Научная статья на тему 'Исламская финансовая модель как образец современной инновационной экономики'

Исламская финансовая модель как образец современной инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солдатова А. О.

На протяжении последних 8 лет концепция инновационной экономики является своего рода визитной карточкой правительственной программы современного экономического развития России. Пока в стране ведутся дискуссии о том, что считать инновационной экономикой и как оценить ее значение в общенациональном масштабе страны, мировая экономическая система предлагает все новые модели современного инновационного развития. Принимая во внимание все нарастающее влияние исламского рынка на карте мировой геополитики модель исламской экономики справедливо можно считать одним из примеров инновационной развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исламская финансовая модель как образец современной инновационной экономики»

- отрицательная реакция партнеров по бизнесу, поставщиков, кредиторов, банков, потребителей продукции на те или иные мероприятия;

- задержка с предоставлением бухгалтерской отчетности и ее качество, что может свидетельствовать либо о сознательных действиях, либо о низком уровне квалификации персонала;

- увеличение задолженности инновационной оргнизации поставщикам и кредиторам и др [8].

Санация должна быть нацелена на сохранение предприятия (организации) путем разработки и реализации комплексной программы его оздоровления и развития (рис. 2).

Созданный нами механизм реализации процедур банкротства инновационной организации приведен на рис. 3. На наш взгляд, это достаточно полная схема нейтрализации банкротства инновационной организации [9].

Список литературы:

1. Серегин А.М. Эффективность малого бизнеса. - М.: Экономика, 2011.

2. Статистика науки и инноваций / Краткий терминологический словарь. Центр исследований и статистики науки. - М., 2010.

3. Стуков С.А. Функционально-стоимостной анализ. - Калинин, 2010.

4. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. - М., 2009.

5. Уотерман Р. Фактор обновления: пер. с англ. / Академия народного хозяйства при правительстве РФ. - М.: Дело, ЛТД, 2008.

6. Хучек М. Инновации на предприятиях и их внедрение. - М.: Луч, 2008.

7. Шумпетер И. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 2009.

8. Экономика и бизнес (теория и практика предпринимательства) / Под ред. В.Д. Камаева. - М., 2009.

9. Экономика и статистика фирм / Под ред. проф. С.Д. Ильенковой. -М.: Финансы и статистика, 2010.

10. Ягудин С.Ю. Малые фирмы инновационной деятельности первичных организаций ВОИР // Теория и практика изобретательства и рационализации и патентно-лицензионной работы. - М.: Российский Дом знаний, 2009.

ИСЛАМСКАЯ ФИНАНСОВАЯ МОДЕЛЬ КАК ОБРАЗЕЦ СОВРЕМЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

© Солдатова А.О.*

Leasing Virtual Club, г. Москва

На протяжении последних 8 лет концепция инновационной экономики является своего рода визитной карточкой правительственной программы современного экономического развития России. Пока в стране ведутся дискуссии о том, что считать инновационной экономи-

* Заместитель главного редактора журнала «Лизинг ревю», кандидат экономических наук.

кой и как оценить ее значение в общенациональном масштабе страны, мировая экономическая система предлагает все новые модели современного инновационного развития. Принимая во внимание все нарастающее влияние исламского рынка на карте мировой геополитики модель исламской экономики справедливо можно считать одним из примеров инновационной развития.

Инновация, как известно - неотъемлемый элемент прогрессивного развития. Еще в 1911 году австрийский экономист Йозеф Шумпетер отмечал, что развитие экономики и отдельных ее отраслей основывается на активном внедрении новинок и инноваций. Спустя 80 лет на рынке появился термин «финансовый инжиниринг», который по определению Дж. Финерти, включает в себя проектирование, разработку и реализацию инновационных финансовых инструментов и процессов, а также творческий поиск новых подходов к решению проблем в сфере финансов.

Поиск финансовых альтернатив и обращение к новым подходам в управлении финансами имеет принципиальное значение при существовании тех или иных ограничений в финансовой деятельности, проведение определенных финансовых операций. Примером тому и служит модель исламской экономики, отрицающий базовый принцип возвратности инвестиций, провозглашая запрет на взимание процента за пользование денежными средствами.

Коран запрещает любые виды ростовщичества, вознаграждения за предоставленные во временное пользование денежные средства. Финансовые операции исламского финансового мира основаны исключительно на реальной экономической деятельности: не разрешается вкладывать средства в такие сферы, как табак, алкоголь, азартные игры и вооружения. С учетом обозначенных ограничений функционирования исламская финансовая экономика обнаруживает альтернативные способы привлечения инвесторов, а финансовые учреждения стран мусульманского мира предоставляют все более широкий спектр разнообразных финансовых услуг, например, привлечение средств, распределение активов, услуги по осуществлению платежей и валютных расчетов, а также конвертирование и смягчение рисков. В этом и заключается феномен исламских финансов - проведение операций с использованием финансовых инструментов, согласующихся с принципами шариата. Надо сказать, что для этого финансовые посредники проявляют фантазию и креативность.

Способы получения доходов в соответствии с законами ислама получили отдельное название исламских финансов (Islamic finance) и разработан ряд соответствующих шариату структур финансирования и инвестирования, соответствующих принципом Ислама:

- Мурабаха (продажа с оговоренной маржой) - наиболее распространенная форма исламского финансирования, используемая преимущественно для краткосрочного финансирования торговых операций, но также применимая к долгосрочному инвестированию. Финансовая организации приобретает определенное имущество, указанное клиентом для его последующей продажи клиенту на усло-

виях рассрочки платежа и с определенной наценкой, которая и составит прибыль посредника.

- Мудараба (долевое инвестирование) - особая форма партнерства, выраженная в предоставлении фондирования упроавляющему. Согласно исламским принципам распределния рисков и прибыли одна сторона предоставляет свои деньги в управление другой стороне, которая принимает на себя обязанности управляющего.

- Мушараха (долевое участие) - в отличие от Мударабы данный вид партнерства используется для совместной инвестиционной деятельности и предполагает предоставление капитала всем участниками. Происходит разделение активов на доли, поступления от которых (например, платежи по договорам аренды недвижимости), поступления от которых разделяются между участниками пропорционально. Формируются сертификаты участия для инвесторов или исламского банка1, которые удостоверяют долю в капитале.

- Иджара (аренда, лизинг) - арендодатель (финансовая организация), который приобретает имущество и сдает его арендатору на определенное время либо за фиксированную арендную плату, либо за согласованную часть прибыли от использования имущества. Иджара допускает два вида организации аренды. Первый вид - долгосрочная аренда, по завершении которой имущество переходит в собственность арендатору (Иджара ва латино). Это аналог классического финансового лизинга. Второй вид - это краткосрочная аренда, по окончании срока которой имущество остается в собственности финансовой организации (оперативный лизинг).

- Сукук (пай, инвестиционный сертификат) удостоверят право бенефициарной собственности. Его часто называют исламской облигацией, обеспеченной активом, но по своим характеристикам считается ближе к инвестиционном сертификату. На определенный момент времени все риски и все доходы от определенного актива принадлежат инвесторам (держателям сукук).

Несмотря на концептуальную простоту основных видов исламских финансовых инструментов, на практике они могут усложняться, поскольку некоторые банки используют сочетание характеристик двух и более видов инструментов, чтобы удовлетворить пожелания клиента.

Так, разработка исламских инструментов для денежно--кредитных операций оказалась концептуально сложной задачей. В странах с двойственной банковской системой отсутствие беспроцентных ценных бумаг ограничивало возможности денежно-кредитного регулирования. Ликвидный характер банковских обязательств, связанный с преобладанием депозитов с короткими сроками погашения, объясняет предрасположенность системы хранить значи-

1 Основной принцип исламского банка - кредиты не выдаются под проценты. Депозиты населения также являются беспроцентными, а главное, что исламские банки наряду с заемщиками несут убытки по проектам, в которые инвестировались средства.

тельные объемы ликвидных активов и избыточных резервов. Это, в свою очередь, препятствует финансовому посредничеству и углублению рынка. Трудности, возникающие при определении нормы прибыли на такие инструменты, также сдерживали развитие денежного и межбанковского рынков.

Следует отметить и так называемое исламское страхование, приобретающее сегодня все большую популярность. «Такафул» или исламское страхование - это система, основанная на принципах взаимной помощи (таавун) и добровольных взносах (табарру), предусматривающая коллективное и добровольное распределение рисков среди участников группы. Такафул представляет собой форму страхования, удовлетворяющую принципам исламского права. В переводе с арабского языка означает «взаимное предоставление гарантии». «Такафул» используется на сегодняшний день все большим числом исламских финансовых посредников. Участники, или страхователи (в традиционном понимании) передают свои взносы оператору, или страховщику в виде дара для их эффективного использования с тем условием, что при наступлении страхового случая деньги будут возвращены. Часть взносов поступает в накопительный фонд, от инвестирования которого участники имеют возможность получать регулярный доход в оговоренной в контракте доле, которая обычно составляет 50 или 60 процентов. При этом запрещено инвестировать в акции или активы компаний, ведущих противоречащую принципам Шариата деятельность: производство и торговля алкоголем, табачными изделиями, игорный бизнес и некоторые другие. Как правило, инвестиции осуществляются в акции, входящие в Dow Jones Islamic Market Index. соответствующих издержек.

Важным моментом в деле реализации идеи страхования в мусульманском обществе является необходимость учитывать порядок наследования в Шариате. Дело в том, что в соответствии с принципами наследования по мусульманскому праву, выгодоприобретатель по договору страхования не является абсолютным бенифициарием, а лишь доверительным собственником или, если точнее выразиться, доверительным владельцем. Иными словами, он, например, не может претендовать на все накопленные по полису страхования жизни средства после смерти страхователя (застрахованного), если не является его законным наследником, даже если тот написал в его пользу завещание. На сегодняшний день страны Европы и Центральной Азии рассматриваются специалистами в области исламского финансирования как наиболее перспективные в плане развития системы исламского страхования.

Запрет ссудного процента в исламской экономике не означает, что не допускается получение прибыли или поощрение к возврату к чисто наличным расчетам или бартерной экономике. Это скорее призыв участников системы к разделению всеми сторонами финансовых операций между собой риск и прибыль или убытки предприятия. В целях управления рисками исламские финансовые инструменты имеют форму договоров между поставщиками и пользователями средств.

В частности, с учетом декларируемого отказа от процента в исламской финансовой системе не встретить фьючерсных сделок. Например, существует запрет на продажу урожая пшеницы, который ещё не выращен, что является

обычным делом в западной экономике. Это согласуется с принципиальным запретом исламских финансов «игру со временем»: запрет на взимание процента за пользование деньгами, запрет на взимание платы за время. Фактически под вопрос ставится цена денег и их стоимость во времени. Ближе всего при данных ограничениях оказывается понятие проектного инвестирования, которое связано с разделением рисков и долевым участием клиента в капитале банка. Банк не получает процента, банк изучает у человека, который пришёл к нему за помощью, предложенный бизнес-план, анализирует риски.

Страны могут иметь разную по масштабу и охвату исламскую банковскую систему - от полностью исламской системы (Иран и Судан) до системы, в которой сосуществуют традиционные и исламские учреждения (Индонезия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты и Пакистан) или действует всего один или два исламских банка. Современная тенденция, по-видимому, заключается в разделении между исламскими и традиционными банками. Некоторые страны предпочитают четкое разделение между такими банками, тогда как в других странах традиционным банкам разрешено создавать отделения для исламских банковских операций, что открывает путь к участию некоторых ведущих международных банков. Даже крупные традиционные банки США и Европы открывают отделения, работающие на принципах исламской финансовой системы.

Одна из важнейших задач развития современной исламской экономики -разработка системы управления, надзора, регулирования деятельности исламских банков. Прежде всего, в странах, в которых существуют исламские банки, нет единого подхода к решению этой проблемы. Согласно одной из двух основных точек зрения (которой придерживаются, например, органы регулирования в Малайзии и Йемене), режим надзора и регулирования, применяемый центральными банками в отношении исламских банков, должен радикально отличаться от режима в отношении традиционных банков. Вторая распространенная точка зрения признает уникальный характер деятельности исламских банков, но отдает предпочтение применению к ним такого же режима надзора и регулирования со стороны центрального банка, как и в отношении традиционных банков, с небольшими изменениями и специальными правилами, которые обычно официально издаются в виде циркулярных писем центрального банка. Примерами стран, в которых практикуется такая форма надзора и регулирования со стороны центрального банка, являются Бахрейн и Катар.

Список литературы:

1. Беккин Р.И. Исламская экономика. Краткий курс. - М.: АСТ: Восток-Запад. - 2008. - С. 288.

2. Беккин Р.И. Исламская экономическая модель и современность. - Издательский дом Марджани, 2010. - С. 352.

3. Роббе Ж., Али П. Секьюритизация и право. - М.: Волтерс Клувер, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.