Научная статья на тему 'Современная исламская экономика как альтернатива традиционной рыночной модели'

Современная исламская экономика как альтернатива традиционной рыночной модели Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солдатова А. О.

Поиск финансовых альтернатив и обращение к новым подходам в управлении финансами имеет принципиальное значение при существовании тех или иных ограничений в финансовой деятельности, проведение определенных финансовых операций. Примером тому служит модель исламской экономики, отрицающей базовый принцип возвратности инвестиций, провозглашая запрет на взимание процента за пользование денежными средствами. Прогнозируется, что исламский банкинг сможет стать альтернативным курсом развития финансовой системы, приходящим не на замену, а в дополнение традиционному метода финансирования бизнеса, открывая для бизнеса новые источники «длинных» пассивов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная исламская экономика как альтернатива традиционной рыночной модели»

2. ФЗ РФ от 25.02.1999 г. N 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

3. Агропромышленный комплекс России в 2007 г. // МСХ РФ. - М., 2008. - С. 8, 55-60.

4. Балбеков А.И. Инвестиционная стратегия предприятия. - Воронеж, 2004. - 181 с.

5. Бочаров В.В. Инвестиционный менеджмент. - СПб.: Питер, 2000. -160 с.

6. Инвестиции: учебник / Под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова, В.А. Лялина. - М.: ООО «ТК Велби», 2003. - 440 с.

7. Экономическая оценка инвестиций / Г. С. Староверова, А.Ю. Медведев, И.В. Сорокина. - М.: Кнорус, 2006. - 312 с.

СОВРЕМЕННАЯ ИСЛАМСКАЯ ЭКОНОМИКА КАК АЛЬТЕРНАТИВА ТРАДИЦИОННОЙ РЫНОЧНОЙ МОДЕЛИ

© Солдатова А.О.*

Leasing Virtual Club, г. Москва

Поиск финансовых альтернатив и обращение к новым подходам в управлении финансами имеет принципиальное значение при существовании тех или иных ограничений в финансовой деятельности, проведение определенных финансовых операций. Примером тому служит модель исламской экономики, отрицающей базовый принцип возвратности инвестиций, провозглашая запрет на взимание процента за пользование денежными средствами. Прогнозируется, что исламский банкинг сможет стать альтернативным курсом развития финансовой системы, приходящим не на замену, а в дополнение традиционному метода финансирования бизнеса, открывая для бизнеса новые источники «длинных» пассивов.

Коран запрещает любые виды ростовщичества, вознаграждения за предоставленные во временное пользование денежные средства. Финансовые операции исламского финансового мира основаны исключительно на реальной экономической деятельности: не разрешается вкладывать средства в такие сферы, как табак, алкоголь, азартные игры и вооружения. С учетом обозначенных ограничений функционирования исламская финансовая экономика обнаруживает альтернативные способы привлечения инвесторов, а финансовые учреждения стран мусульманского мира предоставляют все

* Заместитель главного редактора журнала «Лизинг ревю», кандидат экономических наук.

более широкий спектр разнообразных финансовых услуг, например, привлечение средств, распределение активов, услуги по осуществлению платежей и валютных расчетов, а также конвертирование и смягчение рисков. В этом и заключается феномен исламских финансов - проведение операций с использованием финансовых инструментов, согласующихся с принципами шариата. Надо сказать, что для этого финансовые посредники проявляют фантазию и креативность.

Способы получения доходов в соответствии с законами ислама получили отдельное название исламских финансов (Islamic finance) и разработан ряд соответствующих шариату структур финансирования и инвестирования, соответствующих принципом Ислама:

- Мурабаха (продажа с оговоренной маржой) - наиболее распространенная форма исламского финансирования, используемая преимущественно для краткосрочного финансирования торговых операций, но также применимая к долгосрочному инвестированию. Финансовая организации приобретает определенное имущество, указанное клиентом для его последующей продажи клиенту на условиях рассрочки платежа и с определенной наценкой, которая и составит прибыль посредника.

- Мудараба (долевое инвестирование) - особая форма партнерства, выраженная в предоставлении фондирования управляющему. Согласно исламским принципам распределения рисков и прибыли одна сторона предоставляет свои деньги в управление другой стороне, которая принимает на себя обязанности управляющего.

- Мушараха (долевое участие) - в отличие от Мударабы данный вид партнерства используется для совместной инвестиционной деятельности и предполагает предоставление капитала всем участниками. Происходит разделение активов на доли, поступления от которых (например, платежи по договорам аренды недвижимости), поступления от которых разделяются между участниками пропорционально. Формируются сертификаты участия для инвесторов или исламского банка1, которые удостоверяют долю в капитале.

- Иджара (аренда, лизинг) - арендодатель (финансовая организация), который приобретает имущество и сдает его арендатору на определенное время либо за фиксированную арендную плату, либо за согласованную часть прибыли от использования имущества. Иджара допускает два вида организации аренды. Первый вид - долгосрочная аренда, по завершении которой имущество переходит в собственность арендатору (Иджара ва латино). Это аналог классического

1 Основной принцип исламского банка - кредиты не выдаются под проценты. Депозиты населения также являются беспроцентными, а главное, что исламские банки наряду с заемщиками несут убытки по проектам, в которые инвестировались средства.

финансового лизинга. Второй вид - это краткосрочная аренда, по окончании срока которой имущество остается в собственности финансовой организации (оперативный лизинг).

- Сукук (пай, инвестиционный сертификат) удостоверят право бенефициарной собственности. Его часто называют исламской облигацией, обеспеченной активом, но по своим характеристикам считается ближе к инвестиционном сертификату. На определенный момент времени все риски и все доходы от определенного актива принадлежат инвесторам (держателям сукук).

Несмотря на концептуальную простоту основных видов исламских финансовых инструментов, на практике они могут усложняться, поскольку некоторые банки используют сочетание характеристик двух и более видов инструментов, чтобы удовлетворить пожелания клиента.

Так, разработка исламских инструментов для денежно-кредитных операций оказалась концептуально сложной задачей. В странах с двойственной банковской системой отсутствие беспроцентных ценных бумаг ограничивало возможности денежно-кредитного регулирования. Ликвидный характер банковских обязательств, связанный с преобладанием депозитов с короткими сроками погашения, объясняет предрасположенность системы хранить значительные объемы ликвидных активов и избыточных резервов. Это, в свою очередь, препятствует финансовому посредничеству и углублению рынка. Трудности, возникающие при определении нормы прибыли на такие инструменты, также сдерживали развитие денежного и межбанковского рынков.

Запрет ссудного процента в исламской экономике не означает, что не допускается получение прибыли или поощрение к возврату к чисто наличным расчетам или бартерной экономике. Это скорее призыв участников системы к разделению всеми сторонами финансовых операций между собой риск и прибыль или убытки предприятия. В целях управления рисками исламские финансовые инструменты имеют форму договоров между поставщиками и пользователями средств.

В частности, с учетом декларируемого отказа от процента в исламской финансовой системе не встретить фьючерсных сделок. Например, существует запрет на продажу урожая пшеницы, который ещё не выращен, что является обычным делом в западной экономике. Это согласуется с принципиальным запретом исламских финансов «игру со временем»: запрет на взимание процента за пользование деньгами, запрет на взимание платы за время. Фактически под вопрос ставится цена денег и их стоимость во времени. Ближе всего при данных ограничениях оказывается понятие проектного инвестирования, которое связано с разделением рисков и долевым участием клиента в капитале банка. Банк не получает процента, банк изучает у человека, который пришёл к нему за помощью, предложенный бизнес-план, анализирует риски.

Страны могут иметь разную по масштабу и охвату исламскую банковскую систему - от полностью исламской системы (Иран и Судан) до системы, в которой сосуществуют традиционные и исламские учреждения (Индонезия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты и Пакистан) или действует всего один или два исламских банка. Современная тенденция, по-видимому, заключается в разделении между исламскими и традиционными банками. Некоторые страны предпочитают четкое разделение между такими банками, тогда как в других странах традиционным банкам разрешено создавать отделения для исламских банковских операций, что открывает путь к участию некоторых ведущих международных банков. Даже крупные традиционные банки США и Европы открывают отделения, работающие на принципах исламской финансовой системы.

Одна из важнейших задач развития современной исламской экономики -разработка системы управления, надзора и регулирования деятельности исламских банков. Прежде всего, в странах, в которых существуют исламские банки, нет единого подхода к решению этой проблемы. Согласно одной из двух основных точек зрения (которой придерживаются, например, органы регулирования в Малайзии и Йемене), режим надзора и регулирования, применяемый центральными банками в отношении исламских банков, должен радикально отличаться от режима в отношении традиционных банков. Вторая распространенная точка зрения признает уникальный характер деятельности исламских банков, но отдает предпочтение применению к ним такого же режима надзора и регулирования со стороны центрального банка, как и в отношении традиционных банков, с небольшими изменениями и специальными правилами, которые обычно официально издаются в виде циркулярных писем центрального банка. Примерами стран, в которых практикуется такая форма надзора и регулирования со стороны центрального банка, являются Бахрейн и Катар.

В России концепция исламского финансирования пока только начинает осваиваться. Причем, оценивая потенциал российских регионов в точки зрения развития исламских финансов, очевидным образом следует отдать пальму первенства регионам исламского вероисповедания. Здесь лидируют соседние республики Башкортостан и Татарстан. Диверсифицированная и развитая экономика региона, наличие существенных углеводородных и определенных золотых запасов, а также современных нефтехимических, высокотехнологичных индустриальных производств делают регион привлекательным для внешних инвесторов. Опыт персонального общения с ближневосточными инвесторами говорит, что эти достоинства региона понимаются и по достоинству оценены.

По мнению экспертов, хорошей площадкой для развития исламского банкинга в Российской Федерации может стать Чеченская Республика, хорошей площадкой, а главное, первым регионом в России, в котором будет создан исламский банкинг по модели Банка Исламского развития в Джидде.

Весьма заметно прогрессивное движение в активизации исламского банкинга на постсоветском пространстве. В 2011 году была реализована первая в СНГ сделка Мурабаха по привлечению синдицированного финансирования, закрыта «АК БАРС» БАНКом на один год на сумму 60 млн. долларов США. Реализация сделки стала возможной при содействии глобальных корпораций. В сделке принимала участие Исламская корпорация по развитию частного сектора (группа Исламского Банка Развития) и Ситибанк.

Власти Казахстана утвердили Дорожную карту по развитию исламского финансирования до 2020 года. Документ предусматривает реализацию комплекса мер по внедрению исламского банкинга на финансовый рынок Республики. Основное направление работы - совершенствование законодательства для решения правовых вопросов взаимоотношения на стыке традиционного финансирования с исламским финансированием. В рамках предыдущей Дорожной карты развития исламских финансов до 2012 в республике появился первый исламский финансовый институт A1 Hilal Bank и велась работа по открытию второго такого банка для обслуживания малого и среднего предпринимательства, также были внесены поправки в законодательство в части выпуска ценных бумаг, налогового права и страхования. Кроме того, были организованы международные конференции, научно-практические семинары, осуществлен выпуск учебной литературы по исламским финансам и др.

Список литературы:

1. Беккин Р.И. Исламская экономика. Краткий курс. - М.: «АСТ: Восток-Запад», 2008. - 288 с.

2. Беккин Р.И. Исламская экономическая модель и современность. - М.: Издательский дом Марджани, 2010. - 352 с.

3. Роббе Ж., Али П. Секьюритизация и право. - М.: Волтерс Клувер, 2008.

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

© Стоян Е.С.*

Днепропетровский национальный университет им. Олеся Гончара, Украина, г. Днепропетровск

Определены уровни управления предприятиями международного туризма, а также раскрыта суть и определены основные инструменты методов управления в зависимости от форм и способов влияния.

* Аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.