисковых и научных разработок проводится на базе секции «Биотехнологии хранения и переработки агропродо-вольственной продукции» технологической платформы «БиоТех 2030», руководит секцией академик РАН А.Б. Лисицын. Секцией проводится работа по отбору наиболее перспективных и востребованных рынком научных разработок новых ресурсосберегающих технологий для формирования «портфеля заказов», которые планируется обсудить на заседании Правления технологической платформы «БиоТех 2030» и затем предложить их для коммерциализации представителям бизнеса.

К примеру, в первый этап проведения исследований и разработок секции, которые востребованы промышленностью, планируется включить следующие проекты:

разработка и организация серийного производства инновационного оборудования, используемого в технологиях концентрированных молочных консервов общего и специального назначения в рамках создания инжинирингового центра «Био-пищемаш»;

разработка и освоение производства мембранных фильтровальных установок с вращающимися фильтрующими элементами из пористой корундовой керамики для молочной и пищевой промышленности в рамках создания инжинирингового центра «Биопищемаш»;

разработка инновационных технологий глубокой переработки зерна для производства сахаристых веществ и высокобелковых продуктов с целью импортозамещения на рынке натуральных сахаристых веществ;

ИННОВАЦИИ КАК ЗАЛОГ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

\ТЕМА НОМЕРА]

разработка инновационной технологии получения медицинской и пищевой ангидридной глюкозы для медицинской и пищевой промышленности;

разработка ресурсосберегающей биотехнологии глубокой переработки зерна и вторичных биоресурсов пищевой промышленности с целью получения в одном технологическом процессе биоспиртов, пищевых кислот, ферментов, биологически активных пищевых и кормовых добавок.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС), который в рамках евразийской интеграции с 1 января 2015 г. создается на базе Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии с дальнейшим расширением его за счет вхождения Армении, Киргизии и Таджикистана, станет следующим этапом по пути углубления межгосударственной интеграции с созданием зоны свободной торговли стран -участниц Союза с целью объединения ресурсов для устойчивого развития сельскохозяйственного производства и повышения его конкурентоспособности. Сегодня это мировая практика, такие союзы работают на различных континентах планеты.

Цель создаваемых союзов - не только обеспечивать конкурентоспособность производимой в них продукции и противостоять натиску транснациональных компаний, но и решать проблемы продовольственной безопасности стран - участниц этих объединений.

Ключ к успеху реализации целевых установок ЕАЭС находится в плоскости разработки концепции инновационного развития основных секторов АПК данного объединения государств, с учетом национальных интересов и имеющихся ресурсов стран - участниц союза. Разработку концепции инновационного развития могли бы взять на себя созданные в рамках Таможенного союза отраслевые ассоциации и союзы, но эти структуры не успевают за решениями, которые принимаются высшими руководителями стран - участниц по углублению интеграционных процессов: в настоящее время даже не разработаны отраслевые программы развития.

Необходимость разработки данной концепции назрела и совершенно очевидно, что в ее разработке должны участвовать ведущие ученые стран

Союза. Координацию и организацию проведения разработки следовало бы поручить вновь созданной Аграрной ассоциации стран ЕАЭС, располагающей высокопрофессиональным кадровым потенциалом.

Результаты нашего анализа показывают, что только используя все инструменты инновационного развития, можно обеспечить устойчивый экономический рост в производстве продукции агропромышленного комплекса и на этой основе решить проблему импортозамещения. Но чтобы инновационная система эффективно работала и могла создавать новые знания, технологии и современную продукцию, государству и бизнесу необходимо больше средств инвестировать в развитие человеческого потенциала и высококвалифицированный рынок труда. Это позволит создавать дополнительные стимулы для усиления кооперационных связей между предпринимательским сообществом и государственными структурами при проведении исследований и разработок, укрепления их взаимодействия на принципах государственно-частного партнерства.

i 18"я Международная выставка

Approved

Event Пищевых ингредиентов, добавок и ароматизаторов

J

ingredients

RUSSIA

17-19 марта 2015 года

ВДНХ (ВВЦ), Павильон 75 Москва. Россия

www.ingred.ru

11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По вопросам участия

обращайтесь:

Тел.: +7(495)935 7350

Факс:+7 (495) 935 7351

ingredients@ite-expo.ru

мри поддержке: идновреме

(ШШ К"

V *'J 'я и мяс

ИНДУС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.